Мониторинг изменений за период 13.03.17 - 19.03.17
- Бухгалтерский учет и налогообложение
- Пенсионное и социальное страхование и обеспечение
- Законопроекты
- Судебная практика
- Прочее
Бухгалтерский учет и налогообложение
Обновлены формы некоторых документов, используемых налоговыми органами при взыскании задолженности по ряду платежей
В частности, утверждены новые формы:
- требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций и ИП);
- требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
- решения о взыскании требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему РФ;
- поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему РФ;
- поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему РФ;
- поручения на продажу иностранной валюты с валютного счета налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) и иных документов;
- решения и постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента, банка);
- решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента, банка);
- постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента);
- решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и иных документов.
Утратившими силу признаны Приказы ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@, от 02.12.2013 N ММВ-7-8/553@, от 14.07.2015 N ММВ-7-8/284@, от 23.06.2014 N ММВ-7-8/330@, от 20.03.2015 N ММВ-7-8/116@.
(Приказ ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам», зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2017 N 45958)
Пенсионное и социальное страхование и обеспечение
Обновлен регламент по информированию ПФР застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования
Результатом предоставления данной госуслуги является получение заявителем сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета по форме «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (СЗИ-6) (утв. Постановлением Правления ПФР от 15.06.2016 N 491п).
Уточнено также, что госуслуга предоставляется заявителю при его обращении о предоставлении сведений о состоянии ИЛС в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр (в случае, если между территориальным органом ПФР и МФЦ заключено соответствующее соглашение) в срок, не превышающий 10 дней со дня получения запроса.
При направлении заявителем запроса в электронном виде, поданного через Интернет, включая Единый портал госуслуг или через сайт ПФР с использованием «Личного кабинета застрахованного лица», сведения по запросу предоставляются заявителю в режиме реального времени в день обращения.
Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 12.08.2014 N 547н, которым был утвержден ранее действовавший регламент такого информирования.
(Приказ Минтруда России от 16.01.2017 N 38н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 N 45920)
ФСС РФ обновлена технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде с применением электронной подписи
Технология предназначена для организации защищенного юридически значимого электронного документооборота и определяет в числе прочего процедуру взаимодействия между его участниками, набор требований к формату, логическому контролю и шифрованию расчета, а также порядок действий в случае возникновения проблем при осуществлении электронного документооборота с применением электронной подписи.
Настоящий приказ применяется при предоставлении расчетов страхователей начиная с I квартала 2017 года.
Прием и обработка расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется в порядке, установленном до вступления в силу настоящего приказа.
(Приказ ФСС РФ от 09.03.2017 N 83 «О внесении изменений в Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. N 19 «О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования»)
Законопроекты
Второе чтение в Госдуме прошел законопроект об электронных больничных
Госдума приняла во втором чтении законопроект № 27110-7 об использовании листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
Предусматривается возможность использования больничного листка как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, сформированного в автоматизированной информационной системе, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью медработника и имеющего равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бланке. Поправки вносятся в статью 13 федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Ко второму чтению в законопроект внесено уточнение — усиленная квалифицированная электронная подпись на больничном должна присутствовать не только со стороны медработника, но и со стороны медорганизации.
Больничный в электронном виде будет выписываться только с согласия застрахованного лица. Согласие должно быть письменным. Еще одно условие для формирования такого больничного — участие медорганизации и страхователя (то есть работодателя) в специальной системе информационного взаимодействия.
Закон согласно подправленной версии проекта должен вступить в силу с 1 июля 2017 года. Напомним, что изначально власти намеревались запустить новшество уже с 1 января.
Кстати, уже появился проект первого подзаконного акта в отношении новшества, так что его реализация на практике, возможно, не затянется.
ФНС разрабатывает новые формы отчетности по НДФЛ для налоговых агентов
Федеральная налоговая служба разместила уведомление о начале разработки приказа, утверждающего формы отчетности налоговых агентов по НДФЛ.
