Мониторинг изменений за период 15.01.18 - 21.01.18

Бухгалтерский учет и налогообложение

Уточнен порядок возврата поступлений, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет

На регистрации в Минюсте России находится приказ, вносящий изменения в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами.

Поправками предусматривается, в частности:

  • установление порядка проверки органами Федерального казначейства обоснованности возврата поступлений излишне или ошибочно уплаченных, порядок возврата которых не установлен федеральными законами;
  • уточнение порядка возврата поступлений, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, в части требования на формирование запроса на выяснение принадлежности соответствующего платежа;
  • уточнение порядка формирования Запросов на выяснение принадлежности платежа (исключена необходимость формирования очереди предполагаемых администраторов доходов бюджета по коду главы).

(Приказ Минфина России от 25.12.2017 N 251н «О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 125н»)

Обновлен порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Утвержденный порядок содержит правила, порядок и сроки внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений, порядок исправления допущенных технических ошибок и требования к содержанию указанных реестров.

В новом порядке устанавливается приоритет сведений, содержащихся в документах, на основании которых вносились записи в соответствующий реестр перед сведениями, включенными в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на электронных носителях.

Устанавливается, что в случае изменения содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений ранее внесенные сведения в реестре сохраняются.

Кроме того, в связи с изменением порядка получения органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и судами сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, новый порядок не содержит правил предоставления, содержащихся в указанных реестрах сведений и документов и формы запроса о предоставлении соответствующих сведений.

Утратившим силу признается Приказ Минфина России от 18.02.2015 N 25н, которым был утвержден ранее действовавший порядок.

(Приказ Минфина России от 30.10.2017 N 165н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 февраля 2015 г. N 25н», зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2018 N 49645)

Получить документ о статусе налогового резидента России можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС России

В промышленную эксплуатацию введено программное обеспечение интерактивного сервиса ФНС России, позволяющего получить документ о статусе налогового резидента России в электронном виде на официальном сайте ФНС России.

(Приказ ФНС России от 28 декабря 2017 г. N ММВ-7-6/1107@ «О вводе в промышленную эксплуатацию интерактивного сервиса ФНС России, реализующего представление заявителем документов и получение результатов оказания услуги по подтверждению статуса налогового резидента Российской Федерации в электронном виде на официальном сайте ФНС России»)

В составе дополнительной отчетности ФГБУ и ФГАУ будет представляться только форма 0503793 «Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам)»

Минфином России утверждена форма данного отчета и инструкция о порядке ее составления и представления.

Ранее аналогичный Приказ Минфина России от 12 мая 2016 года N 60н содержал две формы дополнительной отчетности учреждений (помимо указанной выше - также форму 0503790 «Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения»). Данный Приказ признается утратившим силу.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 21.12.2017 N 247н «Об утверждении дополнительной формы годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, и Инструкции о порядке ее составления и представления»)

Скорректированы требования по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений

Некоторые счета бухгалтерского учета исключены из Плана счетов (в том числе счета «Активы в управляющих компаниях», «Вложения в управляющие компании»), а часть из них изложена в новой редакции.

Отдельные изменения внесены в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета.

Уточнены требования по отражению некоторых фактов хозяйственной деятельности. Это коснулось, в частности, принятия к учету полученных безвозмездно объектов нематериальных активов, внутреннего перемещения объектов нематериальных активов, непроизводственных активов, передачи финансовых вложений в доверительное управление и др.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 19.12.2017 N 238н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» и о признании утратившими силу подпункта «г» пункта 3.7 и подпункта «в» пункта 3.29 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 228н»)

Законопроекты

Декларацию по ЕНВД изменят

Федеральная налоговая служба подготовила проект нового приказа с формой налоговой декларации по ЕНВД. Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Изменения потребовались в связи с предоставлением вычета на покупку онлайн-ККТ. Для получения его в декларации появится раздел 4 «Расчет суммы расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, уменьшающая сумму единого налога на вмененный доход за налоговый период».

В новом разделе надо будет указать:

  • наименование модели контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер контрольно-кассовой техники;
  • регистрационный номер контрольно-кассовой техники, присвоенный налоговым органом;
  • дату регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе;
  • сумму произведенных расходов по приобретению контрольно-кассовой техники.

Данные из раздела 4 надо будет перенести в раздел 3, где появится новая строка 040 – сумма расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, уменьшающая сумму налога на вмененный доход, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период.

Напомним, что вычет из налога смогут получить только индивидуальные предприниматели в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ.

