Мониторинг изменений за период 23.10.17 - 29.10.17
Бухгалтерский учет и налогообложение
Вводится в действие форма налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров с территорий государств - членов ЕАЭС
Приказом утверждена форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза, формат ее представления в электронной форме, а также порядок заполнения.
Новая форма декларации утверждена в связи с применением во взаимной торговле с государствами - членами ЕАЭС положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также с отменой обязательности применения печати организаций.
(Приказ ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения»)
Определены состав, структура, а также порядок передачи и поддержания в актуальном состоянии справочников нарушений, предусмотренных НК РФ и КоАП РФ
Ведомственные ФНС России справочники нарушений разработаны в целях автоматизации процедуры производства по делу о налоговом правонарушении (по делам об административных правонарушениях).
Справочники представляют собой перечень объектов классификации и их кодов. Каждая строка таблицы соответствующего справочника состоит из кода правонарушения, полного его наименования, а также пункта и статьи НК РФ (статьи КоАП РФ).
(Приказ ФНС России от 19.10.2017 N ММВ-7-2/809@ «О порядке формирования и ведения справочника нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации, и справочника нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по которым составление протоколов об административных правонарушениях возложено на налоговые органы»)
Правовые новости
Банк России снизил ключевую ставку на 0,25% годовых
Свое решение установить ключевую ставку в размере 8,25 % годовых Совет директоров Регулятора объясняет тем, что годовая инфляция в России остается в пределах 4%.
Отклонение вниз от годового прогноза Банк аргументирует временными факторами. Так, в сентябре годовые темпы роста цен на продовольствие снизились сильнее ожидаемого из-за большого объема предлагаемой сельхозпродукции. И в ближайшие месяцы рост продовольственных цен будет зависеть от качества и сохранности урожая. Также Банк России отметил, что замедление инфляции связано с динамикой курсов валют.
Обновленный размер ключевой ставки начнет действовать с 30 октября. А вернуться к вопросу о ее размере Регулятор планирует 15 декабря текущего года.
Отметим, что в течение этого года размер ключевой ставки снижается уже в пятый раз. Так, она уменьшалась 24 марта с 10% до 9,75% годовых, 28 апреля – с 9,75 до 9,25% годовых, 19 июня – с 9,25% до 9% годовых, 15 сентября – с 9% до 8,5% годовых.
Законопроекты
Госдума утвердила упрощенный порядок возврата налоговой переплаты
Депутаты Госдумы РФ одобрили законопроект № 223287-7 с обновленной редакцией пункта 3 статьи 79 НК РФ.
Напомним, проект закона планирует увеличить допустимый срок подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне взысканного налога с одного месяца до трех лет.
Отсчет срока ведется со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.
В настоящее время такое заявление о возврате можно подать в налоговый орган в течение месяца, а в течение трехлетнего периода предусмотрен только судебный порядок возврата.
Таким образом, поправки меняют судебный порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа на более простой досудебный порядок.
В НК РФ внесут новое основание для предоставления рассрочки по уплате налогов
Депутаты Госдумы РФ одобрили законопроект № 225063-7 с поправками в НК РФ, которые устанавливают новое основание для предоставления рассрочки по уплате налогов.
Напомним, законопроект предлагает давать рассрочку при невозможности единовременной уплаты сумм налогов, начисленных налоговым органом по результатам налоговой проверки.
Соответствующую поправку предлагается внести в пункт 2 статьи 64 НК РФ.
В данном случае допускается, что срок уплаты налогов может быть перенесен на более поздний срок с даты, установленной в требовании, направленном налогоплательщику по результатам проверки.
Законопроект также содержит перечень условий для предоставления такой рассрочки.
Поправки при этом предполагают, что правом на получение рассрочки по уплате доначисленных сумм налогов можно будет воспользоваться, в том числе, если налогоплательщиком предоставлена банковская гарантия.
Законопроект также предусматривает, что в случае возникновения спора в отношении суммы подлежащих уплате сумм налога решение о рассрочке не может быть принято, а принятое решение подлежит отмене.
Принят закон об ускорении госрегистрации юрлиц и ИП через многофункциональный центр
Госдума приняла в третьем чтении и направила в Совфед законопроект № 137655-7 о внесении изменений в закон «О госрегистрации юрлиц и ИП». Поправки касаются взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления госуслуг при госрегистрации юрлиц и ИП. Изменения позволят перевести межведомственное взаимодействие в безбумажную форму и отказаться от использования почтовых отправлений.
