Мониторинг изменений за период 31.07.17 - 06.08.17

Бухгалтерский учет и налогообложение 

Принят закон, предусматривающий индексацию ставок акцизов на большинство подакцизных товаров с 2020 года

Новая редакция статьи 193 НК РФ содержит ставки акцизов на 2018 - 2020 годы.

Согласно закону на 2018 - 2019 годы ставки акцизов будут сохранены на уровне, установленном действующими положениями НК РФ. Вместе с тем предусмотренное в 2018 году увеличение ставок акцизов на сигареты и папиросы отложено на полгода. То есть ставки акцизов на первое полугодие 2018 года сохранены на уровне 2017 года.

В 2020 году ставки акцизов предлагается проиндексировать на уровень инфляции (по прогнозам Минэкономразвития России, инфляция составит 4 процента).

Индексация не коснется акцизов на вина и шампанское с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, а также на некоторые нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин и авиационный керосин.

Предусматривается также освобождение от уплаты акцизов в отношении вин и шампанского, ввезенных в Россию с 1 января 2016 по 30 апреля 2017 года, с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения в части, превышающей уплаченные суммы акцизов при их ввозе.

Внесено дополнение в порядок уплаты НДФЛ в случае невозможности удержания налога налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и ПФИ. Установлено, что в отношении доходов физлиц, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год, налогоплательщики обязаны будут уплатить налог не позднее 1 декабря 2018 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления.

Помимо этого вносятся изменения в порядок расчета НДПИ (в том числе предлагается изменить размеры и периоды применения некоторых показателей (коэффициентов), участвующих в расчете налога).

(Федеральный закон от 29.07.2017 N 254-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Размеры государственной пошлины за регистрацию СМИ дифференцированы в зависимости от территории распространения

Законом установлены единые размеры государственной пошлины за регистрацию и внесение изменений в запись о регистрации СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) для всех форм СМИ (периодическое печатное издание, информационное агентство и др.).

Размер госпошлины зависит только от территории распространения:

  • на всей территории РФ, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов РФ, - 8 000 рублей;
  • на территории субъекта РФ, территории муниципального образования, - 4 000 рублей.

За выдачу разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории РФ госпошлина составит 8 000 рублей.

Уточнены особенности взимания государственной пошлины в отношении СМИ рекламного, эротического характера, а также СМИ для детей, подростков и инвалидов.

(Федеральный закон от 29.07.2017 N 253-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

С 1 декабря 2017 года вводится новый порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами

Работа с невыясненными платежами осуществляется по расчетным документам, в полях которых не указана или неверно указана информация, а также платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

По документам, требующим уточнения реквизитов в целях правильного их отражения в информационных ресурсах, налоговый орган информирует об этом плательщика.

Если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании ЭПД, то налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком запрашивает банк о представлении в налоговый орган копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Регламентирована процедура уточнения платежных документов (в том числе установлены особенности работы с расчетными документами по уплате страховых взносов).

Вся информация о работе с невыясненными платежами отражается в Ведомости невыясненных поступлений.

(Приказ ФНС России от 25.07.2017 N ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами»)

Первое размещение на сайте ФНС России открытых данных о налогоплательщиках-организациях будет осуществлено 1 июня 2018 года

Обновлен порядок размещения на сайте ФНС России сведений об организациях в форме открытых данных о суммах недоимки, задолженности, налоговых правонарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ

Приказом ФНС России определен состав сведений, формируемых в набор открытых данных, а также сроки их размещения.

Установлено, что при первом размещении набора открытых данных в него включаются сведения о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, и мерах ответственности за их совершение, при неуплате штрафа в срок до 1 мая 2018 года.

(Приказ ФНС России от 27.07.2017 N ММВ-7-14/582@ «О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-14/729@», зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2017 N 47542)

Утверждены формы и порядок заполнения заявлений о включении ККТ и фискальных накопителей в соответствующие государственные реестры

Согласно закону о применении ККТ, для включения ККТ и фискальных накопителей в реестры их изготовители представляют в ФНС России в бумажной или электронной форме заявление о соответствии модели ККТ или фискального накопителя требованиям законодательства РФ. Законом определены сведения, которые должны содержать такие заявления. Предусмотрено также, что ФНС России вправе устанавливать перечень дополнительных сведений, которые необходимо указывать в заявлении.

Приказом ФНС России установлены формы таких заявлений и порядок их заполнения, а также порядок представления таких заявлений в налоговый орган на бумажном носителе: они могут быть поданы лично или почтовым отправлением с описью вложения, с приложением документов, согласно установленному перечню.

Определено также, что в заявлениях о соответствии ККТ и фискального накопителя в полях ОГРН и КПП в верхней части каждой страницы необходимо указывать основной регистрационный номер и код причины постановки на учет организации-изготовителя в налоговом органе.

