Мониторинг изменений за период 19.02.18 - 25.02.18
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ
- СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
- ПРОЧЕЕ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Подписан федеральный закон о проведении в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года второго этапа добровольного декларирования «амнистии капиталов»
Федеральным законом:
- предоставляется возможность декларантам, представившим свои декларации в ходе второго этапа декларирования, указать в декларации счета (вклады) в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но также указать счета в зарубежных банках, закрытые на дату представления декларации (при условии, что такие закрытые счета были открыты до 1 января 2018 года);
- предоставляется возможность лицам, представившим декларацию в ходе первого этапа добровольного декларирования, повторно представить декларацию в ходе второго этапа;
- устанавливается возможность представить указанную декларацию в любой налоговый орган или центральный аппарат ФНС России (по выбору декларанта).
Предусматривается, что Минфин России будет готовить разъяснения по порядку заполнения специальной декларации, которые подлежат опубликованию на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(Федеральный закон от 19.02.2018 N 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Освобождены от налогообложения доходы, задекларированные в рамках второго этапа «амнистии капитала»
Амнистия капитала предусматривает отражение в специальной декларации сведений об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях, о счетах (вкладах) в зарубежных банках. При этом декларант освобождается от уголовной, административной и налоговой ответственности.
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, предусматривают, в частности:
- освобождение от уплаты налогов, обязанность по уплате которых возникла на основании специальной декларации, представленной как в ходе первого этапа (с 1 июля 2015 по 30 июня 2016 года), так и в ходе второго этапа декларирования активов и счетов (вкладов) в банках (с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года), за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;
- продление до 1 марта 2019 года безналоговой ликвидации контролируемой иностранной компании (согласно ранее установленному условию, процедура ликвидации КИК должна была быть завершена до 1 января 2018 года);
- в случае представления вместе со специальной декларацией уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и (или) об участии в иностранных организациях такие уведомления не будут считаться представленными с нарушением установленных сроков.
(Федеральный закон от 19.02.2018 N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»)
Освобождены от НДФЛ доходы спортсменов-инвалидов, не участвовавших в Паралимпийских играх, за призовые места на открытых всероссийских спортивных соревнованиях
Из-за позиции Международного паралимпийского комитета в России планируется проводить открытые всероссийские спортивные соревнования.
В этой связи в НК РФ внесено дополнение, предусматривающее освобождение от налогообложения доходов спортсменов-инвалидов, а также их тренеров за призовые места на таких соревнованиях, полученных не позднее года, следующего за годом их проведения.
Действие данного положения распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
(Федеральный закон от 19.02.2018 N 32-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
Из регламента работы с налогоплательщиками исключен порядок сверки расчетов при переходе в другую налоговую инспекцию
Случаи обязательного проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также особенности проведения сверки расчетов при снятии с учета в налоговом органе в случае перехода налогоплательщика из одной инспекции в другую были установлены в пунктах 3 и 3.3 «Регламента организации работы с налогоплательщиками...».
Данным приказом ФНС России соответствующие положения из Регламента исключены.
(Приказ ФНС России от 13.02.2018 N ММВ-7-17/93@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами»)
Направлять в налоговые органы годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность страховщиков в электронной форме следует по утвержденным форматам
Обязанность представления в налоговые органы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Приказом утверждены форматы представления бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах для страховых организаций и обществ взаимного страхования, как применяющих, так и не применяющих МСФО.
Форматы применяются для бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме за отчетный период 2017 года.
(Приказ ФНС России от 15.02.2018 N ММВ-7-6/99@ «Об утверждении рекомендуемых форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования в электронной форме»)
ФНС рекомендованы форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО в электронной форме
Обязанность представления в налоговые органы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
В целях представления отчетности в электронной форме ФНС России утвердила рекомендуемые форматы:
- представления бухгалтерского баланса некредитной финансовой организации, не применяющей международные стандарты финансовой отчетности;
- представления бухгалтерского баланса некредитной финансовой организации, применяющей международные стандарты финансовой отчетности;
- представления отчета о финансовых результатах некредитной финансовой организации, не применяющей международные стандарты финансовой отчетности;
- представления отчета о финансовых результатах некредитной финансовой организации, применяющей международные стандарты финансовой отчетности.