Планируется, что новая декларация вступит в силу с июня месяца. Несмотря на то, что у налогоплательщика есть право на вычет уже в 1 квартале 2018 года. Однако, чтобы декларация вступила в силу с 1 апреля (т.е. за 1 квартал), приказ должен был быть зарегистрирован в Минюсте и опубликован не позднее 1 февраля. И понятно, что ФНС просто не уложилась в установленные Налоговым кодексом сроки. Хотя первоначальное уведомление о разработке приказа было размещено еще в ноябре 2017 года.

ФНС изменит форму сведений для платежных агентов

ФНС подготовила поправки в форму предоставления операторами по приему платежей физических лиц информации по запросам налоговых органов.

Напомним, по нормам Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежные агенты обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществленных расчетах.

Такие сведения подаются в электронной или бумажной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса из налогового органа.

Действующая форма и порядок предоставления сведений платежными агентами утверждены приказом ФНС от 13.02.2014 № ММВ-7-2/49@.

Новая поправка в форму учитывает, что печать на документе ставится только при ее наличии.

Судебная практика

Суды против формального отказа в регистрации фирмы по адресу жилого дома

Компания приняла решение о смене адреса и представила документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

В целях усиления эффективности работы с «мигрирующими» юрлицами ИФНС провела контрольные мероприятия по установлению достоверности адреса. Установлено, что по новому адресу расположен одноэтажный жилой дом из дерева, окрашенного в зеленый цвет. Имеется табличка с адресом и регистрационными данными компании. Руководитель и учредитель фирмы, прописанная по этому адресу, пояснила, что там будет находиться бухгалтерия и храниться документация фирмы. Фактически деятельность по продаже ювелирных изделий будет проводиться по другому адресу. Собственник помещения дал согласие на регистрацию фирмы по этому адресу.

Однако инспекция в регистрации изменений отказала, сославшись на отсутствие необходимого офиса и оборудования для ведения деятельности в жилом доме. Налоговый орган также отметил, что исполнительные органы по данному адресу отсутствуют, соответственно, связь с фирмой невозможна.

Суды двух инстанций отменили решение налоговой, указав на пункт 2 статьи 54 ГК и пункт 2 статьи 8 закона № 129-ФЗ, которые предусматривают возможность регистрации фирмы по месту жительства учредителя. Законодательство допускает использование жилого помещения для ведения деятельности компании с согласия собственника. При этом место нахождения юрлица может не совпадать с фактическим размещением имущественного комплекса и производственных помещений.

Таким образом, инспекция не доказала отсутствие возможности ведения деятельности по адресу регистрации, как и невозможность связи с фирмой по новому адресу. К тому же, суды (постановление апелляции 19АП-5371/2017 от 24.08.2017) не установили оснований для проверки достоверности сведений. Доказательств того, что новый адрес был указан без намерения его использовать для связи, не представлено.

Дело приведено в обзоре судебной практики с участием регистрирующих органов, направленном письмом ФНС от 28 декабря 2017 г. N ГД-4-14/26814@.

(дело № А64-630/2017)

Суды не против истребования документов по работникам фирмы в рамках проверки контрагента

ИФНС направила ПАО требование о представлении документов в отношении трех работников компании: А., П. и У. Были истребованы копии трудовых договоров со всеми дополнениями, должностных инструкций, приказов о назначении, приказов о направлении в командировку за пределы РФ (Кипр, Индия) в 2012-2014 годах и документов по командировкам. Истребование документов было связано с выездной проверкой другой организации – АО.

Компания документы не представила, полагая, что они к деятельности проверяемого налогоплательщика не относятся, не являются первичными документами по сделкам, регулируют только взаимоотношения ПАО с работниками.

Инспекция оштрафовала фирму по пункту 2 статьи 126 НК на 10 тысяч рублей.

Суды трех инстанций признали законным решение налоговой, установив, что истребование документов связано с установлением законности учета АО процентных расходов по займу, полученному от ПАО, и направленному на покупку акций индийской компании. Инспекцией установлено, что ПАО, АО и индийская фирма взаимозависимы. При этом А. является гендиректором, а П. и У. – членами совета директоров индийской фирмы. АО и ПАО имеют один и тот же юридический адрес и адрес исполнительного органа.

Истребуемые документы могли помочь установить влияние ПАО на принятие решений АО об одобрении получения займа и создание условий, при которых перечисление одним взаимозависимым лицом другому процентов создает для последнего возможность получения необоснованной налоговой выгоды по налогу на прибыль.

Суды (постановление кассации Ф07-14573/2017 от 15.01.2017) пояснили, что отношение запрашиваемых документов к деятельности налогоплательщика определяет ИФНС, а не лицо, у которого документы затребованы.