Теперь представленные в МФЦ документы, необходимые для госрегистрации, направляются МФЦ не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, в регистрирующий орган в форме электронных документов. По результатам рассмотрения полученных от МФЦ документов регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для госрегистрации срока, направляет в электронном виде свое решение не только в МФЦ, но и заявителю.
По запросу заявителя МФЦ выдает ему (его представителю) составленные многофункциональным центром на бумажных носителях документы, подтверждающие содержание электронных документов, полученных от регистрирующего органа.
Судебная практика
Направление жалобы через личный кабинет ИП не является досудебным урегулированием
Предприниматель обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решения ИФНС и ее действий, направленных на списание с ИП денежных средств. До обращения в суд предприниматель направляла через личный кабинет в электронном виде жалобу, в которой она просила направить копию требования, предоставить акт сверки, отменить решение и провести дополнительную проверку по обращению. Эти действия ИП произвела, по ее мнению, в качестве соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Суды трех инстанций оставили жалобу без удовлетворения, указав на несоблюдение указанного порядка. Выяснилось, что жалоба не адресована уполномоченному вышестоящему налоговому органу, в том числе с учетом поставленных в жалобе вопросов (насчет выдачи акта сверки расчетов, копии требования и проведения дополнительной проверки). При этом полномочие на отмену решения о блокировке счета имеется и у ИФНС.
Таким образом, предприниматель в установленном порядке в УФНС путем представления жалобы не обращалась, в связи с чем заявление, поданное в суд, подлежит оставлению без рассмотрения, указала кассация (Ф05-15896/2017 от 17.10.2017).
(дело № А40-73598/2017)
Уплата недоимки в день подачи уточненки освобождает от штрафа, решили суды
26 декабря 2014 года компания представила в ИФНС уточненные декларации по НДС за 2, 3 и 4 кварталы 2013 года. В тот же день выставлено платежное поручение на доплату налога.
По результатам выездной проверки ИФНС привлекла компанию к ответственности из-за несоблюдения условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 НК – налогоплательщик освобождается от штрафа, если подаст уточненку до момента обнаружения ошибок инспекцией или до назначения выездной проверки, если до представления уточненки уплатил недостающую сумму налога и пени.
В данном случае на момент подачи уточненной декларации на лицевом счете компании числилась задолженность. По мнению инспекции, налог подлежит уплате до подачи уточненки, а не одновременно с ней.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что 25 декабря у компании числилась задолженность, однако 26 декабря образовалась переплата, размер которой превысил размер задолженности, образовавшейся вследствие представления деклараций. В соответствии со статьей 81 НК инспекция должна была самостоятельно зачесть образовавшуюся переплату в счет погашения недоимки, отметила кассация Ф08-7428/2017 от 12.10.2017).
(дело № А32-39713/2016)
Суд: незначительные сделки не требуют личных встреч при выборе контрагентов
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав на получение необоснованной налоговой выгоды по сделкам с некоторыми контрагентами. Инспекция ссылается на наличие у контрагентов признаков фирм-однодневок (ненахождение по месту регистрации; отсутствие материально-технической базы; минимальные бухгалтерская и налоговая отчетности, реорганизация после проведения сделки), на подписание счетов-фактур неустановленными лицами и непроявление налогоплательщиком должной осмотрительности.
Компания оспаривала решение в суде, утверждая, что товар использован в производственной деятельности. При выборе контрагентов была проверена их регистрация в ЕГРЮЛ. Основания для особых мер предосторожности отсутствовали по причине незначительности сделок.
Суды двух инстанций поддержали выводы инспекции.
Кассация с ними не согласилась, установив, что получение товара и использование его в деятельности инспекция не оспаривает. Выводы о том, что контрагенты товар не поставляли, основаны исключительно на предположении. В этом случае инспекция должна была доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности.
В решении кассации (Ф09-6352/2017 от 11.10.2017) указано: «учитывая, что поставка металла спорными контрагентами занимала незначительный объем в общих поставках налогоплательщика, ее заключение путем обмена документов в отсутствие личных встреч с руководителями обществ … не может свидетельствовать о неосмотрительности налогоплательщика в выборе вышеуказанных контрагентов». Суд установил, что налогоплательщиком заявлено вычетов на 19 млн рублей, в том числе 730 тысяч рублей составили спорные вычеты.
