Мониторинг изменений за период 25.12.17 - 31.12.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Принят закон о налоговых льготах на ввоз и вывоз культурных ценностей для негосударственных музеев

Преференции в отношении перемещения культурных ценностей предусмотрены новым положением, внесенным в статью 150 НК РФ.

Освобожден от налогообложения НДС ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, культурных ценностей, не указанных в подпункте 4 статьи 150 НК РФ, при условии их отнесения к таковым в соответствии с российским законодательством.

Льгота применяется при представлении в таможенные органы соответствующего экспертного заключения.

Кроме того, освобождены от уплаты госпошлины негосударственные музеи федерального значения за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей.

(Федеральный закон от 28.12.2017 N 430-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

В НК РФ внесены изменения, касающиеся правил налогообложения прибыли КИК, налоговой амнистии физлиц

Принятый закон предусматривает в частности:

  • условия освобождения от налогообложения прибыли КИК, участвующей в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с заключенными соглашениями;
  • порядок расчета налога в отношении КИК, входящей в состав иностранной КГН;
  • право не представлять дублирующие документы для применения освобождения от налогообложения налогоплательщиком - контролирующим лицом КИК;
  • уточнение понятия налогового резидентства в части осуществляемой деятельности в РФ;
  • особенности налогообложения прибыли КИК от выбытия финансовых активов;
  • уточнение порядка определения доходов и расходов физлиц по операциям с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами;
  • налоговая амнистия в отношении доходов, полученных физлицами с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом (за исключением, в частности, вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей, дивидендов, подарков от организаций или ИП, выигрышей и призов);
  • возможность признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, а также недоимки по налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ) и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2015 года, числящихся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими данный статус;
  • введение вместо необлагаемого земельным налогом минимума в 10 тысяч рублей, необлагаемой налогом величины кадастровой стоимости 600 кв. м (6 соток) площади земельного участка для льготных категорий налогоплательщиков (одновременно в перечень таких льготных категорий включены пенсионеры).

Кроме того, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дополняется специальными положениями, согласно которым, в частности, со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие правоотношения в области таможенного дела, применяются в части, не противоречащей Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

(Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

С 15 января 2018 года подлежит применению Приказ ФНС России, которым утвержден формат документа, необходимого для электронного документооборота

Кроме того, установлено, что код вида документа (КВД) в рамках применения данного приказа необходимо указывать в соответствии со Справочником (СВДНП), утвержденным приказом ФНС России от 27.10.2016 N ММВ-7-6/583@.

С даты начала применения Приказа признан утратившим силу приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

(Приказ ФНС России от 27.12.2017 N ММВ-7-6/1096@ «О расширении электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»)

Скорректированы требования по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Некоторые счета бухгалтерского учета исключены из Плана счетов (в том числе счета «Активы в управляющих компаниях», «Вложения в управляющие компании»), а часть из них изложена в новой редакции.

Отдельные изменения внесены в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета.

Так, например, установлено, что по счетам аналитического учета счета 020100000 «Денежные средства учреждения» в 1 - 17 разрядах номера счета отражаются нули (ранее в 15 - 17 разрядах).

Уточнены требования по отражению операций по некоторым счетам, в том числе при осуществлении (выбытии) финансовых вложений, а также счетам, применяемым для определения финансового результата учреждения.

(Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 212н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2017 N 49437)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Задолженность по оплате финансовых санкций за представление сведений персонифицированного учета с нарушением установленных требований может быть признана безнадежной к взысканию

Утвержденный порядок устанавливает основания для принятия решения органами ПФР о признании безнадежными к взысканию и списании финансовых санкций, перечень документов, подтверждающих основания для принятия такого решения, а также процедуру принятия решения.

Основаниями признания безнадежными к взысканию финансовых санкций может являться ликвидация организации, банкротство ИП, смерть ФЛ, истечение срока для взыскания, окончание исполнительного производства, ликвидация банка, списавшего со счета плательщика, но не перечислившего суммы финансовых санкций в бюджет.