(дело № А56-22139/2017)

Фирма, продавшая дорогие авто за бесценок, безуспешно боролась с налоговой

По договорам лизинга компания приобрела автомобили Toyota Highlander за 1,9 млн рублей, Volkswagen Touareg за 2,2 млн рублей, Volkswagen Touareg за 2,3 млн рублей. В течение года эти автомобили были проданы физлицам по цене около 60 тысяч рублей каждый.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что покупателями являлись взаимозависимые лица: отец директора компании, мать учредителя и мать супруги учредителя. Налоговая доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на многократное занижение стоимости реализованных автомобилей.

Компания пыталась оспорить решение, ссылаясь на плохое техническое состояние автомобилей и необходимость проведения их ремонта, в том числе замены двигателя.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд в удовлетворении иска фирмы отказали, установив, что покупатели приняли технически исправные автомобили. Это подтверждается актами приема-передачи и показаниями работниками налогоплательщика. Более того, установлено, что авто находились на трехлетнем гарантийном обслуживании.

Убедительных доказательств реализации технически неисправных автомобилей компанией не представлено.

Судья ВС (301-КГ17-18008 от 25.12.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А79-8358/2016)

Директор поставщика не знакома с завскладом, подписавшим накладные – сделка формальна

В октябре 2013 года ООО «У» (покупатель) заключило договор на приобретение электротехнических изделий у ООО «Т».

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, признав сделку формальной. Установлено, что у ООО «Т» отсутствуют необходимые ресурсы (транспортные средства, оборудование, работники). В ноябре 2015 года фирма присоединена к ООО «Б», которое не представляет отчетность. При значительных оборотах по расчетным счетам ООО «Т» исчисляло налоги в минимальных размерах, а денежные средства со счета списывало в адрес фирм-однодневок в течение двух-трех дней со дня их зачисления.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пояснения учредителя и руководителя контрагента З. Она подтвердила, что фирма продавала электрооборудование, что средства снимались со счета для оплаты наличными за товар. При этом З. отрицала заключение договора с налогоплательщиком и знакомство с П., указанным в товарных накладных в качестве завскладом ООО «Т».

В последующем (при опросе сотрудником МВД) З. частично изменила показания, пояснив, что знала о намерении заключить договор с ООО «У» и предоставила для этого одну из печатей ООО «Т» своему сотруднику М. Однако первоначальные показания подтверждаются заключением эксперта и не опровергнуты налогоплательщиком, решили суды. Они (постановление кассации Ф09-6792/2017 от 29.11.2017) также учли, что производители товаров не подтвердили поставку в адрес ООО «Т».

(дело № А50-4720/2017)

Ведение деятельности зависимыми лицами по одному адресу – не повод для отказа в вычете

ООО «Т» приобрело товары и заявило вычет в декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, полагая, что приобретенные товары использовались в деятельности взаимозависимыми лицами – ИП и ООО «У». Установлено ведение ООО «Т», ООО «У» и предпринимателем одной деятельности по одному адресу и применение ООО «У» упрощенной системы. При этом ИП являлся гендиректором ООО «У», которое по договору управляло деятельностью ООО «Т» (директор и учредитель также предприниматель). Все лица используют одни контакты, сайт, бренд, имеют единых поставщиков и покупателей, обслуживаются в одном банке, в госорганах их представляют одни и те же лица.

Компания пояснила, что первоначально предприниматель занимался техобслуживанием транспортных средств, включая установку и поверку тахографов на основании официальной госаккредитации. Создание ООО «У» связано в связи с ужесточением требований Росаккредитации, запрещающих одному и тому же лицу одновременно проводить поверку приборов и их ремонт. ООО «У» занималось именно ремонтом оборудования. Затем вырос спрос на приобретение тахографического оборудования. Учитывая, что основные его поставщики - иностранные компании, для работы с ними было создано ООО «Т».

Суд первой инстанции признал законным решение инспекции. Апелляция и кассация с ним не согласились, разъяснив, что подконтрольность компаний одному лицу о недобросовестности налогоплательщика не свидетельствует. Фирмы и ИП вели различную деятельность, исчисляли и уплачивали налоги, представляли отчетность. Ведение зависимыми фирмами деятельности по одному адресу не доказывает использование товаров другой фирмой, указали суды и отменили решение налоговой.

Суды (постановление кассации Ф09-8406/2017 от 12.01.2017) учли, что ИП применял общую систему и также был вправе заявить вычет при приобретении материалов. Бесспорных доказательств направленности действий компании на получение необоснованной налоговой выгоды инспекцией не представлено.

