Мониторинг изменений за период 11.06.18 - 17.06.18

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов и иных обязательных платежей будут приниматься по обновленным формам

В целях принятия мер по взысканию с поручителя (гаранта) сумм недоимки и задолженности по налогу, сбору, страховым взносам, пени и штрафам приняты в новой редакции некоторые формы документов, используемых налоговыми органами при исполнении своих полномочий.
Также в новых формах, в частности, содержится указание на то, что взыскание может осуществляться, в том числе, за счет драгоценных металлов.
(Приказ ФНС России от 04.04.2018 N ММВ-7-8/189@ «О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@», зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2018 N 51333)

Обновлен перечень нормативных правовых актов, соблюдение положений которых оценивается ФНС России при осуществлении валютного контроля

В частности, в перечень добавляется Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля»; утратившая силу Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» заменяется на Инструкцию Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
(Приказ ФНС России от 06.06.2018 N ММВ-7-17/376@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@»)

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Исключена возможность установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наличии задолженности по уплате соответствующих взносов

Согласно действующей редакции Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страхователями представляются утверждаемые ежеквартально расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, которые подтверждают отсутствие задолженности на отчетную дату, а не на дату подачи заявления об установлении скидки.
Согласно внесенным изменениям, скидка может быть установлена только при отсутствии у страхователя на день подачи заявления об установлении скидки выявленной недоимки, в том числе в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленных пени и штрафов по итогам камеральной или выездной проверки.
Кроме того, уточняются сроки подачи страхователем заявления об установлении скидки в связи с тем, что расчет скидки к страховому тарифу возможен только после вступления в силу значений основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год, утверждаемых постановлением страховщика по согласованию с Минтруда России.
(Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 661 «О внесении изменений в Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Определен порядок передачи органами ПФР и ФСС РФ по запросам налоговых органов документов, касающихся задолженности плательщиков страховых взносов

Порядок регламентирует представление первичных документов, подтверждающих обоснованность начисления, своевременность и полноту принятия мер по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам.
Обмен информацией осуществляется на региональном уровне по запросу Управления ФНС России с указанием необходимого перечня первичных документов.
В случае нахождения запрашиваемых первичных документов в вышестоящем органе или в суде в связи с проведением процедуры обжалования отделение фонда должно проинформировать об этом Управление ФНС России в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса.
(Приказ ФНС России от 09.04.2018 N ММВ-7-8/206@ «Об утверждении порядка представления органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации первичных документов, подтверждающих обоснованность начисления, своевременность и полноту принятия мер по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации) по запросам налоговых органов», зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2018 N 51320)

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Депутаты приняли во втором чтении подорожание загранпаспорта для граждан

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 451536-7 о внесении изменений в статьи 333-28 и 333-33 НК. Увеличатся размеры госпошлин за выдачу таких документов:
  • загранпаспорт, содержащий электронный носитель информации (паспорт нового поколения) – с 3500 до 5000 рублей;
  • загранпаспорт нового поколения для ребенка до 14 лет – с 1500 до 2500 рублей;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на пластиковой основе нового поколения - до 1500 рублей (при этом останется и действующая госпошлина за «бумажное» свидетельство, равная 500 рублей);
  • национальное водительское удостоверение, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на пластиковой основе нового поколения – до 3000 рублей (останется также и существующая госпошлина за пластиковые права «старого поколения» в 2000 рублей).

Такие меры объясняются тем, что выдача названных документов все дороже обходится государству. В том числе, очередной рост расходов казны связан с применением электронного носителя информации при изготовлении документов нового поколения и необходимостью создания инфраструктуры обработки и хранения данных.
Общая сумма затрат МВД составит в среднем 2018,58 рублей за один документ. При этом действующие размеры госпошлин позволят компенсировать расходы бюджета не более чем на 42%. Если же пошлины поднять, как предлагается, то граждане оплатят примерно 95% бюджетных затрат на изготовление перечисленных документов.
Планируется, что закон вступит в силу вскоре после принятия - через месяц после официального опубликования.