Кроме того, в заявлениях о соответствии ККТ на странице 001 необходимо указывать номер версии модели ККТ и поддерживаемые версии форматов фискальных документов.

(Приказ ФНС России от 16.05.2017 N ММВ-7-20/456@ «Об утверждении формы заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и формы заявления о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, порядка заполнения заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и порядка заполнения заявления о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе, а также перечня дополнительных сведений, которые необходимо указывать в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и перечня дополнительных сведений, которые необходимо указывать в заявлении о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники», зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2017 N 47614)

Вводятся новые формы отчетности микрофинансовых организаций в связи с их разделением на виды «микрофинансовая компания» и «микрокредитная компания»

Указание разработано взамен Указания Банка России от 11.03.2016 N 3979-У, в соответствии с которым представлялась отчетность микрофинансовых организаций.

Указанием устанавливаются новые формы отчетности указанных организаций, а также сроки и порядок их составления и представления в Банк России.

Применяются новые требования начиная с отчетного периода, в котором Указание вступит в силу, - по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

(Указание Банка России от 24.05.2017 N 4383-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании», зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2017 N 47512)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение 

Урегулировано взаимодействие ФСС РФ, органов внутренних дел и следственных органов при выявлении фактов уклонения от уплаты страховых взносов на «травматизм»

Территориальные органы ФСС РФ обязаны направить соответствующие материалы дела в следственные органы, если плательщик в течение двух месяцев со дня истечения установленного срока не исполнил требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, размер которой позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

Законом вносятся изменения в Федеральный закон «О полиции», в соответствии с которыми на полицию возлагается обязанность направлять материалы в налоговые органы либо органы ФСС РФ для принятия по ним решения в случаях, отнесенных к их полномочиям, а также участвовать в проверках плательщиков страховых взносов (страхователей) по запросам налоговых органов либо территориальных органов ФСС РФ.

(Федеральный закон от 29.07.2017 N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции»)

Статистика 

Росстатом утверждены новые формы статистического наблюдения за ценами, тарифами, финансовыми вложениями, движением ценных бумаг, финансовым состоянием организаций с указаниями по их заполнению

Среди утвержденных, в частности, следующие формы:

годовые с отчета за 2017 год:

  • N 12-Ф «Сведения об использовании денежных средств»;
  • N 1-МБ «Сведения об исполнении бюджета муниципального образования (местного бюджета)»;
  • месячная с отчета в январе 2018 года:
  • N 9-КС «Сведения о ценах на приобретенные основные строительные материалы, детали и конструкции»;

месячные с отчета за январь 2018 года:

  • N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»;
  • N 1-СХ-цены «Сведения о ценах производителей сельскохозяйственной продукции»;

месячные с отчета по состоянию на 22 января 2018 года:

  • N 1-ТАРИФ (труб) «Сведения о тарифах на перекачку (транспортировку) грузов трубопроводным транспортом»;

месячная с отчета в январе 2018 года, годовая с отчета за 2017 год:

  • N 1-цены производителей «Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)»;

квартальная с отчета в марте 2018 года:

  • N 1-связь (тарифы) «Сведения о тарифах на услуги связи для юридических лиц»;

квартальная с отчета за январь - март 2018 года:

  • N П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах»;

с периодичностью 1 раз в год для отчета за IV квартал 2017 года:

  • N 1-РЦ «Сведения о структуре розничной цены отдельных видов товаров»;

с периодичностью 1 раз в год для отчета за декабрь 2017 года:

  • N 2-РЦ «Сведения о составе розничной цены и затратах организаций розничной торговли по продаже отдельных видов товаров»;

с периодичностью 1 раз в 3 года с отчета за 2017 год:

  • N 1-ЦБ «Сведения о движении ценных бумаг и доходах по ним по институциональным секторам».

(Приказ Росстата от 01.08.2017 N 509 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»)

Правовые новости 

Расширены права акционеров и участников обществ с ограниченной ответственностью на доступ к информации общества

Федеральным законом в том числе:

  • уточнен перечень информации, которую обязаны хранить АО и ООО;
  • скорректирован перечень документов, к которым общество обязано обеспечить доступ акционеров и участников общества по их требованию (при этом разграничена информация, предоставляемая публичным обществом и непубличным обществом по требованию акционера, владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций, и предоставляемая обществом по требованию акционера, владеющего не менее чем 25 процентами голосующих акций);
  • установлено, что в требовании акционера, владеющего менее чем 25 процентами голосующих акций общества, о предоставлении отдельных документов и информации должна быть указана деловая цель, с которой запрашиваются документы (при этом даны определение деловой цели и критерии ее разумности);
  • предусмотрены основания, при наличии которых общество вправе отказать в доступе к документам и информации (при отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа).