(дело № А60-14635/2017)

90% выручки контрагента – средства от налогоплательщика: это говорит о подконтрольности

ООО «А» отразило в учете сделки по приобретению у ООО Ф» и «В» металлопродукции, учло стоимость товара в расходах и заявило вычеты в декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС признала сделки формальными, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. Установлено, что ООО «Ф» ликвидировано по решению учредителей, при этом на момент ликвидации имелась неоплаченная задолженность ООО «А» за металлолом. Контрагент никаких действий по взысканию долга не предпринимал. Аналогичные обстоятельства установлены и в отношении ООО «В».

Суды трех инстанций признали документооборот формальным, а действия налогоплательщика направленными на получение необоснованной налоговой выгоды. Суды учли, что счета контрагентов открыты в одном банке. Кассация (Ф05-19741/2017 от 27.12.2017) отметила: «поступление денежных средств от заявителя на расчетные счета спорных контрагентов … составляет 89,76% и 96% соответственно, что свидетельствует о подконтрольности и экономической зависимости данных контрагентов заявителю».

Суды решили, что налогоплательщиком создана видимость сделок с указанными контрагентами, при этом металлопродукцию он получал из иных источников – от крупных поставщиков, а составляемые документы использовал с целью необоснованного увеличения затрат и вычетов.

(дело № А40-27311/2017)

Суды сочли обоснованным использование дорогих автомобилей в сельхоздеятельности

Глава КФХ взял в лизинг автомобили TOYOTA LAND CRUISER 200, LEXUS LX 570, INFINITI QX60, учел лизинговые платежи в расходах и заявил вычеты НДС.

По результатам выездной проверки налоговая решила, что приобретение автомобилей не связано с деятельностью в сфере сельского хозяйства, так как они не предназначены для вспашки, посева, сбора урожая, распыления гербицидов, перевозки ГСМ, минеральных удобрений, кормов. При этом в собственности предпринимателя имеются иные три автомобиля, которые эксплуатируются им персонально. Считая, что автомобили приобретены для использования в личных целях, инспекция доначислила НДФЛ, НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что авто поставлены на учет в органах ГИБДД и закреплены за должностными лицами КФХ (заместителем и бухгалтером). Наличие спорных автомобилей на территории КФХ с признаками эксплуатации подтверждено протоколами осмотра. Об использовании авто свидетельствуют также путевые листы, расходы на ГСМ. Работники налогоплательщика подтвердили, что глава КФХ каждый день приезжает на планерку на автомобиле TOYOTA LAND CRUISER 200, управляет транспортным средством сам. INFINITI QX60 используется для перевозки бухгалтера, зоотехника, других работников.

Суды (постановление кассации Ф03-4718/2017 от 27.12.2017) учли отсутствие у налоговиков претензий к оформлению первичных документов (счетов-фактур, документов, подтверждающих оприходование авто) и отсутствие доказательств использования автомобилей в личных целях.

(дело № А04-10869/2016)

Суды против учета в расходах услуг, оказанных на утилизированном самосвале

В 3 квартале 2012 года ООО «С» учло в расходах стоимость транспортных услуг по разработке песчаного грунта самосвалом, оказанных ООО «Г».

По результатам выездной проверки инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф, установив, что самосвал с номером, указанным в документах, с 2007 года находился в собственности ООО «С». В апреле 2012 года самосвал по заявлению собственника был снят с учета в связи с его утилизацией (государственные регистрационные знаки, свидетельство, ПТС сданы). При этом самосвал списан с учета компании.

ООО «С» обратилось в суд полагая, что снятие с учета транспортного средства не свидетельствует достоверно о его фактическом уничтожении. Самосвал был сдан в аренду. Установленные инспекцией обстоятельства свидетельствуют лишь об использовании транспортного средства с нарушениями ПДД, за что налоговая ответственность не предусмотрена.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф04-6255/2016 от 28.12.2017) признали законным решение налоговой, разъяснив, что эксплуатация транспортного средства без регистрации не допускается, в том числе после его утилизации в ГИБДД. Собственник транспортного средства вправе по своему усмотрению как инициировать прекращение регистрации, так и принять меры к восстановлению такой регистрации, если его намерения относительно дальнейшего использования транспортного средства изменились. В данном случае собственник самосвала мер к восстановлению регистрации не принял.