При прекращении деятельности в бухучете появится новый объект: готов проект по ПБУ

Минфин опубликовал проект изменений в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
Предлагается удалить тезис о том, что это ПБУ также применяется при составлении сводной бухгалтерской отчетности. Соответствующий абзац также удаляется и из раздела о раскрытии информации в отчетности.
Для урегулирования обязательств, возникающих вследствие признания деятельности прекращаемой, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация сейчас образует резерв. После принятия поправок в этой ситуации будут признаваться оценочные обязательства. Соответственно, упраздняются все правила создания названного резерва, раскрытия информации о нем.
На случай снижения стоимости активов, относящихся к прекращаемой деятельности, упраздняется отсылка к ПБУ, применяемым к этим активам. В связи с этим удаляется исключение из правила, отраженного в пункте 14 ПБУ (правило о том, что сумма снижения стоимости актива подлежит раскрытию в отчете о финансовых результатах), корректируются некоторые другие нормы ПБУ.
Вводится новый раздел III «Долгосрочные активы к продаже». В целях рассматриваемого ПБУ под таковыми будут пониматься:
  • ОС и другие внеоборотные активы (за исключением финансовых активов), использование которых прекращено, возобновление их использования не предполагается в связи с принятием решения об их продаже;
  • предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности классифицируются в качестве запасов.

Долгосрочные активы к продаже будут учитываться в составе оборотных активов обособленно от других активов, будут оцениваться в порядке, предусмотренном для текущей оценки запасов, при этом вместо себестоимости будет приниматься балансовая стоимость на момент переклассификации в долгосрочный актив к продаже.
В разделе о раскрытии появится дополнение о раскрытии информации о долгосрочных активах к продаже, в том числе, их описания, описания фактов и обстоятельств продажи, данных о прибыли (убытке) и других сведений.
Вносятся поправки технического характера - упоминания пояснительной записки к бухгалтерской отчетности заменяются пояснениями к бухгалтерскому балансу и/или отчету о финрезультатах.
Видоизмененное ПБУ должно начать применяться в 2020 году.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суды против создания фирмы по месту жительства физлица без согласия собственников

Г. обратилась в инспекцию с заявлением о госрегистрации ООО. Налоговая отказала в регистрации компании, сославшись на отсутствие согласия собственника квартиры (пункт «р» пункта 1 статьи 23 закона 129-ФЗ о госрегистрации юрлиц и ИП).
Г. считает, что согласия собственников жилого помещения не требуется, поскольку в статье 12 закона 129-ФЗ указан исчерпывающий перечень документов для регистрации юрлица. При этом статья 17 Жилищного кодекса допускает использование своего жилого помещения для ведения предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции отменил решение инспекции. Апелляция с ним не согласилась, посчитав, что регистрация фирмы в жилом помещении без согласия собственников нарушает закон 129-ФЗ. Суд разъяснил, что адрес компании определяется местонахождением ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - лица, имеющего право действовать от имени юрлица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК). При этом адрес регистрации может отличаться от адреса, по которому ведется деятельность. В то же время, регистрация по адресу жилого объекта допустима только при согласии собственника. ЖК именно на собственников помещений возлагает обязанность соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей.
В данном случае собственником квартиры Г. не является, согласия собственников помещения на регистрацию по данному адресу юрлица она не представила, указала кассация (Ф03-1728/2018 от 01.06.2018).
(дело № А16-2425/2017)

Суды против регистрации компании в техническом помещении - в здании теплопункта

На общем годовом собрании акционеров ЗАО принято решение о реорганизации компании в форме преобразования в ООО. В инспекцию подано уведомление о начале процедуры реорганизации со всеми приложениями, включая договор аренды помещения.
Инспекция отказала в госрегистрации реорганизации, сославшись на непредставление необходимых для регистрации документов (пункт «а» статьи 23 закона 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») и наличие информации о недостоверном адресе (пункт «р» той же нормы).
В заявлении не заполнен пункт 2.9 «Офис (квартира и т.п.)» - не указан конкретный элемент (офис, квартира и т.п.) и его номер, где будет располагаться исполнительный орган юрлица. Согласно договору аренды арендодатель сдает нежилое помещение площадью 18 кв.м. Согласно сведениям информационного ресурса АИС Налог-3 это помещение находится в здании теплоузла (теплового пункта).
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что тепловой пункт – это совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения. Соответственно, такое помещение не предназначено для ведения предпринимательской деятельности. Поскольку заявление было оформлено с нарушением установленных требований, оно считается непредставленным.
Суды (постановление кассации Ф06-33229/2018 от 01.06.2018) также установили, что арендодателю принадлежат и другие помещения с указанием номеров помещений и офисов.
(дело № А55-19038/2017)

