Мониторинг изменений за период 20.03.17 - 26.03.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

ФНС России обновлены формы документов, применяемых при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей

Утвержденный приказ заменит собой ранее действовавший аналогичный приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@, содержащий формы указанных документов.

Разработка новых форм документов связана с изменениями в законодательстве о налогах и сборах, в том числе с передачей налоговым органам функций по администрированию страховых взносов во внебюджетные фонды.

Приказ содержит 11 новых форм (ранее их было 10, - включена форма сообщения об отмене решения о возврате (полностью или частично) суммы акциза, заявленной к возмещению, и (или) решения о зачете суммы акциза, заявленной к возмещению, в части суммы акциза, не подлежащей возмещению).

(Приказ ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов», зарегистрировано в Минюсте России 17.03.2017 N 46000)

Отменено действие некоторых приказов ФНС России, содержащих форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде

Отменены приказы ФНС России: от 31.12.2015 N АС-7-6/710@, от 31.12.2015 N АС-7-6/711@, от 17.02.2016 N ММВ-7-6/86@, от 01.03.2016 N ММВ-7-6/109@.

Это связано с принятием приказа ФНС России от 20.03.2017 N ММВ-7-6/228@ «Об утверждении рекомендуемых форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме».

(Приказ ФНС России от 20.03.2017 N ММВ-7-6/227@ «Об отмене приказов Федеральной налоговой службы»)

Установлен порядок выдачи документов, подтверждающих факт расчетов без применения ККТ между продавцом и покупателем в труднодоступных местностях

В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в соответствующем перечне местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, вправе не применять ККТ при условии выдачи клиенту по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета.

Правилами определена, в частности, процедура заполнения, подписи и выдачи покупателю (клиенту) документа при расчетах наличными денежными средствами, с использованием электронного средства платежа, а также при смешанных расчетах; регламентирован порядок учета выданных документов, оформления и хранения их копий.

(Постановление Правительства РФ от 15.03.2017 N 296 «Об утверждении Правил выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники»)

Утверждены обязательные к применению форматы фискальных документов (кассового чека, бланка строгой отчетности, отчетов об открытии и закрытии смены, отчета о текущем состоянии расчетов и пр.)

Перечень фискальных документов установлен пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...».

Формирование фискальных документов должно осуществляться в соответствии с форматами, утвержденными данным приказом ФНС России.

Приказ также содержит перечень дополнительных реквизитов фискальных документов.

(Приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию»)

Статистика

Утверждены новые формы статистического наблюдения за деятельностью в сфере морского транспорта

Введены в действие следующие формы:

  • годовая N 1-СМП «Сведения о перевозках грузов в акватории Северного морского пути» - с отчета за 2017 год;
  • квартальная N 1-ТР (мор) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте» - с отчета за январь - март 2017 года.

Форму N 1-ТР (мор) предоставляют Росморречфлоту юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие перевозочную деятельность на морском транспорте. Сроки предоставления - 30 января.

(Приказ Росстата от 17.03.2017 N 176 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством морского и речного транспорта федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере морского транспорта»)

Правовые новости

Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 9,75% годовых

Банк России принял решение снизить ключевую ставку с 10 до 9,75%, исходя из динамики инфляции. Ее новый размер начнет применяться с 27 марта. При этом Совет директоров регулятора отметил, что инфляция снижается быстрее, чем прогнозировалось. Так, за 20 дней марта, годовые темпы прироста потребительских цен сократились до 4,3%. Для сравнения, в январе этот показатель составлял 5%. Банк России отметил, что существенный вклад в замедление инфляции внесло укрепление рубля на фоне более высоких, чем ожидалось, цен на нефть, а также сохранение интереса внешних инвесторов к вложениям в российские активы. В результате высокого урожая в 2015-2016 годах выросли запасы сельхозпродукции, что привело к значительному замедлению продовольственной инфляции и снижению цен на плодоовощную продукцию. Регулятор планирует оценивать дальнейшую динамику инфляции и экономики относительно прогноза и допускает возможность постепенного снижения ключевой ставки во II-III кварталах этого года.

К вопросу о пересмотре ключевой ставки Банк планирует вернуться 28 апреля.

Напомним, ключевая ставка в размере 10% была установлена 19 сентября 2016 года. Тогда Банк России заявил о своем намерении поддерживать достигнутый уровень в 10% годовых до конца 2016 года, а в I-II квартале 2017 года снизить ключевую ставку. Решениями Совета директоров от 28 октября, 16 декабря 2016 года, а также 3 февраля текущего года ставка сохранялась на уровне 10%.

Законопроекты

Принят закон о дополнении реквизитов счета-фактуры идентификатором госконтракта

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 48913-7 о внесении изменений в статьи 169 и 251 НК (в части уточнения сведений, указываемых в счете-фактуре, а также доходов, не учитываемых при определении налоговой базы).

Перечень реквизитов, указываемых в счетах-фактурах, выставляемых при реализации, при получении предоплаты, а также в корректировочных счетах-фактурах, дополнится — там будет указываться также идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) при наличии.

Кроме того, освободят от налогообложения доходы в виде имущества, получаемого управляющими компаниями территорий опережающего развития, существующими в форме АО.

Ко второму чтению внесены изменения в части сроков вступления поправок в силу. Действие указанной льготы в рамках ТОР будет распространяться на правоотношения, возникшие с 31 марта 2015 года. Новшества по счету-фактуре вступят в силу с начала ближайшего после истечения месяца после принятия закона налогового периода.

Принят закон об НДФЛ с процентов по облигациям и отказе персон нон-грата от резидентства РФ

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 46023-7 о внесении изменений в главу 23 части второй НК.

При внесении и принятии в первом чтении законопроект касался только определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций. Эти положения в законопроекте остались. Таким образом, дополнена статья 214.2 НК, устанавливающая особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде процентов по вкладам физлиц в банках. Этой статьей будут предусмотрены также особенности налогообложения доходов в виде процента (купона), выплачиваемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно. Согласно дополнению, вносимому в статью 217 НК, от НДФЛ будут освобождаться доходы в виде дисконта, получаемые при погашении указанных облигаций.

Налоговая база по выплатам будет равна превышению суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования ЦБ, увеличенной на 5 процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход. Таким образом, подход будет аналогичен общеустановленному способу определения налоговой базы по доходам в виде процентов по вкладам. В случае превышения дохода по облигациям над указанным необлагаемым лимитом будет применяться повышенная налоговая ставка — 35%. Соответствующее дополнение вносится в статью 224 НК.

Кроме того, ко второму чтению законопроект был дополнен нормами о том, что если в налоговом периоде в отношении физлица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, иностранными госструктурами, перечень которых определяется правительством РФ, то физлицо независимо от срока нахождения в РФ может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если являлось налоговым резидентом иностранного государства.

Для отказа от резидентства РФ необходимо заявление указанного физлица, представленное в налоговую, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физлица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства). Заявление подается в срок, установленный для представления налоговой декларации.

В форму заявления № 26.5-1 для ИП на ПСН внесут изменения

ФНС начала разработку проекта нормативного акта об утверждении формы и формата заявления на получение патента, а также порядка ее заполнения. Сообщение об этом опубликовано сегодня на федеральном портале проектов НМА.

Дело в том, что статья 346.43 НК РФ дополнена подпунктом 48, согласно которому ПСН применяется теперь в отношении услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

В этой связи необходимо поменять форму заявления на получение патента.

В частности, в форме № 26.5-1 сноску 3 на странице «Сведения по каждому объекту, используемому при осуществлении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45, 46 и 47 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации» следует дополнить видами объектов организации общественного питания для заполнения строки 010.

Кроме того, данный приказ разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ в связи с необходимостью утверждения формата представления формы № 26.5-1 «Заявление на получение патента» в электронной форме и порядка ее заполнения.

ФСС подготовил новые формы документов по взысканию недоимки

Фонд социального страхования уведомил о подготовке приказа, утверждающего новые формы документов, применяемых при выявлении недоимки и обеспечении исполнения обязанностей по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Будут утверждены следующие формы:

    - форма справки о выявлении недоимки у страхователя;

    - форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках (иных кредитных организациях);

    - форма постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества страхователя - организации (индивидуального предпринимателя).

Другим приказом ФСС признает недействующими старые формы этих документов. Уведомление об этом тоже размещено на портале проектов НПА.

Изменения связаны с передачей администрирования социальных страховых взносов от ФСС к Федеральной налоговой службе.

Разработан предварительный график переноса выходных в 2018 г.

Новогодние каникулы начнутся с 30 декабря

Министерство труда России подготовило проект закона, согласно которому в 2018 г. периоды отдыха предположительно будут следующими:

с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года,

23 — 25 февраля,

8 — 11 марта,

29 апреля — 2 мая,

9 мая,

10 — 12 июня,

3 — 5 ноября,

а с 30 декабря начнутся новогодние каникулы, переходящие на 2019 год.

Механизм переноса выходных следующий:

с 6 января (суббота) на пятницу 9 марта,

с 7 января (воскресенье) на среду 2 мая,

с 28 апреля (суббота) на понедельник 30 апреля,

с 9 июня (суббота) на понедельник 11 июня,

с 29 декабря (суббота) на понедельник 31 декабря.

Судебная практика

Указание адреса без номеров этажа и помещения привело к отказу в регистрации фирмы

В регистрирующий орган был представлен пакет документов о регистрации компании: заявление по форме Р11001, протокол общего собрания учредителей, договор об учреждении ООО, устав, гарантийное письмо, копия свидетельства о госрегистрации права собственности на помещение.

Инспекция отказала в регистрации изменений, указав на отсутствие сведений о полном адресе компании. В заявлении был указан только номер строения, по которому находится многоэтажное жилое здание с административными помещениями, имеющими детальные элементы адреса (номер помещения, этаж).

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что форма заявления Р11001 предусматривает возможность детализации адреса, а условием госрегистрации является полнота и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.

В данном случае компанией представлены неполные сведения об адресе, что не позволяет идентифицировать место нахождения компании для связи с ней (в том числе доставки юридически значимых сообщений от третьих лиц), указала кассация (Ф04-142/2017 от 10.03.2017).

(дело № А45-13252/2016)

При госрегистрации ИП в документах не допускается двусторонняя печать

ФНС напомнила, что на основании документов, представленных при госрегистрации, вносятся записи в ЕГРЮЛ. Утвержденные приказом ФНС формы заявлений (уведомлений, сообщений) являются машинно-ориентированными и предназначены для внесения в реестр сведений с использованием технических средств, в том чи3сле путем сканирования.

Поэтому установлены требования к печати знаков при заполнении формы с использованием программного обеспечения, написанию букв, цифр и символов при заполнении формы вручную, а также требования об исключении двусторонней печати заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов.

При этом необходимо отметить, что решением ВС от 14 января 2015 года N АКПИ14-1297 установлено, что положения о недопустимости представления документов с двусторонней печатью обусловлены необходимостью ускорения технологического процесса госрегистрации и не могут рассматриваться как нарушающие права лиц, ведущих предпринимательскую деятельность.

(Письмо ФНС России от 09.03.17 № ГД-3-14/1605@)

Суды против выставления инкассовых поручений к расчетным счетам ликвидируемой фирмы

ИФНС установила неисполнение в установленный срок обязанности по уплате налога (пени, штрафов), что явилось основанием для взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Инспекция направила в банк инкассовые поручения, которые были возвращены без исполнения по причине нахождения компании на стадии ликвидации. Не согласившись с этим, инспекция привлекла банк к ответственности по статье 135 НК – за неисполнение банком поручений налогового органа.

Суды трех инстанций признали незаконным решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 49 НК – обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой фирмы исполняется ликвидационной комиссией. При этом очередность исполнения обязанностей среди расчетов с кредиторами определяется ГК. Таким образом, право на принудительное взыскание налогов не должно ущемлять прав других кредиторов – в случае недостаточности у ликвидируемой фирмы денежных средств требования кредиторов удовлетворяются в порядке, установленном гражданским законодательством. Согласно пункту 1 статьи 64 ГК задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в третью очередь.

В решении кассации (Ф05-21557/2016 от 14.03.2017) указано: «после принятия решения о ликвидации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ инспекция не может принимать решения о взыскании и выставлять инкассовые поручения к счетам налогоплательщика, поскольку это противоречит статье 49 Налогового кодекса, статье 64 Гражданского кодекса РФ».

(дело № А40-76433/2016)

Деньги за оборудование перечислялись по цепочке с одного рабочего места – доначисления законны

ООО «К» приобрело у ООО «У» и ООО «П» оборудование, представив в подтверждение договоры, счета-фактуры, товарные накладные, акты формы ОС-1, и заявило вычеты в налоговой декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки инспекция отказала в вычетах, доначислила налог, пени и штраф, указав на согласованность действий компаний, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС, при подконтрольности денежных потоков одной группе лиц – все расчеты проведены с одного рабочего места и одного IP-адреса. Инспекция установила, что денежные средства, направленные ООО «К» на оплату сделок, совершив круг, частично вновь вернулись в виде векселей, а частично были выведены из контролируемого оборота. Контрагенты НДС в бюджет не уплатили и были ликвидированы.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что сделка по продаже оборудования не отражена ни в налоговой, ни в бухгалтерской отчетности продавцов. Приобретенные станки сданы в аренду тем же лицам, которые арендовали их ранее. По договорам купли-продажи, заключенным с ООО «П», приобретенное имущество оплачено векселями, которые не были ранее отражены в бухгалтерской и налоговой отчетности покупателя. При этом продавцом векселей был руководитель налогоплательщика, а источник приобретения векселей не подтвержден.

Суды (постановление кассации Ф09-207/2017 от 13.03.2017) признали, что документы, представленные налогоплательщиком, содержат недостоверные сведения, и не могут служить доказательством получения права на вычет.

(дело № А71-4642/2016)

ВС против уклонения от уплаты НДФЛ путем регистрации работников в качестве ИП

Компания, не имея наемных работников, заключила договоры о предоставлении услуг за вознаграждение с предпринимателями по следующим работам: переработка металлолома (14 человек); обслуживание, эксплуатация автотранспорта – автомобильного крана (1 человек); ведение бухучета (2 человека); ведение кассовых операций (1 человек); логистика (1 человек).

Взаимоотношения были оформлены договорами, актами выполненных работ, а выплата вознаграждения – расходными кассовыми ордерами.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДФЛ, пени и штраф, признав, что работники выполняли трудовые обязанности, а действия компании были направлены на уклонение от обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что спорные договоры были направлены на обеспечение деятельности компании, учитывая, что в штате имеется только один сотрудник (директор). Договоры предусматривают систематическое исполнение услуг с их регулярной оплатой первого числа следующего за месяцем оказания услуг, предмет договоров содержит четкое указание на специальности и профессии – бухгалтер, кассир, менеджер-логист, а также конкретный вид поручаемой работнику деятельности. На работников возложена материальная ответственность за недостачу вверенного им имущества, а также за ущерб, возникший у заказчика. Предприниматели обязаны были соблюдать график работы компании. Условием заключения договоров являлась регистрация в качестве ИП. Декларации по УСН за предпринимателей представлялись одновременно в один период по доверенностям. Суды признали, что фактически между компанией и работниками сложились трудовые отношения.

Судья ВС (302-КГ17-382 от 27.02.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А58-547/2016)

Суды разрешили исчислять срок переплаты с даты получения справки о состоянии расчетов

В январе 2016 года компания обратилась в налоговую с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов (682 тысячи рублей). Инспекция отказала в возврате переплаты, указав на пропуск трехлетнего срока на возврат, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК. По мнению ИФНС, компания должна была узнать о переплате, представляя в 2007-2011 годах первичные и уточненные декларации по налогам, поскольку налоги компания уплачивала в большем или меньшем размере относительно суммы, подлежащей уплате.

Суды трех инстанций признали отказ незаконным, установив, что налогоплательщику стало известно о наличии переплаты только после получения справки о состоянии расчетов с указанием конкретной суммы переплаты на определенную дату, образовавшейся после проведенных налоговиками зачетов. При этом решения о зачетах инспекцией не принимались, уведомления о зачетах в адрес налогоплательщика не направлялись.

Суды (постановление кассации Ф09-406/2017 от 14.03.2017) отметили, что инспекцией не соблюдены требования пункта 3 статьи 78 НК, связанные с обязанностью извещать налогоплательщика о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В данном случае до 2011 года включительно переплата изменялась, однако об этих изменениях налоговики, в нарушение указанной нормы, не информировали налогоплательщика.

Чаще всего по аналогичным делам суды занимают противоположную позицию (№ А45-6464/2015, № А40-135619/2015, № А40-156602/2015, № А32-12856/2015). Реже встречаются решения в пользу налогоплательщика (№ А60-47181/2015).

(дело № А76-12783/2016)

Вернув инвестору использованные не по назначению целевые средства, можно «попасть» на налог

ООО «Ц» (заказчик-застройщик) по договору инвестирования с ООО «В» (инвестор) занималось строительством трубопроводной системы. В 2007 году ООО «Ц» согласно графику финансирования получило 3,5 млрд рублей, которые перечислило подрядчику ООО «А». Подрядчик выполнил работы частично, затем договор подряда был расторгнут.

В 2008 году к проекту был привлечен второй инвестор (ОАО «С»), который принял на себя права и обязанности, предусмотренные объемом инвестирования в части 100% общей сметной стоимости строительства без учета работ, выполненных за счет перечисленных от ООО «В» средств. После расторжения контракта с ООО «А» застройщик заключил контракты с другими подрядчиками.

Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что денежные средства второго инвестора застройщиком получены необоснованно, поскольку использованы для финансирования уже выполненных работ. Суд указал на отсутствие необходимости заключения договора с ОАО «С» и получения целевых денежных средств на уже выполненные работы и согласился с налоговой инспекцией насчет необходимости включения полученной выгоды во внереализационные доходы. В 2012 году по итогам инвестиционного проекта ООО «Ц» передало инвесторам построенные объекты, а также вернуло деньги, полученные неправомерно. Эти средства учтены компанией во внереализационных расходах.

В ходе выездной проверки ИФНС указала на необоснованность указанных расходов, доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Обращаясь в суд, компания пояснила, что по итогам реализации инвестиционного проекта у нее отсутствовала какая-либо экономия. Истец считает неправомерными доначисления, поскольку указанные средства полностью возвращены инвестору, и одновременно с них уплачен налог на прибыль.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что «целевые денежные средства, использованные не по целевому назначению, приобретают статус внереализационных доходов, которые при возврате инвестору не отвечают признакам обоснованных и экономически оправданных расходов, связанных с ведением деятельности, направленной на получение дохода».

Судья ВС (302-КГ16-21357 от 28.02.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А19-3657/2016)

Суды не позволили сменить назначение платежа на займ ради сохранения права на УСН

По результатам камеральной проверки ИФНС установила, что компания при исчислении налога по УСН не учла денежные средства, поступившие от ЗАО. Добавив их к налоговой базе, инспекция установила, что компания превысила лимит по доходам для УСН, установленный статьей 346.13 НК, и доначислила налоги по общей системе налогообложения.

Компания представила в инспекцию письмо об изменении назначения одного из платежей с оплаты по договору поставки на перечисление денежных средств по договору займа. Письмо не было учтено при принятии решения.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что спорные денежные средства согласно актам сверок и оборотно-сальдовой ведомости контрагента по счету 60 учтены как расчеты с поставщиками и подрядчиками за выполнение работ (услуг). Задолженность ЗАО перед налогоплательщиком в спорный период составляла 3,2 млн рублей, что исключает деловую цель операции по предоставлению займа. На момент рассмотрения дела денежные средства не были возвращены, а деятельность контрагента прекращена.

Суды (постановление кассации Ф05-2083/2017 от 13.03.2017) признали, что договор займа фактически не заключался, а спорное письмо представлено в целях сохранения права на применение УСН.

(дело № А41-31201/2016)

Отсутствие учета расходов не влечет применение расчетного метода при утрате права на УСН

По результатам выездной проверки ИФНС указала на утрату предпринимателем права на УСН, поскольку ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», не вправе заключать договор доверительного управления (согласно пункту 3 статьи 346.14 НК участники договора доверительного управления вправе применять УСН только с объектом «доходы минус расходы»). Инспекция доначислила налоги по общей системе.

При обращении в суд предприниматель полагал, что инспекция должна применить расчетный метод исчисления налогов, поскольку при применении УСН «доходы» у него отсутствовала обязанность по учету расходов.

Суды трех инстанций установили, что доход определен инспекцией на основании анализа движения денежных средств по расчетным счетам предпринимателя и представленных им книг учета доходов и расходов и первичных документов. При исчислении НДФЛ инспекцией документально подтвержденные расходы – на содержание объектов недвижимости, на приобретение товарно-материальных ценностей, почтовые расходы, суммы уплаченных налогов и сборов, банковская комиссия за ведение расчетного счета и тому подобные.

Суды (постановление кассации Ф07-965/2017 от 09.03.2017) признали, что предприниматель мог иметь дополнительные затраты, произведенные наличным путем, которые не смог подтвердить, и постановили учесть профессиональный налоговый вычет в размере 20% от суммы установленного дохода в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 221 НК. Применение указанного вычета не лишает предпринимателя возможности доказать фактический размер расходов. Доказательств того, что расходы составляли более 20% от доходов, ИП не представил.

Суды признали, что отсутствие учета расходов при утрате права на УСН не является безусловным основанием для применения расчетного метода исчисления налогов.

(дело № А26-10310/2015)

ИП утратил право на УСН, не сменив объект при заключении договора доверительного управления

Предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «доходы». В октябре 2010 года между ним (доверительный управляющий) и Е. (учредитель управления) были заключены договоры доверительного управления объектами недвижимого имущества. В рамках этой деятельности доверительный управляющий заключал договоры по сдаче помещений в аренду, а также управлял имуществом в интересах учредителя управления.

По результатам выездной проверки ИФНС указала на пункт 3 статьи 346.14 НК – налогоплательщики, являющиеся участниками договора доверительного управления имуществом, применяют при УСН в качестве объекта налогообложения только «доходы минус расходы». Инспекция решила, что предприниматель утратил право на УСН с 4 квартала 2010 года, заключив договор доверительного управления и не изменив при этом объект налогообложения.

Предприниматель хотел оспорить решение в суде, поясняя, что действительная воля сторон была направлена на создание отношений, вытекающих из агентского договора, поскольку спорное имущество не было обособленно, и часть договоров аренды была заключена предпринимателем без пометки «Д.У.».

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, установив, что денежные средства от указанной деятельности перечислялись на отдельный счет. Договоры аренды содержат указание на то, что предприниматель действует на основании договоров доверительного управления имуществом, то есть как доверительный управляющий. Более того, предприниматель заключал договоры с ресурсоснабжающими организациями, то есть управлял спорным имуществом в интересах учредителя управления.

Суды (постановление кассации Ф07-965/2017 от 09.03.20017) пояснили, что налогоплательщик вправе вернуться к применению УСН с начала налогового периода, изменив объект налогообложения на объект «доходы минус расходы».

(дело № А26-10310/2015)

Суды против взыскания с ИФНС стоимости услуг главбуха по представлению фирмы в суде

Компания обратилась в суд с иском о признании исполненной обязанности по уплате НДФЛ. Суды трех инстанций удовлетворили требования компании. Затем компания обратилась в суд с заявлением о взыскании с инспекции расходов по оплате услуг представителя Д. В подтверждение представлен договор на оплату услуг представителя.

При этом Д. работает главным бухгалтером компании, в ее обязанности не входит ведение дел в судах, что подтверждается должностной инструкцией.

Суд первой инстанции удовлетворил требование компании, согласившись, что юридические услуги не входили в перечень должностных обязанностей главного бухгалтера. Они оказаны на основании отдельного договора, что является основанием для возмещения этих расходов.

Апелляция и кассация (Ф06-18467/2017 от 14.03.2017) отменили его решение, указав, что Д. являлась работником компании и получала зарплату согласно штатному расписанию. В решении кассации указан: «судебный представитель, являющийся штатным работником предприятия, выступая в суде, выполняет обязанности, возложенные на него работодателем». При этом расходы по оплате труда не могут быть отнесены к судебным издержкам, следовательно, они не подлежат возмещению.

(дело № А55-14862/2015)

Прочее

При оплате товаров или услуг в сети Интернет необходима специальная онлайн-касса

При осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия с покупателем, продавец обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме.

Сообщается, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

(Письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11618)

В кассовом чеке должен быть указан признак расчета в случае возврата товара и признак способа расчета при получении аванса, предоплаты

Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...» определены признаки расчета с покупателями.

В соответствии с данными признаками при осуществлении возврата товара на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) необходимо указывать признак «возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода».

Для целей формирования ККТ при осуществлении расчетов в виде аванса и предоплаты разработан приказ ФНС России «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию», предусматривающий соответствующие признаки способа расчета.

(Письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11622)

В платежках на уплату штрафов не нужно указывать одновременно и ИНН, и код УИН

Если в платежном поручении на перечисление административного штрафа заполнен реквизит «ИНН плательщика», то в графе «Код», предназначенной для УИН, нужно поставить ноль. Указывать одновременно и ИНН, и УИН, состоящий из 20-25 знаков, не требуется.

ФНС напоминает, что в платежном поручении на перечисление административных штрафов должны содержаться все реквизиты, позволяющие идентифицировать плательщика, получателя платежа и сам платеж. Правила заполнения платежных поручений утверждены приказом Минфина от 12.11.13 № 107н. Согласно этим правилам, при заполнении платежек физлица обязаны указывать ИНН (в поле «ИНН плательщика») или уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20-25 знаков (в поле «Код»). Если средства уплачивает юрлицо, то оно обязано заполнить поле «ИНН плательщика». Указывать УИН при этом не нужно.

Таким образом, если поле с ИНН заполнено, то нет необходимости указывать еще и УИН, состоящий из 20-25 знаков. При этом авторы письма отметили: поскольку в распоряжении о переводе денежных средств не должно быть пустых полей, то в реквизите «Код» ставится ноль.

Заметим, что при заполнении платежек наиболее комфортно чувствуют себя те, кто формирует платежные поручения с помощью веб-сервисов. Все необходимые обновления, включая различные коды и реквизиты получателя, своевременно устанавливаются в них без участия пользователя. При заполнении платежки нужные значения подставляются автоматически. Если же бухгалтер допускает какую-то ошибку (например, оставляет поле незаполненным или указывает недопустимое значение), сервис сообщает об ошибке и подсказывает, как следует заполнить данное поле.

(Письмо ФНС России от 13.03.17 № ЗН-4-1/4434@)

ФНС России разъяснены особенности постановки на учет физического лица на основании пункта 7.3 статьи 83 Налогового кодекса РФ

Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 83 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 7.3, в соответствии с которым постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 НК РФ), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

При постановке на учет (снятии с учета) физического лица на основании пункта 7.3 статьи 83 НК РФ уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе не выдается (не направляется).

По просьбе физического лица на представленной им копии уведомления проставляется отметка о приеме уведомления и дата приема.

Вместе с тем в настоящее время в налоговые органы обращаются граждане с целью представления уведомления для постановки на учет в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ.

В связи с изложенным, в целях обеспечения приема налоговыми органами уведомлений, представляемых самозанятыми гражданами, ФНС России сообщает, что рекомендуемая форма уведомления и порядок ее заполнения размещены на сайте ФНС России на странице: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/accounting/recording_individuals/6413056/.

(Письмо ФНС России от 02.02.2017 N ГД-4-14/1786@ «О постановке на учет (снятии с учета) физического лица на основании пункта 7.3 статьи 83»)

Величина коэффициента (Кц), корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за февраль 2017 года определена в размере 8,5698

В январе этого года величина коэффициента была несколько выше и составляла 8,7365.

Коэффициент рассчитывается исходя из следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в феврале 2017 года - 53,3 долл. США за баррель);
  • среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни налогового периода - 58,4.

(Информация ФНС России от 17.03.2017 «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за февраль 2017 года»)

ИП, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности и ПСН, осуществлять уплату страховых взносов за наемных работников и представлять расчет по страховым взносам должны в налоговый орган по месту своего жительства

Сообщается, в частности, что исходя из положений пункта 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Указанное относится и к индивидуальным предпринимателям, которые представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту своего жительства.

При этом данная норма распространяется вне зависимости от применяемой указанными лицами системы налогообложения.

(Письмо ФНС России от 01.03.2017 N БС-4-11/3748@ «По вопросу уплаты страховых взносов и представления расчетов по страховым взносам»)

Предприниматель на ПСН, занимающийся ремонтом и пошивом одежды, может продавать её без получения патента на розничную торговлю

Если у предпринимателя есть патент на оказание услуг по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, то в рамках данного патента ИП может осуществлять розничную торговлю такими изделиями.

Как гласит подпункт 1 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, патентную систему налогообложения можно применять в отношении деятельности по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий. При этом неважно кто является заказчиком таких изделий — физическое или юридическое лицо.

В то же время специалисты Минфина обращают внимание на положения Гражданского кодекса. Так в пункте 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. При этом, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика, т.е. из его материалов, его силами и средствами (п. 1 ст. 704 ГК РФ).

Из этого, по мнению Минфина, следует, что ИП на ПСН, может заниматься пошивом изделий как из собственного сырья, так и из сырья заказчика. Причем в рамках патента на пошив и ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, ИП вправе осуществлять реализацию данных изделий без приобретения патента на розничную торговлю.

(Письмо Минфина России от 07.03.17 № 03-11-12/12930)

У работника, который использует служебный транспорт в личных целях, возникает налогооблагаемый доход

Если работник использует служебный автомобиль в личных целях, то стоимость поездок является его доходом в натуральной форме.

Как известно, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы физлица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (ст. 210 НК РФ). К доходам, полученным в натуральной форме, относятся, в частности, полученные налогоплательщиком товары (выполненные в интересах налогоплательщика работы или оказанные услуги) на безвозмездной основе или с частичной оплатой (ст. 211 НК РФ).

Когда работник бесплатно ездит на служебном автомобиле в личных целях, у него возникает доход в натуральной форме. Соответственно, суммы такой оплаты включаются в налоговую базу по НДФЛ. Налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их рыночных цен (п. 1 ст. 211 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 09.03.17 № 03-04-05/13125)

ФНС России подготовлен обзор некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество физлиц, земельного налога и транспортного налога физлиц за 2016 год

В обзоре приводится номер конкретного дела и краткий результат рассмотрения дела в судебных инстанциях.

(Письмо ФНС России от 31.01.2017 N БС-4-21/1639@ «О направлении некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога физических лиц за 2016 год»)

Минфином России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся нового порядка применения ККТ

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 6 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусмотрено, что срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе ККТ, с помощью которой осуществляется передача фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и которая используется пользователями при оказании услуг, а также пользователями, применяющими упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, пользователями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, пользователями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов РФ предусмотрено применение патентной системы налогообложения, составляет не менее 36 месяцев со дня регистрации в налоговых органах ККТ, в фискальном накопителе которой используется указанный ключ фискального признака.

При этом согласно информации, предоставленной производителями ККТ, минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 тысяч рублей, которая включает в себя приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тысяч рублей, включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ составит порядка 4 - 6 тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 N 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» установлено, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.

Дополнительно сообщается, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.

(Письмо Минфина России от 03.03.2017 N 03-01-15/12207)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.