(дело № А45-2140/2016)

Демонстрация товара на открытой площадке помешала применению ЕНВД

Предприниматель занимался, в том числе, торговлей стройматериалами, применяя ЕНВД. Налог он исчислял исходя из физического показателя «площадь торгового зала». Для торговли ИП арендовал комнату (15 кв. метров) в жилом доме и прилегающий земельный участок. В помещении предприниматель торговал мелким товаром и принимал оплату, а крупногабаритный товар (металлопрокат, профлист) размещался на свежем воздухе на площади более 2 тысяч кв. метров.

По результатам выездной проверки ИФНС указала, что используемое предпринимателем помещение не относится к объекту стационарной торговой сети, поскольку находится в не предназначенном для торговли жилом доме. Кроме того, фактическая площадь, на которой продавался товар с учетом площади земельного участка, превышала 150 кв. м. В результате налоговая доначислила предпринимателю налог по УСН, пени и штраф, использовав данные по расчетному счету.

Суды трех инстанций признали законным решение налоговой, указав, что помещение использовалось лишь для расчетов. Инвентаризационных и правоустанавливающих документов, доказывающих, что оно является объектом стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, не представлено. К тому же, установлено, что ИП заключал с покупателями договоры купли-продажи, по условиям которых он поставляет товар партиями по согласованной номенклатуре, ассортименту, количеству и цене. При этом выставлялись счета-фактуры, что свидетельствует о ведении предпринимателем оптовой торговли, отметила кассация (Ф09-7167/2017 от 25.12.2017).

(дело № А47-8961/2016)

Перечисление зарплаты через благотворительный фонд не помогло уйти от НДФЛ

По результатам выездной проверки налоговая установила, что работникам компании ежемесячно на банковские карты перечислялись денежные средства со счета благотворительного фонда, признала их скрытой формой оплаты труда, доначислила НДФЛ, пени и штраф.

Компания настаивала, что выплаты являются благотворительной помощью, которая НДФЛ не облагается.

Суды трех инстанций признали законным решение налоговой, установив, что численность благотворительного фонда – 1 человек, фонд представляет нулевую отчетность, у него отсутствует имущество и иные ресурсы. В ходе анализа движения денежных средств установлено, что фондом средства получены от истца через ряд фирм.

Работники компании пояснили, что средства, полученные от благотворительного фонда, они считают зарплатой, дополнительных доходов в виде благотворительной помощи они не ожидали и не получали. Оснований считать спорные средства благотворительной материальной помощью не имеется, отметила кассация (Ф01-5813/2017 от 26.12.2017).

(дело № А17-2155/2015)

прочее

Налоговым органам рекомендовано руководствоваться выводами КС РФ при взыскании причиненного бюджетам вреда с руководителя организации, обвиняемого в совершении налогового преступления

Разъяснения ФНС России подготовлены на основании правовых позиций КС РФ, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 N 39-П.

Указано, в частности, следующее:

  • налоговые органы наряду с исками, прямо упомянутыми в статье 31 НК РФ, вправе предъявлять иски о возмещении вреда на основании статьи 1064 ГК РФ к физическим лицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • положения законодательства предусматривают возможность взыскания с указанных физических лиц денежных сумм в размере не поступивших в соответствующий бюджет от организации-налогоплательщика налоговых недоимок и пеней, при этом налоговый штраф может быть взыскан только с организации;
  • налоговым органам особое внимание необходимо уделять доказательствам причастности привлекаемого к ответственности физического лица к хозяйственной деятельности организации и влияния на ее действия;
  • при определении субъектов ответственности и степени вины каждого из них налоговым органам необходимо исследовать обстоятельства, влияющие на адекватность применяемых мер (например, изменение уровня материального состояния физлица в период, который может быть связан с совершением преступления, превышение расходов над официально установленными доходами в указанный период, прямое либо косвенное направление средств юрлица на обезличенного выгодоприобретателя и т.д.);
  • привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам.

(Письмо ФНС России от 09.01.2018 N СА-4-18/45@ «О направлении для использования в работе постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 N 39-П»)

Обязанность налоговых органов по даче разъяснений не распространяется на случаи, когда заданный вопрос непосредственно не связан с деятельностью налогоплательщика

Налоговым законодательством РФ на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, правах и обязанностях налогоплательщиков и т.д.

Налогоплательщиком в налоговый орган было направлено письменное заявление с просьбой разъяснить действующее законодательство РФ о налогах и сборах на примере смоделированной ситуации.

Заявителю было отказано в предоставлении запрашиваемых разъяснений по причине отсутствия для этого правовых оснований, так как заявитель персонально не является участником описанной в запросе ситуации, в связи с чем не может быть признан налогоплательщиком в данном случае, и соответственно участником отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах.

(Решение ФНС России от 27.12.2017 N АС-3-9/8743@)

ФНС России разъяснила порядок постановки на учет в налоговых органах адвоката в случае изменения членства в адвокатской палате, при сохранении места жительства

Согласно действующему требованию адвокат, изменивший место постоянного проживания, обязан:

  • изменить членство в адвокатской палате одного субъекта РФ (где он ранее проживал) на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ (по новому месту жительства);
  • встать на учет в налоговом органе по новому месту жительства, о чем представить подтверждающие документы в совет адвокатской палаты.

Сообщается, что в случае изменения адвокатом членства в адвокатской палате без изменения места жительства постановка на учет в налоговом органе в качестве адвоката сохраняется в налоговом органе по месту жительства данного адвоката. В этом случае в совет адвокатской палаты документ о постановке на учет в налоговом органе не представляется.

(Письмо ФНС России от 13.12.2017 N ГД-3-14/8237 «О постановке на учет в налоговых органах в качестве адвоката»)

ФНС России сообщила о порядке выставления счетов-фактур при реализации сырых шкур и лома

По общему правилу при реализации сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС определяется налоговыми агентами (покупателями данных товаров, за исключением физлиц, не являющихся ИП). Налогоплательщиками-продавцами НДС исчисляется в случаях, предусмотренных абзацами 7 и 8 пункта 8 статьи 161, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также при реализации этих товаров физическим лицам, не являющимся ИП.

Налоговые агенты обязаны исчислить НДС расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Данная обязанность не возникает, если продавец не является налогоплательщиком НДС.

При этом в счетах-фактурах, выставляемых налогоплательщиками-продавцами, (а также комиссионерами (агентами, действующими от своего имени)) делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Итоговая сумма налога за истекший налоговый период, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, отражается по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

В приложении к письму приведен порядок заполнения отдельных показателей счетов-фактур и иных документов, применяемых при расчетах по НДС.

(Письмо ФНС России от 16.01.2018 N СД-4-3/480@ «О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ»)

ФНС России сообщила коды операций, необходимые для заполнения налоговой декларации по НДС, а также книги покупок, книги продаж

Федеральным законом от 27.11.2017 N 350-ФЗ внесены изменения в главу 21 Налогового кодекса РФ, предусматривающие в том числе налогообложение НДС по налоговой ставке 0 процентов некоторых операций в части реализации сырьевых и несырьевых товаров.

Сообщается, в частности, перечень кодов, которые могут применяться налогоплательщиками в отношении таких операций до внесения необходимых изменений в приказ, которым утверждена налоговая декларация по НДС (коды 1011432 - 1011443).

Кроме того, приведен перечень кодов видов операций, указываемых в книге покупок и книге продаж, а также коды видов операций по НДС, необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

(Письмо ФНС России от 16.01.2018 N СД-4-3/532@ «О налоге на добавленную стоимость»)

ФНС России напоминает, что для резидентов особых экономических зон ставка налога на прибыль снижена с 3% до 2%

Соответствующие поправки в статью 284 Налогового кодекса РФ были приняты Федеральным законом от 27.11.2017 N 348-ФЗ.

Поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 2017 года. Таким образом, сумму налога на прибыль за 2017 год, подлежащую уплате в федеральный бюджет, резиденты ОЭЗ исчисляют по ставке 2%.

Изменение не затрагивает резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер. Для таких организаций продолжит действовать нулевая ставка налога на прибыль.

ФНС России также обращает внимание, что с 1 января 2018 года прекратила действие нулевая ставка по налогу на прибыль для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон. С 2018 года такие организации должны исчислять налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, по ставке 2%.

(Информация ФНС России «О ставке налога на прибыль для резидентов особых экономических зон»)

Опубликованы данные для расчета коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2017 года

Величина коэффициента определена в размере 10,6442.

Коэффициент рассчитывается ежемесячно исходя из следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в ноябре 2017 года данный показатель составил 62,15 долл. США за баррель);
  • среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (в ноябре 2017 года - 58,9212).

(Письмо ФНС России от 20.12.2017 N СД-4-3/25892@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2017 года»)

Опубликованы данные для расчета коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2017 года

Величина коэффициента определена в размере 10,9478.

Коэффициент рассчитывается ежемесячно исходя из следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в декабре 2017 года данный показатель составил 63,77 долл. США за баррель);
  • среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (в декабре 2017 года - 58,5888).

(Письмо ФНС России от 16.01.2018 N СД-4-3/540@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2017 года»)

ФНС России сообщила о ставке НДПИ с учетом показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти, величина которого принимает отрицательное значение

Согласно НК РФ при добыче нефти ставка НДПИ умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм.

Величина показателя Дм определяется в соответствии с формулой, установленной статьей 342.5 НК РФ. При этом в случае, если участвующие в расчете коэффициенты Кв, Кз, Кд, Кдв и Ккан равны 1, значение показателя Дм в 2017 году принимает отрицательное значение равное минус 306.

В связи с тем, что предусмотренное уменьшение произведения ставки НДПИ и коэффициента Кц производится путем вычитания, то с учетом общих правил математики, отрицательное значение показателя Дм принимает положительное значение, увеличивающее установленную НК РФ ставку НДПИ.

(Письмо ФНС России от 12.01.2018 N СД-4-3/269@ «О налоге на добычу полезных ископаемых»)

Если организация перешла с УСН на общий режим налогообложения...

Разъяснены некоторые положения НК РФ при переходе с УСН на общий режим налогообложения. В частности, отмечено следующее.

Стоимость амортизируемого имущества, приобретенного в период применения УСН, списывается в налоговом учете с момента ввода его в эксплуатацию равными долями в течение налогового периода. Если организация добровольно переходит на общий режим, то остаточная стоимость объекта на дату перехода будет равна нулю.

Если расходы, связанные с изготовлением готовой продукции были учтены в период применения УСН, то при переходе на общий режим они не могут быть признаны в целях исчисления налога на прибыль.

Если в период применения УСН организация с целью дальнейшей перепродажи приобрела и оплатила товар, который не был реализован в этот период, то она вправе учесть при налогообложении прибыли расходы на приобретение указанных товаров в периоде их реализации. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 6 марта 2015 г. N 306-КГ15-289 по делу N А72-339/2014.

Также разъяснен порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций с 1 января 2018 г.

 (Письмо ФНС России от 9 января 2018 г. № СД-4-3/6 О добровольном переходе с УСН на общий режим налогообложения, об особенностях налогообложения расходов на аренду нежилого помещения у физического лица и об изменении порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций с 1 января 2018 г.)

Определена процедура принятия и рассмотрения заявлений (уведомлений) физлиц о предоставлении налоговой льготы

Соответствующие документы налогоплательщиков принимаются любым территориальным налоговым органом.

Вплоть до реализации в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России технической возможности направления Заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@), и Уведомления о выбранном объекте (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.10.2017 N ММВ-7-21/773@), налоговыми органами должны приниматься и обрабатываться формы перечисленных документов в их версии, реализованной в ЛК.

Основаниями для информирования налогоплательщика о невозможности рассмотрения документов являются:

  • представление документов в нечитаемом виде и (или) с несоблюдением требований к их оформлению (заполнению);
  • непредставление документов, подтверждающих полномочия лица действовать в качестве представителя налогоплательщика, если документы представляются представителем налогоплательщика;
  • представление документов, содержащих недостоверные сведения (например, используемый в документах ИНН не соответствует имеющимся у налогового органа сведениям в отношении налогоплательщика).

(Письмо ФНС России от 10.01.2018 N БС-4-21/147@ «О рекомендациях по вопросам обработки заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу»)

ФНС России рекомендована к применению форма Уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу

Для льготной категории налогоплательщиков статьей 391 НК РФ предусмотрен налоговый вычет по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров. Налоговый вычет применяется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке принимается в любом налоговом органе с возможностью предоставления результата рассмотрения в этом же налоговом органе.

За налоговый период 2017 года Уведомление может быть представлено до 1 июля 2018 г.

Налоговым органам предписано проработать вопрос с многофункциональными центрами о возможности дополнения перечня услуг, которые могут предоставляться через МФЦ, услугой по приему Уведомления.

(Письмо ФНС России от 11.01.2018 N БС-4-21/251@ «О рекомендуемой форме Уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, и дополнении письма ФНС России от 18.12.2017 N БС-4-21/25757@»)

ФНС России сообщила коды операций для формирования налоговой отчетности в связи с введением в России системы «tax free»

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность компенсации сумм НДС иностранным гражданам при приобретении ими товаров на территории РФ и вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС.

При реализации услуг по компенсации НДС иностранным гражданам применяется ставка НДС 0 процентов. Порядок подтверждения обоснованности применения данной ставки налога определен ст. 165 НК РФ.

До внесения изменений в форму и порядок заполнения налоговой декларации по НДС (утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) ФНС России рекомендует:

  • операцию по реализации услуг по компенсации сумм НДС гражданам иностранных государств отражать в 4 разделе налоговой декларации, а также в разделах 5 и 6 под кодом 1011431;
  • в книге продаж при регистрации документа (чека) для компенсации НДС применять код вида операции 35;
  • в отношении вычетов сумм НДС, исчисленных организациями розничной торговли в случаях, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 171 НК РФ, - применять рекомендуемый код вида операции 36.

Кроме того отмечено, что до внесения изменений в раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет...» налоговой декларации вышеуказанные операции по реализации товаров и применения налоговых вычетов организациями розничной торговли следует отражать по строке 010 или 020 и строке 120 указанного раздела 3 соответственно.

(Письмо ФНС России от 09.01.2018 N СД-4-3/10@ «О налоге на добавленную стоимость»)

Организация обязана сообщить в налоговый орган о невозможности удержать НДФЛ при выплате физлицу компенсации на основании мирового соглашения

Согласно НК РФ организация, выплачивающая доход физлицу, признается налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление и уплата в бюджет суммы НДФЛ.

Вместе с тем, если выплата производится на основании решения суда, организация обязана выплатить физлицу именно ту сумму, которая указана в решении (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ).

В этой связи Минфин России сообщает, что в случае, если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физлицу и подлежащих удержанию, организация - налоговый агент самостоятельно, в силу указанных выше положений ГПК РФ, не имеет возможности удержать налог.

При этом налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

(Письмо Минфина России от 11.01.2018 N 03-04-06/462)

ФНС России напомнила о необходимости отражения в справках по форме 2-НДФЛ и расчетах по страховым взносам актуальных персональных данных физлиц

Раздел 2 справки по форме 2-НДФЛ «Данные о физическом лице - получателе дохода», а также раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета о страховых взносах заполняются на основании данных документа, удостоверяющего личность.

Актуальными считаются персональные данные, заполненные в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность, на дату представления в налоговый орган соответствующих сведений (в том числе уточненных).

Отмечено при этом, что не требуется представления уточненной справки по форме 2-НДФЛ (уточненного расчета по страховым взносам) в случае, если:

у физического лица произошло изменение персональных данных после представления налоговым агентом справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган;

от налогового органа плательщиком не получены в установленном порядке уведомление об отказе (уведомление об уточнении) либо требования о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет в связи с выявленными несоответствиями в персональных данных застрахованных физических лиц.

(Письмо ФНС России от 29.12.2017 N ГД-4-11/26889@)

Налоговые органы приостанавливают взыскание задолженности по страховым взносам, переданной органами ПФР и ФСС

Это связано с тем, что в большинстве случаев суды отказывают в удовлетворении требований налоговых органов по причине предъявления заявлений о взыскании задолженности, право на взыскание которой утрачено органами ПФР и органами ФСС РФ до момента передачи налоговым органам функций по администрированию страховых взносов.

При наличии случаев для признания задолженности невозможной к взысканию подлежит применению порядок по списанию такой задолженности. Сообщается, что указанные действия должны осуществляться органами ПФР и ФСС РФ.

(Письмо ФНС России от 12.12.2017 N СА-4-7/25240 «О приостановлении налоговыми органами работы по взысканию в судебном порядке недоимки по страховым взносам, пеням и штрафным санкциям по страховым взносам, являющейся невозможной»)

ФСС РФ разъяснил, как заполнить больничный листок, если пациент пропустил прием у врача

Сообщается, в частности, что действующими нормами законодательства не предусмотрено исключение периода неявки на врачебный осмотр из общего периода освобождения от работы.

Также отмечено, что в периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается, не включен период неявки гражданина на прием к врачу.

Таким образом, если при очередном врачебном осмотре гражданин признан нетрудоспособным, период неявки должен включаться в общий период освобождения от работы.

При этом в листке нетрудоспособности:

  • в строке «Отметки о нарушении режима» ставится код «24»,
  • в строке «Дата» указывается дата нарушения,
  • в поле «Подпись врача» ставится подпись лечащего врача.

(Письмо ФСС РФ от 29.12.2017 N 02-03-11/22-03-32521 «О заполнении листка нетрудоспособности в случаях пропуска застрахованными лицами даты явки на очередной врачебный осмотр»)

Расчеты по договору займа не требуют применения ККТ

Обязана ли компания применять ККТ в случае, когда она принимает деньги по договору займа от своего работника?

Как объяснил Минфин, отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами, в связи с чем расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ.

Не является оказанием услуг пользование денежными средствами по договору займа, когда заимодавцем взимаются проценты, поскольку выдача денег взаймы не означает передачи товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ.

(Письмо Минфина России от 26.12.2017 г. № 03-01-15/87058)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.


Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства