Мониторинг изменений за период 02.04.18 - 08.04.18

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Начиная с отчета за 2018 год вводится в действие обновленная форма налоговой декларации по земельному налогу

В новой редакции изложены форма налоговой декларации, формат ее представления в электронной форме и порядок заполнения.

Утвержденная форма налоговой декларации учитывает установленный с 1 января 2018 года порядок исчисления земельного налога для случаев изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка.

На основании положений пункта 7.1 статьи 396 НК РФ исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 НК РФ.

(Приказ ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@», зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2018 N 50574)

Методические рекомендации МНС России по уплате транспортного налога более не актуальны

Признаны утратившими силу Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ «Транспортный налог», утвержденные МНС России в 2003 г.

Дело в том, что с того времени было внесено множество изменений в порядок уплаты налога. Представляется, что данные рекомендации более не актуальны.

(Приказ ФНС России от 28 марта 2018 г. № ММВ-7-21/176@ «О признании утратившим силу приказа МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177»)

Установлены дополнительные требования к банкам для принятия их банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов

Включены новые требования, в числе которых нахождение под прямым или косвенным контролем Банка России, а также наличие определенного уровня кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале для РФ АО «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство» или АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».

Исключен критерий соответствия требованиям, установленным Федеральным законом «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С учетом новых требований скорректированы размеры (в процентах) величины собственных средств (капитала) банка.

Напомним, что в силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и пеней.

Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 31.03.2018 N 386 «О внесении изменения в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. N 874»)

На 2018 - 2020 годы принята программа разработки ФСБУ для организаций госсектора

Всего планируется разработать и принять 46 нормативных правовых актов, включая новые ФСБУ и акты, вносящие изменения в действующие ФСБУ.

В числе новых стандартов в частности: «Порядок составления и представления казначейской отчетности по операциям в системе бюджетных платежей»; «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов»; «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам».

Признан утратившим силу Приказ Минфина РФ от 31 октября 2017 г. N 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 гг.».

(Приказ Минфина России от 28.02.2018 N 36н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018 - 2020 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. N 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» и от 25 ноября 2016 г. N 218н «О внесении изменения в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора», зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2018 N 50561)

СТАТИСТИКА

Росстатом утверждены методологические положения и методы импутации и авторедактирования данных по статистическим формам N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»

Методологические положения описывают методы импутации и авторедактирования первичных статистических данных по указанным формам, позволяющие импутировать статистические данные, не вошедшие в своды в результате непредоставления респондентами отчетов, или скорректировать предоставленные недостоверные данные.

Процедуры импутации и авторедактирования применяются к первичным статистическим данным, предоставленным респондентами, только для формирования сводных итогов на федеральном уровне.

Они применяются в отношении организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, деятельность которых не оказывает существенного влияния на сводные итоги по показателям вышеуказанных форм при их значительном количестве.

Результаты работы описанных методов импутации и авторедактирования не должны оказывать существенного влияния на полученные сводные итоги. Вследствие чего процедурам импутации или авторедактирования не подвергаются отчеты статистически значимых организаций.

(Приказ Росстата от 03.04.2018 N 155 «Об утверждении Методологических положений и методов импутации и авторедактирования данных по формам федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»)

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Утверждено положение об особенностях проведения таможенного контроля заявленной при таможенном декларировании таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС

При проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе:

  • о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
  • о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов.

При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены (истребованы), в частности, следующие документы и (или) сведения, включая письменные пояснения:

  • прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения;
  • прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
  • таможенная декларация страны отправления (происхождения, транзита) товаров, если заполнение такой таможенной декларации предусмотрено в стране отправления (происхождения, транзита) товаров;
  • документы об оплате ввозимых товаров;
  • отгрузочные (упаковочные) листы;
  • бухгалтерские документы о принятии ввозимых, идентичных, однородных товаров на учет;
  • сведения о стоимости ввозимых товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов;
  • договоры, в соответствии с которыми ввозимые, идентичные, однородные товары продаются на таможенной территории ЕАЭС;
  • пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю;
  • документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену ввозимых товаров;
  • документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на стоимость сделки с ввозимыми товарами;
  • лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и иные документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам;
  • иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации ввозимых товаров.

