Мониторинг изменений за период 30.01.17 - 05.02.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Утверждены формы реестров таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), транспортных, товаросопроводительных и иных документов

С 1 апреля 2017 года вводится новый порядок подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предусмотренный пунктами 10, 11 статьи 198 НК РФ (вместо копий таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных документов налогоплательщики вправе направлять в налоговые органы реестры указанных документов).

Приказом ФНС России утверждены формы реестров, требования к их заполнению, форматы направления реестров в электронной форме, а также порядок представления реестров в налоговые органы.

Представление реестра в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в реестре.

(Приказ ФНС России от 27.12.2016 N ММВ-7-15/720@ «Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 10 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45419)

Минэкономразвития России утвердило коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ при добыче угля на I квартал 2017 года

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах, при добыче:

- антрацита - 1,102;

- угля коксующегося - 1,668;

- угля бурого - 0,996;

- угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,132.

Коэффициенты-дефляторы ежеквартально устанавливаются по каждому виду угля с учетом изменения цен на уголь в Российской Федерации.

(Приказ Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля», зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2017 N 45437)

Статистика

Утверждена новая форма федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», действующая с отчета за январь - март 2017 года

Форму федерального статистического наблюдения предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также микропредприятия указанную форму не представляют.

Форма подлежит представлению в территориальный орган Росстата по месту нахождения юридического лица. Юридические лица, не осуществляющие деятельность по месту своего нахождения, представляют форму в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности.

Утратившим силу признается Приказ Росстата от 29.01.2016 N 33 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

(Приказ Росстата от 25.01.2017 N 37 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»)

Утверждена новая форма федерального статистического наблюдения N 10 (ОМС) «Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС страховыми медицинскими организациями», действующая с отчета за январь - декабрь 2016 года

Форму представляют юридические лица - страховые медицинские организации, заключившие договор о финансовом обеспечении ОМС с территориальным фондом ОМС, - территориальному фонду ОМС (квартальная - до 25-го числа после отчетного периода, за январь - декабрь - до 1 марта); территориальные фонды ОМС - федеральному фонду ОМС (квартальная - на 45-й день после отчетного периода, за январь - декабрь - до 20 марта); Федеральный фонд ОМС - в Минздрав России (квартальная - на 60-й день после отчетного периода, за январь - декабрь - до 15 апреля).

С введением новой формы утратившим силу признается приказ Росстата от 21.06.2013 N 221 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования».

(Приказ Росстата от 25.01.2017 N 36 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования»)

Правовые новости

Ключевая ставка вновь сохранилась на уровне 10%

На неделе Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 10,00% годовых. Совет директоров отмечает, что динамика инфляции в целом соответствует прогнозу, инфляционные ожидания постепенно снижаются, а экономика восстанавливается быстрее, чем ожидалось ранее. При этом замедление темпа роста потребительских цен отчасти обусловлено влиянием временных факторов.

Планируемое проведение Минфином России операций по покупке/продаже иностранной валюты на валютном рынке в рамках применения переходного бюджетного правила не создаст существенных инфляционных рисков при сохранении Банком России умеренно жесткой денежно-кредитной политики. Инфляция замедлится до целевого уровня 4% к концу 2017 года и будет поддерживаться вблизи него в дальнейшем. С учетом изменения внешних и внутренних условий потенциал снижения ключевой ставки Банком России в первом полугодии 2017 года уменьшился, сообщает пресс-служба ЦБ.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 24 марта 2017 года.

Законопроекты

В новую форму 4-ФСС внесут поправки, учитывающие переход долгов к правопреемнику

Опубликован проект приказа, которым ФСС планирует внести поправки в новую форму 4-ФСС, которая была утверждена приказом от 26.09.2016 N 381 и посвящена только расчетам по взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Форма применяется начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года.

В указанной форме будет учтена возможность указания и учета задолженности за реорганизованным страхователем и (или) снятым с учета обособленным подразделением юрлица, а также задолженности ФСС перед ними. Последняя будет отражаться страхователем – правопреемником, если перешла к нему от реорганизованного страхователя в связи с правопреемством, и (или) юрлицом после снятия с учета обособленного подразделения.

Судебная практика

Продажа взаимозависимым лицам через независимых не дает налоговой право на контроль цен

Компания применяла УСН с объектом налогообложения «доходы».