(Постановление Правления ПФ РФ от 28.08.2017 N 600п «Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение страхователем порядка представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов», зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 N 49353)

Статистика

Утверждена обновленная статистическая форма N 1 (рабочая сила), по которой подаются сведения о составе затрат организации на рабочую силу, действующая с отчета за 2017 год

Форму предоставляют в Росстат юридические лица, основной вид деятельности которых относится к добыче полезных ископаемых; обрабатывающим производствам; обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха; водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов; деятельности по ликвидации загрязнений; строительству; торговле оптовой и розничной; ремонту автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировке и хранению; деятельности гостиниц и предприятий общественного питания; деятельности в области информации и связи; деятельности финансовой и страховой; деятельности по операциям с недвижимым имуществом; деятельности профессиональной, научной и технической; деятельности административной и сопутствующим дополнительным услугам.

Срок предоставления - 21 мая.

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 29.01.2014 N 55, которым была утверждена ранее действовавшая форма.

(Приказ Росстата от 18.12.2017 N 839 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за составом затрат организации на рабочую силу»)

Утверждены статистические формы для подачи сведений о численности и оплате труда работников сферы образования, науки, здравоохранения, социального обслуживания и культуры

Указанные формы вводятся в действие за январь и январь-февраль 2018 года и подаются юридическими лицами государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющими деятельность в соответствующей сфере.

Сроки предоставления форм - на 10-й день после отчетного периода.

(Приказ Росстата от 20.12.2017 N 846 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»)

Росстатом утверждены обновленные статистические формы, по которым подается информация об оплате труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, действующие с отчета за январь - март 2018 года

Утверждены следующие формы:

  • N ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»;
  • N ЗП-наука «Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала»;
  • N ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала»;
  • N ЗП-соц «Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала»;
  • N ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала».

Признается утратившим силу приказ Росстата от 07.10.2016 N 581, которым были утверждены ранее действовавшие формы.

(Приказ Росстата от 25.12.2017 N 864 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»)

Правовые новости

Подписан Федеральный закон о соответствии МРОТ величине прожиточного минимума трудоспособного населения

Установлено, что с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда составляет 9 489 рублей в месяц.

При этом начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года.

В том случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года будет ниже величины прожиточного минимума за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, то минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Предусматривается, что сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ подлежат размещению, в том числе, на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ, согласно которым неработающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, будет выплачиваться денежная компенсация, размеры и порядок выплаты которой будут устанавливаться Правительством РФ, а не исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Кроме того, определено, что действие Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» ограничивается 31 декабря 2020 года включительно.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

(Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»)

Подписан закон о ежемесячных выплатах на первого и второго ребенка, рожденных (усыновленных) с 1 января 2018 года

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ.

При расчете среднедушевого дохода будут учитываться, в частности, вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих. Не учитываются суммы единовременной материальной помощи. Доходы каждого члена семьи включаются в расчет до вычета налогов.

Ежемесячная выплата будет осуществляться в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте РФ.

Выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка производятся за счет средств материнского капитала.

Выплата назначается на срок один год. По истечении этого срока необходимо подать новое заявление о назначении выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представить документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.

(Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»)

Законопроекты

ФНС готовит новую форму декларации по НДПИ

ФНС РФ готовит проект приказа с новой формой налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых.

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Ведомство поясняет, что актуализация формы декларации по НДПИ необходима в связи с подготовкой законопроекта № 325651-7, который предполагает ввести налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

В ФНС планируют утвердить новую форму декларации по НДПИ в октябре 2018 года.

Напомним, действующая форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых утверждена приказом от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197@.

При этом Минфин, Минэнерго, Минэкономразвития и нефтяные компании уже несколько лет обсуждают возможность введения налога на добавленный, который должен частично заменить НДПИ.

Новый налог должен рассчитываться в зависимости от дохода от продажи нефти, из которого вычитаются экспортная пошлина, НДПИ, расходы на добычу нефти и ее транспортировку.