Текст проекта приказа пока не опубликован, в кратком описании проекта написано, что планируется «утверждение формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом и сведений о доходах физического лица, порядка его заполнения, а также формата представления расчета налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом и сведений о доходах физического лица в электронной форме». Т.е. меняться будут как расчет 6-НДФЛ, так и справку 2-НДФЛ
Судебная практика
Суды разрешили вычет по колесной технике, приобретенной в период освобождения от НДС
С 1 января 2013 года предприниматель использовал право на освобождение от уплаты НДС на основании статьи 145 НК (по критерию величины выручки). В октябре 2013 года он приобрел транспортные средства на сумму 3,2 млн рублей (счета-фактуры выставлены и оплачены с учетом НДС). Транспортные средства приняты к учету. С ноября ИП утратил право на освобождение от НДС – сумма выручки превысила 2 млн рублей. Предприниматель заявил вычет в декларации по НДС за 4 квартал 2013 года.
По результатам выездной проверки ИФНС указала на невозможность вычета налога со стоимости основных средств, приобретенных до утраты права на освобождение от налогообложения НДС.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что несмотря на приобретение техники в последнем месяце использования освобождения от НДС – в октябре 2013 года, она эксплуатировалась после утраты права на освобождение, то есть в деятельности, связанной с получением дохода, облагаемого НДС. Техника приобретена для снегоуборочных работ и применялась в зимний период, что подтверждается журналом учета движения путевых листов. В свою очередь, инспекцией не доказано использование техники в период использования освобождения от НДС, указал суд (постановление кассации Ф01-67/2017 от 07.03.2017).
(дело № А79-5923/2015)
НДС можно возместить по итогам выездной проверки, даже если в ходе камералки отказано
НК не предусмотрены последствия за нарушение срока на отказ от освобождения операций от обложения НДС, указал ВС.
Компания представила в налоговую уточненные декларации по НДС за период с 1 квартала 2010 года по 1 квартал 2013 года с суммой налога к возмещению и заявление о возврате излишне уплаченного налога. По результатам камеральных проверок инспекция отказала в возмещении НДС, указав на несвоевременное представление заявления об отказе от освобождения от НДС операций, производимых компанией (коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме). Согласно пункту 5 статьи 149 НК заявление должно быть представлено до 1 числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения.
Компания обратилась в суд. В то же время проведена выездная проверка тех же периодов, по результатам которой инспекция признала обоснованной сумму НДС, заявленную к возмещению. Компания поначалу отказалась от иска, однако ее заявления о возмещении налога ИФНС частично оставила без удовлетворения.
Суды двух инстанций отменили решение инспекции, указав, что принятие решения о возмещении налога и его фактическое неисполнение является незаконным бездействием, нарушающим права налогоплательщика.
Окружной арбитражный суд отменил решение судов, указав, что обоснованность суммы налога к возмещению проверяется при камеральной проверке, а вынесение решения о возмещении налога при выездной проверке не влечет правовых последствий ни для инспекции, ни для налогоплательщика.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС оставила в силе решение судов первых двух инстанций, указав, что выездная проверка является более углубленным уровнем налогового контроля и не исключает возможность пересмотра выводов, ранее сделанных по результатам камеральной проверки. Отказ инспекции от исполнения принятого решения нарушает права добросовестных налогоплательщиков. В определении коллегии (305-КГ16-14941 от 21.02.2017) указано: «пересмотр по результатам выездной налоговой проверки выводов о необоснованности возмещения НДС, ранее сделанных в решении, вынесенном по результатам камеральной налоговой проверки, влечет за собой и пересмотр последующих решений инспекции, принимаемых согласно статье 176 Налогового кодекса и опосредующих процедуру возмещения налога».
Судебная коллегия также пояснила, что срок, в течение которого налогоплательщик вправе отказаться от освобождения операций от налогообложения НДС, пресекательным не является - законом не определены негативные последствия его пропуска. В качестве письменного заявления о налоговых льготах, согласно пункту 1 статьи 80 НК, может рассматриваться налоговая декларация. Право на льготу может быть заявлено путем подачи уточненной декларации, а льготой в данном случае является возможность исчислить (возместить) НДС. Для этого подать декларацию налогоплательщик должен в течение 3 лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК).
(дело № А40-89628/2015)
Суды против освобождения от налогообложения доходов от незаконной деятельности
Ш. был зарегистрирован в качестве ИП с 2000 года, а в апреле 2010 года утратил статус ИП. В ноябре 2012 года он вновь зарегистрировался в качестве ИП и занимался обработкой отходов и лома черных металлов и оптовой торговлей ими, применяя УСН с объектом налогообложения «доходы». В 2012 году он доходы не задекларировал, а в 2013 году задекларировал 837 тысяч рублей.