Контрагент отказался выдать покупателю счет-фактуру, но суды разрешили вычет НДС

В июне 2013 года ООО «С» по результатам открытого аукциона приобрело рыболовный траулер, перечислило продавцу почти 30 млн рублей и заявило вычет в декларации по НДС. Имущество передано покупателю по акту приема-передачи и зарегистрировано за покупателем. Однако счет-фактура выставлен не был. После сделки поставщик был реорганизован.
Компания пояснила, что несмотря на неоднократные обращения к продавцу был получен отказ в выдаче счета-фактуры. Для защиты своих прав компания обратилась в суд с требованием о понуждении продавца выдать счет-фактуру. Правопреемник представил счет-фактуру, в котором отсутствовали подписи руководителя и главного бухгалтера продавца.
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, сославшись на отсутствие счета-фактуры, оформленного в установленном порядке.
Суд первой инстанции поддержал решение инспекции, указав, что действия по понуждению выдать документ совершены после подачи декларации и получения акта камеральной проверки.
Апелляция и кассация отменили решение суда, указав, что представленные компанией документы позволяют налоговой проверить обоснованность вычетов, а также идентифицировать продавца. При этом отказ в удовлетворении требований может привести к утрате права на возмещение ввиду истечения трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК.
Кассация (Ф03-1719/2018 от 31.05.2018) отметила: «бездействие контрагента по невыставлению счета-фактуры не может служить непреодолимым препятствием для получения вычета по НДС добросовестным налогоплательщиком».
(дело № А51-14757/2017)

Суды вернули вычеты, не поверив, что под гостиницу использовано здание автомойки

Предприниматель заключил с ООО договор на строительство гостиницы и заявил вычеты со стоимости материалов в декларации по НДС за 4 квартал 2015 года.
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, сославшись на показания свидетелей – здание по состоянию на 2 октября 2015 года уже было возведено, и при строительстве был использован незавершенный объект. Таким образом, строительные материалы не могли быть использованы для возведения уже построенного объекта.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что земельный участок, на котором построено трехэтажное здание гостиницы, ранее находился в пользовании третьего лица, которое начинало там строительство двухэтажного здания автомойки. Однако в сентябре 2015 года строение частично демонтировано, неиспользованные стройматериалы вывезены, строительный мусор убран. Права арендатора участка по согласованию с арендодателем – администрацией - были переданы предпринимателю, который начал строительство гостиницы на 10 мест.
Отклоняя доводы налоговой об идентичности зданий, суды (постановление кассации Ф10-1594/2018 от 31.05.2018) указали, что здания автомойки и гостиницы имеют разную этажность и различное назначение – автомойка являлась временным сооружением, тогда как гостиница – капитальная постройка. При строительстве гостиницы не могли использоваться конструкции, возведенные для временного сооружения. Заключений специалиста или эксперта в области строительства в подтверждение доводов налоговиков не представлено.
Приведенные инспекцией обстоятельства о использовании незавершенного строения, кроме показателей свидетелей, ничем не подтверждены. Претензий к оформлению счетов-фактур, товарных накладных, накладных на передачу стройматериалов от ИП подрядчику, так же, как и к подписям лиц в названных документах инспекцией не предъявлено.
(дело № А54-6703/2016)

Включение в схему лизинга зависимого лица помешало льготе по налогу на имущество

ООО «С» (лизингодатель), ООО «М» (первоначальный лизингополучатель) и ООО «А» (новый лизингополучатель) заключили соглашения об условиях передачи прав и обязанностей по договорам финансовой аренды. С согласия лизингодателя первоначальный лизингополучатель передало свои права и обязанности по договорам финансовой аренды автотранспортных средств в пользу ООО «А». ООО «А» заявило льготу по налогу на движимое имущество, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 НК.
По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила налог, пени и штраф, указав, что льгота не распространяется на получение имущества от взаимозависимого лица. При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ руководитель и учредитель ООО «М» является учредителем ООО «А».
Компания не оспаривает взаимозависимость, однако считает, что имущество следует признавать передаваемым от лизингодателя (независимого от лизингополучателей) как от изначального собственника имущества.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что пункт 25 статьи 381 НК исключает освобождение от налогообложения передачу, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
Суды (постановление кассации Ф08-3294/2018 от 31.05.2018) установили, что фактически имущество передано с баланса прежнего лизингополучателя, то есть взаимозависимого лица, следовательно, основания для льготы не имелось.
Напомним, что с начала 2018 года организации освобождаются от уплаты налога за движимое имущество, только если в регионе принят закон, который установил такую льготу. При этом общеустановленные НК правила об отсутствии льготы при передаче имущества от зависимых лиц не изменились.
(дело № А53-1315/2017)