Доказательств того, что налогоплательщику было известно о нарушениях контрагентов, инспекцией не представлено, как и доказательств того, что сделка заключена на необычных условиях.
(дело № А50-3252/2017)
Единая компьютерная база и общий прилавок указали на дробление семейного бизнеса
ООО применяло ЕНВД и УСН и занималось оптово-розничной торговлей парфюмерией, косметикой и иными бытовыми товарами на арендуемой у ИП площади. Директор компании являлась супругой предпринимателя. При этом последний занимался розничной торговлей по тому же адресу, что и ООО.
По результатам выездной проверки фирмы ИФНС указала на схему дробления бизнеса, объединила доходы компании и ИП и доначислила налоги по общей системе.
Налогоплательщик пояснил, что компания и ИП вели различные виды деятельности, ИП не получал каких-либо материальных выгод от деятельности ООО.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на формальное дробление бизнеса для создания условий, позволяющих применять ЕНВД и УСН.
Установлено использование компанией и предпринимателем единой компьютерной базы, хранение бухгалтерской и налоговой отчетности в одном помещении. Товар отпускался через единый откидной прилавок, то есть отсутствовало деление товаров, принадлежащих различным субъектам. Инвентаризация в компании и у предпринимателя проводилась одними лицами. Товар доставлялся одним и тем же транспортом, при этом в собственности или в аренде у налогоплательщика транспортных средств не имелось. Работники выполняли свои обязанности без разделения по работодателям, зарплата выплачивалась через одну кассу, книгу кассира-операциониста заполняло одно лицо.
Суды (постановление кассации Ф02-5355/2017 от 17.10.2017) сочли, что эти действия были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды в виде применения спецрежимов и уклонения от уплаты налога на прибыль и НДС.
(дело № А74-5802/2016)
Только ФНС России имеет право на претензии к ценам по сделкам в целях налогообложения
ООО «Ю» занималось торгово-посреднической деятельностью и закупало товар как на российском рынке, так и за границей в целях последующей перепродажи с наценкой. Компания учла расходы и заявила вычеты по сделкам с ООО «Т» и «В» по приобретению импортированного ими товара.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, указав на формальность сделок. Инспекция ссылается на подписание документов неустановленными лицами и завышение цены, полагая, что спорные товары могли быть приобретены у зарубежных экспортеров напрямую. Инспекция определила налоговые обязательства компании исходя из стоимости товара, указанной в ГТД.
Суды двух инстанций отменили решение инспекции, отклонив экспертизу подписей, проведенную инспекцией, так как она проведена с существенными нарушениями (не были допрошены директора контрагентов, компания не ознакомлена с постановлением о назначении экспертизы). Налогоплательщиком представлены нотариально заверенные заявления директоров контрагентов, согласно которым данные лица подтвердили участие в управлении своих фирм.
Суды указали на пункт 1 статьи 105.17 НК, согласно которому только ФНС вправе предъявлять претензии к ценам по сделкам для целей налогообложения. Контроль за ценами со стороны территориальных налоговых органов возможен в двух случаях:
- если использование рыночных цен прямо предусмотрено положениями НК (речь идет в первую очередь о товарообменных и безвозмездных операциях);
- если доказан факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
При определении рыночных цен метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным (пункт 3 статьи 105.7 НК), несмотря на это налоговая использовала информацию о таможенной стоимости товара. В свою очередь, компания представила информацию о сопоставимых ценах (ценах по которым аналогичный товар приобретался у других контрагентов), которая инспекцией была отклонена.
Суды (постановление апелляции 09АП-38506/2017 от 11.09.2017) учли экономический эффект от спорных сделок - налогоплательщику представлена значительная отсрочка в оплате (до 60 дней). До заключения договора поставки налогоплательщик получил от контрагентов копии необходимых уставных, регистрационных и иных документов и проверил информацию на сайте ФНС (компании не были исключены из ЕГРЮЛ, в их управление не входили дисквалифицированные лица, а адрес их регистрации являлся действующим).
