Мониторинг изменений за период 27.11.17 - 03.12.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Принят закон о международном обмене финансовой информацией в налоговых целях

НК РФ дополнен новой главой 14.4-1

«Представление документации по международным группам компаний», содержащей в том числе определения таких понятий, как «международная группа компаний», «участник международной группы компаний», «страновые сведения по международной группе компаний».

Положениями данной главы регламентируется представление уведомлений об участии в международной группе компаний, представление страновых сведений, глобальной и национальной документации.

За нарушение установленных требований вводится налоговая ответственность.

Установлен порядок автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями), а также порядок обмена страновыми отчетами в соответствии с международными обязательствами.

Закон вступает в силу с 1 января 2018 года с учетом особенностей по применению отдельных его положений.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний»)

Взыскание налогов может осуществляться с банковских счетов в драгоценных металлах

Принятие закона обусловлено введением в Гражданский кодекс РФ особенностей регулирования договора банковского счета (вклада) в драгоценных металлах.

Так, например, установлено, что в случае обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках взыскание задолженности может производиться со счетов в драгоценных металлах при недостаточности или отсутствии средств на рублевых и валютных счетах.

Взыскание налога со счетов в драгоценных металлах производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях. При этом их стоимость определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком РФ на дату продажи.

Уточняются положения НК РФ, предусматривающие ответственность за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по таким счетам.

Изменения, вносимые в часть вторую НК РФ, предусматривают исключение банковских операций с драгоценными камнями из перечня операций, освобождаемых от налогообложения НДС.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 343-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Приняты многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ, в том числе об инвестиционном налоговом вычете, акцизах, налоге на движимое имущество, страховых взносах

Законом, в частности, операции по получению средних дистиллятов (приобретение в собственность), а также операции по их оприходованию в результате оказания услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащих организации на праве собственности, отнесены к объектам налогообложения акцизами. Уточнено определение средних дистиллятов, установлен порядок применения налоговых вычетов по операциям со средними дистиллятами.

НК РФ дополнен положениями об инвестиционном налоговом вычете. Предусматривается право налогоплательщиков, в соответствии с законами субъектов РФ, на уменьшение исчисленной суммы налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, - инвестиционный налоговый вычет, с учетом установленных условий.

Отдельные поправки коснулись налогообложения движимого имущества. Согласно действующим положениям, в случае если субъект РФ не принимает закон, который вводит льготу в отношении движимого имущества, то с 2018 года данная льгота действовать не будет. Принятым законом вводится норма, предусматривающая право субъекта РФ установить в этом случае ставку налога на 2018 год на уровне не более 1,1% (сейчас ставка налога на имущество организаций не может быть более 2,2%).

Вводится новый порядок определения суммы фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (без привязки к МРОТ).

Так, например, в 2018 году для ИП с годовым доходом не более 300 000 рублей размер взносов в ПФР составит 26 545 руб. Если доход превышает 300 000 рублей - плюс еще 1,0 процента с суммы превышения. Максимальный размер страхового взноса на ОПС за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера (в 2018 году - 26 545 руб. х 8 = 212 360 руб.). Страховые взносы с суммы, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Сумма страхового взноса на ОМС на 2018 год установлена в размере 5840 руб.

Помимо этого, в числе изменений, в частности: уточнение порядка применения НДС лицами, применяющими ЕСХН; налогообложение НДС реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов; льготное налогообложение НДС услуг по транспортировке природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных международными договорами; уточнение порядка налогообложения НДС услуг в электронной форме; предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче газового конденсата; уточнение видов деятельности на УСН для применения пониженных тарифов страховых взносов, увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо и пр.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

В России заработает система «tax free»

Система «tax free» предполагает возврат сумм НДС при вывозе товаров гражданами иностранных государств, приобретенных ими в России в организациях розничной торговли.

Документ (чек) для компенсации суммы налога оформляется в одном экземпляре при реализации иностранному гражданину в течение одного календарного дня товаров на сумму не менее десяти тысяч рублей с учетом налога.