(Федеральный закон от 29.07.2017 N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»)

Из гражданского процессуального законодательства исключен принцип непрерывности судебного разбирательства

Установлено, что во время перерыва, объявленного в судебном заседании по начатому делу, суд вправе рассматривать другие гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях. После окончания перерыва судебное заседание продолжается, о чем объявляет председательствующий. Повторное рассмотрение исследованных до перерыва доказательств не производится. Разбирательство дела после его отложения возобновляется с того момента, с которого оно было отложено. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до отложения разбирательства дела, не производится.

Кроме того, в частности, уточнен порядок восстановления процессуального срока на подачу кассационной жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда РФ, пропущенного по уважительным причинам. Просьба лица о восстановлении срока будет рассматриваться непосредственно судьей Верховного Суда РФ, рассматривающим такие жалобу, представление. Также установлено, что срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда РФ по заявлению заинтересованного лица. Предусмотрен порядок рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 29.07.2017 N 260-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»)

К протоколу об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен штраф, будет прилагаться информация, необходимая для заполнения расчетных документов

Поправками установлено, что к протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством РФ о национальной платежной системе.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 29.07.2017 N 264-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28.8 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»)

В 4 субъектах Российской Федерации в порядке эксперимента введен курортный сбор

Эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.

Взимание курортного сбора будет осуществляться не ранее 1 мая 2018 года. Окончание эксперимента запланировано на 31 декабря 2022 года.

Курортный сбор будет взиматься с физических лиц, достигших совершеннолетия, проживающих в объектах размещения более 24 часов. При этом предусматривается перечень льготных категорий граждан, с которых курортный сбор взиматься не будет.

Размер курортного сбора определяется законом субъекта РФ, при этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей, а в последующие годы - 100 рублей. Допускается установление субъектом РФ дифференцированного размера курортного сбора в зависимости от сезона, времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Сумма курортного сбора, подлежащего уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом размер курортного сбора в стоимость проживания не включается.

Курортный сбор взимается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях (оператором курортного сбора), не позднее момента выезда из объекта размещения и подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент.

(Федеральный закон от 29.07.2017 N 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае»)

Судебная практика

Расчеты векселями и файл товарной накладной поставщика указали на фиктивность сделки

Между ПАО (покупатель) и ООО (поставщик) был заключен договор на поставку товара. Согласно договору расчет за товар производится простыми беспроцентными векселями ПАО на общую сумму более 45 млн рублей. До момента отгрузки товар находится на ответственном хранении у продавца.

По результатам выездной проверки ПАО инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штрафы, установив, что для оплаты товара компанией выпущено в адрес продавца 10 простых беспроцентных векселей со сроком оплаты – «по предъявлении». Главный бухгалтер компании показала, что ей не известно, кем изготовлены данные векселя, она получила их в приемной. Кто именно их туда принес, генеральный директор или финансовый директор, свидетель не знает. Векселя погашены в адрес аффилированной кипрской фирмы.

При осмотре территории и помещений налогоплательщика на сервере обнаружен файл Excel, содержащий электронную версию товарной накладной ООО, доступную для редактирования.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, в том числе, что товарная накладная, счет-фактура оформлены ранее даты договора. Суды отклонили довод налогоплательщика о реализации купленного товара в полном объеме, поскольку данное утверждение документально не подтверждено. Суды (постановление кассации Ф05-18002/2015 от 03.07.2017) также учли вексельную схему расчетов и пришли к выводу о том, что инспекция доказала фиктивный характер спорных сделок.

(дело № А40-201998/2014)

Идентичное форматирование счетов-фактур контрагентов привело к отказу в вычетах

ООО «К» в качестве подрядчика заключило ряд договоров на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог. В качестве субподрядчиков для выполнения работ были привлечены ООО «Т», «П» и «С».

По результатам выездной проверки ИФНС признала сделки с субподрядчиками формальными, установив их отсутствие по юридическому адресу, отсутствие у них основных средств, офисных и складских помещений, трудовых ресурсов. Денежные средства, направленные контрагентам, перечислялись на банковские карты и снимались наличными через банкомат.

При этом для выполнения работ по заключенным договорам с заказчиками у самого ООО «К» имелась в наличии собственная или арендуемая техника, заключен договор на предоставление персонала.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что ни в одном из актов выполненных работ конкретные виды, их объемы и места выполнения не указаны.

Кроме того, согласно заключению эксперта счета-фактуры контрагентов имеют между собой идентичное электронное форматирование, то есть изготовлены с одной и той же электронной формы (файла), в которую перед распечаткой внесены необходимые изменения реквизитов организаций продавцов, расположенные в верхней части, а также фамилии руководителей, расположенные в нижней части документов. Ряд счетов-фактур изготовлены с применением единого печатающего устройства, то есть имеют общий источник происхождения.