ВС: привлечение фирмой управляющего-ИП не освобождает от взносов с выплат ему

Для управления компанией был привлечен предприниматель по договору о передаче полномочий единоличного управления. С доходов управляющего страховые взносы не исчислялись.
По результатам выездной проверки управление ПФ указало на занижение базы для начисления взносов, признав договор трудовым. Компании доначислены взносы, пени и штраф.
Она обратилась в суд, указывая, что вознаграждение выплачивалось в рамках гражданско-правовой сделки, а согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 5 закона 212-ФЗ предприниматель является самостоятельным плательщиком взносов.
Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд признали законным решение управления, установив, что договор заключен на длительный период – 3 года, в нем закреплена трудовая функция - управление текущей деятельностью компании и регулярная, гарантированная оплата труда (постоянная часть и процент от прибыли).
Таким образом, договор о передаче полномочий единоличного управления носит не гражданско-правовой, а трудовой характер, а выплаты по нему являются скрытой формой оплаты труда. То обстоятельство, что предприниматель является самостоятельным плательщиком взносов, не исключает обязанность работодателя по уплате взносов.
Судья ВС (303-КГ18-1430 от 25.05.2018) поддержал решение судов и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
(дело № А73-3767/2017)

Внесение супругой ИП средств на счет на развитие бизнеса - не повод для доначислений

Предприниматель занимался изготовлением мебели по заказам физлиц и применял УСН с объектом «доходы».
В ходе камеральной проверки ИФНС установила, что на расчетный счет ИП поступили денежные средства от его супруги, не учтенные при исчислении налога.
Предприниматель обратился в суд, поясняя, что денежные средства не являлись выручкой, составляли личные и заемные средства, зачисляемые на его расчетный счет для пополнения оборотных средств, для развития бизнеса.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за товары (работы, услуги).
В данном случае супруга налогоплательщика подтвердила факт внесения ею на расчетный счет предпринимателя по доверенности личных и кредитных денежных средств. В подтверждение ИП представил копии кредитных договоров и доверенность.
В свою очередь, инспекция не приняла мер к должному выяснению обстоятельств о причинах расхождения сумм доходов по расчетному счету с данными книги учета доходов и расходов: не допросила предпринимателя, сведения об источниках возникновения внесенных членами его семьи на расчетный счет средств не истребовала и не исследовала. Доказательств того, что внесенные деньги связаны с ведением предпринимательской деятельности, налоговой не представлено.
Суды (постановление кассации Ф06-32803/2018 от 01.06.2018) отклонили доводы налоговиков об экономической нецелесообразности внесения на счет предпринимателя его личных средств для расширения бизнеса, поскольку эти доводы не свидетельствуют о правомерности доначислений. Также отклонен довод об отсутствии в договорах указания на то, что целью получения кредита является развитие бизнеса. Суды пояснили, что средства, полученные по договорам кредита или займа, независимо от оформления не учитываются при налогообложении.
(дело № А12-25005/2017)

Не любое подразделение является филиалом, лишающим права на УСН, указали суды

Приказом директора в компании, применяющей УСН, созданы два обособленных подразделения – фельдшерские здравпункты. Их основной целью являлся мониторинг здоровья работников промышленных предприятий. Фельдшерский здравпункт имеет угловой штамп с указанием наименования компании, ведет учетно-отчетную документацию.
По результатам выездной проверки ИФНС указала на неправомерность применения УСН, сославшись на наличие у компании двух филиалов (пунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК установлен запрет на применение УСН компаниями, имеющими филиалы), доначислила налоги по общей системе налогообложения. Инспекция считает, что подразделения расположены вне места нахождения юрлица, ими руководит П., действующая на основании доверенностей, выданных руководителем налогоплательщика, а по месту нахождения филиалов оборудованы стационарные рабочие места.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что обособленные подразделения компании не соответствуют определениям филиала и представительства, содержащимся в статье 55 ГК.
Суды (постановление кассации Ф04-1671/2018 от 30.05.2018) установили, что обособленные подразделения не указаны в качестве филиалов и представительств ни в уставе, ни в ЕГРЮЛ. Директор филиала не назначался. К тому же, подразделения не имеют самостоятельного баланса, расчетных и иных счетов, не ведут ни бухгалтерский, ни налоговый учет. Доверенности, выданные руководителем налогоплательщика на имя главной медицинской сестры П., не могут свидетельствовать о том, что она действовала именно как руководитель филиала. Полномочия П. напрямую связаны с исполнением должностной инструкции главной медсестры.
Каких-либо иных локальных актов (распоряжения, приказа) о назначении П. именно руководителем филиалов не представлено. Расположение обособленных подразделений вне места регистрации налогоплательщика не влечет признание их филиалами.
(дело № А27-16080/2017)

Выплата отпускных: какие три дня до отпуска берутся в расчет - рабочие или календарные

По результатам выездной проверки трудинспекция выявила нарушения требований ТК: работодатель делил на части оплачиваемый отпуск работников без их согласия (статья 125 ТК), отпускные выплачивались с нарушением установленных сроков без выплаты компенсации (часть 9 статьи 136 и статья 236 ТК).
Причем, на самом деле при отпуске с 18 января отпускные перечислены 15 января, при отпуске с 18 июля - 15 июля, при отпуске с 14 июля - 11 июля, при отпуске с 9 марта - 6 марта. То есть, на первый взгляд, сроки выплат соответствовали установленным - не позднее, чем за три дня до отпуска.
При этом главный бухгалтер компании В. выполняет обязанности инспектора по кадрам. По результатам проверки она оштрафована по части 1 статьи 5.27 КоАП за нарушение трудового законодательства.
В. указывает, что законодательство не содержит требований к форме соглашения о разделении отпусков, срок для оплаты оплачиваемого отпуска исчисляется в календарных днях, в связи с чем компенсация за нарушение сроков оплаты отпуска в указанных случаях не положена.
Суд первой инстанции признал штраф законным.
Апелляция Пермского краевого суда частично отменила решение суда, указав, что инициатива разделить отпуск обычно исходит от работника. Вопрос об использовании отпуска по частям может решаться как при составлении графика ежегодных отпусков, так и непосредственно при предоставлении работнику ежегодного отпуска. В данном случае работодатель заранее согласовывал с работниками их намерения по разбивке отпуска на части, при составлении графика отпусков работникам этот вопрос задавался. Отпуска предоставлялись на основании заявлений. Каких-либо разногласий между работниками и работодателем по вопросу разделения отпусков до момента проверки не возникало.
В отношении нарушения сроков выплаты отпускных в отсутствие денежной компенсации суды признали наличие правонарушения - оплата отпуска в срок не позднее, чем за три дня до указанной даты в рабочих днях, не произведена. Суды пояснили, что согласно части 8 статьи 136 ТК при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим оплата отпуска производится накануне этого дня. Таким образом, оплата отпуска не может производиться менее, чем за 3 рабочих дня до его начала.
(дело № 7-74/2018(21-46/2018)

ПРОЧЕЕ

В ходе выездной проверки налоговые органы вправе изменить выводы, сделанные при проведении камеральной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка является более углубленной формой налогового контроля, в связи с чем при ее проведении не исключается выявление нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки.
Таким образом, наличие решения по результатам камеральной налоговой проверки не исключает возможность привлечения налогоплательщика к ответственности и начисление пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов, установленное в ходе выездной налоговой проверки (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 N 2672-О).
Кроме того, со ссылкой на определения Верховного Суда РФ сообщается о том, что налоговый орган, доначислив по результатам выездной налоговой проверки прямые налоги, обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного налога, при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.
При этом судами отклоняются доводы налоговых органов о том, что налогоплательщики не лишены права самостоятельно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль путем корректировки начислений и подачи уточненных деклараций.
Обращено внимание на то, что целью проведения выездной налоговой проверки является в том числе установление действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика.
При этом налоговый орган вправе, но не обязан учитывать в решении по результатам проверки показатели уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками после составления акта выездной налоговой проверки.
В этом случае налоговый орган имеет право как на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля и учет показателей уточненных налоговых деклараций при принятии решения по проверке, так и на повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика.
(Письмо ФНС России от 07.06.2018 N СА-4-7/11051@ «По вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок»)

Применение ИНН физического лица в документах не предусматривает замену имени номером

Постановка на учет физического лица в налоговом органе осуществляется с присвоением ИНН - единого идентификационного номера налогоплательщика.
ИНН формируется как цифровой код и является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН).
ФНС России обращает внимание на то, что ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных.
В этой связи требуется обязательное указание во всех документах налогоплательщика фамилии, имени и отчества, независимо от указания или неуказания в них ИНН.
При заполнении распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему требуется указывать ИНН плательщика или уникальный идентификатор начисления (УИН) в реквизите «Код».
Указание ИНН или УИН позволяет налоговым органам определить плательщика и своевременно учесть перечисленные денежные средства в счет исполнения им обязанности по уплате налога.
(Письмо ФНС России от 05.06.2018 N ГД-2-14/1069@)

Минфин: затраты на доработку НМА учитываются в течение периода его использования

Минфин напомнил, что нематериальные активы амортизируются, но увеличение их первоначальной стоимости в результате дооборудования, модернизации, реконструкции положениями НК не предусмотрено.
При этом подпункт 26 пункта 1 статьи 264 НК относит к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на приобретением прав на программы для ЭВМ и базы данных по лицензионным и сублицензионным договорам с правообладателем. Сюда также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы стоимостью менее амортизируемой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий, и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, затраты на доработку НМА учитываются в течение периода его использования.
(Письмо Минфина России от 17.05.18 № 03-03-06/1/33132)

Уменьшают прибыль только те расходы на отдых членов семей сотрудников, которые подтверждены договором работодателя с туроператором (турагентом)

С 1 января 2019 года работодатели смогут учитывать в составе расходов по налогу на прибыль организаций затраты на оплату услуг по организации туризма, оказанных работнику и членам его семьи (пункт 24.2 статьи 255 НК РФ).
Разъяснено, что договор на реализацию «туристского продукта» должен быть заключен работодателем с туроператором или турагентом.
Если договор заключен непосредственно с исполнителями данных услуг (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами) и т.д.), такие затраты не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
(Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 03-03-05/34637)

Форма запроса налогового органа о предоставлении сведений из реестра системы взимания платы «Платон» не установлена

Порядок предоставления налоговым органам сведений из реестра системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предусмотрен приказом Минтранса России от 10.02.2017 N 46.
Сведения из реестра ежегодно передаются в ФНС России в виде файлов данных, а также дополнительно могут предоставляться по запросам налоговых органов.
При этом обращено внимание на то, что приказ Минтранса России не содержит требования об оформлении запросов налоговых органов исключительно по форме, предусмотренной для составления требований о представлении документов (информации) согласно статье 93.1 НК РФ.
(Письмо ФНС России от 07.06.2018 N БС-4-21/11067@ «О порядке предоставления и использования налоговыми органами сведений из реестра системы взимания платы»»

Изменен состав сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, передаваемых в налоговые органы

Изменения в форму, формат и порядок представления указанных сведений внесены приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-21/248@.
Сообщается, в частности, об исключении из формы избыточных сведений, в том числе об адресе места нахождения российской организации (обособленного подразделения), поскольку данные сведения содержатся в ЕГРЮЛ, а также сведений о правоустанавливающем документе.
Добавлен реквизит «серия и номер предыдущего ПТС (при наличии)», а также введена возможность представления сведений об адресе физического лица.
(Письмо ФНС России от 31.05.2018 N БС-4-21/10566@ «О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@ «Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах ...»)

ФНС России разъяснила, как исчислить земельный налог при владении участком неполный налоговый период, в течение которого произошло изменение кадастровой стоимости

Сообщается, что в таком случае, с учетом статей 391 и 396 НК РФ, исчисление суммы земельного налога должно производиться с применением коэффициентов:
Кв (определяемого как отношение числа полных месяцев владения участком к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде);
Ки (определяемого в порядке, аналогичном указанному выше, в случаях изменения кадастровой стоимости земельного участка).
Поскольку порядок одновременного применения коэффициентов Кв и Ки Налоговым кодексом РФ не урегулирован, разъяснено следующее.
В случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы, значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде (в письме приведен наглядный пример расчета земельного налога с одновременным применением указанных коэффициентов).
(Письмо ФНС России от 14.06.2018 N БС-4-21/11418@ «О направлении письма Минфина России о применении положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации»)

Шведский стол для работников: в целях НДФЛ и взносов надо считать, кто сколько съел

Минфин озвучил свою позицию по вопросу обложения НДФЛ и страховыми взносами стоимости питания, предоставляемого сотрудникам в виде шведского стола.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 НК к доходам в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за физлицо организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания. Налоговая база определяется как стоимость этих благ, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК.
Таким образом, стоимость питания, оплаченного организацией за физлиц, подлежит обложению НДФЛ. Организация признается налоговым агентом, который обязан вести учет доходов, полученных от него физлицами в налоговом периоде, в том числе, принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физлицами.
В рассматриваемом случае, по мнению Минфина, доход каждого налогоплательщика можно определить на основе стоимости предоставляемого питания в расчете на одного человека. Ранее, отвечая на подобные вопросы о продуктах питания, предназначенных для всего коллектива, ведомство делало оговорку о том, что если доход невозможно персонифицировать, НДФЛ не возникает. Однако уже в 2016 году Минфин ужесточил свой подход.
Кроме того, суммы оплаты питания работников, производимой работодателем не в соответствии с законодательством, в качестве необлагаемых взносами в статье 422 НК не поименованы. Таким образом, оплата организацией питания работников, в том числе в виде шведского стола, подлежит обложению взносами как выплата, производимая в рамках трудовых отношений. При этом на плательщика взносов, то есть на организацию, возложена обязанность учета сумм вознаграждений в отношении каждого физлица.
(Письмо от 17 мая 2018 г. N 03-04-06/33350)

Как в 6-НДФЛ отразить операцию по выплате уволенному сотруднику доначисленной суммы среднего заработка за время нахождения в командировке?

В целях обложения НДФЛ датой фактического получения дохода в виде среднего заработка, сохраняемого при направлении работника в служебную командировку признается последний день месяца, за который начислен доход.
В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения дохода считается последний день работы, за который начислен доход.
Например, уволенному сотруднику (последний рабочий день - 15 января 2017 г.) 10 марта 2017 г. выплачена сумма среднего заработка за время нахождения в командировке (с 11 января по 12 января 2017 г.), рассчитанная с учетом выплаченной 27 февраля 2017 г. премии по итогам работы за 2016 г.
Данная операция в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за I квартал 2017 г. отражается следующим образом: по строке 100 указывается 15.01.2017; по строке 110 - 10.03.2017; по строке 120 - 13.03.2017; по строкам 130, 140 - соответствующие суммовые показатели.
(Письмо ФНС России от 8 июня 2018 г. № БС-4-11/11115@ «О налоге на доходы физических лиц»)

Как ИП, служащим в армии или ухаживающим за ребенком, освободиться от уплаты взносов

ФНС своим недавним Письмом направила рекомендуемую форму заявления, подаваемого ИП и частнопрактикующими лицами ради освобождения от уплаты страховых взносов за определенные периоды:
  • военная служба по призыву;
  • отпуск по уходу за ребенком;
  • приостановление статуса адвоката;
  • уход трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет;
  • проживание за границей жен (мужей) работников учреждений РФ (госорганов) и международных организаций;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства.

Каждому из этих оснований для освобождения от взносов присвоен свой код, который надо указывать в заявлении.
ФНС также разработала электронный формат указанного заявления. Форма и формат размещены на сайте ФНС в разделах «Физические лица», «Индивидуальные предприниматели» в блоке «Меня интересует» в рубрике «Заявление об освобождении от уплаты страховых взносов», сообщила служба в письме.
Тем не менее, заявления в произвольной форме принимаются наравне с рекомендуемой формой.
(Письмо ФНС России от 07.06.2018 N БС-4-11/11018@)

Минфином России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся второго этапа «амнистии капитала» физлиц

Амнистия капитала предусматривает отражение в специальной декларации сведений об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях, о счетах (вкладах) в зарубежных банках. При этом декларант освобождается от уголовной, административной и налоговой ответственности.
Сообщается, что указанные гарантии предоставляются, в частности, в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, - при представлении декларации в ходе второго этапа декларирования.
Если деяния совершены после 1 января 2018 года, то гарантии на такие деяния не распространяются.
Отмечено также, что взыскание налога не производится, в частности, если обязанность по его уплате возникла до 1 января 2018 года в результате совершения операций, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.
(Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 03-04-05/34696)


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства