Мониторинг изменений за период 12.02.18 - 18.02.18

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В 2018 году пилотный проект по внедрению системы «tax free» будет проводиться в Краснодарском крае, Московской области, Москве и Санкт-Петербурге

С 1 января 2018 года в России заработал закон о «tax free», в соответствии с которым граждане иностранных государств, не входящих в ЕАЭС, вправе вернуть НДС за покупки на территории РФ, совершенные в течение одного дня на сумму не менее 10 тысяч рублей в одном из магазинов розничной торговли, включенных в Перечень.

Для участия организаций в пилотном проекте Правительством РФ утверждены:

  • критерии, которым должны соответствовать организации розничной торговли (в том числе - истечение 2 лет со дня создания организации, а также отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей);
  • перечень мест, где такие организации должны размещаться (составлен перечень адресов их размещения на территориях указанных выше субъектов РФ).

(Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 N 105 «О реализации пилотного проекта по компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза»)

СТАТИСТИКА

Обновлены указания по заполнению квартальной статистической формы N 5-З, по которой предоставляются сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг), действующие с отчета за январь - март 2018 года

Данную форму предоставляют юридические лица всех форм собственности, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие производство товаров и услуг для продажи на сторону (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций).

В форму включаются сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и другим структурным подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения, в том числе за пределами территории РФ.

Форма предоставляется ежеквартально нарастающим итогом за период с начала года (за I квартал, 1 полугодие, 9 месяцев).

Признан утратившим силу Приказ Росстата от 10.02.2015 N 53, которым были утверждены ранее действовавшие указания.

(Приказ Росстата от 12.02.2018 N 65 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 5-З «Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)»)

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Определены пункты пропуска через государственную границу РФ, которые будут участвовать в системе «tax free»

Согласно статье 169.1 Налогового кодекса РФ, физические лица - граждане иностранных государств при вывозе товаров, которые приобретены ими у налогоплательщиков - организаций розничной торговли и при реализации которых был исчислен налог, имеют право на компенсацию суммы налога, уплаченной такими физическими лицами в составе цены товара организациям розничной торговли (в том числе при осуществлении ими деятельности через обособленное подразделение), в виде выплаты денежных средств таким физическим лицам.

Настоящим постановлением установлены автомобильные, воздушные и морские пункты пропуска через государственную границу РФ, при условии вывоза через которые таких товаров физические лица - граждане иностранных государств имеют право на компенсацию оплаченного НДС.

(Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2018 N 173-р «Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу РФ, при вывозе через которые иностранным гражданам компенсируют сумму НДС, уплаченную ими в составе цены приобретенных товаров организациям розничной торговли»)

Деятельность по компенсации суммы НДС иностранным гражданам в рамках системы «tax free» включена в перечень разрешенных видов деятельности в пунктах пропуска через государственную границу РФ

Соответствующее дополнение включено в перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных (озерных) пунктов пропуска.

(Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2018 N 172-р «О внесении изменения в распоряжение Правительства РФ от 24.06.2008 N 907-р»)

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Определен порядок принятия МВД России решения о запрете работодателю в течение двух лет привлекать иностранных высококвалифицированных специалистов к работе в России

В системе МВД России решение о запрете привлечения принимает начальник (заместитель начальника) Главного управления по вопросам миграции МВД России или руководитель (начальник) территориального органа МВД России на региональном уровне либо лицо, исполняющее его обязанности.

Решение о запрете принимается в срок не позднее 15 рабочих дней со дня выявления оснований для вынесения решения о запрете. Одним из таких оснований может быть, например, представление работодателем или заказчиком работ (услуг) в МВД России или его уполномоченный территориальный орган поддельных или подложных документов.

Проверка наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения осуществляется в случаях, в том числе непосредственного обнаружения должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие оснований для принятия такого решения, в том числе при осуществлении выездной (выездной совместной) проверки соблюдения правил привлечения работодателями иностранных работников в РФ и использования их труда.

Также утверждены форма принятия указанного решения и образец журнала учета материалов и решений о запрете привлечения к работе иностранных специалистов.

Признан не подлежащим применению аналогичный Приказ ФМС России от 20.03.2015 N 159.