По результатам выездной проверки ИФНС установила, что до регистрации в 2012 году Ш. занимался приемкой лома и отходов черных и цветных металлов от населения и юрлиц. На основании свидетельских показаний, расходных кассовых ордеров, приемосдаточных актов, материалов уголовного дела, возбужденного против Ш., инспекция исчислила доход, обложив его налогами по общей системе. Также инспекцией установлено, что в 2013 году предпринимателем учтены не все доходы – инспекция доначислила налог по УСН, пени и штраф.
Предприниматель оспорил решение в суде, полагая, что доначисление налогов на доходы, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, противоречит НК. По его мнению, ведение незаконной деятельности охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК (штраф за незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере).
Суд первой инстанции отменил штрафы, указав на привлечение истца к уголовной ответственности по пункту «б» части 2 статьи 171 УК.
Апелляция признала законным решение инспекции, указав, что привлечение к уголовной ответственности не освобождает истца от налоговой, поскольку при привлечении к уголовной ответственности факты неуплаты конкретных налогов не устанавливались. Абзацем четвертым пункта 2 статьи 11 НК предусмотрено, что физлица, не зарегистрированные в качестве ИП, но ведущие предпринимательскую деятельность, при исполнении обязанностей, предусмотренных НК, не праве ссылаться на то, что они не являются предпринимателями.
Кассация (Ф07-595/2017 от 02.03.2017) согласилась с выводами апелляции, отметив: «в нарушение статьей 173, 174, 227, 346.21 НК РФ заявитель не исчислил и не уплатил НДС, НДФЛ и единый налог по УСН, подлежащие уплате в бюджет, что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Кроме того, в нарушение пункта 5 статьи 174 НК РФ, заявитель не представил налоговые декларации по НДС, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК».
(дело № А13-5683/2015)
Убыток по сделке в отдельно взятом периоде не говорит о безвозмездном оказании услуг
Между ООО (принципал) и АО (агент) заключен агентский договор на реализацию нефтепродуктов, принадлежащих принципалу на праве собственности. Согласно договору агент обязуется за свой счет обеспечить приемку, хранение и учет нефтепродуктов принципала.
Инспекция установила, что расходы на приобретение услуг по хранению в период с июля по ноябрь 2012 года превышали полученный агентом размер вознаграждения, фактически не возмещались и поэтому, по мнению инспекции, были оказаны принципалу безвозмездно. Компания в нарушение пункта 16 статьи 270 НК завысила расходы на сумму затрат, связанных с безвозмездным приемом, хранением и отпуском нефтепродуктов, а также в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК занизила налогооблагаемую базу по НДС по безвозмездно оказанным услугам.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что итоговый положительный финансовый результат от сделки в 2012 году составил 3,7 млн рублей, рентабельность 26,7%.
При этом пунктом 3 статьи 423 ГК установлена презумпция возмездности сделок. Поскольку агентский договор не содержит условий о безвозмездном характере комплексной услуги по приему, хранению, отпуску нефтепродуктов, то услуги по договору считаются возмездными.
В решении кассации (Ф06-18223/2017 от 06.03.2017) указано: «осуществление деятельности, которая в том или ином отчетном (налоговом) периоде по каким-либо причинам являлась убыточной, само по себе не свидетельствует о безвозмездном оказании налогоплательщиком услуг (выполнении работ, передаче товара). Оценка целесообразности экономической деятельности хозяйствующего субъекта выходит за пределы полномочий налогового органа».
(дело № А72-4255/2016)
Суды не против учета в расходах стоимости услуг, оказанных фирмой-учредителем
ООО «А» является агропромышленным холдингом, в который входит ООО «Б», специализирующееся на производстве высокоэнергетических и высокобелковых зерновых культур для обеспечения животноводческих и свиноводческих компаний холдинга кормами и продукцией растениеводства. ООО «А» является 100% участником ООО «Б».
С 2007 года между ООО «А» (исполнитель) и ООО «Б» (заказчик) были заключен договор на оказание услуг по организационному, экономическому и правовому сопровождению реализации инвестиционных проектов, проведению ремонтов основных средств, формированию производственной программы, потребности в товарно-материальных ценностях, оптимальной численности и категории работников.
По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав, что ООО «А», как единственный участник налогоплательщика занимается управлением, руководством и полным контролем за деятельностью учрежденной им фирмы. При этом согласно уставу ООО «Б» определение основных направлений деятельности компании относится к исключительной компетенции единственного участника. По мнению налоговиков, функции учредителя не могут исполняться за плату по отдельному гражданско-правовому договору. К тому же, в актах выполненных работ не конкретизированы виды услуг, отсутствует информация об исполнителях работ, а у налогоплательщика имеется штат сотрудников, обладающих специальными знаниями, навыками, достаточным опытом для решения текущих вопросов деятельности фирмы.
Суд первой инстанции поддержал выводы инспекции, указав на отсутствие конкретных результатов оказанных услуг, их документального подтверждения, а также на дублирование одних и тех же видов работ.
Апелляция отменила его решение, указав на статью 9 федерального закона об ООО, согласно которой выполнение функций единоличного исполнительного органа не отнесено к числу обязанностей участников. Суд установил, что профильные сотрудники налогоплательщика обеспечивают решение текущих вопросов деятельности, но не обладают необходимым уровнем опыта и квалификацией для подготовки высокоэффективных управленческих документов. При допросах сотрудники налогоплательщика и ООО «А» подтвердили оказание налогоплательщику услуг.
Кассация (Ф10-5687/2016 от 28.02.2017) оставила в силе решение апелляции, добавив, что представленные документы, в том числе счета-фактуры, содержат все обязательные реквизиты - в них указаны наименование, адрес продавца и покупателя, их ИНН/КПП, подписи руководителей.
(дело № А08-8787/2015)
Суды против определения доходов ИП исходя из показаний 57 клиентов-физлиц из 726
Предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «доходы».
В ходе выездной проверки ИНФС направила предпринимателю требование о предоставлении документов. Документы представлены не были. Инспекция установила, что предприниматель занимался оказанием услуг физлицам по получению и использованию разрешений на перевозку пассажиров и багажа на территории региона. Так, в течение 2012-2014 годов им было получено 726 разрешений. Инспекцией определены и допрошены 57 лиц, которым переданы разрешения. Они пояснили, что за разрешения они уплачивали ежемесячную плату. Их показания были распространены инспекцией на все 726 разрешений и на основании этого исчислен доход предпринимателя. Инспекция доначислила налог по УСН, пени и штраф.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что указанный подход к определению налоговых обязательств недопустим. Суды оставили доначисления только в части допрошенных свидетелей (водителей). Доказательств получения инспекцией большего дохода инспекцией не представлено.
В решении кассации (Ф09-661/2017 от 07.03.2017) указано: «определение налоговых обязательств налогоплательщика расчетным путем в порядке ст. 31 НК РФ на основании имеющейся у инспекции информации о предпринимателе не предоставляет налоговому органу права на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике исчисления налогов произвольно».
(дело № А71-709/2016)
Смерть ИП, являющегося покупателем, – не повод для повторного исчисления налогов
В 2008 году между ООО (продавец) и ИП (покупатель) был заключен договор поставки газа. Газ поставлялся и оплачивался в течение 2010-2012 годов, что подтверждено первичными документами.
По результатам выездной проверки за 2010-2012 годы ИНФС установила, что предприниматель умер в 2009 году, то есть не имел возможности ни принимать, ни оплачивать газ. Руководитель компании пояснила, что денежные средства в кассу поступили от лиц, назвать которых она не смогла. Налоговики решили, что газ поставлен неустановленным лицам, данная оплата не имеет отношения к поставке газа, включенного в налоговую базу по налогу на прибыль по сделке с ИП, и доначислила с нее налог, признав оплату внереализационным доходом на основании статьи 250 НК.
Суды двух инстанций согласились с выводами инспекции.
Кассация отменила решение судов, указав, что факт отгрузки и оплаты подтвержден, сделка учтена при исчислении налогов, налоги уплачены.
В решении кассации (Ф08-558/2017 от 03.03.2017) указано: «включение налоговым органом во внереализационные доходы суммы, ранее уже учтенной заявителем по НДС и налогу на прибыль, фактически привело к повторному включению данных денежных средств в налогооблагаемую базу (в данном случае по налогу на прибыль), что противоречит нормам действующего налогового законодательства РФ».
(дело № А63-7070/2016)
Прочее
Зависит ли проверка достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, от даты их включения в реестр?
При наличии предусмотренных законодательством о госрегистрации оснований регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, независимо от даты их включения.
Вопрос о наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, разрешается регистрирующим органом применительно к конкретной правовой ситуации.
При осуществлении своих полномочий регистрирующие органы руководствуются законодательством. При этом порядок действий органа определяется исходя из конкретной правовой ситуации.
Одновременно сообщается, что оценка законности конкретных решений, действий (бездействия) регистрирующего органа может быть дана в результате рассмотрения жалобы заинтересованного лица, поданной в установленном порядке.
(Письмо ФНС России от 6 марта 2017 г. № ГД-4-14/3980@ «О порядке проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц»)
Предприниматели могут не применять ККТ при сдаче в аренду жилых помещений
Индивидуальные предприниматели, которые сдают в аренду жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, могут не применять контрольно-кассовую технику при приеме арендных платежей. Об этом напомнил Минфин России.
По общему правилу, ККТ применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов. Об этом сказано в пункте 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ.
Однако из этого правила есть исключения. В частности, в пункте 2 статьи 2 закона № 54-ФЗ оговорено, что индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ при сдаче в аренду (внаем) жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.
(Письмо Минфина России от 22.02.17 № 03-01-15/10493)
Действующее законодательство и нормативные акты не содержат оснований для требования представления в электронном виде включенных в один файл обмена (комплект документов) счетов-фактур и актов приемки-сдачи работ (услуг) исключительно в виде xml-файлов
Сообщается, в частности, что порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по ТКС установлен приказами ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» и от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Согласно таблице 4.7 формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, документы могут быть направлены в виде xml-файла и в виде скан-образа. Ограничений по поводу наличия в составе одного файла обмена комплекта документов только в виде скан-образов либо документов только в виде xml-файлов не установлено.
(Письмо ФНС России от 15.02.2017 N ЕД-4-15/2822@ «Об отсутствии оснований для требования предоставления документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в едином формате XML»)
Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 28 февраля 2017 года
В информации приводятся:
- средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
- средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
-средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
- средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
(Информация Минэкономразвития России «Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 28 февраля 2017 г.»)
Применение налоговой льготы возможно независимо от основания для получения пенсии как в соответствии с законодательством РФ, так и в соответствии с законодательством другого государства
Сообщается, в частности, что Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «пенсионное законодательство», что в силу статьи 11 НК РФ влечет определение указанного понятия с учетом других отраслей законодательства РФ.
Вместе с тем Федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин «пенсионное законодательство».
В ряде случаев вышеперечисленными Федеральным законами право на пенсию признается за иностранными гражданами и лицами без гражданства на тех же основаниях, что и у граждан РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международными договорами РФ.
По мнению ФНС России, поскольку НК РФ не конкретизирует понятие «пенсионное законодательство», то применение налоговой льготы возможно независимо от основания для получения пенсии как в соответствии с законодательством РФ, так и в соответствии с законодательством другого государства (например, в отношении пенсионеров - иностранных граждан, являющихся собственниками налогооблагаемого имущества на территории РФ).
(Письмо ФНС России от 09.01.2017 N БС-4-21/48@ «О применении налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации»)
С 2017 г. в целях определения размера страховых взносов на ОПС ИП, уплачивающий НДФЛ, учитывает профессиональные налоговые вычеты
Разъяснено, что ФНС России не компетентна разъяснять вопросы об определении размера страховых взносов ИП за периоды, истекшие до 1 января 2017 г.
Вместе с тем отмечается следующее. С 1 января 2017 г. в целях определения размера страховых взносов на ОПС за соответствующий расчетный период для ИП, уплачивающих НДФЛ, учитываются профессиональные налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ.
(Письмо ФНС России от 13 марта 2017 г. № БС-3-11/1707@)
ФНС дала подробные разъяснения об уплате взносов ИП и частнопрактикующими лицами
ФНС рассказала об исчислении страховых взносов плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физлицам.
Сумма взносов, подлежащая уплате ИП, не производящими выплаты физлицам, составляет:
На обязательное пенсионное страхование:
- если величина дохода не превышает 300 000 рублей в год: 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 23 400 руб.;
- если доход превышает 300 000 рублей в год: 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей.