Суды (постановление кассации Ф10-2943/2017 от 17.07.2017) признали, что работы выполнены силами налогоплательщика, а документы были составлены формально.

(дело № А09-13469/2016)

Ворованное НДС не облагается: суд так решил о бездоговорном потреблении электроэнергии

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, указав на занижение доходов на стоимость неучтенной электроэнергии по актам о неучтенном потреблении электроэнергии у потребителя и занижение налоговой базы по НДС.

Суд первой инстанции и апелляция признали решение инспекции законным.

Окружной суд с ними не согласился, разъяснив, что при выбытии (списании) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобного), объекта налогообложения по НДС не возникает. То есть, самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и потребление электроэнергии в отсутствие договора, обеспечивающего продажу, реализацией не считается. При этом при бездоговорном потреблении электроэнергии на стороне потребителя образуется неосновательное обогащение (статья 1102 ГК), которое сетевая организация как потерпевший вправе взыскать с приобретателя.

В решении кассации (Ф05-7981/2017 от 18.07.2017) указано: «взыскание сетевой организацией в ее пользу стоимости бездоговорного потребления по сути является возмещением реального ущерба, но не взысканием задолженности за переданную электроэнергию».

Кассация отменила судебные акты не только в части НДС, но и в части налога на прибыль, исходя из обязанности налогового органа по установлению размера всех обязательств налогоплательщика. Дело направлено на новое рассмотрение.

(дело № А40-13192/2016)

Указание в счете-фактуре адреса, по которому контрагент не находится, – не помеха вычету

Компания заявила вычет НДС по счету-фактуре, выставленному ООО «С» в рамках исполнения договора по строительству объектов электроснабжения.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в возмещении НДС, указав, что договором целевого финансирования предусмотрена передача объектов электроснабжения в муниципальную собственность, в связи с чем согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 146 НК стоимость выполненных работ не признается объектом налогообложения НДС. Кроме того, в сводном счете-фактуре юридический адрес продавца на дату составления счета-фактуры является неверным, так как договор аренды помещения по этому адресу прекращен, следовательно, данные в счете-фактуре являются недостоверными, что не соответствует требованиям статьи 169 НК.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции. Согласно подпункту «г» пункта 1 правил заполнения счета-фактуры (постановление 1137) в строке 2а место нахождения продавца указывается в соответствии с учредительными документами. Однако суды указали, что отсутствие контрагента заявителя по юрадресу, указанному в учредительных документах, не влияет на право налогоплательщика на принятие к вычету НДС и не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, поскольку договорные обязательства исполнялись контрагентом надлежащим образом, что не оспаривается инспекцией.

Установлено, что налогоплательщик действительно обращался в администрацию города с целью передать объекты энергоснабжения, но на момент подачи декларации ответ не получен. В то же время, если объекты начнут использоваться как в облагаемой, так и в необлагаемой НДС деятельности, принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, указала кассация (Ф05-9716/2017 от 19.07.2017).

(дело № А41-15455/2016)

Фирма платила физлицам-исполнителям, минуя счет контрагента – в вычетах отказано

В 2012 году ООО «Р» (заказчик) и ООО «Д» (исполнитель) заключили договор на оказание услуг по перевозке грузов заказчика. ООО «Р» заявило вычет в декларации по НДС, представив в подтверждение договор, счета-фактуры и акты выполненных работ-услуг.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычете, установив, что расчеты налогоплательщик производил, минуя расчетный счет контрагента, с водителями, предоставленными исполнителем, без доверенностей от имени исполнителя. Приходно-кассовые ордера подписаны лицом, реальность существования которого не подтверждена.

При этом в 2012 году контрагент отчетность не представлял, налоги не уплачивал. Последняя бухгалтерская отчетность сдана за 9 месяцев 2006 года. Сведения о недвижимом имуществе, транспорте, расчетных счетах и численности отсутствуют. В 2014 году контрагент исключен из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа как недействующее лицо.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что акты выполненных работ носят обезличенный характер, в них не указаны пункты погрузки и разгрузки, километраж, вид транспортного средства, номер машины, Ф.И.О. водителя, доверенного лица. Квитанции к приходно-кассовым ордерам невозможно соотнести с конкретными счетами-фактурами, актами. Более того, во всех документах отсутствуют ссылки на исполнение спорного договора, указала кассация Ф08-4626/2017 от 17.07.2017).

(дело № А32-30076/2016)

Фирма убедила суды в целесообразности найма жены учредителя за 2 месяца до декрета

Компания обратилась в ФСС с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения К. в связи с родами. Фонд отказал в выделении средств, сославшись на создание искусственной ситуации: до трудоустройства К. ее должность (юриста) была вакантной, К. является супругой учредителя и генерального директора компании, до декрета она проработала менее двух месяцев, после ухода К. на ее место никто не принят).