В 2010-2012 годах компания реализовала ряд объектов недвижимости физлицам, которые в течение незначительного времени продали их с минимальной наценкой взаимозависимым компании фирмам - ООО «З» и «В». Полагая, что цены реализации объектов в адрес физлиц занижены, инспекция привлекла экспертов для оценки рыночного уровня объектов. Определенный исходя из рыночного уровня доход компании превысил ограничение по доходам для УСН, и инспекция доначислила налоги по общей системе налогообложения. По мнению инспекции, целью сделок являлась передача объектов ООО «З» и «В» по заниженным ценам для сохранения за налогоплательщиком и данными фирмами возможности применять УСН.

Суды двух инстанций отменили решение инспекции, указав на отсутствие взаимозависимости между налогоплательщиком и физлицами и невозможность применения в этом случае рыночных цен. Окружной суд отменил их решение и направил дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС оставила в силе решение апелляции, указав, что цена сделки может быть оспорена налоговиками в случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 40 НК, а именно по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным операциям; при значительном колебании уровня цен в пределах непродолжительного периода времени. При этом взаимозависимость налогоплательщика с конечными покупателями основанием для контроля цен не является. Значительного колебания цен инспекцией также не установлено. Таким образом, основания для контроля цен отсутствовали.

Суд обратил внимание, что при допросе физлица подтвердили наличие у них собственного коммерческого интереса в совершении данных сделок, настаивали на самостоятельном характере своих действий, объясняя последующую продажу объектов недвижимости ухудшением своего финансового положения.

ВС (308-КГ16-10862 от 01.12.2016) учел, что указанная в заключении об оценке в сентябре 2014 года СРО оценщиков признана прекратившей свою деятельность с 15 февраля 2011 года. Более того, привлеченный инспекцией эксперт не имеет высшего профессионального образования, а указанные в заключении сведения о получении им диплома об образовании являются недостоверными. Суд счел заключение несоответствующим федеральным стандартам оценки.

Дело приведено в обзоре правовых позиций КС и ВС, принятых во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения, составленном ФНС.

(дело № А32-2277/2015)

Директор поставщика не вспомнил перевозчика спустя 3 года — не повод для отказа в вычете

ООО «В» (заказчик) подписало договоры поставки с ООО «Д», «Л», «Т» (поставщики). В подтверждение факта приобретения товара компания представила счета-фактуры и товарные накладные. Оплата произведена по безналичному расчету.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, признав формальными взаимоотношения с контрагентами. Факт поставки и оплаты товара инспекция не оспаривает. Инспекция ссылается на отсутствие у контрагентов трудовых ресурсов, основных средств, отсутствие платежей на ведение деятельности, перечисление и списание поступивших денежных средств со счетов контрагентов в течение 1 - 3 рабочих дней в тех же размерах. Контрагенты представляют налоговую отчетность с незначительными показателями. Указанный в ТТН госномер автомобиля на учете в ГИБДД не числится. Директор ООО «Д» не смогла указать перевозчиков товара.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что договоры от имени контрагентов подписаны лицами, значащимися в учредительных документах, о которых имелись соответствующие записи в ЕГРЮЛ. Почерковедческая экспертиза инспекцией не проводилась.

Суды установили, что информация, на которую указывают налоговики в части госномера, получена во время проведения проверки (2015 год), тогда как поставка относится к 2012-2013 годам. За прошедший период собственник автотранспортного средства и, соответственно, госномера могли смениться. Директор ООО «Д» в ходе проверки допрашивалась троекратно. Во всех протоколах допросов, она полностью подтверждает факт ведения деятельности, в том числе поставки товара ООО «В». В решении кассации указано: «не является признаком недобросовестности и не влияет на применение вычетов его покупателем факт того, что должностное лицо поставщика не может вспомнить конкретную фамилию индивидуального предпринимателя или наименование организации, которая три года назад оказывала транспортные услуги».

Суды (постановление кассации Ф06-16816/2016 от 24.01.2016) отклонили другие доводы инспекции, указав, что они не являются достаточным основанием признания сделки формальной.

(дело № А12-21608/2016)

Излишнее возмещение НДС в заявительном порядке не является основанием для штрафа

Компания в заявительном порядке возместила из бюджета НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС установила неправильное определения налоговой базы при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, уменьшила сумму налога к возмещению, доначислила пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции в части доначисления штрафа, разъяснив, что компания нарушила порядок возмещения НДС, что и привело к его необоснованному возмещению из бюджета. При этом указанное нарушение диспозицией статьи 122 НК не охватывается. Пунктом 17 статьи 176.1 НК предусмотрены иные последствия излишнего возмещения НДС из бюджета — проценты исходя из двукратной ставки рефинансирования, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

Судья ВС (309-КГ16-6729 от 04.07.2016) отказал инспекции в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Дело приведено в обзоре ФНС, включающем правовые позиции КС и ВС, принятые во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения.

