Мониторинг изменений за период 02.07.18 - 08.07.18



БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Доходы от сдачи макулатуры не облагаются НДФЛ

Статья 217 НК РФ дополнена положением, согласно которому от налогообложения НДФЛ освобождены доходы, получаемые от реализации макулатуры, образующейся у физлиц в быту и принадлежащей им на праве собственности.
(Федеральный закон от 03.07.2018 N 179-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Госпошлина на выдачу загранпаспорта нового поколения увеличена до 5000 рублей, за водительское удостоверение - до 3000 рублей

Подписан закон, предусматривающий изменения в НК РФ по вопросам взимания госпошлин.
Так, например, размер госпошлины за выдачу загранпаспорта нового поколения увеличен с 3500 до 5000 рублей, для детей до 14 лет - с 1500 до 2500 рублей.
Изменены также размеры госпошлины за регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий.
За выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства на пластиковой основе нового поколения госпошлина составит 1500 рублей, за выдачу национального водительского удостоверения на пластиковой основе нового поколения - 3000 рублей.
(Федеральный закон от 03.07.2018 N 180-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.28 и 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Обновлены коды товаров, внешнеторговые сделки с которыми признаются контролируемыми

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из товарных групп, перечисленных в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ.
Минпромторгом России определены коды таких товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
(Приказ Минпромторга России от 28.04.2018 N 1714 "Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2018 N 51479)

Для организаций госсектора утвержден ФСБУ "Влияние изменений курсов иностранных валют"

Стандарт устанавливает единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации, методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений, а также порядок раскрытия информации о результатах пересчета указанных показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 года, составлении отчетности начиная с отчетности 2019 года.
(Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 122н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют", зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2018 N 51487)

Для организаций госсектора утвержден ФСБУ "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах"

Стандарт устанавливает порядок принятия к бухгалтерскому учету и оценки резервов, а также порядок раскрытия информации о резервах, об условных обязательствах и условных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении отчетности начиная с отчетности 2020 года.
(Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 124н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2018 N 51491)

Принят Закон о совершенствовании нового порядка применения ККТ

В действующую редакцию закона о ККТ внесены масштабные изменения.
Теперь закон называется "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (из наименования, в частности, исключено упоминание расчетов с использованием электронных средств платежа в связи с отсутствием единообразной трактовки данного понятия).
Закон дополнен новыми понятиями: "бенефициарный владелец", "версия модели контрольно-кассовой техники", "выгодоприобретатель".
Скорректированы положения, касающиеся обязанности применения ККТ, а также предусмотрены особенности ее применения при осуществлении отдельных расчетов.
Так, от применения ККТ освобождены кредитные организации.
Без применения ККТ могут осуществляться расчеты, в частности:
  • в виде зачета или возврата предварительной оплаты (аванса) ранее внесенной физлицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа и грузов, услуги связи, услуги в электронной форме и иные услуги, определенные Правительством РФ;
  • при предоставлении права пользования парковочными местами организациями, реализующими полномочия субъектов РФ (органов местного самоуправления).

Предусмотрено право применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной он-лайн передачи данных в налоговые органы, на территориях военных объектов и объектов некоторых силовых ведомств.
При продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте теперь необходимо будет применять ККТ.
Установлены требования к обязательным реквизитам кассового чека (бланка строгой отчетности), формируемые при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, а также при выплате выигрышей, при получении страховой премии.
Поправки также коснулись порядка включения ККТ в реестр, а также требований к составу сведений, представляемых при регистрации (перерегистрации) ККТ и снятии ее с учета.
(Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

СТАТИСТИКА

Росстатом утверждена обновленная статистическая форма N 1-Т(проф), по которой подаются сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам

Форма вводится в действие с отчета по состоянию на 31 октября 2018 года и подается с периодичностью 1 раз в 2 года за четные года.
Ее предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности (кроме финансовой и страховой деятельности; государственного управления и обеспечения военной безопасности; деятельности общественных и экстерриториальных организаций) территориальному органу Росстата в субъекте РФ. Срок предоставления - 28 ноября.
Признано утратившим силу приложение N 3 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-Т(проф), утвержденное Приказом Росстата от 05.06.2016 N 325.
(Приказ Росстата от 27.06.2018 N 394 "Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам")

