Мониторинг изменений за период 19.06.17 - 25.06.17
Бухгалтерский учет и налогообложение
В порядок подтверждения льготы по НДС в отношении культурных ценностей, являющихся архивными документами, внесены юридико-технические поправки
Уточнения коснулись органа исполнительной власти, документальное подтверждение которого является условием освобождения от налогообложения НДС операций по ввозу на территорию РФ культурных ценностей.
Это связано с изданием Указа Президента РФ от 4 апреля 2016 г. N 151 «О Федеральном архивном агентстве», вносящем изменение в структуру органов исполнительной власти, предусматривающее передачу руководства деятельностью Федерального архивного агентства от Правительства РФ Президенту РФ.
(Федеральный закон от 18.06.2017 N 121-ФЗ «О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
До 1 июля 2018 года продлен пилотный проект, предусматривающий возможность представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через интернет-сайт ФНС России
Пилотный проект по эксплуатации программного обеспечения, предусматривающий представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, установлен Приказом ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@.
Интернет-сервис позволяет направлять в налоговые органы налоговую и бухгалтерскую отчетность, за исключением налоговой декларации по НДС.
Для возможности работы с интернет-сервисом налогоплательщику необходимо обратиться в любой УЦ, аккредитованный Минкомсвязи России, чтобы получить ключ ЭП.
После самостоятельной регистрации в системе сдачи налоговой отчетности «Получение идентификатора абонента» в разделе «Электронные сервисы» налогоплательщик получает идентификатор абонента для обеспечения возможности представления НБО через интернет-сайт ФНС России.
(Приказ ФНС России от 14.06.2017 N ММВ-7-6/503@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@»)
Правовые новости
Президент утвердил поправки в ТК, касающиеся неполного рабочего времени
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Законом предусматривается инкорпорация отдельных положений некоторых правовых актов СССР и РСФСР в ТК РФ. В частности, изменениями, вносимыми в статьи 93, 101 и 108 ТК, уточняется порядок установления неполного рабочего времени, в том числе предоставления работнику перерыва для отдыха.
Кроме того, предусматривается правило, согласно которому работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).
В статьях 152 и 153 ТК законом конкретизируется порядок учета работы, произведенной сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни, при исчислении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере.
(Федеральный закон от 18.06.2017 N 125-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»)
Банк России упростил документооборот по валютным операциям резидентов - юрлиц и индивидуальных предпринимателей
Так, при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, по договору (контракту), заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 1 тыс. долларов США, резидент представляет справку о валютных операциях, и вправе не представить указанные в ней документы, связанные с проведением валютной операции.
При осуществлении операций, связанных со списанием валюты РФ со своего расчетного счета в рублях, открытого в уполномоченном банке, по договору (контракту), заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает указанное пороговое значение, резидент представляет расчетный документ по валютной операции, и вправе не представить документы, связанные с проведением указанной в расчетном документе операции.
Предусмотрен порядок установления даты, на которую определяется сумма обязательств по договору (контракту).
Кроме того, резиденты освобождены от обязанности представлять статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, в уполномоченные банки в качестве подтверждающих документов.
Указание вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
(Указание Банка России от 25.04.2017 N 4360-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2017 N 47043)
Законопроекты
ФНС изменит порядок уведомления налогового органа о банковских гарантиях
ФНС решила усовершенствовать порядок уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии в целях налогообложения.
Уведомление о подготовке поправок в приказ ФНС от 25.10.2010 № ММВ-7-3/515@ опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, банковская гарантия необходима, если применяется заявительный порядок возмещения НДС (пункт 3 статьи 176.1 НК РФ), освобождение от уплаты акциза (пункт 2 статьи 184) и освобождение от уплаты авансового платежа акциза (пункт 11 статьи 204).
В ведомстве поясняют, что данный порядок предлагается усовершенствовать, а также применить к случаям представления в налоговые органы банковской гарантии при обжаловании вступившего в силу решения налогового органа.
Соответствующие изменения в пункт 5 статьи 138 НК РФ были внесены Федеральным законом от 01.05.2016 №130-ФЗ.
Госдума отказалась от льготы по НДС при реализации товаров свободного склада
Госдума решила отклонить и снять с дальнейшего рассмотрения законопроект № 654664-6 о налогообложении при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада. Проект был внесен правительством в 2014 году.
Для указанной операции предлагалось установить ставку НДС 0% (по аналогии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны), а также определить перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения права на ставки 0% в отношении таких товаров. Также предлагалось помещать товары под таможенную процедуру свободного склада без уплаты НДС.
Минтруд России предложил порядок переноса дней отдыха в 2018 году
Предложен проект Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году». Сообщается, что предлагаемые переносы дней отдыха позволят соблюсти норму статьи 110 ТК РФ о том, чтобы между двумя рабочими неделями было не менее 42 часов непрерывного отдыха.
С учетом изложенного выходные дни 6 и 7 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными днями, в соответствии с частью второй статьи 112 ТК РФ, переносятся на 9 марта и 2 мая соответственно. Также предлагается перенести дни отдыха с субботы 28 апреля, субботы 9 июня и субботы 29 декабря на понедельник 30 апреля, понедельник 11 июня и понедельник 31 декабря соответственно.
Таким образом, согласно проекту, в 2018 году будут следующие дни отдыха:
- с 30 декабря 2017 г. по 8 января 2018 г.;
- с 23 по 25 февраля;
- с 8 по 11 марта;
- с 29 апреля по 2 мая и 9 мая;
- с 10 по 12 июня;
- с 3 по 5 ноября.
Судебная прктика
Отсутствие обособленного имущества не свидетельствует о несамостоятельности фирмы
ООО «Д» (заказчик) заключило договор с ООО «З» (исполнитель) на оказание услуг по производству продукции из давальческого сырья.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила заказчику налог на прибыль, НДС, пени и штраф, установив взаимозависимость компаний – их руководители являются родными братьями. При этом у ООО «З» отсутствует недвижимое имущество, эта фирма ведет деятельность в помещении ООО «Д» на арендованном у него же оборудовании, применяет УСН с объектом налогообложения «доходы».
По мнению инспекции, в результате применения схемы минимизации налоговых обязательств путем дробления бизнеса налогоплательщик завысил расходы за услуги переработки, что привело к неполной уплате в бюджет налога на прибыль. ООО «З» не удовлетворяет признакам самостоятельного юридического лица, поскольку у него отсутствует обособленное имущество.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что выполнение работ подтверждено актами, контрагент уплачивал налоги и представлял в налоговый орган налоговую отчетность. Использование в производственной деятельности исполнителем оборудования, принадлежащего ООО «Д», по мнению судов, не свидетельствует о том, что документооборот между фирмами составлен формально, а фактически товар производил налогоплательщик.
Суды (постановление кассации Ф01-1872/2017 от 07.06.2017) установили, что ООО «Д» не имело производственного персонала для выполнения работ по договору, в то время как ООО «З» располагало необходимой численностью работников (37 человек), несло расходы по оплате труда. Суды признали, что приведенные инспекцией обстоятельства не свидетельствуют о создании схемы по дроблению бизнеса.
(дело № А43-12155/2016)
ГПД нельзя признать трудовым только на основании систематичности и повторности работ
В 2012-2015 годах З. выполнял для компании работы по техническому обслуживанию и ремонту кухонного оборудования по договору подряда.
По результатам выездной проверки ФСС доначислил страховые взносы, пени и штраф, переквалифицировав договор подряда с физлицом в трудовой. Фонд указывает, что работы носили систематический характер, не были разовым заданием, оплата производилась раз в месяц. Выполненные работы являются необходимыми для ведения основного вида деятельности компании (питание работников), и фактически данный исполнитель был вовлечен в деятельность фирмы.
Суды трех инстанций отменили решение фонда, установив, что договор подряда не содержит наименования должности, специальности, профессии с указанием квалификации, режима работы, подчинения локальным актам работодателя. Оплата за выполненные подрядчиком работы непосредственно зависит от достигнутого результата и качества работ. В тексте договора не предусмотрены условия о подчиненности работника правилам внутреннего трудового распорядка, о соблюдении определенного режима работы и отдыха, не предусмотрена выплата сумм при наступлении временной нетрудоспособности и случаев травматизма. То есть содержание спорного договора подряда не подтверждает наличие трудовых взаимоотношений между компанией и физлицом.
В решении кассации (Ф06-21648/2017 от 09.06.2017) указано: «систематичность или повторность выполненных работ не свидетельствует безусловно о наличии трудовых отношений».
(дело № А55-23087/2016)
Назвав офис своим местом жительства, главбух не спасла фирму от решения по проверке
ООО «А» (субарендатор) и ООО «Л» (субарендодатель) заключили договор аренды транспортных средств с экипажем. На оплату пользования автотранспортными средствами уходила половина выручки субарендатора. ООО «А» заявило вычет в декларации по НДС.
По результатам выездной проверки ООО «А» налоговая отказала в вычете, доначислила НДС, пени и штраф, установив, что руководитель контрагента отрицал свою причастность к деятельности организации, а также подписание каких-либо документов. Компания документы по требованию инспекции не представила, сославшись на их утрату при пожаре.
Выявлено, что по данным УГИБДД техника, переданная в субаренду, принадлежит предпринимателям, которые состоят в отношениях родства и свойства друг с другом и с руководителем проверяемого налогоплательщика и являются в силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 20 НК взаимозависимыми лицами с налогоплательщиком. Предприниматели не смогли пояснить причин, вследствие которых договоры аренды транспортных средств не были заключены налогоплательщиком непосредственно с их собственниками.
Компания пыталась оспорить решение в суде, ссылаясь, в том числе, на неправомерность проведенной в ходе проверки выемки документов - по месту жительства главного бухгалтера без судебного решения.
Суды трех инстанций признали, что целью спорной сделки являлось получение необоснованной налоговой выгоды путем создания незаконной схемы, заключающейся в формальном использовании контрагента для создания видимости формирования источника возмещения налога при его фактическом отсутствии.
Суды признали, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и должен был знать об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов. Суды (постановление кассации Ф04-1638/2017 от 09.06.2017) отклонили довод компании о безналичном характере расчетов по сделке, указав, что этот факт не свидетельствует о получении обоснованной налоговой выгоды в результате реальных взаимоотношений со спорным контрагентом.
Суды также установили, что выемка произведена в служебном помещении компании, который является юридическим адресом. Факт временного проживания главного бухгалтера в данном помещении в связи с семейными проблемами (что подтверждается только ее пояснениями) не превращает нежилое помещение в жилое и в место жительства, указали суды. Кроме того, ни в ходе выемки, ни при подписании протокола выемки главный бухгалтер не указывала на проведение выемки по месту ее жительства.
(дело № А67-1833/2016)
Замена непринятых инспекцией вычетов НДС на новые не помогла избежать пени и штрафа
В ходе выездной проверки ИФНС установила, что компания неправомерно заявила вычеты НДС по сделкам с ООО «Г», «П», «С», «А». Документы по сделкам содержали недостоверные сведения. После вынесения решения, но до вступления его в силу налогоплательщик подал уточненные декларации и внес изменения в книги покупок, в которых исключил суммы НДС по указанным контрагентам из налоговых вычетов и добавил новые счета-фактуры по другим контрагентам. Но по результатам проверки инспекция все равно доначислила НДС, пени и штраф.
Компания оспорила решение в суде, поясняя, что до вступления в силу решения компания заявила новые вычеты, которые впоследствии приняты в ходе камеральных проверок, следовательно, не доказано получение необоснованной налоговой выгоды и правомерность начисления пени и штрафов по результатам выездной проверки.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований.
Счета-фактуры включены в книги покупок с соблюдением положений законодательства - учтены операции по приобретению ТМЦ, соответствующие дате счетов-фактур. Суды разъяснили, что налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию и после принятия решения по результатам проверки. При этом при ее подаче меняется не налоговая обязанность, а сумма, подлежащая уплате в бюджет. Представив уточненки, компания лишь воспользовалась правом заявить вычеты по НДС. Однако после проведения проверки и вынесения решения уточненные декларации не могли быть оценены и учтены, следовательно, данные этих деклараций не влияют на выводы, сделанные в ходе проверки.
В решении кассации (Ф04-1475/2017 от 14.06.2017) указано: «поскольку Общество скорректировало свои налоговые обязательства только после обнаружения Инспекцией нарушений при исчислении НДС и принятия по результатам проверки решения, правильным является вывод судов об обоснованном начислении пени и привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ».
(дело № А27-6850/2016)
Суды разъяснили, как нельзя начислять амортизацию по лизинговому имуществу
Компания (лизингополучатель) заключила договоры лизинга и учла лизинговое имущество на своем балансе. При этом компания определила сроки его полезного использования (равные срокам действия договоров лизинга согласно пункту 20 ПБУ 6/01) и установила линейный способ начисления амортизации, применив при этом ускоренную амортизацию (коэффициент, равный 3).
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на имущество, пени и штраф, указав на неправомерное сокращение сроков полезного использования и применение ускоренной амортизации, что привело к снижению балансовой стоимости имущества и занижению налога.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что срок полезного использования представляет собой время, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Суды (постановление кассации Ф04-1317/2017 от 14.06.2017) отклонили довод налогоплательщика о том, что срок полезного использования имущества определен в соответствии с пунктом 20 ПБУ 6/01 равным сроку договора лизинга. Установлено, что спорное имущество не выбыло из пользования компании после окончания срока лизинга.
Применение ускоренного коэффициента не выше трех предусмотрено только лишь при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Установив, что компания использует линейный способ начисления амортизации, суды также указали на неправомерность использования ускоренного коэффициента.
(дело № А70-12080/2016)
Получение страховки само по себе не позволяет фирме списать убытки от хищения
В ходе проверки налоговая установила, что компания в нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК включила в расходы стоимость похищенных товаров (ювелирных изделий) при разбойных нападениях за 2012-2013 годы в размере 3,8 млн рублей. Инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф.
Компания намеревалась оспорить решение в суде, полагая, что вправе одновременно с включением в состав внереализационных доходов сумм страхового возмещения учесть и соответствующие расходы, понесенные в связи с хищением товарно-материальных ценностей.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что учет в расходах убытков связан с наличием документа, выданного уполномоченным органом (МВД) и подтверждающим факт отсутствия виновных лиц, а не с фактом выплаты сумм страхового возмещения. Отнесение спорных расходов к внереализационным, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 НК либо подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 НК, не зависит от наличия или отсутствия источника покрытия понесенного ущерба.
В решении кассации (Ф05-7801/2017 от 14.06.2017) указано: «получение впоследствии страховой выплаты не препятствует ее учету в качестве дохода и не является основанием для переоценки оснований возникновения учтенных расходов».
(дело № А40-178575/2016)
Суды рассказали, чем подтвердить расходы при утрате листков нетрудоспособности
Компания выплатила работникам пособие по временной нетрудоспособности, затем больничные листки были утрачены.
По результатам выездной проверки ФСС отказал в зачете расходов на выплату пособия, указав, что компания в нарушение пункта 5 части 2 статьи 12 закона 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», пункта 6 части 2 статьи 4.1 закона 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не представила листки нетрудоспособности. По мнению фонда, их утрата свидетельствует о представлении недостоверных сведений, повлекших необоснованное назначение и выплату пособий.
Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав, что правомерность произведенных расходов подтверждена иными документами - справками, выданными медицинскими учреждениями по запросу страхователя, копиями листков нетрудоспособности, приказом страхователя. Сведения, содержащаяся в представленных документах, позволяют установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованными лицами, факт наступления страховых случаев, периоды временной нетрудоспособности. Необеспечение страхователем сохранности оригинала больничного листка не может являться основанием для отказа в возмещении расходов.
Кассация (Ф04-1943/2017 от 16.06.2017) отметила, что «действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных».
(дело № А45-17650/2016)
Незаконная блокировка счетов на праздники не привела к взысканию процентов с ИФНС
Компания имела транспортные средства, представляла декларации и уплачивала транспортный налог по месту регистрации транспортных средств. В связи с непредставлением декларации по транспортному налогу за 2015 год по состоянию на 1 февраля 2016 года инспекция приняла решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Однако, получив в тот же день сведения о том, что транспорт снят с учета, вынесла решения о возобновлении операций по счетам, которые в тот же день (20 февраля) направлены в банки по ТКС. Между тем, счетам были заморожены на период с 20 по 24 февраля.
Компания обратилась в суд с заявлением о взыскании с инспекции процентов в связи с неправомерной блокировкой счетов на основании пункта 9.2 статьи 76 НК - в случае неправомерного вынесения инспекцией решения о приостановлении операций по счетам начисляются проценты.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что данная норма направлена на исключение необоснованного приостановления операций и предоставление налогоплательщику при наступлении убытков права на их компенсацию.
Суды установили, что решения об отмене блокировки направлены в банк 20 февраля. Часть решений успешно приняты банками в тот же день, а часть – только 24 февраля 2016 года. В подтверждение отправки решений в банки представлены скриншоты истории состояний документов из ИФНС, которые подтверждают своевременное направление инспекцией решений. Суды учли, что согласно производственному календарю на 2016 год 20 февраля – предпраздничный день, а дни с 21 по 23 февраля являлись праздничными, выходными днями. Компания не доказала намерения проводить какие-либо платежи в эти дни и, как следствие, наступление каких-либо негативных последствий в результате действий инспекции.
В решении кассации (Ф08-3699/2017 от 14.06.2017) указано: «направление решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решений о возобновлении операций налогоплательщика в один день 20.02.2016 с разницей в несколько часов не привело к нарушению прав и законных интересов общества».
(дело № А32-26002/2016)
Приговор директора за мошенничество позволил снизить налоговые обязательства фирмы
ООО «А» (займодавец) заключило с ООО «Г» и ООО «П» (заемщиками) договоры займа. На суммы займов были начислены проценты, учтенные компанией в доходах.
Приговором районного суда директор ООО «А» привлечен к уголовной ответственности по части 4 статьи 159 УК - мошенничество с использованием служебного положения в особо крупном размере. Он заключал договоры займа с подконтрольными ему фирмами для вывода денежных средств компании и распоряжения ими по своему усмотрению без намерения возврата. Всего перечислено почти 1,5 млрд рублей.
После этого компания исключила проценты из доходов и представила в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль, заявив убыток почти 12 млн рублей и к уменьшению сумму налога в размере 1,8 млн рублей. По результатам камеральной проверки инспекция восстановила доход и налог. По мнению инспекции, в приговоре суда отсутствует вывод о том, что заключенные договоры займа являются ничтожными - спорные сделки по представлению займов не оспорены и не признаны недействительными.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, признав, что фактически денежные средства налогоплательщика похищены путем мошеннических действий директора, а не выбыли в результате предоставления их в заем, договоры заключены с целью с целью хищения денежных средств.
Проценты отражались компанией в составе внереализационных доходов по методу начисления, при этом фактически денежные средства не поступали. После установления факта мошенничества отпали основания для начисления процентов, и уточненка представлена правомерно.
В решении кассации (Ф08-3148/2017 от 13.06.2017) указано: «обстоятельства, установленные приговором … суда …, вынесенного в отношении бывшего генерального директора общества …являются достаточным основанием для квалификации спорных сделок как недействительных, ввиду их ничтожности, и корректировки в связи с этим налоговых обязательств общества».
(дело № А32-29496/2016)
Прочее
Получаем сведения из ЕГРЮЛ
Сведения из ЕГРЮЛ в электронном виде предоставляются любым юридическим и физическим лицам (в том числе иностранным организациям) за плату.
Так, за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места одного реестра (ЕГРЮЛ) плата составляет 150 тыс. руб. (НДС не облагается). За однократное предоставление открытых сведений в полном объеме одного реестра (ЕГРЮЛ) - 50 тыс. руб., за однократное обновление - 5 тыс. руб.
Для получения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, через Интернет необходимо представить запрос и оригинал документа, подтверждающего оплату.
На основании запроса устанавливаются атрибуты доступа (имя получателя, пароль и иные атрибуты, обеспечивающие идентификацию).
Также разъяснения касаются порядка перечисления платежей иностранной компанией, сроков предоставления сведений и действия атрибутов доступа.
(Письмо ФНС России от 14 июня 2017 г. № ГД-4-14/11209@ «О рассмотрении обращения»)
О постановке на учет в качестве плательщика НДС иностранной организации, оказывающей в России услуги в электронной форме
Иностранная организация, оказывающая в России услуги в электронной форме физлицам, не являющимся ИП, обязана встать на учет в налоговом органе, при условии, что такие услуги не оказываются через представительство такой организации в России. Постановка на учет осуществляется путем направления заявления через электронный сервис «НДС-офис интернет-компаний» (https://lkioreg.nalog.ru/ru).
Налоговая декларация иностранной организации по НДС может быть направлена ее представительством при оказании последней услуг в электронной форме.
По вопросу уплаты налога сообщается, что представительство иностранной организации вправе уплатить сумму НДС со счета такого представительства при условии заполнения платежного поручения в установленном порядке (приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н). В полях «ИНН», «КПП» распоряжения плательщика о переводе денежных средств указывается значение ИНН и КПП плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.
(Письмо ФНС России от 13 июня 2017 г. № СД-4-3/11084@ «О рассмотрении обращения»)
ФНС разработала форму требования о представлении пояснений при освобождении от НДС
ФНС РФ распространила письмо, в котором приведена рекомендуемая форма требования о представлении пояснений к декларации по НДС.
В письме указывается, что данная форма рекомендуется к использованию при проведении камеральных налоговых проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, освобождаемые от налогообложения.
Напомним, по нормам п.6 статьи 88 НК РФ, при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у организации или ИП представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях, по которым применены налоговые льготы.
(Письмо ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574)
Второй экземпляр счета-фактуры, выставленного покупателю на бумажном носителе, налогоплательщики не вправе хранить в виде электронного образца
Налоговым кодексом РФ предусматривается возможность составления и выставления покупателю счета-фактуры как на бумажном носителе, так и в электронной форме.
При этом Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137, установлено, что в случае составления счета-фактуры на бумажном носителе его первый экземпляр выставляется покупателю, а второй экземпляр остается у продавца.
На этом основании Минфином России сделан вывод о том, что действующим нормативным правовым регулированием не предусмотрена возможность хранения в электронном виде счета-фактуры, который был выставлен покупателю на бумажном носителе.
(Письмо Минфина России от 30.05.2017 N 03-07-09/33048)
Регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия действительны до 1 января 2021 года
Минфин России разъяснил вопросы освобождения от уплаты НДС (применения налоговой ставки НДС 10%) при ввозе в Российскую Федерацию медицинских изделий (медицинской техники).
Сообщается, что налоговая льгота применяется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие или до 1 января 2017 года регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику).
На основании Федерального закона от 7 марта 2017 г. N 25-ФЗ с 1 июля 2017 года представляется регистрационное удостоверение медицинского изделия, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
При этом обращено внимание на то, что предельный срок замены регистрационных удостоверений старого образца продлен до 1 января 2021 года.
(Письмо Минфина России от 25.05.2017 N 03-07-03/32110)
Авиационный бензин относится к авиационному керосину и облагается акцизом
В соответствии с НК РФ авиационный керосин признается подакцизным товаром.
На основании положений Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину:» Минфин России указал, что авиационный бензин является разновидностью жидкого топлива, используемого при заправке авиационных двигателей, в связи с чем в целях исчисления акцизов относится к авиационному керосину.
При исчислении акциза в отношении авиационного бензина применяется ставка, установленная статьей 193 НК РФ, в размере 2 800 рублей за 1 тонну.
(Письмо Минфина России от 26.05.2017 N 03-13-08/32354)
Величина коэффициента (Кц), корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за май 2017 года определена в размере 7,4389
Коэффициент рассчитывается ежемесячно исходя из следующих показателей:
- средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в мае 2017 года данный показатель составил 48,96 доллара США за баррель);
- среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (в мае 2017 года - 57,1720).
(Информация ФНС России «О данных для расчета коэффициента Кц за май 2017 года»)
Минфин России разъяснил, как определить размер доходов ИП, применяющего ПСН и УСН для целей применения ПСН
В налоговые органы направлено письмо Минфина России, в котором разъяснено следующее.
Налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН, если с начала календарного года его доходы превысили 60 млн. рублей.
В письме сообщается, что в случае, если налогоплательщик применяет одновременно ПСН и УСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения установленного ограничения, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
(Письмо ФНС России от 15.06.2017 N СД-4-3/11331@ «О направлении письма Минфина России от 08.06.2017 N 03-11-09/35718»)
При прощении задолженности по ипотечному жилищному кредиту, выданному до 1 октября 2014 года, НДФЛ не взимается
Это прямо следует из положений пункта 65 статьи 217 НК РФ.
Для освобождения от НДФЛ суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды при частичном прекращении обязательства по такому кредиту необходимо соблюдение ряда установленных условий - это в том числе предоставление кредита (займа) кредитной организацией, расположенной на территории РФ, а также отсутствие взаимозависимости между налогоплательщиком и кредитной организацией, выдавшей кредит.
Данный вопрос неоднократно разъяснялся в письмах Минфина России, в частности от 04.05.2017 N 03-04-05/27566, от 31.03.2017 N 03-04-06/19100, от 07.11.2016 N 03-04-06/65008.
(Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 03-04-05/36283)
Решения о снижении налоговых ставок и предоставлении налоговых льгот по налогу на имущество физлиц принимаются органами местного самоуправления
В Налоговом кодексе РФ установлены предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.
При этом представительным органам муниципальных образований предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости имущества, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
Также представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В этой связи сообщается, что по вопросам, касающимся снижения налоговых ставок или предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, следует обращаться в представительные органы муниципального образования по месту нахождения объекта недвижимости.
(Письмо Минфина России от 15.06.2017 N 03-05-06-01/37158 «О снижении налоговых ставок и предоставлении налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц»)
Минфином России разъяснены вопросы, связанные с применением ставки земельного налога в отношении земельного участка из земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах
К землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости.
Такой земельный участок в соответствии с документами градостроительного зонирования должен быть расположен в соответствующей территориальной зоне и на нем должна осуществляться деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством.
Сообщается, что подтверждением указанных обстоятельств могут служить документы, свидетельствующие о правоспособности организации в сфере сельскохозяйственного производства в соответствии с законодательством (устав или иные учредительные документы), а также сведения (выписка) из градостроительного регламента территориальной зоны, к которой отнесен земельный участок.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с Классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
(Письмо Минфина России от 26.05.2017 N 03-05-05-02/32456)
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, уплачивают страховые взносы на ОПС с суммы фактически полученного дохода без учета расходов
Вывод Минфина России основан на положениях подпункта 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса РФ, согласно которым в целях исчисления страховых взносов в фиксированном размере для плательщиков, применяющих УСН, доход определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, т.е. исходя из доходов, упомянутых в пунктах 1 и 2 статьи 248 НК РФ, без учета расходов.
Также в письме сообщается об определении Верховного Суда РФ (по-видимому, речь идет об Определении от 13.06.2017 N 306-КГ17-423 по делу N А12-23593/2016).
Отмечено, что данное определение принято в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 1 января 2017 года.
(Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 03-15-05/36277)
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов может повлечь ответственность плательщика страховых взносов по статье 120 НК РФ
Соответствующее основание для привлечения к ответственности предусмотрено новой редакцией данной статьи, действующей с 1 января 2017 года.
В письме отмечено, что на основании пункта 3 статьи 120 НК РФ занижение базы для исчисления страховых взносов вследствие грубого нарушения правил учета влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее сорока тысяч рублей.
(Письмо Минфина России от 26.05.2017 N 03-02-07/1/32430)
ФСС РФ подготовлены контрольные соотношения расчета по страховым взносам в части расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, начиная с отчетности за первый квартал 2017 года представляют в налоговый орган расчет по страховым взносам, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
В связи со значительным количеством ошибок при заполнении данного расчета в части отражения расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФСС РФ разработаны контрольные соотношения, соблюдение которых следует обеспечить при формировании отчета.
Письмо ФСС РФ от 15.06.2017 N 02-09-11/04-03-13313
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.