Акцизы: ФНС готовит новые формы реестров счетов-фактур

ФНС РФ готовит новые формы реестров счетов-фактур, порядок их заполнения, сдачи и проставления на них отметок. Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, по нормам статьи 201 НК РФ, налоговые вычеты начисленных сумм акциза производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы подтверждающих документов.

Такими подтверждающими документами являются реестры счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизных товаров покупателю-плательщику акциза.

Действующие формы реестров счетов-фактур, представляемых плательщиками акцизов в налоговый орган, утверждены приказом от 10.02.2017 № ММВ-7-3/178@.

В ФНС при этом пояснили, что разработка новых форм реестров счетов-фактур связана с изменениями в законодательстве, внесенными Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Указанный закон внес в НК РФ поправки, в том числе в части применения налоговых вычетов компаниями, совершающими операции по переработке средних дистиллятов.

Предполагается, что новые формы реестров счетов-фактур будут введены с августа 2018 года.

ФНС планирует изменить форму декларации по налогу на игорный бизнес

ФНС готовит приказ с поправками в форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на игорный бизнес.

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

В ФНС поясняют, что с 1 января 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 27.11.2017 № 354-ФЗ, который расширяет перечень объектов, подпадающих под обложение налогом на игорный бизнес.

Напомним, в качестве самостоятельных объектов налогообложения выделяются процессинговые центры букмекерских контор и тотализаторов, которые осуществляют учет интерактивных ставок. Налоговые ставки для них установлены в пределах от 2,5 млн. до 3 млн. рублей.

Соответственно, внесение указанных поправок требует внесения изменений в форму декларации по налогу на игорный бизнес.

В ФНС рассчитывают, что обновленная форма декларации по налогу на игорный бизнес будет утверждена в марте 2018 года.

Подготовлен проект поправок в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Минфин опубликовал проект изменений, которые предлагается внести в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». В новой версии не будет сказано о том, что применение положения позволяет отражать в бухучете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухучете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухучете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Понятие постоянных налоговых обязательств (активов) переименовывается в постоянные налоговые расходы (доходы), причем, прежними остаются все определения данного понятия, но уже применительно к его новому названию.

Для участников КГН прописываются особенности формирования временных и постоянных разниц, текущего налога на прибыль, отражения отложенных налоговых активов.

К временным разницам, помимо существующего наполнения, будут отнесены результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах. Вводится определение о том, что временная разница определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

В раздел о временных разницах вносятся также поправки технического характера - объединяются пункты о вычитаемых и налогооблагаемых временных разницах. Будет общим список того, в результате чего образуются и те, и другие временные разницы.

В этот список вносятся дополнения. Так, временные разницы будут формироваться еще и из-за:

  • применения разных правил формирования первоначальной стоимости внеоборотных активов для целей бухучета и целей налогообложения;
  • переоценки ценных бумаг и иных финансовых вложений по рыночной стоимости для целей бухучета;
  • признания в бухучете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, и других активов, уценки (дооценки ранее уцененных) запасов, последующее восстановление или выбытие (в том числе продажа) обесцененных (уцененных) активов;
  • применения разных правил создания резервов по сомнительным долгам и других аналогичных резервов для целей бухучета и целей налогообложения;
  • признания в бухучете оценочных обязательств.

При этом из списка исключается несколько позиций, и в результате временные разницы не будут возникать вследствие наличия кредиторки за приобретенные товары (работы, услуги) и признания процентных доходов при использовании кассового метода в целях налогообложения, а в целях бухучета - исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Также не будет временных разниц при признании выручки в виде доходов от обычных видов деятельности отчетного периода.

