Мониторинг изменений за период 26.06.17 - 02.07.17

Бухгалтерский учет и налогообложение 

Обновлены формы документов, используемых при проведении налогового мониторинга

Приказом утверждаются новые формы следующих документов:

  • заявления о проведении налогового мониторинга;
  • заявления об отказе в проведении налогового мониторинга;
  • регламента информационного взаимодействия, а также требования к такому регламенту;
  • решения о проведении налогового мониторинга;
  • решения об отказе в проведении налогового мониторинга;
  • запроса о предоставлении мотивированного мнения налогового органа;
  • мотивированного мнения налогового органа, а также требования к составлению мотивированного мнения;
  • уведомления о досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • уведомления о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений;
  • уведомления об изменении (оставлении без изменения) мотивированного мнения налогового органа.

Утратившими силу признаны приказ ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» и приказ ФНС России от 01.03.2016 N ММВ-7-15/110@ «О внесении изменений в приложение N 4 к приказу ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@».

(Приказ ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним», зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2017 N 47108)

Вводится новый формат направления в электронной форме постановления о взыскании налоговой задолженности и других обязательных платежей за счет имущества плательщиков

В связи с передачей налоговым органам с 1 января 2017 года полномочий по администрированию страховых взносов новый формат постановления предусматривает возможность отражения в нем информации о задолженности по таким платежам.

Кроме того, данное постановление будет применяться также при наступлении ответственности банков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по перечислению в бюджет платежей.

Одновременно утрачивает силу Приказ ФНС России от 19.03.2013 N ММВ-7-6/123@, которым утвержден ранее действовавший формат постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

(Приказ ФНС России от 20.04.2017 N ММВ-7-6/320@ «Об утверждении формата представления в электронной форме постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка)», зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2017 N 47177)

Безнадежной к взысканию может признаваться задолженность организации в случае ее ликвидации в соответствии с законодательством иностранного государства

Соответствующим основанием дополнен Порядок списания налоговыми органами недоимки и задолженности по обязательным платежам, признанных безнадежными к взысканию.

В этом случае в числе документов представляются сведения, полученные от компетентных органов иностранного государства и (или) содержащиеся а информационных ресурсах (базах данных) указанных органов, о ликвидации организации в соответствии с законодательством иностранного государства.

(Приказ ФНС России от 31.05.2017 N ММВ-7-8/491@ «О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@», зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 N 47211)

Дополнен и уточнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не подлежит налогообложению НДС

В перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, включены, в частности, следующие позиции, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС:

  • 8408 90 670 0 «Авиационный поршневой дизельный двигатель RED A03 и его модификации (без существенного изменения мощности)»;
  • 8439 10 000 9 «Технологическое оборудование завода по производству сульфатной беленой целлюлозы производительностью 930 тыс. тонн в год»;
  • 8474 80 108 0 «Линия формовки (пресс), модель PH6500».

Некоторые позиции изложены в новой редакции.

(Постановление Правительства РФ от 27.06.2017 N 753 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»)

Определен перечень технологического оборудования, в отношении которого с 1 января 2019 года к основной норме амортизации применяется повышающий коэффициент

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ пункт 1 статьи 259.3 НК РФ дополняется новым подпунктом 5, на основании которого специальный коэффициент к амортизации может применяться в отношении основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню.

В целях реализации данных положений Правительство РФ утвердило перечень такого оборудования.

(Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р «Об утверждении перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ»)

Определены сроки разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 - 2019 годы

Утвержденная программа содержит перечень наименований проектов стандартов, сроки представления уведомлений о разработке проектов стандартов, сроки представления проектов в Совет по стандартам бухгалтерского учета, предполагаемые даты вступления их в силу и перечень ответственных исполнителей.

(Приказ Минфина России от 07.06.2017 N 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.», зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 N 47210)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

ФСС РФ внес изменения в расчет по страховым взносам (4-ФСС)

В форму расчета (утв. Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381) внесены, в частности, следующие изменения:

  • титульный лист дополнен полем для проставления признака страхователя, являющегося бюджетной организацией в соответствии с источником финансирования;
  • таблица 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию...» дополнена строками для отражения информации, касающейся страхователей-правопреемников в отношении перешедшей к ним задолженности при реорганизации.

(Приказ ФСС РФ от 07.06.2017 N 275 «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения», зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2017 N 47184)

Статистика

Утверждены новые годовые формы статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов (формы N 11, N 11 (краткая), N 11 (сделка), N 11-НА), действующие с отчета за 2017 год

  • Форма N 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» представляется в Росстат юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), осуществляющими все виды экономической деятельности. Срок предоставления - 1 апреля.
  • Форму N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» представляют в Росстат юридические лица - некоммерческие организации, осуществляющие все виды экономической деятельности. Срок предоставления - 1 апреля.
  • Форма N 11 (сделка) «Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду» представляется в Росстат юридическими лицами (кроме микропредприятий), осуществляющими все виды экономической деятельности. Срок предоставления - 15 июня.
  • Форму N 11-НА «Сведения о наличии, движении и составе контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла (деловой репутации организации)» в Росстат представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности. Срок предоставления - 30 июня.

Утверждены также указания по заполнению данных форм. Возможно представление форм в электронном виде.

С введением новых форм признаются утратившими силу Приказы Росстата от 03.07.2015 N 296 и от 15.06.2016 N 289, которыми были утверждены ранее действовавшие формы.

(Приказ Росстата от 26.06.2017 N 428 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов»)

Утверждена новая годовая статистическая форма, по которой представляются сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях (N 7-травматизм), действующая с отчета за 2017 год

Форму представляют в Росстат юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме финансовой и страховой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения, образования, деятельности домашних хозяйств как работодателей, недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров; деятельности экстерриториальных организаций.

Срок предоставления - 25 января. Возможно предоставление формы в электронном виде.

Также утверждены указания по ее заполнению.

С введением новой формы признается утратившим силу приложение N 2 «Форма федерального статистического наблюдения N 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях», утвержденное Приказом Росстата от 19.06.2013 N 216.

(Приказ Росстата от 21.06.2017 N 417 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями»)

Законопроекты

Законопроект об отмене с 2018 года аудиторской тайны ГД приняла в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект № 96436-7 о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 НК.

Из статьи 82 НК будут исключены слова об аудиторской тайне. Напомним, пункт 4 этой статьи устанавливает: «При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной ... в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну».

Кроме того, в той же статье оговорят, что в целях налогового контроля допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в случаях, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 93.1 НК.

Этот новый пункт в статью 93.1 НК вносится законопроектом и устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих услуг - перечисленных в пунктах 1-5 части 7 статьи 1 закона об аудиторской деятельности. Список указанных услуг, помимо ведения бухгалтерского, налогового учета, налогового и управленческого консультирования включает «юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора). Документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам.

В течение месяца к законопроекту могут поступить поправки, которые могут быть включены в текст проекта ко второму чтению. Срок вступления в силу закона в случае его принятия – 1 января 2018 года.

Судебная практика

Верховный Суд РФ переквалифицировал действия налогоплательщика, не сообщившего в налоговую инспекцию об обособленных подразделениях, и значительно снизил штраф

По итогам выездной налоговой проверки налоговая инспекция установила, что организация не встала на налоговый учет по месту нахождения двух обособленных подразделений. Это послужило основанием для привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ, предусматривающей штраф в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 тысяч рублей. Штраф организации за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе составил более 7 млн. рублей.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, Верховный Суд РФ обратил внимание на следующее.

Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений налогоплательщиков. Обязанность сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, предусмотрена подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ. Непредставление в установленный срок таких сведений влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в соответствии с которой размер штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Суд указал, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации.

В первом случае при наступлении ответственности по статье 116 НК РФ санкция подразумевает изъятие части дохода, что сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и определить его налоговые обязательства.

Если у налогового органа имеется возможность осуществить налоговый контроль и установить неуплату (неполную уплату) суммы налогов, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности по статье 122 НК РФ.

В рассматриваемом случае налоговая инспекция установила, что организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности через обособленные подразделения.

Верховный Суд РФ указал, что при таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований для привлечения организации к ответственности по статье 116 НК РФ, в связи с чем отменил решения нижестоящих судов и признал недействительным решение налоговой инспекции.

(дело N А04-12175/2015, Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377)

Сделки, исполненные нетрудоустроенными работниками подрядчика, признаны формальными

ООО «В» выполняло строительные работы на ряде объектов и привлекало субподрядчиков ООО «Э» и «С».

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав сделки формальными. Инспекция установила представление контрагентами отчетности с минимальными суммами налогов к уплате, отсутствие условий, необходимых для ведения деятельности (персонала, основных средств, складских помещений, транспорта), транзитный характер движения денежных средств. Контрагенты зарегистрированы по адресу массовой регистрации.

Допрошенные в ходе проверки работники, которым оформлялись электронные пропуска на объекты, поясняли, что они работали от имени ООО «В» неофициально, трудовые либо гражданско-правовые договора с ними не заключались, на работу были приглашены прорабом ООО «В», который и выплачивал им денежные средства за проделанную работу. Один из них пояснил, что в ООО «С» работает бригадиром неофициально и выполнял работы на объектах ООО «В». Оплата производилась только наличными денежными средствами.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав на отсутствие признаков согласованных действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Апелляция сочла доказательства формальности сделки, представленные инспекцией, достаточными. Счета-фактуры, акты выполненных работ, оформленные от имени контрагентов, содержат недостоверную информацию. Фактически работы на объектах выполнялись силами официально не трудоустроенных бригад рабочих, получавших «черную» зарплату.

Кассация (Ф06-20561/2017 от 15.006.2017) согласилась с выводами апелляции, отклонив довод налогоплательщика о том, что привлечение субподрядчиков обусловлено нехваткой собственных работников. Суд указал на формальность заключенных договоров и направленность согласованных действий налогоплательщика и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды.

(дело № А12-41497/2016)

Перезаключение договоров на зависимое лицо приводит к взысканию с него налогов

По результатам выездной проверки ЗАО налоговая инспекция доначислила более 40 млн рублей налогов, пени и штрафов. Затем компания признана несостоятельной, открыто конкурсное производство, инициатором банкротства выступил сам налогоплательщик. Требования инспекции были включены в реестр требований кредиторов ЗАО.

Инспекция обратилась в суд, полагая, что обязанность по уплате налогов ЗАО должна быть исполнена взаимозависимым лицом – ООО. Установлено, что учредители и руководители ООО являются бывшими сотрудниками ЗАО, компании располагаются по одному адресу. После принятия решения о проведении выездной проверки ЗАО фактически перевело свою деятельность во вновь созданное лицо – ООО. Оно ведет такой же вид деятельности, ему было отчуждено имущество налогоплательщика (офисное помещение, здание производственных мастерских, земельный участок, транспортные средства и оборудование), 97% работников ЗАО перешли в ООО.

Суды трех инстанций поддержали решение инспекции, указав также на следующие обстоятельства, свидетельствующие об искусственной передаче бизнеса. После получения решения о проведении проверки в июне 2013 года активы ЗАО значительно уменьшились, прекращено движение денежных средств по всем расчетным счетам ЗАО. Денежные средства от контрагентов ЗАО начали поступать на счета ООО. Договоры с контрагентами ЗАО расторгнуты и заключены вновь с ООО по инициативе ЗАО, что подтвердили сами контрагенты.

Суды (постановление кассации Ф04-1828/2017 от 20.07.2017) также учли, что в рамках дела о банкротстве ЗАО руководитель привлечен к субсидиарной ответственности за непосредственное участие в переводе бизнеса с ЗАО на ООО.

(дело № А45-11347/2016)

Нулевая рентабельность контрагентов – не повод для отказа в вычете, указали суды

ООО «Э» занималось строительной деятельностью и заключило договоры с ООО «О», «П» и «И» (подрядчиками).

По результатам выездной проверки налоговая отказала в вычетах НДС, сославшись на отсутствие у контрагентов реальной возможности выполнить работы из-за наличия признаков «анонимных» структур (не имеют численности, ресурсов, допусков СРО, минимизируют либо не представляют налоговую отчетность, не уплачивают налоги, зарегистрированы за денежное вознаграждение). Согласно представленным декларациям доля вычетов НДС у контрагентов составляла более 99%, что свидетельствует, по мнению инспекции, о формальной сдаче ими налоговой отчетности без намерения уплачивать налоги от своей деятельности. К тому же, контрагенты имеют нулевую рентабельность.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что контрагенты являются действующими фирмами, представляют отчетность, работали и с другими компаниями, спорные работы выполнены в полном объеме, претензий насчет невыполнения работ либо к их качеству не поступало.

Суды (постановление кассации Ф09-3181/2017 от 15.06.2017) указали на предположительный характер утверждения инспекции относительно подписания первичных документов неустановленными лицами – налоговая не представила бесспорных доказательств, свидетельствующих об обратном.

Нарушение контрагентами обязанности по уплате в бюджет НДС не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов добросовестному налогоплательщику.

Инспекцией не устанавливались такие факты, как нахождение налогоплательщика и его контрагентов по одному адресу, наличие у них общего IP-адреса, отсутствие факта выполненных работ, возвращение к налогоплательщику денежных средств через цепочку фирм, не доказана согласованность в действиях контрагентов с налогоплательщиком. Таким образом, суды признали, что приведенные инспекцией обстоятельства, в том числе нулевая рентабельность контрагентов, – не повод для отказа в вычете.

(дело № А76-8629/2016)

Суды против доначислений с займов учредителя только из-за отсутствия у него дохода

В течение 2011-2013 годов компания получала беспроцентные займы от единственного учредителя.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, включив суммы займов во внереализационные доходы. По мнению инспекции, компанией создан формальный документооборот, спорные денежные средства не являются заемными, поскольку фактически полученные займодавцем (учредителем) доходы не позволяли выдать займы на 33,6 млн рублей за три года.

К тому же, кассовые операции оформлены с нарушением действующего законодательства (в расходных кассовых ордерах отсутствует сумма прописью, паспортные данные, а иногда и подпись займодавца).

Суд первой инстанции поддержал выводы инспекции. Апелляция отменила его решение, указав на подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК – не учитываются доходы в виде имущества, полученного безвозмездно, в том числе, от учредителя с долей участия более 50%.

Кассация (постановление Ф09-2995/2017 от 15.06.2017) оставила решение апелляции в силе. В спорный период компания не только получала от учредителя денежные средства в кассу, но и возвращала их ему, то есть предоставление денежных средств носило возвратный характер. Суд также отклонил доводы инспекции о несоответствии ряда расходных кассовых ордеров требованиям закона о бухучете, поскольку возврат денег не учтен инспекцией по всем расходным ордерам, независимо от того, есть в них или нет подпись лица, получающего денежные средства.

(дело № А60-39009/2016)

Суды не освободили от взносов регулярные, зависящие от должности суммы «подарков»

Компания выплачивала работникам денежные суммы на основании договоров дарения.

По результатам выездной проверки ФСС доначислил страховые взносы, пени и штраф, установив, что эти выплаты значительно превышали выплаты зарплаты, носили регулярный и индивидуальный характер.

Компания оспорила решение в суде, поясняя, что выплаты производились на основании договоров дарения за счет чистой прибыли в индивидуальном порядке, они не зависели от должности и стажа работника, а также нахождения его на больничном или в отпуске.

Суды трех инстанций признали договоры дарения мнимыми сделками, поскольку они фактически прикрывали оплату трудового участия работников. Суды учли, что договоры дарения носили регулярный характер – 5 раз в год, суммы выплат зависели от занимаемой должности (чем выше должность, тем больше выплаты). Выплаты производились практически всем работникам. Лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, дарение не производилось, так же как и лицам со стажем работы менее одного месяца.

В итоге суды (постановление кассации Ф07-4846/2017 от 22.06.2017) признали спорные выплаты частью оплаты труда, подлежащей включению в базу для исчисления взносов.

(дело № А44-4988/2016)

КС против имущественного вычета при переводе в жилое помещения, купленного как нежилое

В 2011 году К. приобрел нежилое помещение в жилом доме, и в том же году состоялась госрегистрация его права собственности на этот объект в качестве нежилого помещения. После перевода указанного нежилого помещения в жилое в 2013 году К. получил свидетельство о госрегистрации права собственности на объект жилой недвижимости (квартиру) и заявил имущественный вычет по НДФЛ. Налоговая отказала в вычете. УФНС и суды трех инстанций оставили решение в силе.

К обратился в КС, оспаривая конституционность положения подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК (в «старой» редакции, применяемой к правоотношениям, возникшим до 2014 года). Согласно данной норме налогоплательщик имел право на получение имущественного вычета в сумме фактически произведенных им расходов на приобретение жилья на территории РФ.

К. полагает, что оспариваемое законоположение не соответствует статьям 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 40 (часть 2) и 57 Конституции, поскольку допускает отказ в предоставлении вычета в сумме расходов на приобретение жилья, приобретенного как нежилое помещение и переведенного впоследствии в жилое помещение.

КС не принял жалобу к рассмотрению, разъяснив, что имущественный вычет на приобретение жилья согласно, в частности, постановлению КС от 13 марта 2008 года № 5-П, предназначен для стимулирования физлиц к строительству и самостоятельному приобретению жилья на территории России. При этом льгота является исключением из общих правил налогообложения, а ее отсутствие не влияет на оценку правомерности установления налога.

В решении суда указано: «состав документов, необходимых для предоставления налогового вычета, предполагает поощрение налоговой льготой именно строительства и приобретения гражданами жилья, а не перевода уже принадлежащих им нежилых помещений в объекты жилой недвижимости, который по содержанию и правовым последствиям не равнозначен строительству жилых помещений или их приобретению по договору».

(Определение КС РФ 1164-О/2017 от 6.06.2017)

Прочее

ФНС России рекомендует организациям применять новую форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции

Приказ, утвердивший новую форму налоговой декларации и формат ее представления в электронном виде, вступит в силу 7 августа 2017 года. Одновременно утратит силу приказ Минфина России, которым утверждена действующая форма налоговой декларации.

Вместе с тем ФНС России рекомендует организациям, заключившим соглашения о разделе продукции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», представлять декларации по новой форме и форматам.

(Письмо ФНС России от 13.06.2017 N СД-4-3/11160@ «О представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции»)

При формировании сомнительного долга сначала перекрывается самая старая дебиторская задолженность

Минфин России разъяснил, что в целях определения сомнительного долга при наличии кредиторской задолженности необходимо исходить из того, что в первую очередь кредиторская задолженность уменьшает дебиторскую задолженность с наибольшим сроком возникновения

Напомним, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом (абз. 1 п. 1 ст. 266 Налогового кодекса).

Поскольку указанная кредиторская задолженность не конкретизируется в зависимости от того, в отношении каких операций она возникла, финансисты считают, что в целях ст. 266 НК РФ для определения показателя кредиторской задолженности следует суммировать задолженности налогоплательщика перед соответствующим контрагентом по любым операциям.

(Письмо Минфина России от 20 июня 2017 г. № 03-03-РЗ/38289).

Минфин России сообщил, в каких случаях не уплачивается транспортный налог, если регистрация и снятие с учета ТС осуществлено за период менее одного месяца

Уплата налога не производится в отношении транспортных средств при их регистрации и снятии с учета:

  • в период с 1 по 15 число месяца;
  • в период с 16 по 30 число месяца;
  • при регистрации после 15 числа одного месяца и снятии с регистрации до 15 числа следующего месяца;
  • в один день.

(Письмо ФНС России от 19.06.2017 N БС-4-21/11566@ «Об уплате транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства за период менее одного месяца»)

Минфин России разъяснил порядок исчисления налогов в случаях пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости

Одним из оснований пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является недостоверность сведений об объекте недвижимости.

По итогам определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, вносятся изменения в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют в порядке, установленном статьей 5 НК РФ (данная статья предусматривает, в частности, что акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это).

С учетом изложенного сообщается следующее:

  • в случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах;
  • в случае уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости могут учитываться при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости.

(Письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/11953@ «О применении кадастровой стоимости, пересмотренной в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости»)

Доходы физлица-нерезидента от выполнения трудовых обязанностей за рубежом НДФЛ не облагаются

Физические лица, которые не являются налоговыми резидентами РФ, не должны платить НДФЛ с суммы вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации.

Как известно, объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в Российской Федерации, так и от источников за её пределами, а для физлиц-нерезидентов, — только от источников в РФ. Об этом сказано в пункте 2 статьи 209 НК РФ. Для целей налогообложения вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

На этом основании в Минфине делают следующий вывод. Доходы физлица-нерезидента в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации не являются объектом налогообложения по НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 14.06.17 № 03-04-05/37007)

Если сотрудник едет в командировку в вагоне повышенной комфортности, НДФЛ не возникает

В поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. Оплата происходит при приобретении проездного документа (билета).

По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты организацией командированным сотрудникам стоимости сервисных услуг, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности, сообщаем.

Суммы оплаты работодателем командированным сотрудникам стоимости проезда в вагонах повышенной комфортности с включенной в нее стоимостью сервисных услуг, предоставляемых в таких вагонах, освобождаются от обложения НДФЛ на основании абзаца 12 п.3 ст.217 НК РФ.

Такое разъяснение дает Минфин в своем недавнем письме. Кроме того, в письме также рассмотрен вопрос учета сервисных услуг в целях налога на прибыль и НДС.

Поскольку стоимость дополнительных сервисных услуг формирует единую стоимость услуги по проезду по железной дороге, по мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли организаций стоимость железнодорожного билета может быть учтена полностью, включая стоимость дополнительных сервисных услуг.

Сумма НДС, предъявленная в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг в случае, если стоимость этих сборов и услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания, вычету не подлежит.

(Письмо Минфина России № 03-03-РЗ/37488 от 16.06.2017)

Подтвердить периоды, в течение которых плательщики - самозанятые лица освобождаются от уплаты страховых взносов, можно документами, рекомендованными ФНС России

Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие и т.д.), уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены периоды, засчитываемые в страховой стаж, в течение которых такие плательщики освобождаются от уплаты страховых взносов (это, в частности, период прохождения военной службы, период ухода за ребенком до полутора лет или инвалидом, период проживания за границей и пр.).

Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности в такие периоды, могут являться налоговые декларации, не содержащие показатели полученного дохода, а также справки о доходах по форме 2-НДФЛ, представляемые налоговыми агентами в налоговые органы.

Сообщается также, что документами, являющимися основанием для подтверждения периодов освобождения от уплаты страховых взносов, являются, например, справки военных комиссариатов (в отношении периода прохождения военной службы); документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком; документы, удостоверяющие факт и продолжительность нахождения на инвалидности.

При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход.

Периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, подтверждаются информацией, представляемой адвокатскими палатами субъектов РФ.

(Письмо ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/7990@ «Об освобождении от уплаты страховых взносов»)

С 1 июля 2017 года ККТ, не соответствующая новым требованиям, подлежит снятию с регистрационного учета налоговым органом в одностороннем порядке без заявления пользователя

В случае, если налогоплательщик не снял с регистрационного учета ККТ, не соответствующую новым требованиям Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ), но при этом ее модернизировал и зарегистрировал, то:

  • ККТ, не соответствующая требованиям, снимается налоговыми органами с регистрационного учета с 01.07.2017;
  • модернизированная ККТ продолжает применяться в соответствии с новым порядком.

Сообщается также, что налоговые органы обязаны сообщить таким пользователям ККТ о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с такой ККТ, до момента осуществления ее модернизации.

Отмечено также, что к административной ответственности не привлекаются пользователи снятой с учета ККТ при наличии обстоятельств, указанных в письме Минфина России от 30.05.2017 N 03-01-15/33121.

(Письмо ФНС России от 19.06.2017 N ЕД-4-20/11625@ «Об осуществлении модернизации контрольно-кассовой техники»)

Применение журнала кассира-операциониста (форма N КМ-4) и справки-отчета кассира-операциониста (форма КМ-6) не является обязательным

Указанные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132.

В письме Минфина России указано, что данное постановление не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...», и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Отметим также, что ранее обязанность применения на всех ККТ контрольной ленты и ведения по каждой ККТ книги кассира-операциониста, заверенной в налоговом органе, была установлена постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745. Данный документ утратил силу.

Новые ККТ с режимом «on-line» обеспечивают передачу всех фискальных данных в налоговые органы. Фискальные документы записываются и сохраняются оператором в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

(Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 03-01-15/37692)

Налоговые инспекции не будут штрафовать добросовестных налогоплательщиков за отсутствие ККТ нового типа

За применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей требованиям, указанным в статье 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2017 N 290-ФЗ), предусмотрена административная ответственность.

Сообщается, что осуществление расчетов с применением «устаревших» ККТ без привлечения к ответственности возможно, в частности, если:

ККТ используется для печати документа, подтверждающего факт осуществления расчета. Такая ККТ может содержать в своем составе электронную контрольную ленту, защищенную (ЭКЛЗ), функционировать без ЭКЛЗ, быть модернизированной для возможности печати документа, подтверждающего факт осуществления расчета, и т.д.;

налогоплательщиком приняты исчерпывающие меры по соблюдению требований законодательства РФ (заключен договор поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного предельного срока возможности его использования).

(Письмо ФНС России от 27.06.2017 N ММВ-20-20/96@ «О порядке осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями расчетов с 01.07.2017»)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.