При этом сумма взносов не может быть более размера, определяемого как 8 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 187 200 руб.
Размер взносов на ОМС определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 5,1% x 12 месяцев) = 4 590 руб.
Суммы взносов, исчисленные исходя из МРОТ, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В целях исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, доход учитывается следующим образом:
- в случае уплаты НДФЛ величина дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности подлежит уменьшению на сумму профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 НК. Значение показателя строки 060 налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ);
- при ЕСХН – в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 НК: доходы от реализации и внереализационные доходы без вычета расходов. Значение показателя строки 010 декларации по ЕСХН;
- при УСН – в соответствии со статьей 346.15 НК: доходы от реализации и внереализационные доходы без вычета расходов. Значение показателя строки 113 декларации по УСН для объекта «доходы» или строки 213 – для объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов»;
- при ЕНВД – размер вмененного дохода. Сумма значений показателей строк 100 деклараций по ЕНВД, представленных налогоплательщиком за отчетные периоды текущего расчетного периода;
- при ПСН – потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ. В случае получения ИП патента на срок менее 12 месяцев доход рассчитывается путем деления размера годового потенциально возможного дохода на 12 и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
Для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Размер взносов, исчисляемых исходя из МРОТ, в случае ведения деятельности неполный расчетный период определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с месяца начала деятельности (или по месяц, в котором плательщик прекратил деятельность). За неполный месяц деятельности размер взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Если при исчислении взносов учитывается сумма дохода, то в случае ведения деятельности неполный календарный год учитываются все доходы (принцип пропорциональности не применяется).
Также ФНС остановилась на вопросе определения величины доходов плательщиков-адвокатов, занятых в коллегиях, адвокатских бюро и юридических консультациях.
(Письмо ФНС России от 7 марта 2017 г. N БС-4-11/4091@)
ФНС России подготовлена памятка для плательщиков страховых взносов
Памятка будет адресно распространяться по телекоммуникационным каналам связи и включает в себя, в частности, информацию о порядке уплаты страховых взносов, о порядке оформления платежных поручений, сроках и формах представления отчетности по страховым взносам.
(Письмо ФНС России от 17.02.2017 N БС-4-11/3043@ «Информация по ТКС»)
Опубликованы контрольные соотношения для проверки правильности заполнения расчета по страховым взносам
Контрольные соотношения применяются для проверки правильности отражения показателей в форме расчета сумм страховых взносов, утвержденной Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
(Письмо ФНС России от 13.03.2017 N БС-4-11/4371@ «Контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам, расчет по страховым взносам»)
ФСС уточнил порядок исчисления «детских» пособий в 2017 году
Фонд социального страхования выпустил разъяснения о том, как рассчитывать пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2017 году.
Как известно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком и «декретные» исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Средний дневной заработок рассчитывается по правилу, установленному в части 3.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ. А именно: заработок за два календарных года, предшествующих началу декрету, необходимо разделить на число календарных дней в этом периоде за минусом числа календарных дней, приходящихся на исключаемые периоды. К исключаемым периодам, в частности, относится отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком.
Количество календарных дней расчетного периода может составлять 730 календарных дней, 731 календарный день (когда один год расчетного периода високосный) и 732 календарных дня (когда в результате замены календарного года (календарных лет) расчетного периода получилось, что оба года, входящие в этот период, являются високосными).
Таким образом, расчетный период по страховым случаям, наступившим в 2017 году, может включать:
731 день — если в расчетный период попали 2015 и 2016 (високосный) годы;
730 дней — если в расчетный период попали 2014 и 2015 годы;
732 дня — если в расчетный период попали два високосных года (2012 и 2016).
Вместе с тем, отмечают авторы письма, при расчете пособия надо помнить о предельной величине среднего дневного заработка, установленной частью 3.3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ. Согласно этой норме, средний дневной заработок для расчета пособий в 2017 году не может превышать 1901,37 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730.
По мнению авторов письма, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется с учетом всех календарных дней расчетного периода, в том числе с учетом особенности високосного года. Однако при этом средний дневной заработок не может превышать 1901,37 руб.
(Письмо ФСС России от 03.03.17 № 02-08-01/22-04-1049л)
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.