(дело № А60-25949/2015)

При хищении счетов-фактур вычет не получить, если они не восстановлены и не осталось копий

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах на сумму 12,7 млн рублей по утраченным счетам-фактурам, доначислила пени и штраф.

В подтверждение хищения счетов-фактур компания представила копии постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, письма МВД. По ее мнению, при утрате первичной документации размер вычетов может быть установлен на основании иных (кроме счетов-фактур) документов, в частности, налоговых деклараций по НДС, выписок о движении денежных средств по расчетному счету и дополнительных листов к книгам покупок.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что на основании постановления о возбуждении уголовного дела невозможно определить, какая именно документация и за какой период была похищена. Также суды учли, что компанией не были предприняты меры по восстановлению утраченных документов.

Суды (постановление кассации Ф01-6012/2016 от 30.01.2016) пояснили, что в случае утраты счетов-фактур, документами, подтверждающими вычет, могут быть в совокупности копии счетов-фактур и иных документов, подтверждающих сумму уплаченного НДС. Представленные данные по расчетному счету (при отсутствии первичных документов) не могут являться основанием для применения налоговых вычетов.

(дело № А11-10636/2015)

Пропуск срока для отказа от льготы по НДС не лишает права на вычет, указали суды

Компания занималась предоставлением коммунальных услуг, которые согласно подпунктов 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК не подлежат обложению НДС. Согласно пункту 5 статьи 149 НК она была вправе отказаться от указанной льготы, представив в инспекцию соответствующее уведомление. В декабре 2009 года первичное уведомление, а затем в декабре 2010 года повторное были направлены в инспекцию.

По результатам камеральных проверок уточненных деклараций по НДС за 1-4 кварталы 2010 года инспекция отказала в возмещении НДС, указав на пропуск срока для подачи уведомления — не позднее 1 числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения. При этом первое уведомление инспекцией получено не было.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что заявления были поданы дважды, а последнее подано перед подачей уточненных деклараций за 2010 год, то есть на момент проведения камеральных проверок налоговый орган был уведомлен об отказе от льгот. При этом по смыслу пункта 5 статьи 149 НК налогоплательщик лишь информирует о своем намерении использовать право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не установлены.

В решении кассации (Ф05-21179/2016 от 20.01.2016) указано: «пропуск срока в силу норм налогового законодательства не влечет правового последствия в виде лишение права на вычет (возмещение) НДС».

(дело № А40-204837/2015)

Подача апелляционной жалобы не мешает ИФНС учесть доначисленные налоги в расходах

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на имущество, налог на прибыль, пени и штраф, установив неправильное определение амортизационной группы основных средств, в результате чего была занижена среднегодовая стоимость имущества и завышены амортизационные расходы.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, отклонив довод компании о том, что при доначислении налога на прибыль должно быть учтено доначисление налога на имущество. Суды указали, что на момент вынесения инспекцией у компании отсутствовала обязанность по уплате доначисленных сумм налога на имущество, поскольку была подана апелляционная жалоба, в связи с чем указанное решение вступило в силу только после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Компания вправе представить уточненную декларацию по налогу на прибыль.

Однако судебная коллегия по экономическим спорам ВС (305-КГ16-13478 от 26.01.2016) поддержала налогоплательщика, признав, что в обязанность инспекции входит установление размера адекватных налоговых обязательств налогоплательщика. Согласно пункту 1 статьи 264 НК суммы налогов и сборов, за исключением перечисленных в статье 270 НК, относятся к прочим расходам и подлежат учета на дату начисления (подпункт 1 пункта 7 статьи 272 НК). В данном случае - на дату вынесения инспекцией решения.

Представление уточненной декларации, по мнению судебной коллегии, после завершения проверки не устранит недостоверность произведенного налоговиками расчета сумм недоимки по налогу на прибыль, а также не позволит скорректировать пени и штраф, исчисленные по всем охваченным проверкой налогам.

Данный вывод соответствует позиции, изложенной ранее в определении судебной коллегии ВС от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138.

(дело № А40-159258/2015)

Отсутствие в договоре условия об авансе помешало списать безнадежную задолженность

ООО «А» признало безнадежной дебиторскую задолженность по договору с ООО «М» (монтажные работы). Задолженность образовалась при перечислении аванса, работы выполнены не были. В подтверждение были представлены приказ о списании, договор на ведение монтажных работ, платежное поручение, счет-фактура, акт сверки расчетов.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, установив, что согласно договору стоимость работ определяется в допсоглашении, датой выполнения работ считается дата подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). При этом заказчик оплачивает работы на основании подписанного сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2). То есть, договор не предусматривал предоплаты, что также подтверждается отсутствием ссылки на него в платежных поручениях (в них указано, что оплата произведена за монтаж дороги).

