Мониторинг изменений за период 14.05.18 - 20.05.18
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- СТАТИСТИКА
- ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ
- СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
- ПРОЧЕЕ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» внесены изменения юридико-технического характера
В частности, установлено, что организации при составлении бухгалтерской отчетности используют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные указанным Приказом, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета; в новой редакции изложены наименования приложений N 2 и N 2.1 к Приказу; внесены уточнения по тексту некоторых пунктов и примечаний.
(Приказ Минфина России от 06.03.2018 N 41н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2018 N 51103)
Определены сроки разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 - 2020 годы
Утвержденная программа содержит перечень наименований проектов стандартов, сроки представления уведомлений о разработке проектов стандартов, сроки представления проектов в Совет по стандартам бухгалтерского учета, предполагаемые даты вступления их в силу и перечень ответственных исполнителей.
(Приказ Минфина России от 18.04.2018 N 83н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 - 2020 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.», зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2018 N 51034)
Утверждены форма и формат представления в электронной форме налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина
Налоговая декларация по установленной настоящим Приказом форме заполняется налогоплательщиками, совершающими операции, предусмотренные статьей 182 Налогового кодекса РФ, со следующими подакцизными товарами:
- табаком трубочным, курительным, жевательным, сосательным, нюхательным, кальянным (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции);
- сигарами;
- сигариллами (сигаритами), биди, кретеком;
- сигаретами, папиросами;
- табаком (табачными изделиями), предназначенным для потребления путем нагревания;
- электронными системами доставки никотина;
- жидкостями для электронных систем доставки никотина.
Формат описывает требования к XML файлам передачи в электронной форме налоговой декларации, номер версии настоящего формата 5.01, часть CLXVIII.
Также приводится порядок заполнения налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина.
(Приказ ФНС России от 15.02.2018 N ММВ-7-3/95@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина в электронной форме и порядка ее заполнения», зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2018 N 51109)
Утверждена форма уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.
(Приказ ФНС России от 26.03.2018 N ММВ-7-21/167@ «Об утверждении формы уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу», зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2018 N 51090)
Утвержден перечень информации и документов, предоставляемых оператором фискальных данных налоговым органам, и порядок их предоставления на бумажном носителе и в электронной форме
Установлено, что при проведении налоговыми органами контроля и надзора операторы фискальных данных предоставляют:
- фискальные документы, в том числе в электронной форме;
- информацию из базы фискальных данных оператора;
- информацию об обезличенных фискальных данных, которые оператор обработал в статистических или исследовательских целях;
- информацию о регистрации ККТ и (или) о снятии ККТ с регистрационного учета, если указанные действия осуществлялись пользователем ККТ через оператора фискальных данных;
- информацию о расторжении или изменении договора на обработку фискальных данных, заключенном между оператором и пользователем ККТ.
Информация и документы предоставляются в налоговые органы в случае поступления соответствующего запроса в течение трех дней со дня его получения.
Информация и документы, предоставляемые оператором на бумажном носителе, заверяются оператором и вручаются должностному лицу налогового органа либо направляются в адрес налогового органа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Информация и документы, предоставляемые оператором фискальных данных по запросу налогового органа в электронной форме, предоставляются в формате файла, указанном в запросе, подписанные усиленной квалифицированной подписью уполномоченного лица оператора.
В случае невозможности предоставления запрашиваемых налоговым органом документов оператор фискальных данных обязан предоставить их заверенные копии.
В приложениях приводятся форма и формат предоставления информации и документов оператором фискальных данных.
(Приказ ФНС России от 25.01.2018 N ММВ-7-20/44@ «Об утверждении перечня информации и (или) документов, порядка, формы и формата их предоставления оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора», зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2018 N 51092)
Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи
В частности, в новой редакции изложен Формат описания представления отдельных документов в налоговые органы (Версия 25) (документ описывает требования к XML файлам передачи в электронном виде сведений), а также Таблица 16.5 приложения N 16 к Унифицированному формату «Типы содержимого приложений».
(Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-6/247@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@»)
С 1 июля 2018 года применяется обновленный формат представления поставщиками сведений для целей ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
Приказ, которым утвержден новый рекомендуемый формат представления сведений, заменит собой аналогичный приказ ФНС России от 14.06.2017 N ММВ-7-6/504@.
Обновление формата связано с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ в отношении критериев отнесения к СМП предприятий легкой промышленности.
(Приказ ФНС России от 08.05.2018 N ММВ-7-6/252@ «Об утверждении Рекомендуемого формата представления сведений поставщиками для целей ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме»)
ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Скорректирован порядок отражения в заявлении о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию сведений об уплате страховых взносов
Согласно изменениям в разделе V заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию указывается, что размер страховых взносов определяется в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Ранее в данном разделе указывалось, что согласно статье 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере уплачиваются в порядке, установленном статьей 430 НК РФ, фиксированный размер страховых взносов определяется в соответствии со статьей 430 НК РФ, а также указывался установленный фиксированный размер страховых взносов.
(Приказ Минтруда России от 16.04.2018 N 240н «О внесении изменения в приложение N 1 к Правилам подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 462н», зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2018 N 51018)
СТАТИСТИКА
Росстатом утверждена новая годовая статистическая форма, по которой подаются сведения о количестве единиц хранения генетических ресурсов растений и животных для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (N 1-ГЕНРЕСУРСЫ)
Форму представляют в ФАНО России юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, являющиеся держателями генетических ресурсов растений и/или животных. Срок предоставления - 22 января. Форма вводится в действие с отчета за 2018 год.
Юридическое лицо заполняет форму и предоставляет ее в ФАНО России на сайте https://fano.gov.ru/ru/. Данные приводятся на 31 декабря отчетного года. При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
(Приказ Росстата от 04.05.2018 N 284 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством научных организаций федерального статистического наблюдения за генетическими ресурсами растений и животных для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства»)
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Государства - члены ЕАЭС договорились о порядке заключения международных договоров Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями
Соответствующее соглашение заключено 14 мая 2018 года в Сочи.
В соответствии с оглашением предложение о заключении международного договора может вноситься государством ЕАЭС, членом Совета Комиссии или третьей стороной.
Подписание международного договора от имени ЕАЭС осуществляется на основании решения Высшего совета после выполнения государствами-членами в отношении проекта международного договора соответствующих внутригосударственных процедур.
Подписание международного договора осуществляется государствами-членами и Союзом, за исключением случая принятия Высшим советом решения об ином формате подписания международного договора.
Решение о выражении согласия ЕАЭС на обязательность для него международного договора или о намерении не становиться участником подписанного международного договора принимается Высшим советом после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.
Договором регламентированы процедуры согласования государствами ЕАЭС заключения международного договора.
Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о его ратификации государствами-членами.
(«Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями», заключено в г. Сочи 14.05.2018)
Определены сроки, последовательность действий (административных процедур) и требования к содержанию заключения об оценке последствий воздействия специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры на конкуренцию на соответствующем товарном рынке ЕАЭС
Установлено, в частности, что уполномоченное в сфере контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках подразделение подготавливает заключение об оценке последствий, которое включает в себя:
- оценку текущего состояния конкуренции за период, составляющий 2 года, предшествующих дате начала расследования, в том числе:
- анализ уровня концентрации соответствующего товарного рынка ЕАЭС;
- анализ роста импорта, в том числе демпингового или субсидируемого импорта (в случае проведения антидемпингового или компенсационного расследования соответственно), и его доли в соотношении с объемом производства товара на соответствующем товарном рынке ЕАЭС;
- анализ динамики цен, сложившихся на соответствующем товарном рынке ЕАЭС, в том числе на предмет возможного наличия монопольно низких цен или установление экономически, технологически или иным образом необоснованного установления различных цен и их возможное искажающего воздействия на состояние конкуренции в предшествующий проведению оценки период;
- анализ факторов, искажающих конкуренцию, и обусловленных наличием ввоза на территорию ЕАЭС товаров из третьих стран;
- оценку предполагаемого воздействия защитной меры на соответствующий товарный рынок ЕАЭС с учетом вида и размера предполагаемой к введению защитной меры, в том числе:
- анализ предполагаемого изменения предложения на соответствующем товарном рынке ЕАЭС в связи с введением защитной меры с учетом возможности альтернативных поставок товара на этот рынок, в том числе из других стран;
- определение ожидаемого изменения цен вследствие введения защитной меры на базе прогнозируемого баланса спроса и предложения на соответствующий товар;
- определение вероятности изменения положения производителей в случае введения защитной меры.
В заключении об оценке последствий выводы уполномоченного подразделения указываются в целом по соответствующему товарному рынку ЕАЭС.
Заключение об оценке последствий, подписанное руководителем уполномоченного подразделения, направляется в орган, проводящий расследования, не позднее 8 месяцев с даты начала соответствующего расследования.
Выводы, содержащиеся в заключении об оценке последствий, включаются в справку по соответствующему вопросу, входящую в состав комплекта документов и материалов в соответствии с пунктом 69 Регламента работы Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, а заключение об оценке последствий включается в указанный комплект документов и материалов.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.05.2018 N 68 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий воздействия специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры на конкуренцию на соответствующем товарном рынке Евразийского экономического союза»)
Основными ориентирами макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2018 - 2019 годы является достижение в среднесрочном периоде темпов экономического роста в Союзе не ниже 2 процентов и поддержание показателей инфляции вблизи либо в пределах национальных ориентиров
Достижение намеченных макроэкономических ориентиров предусматривает реализацию национальных и интеграционных мер по следующим направлениям:
- создание благоприятных макроэкономических условий, в частности:
- обеспечение ценовой стабильности;
- разработка подходов к снижению зависимости государственных финансов от циклических колебаний экономики и внешнеэкономической конъюнктуры, в том числе путем совершенствования бюджетных правил государств-членов;
- обеспечение в среднесрочной перспективе постепенной бюджетной консолидации;
- стимулирование инвестиционной активности и улучшение делового климата, в том числе:
- поддержание в среднесрочном периоде налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты государств-членов на стабильном и экономически обоснованном уровне;
- создание системы эффективных налоговых льгот, вычетов и других механизмов, направленных на стимулирование инвестиционной активности;
- развитие механизмов коллективного и венчурного инвестирования в целях улучшения финансовых возможностей малого и среднего бизнеса;
- создание условий для повышения производительности в реальном секторе экономики, включая:
- стимулирование опережающего развития высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности;
- развитие индустриальной инфраструктуры;
- расширение возможностей в сфере трудовой и академической мобильности в рамках ЕАЭС;
- укрепление внешнеторговых связей и развитие внутреннего рынка ЕАЭС, в том числе:
- оптимизация операций, совершаемых на таможенной границе ЕАЭС в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, путем обеспечения эффективного таможенного и иных видов контроля;
- развитие транспортно-логистического потенциала ЕАЭС и использование его транзитных возможностей.
(Решение Высшего Евразийского экономического совета от 14.05.2018 N 11 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2018 - 2019 годы»)
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
ФНС изменит форму перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
В 2018 году налоговая служба планирует изменить форму перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Уведомление о разработке соответствующего приказа ФНС опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, указанный перечень заявлений представляется вместе с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС или освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары.
Действующая форма перечня заявлений утверждена приказом от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@.
В ФНС поясняют, что наличие поля «место печати» в документе не соответствует положениям Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ, который отменил обязательность печати у хозяйственных обществ. Это требует корректировки применяемой формы перечня заявлений.
Налоговая служба рассчитывает, что обновленная форма документа будет введена с сентября 2018 года.
ФНС обновит форму декларации 4-НДФЛ
ФНС подготовила поправки в форму декларации о предполагаемом доходе физического лица (4-НДФЛ). Соответствующий проект приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, форма декларации 4-НДФЛ, ее формат и порядок заполнения утверждены приказом ФНС от 27.12.2010 № ММВ-7-3/768@.
Новые поправки должны заменить в декларации штрих-код «03405017» на штрих-код «03406014» и исключить поле «МП».
В ФНС поясняют, что указание на проставление печати в действующей форме декларации не соответствует нормам Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ, который отменил обязательность печати у хозяйственных обществ.
Кроме того, поправки вносятся в электронный формат налоговой декларации 4-НДФЛ.
Предполагается, что обновленная декларация будет применяться, начиная с отчетности за 2018 год.
Разработана форма уведомления об уменьшении суммы налога в рамках ПСН на расходы по приобретению ККТ
Соответствующий проект приказа ФНС России вынесен на публичное обсуждение и направлен на независимую антикоррупционную экспертизу.
Напомним, в соответствии с п. 1.1 ст. 346.51 Налогового кодекса ИП вправе уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ (в пределах 18 тыс. руб. за одну онлайн-кассу). Такой налоговый вычет установлен с 1 января 2018 года. Для его получения необходимо направить уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ.
Уведомление подается в письменной или электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, в котором ИП состоит на учете в качестве налогоплательщика и в который уплачена (должна быть уплачена) сумма налога, подлежащая уменьшению (абз. 7 п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ).
В целях реализации этих норм проектом приказа предусмотрено утверждение:
- формы Уведомления;
- формата представления Уведомления в электронной форме;
- порядка представления Уведомления.
В частности, установлено, что Уведомление заполняется на русском языке рукописным способом чернилами черного, фиолетового или синего цвета либо с использованием соответствующего программного обеспечения в одном экземпляре. При этом все его разделы и поля подлежат обязательному заполнению, за исключением ряда случаев. В каждом поле указывается только один показатель, за исключением показателей, одним из значений которых является дата (она указывается в формате: день, месяц и год, разделенные точками).
Кроме того, запрещается исправление ошибок в Уведомлении с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, двусторонняя печать документа на бумажном носителе, скрепление листов документов, приводящее к порче бумажного носителя.
Также проектом предусмотрены особенности рукописного способа заполнения Уведомления и конкретизирован порядок заполнения каждого листа. Например, в листе А должны быть указаны сведения отдельно по каждому экземпляру приобретенной ККТ. На этом листе предусмотрены отдельные строки для указания наименования модели ККТ, включенной в реестр ККТ, заводского номера экземпляра модели, регистрационного номера ККТ, присвоенного налоговым органом, даты регистрации ККТ в налоговом органе.
Одновременно на листе А указывается сумма расходов по приобретению экземпляра ККТ, включающая затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке ККТ и т.п.), в том числе затраты на приведение ККТ в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». Оговаривается, что сумма произведенных расходов по приобретению ККТ не может превышать 18 тыс. руб.
Что касается листа Б, то он заполняется (в необходимом количестве) при уменьшении суммы налога, исчисленной по нескольким патентам. Отдельный раздел порядка заполнения Уведомления посвящен особенностям заполнения страницы 001, на которой должны быть указаны ИНН физлица, состоящего на учете в налоговом органе, код налогового органа, Ф. И. О., номер контактного телефона, налоговые периоды, за которые уменьшается налог и т.д.
Наконец, проектом приказа планируется утвердить коды, определяющие способ представления в налоговый орган Уведомления (код 01 – на бумажном носителе по почте, код 02 – на бумажном носителе лично, код 04 – по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью, код 05 – другое, код 09 – на бумажном носителе с использованием штрих-кода лично и код 10 – на бумажном носителе с использованием штрих-кода по почте).
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Суд постановил взыскать с ИФНС 267 тысяч рублей за запоздалую разблокировку счета
В связи с непредставлением расчета по НДФЛ за 9 месяцев 2016 года инспекция приостановила операции по расчетному счету компании. 6 апреля 2017 года компания сдала расчет, однако решение о блокировке счета инспекция отменила только 2 июня.
На дату вынесения решения на счету компании имелся остаток в размере около 18 млн рублей, и компания обратилась в суд насчет взыскания 267 тысяч рублей процентов в связи с необоснованным замораживанием указанных средств.
Суды трех инстанций удовлетворили требования компании, указав на подпункт 1 пункта 3.1 статьи 76 НК – решение о приостановлении операций по счетам отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой отчетности. Согласно пункту 9.2 статьи 76 НК в случае нарушения этого срока на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ.
Поскольку нарушение срока отмены решения привело к нарушению прав и законных интересов компании в виде невозможности расчетов с контрагентами, выплаты зарплаты работникам инспекция обязана выплатить проценты, постановили суды (постановление кассации Ф06-32049/2018 от 23.04.2018).
(дело № А65-14144/2017)
Ошибочное применение ставки НДС продавцом – не повод для отказа в вычете у покупателя
Ошибочное указание операции как подлежащей налогообложению по ставке 18% вместо 0% не может быть признано основанием для отказа в налоговом вычете (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25 апреля 2018 г. № 308-КГ17-20263).
Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод инспекции о том, что приобретая услуги, общество (покупатель) неправомерно включило в состав вычетов суммы НДС на основании счетов-фактур, выставленных контрагентом с НДС по ставке 18%, поскольку названные услуги оказывались в отношении груза, подлежащего отправке на экспорт, и подлежали налогообложению по ставке 0%.
В процессе разбирательства было установлено, что ставка 18% была применена на основании условий договора. Покупатель выполнил условия и порядок применения вычетов, предусмотренные Налоговым кодексом, а налоговая инспекция не доказала, что действия общества и его контрагента были согласованы и направлены на неуплату налога. В частности, налоговый орган не доказал, что контрагент общества не уплатил в бюджет НДС при реализации услуг, либо отразил реализацию данных услуг по меньшей стоимости, либо имеются иные расхождения в документах о реализации поставщиком и приобретении услуг покупателем.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации посчитала правильным вывод апелляционной инстанции о незаконности отказа обществу в возмещении НДС.
(дело № А53-30316/2016)
Суды: выплаченное сверх «фиксированных» пособий – не обязательно оплата труда
По результатам выездной проверки ФСС не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сославшись на неправильно оформленные документы. Фонд признал спорные выплаты доходом работников, полученным в рамках трудовых отношений. По мнению проверяющих, все, что выплачивается работодателями за пределами фиксированных размеров пособий, приобретает статус излишне выплаченных сумм, не являющихся социальным обеспечением, следовательно, автоматически относится к необоснованно полученному работниками доходу.
Излишне выплаченная сумма была начислена и выплачена работникам, но в дальнейшем не возвращена в кассу компании, следовательно, подлежит включению в облагаемую базу для начисления взносов. Компании доначислены взносы, пени и штраф.
Суды трех инстанций отменили решение фонда, разъяснив, что факт непринятия расходов, выплаченных работодателем в качестве страхового обеспечения, основанием для включения спорных выплат в базу для начисления взносов не является. Если отсутствует связь выплат с оплатой труда, то основания для их включения в облагаемую взносами базу не имеется, пояснили суды.
Таким образом, суммы не принятых к зачету расходов (излишне выплаченные пособия) не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в рамках трудовых отношений, поскольку неверное исчисление пособий не меняет правовой статус выплаченных средств. Доказательств обратного фондом не представлено.
Кассация (Ф02-1338/2018 от 13.04.2018) отметила: «не принятие спорных расходов к зачету не придает им характер вознаграждений, связанных с выполнением трудовых функций, а потому не обязывает страхователя включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов».
Ранее суды уже указывали на неправомерность начисления взносов на излишне выплаченные пособия. Например, по делу № А03-9004/2015 суды трех инстанций также разъяснили, что суммы непринятых к зачету расходов не могут быть «автоматически» признаны выплатами в пользу работников в рамках трудовых отношений.
(дело № А33-9627/2017)
Отсутствие на рабочем месте ровно 4 часа – не повод для увольнения за прогул
С. работал в компании уборщиком придомовых территорий. Рабочее время С. установлено с 8 до 17 часов, обеденный перерыв – с 12 до 13 часов.
4 октября 2017 года С. отсутствовал на рабочем месте с 10.15 до 11.00 часов и с 13.00 до 17.00 часов, а 9 октября – с 13.00 до 17.00 часов. 17 октября года он был уволен за прогул.
С. обратился в суд с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Работник уверен, что прогула не совершал.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, расценив отсутствие истца на рабочем месте, как прогул. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности соблюден: приказ о применении взыскания издан в установленный срок, у истца были затребованы и получены письменные объяснения.
Апелляция отменила решение суда, разъяснив, что увольнение по данному основанию возможно в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня. Отсутствие на работе 4 и 9 октября с 13.00 до 17.00 часов прогулом не является, поскольку составляет ровно четыре часа, а не более четырех часов подряд. При этом отсутствие на работе истца 4 октября 2017 года с 10.15 до 11.00 часов не может учитываться в совокупности с отсутствием в этот день с 13.00 до 17.00 часов, так как закон предусматривает отсутствие на рабочем месте более четырех часов подряд.
Таким образом, оснований для увольнения истца не было.
(Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 14.03.2018 по делу N 33-3404/2018)
ПРОЧЕЕ
Госрегистрация юрлиц: правомерен ли отказ в приеме отдельных документов в связи с неверным шрифтом?
ФНС России утверждены формы N 38001 «Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц», N 34001 «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц». Также рекомендован образец заявления о недостоверности сведений ЕГРЮЛ (форма N Р34002).
Разъяснено, что законодательство не содержит требований по заполнению форм в части вида и размера шрифта.
Отмечено, что оценка законности конкретных решений, действий (бездействия) регистрирующего органа может быть дана в результате рассмотрения жалобы, поданной в установленном порядке.
(Письмо ФНС России от 10 мая 2018 г. № ГД-3-14/3063@ «Об особенностях заполнения форм, утвержденных приказом ФНС от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@»)
Освобождение от налога прибыли КИК можно не подтверждать документами повторно
ФНС России напомнила, что для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании по основаниям, установленным подпунктами 1, 3-8 пункта 1 статьи 25.13-1 НК, контролирующее лицо представляет в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.
Указанные выше документы представляются в срок, установленный для подачи уведомления о КИК. Уведомление подается не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.
Таким образом, документы, подтверждающие освобождение от налогообложения прибыли КИК представляются в отношении налогового периода, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК. При этом указанные документы должны быть действительны в период, за который определяется прибыль КИК.
По мнению ФНС, если документы, подтверждающие освобождение, были представлены ранее в отношении предыдущих налоговых периодов, контролирующее лицо вправе не представлять вновь указанные документы. Вместе с тем, представленные ранее документы должны быть действительны в отношении периода, за который определяется прибыль, признаваемая в налоговом периоде, за который заявлено освобождение.
В этом случае контролирующему лицу необходимо представить совместно с уведомлением о КИК за соответствующий налоговый период пояснительную записку, в которой будут указаны ранее представленные документы, подтверждающие освобождение от налогообложения, а также налоговый период, за который указанные документы представлялись.
(Письмо ФНС России от 10.04.2018 г. N ЕД-4-13/6807@)
Услуги по ремонту и обслуживанию оборудования не всегда подпадают под НДС
Минфин уточнил, должна ли российская компания платить НДС, если она оказывает иностранной фирме услуги по сборке и гарантийному ремонту промышленного оборудования в зарубежных странах.
Отмечается, что под НДС подпадает реализация услуг, оказываемых в России. При этом местом реализации услуг, связанных с движимым имуществом, Россия не признается, если такое имущество находится за границей. К таким услугам, в частности, относятся монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.
Это значит, что Россия не признается местом реализации услуг российской компании по сборке и гарантийному ремонту промышленного оборудования в других странах.
Соответственно, такие услуги НДС не облагаются.
(Письмо Минфина России от 10.05.2018 N 03-07-08/31102)
Если в договоре не указан НДС, то его надо предъявить, посчитав расчетным методом
Минфин пролил свет на вопрос об определении суммы НДС, подлежащей уплате при оказании российской организацией услуг иностранной организации на территории РФ на основании агентского договора, если в договоре сумма НДС не указана,
Ведомство считает, что при решении данного вопроса возможно руководствоваться пунктом 17 постановления пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33 (о правовых позициях по НДС).
В упомянутом пункте говорится, что сумма налога, предъявляемая покупателю, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога. Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя НДС и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, то предъявляемая сумма налога выделяется продавцом из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.
(Письмо Минфина России от 20 апреля 2018 г. N 03-07-08/26658)
ФНС России даны разъяснения по вопросу определения единицы добытого полезного ископаемого в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых
Сообщается, в частности, следующее.
На основании пункта 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 НК РФ, если не установлено иное.
В силу пункта 3 статьи 340 НК РФ, в случае отсутствия субсидий к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 2 пункта 1 данной статьи. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории РФ и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 340 НК РФ.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с вышеуказанным пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. При этом ограничения по определению стоимости единицы добытого полезного ископаемого, только с учетом количества полезного ископаемого, добытого в налоговом периоде (календарный месяц согласно статье 341 НК РФ), за который исчисляется НДПИ, и, соответственно, выручки от его реализации, Налоговым кодексом РФ не установлено.
Таким образом, при определении стоимости единицы добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ за конкретный налоговый период следует учитывать весь объем реализованного в конкретном налоговом периоде полезного ископаемого и всю выручку от его реализации, независимо от налогового периода фактической добычи реализованного полезного ископаемого.
(Письмо ФНС России от 10.05.2018 N БС-4-3/8937@ «О налоге на добычу полезных ископаемых»)
УСН: проценты по займу ИП не всегда может включить в доходы
Минфин уточнил, какие налоги должен платить ИП на УСН с полученных процентов по займу.
В разъяснениях отмечается, что при расчете налога при УСН учитываются, в том числе внереализационные доходы. В их состав включают доходы в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
Вместе с тем, ИП должен вести учет доходов от предпринимательской деятельности отдельно от доходов, полученных вне рамок предпринимательства.
При этом предпринимательскими считаются доходы от тех видов деятельности, которые были указаны самим ИП в ЕГРИП.
Таким образом, если в ЕГРИП для этого ИП упомянута деятельность по предоставлению займов, то проценты, полученные предпринимателем от их предоставления, учитываются в составе доходов при УСН.
Если в ЕГРИП для этого ИП не указана деятельность по предоставлению займов, то доходы в виде процентов под УСН уже не подпадают. С таких доходов потребуется уплатить НДФЛ.
(Письмо Минфина от 18.04.2018 N 03-11-11/25994)
Покупка доли в уставном капитале ООО не включается в расходы при УСН
Пунктом 1 статьи 346.16 НК установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
В силу статьи 128 ГК доля в уставном капитале ООО относится к имущественным правам.
Учитывая, что перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, является исчерпывающим и в пункте 1 статьи 346.16 НК такой вид расходов, как расходы на приобретение имущественных прав, не поименован, затраты на приобретение доли в уставном капитале ООО не учитываются в расходах при определении объекта обложения налогом по УСН.
(Письмо Минфина от 18.04.2018 № 03-11-06/2/25967)
Разъяснен порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, полученных при продаже части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
Сообщается, в частности, что в случае приобретения доли в уставном капитале организации частями по отдельным договорам купли-продажи по каждому такому договору должны иметься документы, подтверждающие фактически произведенные расходы. При отсутствии подтверждающих документов по какому-либо из указанных договоров в качестве фактически произведенных расходов по приобретению всей доли учитываются расходы по приобретению части доли, в отношении которой имеются документы, подтверждающие расходы на ее приобретение.
Абзацем восьмым подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ установлено, что при продаже части доли в уставном капитале общества, принадлежащей налогоплательщику, расходы налогоплательщика на приобретение указанной части доли в уставном капитале учитываются пропорционально уменьшению доли такого налогоплательщика в уставном капитале общества.
Из изложенного следует, что при продаже части доли в уставном капитале общества, приобретение которой осуществлялось по частям и при этом фактически произведенные расходы подтверждены в отношении не всех приобретенных частей доли в уставном капитале, учет расходов, относящихся к проданной части доли, в соответствии с абзацем восьмым подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ производится исходя из расходов на приобретение части доли, в отношении которой имеются документы, подтверждающие расходы на ее приобретение, принимаемых в качестве расходов на приобретение всей доли.
(Письмо ФНС России от 11.05.2018 N БС-4-11/9010 «Об определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц»)
Доход в виде недвижимости, полученной учредителем при выходе из ООО, облагается НДФЛ
Нежилое помещение, которое учредитель получил при выходе из общества, является его доходом в натуральной форме и облагается налогом на доходы физических лиц. Об этом сообщил Минфин России.
Объяснение довольно простое. Авторы письма напоминают, что при выходе участника из ООО полученная им действительная стоимость доли облагается НДФЛ в общем порядке. При этом в пункте 72 статьи 217 НК РФ сказано следующее. Освобождаются от налогообложения доходы, полученные с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при выплате которых налоговый агент не удержал налог. Исключение, в частности, — доходы в натуральной форме.
Под доходами в натуральной форме понимаются полученные налогоплательщиком от организаций и индивидуальных предпринимателей товары, работы, услуги и иное имущество (п. 1 ст. 211 НК РФ).
Таким образом, в отношении недвижимого имущества, полученного учредителем при выходе из ООО, пункт 72 статьи 217 НК РФ не применяется. Это значит, что с дохода в натуральной форме (в виде объекта недвижимости) необходимо уплатить НДФЛ.
(Письмо Минфина России от 23.04.18 № 03-04-05/27171)
ФНС России разъяснила, какой документ может подтвердить факт уплаты наличными денежными средствами курортного сбора
Сообщается, в частности, что в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» применение контрольно-кассовой техники при взимании курортного сбора не требуется, так как такой сбор не является частью стоимости услуг по проживанию.
Вместе с тем, учитывая обязанность оператора курортного сбора при взимании у плательщика курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, выдать такому плательщику документ, подтверждающий факт уплаты, в качестве документа, подтверждающего факт уплаты наличными денежными средствами курортного сбора, может использоваться квитанция к приходному кассовому ордеру, выдаваемая в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
(Письмо ФНС России от 19.04.2018 N ЕД-4-20/7551 «О применении контрольно-кассовой техники при взимании курортного сбора»)
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.