В разделе ПБУ «IV. Учет налога на прибыль» пункт 20 дополняется следующими тезисами. Для целей данного ПБУ под расходом (доходом) по налогу на прибыль будет пониматься сумма налога на прибыль (убыток), признаваемая в отчете о финансовых результатах в качестве величины, уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при расчете чистой прибыли (убытка) за отчетный период. Расход (доход) по налогу на прибыль будет определяться как сумма текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль. Отложенный налог на прибыль за отчетный период будет равен суммарному изменению отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за этот период.

Исключается правило учета условного расхода (дохода) по налогу на прибыль. Его величина (в том числе при отсутствии разниц) не будет соотноситься с текущим налогом на прибыль. Для целей ПБУ текущим налогом на прибыль будет признаваться налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В отчете о финансовых результатах будут отражаться не постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств (как сейчас), а расход (доход) по налогу на прибыль с разделением на отложенный налог на прибыль и текущий налог на прибыль.

Вводится приложение № 2 к ПБУ, в котором приведен практический пример расчета показателей, связанных с налогом на прибыль.

Судебная практика

Представление документов в суд не компенсировало помехи, созданные при проверке

Приняв решение о выездной проверке, ИФНС направила компании требование о представлении документов. Требование исполнено не было, места для проверяющих компания не предоставила – проверка проходила по месту нахождения ИФНС. Использовав документы, полученные от компании ранее, и учитывая данные информационных ресурсов, выписки банков, информацию, полученную от свидетелей, инспекция исчислила налоги расчетным путем, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

Компания обратилась в суд, указывая на недостоверное исчисление налогов. Инспекцией не учтены кредитные отношения с банками, сделки с рядом контрагентов, сделки по купли-продаже объектов и арендные платежи. В подтверждение налогоплательщиком в суд предоставлены необходимые документы.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд признали решение налоговой законным, разъяснив, что налогоплательщик обязан обеспечить должностным лицам инспекции возможность ознакомиться с необходимыми документами (пункт 12 статьи 89 НК), в противном случае, ИФНС вправе исчислить налоги расчетным путем, применение которого предполагает ту или иную степень вероятности. Более того, вычеты НДС при использовании расчетного метода не предоставляются, поскольку они носят заявительный характер. Суды отметили, что наличие у налогоплательщика первичных документов без надлежащей проверки налоговиками основанием для подтверждения вычетов и расходов не является.

Судья ВС (309-КГ17-18539 от 15.12.2017) поддержал выводы судов и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А07-17479/2015)

Расчеты с взаимозависимым контрагентом через третьих лиц – признак формальной сделки

По результатам проведения выездной проверки инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав сделки формальными. Установлено, что контрагент представлял отчетность только до 2005 года, в 2004 году сдана отчетность с нулевыми показателями, ресурсы для выполнения работ у ЗАО «В» отсутствовали, сведения о допуске к работам являются недостоверными. При этом все расчеты с контрагентом велись через третьих лиц на протяжении нескольких лет взаимодействия, поскольку у контрагента отсутствовал расчетный счет.

Компания ссылается на наличие необходимых документов, фактическое выполнение и принятие заказчиком субподрядных работ, а также на отсутствие доказательств их выполнения собственными силами.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что учредителем и руководителем контрагента являлся учредитель и главный инженер налогоплательщика, поэтому об установленных инспекцией обстоятельствах он не мог не знать. Работники ЗАО «А» также показали, что субподрядчиков контролировал главный инженер. Работница ЗАО «В» пояснила, что зарплату ей выдавали наличными, письменно договоры не оформлялись, должностных лиц назвать не может, объем работы определялся каждый день персонально.

Суды (постановление кассации Ф04-5374/2017 от 19.12.2017) пояснили, что инспекция не должна доказывать, кем фактически выполнены работы. Такая обязанность лежит на налогоплательщике. При этом реальность сделок не может быть подтверждена наличием результатов работ, их оприходованием и принятием заказчиком. Необходимы документы, подтверждающие выполнение работ конкретным, а не «абстрактным» контрагентом.

(дело № А75-16719/2016)

Адрес грузоотправителя – жилой дом директора контрагента: суды усомнились в поставке

В рамках договора по приобретению шерсти ООО «Д» заявило вычет в декларации по НДС за 1 квартал 2015 года по счетам-фактурам ООО «П».

По результатам камеральной проверки инспекция отказала в возмещении налога, установив, что декларация по НДС контрагентом представлена с нулевыми показателями, контрагент недоступен для налогового контроля – является фирмой-мигрантом, средства на закупку шерсти не перечислялись, доказательств реальности сделки нет. При оформлении документов установлены нарушения: в одном счете-фактуре ООО «Д» указано одновременно и как грузоотправитель и как грузополучатель, а в остальных счетах-фактурах в качестве адреса грузоотправителя указан жилой дом.

Руководитель налогоплательщика пояснил, что договор заключался по месту регистрации контрагента – в жилом доме, денежные средства с расчетного счета компании по просьбе руководителя контрагента перечислялись на его личную карточку.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, выяснив также, что налоговые декларации компаний в 1 квартале 2015 года сданы одним лицом – представителем ООО «А», которое находится в другом городе - не по месту нахождения налогоплательщика и его контрагента.

Это, по мнению кассации (Ф08-9664/2017 от 14.12.2017), «свидетельствует о согласованности действий заявителя с его контрагентом, учитывая различную территориальную принадлежность юридических лиц». Суды (постановление кассации Ф08-9664/2017 от 14.12.2017) также обратили внимание, что налогоплательщик обосновать выбор поставщика не смог.

(дело № А63-879/2017)

Ошибки в сопутствующих договорах и слова судимого лица – не повод снять вычеты

ООО «А» (покупатель, заказчик) и ООО «Г» (поставщик, исполнитель) заключили договор поставки трансформатора и договор выполнения подрядных работ.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, сославшись показания бывшего финдиректора налогоплательщика, который указал на формальность сделок и процедуру наблюдения в отношения контрагента. Кроме того, одной из причин доначислений по названным сделкам с ООО «Г» стали неточности в других договорах – на поставку щебня, необходимого для выполнения земляных работ.

Суды трех инстанций отменили решение налоговой, установив, что руководитель контрагента подтвердил сделки и подписание документов по ним, контрагент представлял «положительную» налоговую отчетность, имел допуски к определенным видам работ. По расчетному счету ООО «Г» проходят перечисления зарплаты, взносов, оплата аренды транспортных средств, банковского обслуживания, погашение кредитов и прочее. НДС по сделкам контрагентом уплачен.

Суды отклонили довод инспекции об ошибках в договорах на поставку щебня, поскольку эти договора спорными не являются, информация о сделках со щебнем не отражена ни в акте проверки, ни в решении инспекции.

Суды (постановление кассации Ф09-7925/2017 от 18.12.2017) также критически оценили показания финдиректора, указав на неблагонадежность данного лица, которая подтверждается фактом его судимости за экономические преступления, наличием у него намерений обвинить в совершении неправомерных действий иных лиц.

В свою очередь, директор налогоплательщика пояснил выбор контрагента. В собственности ООО «Г» находилось большое количество строительной техники, строительных материалов, открыт ряд кредитных линий в банках, исчислявшихся сотнями миллионов рублей. Взаимозависимости и подконтрольности налогоплательщика и контрагента, «кругового» движения или обналичивания денежных средств инспекцией не установлено.

(дело № А60-20713/2017)

Выявление вычета НДС при сверке с контрагентом не оправдывает пропуск срока

В апреле 2016 года компания представила в ИФНС уточненную декларацию по НДС за 1 квартал 2013 года с суммой налога к возмещению. В декларации заявлен вычет, не учтенный в первичной декларации.

Инспекция в возмещении налога отказала, сославшись на пропуск трехлетнего срока для заявления права на вычет, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК.

Компания, не оспаривая пропуск срока, пояснила, что право на вычет возникло при подготовке годовой отчетности за 2015 год – покупатель уточнил сумму аванса, зачтенную за продукцию, фактически отгруженную в 1-3 кварталах 2013 года. Об этом свидетельствует акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Суды трех инстанций не признали указанную причину уважительной, разъяснив, что налогоплательщик перед составлением годовой отчетности в обязательном порядке должен проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Доказательств невозможности проведения сверки расчетов с контрагентом либо невозможности установления полученной предоплаты за продукцию 2013 года до составления отчетности за 2015 год не представлено, отметила кассация (Ф06-27926/2017 от 21.12.2017).

(дело № А65-3681/2017)

Суды не позволили группе компаний уйти от налогов с помощью «междусобойных» премий

ООО «Ф», применяющее общий режим налогообложения, поставляло покупателям (аптекам) товар с отсрочкой платежа и выплачивало премии в процентах от объема закупок и от суммы денежных средств, поступивших на расчетный счет поставщика. Согласно допсоглашению премия могла быть предоставлена как путем уменьшения дебиторской задолженности, так и перечислением на расчетный счет покупателя.

По результатам выездной проверки ИФНС установила взаимозависимость компаний – они входят в одну группу, имеют общих учредителей, ООО «Ф» является управляющей компанией аптек, которые применяют УСН и ЕНВД. Размер скидки, учтенной в расходах в 2013-2014 годах, составил более 1,1 млрд рублей. По мнению налоговой, перенос налогооблагаемой базы на взаимозависимых лиц, применяющих спецрежимы, позволил исчислять налог по ставке 6 или 15%, либо уплачивать фиксированную сумму налога (в случае применения ЕНВД). Инспекция указала на необоснованное получение налоговой выгоды, доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что покупатели находились под полным контролем налогоплательщика, который, в том числе, распределял доход, полученный аптеками от торговой деятельности. Управляемые фирмы не могли самостоятельно устанавливать цены на реализуемый товар, распоряжаться прибылью. ООО «Ф» вело бухучет и отчетность аптек, распоряжалось их имуществом, в том числе средствами на расчетных счетах.

В определении судьи ВС (309-КГ17-18864 от 20.12.2017) указано: «цель предоставления данных премий не обусловлена разумными экономическими причинами, а направлена исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды в результате уменьшения им своей налоговой базы (подлежащей обложению по ставке 20 процентов) и перенос соответствующей базы на взаимозависимых лиц, применяющих специальные режимы налогообложения». В передаче дела в коллегию по экономическим спорам ВС компании отказано.

(дело № А71-13353/2016)

Суды: отец в совете директоров банка не мог не сообщить главе фирмы о проблемах

ИФНС с нарушением сформировала и выдала компании инкассовые поручения на взыскание, которые последняя направила 21 декабря 2016 года в банк. Денежные средства в бюджет не поступили, а 29 декабря у банка была отозвана лицензия.

Инспекция уплату налогов не признала и выставила требование, подлежащее исполнению до 6 февраля 2017 года. Компания, считая повторное взыскание незаконным, обратилась в суд.

Суды трех инстанций установили, что инкассовые поручения выданы налогоплательщику без оснований – сроки уплаты налогов наступали только 26 и 28 декабря, а принудительное взыскание задолженности возможно только при наличии недоимки. Нарушения при выставлении инкассовых поручений признаны инспекцией, что подтверждается служебной запиской. К должностному лицу инспекции применено дисциплинарное взыскание. В январе – феврале 2017 года инкассовые поручения возвращены компанией в инспекцию с сопроводительным письмом.

Суды учли, что компания имела счета в нескольких банках. При этом на основании информации на сайте банка установлено, что отец руководителя фирмы состоял в совете директоров банка, а мать являлась акционером банка. В декабре на счет компании поступил один платеж, который был полностью израсходован на зарплату и налоги. Так, 21 декабря путем «ручной маршрутизации документа» зачислена зарплата на лицевые счета физлиц, в том числе руководителя налогоплательщика. Однако налоги в бюджет не поступили.

В решении кассации (Ф03-4996/2017 от 19.12.2017) указано: «обстоятельства, указывающие на осведомленность руководства ОАО … о проблемном положении банка, самостоятельное предъявление инкассовых поручений, доведение денежных средств общества до получателей заработной платы посредством «ручной маршрутизации документа» и оставление без исполнения платежных документов об уплате налогов свидетельствуют о недобросовестности действий налогоплательщика, повлекших неуплату налоговых платежей в бюджет».

(дело № А04-2020/2017)

Прочее

Отметку о приеме на копии бумажной декларации налоговики проставят по письменному запросу

Налогоплательщик отправил бумажную декларацию по почте. Может ли он обратиться в налоговый орган с просьбой проставить отметку о приеме оригинала декларации на ее копии? Да, может, считают в Минфине. Но для этого необходимо составить соответствующий письменный запрос.

Разъяснения следующие. По общему правилу, налоговики не вправе отказать в приеме налоговой декларации и обязаны проставить по просьбе налогоплательщика отметку о принятии бумажной декларации на ее копии. Об этом сказано в пункте 4 статьи 80 НК РФ.

В то же время в пункте 204 Административного регламента ФНС России (утв. приказом Минфина от 02.07.12 № 99н) оговорено, что при представлении налоговых деклараций по почте, должностное лицо налогового органа проставляет на титульном листе каждой налоговой декларации дату ее направления заявителем и дату ее поступления в налоговую инспекцию. А для того, чтобы получить отметку на копии декларации, оригинал которой был отправлен по почте, налогоплательщик должен составить соответствующий письменный запрос и представить его в инспекцию ФНС России по месту своего учета.

(Письмо Минфина России от 04.12.17 № 03-02-08/80449)

Адвокату не нужно уплачивать НДС при приобретении услуг у иностранного лица

Минфин России разъяснил, что российский адвокат, получивший статус адвоката согласно российскому законодательству и являющийся членом адвокатского бюро при приобретении у иностранного лица услуги, местом реализации которых признается территория РФ, налоговым агентом по НДС не признается.

Напомним, что в случае приобретения у иностранного лица, не являющегося налогоплательщиком НДС в России, услуг, местом реализации которых в целях применения этого налога признается территория РФ, НДС уплачивается налоговыми агентами – организациями и ИП (п. 1-2 ст. 161 Налогового кодекса).

В свою очередь ИП являются физлица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юрлица (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Вместе с тем адвокатская деятельность не является предпринимательской (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации»). В связи с этим адвокат в России не признается налоговым агентом по НДС.

(Письмо Минфина России от 12 декабря 2017 г. № 03-07-14/82685)

ФНС России разъяснила порядок представления новой налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров с территории государств - членов ЕАЭС

Налоговая декларация утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@. Приказ вступает в силу с 21.12.2017.

Сообщается, что действие Приказа распространяется на налоговые декларации, представляемые за отчетные (налоговые) периоды, окончившиеся после 21.12.2017, то есть начиная с налогового периода за декабрь 2017 года.

(Письмо ФНС России от 22.12.2017 N СД-3-3/8589@ «О налоге на добавленную стоимость»)

«Упрощенщики» могут учесть в расходах банковскую комиссию за перечисление зарплаты на счета работников

Банк взимает с организации комиссию за перечисление заработной платы работников на их банковские счета. Может ли работодатель учесть сумму комиссии в расходах при расчете единого «упрощенного» налога? Да, может, считают специалисты Минфина России.

Разъяснения достаточно простые. Как известно, те налогоплательщики, которые применяют УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с оплатой услуг банков (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие расходы, как гласит пункт 2 статьи 346.16 НК РФ, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль. В свою очередь, в подпункте 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ установлено, что расходы на оплату услуг банков относятся к прочим расходам налогоплательщика.

В Минфине полагают, что расходы на оплату комиссии банку за перечисление с расчетного счета организации денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы, на открытые банковские счета работников относятся к расходам на оплату банковских операций. А значит, такие расходы могут уменьшать налоговую базу по единому «упрощенному» налогу.

(Письмо от 05.12.17 № 03-11-11/80622)

Опубликованы данные для расчета коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2017 года

Величина коэффициента определена в размере 10,6442.

Коэффициент рассчитывается ежемесячно исходя из следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в ноябре 2017 года данный показатель составил 62,15 доллара США за баррель);
  • среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода - 58,9212.

(Информация ФНС России «Опубликованы данные для расчета коэффициента Кц за ноябрь 2017 года»)

ФНС России проинформировала об изменениях в порядке налогообложения имущества, применяющихся в том числе с 2018 года

В письме приведена подборка основных изменений в НК РФ, предусматривающих, в частности:

  • применение порядка исчисления налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, исходя из положений абзаца первого пункта 2 статьи 408 НК РФ;
  • право субъекта РФ, на территории которого налог на имущество физлиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, принять закон, устанавливающий специальный порядок начисления пени за налоговые периоды 2015 - 2017 годов;
  • исключение положений об исчислении транспортного налога с учетом повышающих коэффициентов 1,3 и 1,5, а также применение повышающего коэффициента 1,1 для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • установление налоговых ставок по налогу на имущество организаций законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1 НК РФ, в размере, не превышающем в 2018 году 1,1 процента;
  • применение кадастровой стоимости земельного участка, установленной вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка, со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

(Письмо ФНС России от 30.11.2017 N БС-4-21/24271@ «Об изменениях в Налоговом кодексе Российской Федерации, касающихся налогообложения имущества и применяющихся в т.ч. с 2018 года»)

Суммы пени по налогу на имущество организаций, излишне начисленные по местонахождению объекта недвижимости, подлежат пересчету

В случае если межбюджетное распределение сумм налога на имущество организаций в субъекте РФ не предусмотрено и обязанность налогоплательщика по уплате налога на соответствующий счет Федерального казначейства исполнена в установленный срок по месту нахождения организации, то излишне начисленные суммы пени по налогу по местонахождению объекта недвижимого имущества подлежат пересчету.

(Письмо ФНС России от 13.12.2017 N БС-4-21/25301 «О пересчете пеней»)

Заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам, а также сообщение о наличии объектов налогообложения такими налогами можно подавать в любой налоговый орган

Налоговые органы будут принимать такие документы по экстерриториальному принципу, с возможностью предоставления результата их рассмотрения в этом же налоговом органе по выбору налогоплательщика.

Указанный режим также применяется в отношении:

  • уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц;
  • запроса о предоставлении налогового уведомления налогоплательщику - физическому лицу (его представителю) лично под расписку;
  • обращения об уточнении содержания налогового уведомления.

(Письмо ФНС России от 18.12.2017 N БС-4-21/25757@ «Об экстерриториальном принципе взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками - физическими лицами по вопросам налогообложения имущества»)

ФНС России разъяснила порядок представления расчета по страховым взносам главами КФХ

Главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ независимо от суммы полученного дохода.

Если главы КФХ не имеют наемных работников, то:

  • расчет по страховым взносам представляется по месту учета до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом;
  • в расчете указывается код места представления «124», при этом заполняется раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов КФХ, включая главу.

Если главы КФХ осуществляют выплаты наемным работникам, то:

  • расчет по страховым взносам представляется по месту учета, не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом;
  • за отчетные периоды - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года в расчете указывается код места представления «120», при этом заполняется раздел 1 с приложениями и раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников;
  • за расчетный период - календарный год в расчете указывается код места представления «124», при этом заполняется раздел 1 с приложениями, раздел 3 (с идентификацией физических лиц) - на наемных работников, а также раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов КФХ, включая главу.

Приведены рекомендации по заполнению расчета для случаев, когда глава КФХ в течение отчетного (расчетного) периода прекращает осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

(Письмо ФНС России от 25.12.2017 N ГД-4-11/26372@ «О порядке представления отчетности главами КФХ»)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.