Компания обратилась в суд, поясняя, что необходимость принятия на работу штатного юриста возникла с появлением предпосылок гражданского правового спора с одним из контрагентов и необходимостью пересмотра условий договора с ним. В период трудоустройства К. подготовила пакет новых договоров и претензии о необходимости оплаты оказанных услуг, проводила переговоры с контрагентом.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав на соблюдение условий, необходимых для выделения страхователю средств на выплату пособий работнику.

Суды указали, что трудовые отношения между работодателем и работником оформлены трудовым договором и приказом о приеме на работу. Факт выполнения должностных обязанностей на занимаемой должности не опровергнут, факт наступления страхового случая подтвержден листком нетрудоспособности, свидетельством о рождении ребенка, выплата пособий подтверждена платежными поручениями, расходным кассовым ордером.

По мнению судов, принятие К. на работу менее, чем за 2 месяца до наступления отпуска по беременности и родам, не свидетельствует о создании искусственной ситуации, направленной на необоснованное получение средств фонда, поскольку выплата пособия не зависит от того, какой срок работница отработала до декрета, а статья 64 ТК прямо запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Оценка экономической целесообразности найма работников к компетенции фонда не относится, указала кассация (Ф04-2694/2017 от 19.07.2017).

(дело № А03-11130/2016)

Суды разрешили не платить налог на имущество по незаконно изъятым основным средствам

ООО «Ф» занималось предоставлением имущества в лизинг. В 2012 - 2014 годах компания исчислила и уплатила налог на имущество в отношении 60 транспортных средств, переданных в 2008 году в лизинг ООО «С». В соответствии с условиями договора во время всего срока лизинга транспортные средства учитывались на балансе лизингодателя.

В установленный договором срок ООО «С» не погасило задолженность по лизинговым платежам и не возвратило транспортные средства. Переход права собственности не состоялся. Было достигнуто мировое соглашение, которое исполнено не было.

Затем ООО «Ф» стало известно, что спорные объекты стали предметом судебного разбирательства между третьими лицами, не участвовавшими в указанной сделке. Транспортные средства в 2009 году были якобы переданы ООО «А» по договору купли-продажи, подписанному со стороны компании неустановленным лицом, а позднее оформлены ООО «С» в залог банку в качестве обеспечения по кредиту. Кредит погашен не был, и банк обратился в суд с иском о взыскании транспортных средств. Суды признали ничтожным упомянутый договор купли-продажи, признали, что ООО «А» создана видимость права собственности на имущество, которым обеспечивался кредит, и постановили истребовать транспортные средства из незаконного владения в адрес ООО «Ф».

После этого данная компания представила в инспекцию уточненные декларации на налогу на имущество (расчеты по авансовым платежам) с 2012 года по 1 квартал 2014-го, в которых уменьшила налоговую базу, исключив из нее транспортные средства, не принадлежавшие компании в этот период. Налоговая база скорректирована с 2012 года, в не с 2009-го, поскольку именно в 2012 году компания перестала получать доход от указанных транспортных средств в связи с истечением срока лизинга.

По результатам камеральных проверок инспекция доначислила налог, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на статью 374 НК и нормы ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Если транспортные средства выбыли из собственности компании и не могут приносить доход, то подлежат списанию из состава основных средств, и, соответственно, не признаются объектом налогообложения налогом на имущество.

Кассация (Ф05-8887/2017 от 11.07.2017) отметила, что установленное решением судов право налогоплательщика на истребование имущества из чужого незаконного владения лишь подтверждает выбытие имущества из владения налогоплательщика и фактическое отсутствие объекта налогообложения налогом на имущество.

(дело № А40-202144/2016)

ИП не сумел убедить суды, что купил и продал три АЗС в личных целях

Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», продал ООО «Э» три АЗС, а доходы от продажи (37,5 млн рублей) отразил в декларации по НДФЛ. При этом стоимость приобретения данного имущества (36,9 млн рублей) он отразил в расходах.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог по УСН, пени и штраф, указав на неправомерность применения общего режима к доходам от продажи АЗС.

Предприниматель обратился в суд, поясняя, что заправочные станции приобретались им как физлицом, не использовались им в предпринимательской деятельности и предназначались для внесения в уставный капитал фирмы – ООО «Т».

Суд первой инстанции удовлетворил требования предпринимателя, установив, что до момента продажи данное имущество находилось в безвозмездном пользовании у ООО «Т», имущество не использовалось в предпринимательской деятельности ИП. При этом АЗС были реализованы практически по цене приобретения.

Апелляция и окружной суд не согласились с судом первой инстанции, признав законным решение инспекции. Суды указали, что намерение внесения в уставный капитал ООО «Т» спорных АЗС не подтверждено. При этом спорные объекты недвижимости, как на момент их приобретения, так и на момент их продажи по своему характеру и потребительским свойствам не были предназначены для использования в личных, семейных и иных, не связанных с бизнесом, целях. Таким образом, доход, полученный от реализации АЗС, предпринимателю следовало учесть при исчислении УСН.

Судья ВС (310-КГ17-8386 от 18.07.2017) оставил в силе это решение и отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А35-8327/2015)

Суды против исчисления страховых взносов в ПФ на неначисленную зарплату

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые взносы, пени и штраф, установив неначисление заработной платы и взносов и непредставление индивидуальных сведений в отношении гендиректора, его заместителя, главного бухгалтера и специалиста по работе с персоналом.

Суды трех инстанций отменили решение управления, указав на случаи, когда зарплата может не начисляться. Это, в частности, предоставление работнику отпуска без сохранения зарплаты (статья 128 ТК), простой, неисполнение трудовых обязанностей по вине работника (часть 3 статьи 157 ТК). Стороны трудового договора вправе вносить изменения в договор, связанные с добровольным ограничением своих прав, в том числе работник вправе отказаться от получения зарплаты.

В данном случае проверкой не установлено воздействие на работников с целью ограничения их прав, добровольный отказ от получения оплаты труда не может рассматриваться как нарушение условий трудового договора или закона. В базу для исчисления взносов включаются только начисленные выплаты в пользу работников, а взносы на предполагаемые доходы не начисляются. При этом споры, возникающие в связи с исполнением трудового договора, разрешаются в порядке, установленном ТК, в комиссии по трудовым спорам, затем в суде общей юрисдикции, а рассмотрением жалоб и проверкой исполнения трудового законодательства занимаются трудовые инспекции, указала кассация (Ф09-4087/2017 от 17.07.2017).

(дело № А60-54487/2016)

Суды против обложения взносами подарков к 8 Марта, выданных без письменного договора

По результатам выездной проверки управление ПФ доначислило страховые взносы, пени и штраф, включив в базу для начисления взносов компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы и стоимость подарков к празднику 8 Марта (подарки выданы в натуральной форме стоимостью 500 рублей на каждую женщину).

По мнению управления, выплата денежной компенсации работнику при нарушении работодателем установленного срока выплаты зарплаты не является возмещением затрат работника, специальной нормы об освобождении данной выплаты от взносов статьей 9 закона № 212-ФЗ не предусмотрено, поэтому они подлежат обложению взносами. Объекта обложения взносами при передаче работникам подарка не возникает только при заключении договоров дарения в письменной форме. В противном случае эти суммы облагаются взносами.

Суды трех инстанций отменили решение управления, разъяснив, что денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 ТК, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав последнего. Суммы денежной компенсации за задержку выплаты зарплаты подпадают под действие подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 федерального закона № 212-ФЗ и не подлежат обложению взносами. На эту тему суды много раз высказывались аналогичным образом.

Суды установили, что приобретение подарков подтверждено товарным чеком, кассовым чеком, авансовым отчетом подотчетного лица, передача подарков подтверждена ведомостью выдачи подарков и связана праздником 8 Марта, а не с трудовой деятельностью работниц и выполнением ими трудовых обязанностей. Выдача подарков не зависела от результатов и качества труда сотрудниц, а условие о выдаче подарков не включено в систему оплаты труда, следовательно, взносами они не облагаются, указала кассация (Ф09-2042/2017 от 16.06.2017).

(дело № А76-21244/2016)

Суды освободили фирму от штрафа за просрочку сдачи СЗВ-М из-за отключения света

Управление ПФ установило, что компанией несвоевременно представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, и привлекло страхователя к ответственности на основании абзаца 4 статьи 17 закона 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 74 тысячи рублей.

Компания обратилась в суд, поясняя, что сведения за июнь 2016 года представлены с опозданием в один день (12 июля вместо 11 июля) по причине отсутствия 11 июля электроэнергии и неисправности сетевого оборудования. Компания не могла отправить сведения как в электронном виде, так и почтой на бумажном носителе (при отсутствии электричества распечатать отчетность на бумажном носителе невозможно).

По мнению управления, отключение электроэнергии в последний день срока представления отчетности не может быть признано обстоятельством, исключающим вину в совершении правонарушения. Доказательств невозможности своевременного представления индивидуальных сведений в течение установленного законом срока не представлено.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф01-2826/2017 от 17.07.2017) отменили решение управления, указав на пункт 4 части 1 статьи 43 закона № 212-ФЗ, согласно которому суд вправе признать иные обстоятельства основанием для освобождения от ответственности. В данном случае сведения представлены с нарушением срока по объективной и не зависящей от компании причине. Доказательств недобросовестности страхователя управлением не представлено.

(дело № А28-11249/2016)

ФНС России представлен обзор судебной практики по вопросам налогообложения за II квартал 2017 года, содержащий правовые позиции КС РФ и ВС РФ

В обзоре приведены выводы, основанные на конкретных судебных решениях по налоговым спорам. Указано, в частности, следующее:

  • применение налогоплательщиком различных способов определения объема товара при его приобретении и последующей реализации в целях исчисления НДС противоречит принципу экономического основания налога, как налога, уплачиваемого с добавленной стоимости;
  • целью приобретения акций у материнской компании по стоимости выше цены сделок на бирже являлось получение необоснованной налоговой выгоды;
  • при реализации имущества, составляющего казну муниципального образования, обязанность налогового агента по НДС лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и не может быть возложена на продавца этого имущества даже в случае, когда подлежащий перечислению в бюджет налог уплачен в составе выкупной стоимости муниципального имущества;
  • ненадлежащее исполнение контрагентом своих обязанностей по исчислению и уплате налогов с полученных от заказчика сумм платежей не может повлечь отказ в предоставлении собственнику дома имущественного налогового вычета при его продаже;
  • единовременная компенсационная выплата медицинским работникам государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, прибывшим на работу в сельские населенные пункты и имеющим как высшее, так и среднее медицинское образование, НДФЛ не облагается;
  • налоговый орган имеет полномочия по взысканию с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) полученного имущественного налогового вычета по НДФЛ, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.

(Письмо ФНС России от 29.06.2017 N СА-4-7/12540@ «О направлении для использования в работе обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2017 года, принятых по вопросам налогообложения»)

Прочее 

Реализация услуг по дополнительному профессиональному образованию и переподготовке кадров освобождаются от НДС при соблюдении ряда условий

Образовательные услуги по реализации дополнительных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, оказываемые государственным бюджетным образовательным учреждением, освобождаются от НДС при условии:

  • наличия лицензии на осуществление указанной образовательной деятельности по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1320;
  • соответствия оказываемых услуг направленности дополнительных профессиональных программ, разработанных и утвержденных данной организацией.

(Письмо ФНС России от 01.08.2017 N СД-4-3/15051@ «О применении освобождения от налогообложения НДС»)

Как считать налоги при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях

Минфин рассказал о применении НДС и налога на прибыль при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях.

Реализацией товаров в целях НДС признается также передача права собственности на товары на безвозмездной основе. Таким образом, безвозмездная передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению НДС. Однако подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 НК предусмотрено освобождение от НДС в отношении передачи в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

При реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость данных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При этом на основании статьи 105.3 НК цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.

В случае невозможности определения рыночной цены указанных рекламных товаров налоговую базу по НДС, по мнению Минфина, следует определять как стоимость этих рекламных товаров, исчисленную исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (создание) и передачу.

В целях налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК. Данной нормой предусмотрены виды рекламных расходов, относящиеся к нормируемым и ненормируемым для целей налогообложения прибыли.

В то же время пунктом 16 статьи 270 НК установлено, что расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

(Письмо Минфина России от 20.07.17 № 03-07-11/46167)

Минэкономразвития России проинформировало о коэффициентах-дефляторах к ставке НДПИ при добыче угля на III квартал 2017 года

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:

  • на антрацит - 0,996;
  • на уголь коксующийся - 0,820;
  • на уголь бурый - 0,986;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,938.

Коэффициенты-дефляторы ежеквартально устанавливаются по каждому виду угля с учетом изменения цен на уголь в Российской Федерации.

(Информация Минэкономразвития России от 01.08.2017 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на III квартал 2017 года»)

Снято 8 вопросов о 6-НДФЛ: призы, командировки, ГПД, отпускные, пособия, ошибки

ФНС дала разъяснения по восьми вопросам представления и заполнения формы 6-НДФЛ

Организация в целях рекламной акции производит выплату денежных призов до 4000 рублей участникам лотереи. На основании пункта 28 статьи 217 НК такие суммы не облагаются НДФЛ, напомнила ФНС. Поэтому организация вправе не отражать такой доход в 6-НДФЛ доход. Но если призы, полученные одним и тем же физлицом, в сумме превысят 4000 рублей в год, то данный доход подлежит отражению в расчете по форме 6-НДФЛ.

На основании пункта 8 статьи 217 НК не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50000 рублей на каждого ребенка. Так что работодатель вправе не отражать в 6-НДФЛ и эти выплаты.

Третий вопрос – когда операция по выплате дохода считается завершенной в целях ее отражения (заполнения) в расчете по форме 6-НДФЛ? ФНС ответила, что если налоговый агент производит операцию в одном периоде представления, а завершает ее в другом периоде, то данная операция отражается в том периоде представления, в котором завершена. При этом операция считается завершенной в периоде представления, в котором наступает срок перечисления налога в соответствии с пунктом 6 статьи 226 и пунктом 9 статьи 226.1 НК. Например, операция по выплате зарплаты, начисленной за июнь 2017 года, фактически выплаченной 30.06.2017 (относится к периоду представления за полугодие), со сроком перечисления 03.07.2017 (относится к периоду представления за девять месяцев), отражается в разделе 2 расчета 6-НДФЛ за девять месяцев 2017 года.

С физическим лицом в феврале заключен договор гражданско-правового характера на выполнение строительных работ. Акт сдачи-приемки работ подписан в марте 2017 года, а вознаграждение выплачено в апреле. В этом случае датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета физлица. НДФЛ удерживается непосредственно из доходов при их фактической выплате, а перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты. В указанном случае операция отражается в разделах 1 и 2 расчета 6-НДФЛ за полугодие 2017 года.

Работник организации идет в отпуск с 01.06.2017. Суммы оплаты отпуска за июнь 2017 года работнику выплачены 25.05.2017. Каким образом данные суммы отпускных выплат отразить в расчете по форме 6-НДФЛ? Данная операция отражается в разделах 1 и 2 расчета 6-НДФЛ за полугодие 2017 года, ответила ФНС. В разделе 2 по строке 100 указывается 25.05.2017; по строке 110 – 25.05.2017; по строке 120 – 31.05.2017; по строкам 130 и 140 – соответствующие суммовые показатели.

За время нахождения работника в командировке вместе с зарплатой ему выплачивается средний заработок. Средний заработок за дни нахождения в командировке являются частью зарплаты, значит, его сумма, начисленная за дни нахождения работника в командировке, в соответствии с пунктом 2 статьи 223 НК признается его доходом в последний день месяца, за который этот доход был начислен. Именно эта дата и отражается в строке 100 раздела 2 расчета 6-НДФЛ.

После представления в налоговые органы расчета за полугодие 2017 года компания обнаружила в первом квартале 2017 года ошибку, приводящую к занижению суммы дохода. В этом случае налоговому агенту следует представить в налоговый орган уточненные расчеты за первый квартал и полугодие 2017 года, поскольку раздел 1 расчета по форме 6-НДФЛ составляется нарастающим итогом.

Налоговым агентом допущены арифметические ошибки при расчете НДФЛ с зарплаты за декабрь 2016 года, выплаченной в январе 2017 года. В феврале 2017 года налоговый агент производит перерасчет. В этом случае итоговые суммы с учетом произведенного перерасчета отражаются в разделе 1 расчета 6-НДФЛ за 2016 год и в разделе 2 расчета за первый квартал 2017 года. Кроме того, сумма НДФЛ с зарплаты за декабрь 2016 года с учетом произведенного перерасчета подлежит отражению в справке 2-НДФЛ за 2016 год.

(Письмо ФНС России от 21 июля 2017 г. N БС-4-11/14329@)

Даны разъяснения об исчислении транспортного налога с применением повышающего коэффициента на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн рублей

Согласно разъяснению применение повышающего коэффициента является обоснованным при условии, что в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3,0 млн рублей содержится описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в меньшем объеме по сравнению со сведениями из ГИБДД МВД России о данной марке автомобиля, а также для обратной ситуации.

Налоговым органам предписано провести анализ правильности исчисления транспортного налога с учетом данных разъяснений и при необходимости осуществить перерасчет транспортного налога.

(Письмо ФНС России от 18.07.2017 N БС-4-21/14024@ «О транспортном налоге в отношении дорогостоящих легковых автомобилей»)

В целях определения ставки транспортного налога следует руководствоваться типом транспортного средства и его категорией, указанной в ПТС

Соответствующий вывод содержится в письме Минфина России по вопросу применения норм статьи 362 Налогового кодекса РФ в части определения порядка исчисления суммы транспортного налога.

(Письмо ФНС России от 18.07.2017 N БС-4-21/14025@ «О транспортном налоге»)

Минфин выпустил информационное сообщение об изменениях в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», внесенных приказом Минфина от 28 апреля 2017 г. N 69н.

Главные цели изменений – упорядочение процедуры формирования учетной политики организации, активизация применения МСФО при выработке учетной политики, а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с федеральным законом «О бухгалтерском учете». Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 года.

Разъяснения ведомство дало по следующим изменениям:

  • определено соотношение учетной политики разных организаций (организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухучета другими организациями, однако, когда утвержденные основным обществом стандарты бухучета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухучета основного общества)
  • уточнен алгоритм формирования учетной политики организации (предусмотрены процедуры формирования учетной политики в зависимости от того, какие варианты предлагает федеральный стандарт)
  • урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики (определены действия организации при выборе (разработке) способов ведения бухучета в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности)
  • введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам
  • уточнено содержание требования рациональности - исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации)
  • уточнен порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики - ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату (ранее - входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период)
  • введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухучета
  • отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты
  • уточнен ряд других норм ПБУ.

(Информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.