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Одна из организационно-правовых форм межмуниципальных хозяйственных обществ приведена в соответствие с действующей классификацией акционерных обществ, установленной в ГК РФ

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" упразднены такие типы акционерных обществ, как открытое и закрытое, а также установлена новая классификация акционерных обществ в виде публичных и непубличных акционерных обществ.
Согласно части 2 статьи 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами.
В этой связи настоящим Федеральным законом одна из организационно-правовых форм межмуниципальных хозяйственных обществ, которые в соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона N 131-ФЗ могут учреждаться представительными органами муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения, изменена с закрытого акционерного общества на непубличное акционерное общество.
(Федеральный закон от 03.07.2018 N 189-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

НДС и страховые взносы: депутаты одобрили налоговый маневр 20/22

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект с поправками в НК РФ о повышении НДС и сохранении ставок страховых взносов.
Напомним, законопроект № 489169-7 устанавливает, что с 1 января 2019 года основная ставка НДС вырастет с нынешних 18% до 20%.
Одновременно повышается расчетная ставка НДС при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса с 15,25% до 16,67%. Такая же ставка устанавливается для иностранных компаний, продающих электронный контент российским пользователям.
При этом проект закона не содержит поправок в льготы по НДС и не упраздняет, а также не изменяет пониженные налоговые ставки.
Кроме того, поправки в статью 425 НК РФ устанавливают на постоянной основе тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с сумм выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов, и 10% - в отношении выплат сверх установленной предельной величины.
В настоящее время статья 425 НК РФ предусматривает, что с 2021 года ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна составить 26% для выплат до предельной величиной базы для начисления.

Госдума приняла законопроект об НДД и снижении акцизов на топливо

Госдума приняла в третьем чтении закон о поправках в Налоговый кодекс, которые касаются введения налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли.
Законопроект о введении НДД был внесен правительством в ноябре 2017 года. Согласно документу, налог будет взиматься не с объемов нефти, а с денежного дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.
Налог будет распространяться на четыре группы месторождений: новые месторождения в Западной и Восточной Сибири с выработанностью менее 5%, действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80%, месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
В конце мая правительство решило включить в законопроект об НДД поправки о снижении акциза на бензин на 3 тыс. руб. и на дизельное топливо на 2 тыс. руб. Снижение акцизов являлось экстренной мерой, призванной быстро стабилизировать цены на топливо.

ФНС готовит новую форму реестра документов для экспортеров

ФНС готовит новую форму реестра документов, представляемых для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, формы и форматы реестров документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте, утверждены приказом ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427.
Вместе с тем, Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ дополнил статью 165 НК РФ новыми нормами, которые устанавливают особый порядок подтверждения нулевой ставки НДС, если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях.
Как поясняют в ФНС, указанные нормы потребовали подготовки формы и формата реестра документов, подтверждающих факт отправки товаров международными почтовыми отправлениями.
В ФНС рассчитывают, что новая форма реестра будет утверждена к сентябрю 2018 года.

Подготовлена новая форма декларации по земельному налогу

НС подготовила изменения в форму декларации по земельному налогу. Соответствующий проект приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, действующая форма декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ с поправками.
В обновленной форме декларации раздел 2 дополнен новой строкой 245 "Сумма налоговой льготы (в рублях) (пункт 2 статьи 387 НК РФ)". Данная строка будет заполняться в случае установления местными органами власти для налогоплательщика налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки.
Новый порядок заполнения декларации также учитывает, возможность одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, если значение каждого из них отлично от единицы.
Кроме того, приложение "Коды категорий земель" к порядку заполнения декларации содержит коды для таких категорий, как:
  • земли для обеспечения обороны в населенных пунктах;
  • земли для обеспечения безопасности в населенных пунктах;
  • земли для обеспечения таможенных нужд в населенных пунктах;
  • земли для обеспечения таможенных нужд.

Поправки вносятся и в электронный формат декларации по земельному налогу.
Предполагается, что обновленная форма будет введена с 1 января 2019 года и будет применяться, начиная с декларации за 2018 год.

ФНС планирует утвердить новую форму декларации 3-НДФЛ

ФНС не оставляет в покое форму декларации 3-НДФЛ – соответствующий проект появился на портале для общественного обсуждения. В этот раз предлагается не вносить поправки в существующий приказ, а утвердить "с нуля" новую форму, новый порядок ее заполнения и формат. Действующую форму правили в последний раз не далее как в конце прошлого года.
Листы А, Б, В и так далее превратятся в приложения 1, 2, 3 и так далее. Приложение 3 будет предусматривать не только доходы, полученные от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики (как сейчас лист В), но и расчет профессиональных налоговых вычетов, установленных пунктами 2, 3 статьи 221 НК.
Из раздела 2 (расчет налоговой базы и суммы налога) исчезнут формулы, по которым рассчитываются показатели этого раздела.
Изменится структура и (частично) вид приложений, посвященных налоговым вычетам.

Форма расчета по страховым взносам изменится с 2019 года

ФНС разработала новую форму расчета по страховым взносам, порядок заполнения, а также электронный формат представления. Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, в настоящее время действует форма расчета, утвержденная приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.
В обновленной форме расчета эксперты ФНС сократили состав приложений к разделу 1, а также ввели дополнительные поля сразу в нескольких листах расчета.
Так, в разделе 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов" расчета появляется новое поле "Тип плательщика (код)".
В нем указывается "1", если выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в последние три месяца расчетного периода фактически осуществлялись и "2", если выплаты в пользу физлиц в последние три месяца не осуществлялись.
Подраздел 1.4 "Расчет сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности к разделу 1" в новой форме становится приложением 1.1.
В приложении 2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством к разделу 1" ниже поля "Количество застрахованных лиц, всего (чел.)" введено новое поле "Количество физических лиц, с выплат которым исчислены страховые взносы, всего (чел.)".
В разделе 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" поле "Номер корректировки" переименовано в "Признак аннулирования сведений о застрахованном лице".
При этом отмечается, что в этом поле ставится "1" при аннулировании ранее представленных сведений по данному застрахованному лицу. Также признак аннулирования сведений о застрахованном лице заполняется при корректировке данных о физическом лице. При первичном представлении расчета данный признак не заполняется.
Кроме того, из расчета исключаются два приложения (8 и 9) к разделу 1, которые в настоящее время отведены для сведений, необходимых для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Предполагается, что новая форма расчета будет применяться с отчетности за первый квартал 2019 года.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ИФНС надеялась не платить судебные расходы, так как сама же блокировала счет фирмы

Компания оспорила в суде решение инспекции о доначислении налогов. Для представления интересов компании в судах был привлечен ИП. Суды решение отменили, и компания опять обратилась в суд – на это раз с целью взыскания с налоговой судебных расходов с сумме 1,9 млн рулей.
Суды трех инстанций сочли обоснованными расходы в размере 1,1 млн рублей. Не представлено доказательств завышения этой суммы и несоответствия принципу разумности, исходя из объема работы и специфики спора, прохождения его в трех инстанциях дважды.
Инспекция указывает, что фактически компанией расходы не понесены – согласно выпискам по расчетным счетам компании денежные средства за юруслуги не перечислялись. Из квитанций к приходно-кассовым ордерам следует, что услуги фактически оплачены лично директором налогоплательщика без привлечения денег компании.
Суды (постановление кассации (Ф09-3560/2016 от 26.06.2018) установили, что оплата спорных расходов директором была связана с невозможностью их оплаты с расчетного счета фирмы по причине его блокировки. Так что утверждения налоговиков – не аргумент.
(дело № А60-27722/2015)

Несовпадение расположения печатей на копиях и подлинниках привело к доначислениям

