Мониторинг изменений за период 15.05.17 - 21.05.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Актуализирован используемый в целях определения налоговой базы по НДС перечень товаров, работ и услуг, длительность производственного цикла изготовления, выполнения и оказания которых составляет свыше 6 месяцев

Перечень изложен в новой редакции в связи с отменой Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК-005-93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и принятием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Напомним, что Минэкономразвития России подготовлены переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам. Указанные ключи размещены в сети Интернет по адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.

(Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 N 527 «О внесении изменений в перечень товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев»)

Обновлен порядок направления налогоплательщику по ТКС требования об уплате налогов и других обязательных платежей

Новым порядком регламентирована процедура информационного обмена при направлении налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов (в связи с передачей налоговым органам администрирования данных платежей), пени, штрафа, процентов в электронной форме.

Участниками информационного обмена при направлении требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи являются налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, их представители, налоговые органы, а также операторы электронного документооборота.

Определен перечень электронных документов, которыми обмениваются участники информационного обмена в процессе документооборота, а также процедура их направления по телекоммуникационным каналам связи.

Признан утратившим силу приказ ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-8/700@, которым был утвержден аналогичный порядок.

(Приказ ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@ «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи», зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2017 N 46729)

Банком России дополнен перечень форм отчетности страховщиков

Указанием Банка России, которое заменит собой Указание от 30.11.2015 N 3860-У, установлены формы отчетности, сроки и порядок их составления и представления страховыми организациями и обществами взаимного страхования.

В составе отчетности, представляемой в порядке надзора, предусмотрены новые формы: 0420150 «Общие сведения о страховщике», 0420163 «Отчет об операциях со связанными сторонами» (квартальная), 0420164 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета страховщика», 0420165 «Отчет о финансовых результатах страховщика (по символам доходов и расходов)», 0420166 «Сведения об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора», 0420167 «Сведения о договоре на проведение аудита»; 0420168 «Сведения об ответственном актуарии».

В разделе, предусматривающем формы статистической отчетности, содержится только одна форма - 0420162 «Сведения о деятельности страховщика».

Также скорректированы наименования и показатели некоторых иных форм отчетности.

Данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 21.04.2017 N 4356-У «О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации»)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Обновлены формы документов, используемых ФСС России для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в ФСС России

Утверждены, в частности, следующие формы:

  • заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • решение о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по страховым взносам;
  • извещение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Утратившим силу признан Приказ ФСС России от 21.05.2015 N 205 «Об утверждении форм документов, применяемых при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации».

(Приказ ФСС РФ от 25.04.2017 N 196 «Об утверждении форм документов для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 N 46754)

Таможенное дело

В соответствии с обязательствами РФ в рамках ВТО снижены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении целого ряда товаров

Кроме того, в примечания к единому таможенному тарифу ЕАЭС внесены изменения, устанавливающие, в отношении каких товаров применяется ставка ввозной таможенной пошлины, в частности, в размере 0 процентов от таможенной стоимости и в какие сроки.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2017 года.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2017 N 44 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и о внесении изменений в некоторые решения Евразийской экономической комиссии»)

Уточнен порядок рассмотрения таможенными органами обращения декларанта в случае внесения изменений или дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров

Установлено, в частности, что в случае если обращение содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат (зачет), если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика.

Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе.

В случае если для рассмотрения обращения необходимо направление запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, течение предусмотренного срока приостанавливается со дня направления запроса по день получения таможенным органом ответа на него, а если в срок, установленный этими правилами определения происхождения товаров, ответ не получен, - по день истечения такого срока (включительно).

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2017 N 46 «О внесении изменений в Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары»)

В некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии внесены изменения в части новой редакции преамбул, а также замены отдельных кодов товарных подсубпозиций

Указанные изменения внесены, в частности, в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2013 г. N 91 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011)», в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2013 г. N 92 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011)», в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2014 г. N 2 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011)».

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2017 N 54 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии»)

Правовые новости

Обновлен регламент проставления апостиля на российских официальных документах, вывозимых за пределы РФ

Государственная услуга по проставлению апостиля на российских официальных документах предоставляется Минюстом России и его территориальными органами.