(Приказ МВД России от 10.01.2018 N 9 «Об утверждении Порядка принятия решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов и формы указанного решения», зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 N 49994)

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Блокировка счета за расчет по взносам, право на ошибку в счете ФК прошли первое чтение

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект № 346805-7, которым, в частности, предлагается установить возможность уплаты физлицами налогов и других платежей, предусмотренных НК, через МФЦ, ввести институт «специальных авансовых взносов», которые физлица смогут добровольно перечислять в бюджет в счёт уплаты предстоящих платежей по имущественным налогам. При этом налоговики будут самостоятельно выбирать нужные суммы, засчитывая их в уплату конкретных налогов. Вместе с тем, думский комитет по бюджету и налогам в своем заключении раскритиковал концепцию «специальных авансовых взносов», поскольку она вносит некоторую правовую неопределенность. Комитет сомневается, что это новшество пройдет второе чтение.

Кроме того, поправки предлагается внести в статью 45 НК. В настоящее время второй абзац части 7 данной статьи гласит, что при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (ФК), налогоплательщик вправе подать заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Согласно новой редакции этой же нормы для возможности уточнить платеж не понадобится, чтобы налог изначально был перечислен на соответствующий счет ФК. Достаточно будет, чтобы ошибка в оформлении платежки не повлекла неперечисление налога в бюджетную систему РФ. Соответственно, появится возможность уточнить не только указанные сейчас параметры, но и счет ФК. Это расширит возможности налогоплательщиков по уменьшению сумм начисленных пеней.

Вместе с тем, установят ограничение по времени – уточнить платеж можно будет в течение трех лет с даты перечисления.

Из заключения ответственного комитета следует, что в этой части ко второму чтению законопроект ждут поправки. Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 НК (внесение поправок в который законопроектом не предусматривается) в случае неправильного указания номера счета ФК обязанность по уплате налога признается неисполненной. В связи с этим комитет считает целесообразным «соотнести предлагаемую законопроектом поправку в пункт 7 статьи 45 НК с нормой подпункта 4 пункта 4 этой же статьи».

Кроме того, появится новая опция налоговиков: при обнаружении ими ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ, и выявлении у налогоплательщика недоимки, возникшей в связи с такой ошибкой, налоговый орган будет вправе принять решение об уточнении платежа самостоятельно без заявления налогоплательщика в течение трех лет с даты перечисления денежных средств. Думский комитет считает, что надо, к тому же, предусмотреть информирование налогоплательщика об указанных действиях налоговиков. Решение об уточнении платежа не будет приниматься налоговым органом, если такое действие повлечет возникновение у налогоплательщика недоимки; комитет предлагает «конкретизировать» эту норму.

Еще одно важное новшество, которое заложено в законопроект – блокировка счета при непредставлении расчета по взносам. Напомним, что данная перспектива оставалась неясной со времен прохождения и подписания федзакона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, поскольку им не внесены поправки в пункт 3 статьи 76 НК. Как следствие, поначалу ФНС и Минфин разошлись во мнениях, имеют ли налоговики право заблокировать счет плательщика взносов при несдаче расчета. Однако позже ФНС все же была вынуждена согласиться на запрет такой блокировки.

Законопроект убирает все разночтения, но, к сожалению, не в пользу плательщиков. Статью 76 НК предлагается дополнить пунктом 3.3 следующего содержания: «Решение ... о приостановлении операций плательщика страховых взносов по его счетам ... также принимается ... в случае непредставления ... расчета по страховым взносам ... в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета. Решение ... о приостановлении операций ... отменяется ... не позднее одного дня, следующего за днем представления указанного расчета ...»

Однако есть и положительный момент, заключающийся в выборе способа реализации новшества (введение нового пункта, а не внесение поправок в пункт 3 статьи 76 НК). Плюс заключается в том, что несдача в срок других видов расчетов (например, по авансовым платежам по налогу на прибыль) по-прежнему не будет грозить налогоплательщикам заморозкой счетов.

Ко второму чтению предложено уточнить, к расчетам за какие периоды будет применяться возможность блокировки счета.