ООО "К" (покупатель) заключило с ООО "Л" договор на выполнение работ и отразило сделку в учете, представив в подтверждение копию договора, товарные накладные, счета-фактуры.
В ходе выездной проверки инспекция, усомнившись в достоверности копий документов, истребовала оригиналы. При визуальном сопоставлении копий документов с оригиналами установлено несоответствие подписей и местоположения печати на копиях и оригиналах. Инспекция решила, что для изготовления представленных копий документов не использовались их оригиналы, кроме того, подлинность оригиналов также вызывает сомнение. При этом ООО "Л" после сделки ликвидировано. Бывший руководитель контрагента отрицает восстановление документов по просьбе налогоплательщика. Кто ставил печать от имени контрагента на восстановленные документы, допрошенному не известно, так как оригинал печати после ликвидации фирмы был уничтожен, копия печати не изготавливалась, все бухгалтерские документы были уничтожены.
ИФНС признала сделку формальной, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на отсутствие у контрагента ресурсов для выполнения подрядных работ. При этом расчетный счет контрагента являлся транзитным и использовался с целью дальнейшего обналичивания денежных средств.
Кассация (Ф06-34347/2018 от 25.06.2018) указала: "документы, представленные … в подтверждение реальности взаимоотношений … не позволяют признать их в качестве доказательств ..., поскольку содержат противоречивые сведения, не позволяющие достоверно установить обстоятельства фактического совершения заявленных финансово-хозяйственных операций".
(дело № А12-27461/2017)

Суды вернули расходы, несмотря на неподтверждение приобретения акций, внесенных в УК

В апреле 2013 года ООО "А" реализовало ООО "З" пакет голосующих акций ЗАО в размере 84% уставного капитала (84 штуки номинальной стоимостью 100 рублей). Продажная цена пакета составила 61,2 млн рублей. Акции оплачены векселями. Номинальная стоимость векселей по акту составила 60 млн рублей, а сумма, принятая к расчету с учетом процентов по векселям – 61,9 млн рублей.
ООО "А" отразило в декларации по налогу на прибыль за 2013 год доход от выбытия ценных бумаг 61,2 млн рублей. Расходы при этом составили 61,1 млн рублей, в том числе 63 акции ранее куплены у физлица за 32,1 млн рублей. Кроме того, 37 акций ранее были приобретены через нескольких физлиц единственным участником ООО "А", которая внесла их в качестве вклада в уставной капитал компании.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на документальную неподтвержденность части расходов, поскольку не представлены документы, подтверждающие переход прав собственности на акции по цепочке физлиц, включая участника ООО "А". Согласно пятому абзацу пункта 1 статьи 277 НК имущество, внесенное в уставной капитал, принимается к учету по стоимости взноса, которая определяется по данным учета у передающей стороны. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества, то она признается равной нулю.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции. Расходы налогоплательщика при реализации ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (пункт 3 статьи 280 НК).
В отношении цены приобретения суды применили другой – шестой – абзац пункта 1 статьи 277 НК. В этой норме установлен особый порядок определения стоимости имущества, внесенного в уставный капитал физлицами. Стоимостью такого имущества признаются подтвержденные расходы на его приобретение, но не выше рыночной стоимости этого имущества, подтвержденной независимым оценщиком.
У компании действительно отсутствовали документы, подтверждающие расходы участника, поэтому стоимость акций, внесенных в уставной капитал, была определена оценщиком. Доказательств, опровергающих результаты оценки, инспекцией не представлено. Несмотря на вопросы относительно достоверности стоимости акций, экспертизу рыночной стоимости на момент внесения акций в уставной капитал налоговая не назначила, отметила кассация (Ф07-6576/2018 от 21.06.2018).
(дело № А05-7708/2017)

Суды не согласились с расходами в виде зарплаты врача, работавшего дистанционно

Компания (санаторий) учла в расходах зарплату и отчисления с зарплаты врача функциональной диагностики Т., работавшей по совместительству.
По результатам выездной проверки ИФНС сочла эти расходы необоснованными, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Установлено, что Т. фактически не исполняла должностные обязанности. Согласно представленным документам (трудовому договору, должностной инструкции, табелю учета рабочего времени) работнику установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье). По характеристике условий труда предусмотрены условия труда на рабочем месте. Однако Т. проживает в Москве, где и работает по основному месту работы по трудовому договору на полный рабочий день. При этом санаторий находится в Кемеровской области.
Компания пояснила, что услуги оказывались дистанционно, в подтверждение чего представлена электронная переписка.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, найдя противоречия в приложенных отсканированных копиях лент электрокардиограмм (отсутствуют вложения файлов при обмене электронными документами). Кроме того, заключения выдавались спустя 2 месяца, что, по мнению судов, свидетельствует о неактуальности заключений врача.
Суды (постановление кассации Ф04-2000/2018 от 25.06.2018) учли, что руководитель и главный бухгалтер компании являются отцом и матерью Т.
Таким образом, исполнение работницей должностных обязанностей документально не подтверждено, следовательно, оснований для учета затрат по оплате ее труда в расходах не имеется.
(дело № А27-21739/2017)

Придержание зачета с зависимым лицом до следующего года не помогло фирме остаться на УСН

Компания применяла УСН с объектом обложения "доходы минус расходы". В ходе выездной проверки ИФНС установила утрату права на применение упрощенной системы с 4 квартала 2013 года, доначислила налоги по общей системе, пени и штрафы. Выяснилось, что с целью недопущения превышения лимита по доходам компания включила в схему реализации продукции зависимое лицо ООО "С". Результатом стало перераспределение доходов и неотражение в учете фактически полученной выручки.
Согласно карточкам счетов 62, 60, актам сверки на конец 2013 года задолженность ООО "С" перед ООО "А" за приобретенную продукцию составила 760 тысяч рублей, задолженность ООО "А" перед ООО "С" – 1,9 млн рублей. Однако взаимозачет на между компаниями не проведен, даже в отношении тех денежных средств, которые уже поступили на счета ООО "С" за реализованную продукцию, изготовленную ООО "А".
ООО "А" настаивает, что дробление бизнеса с целью ухода от налогов в данном случае отсутствует, компании не несут расходов друг за друга, их деятельность носит реальный характер и направлена на получение прибыли.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что компаниями руководит одно лицо, они располагаются по одному адресу и имеют единые телефонные номера, их учет ведет также одно лицо. Численность работников ООО "С" составляла 2 человека – директор и бухгалтер, которые работали по совместительству. Таким образом, правовых препятствий для взаимозачета не было.
Поскольку при УСН датой получения доходов признается день поступления средств, налогоплательщик утратил право на УСН с 4 квартала 2013 года, указали суды (постановление кассации Ф10-2015/2018 от 25.06.2018).
(дело № А09-8586/2017)

Стоимость подарков работникам к профессиональным праздникам не облагается взносами

Компания вручала работникам подарки в денежном эквиваленте ко Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
По результатам выездной проверки ПФ указал на неправомерное занижение базы для исчисления взносов, доначислил взносы, пени и штраф.
Суды трех инстанций отменили решение фонда, так как вручение подарков не носило систематический характер, не было связано с выполнением трудовых функций, не зависело от качества, сложности или количества выполняемой работы. Вручая работникам подарки в денежном эквиваленте, компания не связывала это с встречным выполнением работниками каких-либо функций. Фондом не доказано, что подарки выдавались в качестве поощрения за определенное качество, сложность, количество выполняемой работы.
При этом факт наличия трудовых отношений не является основанием считать все выплаты работникам оплатой труда. По мнению судов (Ф04-1308/2018 от 14.05.2018), спорные выплаты носят социальный, а не стимулирующий характер и не подлежат обложению взносами.
(дело № А27-24662/2017)

ВС отменил штраф, назначенный до вступления в силу закона, смягчившего правила

Компания несвоевременно представила сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года – 12 октября. Решением от 28 ноября управление ПФ оштрафовало компанию на 779 тысяч рублей (часть 4 статьи 17 закона № 27-ФЗ).
Компания обратилась в суд, указывая на несоразмерность штрафа, который должен быть снижен в 100 раз до разумных пределов – 7 790 рублей. Кроме того, с 1 января 2017 года в связи с изменениями, внесенными законом от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ, срок представления отчетности продлен до 15 числа.
Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд признали факт правонарушения, однако снизили размер штрафа в 10 раз – до 77,9 тысяч рублей. При этом суды исходили из редакции закона, действовавшей на момент совершения правонарушения. По мнению судов, изменения законодательства не смягчают ответственность за непредставление в установленный срок сведений, а определяют иной порядок представления таких сведений.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС отменила решение судов. Коллегия разъяснила, что если после совершения правонарушения, ответственность за которое новым (не вступившим в законную силу) законом устранена или смягчена, применяется новый закон.
В данном случае внесенные изменения, увеличивающие срок представления отчетности с 10 до 15 числа месяца, следующего за отчетным, улучшают положение страхователя и, в данном случае, исключают штраф за представление отчетности с 10-го до 15 числа.
Коллегия (306-КГ17-22270 от 15.05.2018) указала: "факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием для признания его недействительным".
(дело № А65-30241/2016)

Заключение договоров не доказывает трудоустройство беременной за месяц до декрета

ИП трудоустроил работницу за месяц до декрета и выплатил ей пособие по беременности и родам, после чего обратился в ФСС с заявлением о выделении средств для возмещения расходов.
Фонд отказал, обнаружив ряд несоответствий в представленных документах. Так, согласно приказу и трудовой книжке работница принята менеджером, а согласно трудовому договору – бухгалтером. При этом исполнение обязанностей ни качестве бухгалтера, ни в качестве менеджера не подтверждено.
Предприниматель пытался оспорить решение, ссылаясь на уплату налогов и взносов на протяжении всего срока трудоустройства работницы. Он также пояснил, что через год после наступления страхового случая работница вновь приступила к работе. В подтверждение исполнения ею трудовых обязанностей были представлены договоры с контрагентами.
Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд поддержали решение фонда, пояснив, что заключенные с контрагентами договоры не свидетельствуют об участии работницы в их заключении. Кроме того, работница показала, что трудоустроена после обращения с такой просьбой к матери предпринимателя, несмотря на то, что поиском бухгалтера или менеджера ИП не занимался.
Судья ВС (308-КГ18-6893 от 13.06.2018) отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам. В определении указано: "заявителем не представлено доказательств в подтверждение того обстоятельства, что им не создавалась искусственная, экономически необоснованная ситуация, позволяющая неправомерно возместить за счет средств фонда расходы по выплате пособий".
(дело № А32-18066/2017)

ВС РФ обобщена судебная практика по спорам, связанным с применением УСН и ПСН субъектами малого и среднего предпринимательства

По результатам рассмотрения материалов судебной практики Президиум Верховного Суда РФ рекомендовал судам обращать внимание, в частности, на следующее:
  • налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении УСН, если ранее им фактически признана обоснованность ее применения (общество применяло УСН в течение первого налогового периода своей деятельности без возражений со стороны налогового органа);
  • организация, созданная в результате преобразования юридического лица, применявшего УСН, и продолжившая использовать данный налоговый режим, не может быть переведена на общую систему налогообложения вопреки ее волеизъявлению;
  • создание филиала без намерения осуществлять деятельность через это обособленное подразделение не может служить основанием для прекращения применения специального налогового режима до истечения календарного года;
  • факт взаимозависимости налогоплательщика и его контрагентов не является основанием для консолидации их доходов и для вывода об утрате права на применение УСН;
  • в целях определения права на применение УСН, по общему правилу, учитывается реально полученный доход, а не причитающиеся ему суммы (дебиторская задолженность);
  • суммы субсидии, предоставленной субъекту малого и среднего предпринимательства для приобретения (создания) объектов недвижимости, не включаются в состав облагаемых доходов, если соответствующие затраты понесены в течение не более чем двух налоговых периодов после их получения;
  • ставка налога 0 процентов, предусмотренная для впервые зарегистрированных ИП, распространяется в том числе на граждан, ранее прекративших статус индивидуального предпринимателя и окончивших ведение предпринимательской деятельности, но решивших (ее) возобновить.

("Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства" утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)