Установлены в числе прочего:

  • срок предоставления государственной услуги (как правило, апостиль проставляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления документов в Минюст России или его территориальный орган);
  • исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению заявителем для получения государственной услуги;
  • исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
  • исчерпывающий перечень оснований для приостановления оказания и отказа в оказании государственной услуги;
  • порядок, размер и основания взимания государственной пошлины за оказание государственной услуги;
  • состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур и требования к порядку их выполнения;
  • порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги;
  • ответственность должностных лиц Минюста России и его территориальных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги;
  • требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций;
  • досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Минюста России и его территориальных органов, а также их должностных лиц.

Утратившим силу признан Приказ Минюста России от 03.07.2012 N 130 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу» с внесенными в него изменениями и дополнениями.

(Приказ Минюста России от 04.05.2017 N 75 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2017 N 46726)

Судебная прктика

Ошибка в адресе ИФНС в сообщении о ликвидации фирмы привела к отмене решения

В декабре 2015 года налоговая приняла решение об исключении компании из ЕГРЮЛ как недействующего юрлица. Сообщение о предстоящем исключении из реестра в соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 закона 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» было опубликовано в соответствующем издании. Запись об исключении была внесена в реестр в апреле 2016 года.

Контрагент компании обратился в суд с иском о признании недействительной записи об исключении должника из реестра, ссылаясь на то, что регистрирующим органом был нарушен порядок опубликования решения о предстоящем исключении, что привело к утрате прав кредитора.

Суды трех инстанций удовлетворили его требования, разъяснив, что одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юрлица из реестра не принимается (пункт 7 статьи 22 закона 129-ФЗ).

Суды установили, что в опубликованном сообщении не содержалось сведений о порядке и сроках направления заявлений и был указан неверный адрес регистрирующего органа. Суды отклонили довод инспекции о том, что контрагент не мог не знать адреса инспекции, поскольку он находится в свободном доступе. Данное обстоятельство не освобождает от обязанности вносить корректные и достоверные сведения об адресе в сообщение о предстоящем исключении юрлица из реестра. В решении кассации (Ф07-2632/2017 от 02.05.2017) указано: «неправильное указание адреса регистрирующего органа… исключало возможность самостоятельного обращения не только департамента, но и других кредиторов Общества с заявлениями о нарушении их прав исключением такого юридического лица из реестра».

(дело № А66-4284/2016)

Суды разъяснили, почему единый IP-адрес у контрагентов – не повод для доначислений

В ходе выездной проверки компании ИФНС признала формальными взаимоотношения с ООО «М», «П» и «Т» (по поставке товара и субподрядным работам), указав на отсутствие условий для исполнения сделок, непривлечение субподрядчиков, отсутствие контрагентов по юридическому адресу, транзитный характер движения денежных средств и единый IP-адрес. По результатам поверки инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что отсутствие у контрагентов необходимых условий для достижения соответствующих результатов экономической деятельности не может свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку не опровергает реальность сделок. При этом выписками по расчетным счетам контрагентов подтверждается их активность как участников хозяйственных правоотношений, а назначение переводов денежных средств подтверждает выполнение контрагентами для других заказчиков работ, аналогичных выполнявшимся для налогоплательщика (ремонт и наладка производственного оборудования).

Суды исследовали информацию, представленную как интернет-провайдером, так и банками, предоставлявшими спорным контрагентам услугу пользования сервисом «банк-клиент». Согласно представленной информации IP-адрес не позволяет идентифицировать в сети компьютер либо конкретного пользователя. Один из банков пояснил, что авторизация клиентов в банке производится не по IP/МАС-адресам, а по логинам, паролям, ЭЦП. Фиксируемая на оборудовании банка информация об IP-адресах может соответствовать как компьютеру клиента, так и сетевому оборудованию клиента или провайдера клиента. В большинстве случаев IP-адрес компьютера клиента является динамическим и может меняться в разные сеансы связи. Из ответов других банков следует, что сведениями о реальном местоположении компьютера, с которого производились платежи, а также телефонном номере, который использовал клиент для соединения с системой «Интернет-клиент», банк не располагает. Привязки системы «Интернет-клиент» к определенному компьютеру нет.

Таким образом, суды (постановление кассации Ф10-1268/2017 от 04.05.2017) признали, что совпадение IP-адреса свидетельствует лишь о том, что устройства, с которых совершены операции по безналичным расчетам, подключены к одному сетевому узлу, в рассматриваемом случае – находятся в одном здании, что не указывает на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Доказательства того, что контрагенты, имея один IP-адрес, управляли расчетными счетами с одного компьютера, и что их расчетные счета полностью подконтрольны налогоплательщику, инспекцией не представлены.

(дело № А54-6206/2015)

Чтобы учесть уточненку при вынесении решения по проверке, налоговой нужны пояснения

В отношении компании была назначена выездная проверка, по результатам которой были доначислены налоги, пени и штрафы. До вынесения решения компания представила в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль, которая не была учтена при вынесении решения.

Компания обратилась в суд, полагая, что инспекция должна была учесть уточненку при вынесении решения по проверке.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что НК не содержит запрета на подачу уточненных деклараций в случае назначения, проведения или окончания выездной проверки данного периода. При предоставлении уточненной декларации после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней, инспекция вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь пунктом 6 статьи 101 НК, либо, вынося решение без учета данных уточненки, назначить повторную выездную проверку в части уточненных данных.

В решении кассации (Ф01-1309/2017 от 10.05.2017) указано: «праву налогоплательщика на представление уточненной налоговой декларации после окончания налоговой проверки корреспондирует право, а не обязанность налогового органа на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля».

В данном случае компания внесла изменения в показатели доходной и расходной частей налоговой базы по налогу на прибыль, не совпадающие с результатами выездной проверки, не представив пояснения и подтверждающие документы. Провести дополнительные мероприятия налогового контроля в ограниченный законодательством срок (один месяц) не представилось возможным.

(дело № А11-7426/2015)

Кассация высказалась против вычета НДС по счету-фактуре, выставленной банкротом

ООО «А» приобрело имущество у ООО «С» и заявило вычет в декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС указала на необоснованность вычета, поскольку налог был уплачен по сделке, не являющейся объектом обложения НДС – реализация имущества фирмы-банкрота – ООО «С». Инспекция также указала на взаимозависимость компаний.

Суд первой инстанции и апелляция отменили решение инспекции, указав, что в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК на продавце лежит обязанность по уплате налога в бюджет, а покупатель вправе заявить вычет.

Кассация отменила их решение, указав на подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК – не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества должников, признанных банкротами. В мае 2011 года ООО «С» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, а сделка по реализации его имущества состоялась в январе 2015 года, следовательно, не являлась объектом налогообложения НДС.

Действительно, выставив в адрес налогоплательщика счет-фактуру, ООО «С» в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК обязано было уплатить НДС в бюджет. Однако на момент принятия инспекцией решения операция по реализации имущества не была отражена продавцом в декларации по НДС за 1 квартал 2015 года.

Только в ходе рассмотрения дела в суде ООО «С» представило в инспекцию уточненку, в которой отразило реализацию имущества с выделением суммы НДС. Тем не менее, спорная сумма НДС не предполагалась к уплате в бюджет, поскольку у ООО «С», признанного банкротом, имелись многочисленные непогашенные долги перед иными кредиторами. Кроме того, спорная сумма НДС не может быть взыскана ввиду отсутствия у ООО «С» какого-либо имущества, за счет которого может быть взыскан налог, отметил суд (постановление кассации Ф10-1275/2017 от 05.05.2017).

(дело № А54-7448/2015)

Передача векселей по кругу без оформления прав на них воспрепятствовала вычету НДС

ООО «Д» (заказчик) заключило инвестиционный договор с ООО «Т» (инвестор). ООО «Т» внесло на расчетный счет ООО «Д» денежные средства в размере 172 млн рублей. Затем было заключено соглашение о новации обязательств – о замене обязательства, возникшего из инвестиционного договора, беспроцентным займом.

ООО «Д» стало собственником не завершенного строительством объекта недвижимости и заявило НДС к вычету, затем продало объект за 175,4 млн рублей ООО «К». Для приобретения объекта ООО «К» заключило договоры займа с ООО «А», по которым вместо денежных средств получило векселя Сбербанка. После чего ООО «К» передало эти векселя ООО «Д» в счет оплаты по договору купли-продажи объекта недвижимости, и у ООО «К» осталось обязательство перед ООО «А» по возврату займа. Вместо его погашения был заключен договор купли-продажи все того же объекта недвижимого имущества. ООО «А» получило объект и заявило вычет в декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ООО «А» налоговая отказала в вычете. Инспекция установила, что ООО «Д» являлось учредителем ООО «Т» с долей участия 99,8%. Также выяснилось, что изначально векселя Сбербанка приобрело ООО «С», передало их по договорам займа своему руководителю, он их передал ООО «А» также по договорам займа, затем векселя меняли держателей, как это описано выше. В конце концов векселя были переданы через ряд фирм и обналичены ООО «С», руководителем которого являлся отец руководителя ООО «А».

Компания оспорила решение в суде, полагая, что ряд сделок по передаче векселей не дает оснований считать, что фактической оплаты по договору купли-продажи недвижимости не было.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что в данном случае создана видимость оплаты приобретенного объекта. Фактически реальные затраты по приобретению объекта компаний не понесены. Источник возмещения НДС из бюджета не сформирован.

В определении судьи ВС (309-КГ17-4924 от 10.05.2017) указано: «платежи при совершении указанных сделок каждый раз производились векселями, при этом контрагенты передавали друг другу ценные бумаги без оформления прав по ним. Реального движения денежных средств в уплату за приобретаемый объект незавершенного строительства и прав на него не происходило». В передаче дела в коллегию по экономическим спорам компании отказано.

(дело № А60-17261/2016)

Суды: фирма не может учесть в расходах услуги адвоката для защиты директора

Компания заключила с адвокатом договор на консультационно-правовое обслуживание. Затраты по договору были учтены в расходах. В подтверждение были представлены договор, акты приема-передачи юридической помощи, ордер, выданный адвокату, ответ Следственного отдела.

В ходе проверки налоговая установила, что из представленных актов не следует, что расходы понесены в рамках деятельности, направленной на получение дохода. Адвокат представлял интересы директора, в отношении которого возбуждено уголовное дело за ведение деятельности без лицензии, поскольку силами руководимого им предприятия организована добыча угля в отсутствие лицензии.

Компания обратилась в суд, полагая, что затраты на консультационно-юридические услуги, оказанные адвокатом, были направлены на отстаивание интересов компании и ее руководителя, который представлял интересы фирмы, а не свои как физлица.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что часть 2 статьи 171 УК предусматривает наказание за незаконное предпринимательство (совершенное организованной группой или сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере). Из содержания данной нормы следует, что субъектом преступления является физическое лицо – в данном случае, директор компании. Учитывая, что адвокат участвовала в его защите, спорные затраты не были связаны с деятельностью самой компании, не относятся к производственной деятельности и не могут быть отнесены на расходы по налогу на прибыль. Суды отклонили довод компании о том, что директор являлся лицом, представлявшим интересы фирмы, поскольку это обстоятельство не является безусловным основанием для признания спорных расходов подлежащими учету при исчислении налога на прибыль.

Судья ВС (304-КГ17-3442 от 26.04.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А27-5024/2016)

Период владения квартирами выдал предпринимательские цели – ИП уплатит налог по УСН

Кроме того, суды согласились с исчислением НДС при регулярной продаже нежилых помещений физлицом до его регистрации в качестве ИП.

С 1 января по 21 ноября 2012 года К. без регистрации в качестве предпринимателя занимался покупкой и реализацией нежилых помещений. Зарегистрировавшись с 22 ноября 2012 года в качестве ИП, он начал применять УСН с объектом налогообложения «доходы». От продажи собственного имущества предпринимателем получен доход: в 2012 году – от реализации 5 нежилых помещений, в 2013 году – от реализации 4 нежилых помещений и квартиры, а в 2014 году – от реализации 2 квартир.

По результатам выездной проверки ИФНС решила, что систематическая деятельность по приобретению и продаже большого количества помещений без цели их личного использования является предпринимательской деятельностью, в связи с чем доход за 2012 год должен облагаться НДФЛ и НДС, а за 2013-2014 годы – в рамках УСН. Инспекция доначислила налоги, пени и штрафы.

Предприниматель оспорил решение в суде, поясняя, в том числе, что жилые помещения приобретались в личных целях.

Суд первой инстанции частично отменил решение инспекции, указав, что жилые помещения приобретались и реализовывались предпринимателем в личных целях, а, следовательно, доходы от их реализации не подлежали налогообложению по УСН. Апелляция признала законным решение инспекции, разъяснив, что доход предпринимателя от реализации жилых помещений подлежит учету, поскольку жилые помещения приобретались в целях ведения бизнеса. Согласно нормам ГК предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, в том числе от пользования имуществом. Статьей 143, подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК установлена обязанность по исчислению и уплате НДС в отношении ИП и, с учетом пункта 2 статьи 11 – в отношении физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП, но ведущих предпринимательскую деятельность.

Кассация поддержала выводы апелляции, отклонив также довод предпринимателя о том, что УСН должна быть распространена на весь 2012 год, указав, что предприниматель зарегистрирован в качестве ИП только 22 ноября и с той же даты применяет УСН. Также отклонен довод о приобретении жилых помещений для использования в личных целях. Суды установили, что квартиры не использовались истцом или членами его семьи для проживания, период владения квартирами составил 50 и 70 дней. Факт того, что спорные квартиры приобретались и реализовывались ИП под видом физлица, денежные средства уплачены и получены им также как физлицом, не свидетельствует об использовании имущества в личных целях. Таким образом, суды (постановление кассации Ф07-3345/2017 от 04.05.2017) в том числе признали, что доход от реализации жилых помещений подлежит учету при исчислении налога по УСН.

(дело № А21-1516/2016)

Суды: выплаченная в адрес работников матпомощь на обучение детей облагается НДФЛ

Компания выплачивала работникам материальную помощь на обучение детей на основании заявлений, не удерживая с нее НДФЛ.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДФЛ, пени и штраф, поскольку доказательств заключения договоров на обучение своих сотрудников (или их детей) компания не представила.

Суды трех инстанций согласились с решением инспекции, признав, что эта выплата не является компенсационной и должна на общих основаниях включаться в налоговую базу по НДФЛ. Суды указали, что следует учитывать адресность перечисления денежных средств – производилось ли оно непосредственно самому учебному заведению или работнику в виде компенсации. Суды исходили из того, что компания оплачивала обучение детей работников не в адрес учебных заведений, а выплачивала матпомощь именно работникам.

Суды (постановление кассации А75-2410/2016 от 25.04.20017) также учли положения подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК, согласно которому налогоплательщик-родитель имеет право на социальный вычет на обучение ребенка при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии и представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. В данном случае эти документы представлены не были.

(дело № А75-2410/2016)

Прочее

Минфин разъяснил порядок применения ККТ для интернет-магазинов

Как рассказало финансовое ведомство, пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя и применением устройств, подключенных к сети Интернет, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме. Документы он должен передать на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Согласно п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом считаются исполненными с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

При осуществлении расчета в сети интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

(Письмо Минфина России от 21.04.2017 г. № 03-01-15/24312)

О каких поручительствах теперь не надо уведомлять как о контролируемых сделках

Минфин напомнил, что теперь сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями (и не банками), не признаются контролируемыми.

Поясним: федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ введено два новых подпункта в пункт 4 статьи 105.14 НК, который устанавливает, какие сделки не являются контролируемыми. В частности, согласно 401-ФЗ с 1 января 2017 года к контролируемым не относятся сделки:

  • по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Минфин указал, что не требуется уведомлять налоговые органы о совершении налогоплательщиками указанных сделок по предоставлению поручительств (гарантий), доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК после 1 января 2017 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора).

(Письмо Минфина России от 2 мая 2017 г. N 03-12-11/1/26759)

Как с бюджетных учреждений взыскивается задолженность по налогам?

НК РФ установлен 3-месячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки (по общему правилу). Взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. С этой целью может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

В случае отсутствия денежных средств на счетах при размере недоимки менее 5 млн руб. взыскание осуществляется за счет денежных средств на лицевых счетах в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Федерации. При поступлении от них уведомления о неисполнении такого решения налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений. Однако с учетом их социальной значимости налоговым органам следует не реже раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества госучреждений, главных распорядителей бюджетных средств, региональным и муниципальным органам списки учреждений-должников. На постоянной основе должна проводиться работа с властями по обсуждению ситуации.

(Письмо ФНС России от 10 мая 2017 г. № ГД-4-8/8658@ «Об урегулировании задолженности бюджетных учреждений»)

Арифметические ошибки в счете-фактуре препятствуют принятию НДС к вычету

Минфин напомнил, что ошибки в счетах-фактурах, не мешающие идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

В графе 5 счета-фактуры указывается стоимость всего количества (объема) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без НДС, а в графе 8 – сумма НДС, предъявляемая покупателю, исчисленная исходя из применяемых налоговых ставок.

Счета-фактуры, в которых неверно (в том числе с арифметическими ошибками) указаны стоимость товаров (работ, услуг) и сумма НДС, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм НДС.

(Письмо Минфина России от 19.04.17 № 03-07-09/23491)

Прекращение физлицом деятельности в качестве ИП – не повод для признания его долга безнадежным

Пунктом 2 статьи 266 НК определено, что безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возврата взыскателю исполнительного документа.

В соответствии со статьей 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Таким образом, после прекращения гражданином деятельности в качестве ИП он продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность по своим обязательствам.

Согласно пункту 1 статьи 25 ГК РФ гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.

Следовательно, выписка из ЕГРИП, подтверждающая прекращение гражданином деятельности в качестве ИП, не является достаточным основанием для признания его дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию.

Обязательство, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении организации исполнительного документа, на основании положений Закона N 229-ФЗ, признается безнадежным долгом для целей налогообложения прибыли организаций.

(Письмо Минфина России № 03-03-06/1/25384 от 27.04.2017)

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 30 апреля 2017 года

В информации приводятся:

  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
  • средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

(Информация Минэкономразвития России «Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 30 апреля 2017 г.»)

ФНС России разъяснила применение участниками регионального инвестиционного проекта понижающего коэффициента Ктд к основным ставкам НДПИ

Ставки НДПИ, установленные в отношении отдельных видов полезных ископаемых, умножаются на коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд) при соблюдении условий, установленных статьей 342.3-1 НК РФ.

С 1 января 2017 года вступили в силу положения статьи 284.3-1 НК РФ, пунктом 2 которой установлены условия для получения организацией статуса участника РИП.

С учетом этого указано, что до получения статуса участника РИП, т.е. при исчислении НДПИ за налоговые периоды 2016 года, организация не вправе применять коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), установленный статьей 342.3-1 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 10.05.2017 N СД-4-3/8651@ «О применении коэффициента Ктд при исчислении НДПИ»)

Величина коэффициента (Кц), корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за апрель 2017 года определена в размере 7,7642

Коэффициент рассчитывается ежемесячно исходя из следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в апреле 2017 года данный показатель составил 50,91 долларов США за баррель);
  • среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (в апреле 2017 года - 56,4315).

(Информация ФНС России «НДПИ при добыче нефти: данные для расчета коэффициента Кц за апрель 2017 года»)

При производстве кровельных работ ИП вправе применять ПСН

В соответствии с подпунктами 12 и 13 пункта 2 статьи 346.43 НК патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту жилья и других построек и по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ.

Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 указанной статьи, в отношении которых применяется ПСН. Коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД2 и коды услуг, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством РФ. Указанные коды утверждены распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 года N 2496-р.

В указанном Распоряжении такой вид деятельности, как производство кровельных работ, определен под кодом 43.91 ОКВЭД2.

В связи с этим ИП в отношении такого вида деятельности, как производство кровельных работ, вправе применять ПСН.

(Письмо Минфина № 03-11-12/25070 от 26.04.2017)

Как ИП на УСН может учесть расходы на приобретение ОС, полученного от супруга-ИП

Минфин напомнил, что расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, произведенные в период применения УСН, учитываются в целях УСН с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. Эти расходы отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются в том числе приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению.

Если оба супруга являются ИП, и один (применяющий УСН с объектом «доходы») на основании заключенного между супругами соглашения передает другому (применяющему УСН с «доходы минус расходы») объект недвижимости, то в налоговом периоде приобретения, оплаты и сдачи в эксплуатацию объекта расходы на его приобретение могут быть учтены супругом-получателем объекта, если ранее эти расходы не были учтены супругом, передающим объект недвижимости.

(Письмо Минфина России от 27.04.2017 № 03-11-11/25331)

Нельзя учесть амортизационную премию по ОС, введенным в эксплуатацию при УСН

Минфин рассмотрел вопрос о применении амортизационной премии, если основное средство было введено в эксплуатацию в период применения УСН.

Налогоплательщики, применяющие общий режим, при исчислении налога на прибыль имеют право учитывать расходы на капвложения в размере не более 10% (не более 30% – в отношении ОС третьей-седьмой амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (за исключением полученных безвозмездно), а также не более 10% (30%) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Согласно пункту 3 статьи 272 НК указанные расходы признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с главой 25 НК приходится дата начала амортизации.

При этом начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Если объект был введен в эксплуатацию в период применения УСН, при переходе организации на общую систему указанные расходы не могут быть учтены для целей налога на прибыль.

(Письмо Минфина России от 27.04.17 № 03-11-06/2/25443)

При получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода

Гражданин (налоговый резидент РФ) получил доходы за пределами нашей страны в иностранной валюте. Как правильно ему рассчитать сумму полученного дохода, чтобы уплатить НДФЛ?

Как рассказал Минфин, доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли в порядке, установленном в п. 5 ст. 210 НК РФ, в соответствии с которым доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации дата получения дохода определяется как день перечисления денежных средств в иностранной валюте на счет налогоплательщика в иностранном банке. На указанную дату производится пересчет дохода, выраженного в иностранной валюте, в рубли.

(Письмо Минфина России от 05.05.2017 г. № 03-04-05/28050)

ФНС России разъяснила порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в случае возврата работнику НДФЛ в связи с предоставлением имущественного налогового вычета

Форма расчета 6-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

В случае если работнику в апреле 2017 года произведен возврат суммы НДФЛ, удержанного с начала года, на основании уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет, то данная операция подлежит отражению по строкам 030 и 090 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за полугодие 2017 года.

При этом значение строки 070 не уменьшается на сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую возврату на основании уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет.

(Письмо ФНС России от 12.04.2017 N БС-4-11/6925)

На зарплату умершего работника НДФЛ не начисляется

Надо ли начислять НДФЛ и страховые взносы при начислении зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск умершему работнику и их выплате члену его семьи?

Как пишет Минфин, суммы заработной платы, начисленной за отработанное время, и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые членам семьи умершего работника организации в связи с наследованием этих сумм, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Стоит обратить внимание на следующее: подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Учитывая, что застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию отсутствует и вышеупомянутые выплаты после смерти работника производятся организацией члену его семьи, который не состоит в трудовых отношениях с данной организацией, такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.

(Письмо Минфина России от 24.04.2017 г. № 03-15-06/24374)

Минфин России указал на отсутствие основания для зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, при наличии непогашенной задолженности по страховым взносам

В письме сообщается, что при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

(Письмо ФНС России от 10.04.2017 N ГД-4-8/6690 «О направлении для использования в работе»)

Налоговые органы вправе предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате только тех страховых взносов, пеней и штрафов, которые уплачиваются в соответствии с Налоговым кодексом РФ

Порядок изменения сроков уплаты таких страховых взносов регламентирован главой 9 Налогового кодекса РФ.

В частности, что касается страховых взносов, пеней и штрафов, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах...», налоговые органы такими полномочиями не наделены.

Сообщается также, что задолженность и недоимка, возникшие за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, подлежат уплате или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

(Письмо ФНС России от 25.04.2017 N ГД-4-8/7829 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов»)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.