(дело № А40-5888/2017)
Отсутствие согласия лизингодателя на сублизинг привело к доначислениям
ООО «Т» приобрело у ЗАО в лизинг станок. По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах НДС по уплаченным лизинговым платежам, а также доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Инспекция установила, что фактически оборудование располагается на территории ООО «Д» и используется в производственной деятельности последнего. Доказательств передачи этого имущества в субаренду ООО «Т» не представило.
Компания обратилась в суд, представив договор сублизинга, обосновывающий нахождение станка у ООО «Д».
Однако суды трех инстанций (постановление кассации Ф06-25006/2017 от 13.102.2017) признали законным решение инспекции, указав, что оспариваемое оборудование не устанавливалось и не использовалось в производственной деятельности налогоплательщика. Представленный в суд договор сублизинга оценен судами критически. Согласно пункту 2 статьи 8 закона «О финансовой аренде (лизинге)» при передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.
Однако в данном случае договор лизинга запрещает передавать предмет лизинга в сублизинг, аренду или каким-либо иным образом обременять предмет лизинга правами третьих лиц. На момент рассмотрения дела этот договор продолжал свое действие.
(дело № А72-19533/2016)
Суд: вычеты НДС связываются с ведением деятельности, а не с намерением ее вести
Компания заявила вычеты в декларации по НДС за 4 квартал 2015 года за услуги по аренде офиса, а также со стоимости бензина, воды, полотенец, шин, аудиторских услуг и услуг связи.
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, установив, что с 2006 года (дата постановки на налоговый учет) по указанный период компания только планировала строительство газо-химического комплекса, другой деятельности не вела. Намерения находятся на стадии подготовительных работ (разработана проектная документация).
Суды двух инстанций отменили решение инспекции, полагая, что основанием для отказа в вычетах может являться лишь приобретение товаров (работ, услуг) заведомо для операций, не являющихся объектами налогообложения. При этом временное неиспользование товаров (работ, услуг) в облагаемой НДС деятельности основанием для отказа в вычете не является.
В кассационной жалобе инспекция указывает, что для получения вычета налогоплательщику необходимо подтвердить не только факт приобретения и принятия на учет товаров (работ, услуг), но и связь вычетов с операциями, облагаемыми НДС.
Кассация с налоговой согласилась, установив, что деятельность компании сводилась к ведению переговоров по привлечению инвестиций, подписанию протоколов о намерении, оптимизации стоимости контракта. Намерения по строительству завода в течение 10 лет так не получили фактической реализации. При этом единственным объектом обложения НДС являлась передача на безвозмездной основе своим работникам чая, кофе и продуктов питания. Сумма данной реализации была в 249 раз меньше суммы заявляемых налоговых вычетов, что приводило стабильно (из периода в период) к возмещению НДС из бюджета.
В решении кассации указано: «статья 172 Кодекса применение вычетов ставит в зависимость от фактического ведения налогоплательщиком облагаемой НДС деятельности, а не намерения ее осуществлять, нереализованного в разумные сроки».
Аналогичный вывод сделали суды трех инстанций по другому делу с участием той же фирмы в отношении вычетов за 3 квартал 2015 года.
(дело № А60-2007/2017)
Если экспорт так и не подтвержден, пени по НДС начисляются с даты отгрузки товара
ООО заключило с иностранной фирмой контракт на строительство судов и поставку продукции. Подписав 23 сентября 2015 года акты приемки-передачи, ООО представило в инспекцию декларацию по НДС за 3 квартал.
По результатам камеральной проверки инспекция указала на непредставление документов, подтверждающих применение ставки 0% в отношении экспорта. В марте 2016 года компания представила уточненные декларации по НДС, в которых исчислила налог по ставке 18% в связи с отсутствием возможности представить документы, подтверждающие факт экспорта. Инспекция выставила требование об уплате пени за период с сентября 2015 года по апрель 2016 года.
Суд первой инстанции отменил решение инспекции, полагая, что обязанность по исчислению и уплате НДС возникла у компании только на 181 день с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, а налог уплачен в течение этого срока.
Апелляция и кассация не согласились с судом первой инстанции. Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0%, представляются в течение 180 дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. В противном случае налог подлежите уплате по ставкам 10% или 18%. Если впоследствии налогоплательщик представляет необходимые документы, налог подлежит вычету.
При этом моментом определения налоговой базы является дата отгрузки товара в третьем квартале 2015 года. Таким образом, пени обоснованно начислены за каждый день просрочки уплаты налога, начиная с установленного законом срока уплаты налога за 3 квартал.
В решении кассации (Ф06-25121/2017 от 11.10.2017) указано: «пеня начинает исчисляться со 181-го дня только в том случае, если нулевая ставка после истечения установленного срока все же заявлена и подтверждена».
(дело № А06-12137/2016)
Суды разрешили вычет по выставленным арендодателем счетам-фактурам на электроэнергию
ООО «В» арендовало у ООО «А» помещение. При этом ООО «А» на основании отдельных счетов-фактур перевыставляло стоимость электроэнергии, газоснабжения, техобслуживания видеонаблюдения. ООО «В», оплатив услуги, заявило вычет в декларации по НДС.
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете по счетам-фактурам, выставленным ООО «А». По мнению инспекции, суммы возмещения, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку компенсируют приобретенные им самим услуги. При этом услуги не перепродавались, следовательно, арендодатель был не вправе выставлять счета-фактуры.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что право на вычет зависит от наличия счета-фактуры, принятия услуг на учет и их использования облагаемой НДС деятельности.
Коммунальные услуги были потреблены непосредственно налогоплательщиком, оплачены, сумма НДС выделена в счете-фактуре отдельной строкой. Выставление счетов-фактур на оплату данных услуг арендодателем арендатору не противоречит нормам гражданского и налогового законодательства. Обеспечение помещения электроэнергией, газом и другими видами эксплуатационного обслуживания необходимо для ведения деятельности. Счета-фактуры содержат ссылку на договор аренды, которым предусмотрено возмещение арендатором соответствующих затрат, отметила кассация (Ф10-4184/2017 от 12.10.2017).
(дело № А14-17211/2016)
ВС против учета фирмой расходов на ремонт арендованного у директора жилого дома
Компания арендовала у директора жилой дом для размещения аппарата управления. Согласно договору аренды арендатор был вправе производить перепланировки и неотделимые улучшения помещения за свой счет. Компания отремонтировала здание (были выполнены работы по ремонту стен, полов, потолков, электрики, проемов, снаружи дом облицован фасадными панелями). Стоимость работ компания учла в расходах.
По результатам выездной проверки ИФНС убрала эти расходы, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Установлено, что собственник единолично утверждал и согласовывал объем и наименование ремонтных работ, а значит, получил выгоду в виде безвозмездно отремонтированного жилого дома (для себя) и в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (для компании).
По мнению компании, спорные затраты являются иными расходами, связанными с производством и реализацией, которые согласно подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК учитываются в расходах. При этом факт неиспользования здания в предпринимательской деятельности инспекцией не установлен.
Суды первых трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на статью 288 ГК, которая предусматривает возможность размещения фирмы в жилом помещении только после его перевода в нежилое. Компания вправе использовать жилое помещение лишь для проживания граждан (пункт 2 статьи 671 НК). На основании указанных норм суды признали сделки по аренде дома ничтожными.
Суды пояснили, что арендатор не вправе учесть спорые затраты, поскольку арендованный дом не является основным средством.
Судья ВС (308-КГ17-10912 от 28.08.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам ВС.
(дело № А53-1756/2016)
ИП не смог учесть взносы, уплаченные за себя по окончании года до сдачи декларации
Предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «доходы». В уточненной декларации за 2015 год он учел страховые взносы, уплаченные за себя в марте 2016 года, то есть после окончания налогового периода.
По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила налог по УСН, пени и штраф.
По мнению предпринимателя, при исчислении налога он вправе учесть взносы, уплаченные до подачи декларации по УСН за 2015 год.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 346.16 НК, пункт 3.1 статьи 346.21 НК - налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы, в частности, на взносы, уплаченные в том же периоде.
В решении кассации (Ф06-24698/2017 от 18.09.2017) указано: «в целях применения абзаца 6 пункта 3.1 названной статьи сумма уплаченных страховых взносов в фиксированном размере может уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу) только за тот налоговый (отчетный) период, в котором данный фиксированный платеж был уплачен». При этом взносы, уплаченные в марте 2016 года, налогоплательщик вправе учесть при исчислении налога за 2016 год.
(дело № А12-68073/2016)
ФНС России представлен обзор судебной практики по вопросам налогообложения за III квартал 2017 года, содержащий правовые позиции КС РФ и ВС РФ
В обзоре приведены выводы, основанные на конкретных судебных решениях по налоговым спорам. Указано, в частности, следующее:
- правоприменительная практика ориентируется на признание налоговой выгоды необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом и что сами по себе оспариваемые законоположения не допускают доначисления налогоплательщику налогов в размере большем, чем это установлено законом;
- используемое в пункте 2 статьи 45 НК РФ понятие «иной зависимости» между налогоплательщиком и лицом, к которому предъявлено требование о взыскании налоговой задолженности, должно толковаться с учетом цели данной нормы - противодействие избежания налогообложения в тех исключительных случаях, когда действия налогоплательщика и других лиц носят согласованный характер и приводят к невозможности исполнения обязанности по уплате налогов их плательщиком, в том числе при отсутствии взаимозависимости, предусмотренной статьей 105.1 НК РФ;
- основанием для доначисления сумм НДС и НДФЛ стал факт неучета предпринимателем для целей налогообложения реализации права аренды земельного участка. Передачей имущественных прав предприниматель фактически погасил свои долги перед физическими лицами. Суды указали, что в рассматриваемом случае первостепенным является факт реализации имущественного права, которая является объектом налогообложения по НДС и получение экономической выгоды в виде прекращения обязательства по займу, которая, являясь доходом, образует налоговую базу по НДФЛ;
- общество передало право собственности на нежилые помещения, а также часть права собственности на места общего пользования в доле, соответствующей размеру проданных офисных помещений. Суды посчитали, что при таких обстоятельствах у общества не имелось оснований применять для расчета налога полную кадастровую стоимость мест общего пользования, поскольку оно перестало являться собственником части этих помещений и, следовательно, не несет бремени их содержания, в том числе налогового;
- сделка купли-продажи недвижимого имущества, совершенная между взаимозависимыми лицами (братом и сестрой), в соответствии с положениями пункта 5 статьи 220 НК РФ исключает возможность предоставления имущественного налогового вычета независимо от того, повлияла ли взаимозависимость на условия или результат сделки.
(Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2017 года по вопросам налогообложения)
Прочее
Налоговым органам рекомендовано устанавливать причины несогласия налогоплательщика с вынесением судебного приказа и проводить мероприятия по досудебному урегулированию спора
Соответствующие рекомендации подготовлены в целях исключения необоснованного предъявления налоговыми органами в суды исковых заявлений о взыскании с налогоплательщиков задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени и штрафам, ранее взыскивавшейся посредством подачи судебных приказов, в выдаче которых судами отказано в связи с подачей налогоплательщиком возражений.
Направляемые налоговым органом исковые заявления о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть обоснованными, мотивированными и подтвержденными бесспорными доказательствами, исключающими случаи вынесения по результатам их рассмотрения судебных актов не в пользу налогового органа.
(Письмо ФНС России от 20.09.2017 N СА-4-7/18776@ «О необоснованном предъявлении налоговыми органами в суды исковых заявлений о взыскании с налогоплательщиков задолженности, ранее взыскивавшейся посредством подачи судебных приказов, отмененных судами»)
По состоянию на 18 сентября 2017 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники
Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/.
(Письмо ФНС России от 11.10.2017 N СД-4-3/20427 «О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 18.09.2017) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ»)
В случае неуплаты (неполной уплаты) налога при применении ПСН на сумму задолженности начисляются пени без применения налоговой санкции
В постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 указано, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состава правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ статья 346.51 НК РФ дополнена новым пунктом 2.1, согласно которому в случае неуплаты или неполной уплаты налога по истечении установленного срока индивидуальному предпринимателю направляется требование об уплате налога, пеней и штрафа.
Вместе с тем, по мнению ФНС России, в случае уплаты причитающейся суммы налога при применении ПСН с нарушением установленного срока индивидуальным предпринимателем подлежат уплате пени без применения налоговой санкции.
(Письмо ФНС России от 24.10.2017 N СД-4-3/21453@ «О направлении письма Минфина России от 18.10.2017 N 03-11-09/68364»)
ФНС России разработала форму сообщения о нарушении сроков подачи заявления на получение патента на право применения ПСН
Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган не позднее чем за 10 дней до начала применения ПСН.
Если заявление на получение патента подано после даты начала его действия, указанной в заявлении, индивидуальному предпринимателю направляется сообщение о нарушении установленного срока подачи заявления по форме, приведенной в приложении к данному письму.
(Письмо Минфина России от 10.10.2017 N СД-4-3/20355@» «О применении патентной системы налогообложения»)
Услуги общественного питания с использованием передвижных объектов нельзя перевести на ЕНВД
Организации и ИП не вправе применять «вмененку» в отношении услуг общественного питания, которые осуществляются с использованием мобильных объектов общепита (микроавтобусы, прицепы и проч.).
По общему правилу, на ЕНВД можно перевести услуги общественного питания через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей. Об этом сказано в подпункте 9 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ. Таковыми объектами, в соответствии со статьей 346.27 НК РФ, признаются объекты организации общественного питания, не имеющие специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
Что же касается объектов организации общественного питания мобильного (передвижного) характера, то они к объектам общепита без торгового зала не относятся. Следовательно, услуги общественного питания с использованием таких объектов на ЕНВД перевести нельзя.
(Письмо Минфина России от 09.10.17 № 03-11-11/65780)
ФНС против льгот россиянам, живущим за границей и продающим свое жилье в РФ
ФНС напомнила, что налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
По итогам налогового периода устанавливается налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за год.
При этом факт постоянной регистрации по месту проживания, гражданство физлица или членов его семьи, иные критерии для целей установления наличия у физлица статуса налогового резидента РФ в налоговых целях не используются.
Напомним, что ранее – года два назад – ФНС учитывала положения международных договоров РФ об ИДН, из которых следует, что физлицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. Наличие токового подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в России.
Теперь же налоговики, по-видимому, решили, что при таком подходе большее количество физлиц будет пользоваться выгодами налогового резидентства РФ, например, при продаже той же жилой недвижимости (наличие которой согласно прежней позиции ФНС меняло налоговый статус хозяина).
(Письмо ФНС России от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@)
Налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости в отношении всех помещений в здании торгового центра, включенного в соответствующий перечень объектов
Уполномоченным органом субъекта РФ формируется Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне.
В этой связи даны рекомендации по корректному формированию перечней таких объектов, а также необходимости исключения из него объектов недвижимости, не отвечающих условиям их налогообложения исходя из кадастровой стоимости.
(Письмо ФНС России от 05.10.2017 N БС-4-21/20042@ «О взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными формировать Перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость»)
Налоговые инспекции смогут направить запрос о подтверждении права физлица на налоговые льготы при наличии согласия этого лица на обработку персональных данных
Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган заявление о ее предоставлении. С 1 января 2018 года вводится новое правило - если документы, подтверждающие право на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют и не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган запрашивает соответствующие сведения у органов, организаций, должностных лиц.
В целях реализации данных положений ФНС России разработаны необходимые формы документов:
- «Согласие налогоплательщика - физического лица на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью запроса налоговой инспекции...» (согласие оформляется в момент получения от налогоплательщика заявления о предоставлении налоговой льготы);
- «Запрос налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу»;
- «Уведомление налоговой инспекции о неполучении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу».
(Письмо ФНС России от 12.10.2017 N БС-4-21/20636@ «О порядке подтверждения прав физического лица на налоговые льготы по налогам на имущество»)
Если сделка признана недействительной, для целей налогообложения право собственности считается отсутствующим с момента вступления судебного решения в законную силу, а не с момента внесения записи в ЕГРН
Налоговые органы при исчислении налога на имущество физических лиц должны руководствоваться сведениями, полученными в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ, и учитывать момент возникновения (прекращения) права собственности на недвижимое имущество.
По общему правилу при наличии вступившего в законную силу судебного акта права на недвижимое имущество возникают (прекращаются) с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.
По мнению Минэкономразвития России, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка и стороны приведены в первоначальное положение, в силу статей 166, 167 ГК РФ право собственности соответствующей стороны сделки считается отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу.
(Письмо ФНС России от 20.10.2017 N БС-4-21/21330@ «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу»)
Социальный налоговый вычет по НДФЛ может быть предоставлен по расходам на оплату обучения, осуществляемого дистанционно
Основание и условия предоставления указанного социального налогового вычета предусмотрены пп. 2 п. 1 статьи 219 НК РФ.
Одним из таких условий является очная форма обучения.
