Мониторинг изменений за период 18.09.17 - 24.09.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Заявление на получение патента подается по новой форме

Утверждены форма заявления, формат его представления в электронной форме и порядок заполнения.

Форма заявления дополнена новыми полями. В частности, предусмотрены поля для указания кода субъекта РФ места осуществления предпринимательской деятельности, а также кода налогового органа по месту осуществления предпринимательской деятельности, выбранного индивидуальным предпринимателем для постановки на учет.

Предусмотрена возможность отражения сведений в отношении услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания.

Утрачивает силу Приказ ФНС России от 18.11.2014 N ММВ-7-3/589@ «Об утверждении формы заявления на получение патента».

(Приказ ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/544@ «Об утверждении формы заявления на получение патента, порядка ее заполнения и формата представления заявления на получение патента в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2017 N 48192)

Статистика

Росстатом утверждена новая годовая статистическая форма N 1-СОНКО, по которой представляются сведения о деятельности социально ориентированных НКО, действующая с отчета за 2017 год

Форму представляют юридические лица, являющиеся социально ориентированными некоммерческими организациями, за исключением государственных учреждений, корпораций и компаний, политических партий, а также НКО, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления.

Срок предоставления - не позднее 1 апреля после отчетного года. Возможно предоставление в электронном виде.

С введением новой формы признается утратившим силу Приказ Росстата от 31.08.2016 N 468 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за финансами».

(Приказ Росстата от 19.09.2017 N 607 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций»)

Правовые новости

Расширен состав сведений о государственной регистрации юрлица и ИП, размещаемых на официальном сайте ФНС России

Так, в состав сведений о государственной регистрации юридического лица дополнительно включаются:

  • адрес электронной почты (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации);
  • сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
  • сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
  • сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей);
  • сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций).

Также уточнен состав сведений об адресе юридического лица.

В состав сведений о государственной регистрации индивидуального предпринимателя дополнительно включается адрес его электронной почты (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации).

(Приказ Минфина России от 25.08.2017 N 135н «О внесении изменений в состав сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядок их размещения, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 115н», зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48198)

Законопроекты

Депутаты приняли в первом чтении законопроект о tax free

Госдума приняла в первом чтении правительственный проект закона о введении системы компенсации НДС иностранным гражданам при вывозе приобретенных в РФ.

Речь идет о введении в стране так называемой системы tax free, которая позволит гражданам зарубежных стран, которые не входят в Евразийский экономический союз, возвращать НДС, уплаченный при покупке товаров на территории России. Для этого в НК РФ предлагается включить новую статью, которая устанавливает возможность такой компенсации.

Кроме того, предлагается установить нулевую ставку НДС в отношении услуг, которые российские фирмы предоставляют иностранцам, и определить список документов, представляемых в ФНС для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС.

Поправки в НК по учету вкладов, имущественным налогам и другие прошли 2 чтение

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 128489-7 о внесении изменений в статьи 251 и 271 НК, внесенный в Госдуму в марте правительством РФ.

Как и планировалось изначально, законопроект приведет некоторые нормы НК в соответствие с ГК – законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ в ГК были внесены изменения, в частности, был урегулирован вопрос, связанный с вкладами в имущество организации, определены конкретные виды объектов, которые могут быть вкладом участника. В соответствии с действующей редакцией подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК в целях исчисления налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, прав, которые переданы организации в целях увеличения чистых активов акционерами или участниками. Это распространяется также на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли невостребованных дивидендов либо части распределенной прибыли.

Законопроектом подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 НК излагается в новой редакции: в нем укажут, что не учитываются доходы в виде невостребованных участниками дивидендов либо части распределенной прибыли, восстановленных в составе нераспределенной прибыли. При этом вносится новый подпункт 3.7, освобождающий от налога доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере денежной оценки, полученные в качестве вклада в имущество хозобщества (без уточнения, с какой целью и кем, однако с оговоркой – «в порядке, установленном гражданским законодательством РФ»).

Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не будут учитываться доходы в виде безвозмездно полученных услуг по сделкам, указанным в подпункте 6 пункта 4 статьи 105.14 НК, – это сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки – российские организации, не являющиеся банками. Сейчас аналогичная норма существует, однако в ней не указано, что в целях учета доходов речь идет о «безвозмездно» полученных услугах.

Специальный коэффициент не выше 2 к основной норме амортизации согласно поправкам нельзя будет применять к зданиям, имеющим высокую энергетическую эффективность (корректируются положения статьи 259.3 НК). Таким образом коэффициент будет применяться к энергоэффективным объектам, кроме зданий.

При получении от физлица заявления на налоговые льготы по имущественным налогам и при неполучении при этом от него документов, подтверждающих право на льготу, налоговый орган будет запрашивать такие документы у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти документы (информация). Поправки вносятся в статьи 31 НК о правах налоговых органов, 361.1 НК о льготах по транспортному налогу, в пункт 10 статьи 396 НК о льготах по земельному налогу, в пункт 6 статьи 407 НК о льготах по налогу на имущество физлиц. Также в связи с этим отменят пункт 6 статьи 391 НК. Кстати, налоговая уже заявила о разработке новой формы заявления на льготы, в которой физлицо будет указывать реквизиты документов, не представляя их вместе с заявлением.

Статью 378.2 предложено дополнить подпунктом о том, что если кадастровая стоимость объекта недвижимости иностранной организации или не учитываемого на балансе жилого помещения была определена в течение налогового (отчетного) периода, то налоговая база по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта определяется исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Кроме того, будет установлено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения категории земель и (или) разрешенного использования участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого участка. При этом сам налог будет рассчитываться с применением коэффициента в зависимости от сроков действия нового статуса участка (по аналогии с коэффициентом, зависящим от срока владения участком, установленным пунктом 7 статьи 396 НК).

Из числа объектов налогообложения по налогу на имущество физлиц исключается такое понятие как жилое помещение. В настоящее время формулировка такая: «жилое помещение (квартира, комната)», после внесения поправок останется только «квартира, комната». Также понятие «жилое помещение» исключается из других норм о налоге на имущество физлиц.

Кроме того, законопроект содержит множество специфических отраслевых поправок в НК, в том числе, касающихся НДПИ.

По каким-то причинам в проект ко второму чтению не попали новые поправки, которые предлагал внести в данный законопроект кабмин в конце мая, например, об обязанности властей субъектов РФ заранее публиковать проект регионального перечня «кадастровых» объектов недвижимости на очередной год.

Декларация по налогу на прибыль меняется

Еще в апреле ФНС разместила уведомление о разработке изменений в форму декларации по налогу на прибыль организаций. На днях был представлен текст проекта.

Изменения внесены в приложение №6б к листу 02 «Доходы и расходы участников консолидированной группы налогоплательщиков, сформировавших консолидированную налоговую базу в целом по группе», в лист 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)» , лист 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в п.1 ст. 284 НК», в лист 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, совершившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку», лист 09 «Расчет налога на прибыль с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании» и приложение №1 к листу 09 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу по налогу с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании».

Кроме того, заменены штрих-коды листов декларации.

Минфин готовит соглашение об избежании двойного налогообложения с Эквадором

Минфин готовит проект Конвенции между правительствами России и Эквадора об избежании двойного налогообложения.

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Документ регулирует отношения, связанные с налогообложением прибыли, дивидендов, процентов, роялти и других доходов. Также документ регулирует предоставление льгот и обмен налоговой информацией.

Как поясняют в Минфине, конвенция и протокол к ней обеспечивают условия, при которых исключается двойная уплата налогов юридическими и физическими лицами с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере.

Решение этого вопроса способствует обоюдному привлечению инвестиций и обеспечивает условия для устранения двойного налогообложения юридических и физических лиц.

Ожидается, что документ будет принят в апреле 2018 года.

ФСС поменяет формы важных документов по пособиям

ФСС разместил на портале проектов НПА проект будущего приказа, которым утверждаются новые формы реестров, необходимых дл назначения пособий, а также порядок их заполнения.

В частности, разработаны такие документы:

  • форма Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • форма Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка;
  • форму Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Поясним, эти документы заполняют работодатели из регионов-участников пилотного проекта ФСС по прямым выплатам.

Прежний Приказ ФСС № 223 от 15.06.2012 признается утратившим силу.

Кроме того, ФСС разработал также проект приказа об утверждении новых форм заявлений о выплате пособий. Приказ ФСС № 335 от 17.09.2012 признается утратившим силу.

Судебная практика

Суды не поверили, что 137 дачных участков использовались для личных целей

Предприниматель занимался покупкой и продажей земельных участков – участки реализовывались физлицам, в аренду не сдавались. В 2014 году предпринимателю на праве собственности принадлежало 137 участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства». В декларации по земельному налогу предприниматель применил пониженную ставку налога – 0,3%. Сумма налога уплачена в полном объеме.

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила налог, пени и штраф, указав на неправомерность применения пониженной налоговой ставки.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что в отношении земель сельхозназначения используется ставка не выше 0,3%, прочих – не выше 1,5%.

Устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении дачных земель, законодатель под дачным хозяйством подразумевал форму некоммерческого землепользования. Пониженные ставки устанавливаются для некоммерческих организаций и физлиц, непосредственно использующих земли для садоводства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли. При этом отсутствие ограничения на продажу участков не свидетельствует о наличии таких же прав у лиц, занимающихся их перепродажей, какие принадлежат владельцам дач, в том числе права на применение пониженной ставки земельного налога.

Суды согласились с исчислением налога исходя из ставки 1,5%, поскольку спорные участки использовались в предпринимательской деятельности налогоплательщика, отметила кассация (Ф05-13468/2017 от 18.09.2017).

(дело № А41-90821/2016)

Суды не поверили в плохое состояние автомобилей, проданных «своим» за бесценок

Компания приобрела автомобили по договорам лизинга у ЗАО. Затем (в течение полутора лет) автомобили были проданы физлицам, у которых потом арендованы.

По результатам выездной проверки ИФНС установила применение компанией цен ниже рыночных при реализации автомобилей взаимозависимым лицам, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Установлено, что покупателями и арендодателями являлись отец директора компании, мать учредителя и мать супруги учредителя, а автомобили проданы по цене более чем в 20 раз ниже суммы уплаченных лизинговых платежей.

Компания обратилась в суд, поясняя, что инспекция не учла техническое состояние транспортных средств и необходимость проведения их ремонта.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф01-3795/2017 от 08.09.2017) признали законным решение инспекции, указав на акты приема-передачи транспортных средств, которые имеют отметки о том, что покупатели приняли технически исправные легковые автомобили.

Отклонена ссылка компании на письма ООО «А» (центр по обслуживанию автомобилей), согласно которым транспортные средства на момент реализации находились в плохом техническом состоянии, требующем замены двигателя. Компания не смогла пояснить, как транспортные средства, бывшие в эксплуатации чуть более года, находящиеся на трехлетнем гарантийном обслуживании у официальных дилеров, пришли в состояние, требующее замены двигателя. Сервисные книжки в ходе выездной налоговой проверки и судебного разбирательства представлены не были.

(дело № А79-8358/2016)

Налоговая вправе копировать данные с жестких дисков, не относящиеся к проверке

В ходе выездной проверки ИФНС решила, что сделки с рядом контрагентов могут являться формальными, направленными на уклонение от уплаты налога на прибыль и НДС. Налоговая произвела выемку документов. Документы и предметы были упакованы в картонную коробку, способом, исключающим проникновение к содержимому без нанесения существенного вреда упаковке, коробка опечатана клейкой лентой с нанесенными подписями привлеченных лиц и печатью компании.

Компания обратилась в суд с иском о признании действий инспекции незаконным и обязании возвратить изъятую документацию и предметы. Компания пояснила, что инспекция скопировала файлы на жестких дисках компьютеров, однако не распечатала копии указанных документов для налогоплательщика, не установила факт принадлежности данных жестких дисков компьютеров компании, в протоколе выемки не указала индивидуальные признаки изъятых документов. При этом большая часть скопированной информации представляет собой проектную техническую информацию, не относящуюся к предмету налоговой проверки; данная документация является интеллектуальной собственностью третьих лиц.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что для вынесения решения о производстве выемки достаточно субъективной оценки инспекций обстоятельств, установленных в ходе проверки.

Суды установили, что информация с компьютеров была скопирована на переносные жесткие диски, которые были упакованы, опечатаны и на которые были нанесены подписи участвующих при проведении мероприятия лиц, что исключает доступ к содержимому без нанесения существенного вреда упаковке. НК не обязывает распечатывать для налогоплательщика документы, изъятые в ходе выемки в виде копий, сделанных с оригиналов, оставшихся у налогоплательщика.

Суды (постановление кассации Ф05-12882/2017 от 12.09.2017) также пояснили, что в штате инспекции отсутствуют сотрудники, обладающие достаточными знаниями для проведения экспертизы и оценки технической информации, скопированной с жестких дисков налогоплательщика.

(дело № А40-246586/2016)

Суды не против повторной выездной проверки через 2 года после сдачи уточненки

Компания представила уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2010 год, в которой были увеличены внереализационные расходы и соответственно уменьшен исчисленный налог к уплате. Через 1 год и 10 месяцев (в 2015 году) ИФНС назначила повторную выездную проверку за указанный период.

Компания обратилась в суд с иском о признании повторной выездной проверки незаконной. Компания указывает на нарушение пункта 10 статьи 89 НК – при повторной выездной проверке может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения (то есть 2012, 2013, 2014 годы). Более того, повторная проверка была назначена за пределами разумных сроков – через год и 10 месяцев после подачи декларации. При этом инспекцией не приняты во внимание результаты имевших ранее налоговых проверок (выездной и камеральной) за тот же период.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, разъяснив, что законом не предусмотрена зависимость результатов повторных проверок от результатов проводимых ранее выездных и камеральных проверок.

Суды разъяснили, что основанием назначения повторной проверки является подача уточненной декларации, право на представление которой корреспондирует с полномочием налоговиков на ее проверку. Налогоплательщик вправе подать уточненную декларацию после окончания налоговой проверки данного периода и за период, который находится за пределами трех лет, а инспекция праве назначить повторную проверку. Данное правило исключает применение сроков проведения повторной проверки по пункту 10 статьи 89 НК – о проверке последних трех лет.

В отношении назначения проверки почти через два года после подачи уточненки суды (постановление кассации Ф05-12295/2017 от 12.09.2017) пояснили, что статья 89 НК не предусматривает конкретный срок начала проведения повторной выездной проверки.

(дело № А40-230080/2016)

Суды не вернули в ЕГРЮЛ фирму, направившую отчетность по прежнему адресу ИФНС

Налоговая обнаружила, что последняя отчетность ООО сдана в феврале 2014 года, а счет был открыт в банке, у которого лет пять назад была отозвана лицензия. Поэтому в сентябре 2015 года ИФНС приняла решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ компании как фактически недействующего юрлица. Сведения об этом были опубликованы в соответствующем издании, и в январе 2016 года компания исключена из ЕГРЮЛ.

Более чем через год после внесения записи участник компании оспорил исключение в суде, ссылаясь на наличие в собственности компании имущества – деревообрабатывающего комплекса. В опровержение выводов инспекции о непредставлении отчетности были предъявлены декларация по УСН за 2014 год, направленная в январе 2015 года; описи вложения в ценное письмо в ИФНС и органы статистики при направлении бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за 2014 год, расчеты по страховым взносам в ФСС и ПФ, направленные в апреле 2015 года. Кроме того, незадолго до исключения – в июле 2015 года – была внесена запись в ЕГРЮЛ о смене учредителя. Отсутствие операций по счетам было связано со сменой учредителей.

Суд первой инстанции признал законным решение инспекции, поскольку учредитель не проявил достаточную степень заботливости и осмотрительности и не направил в установленный срок заявление о несогласии с исключением компании из ЕГРЮЛ. Апелляция отменила решение суда, указав, что неведение операций по счетам само по себе не является достаточным основанием для исключения компании из ЕГРЮЛ как недействующего лица.

Кассация (Ф05-12744/2017 от 13.09.2017) оставила в силе решение суда первой инстанции, указав, что сообщение о предстоящем исключении было опубликовано, а иным способом уведомлять компанию инспекция не должна. При этом наличие собственности у недействующего юрлица не является препятствием для его исключения из ЕГРЮЛ.

Декларации компанией направлялись по прежнему (недействующему) адресу нахождения ИФНС. Причем, сведения о местонахождении налогового органа являются общедоступными, а фирма вправе подать отчетность в электронном виде.

Также отклонен довод компании о том, что инспекция знала о ведении компанией деятельности по причине внесения сведений о смене учредителя. Кассация указала: «закон не относит внесение изменений в учредительные документы к доказательствам того, что юридическое лицо ведет хозяйственную деятельность». Суд также отметил, что внесение изменений в ЕГРЮЛ не могло препятствовать ведению деятельности или операций по счетам, поскольку учредитель Н. был заменен на его мать.

(дело № А40-28754/2017)

Ежемесячные акты на строительные работы не всегда приводят к исчислению НДС

ООО «А» (подрядчик) заключило с ООО «Д» (заказчик, застройщик) договоры подряда на строительство объектов. Договоры не включали условия о приемке работ по этапам строительства.

По результатам выездной проверки ООО «А» налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав на несвоевременное отражение в составе выручки стоимости строительно-монтажных работ. Компания исчисляла НДС не по результатам принятых заказчиком-застройщиком этапов строительства на основании ежемесячных промежуточных актов, а по окончании строительства объекта. При этом акт формы КС-2, подписанный после строительства и ввода объекта в эксплуатацию, повторяет данные ежемесячных промежуточных актов.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что промежуточные акты о составе и стоимости выполненных работ не подтверждают приемку результатов выполненных работ. Однако их составление не противоречит ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».

Статья 753 ГК предусматривает обязанность заказчика принять результат выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ. Президиум ВАС в пункте 18 информационного письма от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» отметил, что в случае неуказания в договоре этапов работ ежемесячное подписание сторонами актов приемки подтверждает лишь факт выполнения этапа работ для проведения расчетов (авансов). При этом такие акты не являются актами приемки результата отдельного этапа работ по договору.

Минфин в письмах от 20.03.2009 N 03-07-10/07, от 05.03.2009 N 03-07-11/52, от 14.10.2010 N 03-07-10/13 также пояснял, что если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ, то акты не подтверждают принятие результата работ заказчиком (что повлекло бы налоговые последствия в части НДС). Доказательств того, что по истечении каждого календарного месяца возникала часть объекта, которая может быть самостоятельно введена в эксплуатацию, инспекцией не представлено, отметила кассация (Ф09-5236/2017 от 14.09.2017).

(дело № А71-13534/2016)

Заявление на возврат НДС не подано из-за отказа после камералки – проценты не взыскать

По результатам камеральных проверок ИФНС отказала в возмещении НДС за 3 и 4 кварталы 2014 года. Суды трех инстанций отменили решения инспекции. Сумма налога, подлежащая возмещению за 3 квартал 2014 года возвращена на расчетный счет компании 9 марта 2016 года, а за 4 квартал – 5 июля 2016 года.

Компания обратилась в суд с иском о взыскании процентов. Суды двух инстанций удовлетворили требования компании.

Кассация (Ф06-24080/2017 от 07.09.2017) отменила решение судов, разъяснив, что если налогоплательщиком до окончания камералки не было подано заявление о возврате налога, то у налогового органа не возникает обязанности возвратить налог и начислить проценты за несвоевременный его возврат в порядке, установленном статьей 176 НК. При этом не важно, какое именно решение было принято. Обязанность по возврату налога в этом случае возникает в силу положений пункта 11.1 статьи 176 и пунктов 6 - 8 статьи 78 НК лишь после подачи заявления о возврате налога, а обязанность по начислению процентов – лишь в случае нарушения срока возврата налога (пункт 10 статьи 78 НК). Согласно пункту 6 статьи 78 НК инспекция обязана вернуть излишне уплаченный налог в течение одного месяца со дня получения заявления.

Денежные средства были фактически возвращены налогоплательщику в пределах указанного срока, следовательно, оснований для взыскания процентов за несвоевременный возврат не имеется.

(дело № А12-71830/2016)

Подписание документов задним числом новым директором не лишает вычета НДС

Между ОАО (принципал) и ООО (агент) был заключен агентский договор на реализацию продукции и содействие при заключении договоров поставки между покупателями и принципалом. Действия совершаются от имени и за счет принципала. В подтверждение сделки были представлены договор, допсоглашения, акты передачи клиентов, акты об оказании услуг, платежные документы об оплате услуг, счета-фактуры.

По результатам выездной проверки ОАО инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав агентский договор формальным. Налоговая сослалась на подписание документов по сделке вновь избранным директором ОАО Р. «задним числом».

Он пояснил, что после его назначения гендиректором ОАО к нему обратилось ООО по поводу неоплаты услуг по агентскому договору. Согласно представленным контрагентом документам договор был подписан прежним гендиректором и скреплен печатью ОАО, остальные документы подписаны не были. Убедившись, что договор существует, и проведя сверку с агентом, Р. подписал документы об исполнении агентского договора, предшествующие его назначению на должность.

Суд первой инстанции признал решение инспекции законным. Апелляция отменила его решение, разъяснив, что Р. имел право после назначения его на должность одобрить сделку, совершенную от имени компании, и дать распоряжение бухгалтерии отразить ее в учете. В силу статьи 183 ГК сделка, заключенная при отсутствии полномочий или с превышением полномочий может быть одобрена лицом, от чьего имени она совершена. Допрошенный прежний руководитель пояснил, что документы по сделке не подписывал в связи с тем, что круг покупателей был определен и заключение агентского договора было невыгодно для ОАО. Инициатива заключения такого договора исходила от учредителя ОАО, а несогласие руководителя с необходимостью заключения договора явилось причиной его увольнения с должности.

Кассация (Ф10-3461/2017 от 12.09.2017) поддержала решение апелляции, отклонив ссылку инспекции на подписание агентского договора неустановленным лицом. Р. был вправе как одобрить совершенную до его назначения сделку, так и продолжить ее исполнение на будущее. Следовательно, данное обстоятельство не может служить основанием для непризнания последствий совершенной сделки в целях налогообложения.

(дело № А48-2818/2016)

Перечисление директором контрагента денег на карты физлиц не мешает вычету НДС

ООО «С» занималось производством продуктов мукомольно-крупяной промышленности, для чего приобретало у ООО «А» зерно пшеницы. На основании счетов-фактур контрагента сумма НДС была заявлена к вычету в декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав на признаки у ООО «А» недействующей фирмы, реквизиты которой используются для формального документооборота. Полученные за товар денежные средства в течение нескольких дней обналичивались руководителем контрагента, либо перечислялись на карты физлиц.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что счета-фактуры содержат необходимые реквизиты, товар принят к учету, руководитель контрагента подтвердил взаимоотношения по поставке товара, а также по его приобретению у контрагентов второго звена.

Директор контрагента подтвердила факт обналичивания денежных средств только лично ею, пояснив это необходимостью приобретения ГСМ и товаров, и выразила готовность представить на проверку соответствующие подтверждающие документы.

В решении кассации (Ф06-24570/2017 от 13.09.2017) указано: «ссылка налогового органа на снятие директором общества ... с расчетного счета организации наличных денежных средств и на перечисление денежных средств на карточные счета физических лиц по различным основаниям не свидетельствует о наличии признаков недобросовестности в действиях самого налогоплательщика, поскольку операции по снятию наличных денежных средств и по перечислению денежных средств физическим лицам сами по себе не противоречат закону».

Доказательств заключения сделки с недобросовестным контрагентом, не имеющим возможности ее исполнить, инспекцией не представлено. ООО «А» не являлось производителем реализуемого товара, поэтому отсутствие значительных трудовых ресурсов не свидетельствует о формальности сделки. Доказательств умышленных, согласованных действий сторон в целях уклонения от уплаты налогов также не представлено.

(дело № А12-64224/2016)

Налоговики должны принимать уведомления о выборе объекта при УСН не по форме

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог по УСН, пени и штраф, указав на занижение дохода на сумму денежных средств, поступивших от двух организаций за автотранспортные услуги. При исчислении налога инспекция исходила из того, что налогоплательщик избрал доходы в качестве объекта налогообложения при УСН.

Суд первой инстанции признал законным решение инспекции. Апелляция отменила его решение, установив, что в уведомлении об избрании объекта налогообложения был указан объект обложения «доходы минус расходы».

Факт занижения налоговой базы суд признал, однако считает, что инспекция должна была определить реальный размер обязательств налогоплательщика – с учетом расходов.

Суд отклонил ссылку инспекции на недействительность уведомления по причине несоответствия форме, утвержденной приказом ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ (который еще действует), поскольку в нем указано на рекомендуемый характер данной формы.

В решении кассации (Ф02-4734/2017 от 14.09.2017) говорится: «представление уведомления об избрании объекта налогообложения в произвольной форме, позволяющей установить лицо, от которого поступило уведомление, не является основанием для отказа в его принятии и учете для целей исчисления единого налога». Декларация по УСН представлена компанией с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

(дело № А69-2893/2016)

Прочее

ФНС России разъяснен порядок предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП органам государственной власти

Сообщается, что указанные сведения предоставляются управлениями ФНС России по субъектам РФ в виде электронных файлов установленного формата с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). ФНС России в СМЭВ размещены следующие виды сервисов и сведений:

- в СМЭВ 2.0:

предоставление кратких сведений и/или выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по запросу органов государственной власти (открытые и общедоступные сведения);

предоставление кратких сведений и/или выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по запросу органов государственной власти (закрытые сведения);

- в СМЭВ 3.0:

выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти, имеющих право на получение закрытых сведений;

выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти;

выписки из ЕГРИП по запросам органов государственной власти, имеющих право на получение закрытых сведений;

выписки из ЕГРИП по запросам органов государственной власти;

предоставление списка юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых в заданную дату были включены новые сведения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Доступ к указанным сервисам, а также к документации по всем видам сведений, зарегистрированным ФНС России в СМЭВ, предоставляется с использованием официального сайта ФНС России в сети «Интернет».

(Письмо ФНС России от 14.07.2017 N ГД-4-14/13762 «О предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП»)

Обязанность по уплате налогов может быть исполнена принудительно за счет денежных средств на депозитном счете ИП по истечении срока действия депозитного договора

Согласно разъяснению Минфина России статьей 46 НК РФ не предусмотрено ограничение по обращению взыскания налогов на счета индивидуальных предпринимателей, открываемые не для осуществления предпринимательской деятельности.

На основании данной статьи не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Сообщается, что при наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика, с которого может быть удержана сумма задолженности, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

(Письмо ФНС России от 04.09.2017 N ГД-4-8/17567 «Направление письма»)

Решаем вопрос с налогообложением доходов гонконгской компании от авторских прав и лицензий

Разъяснения касаются налогообложения доходов иностранных организаций от авторских прав и лицензий.

В силу НК РФ доходы иностранной организации от использования в России прав на объекты интеллектуальной собственности облагаются налогом, удерживаемым у источника выплаты.

Налог с указанного вида дохода исчисляется по ставке 20% и перечисляется в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода в рублях.

Разъяснено, что учитывать в случае применения положений международных договоров.

Ссылаясь на Соглашение между Россией и Гонконгом об избежании двойного налогообложения и Протокол к нему, ФНС России пояснила следующее. При выплате резиденту Гонконга дохода от авторских прав и лицензий российская организация, являющаяся налоговым агентом, должна определить сумму налога, удержать ее и перечислить в федеральный бюджет.

Для учета сумм налога на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство, от авторских прав и лицензий применяется КБК 182 1 01 01030 01 1000 110.

(Письмо ФНС России от 20 сентября 2017 г. № СД-4-3/18805@ «О разъяснении налогового законодательства»)

Перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам в рамках исполнения госконтракта могут быть освобождены от НДС

Основание и условия освобождения от НДС пассажирских перевозок городским транспортом установлены подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

По мнению Минфина России, если по условиям государственного или муниципального контракта перевозки пассажиров и багажа осуществляются по установленным ценам (тарифам), предоставляются льготы отдельным категориям граждан, имеющим на это право в соответствии с действующим законодательством, то работы, связанные с осуществлением таких регулярных перевозок, освобождаются от налогообложения НДС.

При этом суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для указанных выше операций, включаются в стоимость таких работ (услуг) и вычету не подлежат.

(Письмо ФНС России от 05.09.2017 N СД-4-3/17592 «О применении освобождения от налогообложения НДС»)

Разъяснены основания освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации на территории РФ медицинских изделий, зарегистрированных в качестве изделий медицинского назначения (медицинской техники)

Сообщается, в частности, что на основании Федерального закона от 7 марта 2017 г. N 25-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских изделий (медицинской техники) применяется при представлении в налоговые и таможенные органы регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ.

В то же время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 160 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416» предельный срок замены регистрационных удостоверений старого образца на изделия медицинского назначения (медицинскую технику) продлен до 1 января 2021 года.

Таким образом, регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», являются действительными до 1 января 2021 года.

С учетом изложенного, с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года включительно при реализации на территории РФ медицинских изделий, на которые имеются регистрационные удостоверения как на изделия медицинского назначения (медицинскую технику), применяется освобождение от налога на добавленную стоимость.

(Письмо ФНС России от 11.09.2017 N СД-4-3/17943 «О применении освобождения от налогообложения НДС»)

Величина коэффициента (Кц), корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за август 2017 года определена в размере 8,2618

Коэффициент рассчитывается ежемесячно исходя из следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в августе 2017 года данный показатель составил 51,15 доллара США за баррель);
  • среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (в августе 2017 года - 59,6497).

(Письмо ФНС России от 18.09.2017 N СД-4-3/18553@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2017 года»)

При постановке на учет розничных рынков в качестве плательщиков торгового сбора представляется единое уведомление по форме ТС-1

Объектом осуществления торговли в отношении деятельности по организации розничных рынков признается объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность.

При возникновении объекта обложения торговым сбором плательщик обязан представить соответствующее уведомление в налоговый орган по форме ТС-1, предусмотренной приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.

Сообщается, что налоговым законодательством не предусмотрено представление плательщиком торгового сбора, осуществляющим деятельность по организации розничных рынков, нескольких уведомлений по форме N ТС-1 в отношении одного розничного рынка. В уведомлении отражается общая площадь розничного рынка, включающая в себя все земельные участки и иные объекты недвижимого имущества.

(Письмо ФНС России от 15.09.2017 N СД-4-3/18459@ «О постановке на учет розничных рынков в качестве плательщиков торгового сбора»)

Надо ли подавать уведомление о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора в случае ликвидации организации или прекращения деятельности ИП?

Разъяснено, что утрата плательщиком торгового сбора статуса юрлица или ИП означает одновременное прекращение статуса плательщика торгового сбора. При этом подавать в налоговый орган уведомление о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора (форма N ТС-2) не требуется.

(Письмо ФНС России от 20 сентября 2017 г. № СД-4-3/18766@ «О порядке снятии с учета налогоплательщика в качестве плательщика торгового сбора»)

Не требуется получения нового патента на право применения ПСН в отношении услуг по сдаче в аренду имущества в случае изменения количества арендаторов

Данный вывод Минфина России обусловлен тем, что патент на осуществление предпринимательской деятельности по передаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, а также дач и земельных участков, действует в отношении указанных в патенте объектов, сдаваемых в аренду, а не в отношении конкретных арендаторов имущества.

В этой связи в случае изменения количества арендаторов указанного в патенте объема имущества, сдаваемого в аренду (внаем), получение нового патента не требуется.

(Письмо ФНС России от 14.09.2017 N СД-4-3/18316@ «О направлении письма Минфина России от 06.09.2017 N 03-11-09/57325»)

По мнению Минфина России, отмена транспортного налога повлечет повышение ставки акцизов на нефтепродукты, что приведет к значительному росту цен на товары

Минфином России рассмотрено обращение, содержащее предложение отмены транспортного налога, и сообщено, в частности, следующее.

Транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов.

В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов.

При этом обращено внимание налогоплательщиков на положения НК РФ, согласно которым вопросы введения транспортного налога, установления размера налоговой ставки и налоговых льгот находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Так, например, налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Кроме того, при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

(Письмо Минфина России от 07.09.2017 N 03-05-06-04/57560 «О транспортном налоге»)

ФНС России разъяснены вопросы согласования порядка представления одной налоговой декларации (расчета) организацией, имеющей объекты недвижимости, находящиеся вне места ее нахождения

Представление одной налоговой декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, возможно в случае, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам в бюджеты муниципальных образований (данный порядок не распространяется на объекты, поименованные в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).

Сообщается, что согласие налогового органа должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется декларация (расчет авансовых платежей).

Обращено также внимание на необходимость информирования налогоплательщика о ежегодном согласовании представления форм налоговой отчетности в аналогичном порядке, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы.

(Письмо ФНС России от 13.09.2017 N БС-4-21/18242@ «О налоге на имущество организаций»)

Перечисление НДФЛ по месту нахождения работодателей стимулирует создание в регионе благоприятных условий для ведения бизнеса

По результатам рассмотрения запроса об изменении порядка уплаты НДФЛ по месту регистрации физических лиц, а не по месту постановки на учет налоговых агентов, сообщается следующее.

Такое изменение порядка нецелесообразно, поскольку:

  • увеличит нагрузку на работодателей по оформлению платежных поручений и форм отчетности (6-НДФЛ), т.е. вместо формирования одного платежного поручения на перечисление налога по всем работникам организации такие поручения необходимо будет формировать на каждое физлицо, с указанием ОКТМО муниципального образования, в котором оно проживает;
  • создаст необходимость на постоянной основе осуществлять мониторинг за адресами места жительства своих сотрудников.

(Письмо ФНС России от 28.08.2017 N ММВ-19-1/222 «По изменению порядка уплаты налога на доходы физических лиц»)

ФНС России разъяснила порядок предоставления статистической информации о налоговых льготах и иных преференциях по НДФЛ

Сообщается, что информация о суммах доходов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ на основании статьи 217 НК РФ, не подлежит отражению в налоговой отчетности налогоплательщиков (налоговых агентов), и, следовательно, не представляется в составе статистической отчетности.

Информация о суммах налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, содержится в статистической налоговой отчетности: «Отчет о декларировании доходов физическими лицами (форма 1-ДДК)» и «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами» (форма 5-НДФЛ).

(Письмо ФНС России от 06.09.2017 N СД-4-3/17732@ «О предоставлении информации»)

Территориальные органы ПФР вправе осуществить перерасчет обязательств плательщиков страховых взносов исходя из суммы фактически полученного ими дохода

В случае отсутствия сведений о доходах плательщиков (индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) страховые взносы на ОПС за истекший расчетный период взыскивались органами ПФР в фиксированном размере, рассчитанном, в частности, исходя из восьмикратного МРОТ.

По мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направлялись налоговыми органами в органы ПФР.

В таком случае размер страхового взноса на ОПС определялся исходя из суммы годового дохода, указанного в отчетности, и, соответственно, сумма страховых взносов, исчисленная исходя из 8 МРОТ, подлежала перерасчету.

Согласно действующему законодательству контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до указанной даты.

Учитывая изложенное, сделан вывод о том, что органы ПФР вправе произвести перерасчет обязательств упомянутых плательщиков исходя из суммы фактически полученного ими дохода.

(Письмо ФНС России от 13.09.2017 N БС-4-11/18282@ «О перерасчете страховых взносов»)

Урегулированы вопросы, касающиеся корректировки сведений о суммах страховых взносов, переданных ФСС РФ в налоговые органы

Разработаны рекомендации о порядке взаимодействия отделений Фонда и налоговых органов по корректировке указанных сведений.

Определена процедура и установлен перечень мероприятий, проводимых в целях корректировки сведений о сальдо расчетов, а также сведений о начисленных, уменьшенных суммах страховых взносов, пеней и штрафов, за расчетные периоды до 1 января 2017 года, а также установлен порядок взаимодействия ФСС РФ и налоговых органов при обращении плательщика.

Так, отделения Фонда обязаны обеспечить, в частности, сверку состояния расчетов с плательщиком, анализ достоверности и полноты передаваемых сведений, принять соответствующее решение и направить его в налоговые органы.

Срок проведения указанных мероприятий не должен превышать 20 рабочих дней со дня поступления обращений.

Срок внесения корректировок в информационные ресурсы ФНС России - 7 рабочих дней.

В приложениях приведены формы необходимых документов, используемых в рамках информационного взаимодействия.

(Письмо ФСС РФ N 02-11-10/06-02-3959П, ФНС России N ЗН-4-22/18490@ от 15.09.2017 «По вопросу корректировки сведений, переданных региональными отделениями ФСС в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017»)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.