Совфед одобрил три законопроекта о новой волне «амнистии капиталов»

Совет Федерации одобрил законопроекты, направленные на безопасную легализацию вывезенных ранее капиталов: № 377595-7 о внесении изменений в федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках» о продлении срока «амнистии капитала», № 377596-7 с поправками в НК о продлении предельных сроков безналоговой ликвидации контролируемых иностранных компаний (КИК) и № 377597-7 с поправками в УК.

Первая волна «амнистии» проводилась с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года в соответствии с законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ о добровольном декларировании. Физлица могли задекларировать свое имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), а также зарубежные счета и контролируемые иностранные компании. На декларацию распространялся режим налоговой тайны. Лиц, которые задекларировали свое имущество, а также в ряде случаев номинальных владельцев закон освободил от уголовной, административной и установленной НК ответственности по деяниям, связанным с приобретением этого имущества (в том числе по нарушениям валютного законодательства).

Законопроектом № 377595-7 устанавливается второй этап добровольного декларирования в срок с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, при этом в полном объеме сохраняется объем гарантий как для тех, кто ранее уже декларировал свое имущество, так и для новых «амнистируемых». Новые декларанты получают возможность указать счета (вклады) в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но также и закрыты на дату представления декларации (при условии, что такие закрытые счета были открыты до указанной даты).

Вторым законопроектом предусмотрено, что если уведомление о КИК представлено вместе с добровольной декларацией, оно не считается поданным с нарушением срока. Кроме того, в настоящее время пункт 2.1 статьи 45 НК освобождает декларантов от взыскания налога, который должен был быть уплачен при совершении амнистируемых операций. Это предлагается распространить на второй этап декларирования, за исключением налогов с прибыли и имущества КИК.

В пояснительно записке говорится, что действовавшие нормы НК предусматривали переходный период, в рамках которого в случае ликвидации КИК до 31 декабря 2017 года ее собственник в России освобождался от НДФЛ по ставке 13% в отношении имущества, получаемого от ликвидируемой КИК (освобождение от налога т.н. «ликвидационных дивидендов»). Это касалось любых получаемых при ликвидации активов КИК в виде имущества и имущественных прав, за исключением денежных средств. Также в случае выкупа активов контролирующим лицом у своей КИК и ее последующей ликвидации доходы такой КИК не подлежали обложению в РФ налогом на прибыль. Помимо этого, ликвидируемые до конца 2017 года КИК не признавались налоговыми резидентами РФ даже при наличии признаков фактического управления такими компаниями из РФ. Проектом предлагается продлить предельные сроки ликвидации КИК до 1 марта 2019 года.

В этой связи освобождаются от НДФЛ любые доходы в денежной и натуральной форме, которое получает физлицо при ликвидации КИК, в отношении которой является контролирующим лицом, если ликвидация завершена до 1 марта 2019 года.

Также устанавливается порядок определения расходов при расчете НДФЛ при реализации «амнистируемым» физлицом имущества, полученного им от номинального владельца, аналогичный порядку определения расходов при безналоговом получении имущества от ликвидируемой КИК.

До 1 марта 2019 года продлеваются сроки, в течение которых ликвидируемая КИК не признается налоговым резидентом РФ, а также в течение которых в доходы и расходы ликвидируемой КИК не включаются доходы и расходы от реализации активов контролирующему лицу такой КИК.

Третий законопроект вносит поправки в статью 76.1 Уголовного кодекса. Частью 3 этой статьи сейчас установлено освобождение от уголовной ответственности для декларантов первой волны амнистии капиталов, если результаты экономических (прежде всего, налоговых) преступлений этих лиц добровольно задекларированы. Данные гарантии распространяются на новую волну декларирования.

Законопроект о повышении МРОТ с мая текущего года окончательно принят Госдумой

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 374313-7 о внесении изменения в статью 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

Предложено установить МРОТ с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц. Это составляет 100% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года.

Напомним, что федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ с 1 января 2018 года МРОТ установлен в ‎сумме 9489 рублей в месяц, что составляет 85% от прожиточного минимума за II квартал 2017 года. Кроме того, законом 421-ФЗ введен механизм ежегодного установления МРОТ в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года.

За II квартал 2017 года указанная величина определена в размере 11163 рубля.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Зависимый продавец имущества присоединен к номинальной фирме – в вычете отказано

В 2013 году ООО «А» приобрело у ООО «Р» оборудование и исключительные права на технические условия. Также ООО «Р» перевело, а ООО «А» приняло обязательства по долгу перед банком об открытии невозобновляемой кредитной линии в обмен на имущественный комплекс. ООО «А» приняло объекты к учету и заявило вычеты в декларации по НДС в декларациях за 2 и 3 кварталы 2013 года.

По результатам выездной проверки налоговая в вычетах отказала, установив, что обе компании имели одного учредителя и руководителя, то есть являлись взаимозависимыми лицами. Фирмы занимались одним видом деятельности – производством изделий из бетона, гипса, цемента. Согласно справкам 2-НДФЛ до мая 2013 года 28 человек получали доходы в ООО «Р», а с июня – в ООО «А». Затем – в июле – ООО «Р», не уплатив НДС по сделкам, присоединено к ООО «М», основной вид деятельности которого – оптовая торговля. Эта фирма налоги не уплачивает, численности не имеет, зарегистрирована по адресу «массовой» регистрации и имеет «массового учредителя» (участник 50 компаний, а также правопреемник более десяти организаций). К тому же, ООО «М» плательщиком НДС не является, а полученные имущественные права и оборудование не оплачены налогоплательщиком.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что на момент совершения сделок компании имели умысел на уклонение от налогообложения путем реорганизации ООО «Р» в форме присоединения к ООО «М», вывода имущества и неисчисления НДС. Реорганизация ООО «Р» была направлена на передачу имущественного комплекса новому лицу, не имеющему долгов, минуя исчисление НДС. Таким образом, источник возмещения налога не сформирован. 

Суды (Ф08-11234/2017 от 01.02.2018) отметили, что учредитель и руководитель налогоплательщика был обязан предвидеть все негативные последствия, возникающие вследствие неисчисления НДС ООО «Р» и его реорганизации в форме присоединения к ООО «М», который плательщиком НДС не является.

(дело № А53-2888/2017)

Продажу товара своим предпринимателям дешево не удалось обосновать истечением срока годности

ООО «Р» производило и поставляло в адрес предпринимателей АА., АИ. и третьих лиц сухие строительные смеси.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что АА. и АИ. являются супругами, их офисы располагаются по месту нахождения компании. Договор поставки с АИ. заключен до регистрации предпринимателя. АА. применяет УСН и занимается оптовой торговлей сухими смесями, а АИ. – ЕНВД, продавая смеси в розницу.

К тому же, АА. является генеральным директором компании, а АИ. – финансовым директором. В налоговой отчетности предпринимателей и компании указан один и тот же контактный телефон. При этом смеси в адрес предпринимателей поставлялись по ценам более чем в два раза ниже, чем другим покупателям.

Инспекция обнаружила отклонение цен и доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

При обращении в суд компания указала, что коммерческие и финансовые условия сравниваемых сделок не являются сопоставимыми. Заниженная цена товара обусловлена истечением срока его годности. Покупатели крупных партий получали отсрочку платежа от 30 дней, из-за этого цена была выше.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф08-11234/2017 от 01.02.2018) признали законным решение инспекции, указав на манипулирование ценами в сделках с взаимозависимыми лицами. Суды учли, что предприниматели товары со склада не забирали, поскольку отгружали его покупателям со склада компании после его формального приобретения по заниженным ценам. К тому же, товар, поставленный в адрес предпринимателей, не оплачивался длительный период времени (более 30 дней) – они платили один раз в два-три месяца либо в конце года.

(дело № А53-2888/2017)

Суды против вычета по неотделимым улучшениям, оплаченным акциями по завершении аренды

В 2011-2013 годах АО арендовало у дочерных фирм имущество, в котором с их согласия создавало неотделимые улучшения. В 2013 году после расторжения договоров оно передано арендодателям. Годом позже были заключены соглашения о возмещении стоимости неотделимых улучшений путем передачи акций допвыпуска. АО исчислило со стоимости неотделимых улучшений НДС и заявило вычет по затратам на их создание в декларациях за 3 и 4 кварталы 2014 года.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, указав на пропуск срока для вычета, поскольку услуги оказаны (работы выполнены) подрядчиками в 2008-2011 годах. При этом арендные отношения завершились в 2013 году, таким образом, моментом определения налоговой базы по НДС является дата акта приема-передачи, а не момент фактической компенсации арендодателями затрат.

Поясняя, что первоначально неотделимые улучшения произведены в рамках инвестиционной деятельности (федеральной программы), компания обратилась в суд. Только в 2014 году после принятия решения о компенсации улучшений возник объект налогообложения НДС и право на вычет.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что передача улучшений арендодателям признается реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК). При этом инвестиционный договор между налогоплательщиком и дочерними фирмами не заключался – существовали только арендные отношения. Договоры аренды не содержат условий, обязывающих налогоплательщика провести, к примеру, реконструкцию объекта с оплатой путем передачи акций. Однако в договорах есть условие о возможности улучшения арендатором имущества с последующим возмещением ему затрат. Суды также пояснили, что согласно части 2 статьи 34 закона об АО и статье 623 ГК акции не могут быть оплачены неотделимыми улучшениями арендованного имущества.

Суды (постановление кассации Ф07-16892/2017 от 01.02.2018) признали приведенные налогоплательщиком причины пропуска срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК, неуважительными.

(дело № А56-7434/2017)

Суды против обложения взносами возмещения расходов на такси в командировках

На основании положения о служебных командировках работникам компании возмещались расходы на такси: до места командировки и обратно к месту постоянной работы, до места отправления в командировку, а также по служебным делам во время командировки.

По результатам выездной проверки управление ПФ указало на занижение базы по взносам на компенсации расходов на такси. По мнению фонда, такси не относится к общественному транспорту, и такие расходы не предусмотрены в перечне выплат, освобожденных от взносов статьей 9 закона N 212-ФЗ. Компании доначислены взносы, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение управления, указав на пункт 4 статьи 168 ТК, согласно которому порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются колдоговором или локальным нормативным актом.

В решении кассации (Ф06-28471/2017 от 24.01.2018) указано: «поскольку понесенные работниками расходы по проезду на такси перечислены в положении о служебных командировках, приняты работодателем в соответствии со статьями 167, 168 ТК РФ, а также подтверждены соответствующими документами, суды признали правомерным отнесение спорных выплат к иным расходам, произведенным работниками с разрешения или ведома работодателя». В материалах дела не указано, какими именно документами подтверждены расходы.

(дело № А12-9636/2017)

Заключив с главбухом договор на представительство в суде, расходы с ПФ не взыскать

Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании недействительными требований ПФ. Суд требования ИП удовлетворил. Предприниматель направил в суд заявление о взыскании судебных расходов. При этом представителем в суде по договору подряда выступал главный бухгалтер предпринимателя. В подтверждение расходов представлены договор, акт выполненных работ, соглашение об оказании юридической помощи, расходный кассовый ордер и платежные поручения.

Суды трех инстанций отказали во взыскании с ПФ судебных расходов, разъяснив, что факт удовлетворения требований основанием для взыскания расходов с ответчика не является.

Судья ВС (305-КГ17-21651 от 01.02.2018) отметил: «представитель является штатным работником, заключение с ним договоров на представление в суде является скрытой формой выплаты поощрительного характера». В передаче дела в коллегию по экономическим спорам предпринимателю отказано.

(дело № А40-231654/2016)

Наказание работника не помогло снизить штраф за просрочку сдачи СЗВ-М в 3 месяца

В декабре 2016 года управление ПФ обнаружило, что сведения СЗВ-М за август были представлены 20 декабря, то есть с пропуском установленного срока, и оштрафовало фирму на 199 тысяч рублей.

Компания пояснила, что 2 сентября ошибочно направлены сведения за июль 2016 года вместо сведений за август 2016 года. В результате несвоевременной проверки фондом поступивших данных ошибка выявлена только в декабре 2016 года. В качестве смягчающих обстоятельств компания просит учесть отсутствие умысла на совершение правонарушения, факт направления СЗВ-М в установленный законом срок с учетом допущенной технической ошибки, привлечение лиц, допустивших техническую ошибку, к дисциплинарной ответственности.

Суд первой инстанции уменьшил сумму штрафа до 25 тысяч рублей.

Апелляция не согласилась со снижением штрафа, поскольку компания не доказала отсутствие вины в совершении правонарушения. Привлечение виновного работника к дисциплинарной ответственности не свидетельствует об обеспечении надлежащего контроля и принятия всех исчерпывающих мер по недопущению правонарушения, указал суд.

Кассация (Ф07-14781/2017 от 26.01.2018) оставила в силе решение апелляции, указав, что доказательств несоразмерности штрафа наказанию не представлено.

(дело № А56-45749/2017)

Суды: дотация на питание, предусмотренная колдоговором, взносами не облагается

Компания на основании колдоговора выплачивала работникам дотацию на питание за счет собственных средств в размере не более 5 тысяч рублей в месяц и не более 150 рублей за рабочий день на человека.

По результатам выездной проверки ФСС указал на необходимость включения дотации в базу для исчисления взносов, доначислил взносы, пени и штраф. По мнению фонда, дотация не может расцениваться как соцвыплата, поскольку непосредственно связана с трудовой деятельностью – выплачивается в рабочие дни. Сумма дотаций на питание является доходом в натуральной форме, с которой компания исчислила и уплатила НДФЛ.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, признав выплаты социальными несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, поскольку они не обладают признаками зарплаты в смысле статьи 129 ТК.

В решении кассации (Ф09-8503/2017 от 29.01.2018) указано: «оплата стоимости обеда работнику была организована по инициативе работодателя, безотносительно к вкладу работников в деятельность общества; питание работников общества производилась независимо от условий и стажа работ; не связано с наличием трудового договора».

(дело № А07-608/2017)

КС: задержка перечисления НДФЛ с уплатой пеней без уточненки не приводит к штрафу

В ходе выездной проверки ИФНС установила несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет и оштрафовала компанию. Фирма обратилась в суд, указывая, что налог уплачен самостоятельно задолго до окончания налогового периода и до срока подачи отчетности, также уплачены пени за просрочку. Однако суды арбитражной системы, в том числе ВС, отказали в удовлетворении требований, сославшись на пункт 4 статьи 81 НК, который связывает освобождение от штрафа с представлением уточненки до обнаружения нарушения налоговиками. В уточненке необходимости не было, следовательно, основания для освобождения от штрафа отсутствовали.

Компания обратилась в КС, оспаривая конституционность указанной нормы, которая ставит налоговых агентов, представивших изначально правильную отчетность, в неравное положение по отношению к агентам, представившим первоначально недостоверную отчетность. Также компанией оспаривается конституционность статьи 123 НК, которая предполагает штраф за несвоевременное перечисление удержанного налога независимо от того, что допущенная просрочка в уплате налога могла быть незначительной и была самостоятельно устранена задолго до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

КС разъяснил, что штраф без учета обстоятельств правонарушения противоречит конституционному запрету дискриминации. Просрочка в перечислении налоговых платежей возможна не только вследствие недостоверного декларирования налога, но и в результате упущений организационно-технического характера. Неточности могут быть обнаружены и исправлены налоговым агентом, а вызванная ими задолженность устранена как до представления расчета налоговым органам, так и после. Однако в обоих случаях неточности приводят к просрочке в перечислении удержанного налога, которая может быть непреднамеренной. При этом штраф по статье 123 НК предусмотрен именно за противоправное неудержание и неперечисление в срок налога.

Обстоятельства, установленные в отношении компании, – несвоевременное перечисление НДФЛ при достоверной отчетности и уплате налога и пени до обнаружения правонарушения инспекцией - не должны формально трактоваться судами, как исключающие возможность освобождения от штрафа при отсутствии доказательств преднамеренного характера правонарушения. Правоприменительные решения по делу истца направлены на пересмотр.

(Постановление КС РФ от 06.02.2018 N 6-П)

ПРОЧЕЕ

Пропуск срока составления акта об обнаружении налогового правонарушения не изменяет порядок исчисления сроков для принудительного взыскания налоговых санкций

На основании выводов Пленума ВАС РФ, содержащихся в пункте 31 Постановления от 30.07.2013 N 57, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 20.04.2017 N 790-О, отмечено, что несоблюдение налоговым органом в рамках налогового контроля некоторых процедурных сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. В таком случае сроки совершения процедурных действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Таким образом, с момента окончания установленного НК РФ срока на составление акта производится исчисление последующих процессуальных сроков, установленных статьей 101.4 НК РФ (в том числе срока, по истечении которого акт считается врученным, срока представления возражений, рассмотрения акта, выставления требования).