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, разъяснив, что компания не представила первичные документы, подтверждающие операции. Отсутствуют документы, которые являются приложениями к договору, и, исходя из которых можно установить конкретный объем работ, их стоимость (допсоглашения, ежемесячные акты сверки расчетов), а также сроки выполнения работ. В представленных документах указаны разные даты возникновения задолженности: в регистре № ДРВ-6 «Определение внереализационных доходов и расходов в виде сумм кредиторской задолженности и безнадежных долгов» — 2009 год; в инвентаризации — 30 ноября 2011 года; в платежных поручениях и счете-фактуре — 2008 год.

Документами, подтверждающими факт возникновения дебиторской задолженности, могут быть накладные на передачу ценностей, акты приемки-сдачи работ (услуг), платежные документы и другое. При этом договор, бухгалтерская справка, акт инвентаризации, приказ о списании задолженности без наличия первичных документов, подтверждающих оплату, передачу имущества, выполнение работ не являются документами, подтверждающими возникновение задолженности, разъяснили суды (постановление кассации Ф04-6514/2016 от 25.01.2016).

(дело № А27-2840/2016)

Суды не против доначислений по сделкам продажи недвижимости на основании отчета оценщика

По результатам выездной проверки ООО доначислен налог на прибыль, НДС, пени и штрафы на 455 млн рублей. Налоговая установила, что компания продала три здания, находящихся в Москве, общей площадью почти 10 тысяч квадратных метров за 11 млн рублей. Контрагенты применяют УСН и зарегистрированы незадолго до сделок. При этом учредителями покупателей являлись руководитель компании и его сын. По мнению инспекции, компания намеренно реализовала объекты недвижимости взаимозависимым лицам по ценам значительно ниже рыночной стоимости ради сохранения покупателями возможности применения УСН. Рыночная стоимость здания была определена на основании отчета оценщика с поправкой на коэффициент инфляции на период реализации.

Компания оспорила решение в суде, поясняя, что на момент реализации здания находились в аварийном состоянии (крен по вертикали одного здания). Таким образом, оценка, проведенная без учета аварийности и затрат на ее устранение, является неправомерной.

Суды трех инстанций признали законным решение ИФНС, отклонив ходатайство о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости зданий. Компания не представила иного отчета об оценке, который бы поставил под сомнение отчет оценщика, приведенный налоговиками.

Суды установили, что до реализации здания покупатель устранил недостатки и на момент реализации оно находилось в пригодном для эксплуатации состоянии.

Судебная коллегия ВС указала, что подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК не исключает возможность определения размера недоимки по сделкам с взаимозависимыми лицами на основании сведений о рыночной стоимости объекта оценки, если эти сведения позволяют определить доход, который действительно мог быть получен при совершении сделок аналогичными налогоплательщиками. Судья ВС (определение 562-ПЭК16 от 26.12.2016) отказал компании в передаче надзорной жалобы в президиум ВС.

Дело привела ФНС в обзоре правовых позиций КС и ВС, принятых во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения.

(дело № А40-63374/2015)

Перевод работников на аутсорсинг в зависимые фирмы и их банкротство не избавили от НДФЛ

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что ООО «Д» созданы ООО «С» и «М», в которые формально были переведены работники ООО «Д». Денежные средства поступали контрагентам только от ООО «Д» с назначением платежа «заём», который оплачивался взаимозачетом по актам, связанным с договорами аутсорсинга. Свободные денежные средства у контрагентов отсутствовали, все поступившие средства направлялись на выплату зарплаты и оплату банковских услуг. НДФЛ и страховые взносы контрагентами не уплачивались.

В феврале 2013 года контрагенты объявили себя банкротами. При этом их задолженность перед работниками не установлена, что свидетельствует о выплаченном работникам доходе в полном объеме. Инспекция признала ООО «Д» налоговым агентом в отношении работников, переведенных в ООО «С» и «М», указала на недобросовестность ООО «Д» и создание искусственной ситуации, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты НДФЛ.

В результате инспекция доначислила НДФЛ за 2012 год на основании справок 2-НДФЛ, представленных в инспекцию контрагентами, а за 2013 год - на основании лицевых счетов, которые переданы в архив района для хранения после банкротства контрагентов.

Частично отменяя решение инспекции, суд первой инстанции указал, что факт выплаты заработной платы за 2013 год, кроме лицевых счетов, иными доказательствами не подтвержден. С доначислениями за 2012 год суд согласился.