Согласно разъяснениям Минфина России, содержащимся в Письме от 07.09.2017 N 03-04-06/57590, для целей предоставления данного вычета определяющее значение имеют не образовательные технологии, используемые для проведения обучения (в частности, дистанционное обучение), а факт обучения детей по очной форме обучения.
С учетом изложенного указано, что для подтверждения права на получение данного вычета налогоплательщик вправе представить: договор с образовательной организацией с указанием в нем очной формы обучения ребенка (подопечного), справку о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме, а также выписку из локальных документов организации (копии таких документов), свидетельствующих о предоставлении услуг по очной форме обучения.
(Письмо ФНС России от 12.10.2017 N ГД-4-11/20605 «О предоставлении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц»)
В составе месячной бюджетной отчетности на 1 ноября 2017 года необходимо представить дополнительные формы отчетности
Минфином России сообщен перечень отчетных форм, включаемых в отчетность администраторами средств бюджетов, а также финансовыми органами субъектов РФ и государственными внебюджетными фондами РФ.
Приведены также бухгалтерские записи для отражения отдельных операций, связанных с исполнением обязательств по государственным контрактам, обеспеченных казначейским аккредитивом.
(Письмо Минфина России от 20.10.2017 N 02-06-10/68702 «О представлении месячной бюджетной отчетности на 1 ноября 2017 года»)
В распорядительном документе на подотчет можно указать сразу несколько работников
ЦБ ответил на вопрос об указании в распорядительном документе работников при выдаче наличных денег под отчет.
При подготовке распорядительного документа юрлицо может руководствоваться ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Недавно были внесены изменения в указание от 11 марта 2014 года N 3210-У о порядке ведения кассовых операций. Теперь подотчет можно оформлять распорядительным документом без заявления работника.
В распорядительном документе, на основании которого оформляется расходный кассовый ордер для выдачи наличных денег под отчет на расходы, связанные с деятельностью юрлица, могут указываться несколько работников с указанием по каждому подотчетному лицу суммы наличных денег и срока, на который они выдаются.
(Письмо ЦБ от 13 октября 2017 г. N 29-1-1-ОЭ/24158)
До 31 декабря 2017 года ИП и лица, занимающиеся частной практикой, обязаны уплатить страховые взносы за 2017 год в фиксированном размере: на ОПС - 23 400 руб., на ОМС - 4 590 руб.
В случае, если плательщики начинают или прекращают предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных месяцев осуществления деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Уплата страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида деятельности и факта получения от предпринимательской деятельности доходов в конкретном расчетном периоде.
В рамках проводимой работы по повышению платежной дисциплины налоговыми органами будут направляться в адрес плательщиков (индивидуальных предпринимателей, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов) извещения о своевременном исполнении обязанностей по уплате страховых взносов.
(Письмо ФНС России от 24.10.2017 N ГД-4-11/21487@ «О направлении извещения о своевременном исполнении обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование»)
30 октября - последний день подачи расчетов по страховым взносам за девять месяцев 2017 года
Формы отчетности утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
Рекомендовано обратить внимание на заполнение следующих показателей при заполнении расчета за 9 месяцев 2017 года:
- в поле «КПП» указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения;
- в поле «Расчетный (отчетный) период (код)» указывается код «33», а в случае реорганизации (ликвидации) организации - код «53»;
- в поле «месяц» (графы 190, 260) раздела 3.2 расчета указывается порядковый номер месяца в календарном году - «07», «08», «09».
(Информация ФНС России от 20.10.2017 «Расчеты по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года необходимо представить до 30 октября»)
Налоговым инспекциям предписано осуществлять мониторинг платежной дисциплины в целях недопущения возникновения текущей задолженности по страховым взносам
Кроме того, в целях выполнения индикативных показателей поступления страховых взносов инспекциям необходимо обеспечить взыскание задолженности по страховым взносам, а также осуществлять работу по расширению базы по страховым взносам в рамках работы комиссий по легализации налоговой базы.
Индикативные показатели поступления страховых взносов подлежат отражению в аналитической справке об ожидаемом поступлении доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование, по форме 1-ОСВ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.12.2016 N ЕД-7-1/744@.
(Письмо ФНС России от 12.10.2017 N ГД-4-11/20547 «Об обеспечении динамики страховых взносов»)
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.