Одновременно с запрошенными (истребованными) таможенным органом документами и (или) сведениями, в том числе письменными пояснениями, декларантом могут быть представлены иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в декларации на товары, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в том числе в целях подтверждения правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров.

Положение применяется при проведении контроля таможенной стоимости товаров, начатого как до, так и после выпуска ввозимых товаров.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»)

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Подписан федеральный закон, устанавливающий порядок репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа

Определено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить, в числе прочего, получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам, в том числе, информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

Федеральным законом также расширен перечень случаев, при наличии которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, например:

  • при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты РФ по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в статье 337 Налогового кодекса РФ, в случае, если указанный договор займа содержит условия о том, что возврат предоставленных денежных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых и (или) размера выручки от их реализации и при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств;
  • при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке.

Уточнено, что резидент будет признаваться исполнившим обязанность по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

Кроме того, часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ дополнена новым составом правонарушения в виде невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

При этом предусмотрено, что положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции настоящего Федерального закона) и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к заключенным до дня его вступления в силу договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после дня его вступления в силу были изменены.

(Федеральный закон от 03.04.2018 N 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»)

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ГД готова принять во втором чтении освобождение от НДФЛ новых выплат на детей

Госдума приняла в первом чтении и подготовила ко второму правительственный законопроект № 401962-7 о внесении изменения в статью 217 НК в связи с принятием федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, которую граждане получают в соответствии с указанным законом 418-ФЗ (принятым под конец прошлого года) будет освобождаться от НДФЛ. Льготу распространят на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Ко второму чтению законопроект ожидают только незначительные поправки технического характера.

Госдума приняла в первом чтении законопроект об НДД в нефтяной отрасли

Госдума приняла в первом чтении разработанный Минэнерго совместно с Минфином законопроект по введению налога на дополнительный доход (НДД) от добычи нефти, говорится в сообщении Минэнерго.

«Введение НДД будет учитывать реальную себестоимость разработки месторождения и стимулировать разработку зрелых месторождений, что поможет предотвратить падение добычи на них, существенно увеличить инвестиции и приведет к росту бюджетных поступлений, в том числе в региональные бюджеты. По оценкам Минэнерго России, введение НДД позволит вовлечь в разработку порядка пяти миллиардов тонн нефти к 2025 году», — отмечается в релизе.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Неисполнение требования инспекции может повлечь штраф по двум статьям НК

На основании пунктов 1, 3, 5 статьи 93.1 НК налоговая направила компании требование о представлении документов (договоров, контрактов с приложениями и допсоглашениями, актов, отчетов к ним, карточек бухгалтерских счетов, счетов-фактур, книг покупок и продаж) за 2013-2015 годы по сделкам с ЗАО. Также компании необходимо было представить информацию о порядке расчетов стоимости услуг, расчетов за услуги, лицах, привлеченных к оказанию услуг и контролировавших их.

Документы и информация истребованы в связи с проведением выездной проверки контрагента. Компания направила не все документы и не в срок. Инспекция назначила штрафы по пункту 2 статьи 126 НК за непредставление документов на 4 тысячи рублей и по пункту 1 статьи 129.1 НК за непредставление информации на 2 тысячи рублей (штрафы снижены в 2,5 раза по причине частичного исполнения требования).

При обращении в суд компания указывает на неправомерность привлечения к ответственности за одно и то же нарушение по двум статьям НК, поскольку понятие «сведения» тождественно понятию «информация».

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что требование инспекции позволяет определить конкретно, какие документы и информацию за какой период необходимо было представить в инспекцию. Непредставление документов в установленный срок влечет штраф по пункту 2 статьи 126 НК, а непредставление информации – по пункту 1 статьи 129.1 НК.

Суды (постановление кассации Ф02-1012/2018 от 28.03.2018) отклонили довод компании о двойном назначении наказания за одни и те же нарушения, разъяснив, что обязанность представить информацию предусмотрена пунктом 5 статьи 93.1 НК, и неисполнение этой обязанности образует правонарушение, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 129.1 НК. Указанное деяние по смыслу пункта 6 статьи 93.1 НК не относится к нарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК.

(дело № А33-16695/2017)

Посредничество ИП, зарегистрированных на учредителей, суды признали формальным

Компания занимается производством мебели по индивидуальным заказам и применяет общую систему налогообложения. До марта 2011 года компания продавала мебель через сеть дилерских салонов. Затем учредители компании (они же директор, замдиректора и главный бухгалтер) зарегистрированы в качестве ИП, применяющих УСН с объектом «доходы минус расходы». С предпринимателями компания заключила договоры поставки товара на более выгодных условиях, чем с дилерами.

По результатам выездной проверки ИФНС указала на занижение налоговых баз путем включения «своих» ИП в схему продвижения готовой продукции от производителя до дилерских салонов. Компании доначислен налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

По мнению компании, привлечение посредников, в том числе взаимозависимых, основанием для признания налоговой выгоды необоснованной не является. Предприниматели вели деятельность самостоятельно без привлечения персонала, поскольку обладали необходимыми знаниями и квалификацией.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что компания частично поставляла мебель одним и тем же дилерам напрямую, а частично через ИП. Договоры между предпринимателями и дилерами являются типовыми и содержат идентичные условия. Для дилеров при заказе у ИП изменился только адрес для получения заявок. Для информирования непосредственных покупателей о правилах заказа, сроках изготовления мебели и сроках поставки продукции использовался единый сайт, принадлежащий компании. Кроме поступлений от компании, ИП доходов не имели. Транспортные расходы за ИП несла фирма.

Суды учли наличие у истца и предпринимателей одной и той же схемы работы с заказами конечных покупателей, единое оформление документов и признали деятельность ИП и компании единой.

Судья ВС (301-КГ18-1241 от 23.032.2018) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А28-13192/2016)

Оформление документов на ООО при покупке товаров в розницу не помогло получить вычет

Компания приобрела линолеум, сантехнику, обои, офисную мебель и прочее и заявила вычеты в декларации по НДС, представив в подтверждение договор купли-продажи товара у ООО «П», счета-фактуры, товарные накладные.

По результатам выездной проверки инспекция признала вычеты необоснованными, установив, что контрагент условий для ведения деятельности не имеет, отсутствует по адресу регистрации, движение денежных средств носит транзитный характер, не позволяющий установить источник приобретения товаров, в дальнейшем реализованных налогоплательщику.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд признали законным решение инспекции, указав на показания работников налогоплательщика. Они пояснили, что товары фактически приобретались в розничном магазине, там же оформлялись документы. Руководитель и учредитель контрагента также подтвердила подписание документов по сделке в магазине, где работниками истца приобретался товар. Причем, адрес магазина местом ведения деятельности продавца не является.

Суды признали, что сложившиеся с контрагентом отношения не соответствуют отношениям в рамках договора купли-продажи. Судья ВС (304-КГ18-581 от 13.03.2018) согласился с выводами судов и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А27-1222/2017)

Нарушение порядка заполнения книги покупок – не повод для отказа в вычете НДС

В рамках договоров поставки ООО «П» в уточненной декларации заявило вычеты НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО «А», «К» и «Ф». Предмет договоров – поставка картриджей для копировальной и офисной техники. Компания пояснила, что товар приобретался для перепродажи, представив в подтверждение выставленные своим покупателям счета-фактуры, а также реестры реализации товара.

По результатам камеральной проверки налоговая отказала в вычетах, сославшись на транзитный характер движения денежных средств по счетам контрагентов. Так, денежные средства со счета ООО «А» и ООО «Ф» перечисляются в адрес ООО «К», а со счета ООО «К» списываются физлицами. На момент проведения проверки ООО «А» и «К» ликвидированы и исключены из ЕГРЮЛ, а ООО «Ф» на запрос инспекции не ответило. К тому же, дополнительные листы к книге покупок не представлены.

Суды трех инстанций установили, что розничными покупателями спорных картриджей были десятки действующих контрагентов, сделки с которыми были длительными и сопровождались значительными оборотами. ООО «К» получало займы от трех физлиц – учредителей. При этом возврат был меньше суммы займов. Таким образом, операции по расчетному счету контрагента не имеют признаков транзитности с участием физлиц.

Доказательств, однозначно свидетельствующих о недостоверности поступивших от налогоплательщика документов, инспекция не представила. Перепродажу картриджей налоговая не отрицает, о неправомерности отражения в книге продаж счетов-фактур по реализованным картриджам налоговая не заявляет.

Суды установили, что дополнительные листы книги покупок с отражением счетов-фактур от спорных контрагентов не составлялись, данные счета-фактуры внесены в книгу без регистрации их в дополнительных листах. Суды разъяснили, что при необходимости внесения изменений в книгу покупок (после окончания текущего периода) записи вносятся в дополнительный лист. Истец данный порядок не соблюдал.

Однако, по мнению судов, такое нарушение не привело к неверному исчислению суммы НДС. Кассация (Ф06-31008/2018 от 28.03.2018) отметила: «нарушение заявителем порядка заполнения книги покупок само по себе не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов».

(дело № А65-11110/2017)

Что не надо делать, организуя перевозку в пользу покупателя, чтобы не платить НДС

Компания занималась поставками металлопродукции покупателям. Договорами поставки установлена обязанность поставщика организовать перевозку и расчеты по ней. Одновременно с оплатой продукции предусмотрено возмещение покупателями продавцу транспортных расходов. Продавец выставляет счет-фактуру на транспортные услуги, подписывает с покупателем акт возмещения транспортных расходов, а также предоставляет покупателю документы, полученные от перевозчика, счет-фактуру на транспортные услуги и акт об оказании транспортных услуг.

В ходе выездной проверки инспекция установила, что полученные от перевозчика счета-фактуры налогоплательщик регистрировал в журнале полученных счетов-фактур и не регистрировал в книге покупок. На сумму возмещаемых транспортных расходов компания выписывала счет-фактуру, который не регистрировала в книге продаж. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф.

Компания считает, что не должна исчислять НДС с сумм, полученных от покупателей в счет компенсации расходов на доставку товаров перевозчиком. Налогоплательщик указывает, что у него как у агента при организации доставки товаров покупателям отсутствует обязанность включать в налоговую базу выручку, полученную от доставки товаров.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, проанализировав условия договоров поставки и установив, что по своей сути договоры в части оказания транспортных услуг не являются агентскими. Затраты поставщика на организацию доставки продукции покупателям входят в общую стоимость продукции. Отчеты агента не представлены. В выставленные покупателям счета-фактуры на возмещение транспортных расходов включен НДС. Покупатели продукции принимали к вычету суммы НДС по возмещаемым транспортным расходам.

Кассация (Ф07-1778/2018 от 29.03.2018) указала: «денежные средства, полученные продавцом продукции от покупателя в качестве возмещения расходов на доставку товаров, подлежат включению в налоговую базу по НДС у продавца товаров».

(дело № А26-3091/2017)

Суды одобрили доначисление по УСН с продажи ИП помещений, не сдававшихся в аренду

6 марта 2014 года С. приобрела у физлица нежилые объекты. 25 марта она зарегистрировалась в качестве ИП на УСН с объектом обложения «доходы» и сдала часть помещений в аренду. В апреле 2015 года предприниматель продала недвижимость по стоимости покупки – за 23 млн рублей. Имущество оплачено до подписания договора купли-продажи, что подтверждается расписками о получении денежных средств.

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила налог по УСН, пени и штраф, признав доходы от продажи имущества доходами от предпринимательской деятельности.

ИП настаивала на отсутствии связи части имущества с предпринимательской деятельностью, поскольку не все оно сдавалось в аренду. Со стоимости этого имущества был исчислен НДФЛ, применен имущественный вычет. С. пояснила, что целью приобретения имущества было сохранение личных и семейных денежных средств.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что спорные объекты недвижимости состоят из торговых, складских, подсобных, вспомогательно-бытовых помещений, не включают жилых помещений и не предназначены для использования в личных, семейных, бытовых целях.

При регистрации в качестве ИП истица заявила дополнительный вид деятельности – сдача внаем собственного недвижимого имущества, что указывает на намерение сдавать имущество в аренду.

Кассация (Ф01-255/2018 от 26.03.2018) отметила: «неполучение дохода от приобретения такого имущества относится к предпринимательским рискам».

(дело № А38-1636/2017)

Нарушения при применении ККТ и неторговое здание не лишают права на ЕНВД

ЗАО применяло ЕНВД и занималось розничной торговлей техникой.

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что нежилое помещение, в котором ведется торговля, не предназначено для нее (что следует из кадастрового и технического паспортов). Лица, работающие в непосредственной близости к зданию, не слышали о торговле в нем техникой. Вывеска отсутствует, а войти в здание можно только через КПП по электронным пропускам. Начальник охраны здания наличие в нем торговой точки не подтвердил.

Помещение оборудовано лишь компьютером, офисной мебелью, металлическими стеллажами с замками и контрольно-кассовой машиной. При анализе данных ККТ установлено, что она применялась только в конце рабочего дня – за одну-две минуты фиксировалось поступление значительной суммы наличных денежных средств по нескольким сделкам с разными покупателями. Кассир работал на 0,1 ставки. Руководитель компании пояснил, что поиск покупателей вел самостоятельно. Инспекция установила, что он же являлся директором интернет-магазина по продаже техники.

Поскольку техника продавалась с использованием телефонной связи и компьютерной сети, деятельность компании к ЕНВД не относится, решила инспекция и доначислила компании налоги по общей системе.

Суды трех инстанций сочли представленные инспекцией доказательства недостаточными и отменили ее решение. Инспекция не доказала, что техника продавалась дистанционным способом – доказательства торговли по образцам или каталогам, через сайт, с использованием телефонной связи или компьютерной сети отсутствуют, как и доказательства привлечения служб для оплаты и доставки товара, реализуемого дистанционно.

Суды (постановление кассации Ф01-714/2018 от 29.03.2018) отметили, что поиск руководителем потенциальных покупателей не свидетельствует о дистанционных продажах. Доказательств продажи товаров компаниям и ИП для коммерческого использования не представлено. Кроме того, совершение сделок розничной купли-продажи в офисном помещении административного здания не является препятствием для применения ЕНВД.

(дело № А82-5246/2017)

В территориальные органы ФНС России направлен обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП, за I квартал 2018 года

В Обзоре представлены, в частности, следующие правовые позиции:

  • отсутствие сведений об ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя в разделе 4 Заявления по форме N Р26001, свидетельствует об оформлении заявления с нарушением установленных требований, что приравнивается к его отсутствию и является основанием для отказа в государственной регистрации;
  • установив, что формулировки, содержащиеся в передаточном акте, представленном для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, в нарушение требований закона не позволяют определить конкретный перечень передаваемых ему обязательств, содержат положения о передаче обществу обязательств по долгосрочному государственному контракту, противоречащие закону в той части, в которой перемена подрядчика при исполнении контракта не допускается, суды признали правомерным оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица;
  • правовые статусы ликвидатора и ликвидационной комиссии являются идентичными, а право выбора назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии предоставлено организации законом и не подлежит ограничению, в том числе уставом юридического лица;
  • отсутствие в материалах дела доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, юридическое лицо не находится и связь с ним по этому адресу невозможна, явилось основанием для признания незаконными действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица;
  • удовлетворяя требования о признании незаконными действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица, суд указал на то, что в соответствии с прямым, императивным указанием закона уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений должно направляться регистрирующим органом, а не иными территориальными органами ФНС России.

(Письмо ФНС России от 29.03.2018 N ГД-4-14/5962@ «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2018)»)

ПРОЧЕЕ

Налоговые декларации по акцизам, включая декларации по обособленным подразделениям, представляются в налоговый орган по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика

Администрирование акцизов по обособленным подразделениям осуществляется в соответствии с действующим законодательством по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

В связи с этим ФНС России сообщает, что представленные организацией декларации по обособленным подразделениям должны быть перенаправлены налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика в соответствующие налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений.

(Письмо ФНС России от 21.02.2018 N ЕД-4-15/3540@ «О направлении разъяснений»)

Минфином России даны разъяснения о заполнении счета-фактуры при реализации электроэнергии по государственным регулируемым ценам

Сообщается, в частности, что в счете-фактуре на основании положений статьи 169 НК РФ следует отразить следующие реквизиты:

  • в графе 4 - тариф электроэнергии за единицу измерения (при возможности ее указания) с учетом суммы НДС,
  • в графе 5 - стоимость всего количества поставляемой (отгруженной) по счету-фактуре электроэнергии без НДС,
  • в графе 7 - ставку налога в размере 18 процентов,
  • в графе 8 - сумму НДС, предъявляемую покупателю электроэнергии,
  • в графе 9 - стоимость всего количества поставляемой (отгруженной) по счету-фактуре электроэнергии с учетом суммы НДС.

Кроме того, отмечено, что при реализации товаров, в том числе электроэнергии, в графе 1 счета-фактуры следует указывать описание поставленной (отгруженной) электроэнергии.

(Письмо Минфина России от 16.03.2018 N 03-03-06/1/16259)

При покупке у иностранной фирмы права на программы для ЭВМ не возникает НДС

Российская компания приобретает у иностранной организации по лицензионному договору права на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет. Что с НДС? Ответ на этот вопрос дал Минфин.

Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ и приобретает услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК, местом реализации таких услуг является территория РФ.

К оказанию услуг в электронной форме, в частности, относится предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Между тем в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК от НДС освобождаются операции по передаче исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, а также прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Таким образом, услуги по предоставлению иностранной компанией российской компании на основании лицензионного договора прав на использование путем удаленного доступа программ для ЭВМ через сеть Интернет освобождаются от НДС.

(Письмо Минфина России № 03-07-08/15854 от 15.03.2018)

При минусовых ставках по депозиту в иностранном банке налог в РФ агент не платит

ФНС переслала письмо Минфина о налоге на прибыль с доходов, выплачиваемых российскими организациями иностранным банкам по депозитам, размещенным в указанных банках под отрицательные процентные ставки.

Такие доходы относятся к доходам от предпринимательской деятельности согласно положениям статьи соглашений об ИДН, регулирующей налогообложение прибыли.

Как правило, во всех международных соглашениях об избежании двойного налогообложения положения указанной статьи устанавливают, что прибыль предприятия одного государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только такое предприятие не ведет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через постоянное представительство.

Таким образом, указанные доходы не подлежат налогообложению налогом на прибыль на территории РФ при условии отсутствия постоянного представительства иностранного банка на территории РФ, и в таком случае российская организация не выступает налоговым агентом.

(Письмо ФНС России от 29.03.2018 N СД-4-3/5972@)

Минпромторг России считает необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу

На основании запроса налогового органа Минпромторгом России рассмотрены вопросы квалификации объектов основных средств промышленного производства в качестве недвижимого или движимого имущества для целей применения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 и пункта 25 статьи 381 НК РФ.

Так, например, указано, что технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то что оно может быть смонтировано на фундаменте, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку:

  • не соответствует принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов;
  • выступает в гражданском обороте самостоятельно в качестве оборудования, для которого возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций.

Поименованные в разделе 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты» ОКОФ машины и оборудование (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, поскольку предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.

Данные объекты, как оборудование для осуществления процесса производства, установленное на фундамент, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования.

(Письмо ФНС России от 28.03.2018 N БС-4-21/5834@ «О вопросе, касающемся применения пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ»)

Как определить дату выпуска автомобиля для получения льготы по налогу на имущество

С 2018 года в отношении движимых объектов, например, транспортных средств, принятых на учет в качестве ОС с января 2013 года, региональные власти вправе предоставлять льготы по налогу на имущество организаций (вплоть до полного освобождения от налога; п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Указанная льгота действует только в том случае, если с даты выпуска имущества прошло не более 3 лет. В недавнем письме Минфина России сообщается, как определить дату выпуска транспортного средства в целях применения данной льготы.

Как поясняют авторы письма, под термином «выпуск промышленной продукции» понимается изготовление продукции производителем. Дата выпуска (изготовления) продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.

В связи с этим в Минфине считают, что при исчислении налога на имущество организаций в отношении транспортного средства, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, необходимо учитывать месяц и год изготовления, указанные в технической документации изготовителя. Если техническая документация отсутствует, то дату изготовления автомобиля можно узнать из паспорта транспортного средства (ПТС). При этом следует учесть, что если в ПТС не указан месяц изготовления транспортного средства, то датой выпуска техники считается 1 июля года изготовления этого транспортного средства. Такой порядок установлен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.12 № 54.

(Письмо Минфина России от 26.03.18 № 03-05-05-01/18888)

ФНС России сообщены коды категорий земель для отражения в налоговой декларации по земельному налогу

В целях заполнения раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога» по строке с кодом 030 указывается код категории земли.

В письме приведен перечень группировочных кодов, которые могут использоваться в отношении участков, относящихся:

  • к категории земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»;
  • к землям для обеспечения таможенных нужд;
  • к категории земель «Земли населенных пунктов».

(Письмо ФНС России от 23.03.2018 N БС-4-21/5440@ «О дополнительных кодах категорий земель для целей заполнения налоговой декларации по земельному налогу»)

От НДФЛ может освобождаться единовременная (не ежемесячная) социальная помощь

Согласно пункту 8 статьи 217 НК освобождаются от указанного налога суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи) гражданам, которые в соответствии с законодательством имеют право на получение социальной помощи. Это касается адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Этой нормой предусмотрено освобождение от налогообложения единовременной соцпомощи в случае, если она оказана, в частности, в соответствии с муниципальным правовым актом названным гражданам, категория которых определена законодательством (федеральными законами и законами субъектов РФ).

Освобождение от НДФЛ ежемесячной социальной помощи пунктом 8 статьи 217 НК не предусмотрено.

(Письмо Минфина России от 14 марта 2018 г. N 03-04-06/15644)

При оплате иностранцем патента применяются коэффициенты-дефляторы, установленные на дату совершения платежа

Соответствующие разъяснения приведены в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России.

Напомним, патент подтверждает право безвизового иностранца на временное осуществление трудовой деятельности на территории конкретного субъекта РФ (абз. 17 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; далее – Закон № 115-ФЗ). Он выдается на срок от одного до двенадцати месяцев и может неоднократно продлеваться на период от одного месяца, но общий срок действия патента (с учетом всех продлений) не может составлять более года со дня его выдачи (п. 5 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Осуществление трудовой деятельности на основании патента предполагает уплату работником НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей за весь период действия патента. Фиксированные авансовые платежи уплачиваются в размере 1200 руб. в месяц до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент (п. 4 ст. 227.1 НК РФ). Причем размер платежей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда (п. 3 ст. 227.1 НК РФ).

Финансисты подчеркивают, что акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ). В связи с этим при уплате НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей для получения (продления) патента, срок действия которого относится к разным налоговым периодам, необходимо применять коэффициенты-дефляторы, установленные на дату совершения платежа.

Например, если иностранным гражданином уплачен НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с применением коэффициента-дефлятора, установленного на 2017 год, и территориальным органом МВД России выдан (продлен) патент до 1 января 2018 года, срок действия которого истекает в 2018 году, то производить перерасчет сумм фиксированных авансовых платежей с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на 2018 год, не требуется.

Отметим, ФНС России придерживается аналогичной позиции по рассматриваемому вопросу. Ранее в письме от 27 января 2016 г. № БС-4-11/1052@ «Об НДФЛ при получении (продлении) иностранным гражданином патента, действующего в разные налоговые периоды» налоговики отмечали, что фиксированные авансовые платежи по патенту, срок действия которого относится к разным налоговым периодам, должны рассчитываться с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на дату совершения платежа.

В свою очередь, в разъяснениях, появившихся на официальном сайте ФНС России, отмечается, что если иностранец оплатил патент в июле на 11 месяцев, и патент будет действовать еще пять месяцев следующего года (когда будет применяться новый коэффициент-дефлятор), то доплачивать за патент в таком случае не нужно.

(Письмо Минфина России от 19 марта 2018 г. № 03-04-07/17158 «О порядке уплаты фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц»)

Корректирующие справки по форме 2-НДФЛ за прошедший налоговый период следует представить с учетом внесенных изменений в персональные данные физлица

Раздел 2 Справки по форме 2-НДФЛ «Данные о физическом лице - получателе дохода» должен быть заполнен на основании данных документа, удостоверяющего личность налогоплательщика.

В этом случае такие сведения считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему в полном объеме.

ФНС России сообщает, что при изменении персональных данных на момент формирования корректирующих справок по форме 2-НДФЛ за прошедшие налоговые периоды корректирующие справки по форме 2-НДФЛ за прошедший налоговый период следует представить с учетом внесенных изменений в персональные данные физического лица.

(Письмо ФНС России от 27.03.2018 N ГД-4-11/5667@)

ФНС России разъяснила, как определяются доходы налогоплательщиков на УСН, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов

Пониженные тарифы страховых взносов вправе применять указанные налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, поименованные в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, при условии, что их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.

Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ.

При этом обращено внимание на то, что доходы, поименованные в статье 251 НК РФ (не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль), также включаются в доходы от осуществления основного вида экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

(Письмо ФНС России от 29.03.2018 N ГД-4-11/5937@ «По вопросу права плательщиков на применение пониженных тарифов страховых взносов в течение расчетного (отчетного) периода»)

При наличии нескольких патентов на применение ПСН суммы исчисленных по ним налогов могут уменьшаться на расходы по приобретению ККТ с учетом разъяснений ФНС России

Сообщается, в частности, что в случае если налогоплательщик получил несколько патентов на применение ПСН и при исчислении налога по одному из них расходы по приобретению ККТ с учетом установленного ограничения, превысили сумму этого налога, то он вправе уменьшить сумму налога, исчисленную по другому (другим) патенту, на сумму указанного превышения.

Уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН на сумму расходов по приобретению ККТ необходимо направить в налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете и в который уплачена (должна быть уплачена) сумма налога, подлежащая уменьшению.

(Письмо ФНС России от 23.03.2018 N СД-4-3/5443@ «О направлении письма Минфина России от 13.03.2018 N 03-11-09/15275»)

Разъяснен порядок формирования обязательных реквизитов на чеке ККТ при осуществлении расчетов без НДС

В качестве обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек, определены, в частности, цена за единицу и стоимость (с учетом скидок и наценок) с указанием ставки НДС, а также сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога по этим ставкам.

Исключением являются случаи осуществления расчетов пользователями, не являющимися или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществление расчетов за товары (работы, услуги), не подлежащие налогообложению НДС.

Предусмотренное приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ требование об обязательном включении в состав кассового чека и бланка строгой отчетности реквизита «ставка НДС» (тег 1199) применяется с 1 февраля 2017 года. Данным приказом предусмотрен также реквизит «сумма расчета по чеку без НДС» (тег 1105), являющийся обязательным для всех версий форматов фискальных документов.

В этой связи сообщается, что налогоплательщик при осуществлении расчетов без НДС вправе формировать кассовый чек без указания наименования ставки НДС (тег 1199) «НДС не облагается» в электронной форме или в печатной форме со значением «-» или «НДС не облагается», при этом реквизит «сумма расчета по чеку без НДС» (тег 1105) указывается в обязательном порядке.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 15.03.2018 N 13-11/052776@)


Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.