Апелляция признала законным решение инспекции в полном объеме, указав, что необходимые сведения для исчисления НДФЛ лицевые счета содержат. Доводов о том, что зарплата не выплачивалась, выплачивалась в другом размере, компанией не представлено. Кассация (Ф09-12025/2016 от 26.01.2017) выводы апелляции поддержала.

(дело № А71-1861/2016)

Прочее

С 1 февраля 2017 года зарегистрировать в налоговых органах можно только ККТ с режимом онлайн передачи данных

Это связано с тем, что перейти на применение новых ККТ необходимо с 1 июля 2017 года. Более поздний срок предусмотрен для налогоплательщиков, применяющих ПСН, ЕНВД, для владельцев торговых автоматов и предпринимателей, оказывающих услуги населению, - 1 июля 2018 года.

Сообщается, что процесс регистрации касс упрощен. Получить карточку регистрации можно в личном кабинете на сайте ФНС России без визита в инспекцию.

(Информация ФНС России «С 1 февраля ФНС России регистрирует только онлайн кассы»)

ФНС не против освобождения от НДС платных услуг, реализуемых пользователям онлайн-игр

ФНС рассмотрела запрос организации, которая является владельцем компьютерных онлайн-игр, предоставляемых пользователям через интернет. Согласно судебной практике предоставление возможности использования дополнительного функционала игры в целях облегчения игрового процесса является по своей сути договором оказания платных услуг, отметила ФНС. Организация оказывала услуги по распространению, оперированию, обслуживанию, администрированию, управлению компьютерными онлайн-играми, а также занималась регистрацией учетных записей персональных данных пользователей, блокировкой игрового аккаунта, ведением игрового лицевого счета. Права использования компьютерной игры предоставляются на условиях простой неисключительной лицензии. Соглашение заключается путем акцепта публичной оферты.

От НДС освобождается передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Лицензионный договор с пользователем о предоставлении ему простой (неисключительной) лицензии может быть заключен в упрощенном порядке. Начало использования программы для ЭВМ или базы данных пользователем означает его согласие на заключение договора.

Если лицензиар передает права физлицу (лицензиату) на использование программы для ЭВМ, а физлицо перечисляет организации за указанное право соответствующее вознаграждение, применение освобождения от НДС при указанной передаче прав на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК правомерно, считает ФНС.

(Письмо ФНС России от 23 января 2017 г. № СД-4-3/988@)

ФНС рассказала об уплате НДС при приобретении у иностранного лица электронных услуг

ФНС напомнила о введении НДС при реализации иностранными лицами ряда электронных услуг в России через интернет. К оказанию услуг в электронной форме относятся, в частности, услуги по предоставлению баз данных через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним.

В силу подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК передача прав на использование базы данных на основании лицензионного договора не подлежит налогообложению НДС. Если же заключаются договоры, которые не являются лицензионными, то вышеуказанное освобождение от НДС не применяется, в связи с чем данные услуги подлежат налогообложению НДС в РФ.

При приобретении налогоплательщиком у иностранного лица услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК, сумма НДС исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом. В этом случае при исчислении налога налоговый агент обязан составить счет-фактуру.

Уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. Исчисление и уплата НДС производится в рублях по курсу Банка России на дату выплаты средств иностранному лицу.

Сумма налога, уплаченная в бюджет налоговым агентом, отражается в разделе 2 налоговой декларации по НДС (в редакции приказа ФНС от 20.12.2016 № ММВ-7-3/696@, вступающего в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования — с 12.01.2017).

(Письмо ФНС России от 23 января 2017 г. № СД-4-3/950@)

ФНС России сообщила коды видов подакцизных товаров в отношении электронных систем доставки никотина, жидкости для таких систем, а также табака, предназначенного для потребления путем нагревания

С 1 января 2017 года данная продукция отнесена к подакцизным товарам.

До утверждения новой формы налоговой декларации по акцизам на табачные изделия операции с указанной продукцией следует отражать в налоговой декларации, утвержденной приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@.

При заполнении декларации следует применять следующие коды видов подакцизных товаров:

- электронные системы доставки никотина - код 470;

- жидкости для электронных систем доставки никотина - 471;

- табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, - код 472.

Сообщены также единицы измерения данной продукции и коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

(Письмо ФНС России от 30.01.2017 N СД-4-3/1501@ «О кодах новых видов подакцизных товаров»)

Стоимость незавершенных объектов, в отличие от затрат на их ликвидацию, в расходы не идет

Минфин напомнил, что в состав внереализационных расходов включаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества.

Таким образом, затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства и иного имущества подлежат включению в состав внереализационных расходов. При этом стоимость ликвидируемых объектов незавершенного строительства и иного имущества не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

(Письмо Минфина России от 20.01.17 № 03-03-06/1/2486)

Как плательщику торгового сбора вставать на учет при наличии нескольких объектов

Минфин рассказал о постановке на учет, снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе.

Это делается по месту нахождения объекта недвижимости (если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, ведется с использованием недвижимого имущества) или по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - в иных случаях.

Если несколько объектов торговли находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора производится налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

(Письмо Минфина России от 18.01.17 № 03-11-06/4/1663)

Если сотрудник был отправлен в командировку из отпуска, то с суммы его транспортных расходов НДФЛ не взимается

Если сотрудник был отправлен в командировку из отпуска, то с его транспортных расходов НДФЛ не взимается. Минфин России разъяснил, что в случае, если сотрудник организации в связи со служебной необходимостью направляется организацией в место командирования из места нахождения в отпуске, а по окончании командировки возвращается в место нахождения организации работодателя, то суммы возмещения организацией стоимости проезда сотрудника от места проведения отпуска до места командирования и от места командирования до места работы не подлежат обложению НДФЛ. При этом возвращение из командировки к месту проведения отпуска, а также от места проведения отпуска до места жительства является экономической выгодой сотрудника и подлежит обложению НДФЛ.

Напомним, что при направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему расходы на проезд, затраты по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные затраты, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 Трудового кодекса).

При этом возмещение командировочных расходов освобождается от обложения НДФЛ, так как они относятся к компенсационным выплатам, связанным с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Причем при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, не подлежащий налогообложению, включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно (абз. 10 п. 3 ст. 217 Налогового кодекса).

В данном случае подразумевается, что проезд обратно будет осуществляться к месту работы, так как в ином случае, а именно, – к месту прерванного отпуска или к месту жительства, данные затраты нельзя признать экономическими оправданными для предприятия.

В этой связи представители Минфина России также уточнили, что расходы на проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы можно отнести к командировочным расходам, которые учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Данные затраты будут понесены организацией независимо от места нахождения работника, направляемого в командировку (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом затраты на проезд работника из места командировки к месту проведения отдыха налогоплательщик не вправе учесть в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, так как их нельзя признать экономически оправданными (ст. 252 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 17 января 2017 г. № 03-04-06/1546).

Декларацию о доходах физлица, полученных в 2016 году, необходимо представить до 2 мая 2017 года

Декларация 3-НДФЛ представляется, если налогоплательщиком получен доход от продажи в 2016 году имущества, находившегося в собственности менее минимального срока владения, от сдачи имущества в аренду, а также в случае получения дорогих подарков, выигрыша в лотерею, или получения дохода от зарубежных источников.

Задекларировать доходы должны также индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой.

ФНС России сообщает об особенностях декларационной кампании 2017 года. С этого года:

- не нужно представлять декларацию по НДФЛ, если налог с доходов, полученных в 2016 году, не был удержан налоговым агентом: уплачивать налог необходимо после получения налогового уведомления и квитанций, направляемых налоговым органом;

- налог с дохода от продажи недвижимого имущества, приобретенного после 1 января 2016 года, рассчитывается по новым правилам: если доход от продажи объекта недвижимости существенно ниже его реальной стоимости (ниже чем 70% от кадастровой стоимости этого объекта на 1 января года продажи), то НДФЛ рассчитывается исходя из суммы кадастровой стоимости этого объекта, умноженной на коэффициент 0,7.

(Информация ФНС России «О представлении декларации по доходам за 2016 год»)

В случае отражения в информационных ресурсах налоговых органов суммы задолженности по НДФЛ на основании представленного организацией расчета 6-НДФЛ налоговый орган вправе применить к этой организации меры взыскания

В разделе 2 расчета 6-НДФЛ организации указывают срок перечисления НДФЛ (строка 120) и сумму удержанного налога (строка 140). Эти данные отражаются в карточке расчетов с бюджетом. При перечислении суммы налога позже срока, указанного в строке 120, в карточке расчетов образуется недоимка.

Согласно разъяснению ФНС России, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

При этом отмечено, что вынесение решения о привлечении к ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога налоговым агентом, возможно только по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (статья 100.1 НК РФ).

(Письмо ФНС России от 20.01.2017 N БС-4-11/864)

При аренде имущества, находящегося за границей у физлица-нерезидента, НДФЛ не уплачивается

Физлицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, сдает в аренду объекты недвижимости, которые находятся за пределами России. Нужно ли удерживать налог на доходы физических лиц при аренде таких объектов? Нет не нужно, считают в Минфине.

Разъяснения достаточно простые. Чиновники напоминают, что объектом налогообложения по НДФЛ для физлиц-нерезидентов является доход, полученный от источников в Российской Федерации (п. 2 ст. 209 НК РФ). Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 208 НК РФ, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося за рубежом, относятся к доходам от источников за пределами РФ.

Из сказанного следует, что доходы физлица-нерезидента от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося за рубежом, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

(Письмо от 20.01.17 № 03-04-05/2578).

Минфин назвал условия, при которых можно не начислять НДФЛ на суммы материальной помощи работнику, чье имущество пострадало при пожаре

Организация выплатила своему работнику материальную помощь в связи с утратой им имущества при пожаре. Нужно ли удержать налог на доходы физических лиц с такой выплаты? При соблюдении некоторых условий этого делать не нужно, считают в Минфине.

По общему правилу, в налоговую базу по НДФЛ включаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ). Однако выплаты (в том числе в виде материальной помощи), произведенные физлицам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, от налогообложения освобождены (п. 8.3 ст. 217 НК РФ).

По мнению Минфина, к стихийным бедствиям или к чрезвычайным обстоятельствам можно отнести и пожар. Но только в том случае, если возникновение пожара не было преднамеренным и не было связано с умышленными действиями или бездействием пострадавших от пожара физических лиц, претендующих на освобождение от НДФЛ.

Кроме того, факт пожара необходимо документально подтвердить. Для этого работнику необходимо получить соответствующую справку в органах Государственной противопожарной службы МЧС России.

(Письмо Минфина России от 20.01.17 № 03-04-06/2414)

Стоимость спецодежды, которая не переходит в собственность работников, не облагается НДФЛ

Если спецодежда и обувь выдаются работникам организации только для осуществления производственной деятельности и не переходят в их собственность, то стоимость такой одежды и обуви не является объектом налогообложения по НДФЛ.

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателей обеспечивать работников средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В частности, на работах с вредными условиями труда, а также на работах с особыми температурными условиями работникам бесплатно выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Доходы, полученные физлицом в натуральной форме, облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Однако статья 41 НК РФ рассматривает доход как экономическую выгоду. В Минфине отмечают, что в ситуации, когда спецодежда выдается во временное пользование, нельзя говорить о возникновении у работников экономической выгоды. Соответственно, стоимость такой специальной одежды и обуви не может являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

(Письмо Минфина России от 16.01.17 № 03-04-06/1222)

Нерезидент может подать декларацию в ИФНС по месту учета фирмы, не удержавшей НДФЛ

ФНС напомнила, что физлица, получающие доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговыми агентами, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет сумму НДФЛ, а также представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию 3-НДФЛ.

При отсутствии у налогоплательщика места жительства (места пребывания), недвижимого имущества либо транспортных средств на территории РФ налоговую декларацию следует подать в налоговый орган по месту учета организации - источника выплаты дохода.

(Письмо ФНС России от 23 января 2017 г. № БС-4-11/1020@)

При дарении физлицам подарков на сумму до 4000 рублей в год сдавать 2-НДФЛ не надо

ФНС напомнила, что не облагаются НДФЛ доходы физлиц в сумме, не превышающей 4000 рублей, полученные за налоговый период налогоплательщиком, например, в виде стоимости подарков от организаций или ИП.

Организация вправе не представлять в налоговый орган сведения о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ в отношении доходов, полученных налогоплательщиками в виде подарков, стоимость которых не превысила 4000 рублей за налоговый период, а также в отношении иных доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период по каждому основанию, перечисленному в пункте 28 статьи 217 НК, в размере, не превышающем 4000 рублей.

(Письмо ФНС России от 19.01.2017 № БС-4-11/787@)

В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода при своевременной уплате авансового платежа оснований для начисления пеней по налогу на имущество организаций не имеется

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате авансового платежа, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты такого платежа.

Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате авансового платежа в установленный срок до изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение соответствующего налогового периода не является основанием для начисления пеней на сумму такого авансового платежа.

(Письмо ФНС России от 11.01.2017 N БС-4-21/186 «О начислении пеней по налогу на имущество организаций в случае изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода»)

ФНС России разъяснены особенности налогообложения имущества физических лиц в случае гибели или разрушения объекта недвижимости (здания, строения, сооружения, помещения)

Сообщается, что датой прекращения налогообложения разрушенного объекта недвижимости признается дата снятия такого объекта с государственного кадастрового учета, полученная налоговыми органами из органов Росреестра (статья 408 НК РФ). Объект снимается с кадастрового учета на основании акта обследования, подготовленного кадастровым инженером. Одновременно проводится государственная регистрация прекращения прав на данный объект в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При этом налогоплательщику не требуется дополнительно информировать налоговые органы о прекращении существования объекта недвижимости и представлять документы, подтверждающие факт его разрушения (справка местной администрации, акт обследования БТИ, постановление органов пожарного надзора и т.п.).

(Информация ФНС России от 02.02.2017 «О разъяснении порядка налогообложения в случае гибели или разрушения объекта недвижимости»)

Применение вычета при исчислении транспортного налога в сумме уплаченного авансового платежа в систему «Платон» в счет планируемых маршрутов неправомерно

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшить на сумму платы в систему «Платон», внесенную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Размер платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства.

Таким образом, вычет при исчислении транспортного налога должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного транспортного средства.

В случае внесения авансового платежа в счет планируемых маршрутов при отсутствии маршрутной карты собственник (владелец) транспортного средства может получить информацию по расчету платы, о состоянии расчетов и прочую информацию, связанную с внесением платы, используя каналы обслуживания:

- центры информационной поддержки пользователей;

- информационный ресурс системы взимания платы, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.platon.ru).

(Письмо Минфина России от 26.01.2017 N 03-05-05-04/3747)

Операции по учету расчетов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начиная с 2017 года будут осуществляться территориальными органами ФСС РФ по Карточке расчетов

Форма Карточки расчетов со страхователем и порядок ее формирования приведены в приложении к данному письму.

Формирование Карточки расчетов со страхователем будет осуществляться:

- на основании данных, получаемых из ФНС по выписке из л/счета администратора доходов бюджета;

- справки органа Федерального казначейства, прилагаемой к выписке из л/счета администратора доходов бюджета, и информации, получаемой из территориальных органов ФНС России.

По истечении отчетного периода (квартала) на основании Карточки расчетов со страхователем оформляются соответствующие бухгалтерские записи (прилагаются к данному письму).

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, предусматриваются отдельные КБК для зачисления страховых взносов (сумма платежа, недоимка и задолженность, пени, штрафы) по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, и за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

(Письмо ФСС РФ от 16.12.2016 N 02-09-11/04-03-28043 «Разъяснения по вопросам, связанным с бюджетным учетом и формированием отчетности, в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов территориальным налоговым органам»)

При совпадении с выходным днем последний день срока представления сведений по форме СЗВ-М переносится на ближайший рабочий день

С 1 января 2017 года отчет по форме СВЗ-М представляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете...» не определен порядок переноса представления отчетности, если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день.

ПФР сообщает, что в данном случае следует применять положение законодательства, регулирующее сходные отношения, - статью 193 ГК РФ.

С учетом изложенного, в частности, срок представления отчетности по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года, выпадающий на выходной (15.01.2017), переносится на следующий за ним рабочий день - 16.01.2017.

(Письмо ПФ РФ от 28.12.2016 N 08-19/19045 «По вопросу представления отчетности по форме СЗВ-М»)

ФНС, ПФР и ФСС сообщили, какой статус плательщика нужно указывать в платежках на перечисление страховых взносов

Если работодатель перечисляет страховые взносы с выплат работникам, то в поле 101 «Статус плательщика» платежного поручения следует указывать статус «14». А предприниматели, уплачивающие взносы «за себя», должны ставить значение «09». Об этом сообщается в совместном письме ФНС, ПФР и ФСС.

Как известно, с января 2017 года контроль над взносами перешел от фондов к налоговикам. Соответственно, теперь перечислять страховые взносы (кроме взносов «на травматизм») нужно в налоговую инспекцию. В то же время до сих пор не было полной ясности, какой статус в поле 101 платежного поручения должен указывать плательщик страховых взносов.

Согласно комментируемому письму, платежное поручение на уплату взносов необходимо заполнять следующим образом:

Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, в поле 101 «Статус плательщика» указывают код «14»;

При перечислении страховых взносов «за себя» указывается одно из следующих значений:

- индивидуальный предприниматель — «09»;

- нотариус, занимающийся частной практикой — «10»;

- адвокат, учредивший адвокатский кабинет — «11»;

- глава крестьянского (фермерского) хозяйства — «12».

Заметим, что при заполнении платежек на уплату взносов наиболее комфортно чувствуют себя те, кто формирует платежные поручения с помощью веб-сервисов. Все необходимые обновления, включая новые КБК и реквизиты получателя, своевременно устанавливаются в них без участия пользователя. При заполнении платежки нужные значения подставляются автоматически. Если же бухгалтер допускает какую-то ошибку (например, оставляет поле незаполненным или указывает недопустимое значение), сервис сообщает об ошибке и подсказывает, как следует заполнить данное поле.

(Письмо ФНС, ПФР и ФСС от 26.01.2017 г. № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.