Сумма налога, подлежащая возврату, будет определяться как разница между суммой НДС, уплаченной при приобретении товаров, и стоимостью услуги, оказываемой такими организациями. В отношении услуг по возврату сумм налога устанавливается ставка НДС в размере 0 процентов.

Определен порядок обоснования применения нулевой ставки налога организациями, оказывающими такие услуги, условия возврата налога, перечень документов, подтверждающих право на возврат налога, а также требования к организации розничной торговли, перечень которых будет устанавливаться уполномоченным органом.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 341-ФЗ «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Внесены уточнения в положения Налогового кодекса РФ, связанные с применением налоговой ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость

В настоящее время установлено, что обложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, либо помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

В указанный перечень внесены изменения, устанавливающие возможность применения налоговой ставки 0 процентов, в том числе, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, либо под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, свободного склада, при предоставлении необходимых документов, подтверждающих это право.

Также определен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при осуществлении операций по реализации на экспорт товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях иностранным лицам.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Предусматривается, что положения пункта 15 статьи 165 Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2019 года.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Передача на безвозмездной основе имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, не облагается НДС

Согласно принятому Закону не признается объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе указанного имущества органам госвласти субъектов РФ и муниципальных образований.

Речь идет о передаче имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100 процентов акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями ОЭЗ.

Одновременно исключена обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Конкретизированы сроки начала применения льготной ставки по налогу на прибыль для инвесторов, реализующих крупные инвестиционные проекты на территориях ОСЭР или порта Владивосток

Для организаций, получивших статус резидента указанных территорий, предусмотрена налоговая ставка 0 процентов по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, и пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Закон предусматривает для указанных инвесторов изменение срока начала применения льготного периода при отсутствии прибыли, в зависимости от объема капитальных вложений, предусмотренного соглашением об осуществлении деятельности.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 339-Ф «О внесении изменения в статью 284.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Дополнен перечень доходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций

Освобождены от налога на прибыль доходы в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, переданные безвозмездно федеральным органам исполнительной власти, ГК «Росатом», ГК

«Роскосмос» или указанному ими юридическому лицу.

Также не включаются в налоговую базу средства, полученные общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании заключенных соглашений. Указанные средства не учитываются при условии их использования в сроки и на цели, определяемые законодательством.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 344-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Для резидентов ОЭЗ ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, снижена с 3 до 2 процентов

Согласно общему правилу в 2017 - 2020 годах ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, увеличена до 3 процентов (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

В целях сохранения прежнего уровня налогообложения указанных выше организаций принят закон, предусматривающий для них ставку налога в федеральный бюджет в размере

2 процентов (исключение составляют организации - резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организации - резиденты туристско- рекреационных особых экономических зон, для которых указанная ставка в настоящее время составляет 0 процентов).

Одновременно исключено положение, предусматривающее на 2017 - 2020 годы для налогоплательщиков - участников ОЭЗ и участников СЭЗ ставку налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в размере 12,5 процентов. Для таких налогоплательщиков ставка налога, устанавливаемая законами субъектов РФ, не может быть выше 13,5 процентов.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 348-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Принят Закон, направленный на формирование благоприятного налогового режима на территории ОЭЗ в Калининградской области

Так, в числе налоговых преференций Законом предусмотрено, в частности, следующее:

  • ставка НДС 0 процентов в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам с пунктом отправления или назначения на территории Калининградской области;
  • освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций с подакцизными товарами, установление особенности исчисления и уплаты акциза при выпуске подакцизных товаров для внутреннего потребления;
  • применение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций: в размере 0 процентов - в течение шести налоговых периодов начиная с периода, в котором была получена первая прибыль от реализации инвестиционного проекта; в размере 10 процентов - в течение следующих шести налоговых периодов;
  • введение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, включенных в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, на период по 2025 год включительно, с учетом установленных особенностей (обязательное условие - включение организации в реестр резидентов ОЭЗ с 2018 по 2022 год включительно, предельный срок применения - семь лет, но не позднее 31 декабря 2025 года, применение пониженных тарифов в отношении физлиц, занятых на новых рабочих местах, и др.)