При этом совокупность сроков, определенных статьей 101.4 НК РФ, и их окончание являются одним из основных условий для исчисления срока давности взыскания санкции (статья 115 НК РФ).

С учетом изложенного сообщается, что пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах, предусмотренного пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание налоговых санкций.

(Письмо ФНС России от 01.02.2018 N СА-4-7/1894@)

Минфин России разъяснил порядок добровольного представления странового отчета в отношении финансовых годов, начинающихся с 2016 года

В связи с присоединением России к международному автоматическому обмену информацией для целей налогового контроля в НК РФ закреплены правила представления документов по международным группам компаний ее участниками.

Обязанность представления такой документации установлена в отношении финансовых годов, начинающихся в 2017 году. Добровольно подать уведомление об участии в МГК и страновой отчет можно в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году.

Минфин России сообщает, что представление странового отчета в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году, в государстве (территории), налоговым резидентом которого является уполномоченный участник МГК, возможно в случае, если законодательством такого государства (территории) установлена обязанность представлять в компетентные органы соответствующий страновой отчет.

Одновременно обращено внимание на то, что при представлении странового отчета, содержащего информацию, касающуюся деятельности участников МГК, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также их дочерних хозяйственных обществ, следует учитывать положения пункта 5 статьи 105.16-3 НК РФ, касающиеся необходимости получения от уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти предварительного согласия на предоставление компетентным органам иностранных государств (территорий) такой информации.

(Письмо Минфина России от 06.02.2018 N 03-12-11/4/6885)

Услуги иностранной компании по предоставлению прав доступа к систематизированным информационным материалам на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения НДС

Банк на основании договоров, заключенных с иностранными организациями, приобретает права на получение и использование различных информационных материалов (Bloomberg, Standard&Poors, электронной версии издания Financial Times и других).

Предоставление удаленного доступа к базам данных через сеть Интернет относится к облагаемым НДС услугам в электронной форме на основании абзаца второго пункта 1 статьи 174.2 НК РФ.

Минфин России разъяснил, что услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование программ для ЭВМ и баз данных через сеть Интернет на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 28.12.2017 N 03-07-08/87817)

НДС при комиссионной торговле: должен ли комиссионер на ОСНО выделять НДС, если комитент применяет «упрощенку»

По договору комиссии организация-комиссионер на общем режиме налогообложения продает товары комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения. Должен ли в таком случае комиссионер предъявлять покупателям налог на добавленную стоимость? Нет, не должен, считают в Минфине.

Авторы письма приводят следующие аргументы. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 ГК РФ).

В то же время известно, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). На этом основании в Минфине полагают, что комиссионер на ОСНО при продаже товаров по поручению комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, не предъявляет покупателям таких товаров налог на добавленную стоимость.

(Письмо Минфина России от 24.01.18 № 03-07-11/3556)

Расходы на рекламу в интернете учитываются при УСН в полном объеме без нормирования

Минфин напомнил, что при УСН в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 346.16 НК учитываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

Указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль статьей 264 НК. Перечень расходов на рекламу, учитываемых в полном объеме, предусмотрен пунктом 4 статьи 264 НК. Это расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании.

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей при проведении рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания через информационно-телекоммуникационные сети учитываются при УСН в полном объеме (без нормирования).

(Письмо Минфина России от 24.01.18 № 03-11-11/3772)

ФНС России сообщила о порядке заполнения налоговой декларации на игорный бизнес в отношении новых объектов налогообложения

С 1 января 2018 года процессинговые центры интерактивных ставок букмекерской конторы и процессинговые центры интерактивных ставок тотализатора стали самостоятельными объектами налогообложения налогом на игорный бизнес.

До внесения изменений в налоговую декларацию рекомендовано отражать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по коду строки 030 Раздела 1 Декларации, как общую сумму налога по всем объектам налогообложения, включая указанные выше, рассчитанную в соответствии с установленными ставками и порядком исчисления налога.

При этом сообщается о целесообразности направления в налоговый орган пояснительной записки с указанием объектов налогообложения, по которым произведен расчет суммы налога, и примененной ставки налога, за исключением объектов налогообложения, по которым расчет суммы налога представлен в разделе 2 налоговой декларации.

(Письмо ФНС России от 07.02.2018 N СД-4-3/2318@ «О налоге на игорный бизнес»)

Возврат наследникам умершего налогоплательщика суммы излишне уплаченного им налога может быть осуществлен по решению суда

В соответствии с Гражданским кодексом РФ в состав наследства входит принадлежавшие наследодателю имущество, включая имущественные права и обязанности. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Налоговым законодательством возврат наследникам излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) не предусмотрен.

При этом ФНС России сообщает, что возврат наследникам указанных денежных средств возможен в случае вынесения судом соответствующего решения. Данная возможность реализована в автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы АИС «Налог-3»

В приложении к письму приведен алгоритм действий сотрудника налогового органа при осуществлении возврата наследникам суммы излишне уплаченных денежных средств.

(Письмо ФНС России от 17.01.2018 N ГД-4-8/678@ «По вопросу возврата наследникам умершего (объявленного умершим) налогоплательщика суммы излишне уплаченного им (излишне взысканного налоговыми органами) ранее налога»)

ФНС России разъяснила порядок определения даты фактического получения дохода при списании организацией безнадежного долга физлица

В момент прекращения обязательства физлица перед организацией-кредитором возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по погашению долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению НДФЛ.

Дата фактического получения дохода соответствует дате полного или частичного прекращения обязательства по любым основаниям (в частности, отступное, судебное решение, соглашение о прощении долга).

Специальный порядок определения даты фактического получения дохода при списании безнадежного долга с баланса организации применяется, только если налогоплательщик и соответствующая организация являются взаимозависимыми лицами. В этом случае дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга.

Также отмечено, что если списание безнадежного долга с баланса организации, не являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, не связано с полным или частичным прекращением его обязательства, то указанная дата не является датой фактического получения дохода в целях налогообложения НДФЛ.

(Письмо ФНС России от 08.02.2018 N ГД-4-11/2419@ «О направлении письма Минфина России»)

Налоговые органы без участия налогоплательщиков-физлиц проведут работу по списанию налоговой задолженности

В соответствии с действующим законодательством предусматривается списание налоговой задолженности:

  • физических лиц по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года;
  • ИП и физлиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года;
  • ИП и физлиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, - по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности.

Списанию подлежит сумма задолженности, пени и соответствующие штрафы.

(Информация ФНС России «О списании долгов по налогам и страховым взносам (налоговая амнистия 2018)»)

Вычет по онлайн-кассам: можно ли при ЕНВД и ПСН уменьшить налог на расходы по модернизации кассы

С 1 января 2018 года предприниматели на ЕНВД или ПСН могут уменьшать налог на сумму расходов по приобретению онлайн-кассы. Включаются ли в состав таких расходов затраты на модернизацию ККТ? Да, включаются, ответил Минфин России.

Напомним, что вычет предоставляется в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии регистрации ККТ в налоговых органах с 1 февраля 2017 года.

В целях получения вычета в расходы по приобретению ККТ включаются затраты на:

  • покупку самой кассы;
  • фискального накопителя;
  • программного обеспечения;
  • выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке контрольно-кассовой техники и проч.), «в том числе затраты на приведение контрольно-кассовой техники в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22.05.03 № 54-ФЗ».

По мнению специалистов Минфина, к перечисленным выше расходам по приобретению ККТ относятся в том числе затраты на модернизацию ККТ для соответствия требованиям Закона № 54-ФЗ. Таким образом, стоимость модернизации (доработки) ККТ включается в состав налогового вычета.

(Письмо Минфина России от 05.02.18 № 03-01-15/6379)

Когда при продаже газет в киосках можно не применять ККТ

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ можно не применять ККТ при продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно статье 346.27 НК:

  • киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца;
  • павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Таким образом, вышеуказанное положение пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ применяется в отношении продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках.

(Письмо Минфина России № 03-01-15/5632 от 01.02.2018)


Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.