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Уточнен порядок исчисления налога на имущество физлиц на территории Республики Крым и города Севастополя

Согласно исключению, внесенному в статью 408 НК РФ, налог на имущество в отношении объектов, находящихся на указанных территориях, будет исчисляться на основании сведений, представляемых в налоговые органы в порядке, установленном статьей 85 НК РФ.

Это связано с тем, что применение порядка исчисления налога на основании данных о правообладателях, которые представлялись в налоговые органы до 1 марта 2013 года, на указанных территориях не представляется возможным.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 334-ФЗ «О внесении изменения в статью 408 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

НДФЛ с дохода от экономии на процентах за пользование заемными средствами будет взиматься только в установленных случаях

Настоящим законом статья 212 НК РФ дополняется новыми положениями, в соответствии с которыми материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами (за исключением некоторых случаев), признается налогооблагаемым доходом, если:

  • средства получены от организации или ИП, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
  • такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения обязательства перед налогоплательщиком (например, оплатой за поставленные налогоплательщиком товары (работы, услуги)).

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 333-ФЗ «О внесении изменений в статью 212 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Компенсационные выплаты гражданам - участникам долевого строительства при банкротстве застройщиков освобождены от НДФЛ

Налоговый кодекс РФ дополнен соответствующими положениями, предусматривающими освобождение от налогообложения доходов физических лиц, полученных ими в виде возмещения за счет средств компенсационного фонда, созданного в целях защиты прав участников долевого строительства.

Кроме того, отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд:

  • отнесены к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • включены в состав расходов налогоплательщиков, применяющих УСН.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 342-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Положения Налогового кодекса РФ приведены в соответствие с категориально-понятийным аппаратом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) внес существенные коррективы в регулирование правового положения участников отношений в сфере образования. В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об образовании образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. В связи с этим внесенные настоящим Федеральным законом изменения учитывают необходимость сохранения круга получателей налоговых льгот и преференций.

Кроме того, уточнена редакция пункта 11 статьи 217 НК РФ в связи с тем, что статьей 36 Закона об образовании установлен исчерпывающий перечень видов стипендий и указаны категории обучающихся, которым они могут быть назначены.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1- го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 346-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Принят закон, направленный на исключение дополнительной налоговой нагрузки на жителей города Москвы, принявших участие в программе реновации

Освобождены от налогообложения НДФЛ доходы в виде равноценного денежного возмещения или в виде жилого помещения (доли в нем), предоставляемого гражданам взамен освобожденного.

Кроме того, указанные лица освобождены от уплаты государственной пошлины за госрегистрацию права собственности на предоставленные им жилые помещения.

Законом также, в частности, урегулированы вопросы, касающиеся предоставления имущественного налогового вычета при продаже жилья, предоставленного в рамках программы реновации.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 352-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации

- городе федерального значения Москве»)

В два раза увеличены ставки налога на игорный бизнес

Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Законом минимальные и максимальные ставки налога увеличены в два раза.

Кроме того, в число объектов налогообложения включены процессинговые центры интерактивных ставок тотализаторов и букмекерских контор.

Ставка налога в отношении указанных объектов может быть установлена в пределах от 2,5 до 3 млн. рублей.

Заявление о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес необходимо представить в налоговый орган не позднее чем за 5 дней до даты их установки.

Законом изменен порядок исчисления и уплаты НДФЛ с доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр.

Так, стоимость выигрышей в сумме, не превышающей 4000 рублей, отнесена к доходам, не облагаемым НДФЛ.

Физлица самостоятельно уплачивают НДФЛ с доходов, выплачиваемых организаторами лотерей или азартных игр, при выигрыше свыше 4000 руб. до 15000 руб.

Если доход равен или превышает 15000 рублей, сумма налога исчисляется налоговым агентом.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 354-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Ряд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получили право работать без касс до 1 июля 2019 года

Такое право предоставлено:

  • некоторым категориям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД;
  • ряду индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН.

Указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу).

Кроме этого, Федеральным законом предусматривается освобождение от применения ККТ дочерних организаций FIFA, поставщиков товаров, работ, услуг FIFA при реализации входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, при условии выдачи ими входных билетов (документов), соответствующих формам, утвержденным Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон

«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

ИП по расходам на покупку «онлайн- касс» смогут применить налоговый вычет

Налоговый кодекс РФ дополнен положениями, предусматривающими основания и условия уменьшения суммы налога, исчисленной при применении ЕНВД, ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ с функцией онлайн передачи данных в налоговый орган в размере не более 18000 рублей на каждую ККТ.

Одним из условий применения налогового вычета является регистрация ККТ в налоговом органе в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019 года (для ИП, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания, и имеющих наемных работников, - с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года).

Согласно закону налогоплательщики, применяющие ПСН, будут обязаны уведомить налоговый орган о применении налогового вычета. До утверждения формы такого уведомления сообщить о применении налогового вычета можно будет в произвольной форме с указанием сведений по установленному перечню.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Установлена процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ

Подтверждение статуса налогового резидента РФ осуществляется посредством выдачи ФНС России или уполномоченным территориальным налоговым органом документа, подтверждающего соответствующий статус.

Выдача документа осуществляется на основании заявления налогоплательщика или его представителя о его предоставлении. К заявлению могут быть приложены документы о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогоплательщика налоговым резидентом РФ.

Заявление предоставляется на бумажном носителе лично или по почте, либо в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

Срок рассмотрения заявления составляет 40 календарных дней.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается за 1 календарный год и по каждому источнику дохода, объекту имущества.

Выдача документа производится при наличии документов о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогового резидента РФ, и оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Документ по выбору налогоплательщика (его представителя) направляется ему на бумажном носителе по почте или в электронной форме через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет».

В случае если по итогам рассмотрения заявления не подтверждается статус налогового резидента РФ, налогоплательщик (его представитель) информируется об этом способом, выбранным налогоплательщиком (его представителем) для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ.

В приложениях к приказу приводятся форма заявления о предоставлении документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, и форма документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ.

(Приказ ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ «Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе», зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2017 N 49015)


Изменения в правилах бухучета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Скорректирован порядок бухучета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/2006).

Названный порядок распространен на случаи включения данных бухотчетности дочерних (зависимых) обществ, находящихся за пределами России, в сводную бухотчетность головной организации.

Предусмотрено, что при отсутствии официального курса иностранной валюты к рублю стоимость актива или обязательства пересчитывается в рубли по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ.

Прописан порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости не предъявленной к оплате начисленной выручки, превышающей сумму полученного аванса (предварительной оплаты).

В случае использования организацией активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, с целью хеджирования валютных рисков разрешено учитывать курсовые разницы, связанные с такими активами и обязательствами, в порядке, определенном введенными на территории России МСФО.

Установлены единые правила пересчета всех активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами России.

Порядок учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за рубежом, можно применять также в отношении сегмента, в котором основные операции (приобретение и продажа товаров, работ, услуг, получение кредитов и займов, предоставление займов, иное) осуществляются преимущественно в иностранной валюте, независимо от проведения таких операций за пределами нашей страны или на ее территории.

Приказ вступает в силу с 1 января 2019 г.

(Приказ Минфина России от 9 ноября 2017 г. № 180н

«О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 154н»)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Действующие для основной категории плательщиков размеры тарифов страховых взносов сохранены на период по 2020 год включительно

Соответствующее изменение вносится в статью 426 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в 2017 - 2020 годах для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составят:

  • 30,0 процентов (22 процента - на ОПС, 2,9 процента - на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1 процента - на ОМС);
  • 10 процентов на ОПС сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 361-ФЗ «О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Статистика

Росстатом утверждены новые указания по заполнению статистических форм N П-1, П-2, П-3, П- 4 и П-5(м)

Форму N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» предоставляют все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Некоммерческие организации предоставляют форму N П-1 при осуществлении производства товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.

Форму N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы» предоставляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие (в том числе религиозные) организации всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности.

Форму N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков и небанковских кредитных организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

Форму N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие (в том числе религиозные) организации всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности (кроме субъектов малого предпринимательства).

Форму N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» предоставляют все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Некоммерческие организации предоставляют форму N П-5(м) при осуществлении производства товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.

По формам N П-1, N П-3, N П-5(м) вновь созданные организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, предоставляют формы федерального статистического наблюдения в соответствии с численностью работников отчетного года.

Признаны утратившими силу Приказы Росстата от 26.10.2015 N 498 и от 27.10.2016 N 686,

которыми были утверждены ранее действовавшие указания по заполнению данных форм.

(Приказ Росстата от 22.11.2017 N 772 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1

«Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4

«Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»)

Правовые новости

Положения федерального закона о защите прав ЮЛ и ИП, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении муниципального финансового контроля

Согласно части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере. Вместе с тем в нормах указанного Федерального закона N 294- ФЗ отсутствовало указание на то, что его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются в отношении муниципального финансового контроля.

Настоящим Федеральным законом в Федеральный закон N 294-ФЗ внесено соответствующее дополнение.

(Федеральный закон от 27.11.2017 N 332-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)

Законопроекты

ФНС решила обновить форму декларации по ЕНВД

ФНС РФ готовит поправки в форму декларации по ЕНВД. Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, форма налоговой декларации по ЕНВД утверждена приказом от 04.07.2014 № ММВ-7-3/353@.

Как поясняют в ФНС, внесение поправок связано с тем, что с 1 января 2018 года вступит в силу Федеральный закон от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

Напомним, этот закон дает право плательщикам ЕНВД применять налоговый вычет по расходам на онлайн-кассы.

Предполагается, что обновленная налоговая декларация по ЕНВД будет введена с апреля.

Судебная практика

Возмещение ущерба бюджету руководителем фирмы суды расценили как признание вины

ООО «А» заявило вычет в декларации по НДС по сделке с ООО «В», представив в подтверждение договор оказания транспортных услуг, счета-фактуры, транспортные накладные, акты выполненных работ.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, установив, что у контрагента отсутствует имущество, транспортные средства, складские помещения, а также трудовые ресурсы, необходимые для поставки товаров. Документы по сделке по запросу налоговой контрагент не представил. Установлено, что руководитель контрагента работал в ООО «А» менеджером по автотранспорту. Он показал, что документы от имени контрагента не подписывал, наличные денежные средства со счета не снимал, перевозчики ему не известны.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции. Суды отметили, что в отношении директора истца было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 199 УК - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. В рамках этого дела установлено, что оспариваемые транспортные услуги фактически не оказывались. Взаимоотношения с контрагентом носили фиктивных характер и были созданы для придания видимости законности документооборота для завышения вычетов по НДС.

Уголовное дело затем было прекращено, однако суды не придали этому значения. Кассация (Ф06- 25816/2017 от 21.11.2017) отметила: «факт прекращения уголовного дела связан не с отсутствием в действиях обвиняемого лица состава уголовного преступления, а с наличием законодательно установленного основания для его прекращения, а именно: полного возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, что может расцениваться как признание с его стороны вины в уклонении от уплаты выявленной суммы НДС».

(дело № А12-66906/2016)

Незаконное применение УСН привело директора и участника к субсидиарной ответственности

В сентябре 2015 года по результатам выездной проверки инспекция доначислила компании налоги по общей системе налогообложения. Установлено, что фирма утратила право на УСН с 1 октября 2009 года. После проверки – в ноябре 2015 года – в связи с убыточностью и прекращением деятельности учредители приняли решение о ликвидации организации. В качестве ответной меры УФНС обратилось в суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности бывших руководителей и учредителя должника, обвиняя их в неправомерном применении компанией УСН.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Апелляция с ним не согласилась. Если действия (бездействия) контролирующих фирму лиц привели к правонарушению, доначисления по которому превышают 50% от общих требований кредиторов третьей очереди, то эти лица привлекаются к субсидиарной ответственности (ранее это было установлено пунктом 4 статьи 10 закона о банкротстве, с 1

сентября 2017 года – пунктом 2 статьи 61.1).

Установлено, что долги фирмы составляют 18,6 млн рублей, из них 11,8 – доначисления по выездной проверке, то есть более 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди. Таким образом, руководитель и учредитель должника несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника, указала кассация (Ф06-21478/2017, Ф06- 21719/2017 от 22.06.2017).

Дело приведено в обзоре правовых позиций о банкротстве за 1 полугодие 2017 года, направленном письмом ФНС от 21.07.2017 N АС- 4-18/14302@.

(дело № А06-9070/2015)

Суды признали исполненными инкассовые поручения, направленные ИФНС в проблемный банк

ИФНС выставила компании требования об уплате налога, в связи с неисполнением которого затем приняла решение о взыскании задолженности за счет денежных средств в банке и направила инкассовые поручения от 5 и

8 декабря 2016 года. Платежи в бюджет не поступили по причине отсутствия средств на корсчете банка. Инспекция не признала налог уплаченным.

Считая свою обязанность по уплате налога исполненной, компания обратилась в суд.

Суды трех инстанций удовлетворили ее требования, установив, что на момент исполнения инкассовых поручений на счете компании имелся достаточный остаток. 12 декабря на счет поступили средства от контрагента, что, по мнению судов, доказывает неосведомленность компании о проблемах банка. При этом налоговые долги принудительно взыскивались инспекцией. Следовательно, при наличии общедоступных сведений относительно неплатежеспособности банка именно инспекция должна была принять меры по отзыву выставленных инкассовых поручений.

Доказательств осведомленности компании о неплатежеспособности банка налоговая не представила. Суды (постановление кассации Ф06-26204/2017 от 17.11.2017) признали действия компании добросовестными.

(дело № А65-1628/2017)

Неверный объект в уведомлении о переходе на УСН – не фатальная ошибка, решили суды

Компания, зарегистрированная в феврале 2015 года, в уведомлении о переходе на УСН указала

«доходы» в качестве объекта налогообложения. Однако в декларации по УСН за 2015 год налог исчислен с объекта «доходы минус расходы».

По результатам камеральной проверки ИФНС указала на неверный объект налогообложения.

Компания пояснила, что с момента регистрации применяла УСН с объектом «доходы минус расходы», и в качестве оправдания сообщила, что не имеет экземпляра уведомления. Несмотря на это, инспекция посчитала налог исходя из доходов без учета расходов.

Суды трех инстанций отменили доначисления, разъяснив, что глава 26.2 НК не предусматривает принятие налоговой каких-либо решений по оспариваемому уведомлению, в том числе при наличии в нем ошибки. При этом согласно статье 80 НК декларация представляет собой письменное заявление, в том числе об объектах налогообложения.

Доказательств применения УСН с объектом обложения «доходы» налоговиками не представлено. Напротив, компания подтвердила свою волю на объект «доходы минус расходы» книгой учета доходов и расходов, платежными поручениями с кодами КБК по объекту «доходы минус расходы», анкетой клиента банка от 25 февраля 2015 года.

В решении кассации (Ф07-12445/2017 от 20.11.2017) указано: «несмотря на допущенную Обществом описку при заполнении заявления о переходе на УСН, при наличии совокупности иных обстоятельств у инспекции отсутствовали законные основания не считать поданную декларацию по УСН ... надлежащим волеизъявлением ... о применении УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

(дело № А52-3830/2016)

Стоимость переданного в счет погашения займа имущества облагается налогом при УСН

В 2011-2015 годах компания, применяющая УСН, систематически получала займы от физлица, а в мае 2016 года было заключено соглашение об отступном, в рамках которого заемщик передал в собственность кредитора недвижимость в счет частичного возврата займов. Затем, находясь в стадии ликвидации, компания представила декларацию по УСН за 2016 год.

По результатам камеральной проверки налоговая признала передачу имущества реализацией и доначислила налог, пени и штраф.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на отсутствие выручки от реализации. По ее мнению, передача имущества в счет погашения займа не является реализацией в целях применения УСН.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф04-4875/2017 от 17.11.2017) признали законным решение инспекции, разъяснив, что при передаче имущества в счет погашения займа происходит переход права собственности на объект от заемщика к заимодавцу, который согласно статье 39 НК признается реализацией и, как следствие, подлежит учету при УСН. При этом доходом является не сумма полученного налогоплательщиком займа, а доход от реализации имущества, передаваемого по соглашению об отступном.

(дело № А45-511/2017)

Как освободить от взносов оплату жилья в командировке при отсутствии документов

Компания компенсировала работникам оплату жилья в командировке для участия в подготовке к сдаче олимпийских объектов. Свободные гостиничные номера отсутствовали, поэтому работники проживали в течение 10 суток в частном секторе (стоимость проживания – 600 рублей в сутки).

По результатам выездной проверки ПФ доначислил страховые взносы, пени и штраф, указав на документальную неподтвержденность расходов (часть 2 статьи 9 закона 212-ФЗ).

Суды трех инстанций признали законным решение фонда, разъяснив, что документально неподтвержденные расходы по найму жилья в командировке не облагаются взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. Именно эти документы согласно статье 168 ТК устанавливают нормы возмещения командировочных расходов. Доказательства утверждения норм компенсации за проживание без подтверждающих документов компанией не представлены.

Суды отклонили составленные работниками служебные записки, предусмотренные пунктом 7 положения № 749. Служебная записка составляется при отсутствии проездных документов, документов по найму жилого помещения по месту командирования и необходима для ведения отчетности фирмы.

Однако представленные служебные записки не содержат подтверждение принимающей работника стороны о сроке прибытия (убытия) работника к месту командирования (из места командировки). Отсутствуют и подписи, и отметки лица, у которого работники проживали. Кассация (Ф08-8594/2017 от 20.11.2017)

отметила: «данный документ, составленный в одностороннем порядке сотрудниками предприятия, не может служить основанием для освобождения от уплаты страховых взносов».

(дело № А32-1706/2017)

ФНС России подготовлен третий за 2017 год обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП

В обзоре приведены, в частности, следующие правовые позиции судов:

  • решение об отказе в государственной регистрации является правомерным, поскольку поданное в регистрирующий орган заявление по форме N Р11001 не содержало заполненного листа З «Сведения об управляющем»;
  • отсутствие у общества разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также отсутствие у директора разрешения на работу и (или) патента не свидетельствует о непредставлении заявителем необходимых для госрегистрации документов и не влечет отказ в государственной регистрации юридического лица;
  • при обращении в суд с требованием о признании недействительной госрегистрации ЮЛ в предмет доказывания входит не только оценка законности действий регистрирующего органа с точки зрения соблюдения административных процедур и регламентов, но и наличие грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при учреждении юридического лица;
  • нормы действующего законодательства не предусматривают досудебный порядок оспаривания в вышестоящий регистрирующий орган действий регистрирующего органа по отказу в принятии документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице.

(Письмо ФНС России от 11.10.2017 N ГД-4- 14/20509@ «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017)»)

Прочее

Представителям юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ, справки о состоянии расчетов не выдаются

С даты внесения записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ ни само юридическое лицо, ни его законные представители или представители по доверенности (ввиду их отсутствия) не обладают полномочиями обращаться в налоговый орган для получения справки о состоянии расчетов.

В случае получения запроса от иных лиц (например, суда, рассматривающего спор о привлечении к субсидиарной ответственности) информация об этом направляется в Управление обеспечения процедур банкротства ФНС России, а предоставление запрашиваемой информации осуществляется исключительно после согласования с ФНС России.

(Письмо ФНС России от 04.07.2017 N ЕД-4- 18/12864@ «О предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам в отношении юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ»)


С 1 января 2018 года в РФ будет применяться Конвенция об избежании двойного налогообложения с Бразилией

Согласно ноте МИД России от 8 ноября 2017 года N 15888/лад, Конвенция между Россией и Бразилией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная в г. Бразилиа 22 ноября 2004 года, вступила в силу 19 июня 2017 года и будет применяться с вышеуказанной даты.

(Информационное сообщение Минфина России от 24.11.2017 «О вступлении в силу Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 22.11.2004»)


Отсутствие госрегистрации права общей долевой собственности на земельный участок не препятствует госрегистрации права на помещение в многоквартирном доме, расположенном на этом участке

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

На основании Жилищного кодекса РФ переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с осуществлением государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Указано, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Вместе с тем, с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом в органы местного самоуправления или в органы государственной власти вправе обратиться собственник помещения в многоквартирном доме.

(Письмо ФНС России от 25.10.2017 N БС-4-21/21517

«Об условиях признания земельного участка входящим в состав общего имущества многоквартирного дома для применения подп. 6 п. 2 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации»)

ФНС России напомнила об исчислении земельного налога в случае изменения правообладателя земельного участка в течение налогового периода

На запрос налогового органа Минфин России ответил, что его позиция по данному вопросу изложена в письме от 09.07.2008 N 03-05-04- 02/40.

В частности было указано, что в случае, если правообладатель земельного участка в течение налогового периода меняется, для целей налогообложения в период с даты государственной регистрации прав и до конца налогового периода в отношении приобретенного земельного участка должна применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости) и документах, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, и выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату государственной регистрации прав.

(Письмо ФНС России от 20.11.2017 N БС-4- 21/23474@ «Об исчислении земельного налога в случае изменения в течение налогового периода правообладателя земельного участка»)


ФНС России разъяснен порядок заполнения расчета по страховым

взносам с учетом выплат по больничным листкам

В соответствии с порядком заполнения расчета в него включаются сведения о суммах расходов плательщика на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе возмещенные территориальными органами ФСС РФ за отчетные периоды, начиная с 1 квартала 2017.

По строке 090 приложения 2 к разделу 1 расчета отражаются:

  • суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих уплате в бюджет (признак строки «1»);
  • либо суммы превышения произведенных расходов на выплату указанного страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами по данному виду страхования (признак строки «2»).

Показатели строки 090 по соответствующим графам определяются как разница между исчисленными страховыми взносами, отраженными по соответствующим графам в строке 060, и произведенными расходами на выплату страхового обеспечения, отраженными по соответствующим графам в строке 070. Указанная разница увеличивается на сумму возмещенных территориальными органами ФСС РФ расходов, отраженных по соответствующим графам в строке 080.

Также в письме приведен конкретный пример, разъясняющий механизм зачета сумм превышения расходов над исчисленными страховыми взносами в счет уплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

(Письмо ФНС России от 20.11.2017 ГД-4-11/23430@

«По заполнению расчета по страховым взносам»)

Онлайн-кассы: надо ли применять ККТ при возврате денег покупателю

Минфин уточнил, надо ли применять онлайн-ККТ при возврате денежных средств покупателю.

Ведомство отмечает, что для целей применения ККТ под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных или электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Таким образом, при возврате денежных средств покупателю ККТ применяется в обязательном порядке.

При этом Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности.

К таким реквизитам относят, в том числе признак расчета:

  • получение средств от покупателя (клиента) – приход;
  • возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него - возврат прихода;
  • выдача средств покупателю (клиенту) – расход;
  • получение средств от покупателя (клиента), выданных ему - возврат расхода.

(Письмо Минфина России от 20.11.2017 N 03-01- 15/76525)

ФНС России разъяснила, каким налоговым органом будет рассматриваться дело об административном правонарушении в сфере валютного законодательства, совершенном крупнейшим налогоплательщиком

Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 N 5 указано, что при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица.

Таким образом, место совершения административного правонарушения определяется не местом постановки на учет организации - крупнейшего налогоплательщика, а местом ее нахождения.

Вместе с тем согласно ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

С учетом изложенного указано, что дело об административном правонарушении, объективная сторона которого выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, может быть рассмотрено налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете в качестве крупнейшего, только в случае проведения административного расследования по такому делу. В ином случае материалы дела подлежат передаче на рассмотрение в территориальный налоговый орган по местунахождения указанного крупнейшего налогоплательщика.

(Письмо ФНС России от 03.10.2017 N ОА-4- 17/19905@ «О направлении разъяснений»)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.