Форматы применяются с представления бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций в электронной форме за отчетный период 2017 года.
(Приказ ФНС России от 15.02.2018 N ММВ-7-6/98@ «Об утверждении рекомендуемых форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций в электронной форме»)
ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Уточнены основания для снижения либо повышения присвоенной категории риска деятельности юрлица или ИП
Установлено, что при наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска деятельности юрлица или ИП, присваивается высокая категория риска.
Категория риска подлежит снижению при отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска), тяжелого травматизма, факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 - 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесенного за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска.
Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.
Для юрлиц или ИП со среднесписочной численностью работников свыше 1000 человек решение о снижении категории риска размещается на официальном сайте Роструда в сети Интернет в течение 5 календарных дней со дня принятия такого решения.
(Постановление Правительства РФ от 09.02.2018 N 134 «О внесении изменений в приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»)
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления будет включаться в единый реестр проверок
В указанный реестр подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Также, согласно Федеральному закону, в единый реестр проверок подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 19.02.2018 N 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции»)
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Депутатские поправки в закон о применении ККТ прошли в Госдуме первое чтение
Госдума приняла в первом чтении законопроект № 344028-7, корректирующий закон 54-ФЗ с целью «оптимизации нового порядка применения контрольно-кассовой техники». Проект вносился группой депутатов.
Данный закон, для начала, предлагается в очередной раз переименовать. Вместо «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» по версии авторов, закон должен называться «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
В случае принятия законопроекта изменится понятие расчетов. Сейчас расчеты – это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата средств в виде выигрыша в азартных играх, прием денег при реализации лотерейных билетов, в том числе электронных, приеме лотерейных ставок и выплате выигрышей. Данное определение в новой версии будет включать также получение предоплаты или авансов, их зачет, предоставление и погашение займов для оплаты за товары, работы, услуги (в том числе при кредитовании граждан ломбардами под залог вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления, прием ставок (интерактивных ставок), прием денег за лотерейные квитанции.
Кроме того, в определении расчетов «прием или выплату денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа» заменят на «прием или выплату денежных средств в наличной и безналичной формах».
Авторы также предлагают ввести перечень случаев, когда можно обойтись без чека, БСО и вообще без применения ККТ. Это:
- расчеты с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
- расчеты за реализуемый товар (кроме подакцизной или маркируемой продукции, технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для выдачи товара, при условии отображения при расчете на дисплее QR-кода, позволяющего покупателю его считать и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности), и структура данных которого включает в себя дату и время расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа.
Законопроектом устанавливаются требования к указанным устройствам.
Предлагается ввести новый способ передачи кассового чека клиенту – на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента и пользователя (его представителя) в случае расчетов за работы и услуги.
Вносится множество других изменений в закон 54-ФЗ.
ФНС изменит 60 форм документов
ФНС планирует изменить формы решений, уведомлений и требований, применяемых налоговыми органами при работе с налогоплательщиками.
Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Всего налоговое ведомство решило изменить 60 различных форм документов, среди которых:
- требование о представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
- уведомление о вызове в налоговый орган;
- требование о представлении пояснений;
- решение о проведении выездной налоговой проверки;
- протокол допроса свидетеля;
- требование о представлении документов (информации);
- акт налоговой проверки;
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
- требование о предоставлении странового отчета;
- решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;
- решение о возмещении суммы акциза;
- уведомление о непредставлении расчета по страховым взносам.
В ФНС поясняют, что переиздание форм документов связано с внесением множества поправок в НК РФ, в том числе в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний.
Москва отменит налог на движимое имущество
Мосгордумы поддержала проект закона об отмене налога в 2018 г. на движимое имущество.
«По результатам обсуждений с бизнесом, предлагаем на 2018 год льготу в городе Москве продлить, и в течение года создать условия, при которых бы движимое имущество налогом не облагалось. Соответственно, прошу вас поддержать данный законопроект и рекомендовать Думе принять его в первом чтении, при отсутствии поправок в целом», — заявил первый замглавы департамента экономической политики и развития Москвы Мария Багреева.
В конце января руководители пищевых союзов и ассоциаций обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой сохранить преференцию по налогу на движимое имущество компаний. Она была введена в 2012 г., а спустя два года президент РФ ввел мораторий на увеличение налоговой нагрузки. 15 февраля Собянин внес в Мосгордуму проект об отмене для бизнеса данного налога.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Не надо проверять членство контрагента в СРО перед заключением каждого договора
ООО «П» (заказчик) заключило с ООО «Г», «М» и «С» (подрядчиками) договоры строительного подряда и поставки стройматериалов. В подтверждение исполнения договоров представлены счета-фактуры, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, товарные накладные, документы об оплате.
По результатам выездной проверки ООО «П» инспекция доначислила НДС, пени и штраф, установив наличие у контрагентов ООО «П» признаков номинальных структур и выявив недостатки в оформлении первичных документов. Установлено, что контрагенты по месту регистрации не находятся, необходимым штатом работников, имуществом, транспортными средствами и спецтехникой не обладают, отчетность представляют нулевую или с минимальными суммами налогов к уплате, движение денежных средств по их расчетным счетам носит транзитный характер. Свидетельство ООО «М» о допуске к работам, выданное СРО, является подложным, членство ООО «Г» в СРО прекращено в процессе исполнения сделки. Не отрицая наличие результатов выполненных работ и поставленного товара, налоговая указала на непроявление налогоплательщиком должной степени осмотрительности.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что приведенные налоговой обстоятельства безусловно о нереальности сделки не свидетельствуют. Установлено, что перед заключением сделки с ООО «Г» налогоплательщик имел длительные хозяйственные отношения с контрагентом, до начала которых была проверена его правоспособность, наличие допусков, членства в СРО. Также налогоплательщик учитывал информацию об участии контрагента в выполнении строительных работ в рамках государственных и муниципальных контрактов.
В решении кассации (Ф09-8782/2017 от 02.02.2018) указано: «проверка действительности допуска СРО, периодичность и обязательность его проверки перед заключением каждого договора законодательством не предусмотрена».
Руководители контрагентов, занимавшие указанные должности в период сделки, подтвердили заключение и исполнение договоров. Должностные лица и работники налогоплательщика пояснили обстоятельства поиска контрагентов, заключения сделок и их исполнения, предоставили контакты руководителей. Доказательств обналичивания денежных средств налоговиками не представлено.
(дело № А60-25288/2017)
Перевод долга на новую фирму после ликвидации кредитора от доначислений не освободит
ООО «А» имело кредиторскую задолженность перед «Т» по договору поставки продукции. В июле 2014 года ООО «Т» было ликвидировано по решению единственного участника.
По результатам выездной проверки инспекция доначислила ООО «А» налог на прибыль, пени и штраф, указав на необходимость включения задолженности в состав внереализационных доходов (пункт 18 статьи 250 НК).
Считая доначисления неправомерными, компания представила договор уступки права требования: долг переведен с ООО «Т» на ООО «И», которое стало новым кредитором ООО «А». Также представлены документы, подтверждающие уплату суммы долга.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что договор цессии заключен в октябре 2014 года, то есть после ликвидации ООО «Т» (цедента), а средства переводились на счет ООО «И» с ноября 2014-го по июнь 2015 года. На момент ликвидации первоначального должника ООО «И» еще не было создано. Кроме того, в договоре прописаны обязательства должника и цедента, однако не указано конкретное встречное обязательство цессионария.
Суды отклонили новый пакет документов, согласно которому долг в январе 2014 года переведен на учредителя ООО «Т» – Б., затем на другое физлицо – Л., а в октябре – на ООО «И». Подписи на документах от Б. и Л. выполнены неустановленными лицами.
Директор ООО «Т» обстоятельства подписания договора цессии пояснить не смог. Руководитель ООО «И» показал, что в 2014 году рулил несколькими фирмами, названия которых не помнит, однако подписание договора цессии подтвердил. Суды (постановление кассации Ф07-15945/2017 от 02.02.2018) учли, что документы по обязательствам и расчетам по договорам цессии не представлены, как и доказательства, что средства были перечислены ООО «И» именно в погашение задолженности перед ООО «Т», что свидетельствует о формальности договора цессии.
(дело № А52-362/2017)
Верховный Суд РФ отменил решение налоговой инспекции о доначислении НДС по сделке, признанной недействительной
По договору купли-продажи, заключенному в 2011 году, налогоплательщиком в собственность ЗАО был передан ряд объектов движимого имущества. По указанной операции налогоплательщиком был исчислен и уплачен в бюджет НДС. Впоследствии договор купли-продажи был признан недействительным как сделка с заинтересованностью.
По уточненной налоговой декларации, представленной за период совершения сделки, обществу был возвращен излишне уплаченный в бюджет налог.
Однако затем по результатам выездной налоговой проверки инспекция пришла к выводу о том, что у налогоплательщика отсутствовали основания для корректировки налоговых обязательств по НДС за период, в котором спорная сделка была совершена. Для случая применения последствий недействительности сделки применяются положения пункта 5 статьи 171 и пункта 4 статьи 172 НК РФ, предусматривающие вычет сумм налога, после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров. В связи с чем обществу были доначислены соответствующие суммы налога.
Верховный Суд РФ не согласился с доводами налоговиков, обратив внимание, в частности, на следующее.
Налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов.
Само по себе то обстоятельство, что корректировка налога осуществлена обществом не в порядке применения налоговых вычетов, а в рамках подачи уточненной налоговой декларации за период первоначальной отгрузки товаров, не свидетельствует о неправомерности действий общества. Указанные действия не повлекли нарушения интересов казны.
Более того, до подачи уточненной налоговой декларации общество обращалось в налоговый орган с заявлением, в котором просило разъяснить, в каком порядке отражаются операции по применению последствий недействительности сделки, однако ответ на запрос по существу не был получен.
В этой связи Верховный Суд РФ (Определение от 16.02.2018 N 302-КГ17-16602) принял решение об отмене решения налогового органа.
(дело № А33-17038/2015)
О возврате НДС заявлено лишь после отмены незаконного отказа – проценты не взыскать
Компания представила в инспекцию декларацию по НДС за 1 квартал 2014 года, в которой заявила налог к возмещению в размере около 34 млн рублей.
19 февраля 2014 года по результатам камеральной проверки декларации инспекция отказала в возмещении налога. 5 июня 2015 года управление ФНС отменило это решение, а компания обратилась с заявлением о возврате денежных средств. 25 июня они были перечислены на счет компании.
Компания обратилась в инспекцию с заявлением о начислении и возврате процентов за пользование денежными средствами на основании статьи 176 НК. По мнению компании, поскольку решение о возмещении НДС инспекцией не принималось, то должны быть начислены и возвращены проценты в соответствии с пунктом 10 статьи 176 НК.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что в случае непредставления заявления о возврате налога до дня вынесения решения о возмещении положения пунктов 7-11 статьи 176 НК (в том числе о процентах за нарушение сроков возврата налога) не применяются (пункт 11.1 статьи 176 НК).
В решении кассации (Ф07-16087/2017 от 02.02.2018) указано: «если налогоплательщик до окончания камеральной проверки налоговой декларации по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению, не подал заявления о возврате налога, то у налогового органа не возникает обязанности возвратить налог и начислить проценты за несвоевременный его возврат в порядке, установленном статьей 176 НК РФ».
Компания до вынесения решения по результатам камеральной проверки с заявлением о возврате налога не обращалась. Заявление представлено после вынесения УФНС решения. Таким образом, компании своевременно возвращен НДС, и основания для начисления процентов отсутствовали.
(дело № А56-86712/2015)
Суды поддержали учет и реального дохода, и средств от мнимой сделки, прикрывшей его
В феврале 2014 года ООО «Н» продало нежилое помещение и земельный участок ООО «А» за 2,7 млн рублей.
По результатам выездной проверки ООО «Н» инспекция установила, что в июле это имущество ООО «А» продало ООО «М» за 67 млн рублей. ИФНС указала на согласованность действий компаний, направленных на формальный переход прав на объекты недвижимости к ООО «М» с привлечением посредника ООО «А» с целью сохранения ООО «Н» права на УСН (пункт 4 статьи 346.13 НК) и получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты налогов по общей системе налогообложения. При этом сделка между ООО «Н» и ООО «А» квалифицирована как мнимая.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, учитывая, что ООО «А» в период формального владения объектами недвижимости расходов на содержание имущества не несло. В тот же период арендная плата от арендаторов помещения поступала на счета ООО «Н». При этом доход от реальной сделки по продаже имущества ООО «М» через ряд фирм получен учредителем и руководителем налогоплательщика. Суды решили, что сделка между ООО «Н» и ООО «А» заключена с целью прикрыть сделку на более крупную сумму. В итоге ООО «Н» с 3 квартала 2014 года утратило право на УСН.
Компания также пыталась снизить облагаемые доходы на сумму, поступившую от ООО «А» за имущество, поскольку сделка с этим контрагентом признана мнимой. Однако суды (постановление кассации Ф04-6113/2017 от 06.02.2018) решили, что формально поступившие на расчетный счет денежные средства фактически являются безвозмездно полученным имуществом и согласно статье 346.15 НК должны быть учтены при УСН в период до «слета» с нее.
(дело № А27-18915/2016)
Суды против учета в расходах процентов по займу, вернувшемуся займодавцу в день выдачи
Между ООО «А» (заемщик) и К. (займодавец) заключен договор займа на 1 млн рублей сроком на 5 лет под 12% годовых. Затем сумма займа увеличена на 200 млн рублей. На полученные средства приобретены автомобили. В течение срока действия договора компания исчисляла проценты и учитывала их в расходах.
По результатам камеральной проверки ООО «А» инспекция уменьшила убытки по налогу на прибыль, установив, что часть денежных средств, полученных налогоплательщиком, в течение одного операционного дня через тот же банк перечислена ООО «У» и возвращена К. Такие операции имели место дважды. Инспекция сочла действия сторон согласованными, а процентные расходы в этой части – необоснованными. В остальной сумме налоговая проценты не «срезала».
Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав на доказательства использования приобретенного имущества в деятельности - часть автомобилей сдана в аренду, часть реализована третьим лицам, часть используется в собственной деятельности.
Апелляция поддержала выводы инспекции, указав на формальное соблюдение налогоплательщиком требований к оформлению документов. Суд учел, что ООО «А», «У» и К. являются взаимозависимыми лицами – компании находятся под контролем К., денежные средства между ними перечислялись в короткие сроки, доказательства необходимости привлечения займов не указаны. Установлено наличие между участниками особых форм расчетов - займы, обращающиеся по замкнутому кругу, перепродажа имущества между этими лицами в короткий промежуток времени, формальная смена собственника оборудования и формальный документооборот.
Кассация (Ф04-5937/2017 от 08.02.2018) с выводами инспекции и апелляции согласилась.
(дело № А27-5684/2017)
Перечисление комиссионером комитенту выручки с задержкой не помогло остаться на УСН
ООО «А» применяло УСН с объектом «доходы минус расходы» и занималось торговлей топливом. Между ООО «А» (комитент) и ООО «Н» (комиссионер) был заключен договор комиссии.
По результатам выездной проверки ООО «А» инспекция указала на превышение лимита доходов для применения УСН в 3 квартале 2014 года и доначислила налоги по общей системе. Установлено, что компании взаимозависимы – имеют одних учредителей и руководителей, зарегистрированы по одному адресу, представителем компаний в банке являлось одно и то же лицо. При этом сумма дохода, полученная комиссионером от покупателей в 3 квартале 2014 года, была перечислена комитенту только в январе 2015 года. Инспекция считает, что созданы искусственные условия для сохранения права на УСН.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что комиссионер предоставил комитенту отчеты, которые подписаны обеими сторонами. Подтверждено, что все нефтепродукты, полученные на комиссию в июне – сентябре 2014 года, реализованы, и денежные средства до 1 октября поступили в кассу и на расчетный счет комиссионера, который должен был перечислить их налогоплательщику. Согласованные действия сторон создали искусственную задолженность для снижения доходов налогоплательщика в целях применения УСН. Суды сочли это формальным соблюдением условий для УСН.
Судами отклонен довод налогоплательщика о том, что контрагент вынужден был направить спорные средства на свои текущие нужды – оплату расходов по аренде и содержанию АЗС, банковские комиссии, обслуживание ККТ, оплату услуг инкассации, выплату зарплаты и обязательные платежи. Обязательства комиссионера в данном случае значения не имеют.
Судья ВС (307-КГ17-19744 от 29.12.2018) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам. Результатам рассмотрения дела также посвящена «информация» ФНС.
(дело № А26-7624/2016)
Рост дебиторки в конце года – не обязательно схема ради непревышения лимита по УСН
ООО «А» применяло УСН с объектом обложения «доходы минус расходы» и занималось производством и реализацией древесного топлива (щепа, дрова, брикеты). Основными его покупателями являлись четыре организации, продававшие топливо, в том числе, бюджетным потребителям.
В ходе выездной проверки ООО «А» инспекция установила, что уровень доходов от реализации за 2012 - 2014 годы максимально приближен к лимиту при УСН. При этом в конце каждого года увеличивалась дебиторская задолженность в связи с неоплатой покупателями полученного товара. По результатам выездной проверки ИФНС указала на утрату права на УСН и доначислила налоги по общей системе налогообложения.
Инспекция заметила, что компанией согласованы исключительно благоприятные условия для покупателей – предусмотрена отсрочка платежа на неопределенный срок (оплата товара производится при наличии средств на счетах покупателя). Так, при наличии в декабре 2013 и 2014 годов достаточных сумм покупатели перечисляли продавцу оплату в первый день следующего года. Инспекция указала на применение схемы с целью недопущения превышения лимита, дающего право на УСН.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 346.17 НК – датой получения дохода при УСН признается день фактического поступления денежных средств. Суды обратили внимание, что задолженность перед поставщиком возникала и в течение года, рост дебиторки на конец года обусловлен началом отопительного сезона и спецификой финансирования конечных покупателей – бюджетных организаций.
Суды (постановление кассации Ф07-200/2018 от 08.02.2018) указали, что инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих, что покупатели при планировании расходов располагали какими-либо данными о размере выручки налогоплательщика и могли погасить задолженность не в ущерб своей деятельности.
(дело № А05-3323/2017)
Переводя ИП с УСН на общий режим, налоговая должна учесть вычеты НДС без деклараций
В 2011-2013 годах предприниматель применяла УСН с объектом обложения «доходы минус расходы».
По результатам проверки налоговая указала на утрату права на УСН с 1 апреля 2012 года из-за превышения лимита по доходам и доначислила налоги по общей системе. Доначисляя НДС, инспекция решила, что права на вычет у ИП не возникло, сославшись на то, что вычеты должны быть заявлены в декларации. Представленные предпринимателем копии счетов-фактур контрагента с выделенной суммой НДС учтены не были.
Предприниматель обратилась в суд, поясняя, что декларации по НДС не представлены, поскольку она считала себя плательщиком УСН. При этом достоверность счетов-фактур поставщика и право на вычет инспекция не оспаривает, а доначисление НДС не соответствует действительным обязанностям налогоплательщика.
Суд первой инстанции решение налоговой поддержал.
Апелляция с ним не согласилась, указав на формальное применение налоговой и судом пункта 2 статьи 173 НК (о возмещении налога в случае превышения вычетов над исчисленной суммой налога к уплате). В решении апелляции указано: «исчисляя НДС при переквалификации хозяйственных операций, налоговый орган должен учесть право налогоплательщика на налоговые вычеты (подтверждаемое отражением сумм НДС в первичной документации, счетах-фактурах) вне зависимости от наличия соответствующих деклараций налогоплательщика».
Кассация (Ф10-5632/2017 от 07.02.2018) поддержала выводы апелляции.
(дело № А35-5026/2016)
Квартира на 75 юрлиц и негостеприимный хозяин – его фирме отказано в смене адреса
ООО обратилось в инспекцию с заявлением о госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ по причине смены адреса компании.
Инспекция установила, что собственником квартиры является руководитель компании, который использует помещение для «массовой» регистрации и реорганизации юрлиц. Собственник квартиры «руководит» 42 фирмами и входит в состав участников 37 не ликвидированных организаций. На момент осмотра помещения в нем зарегистрировано 75 юрлиц. На двери имеется табличка «Адвокатский кабинет». Собственник квартиры запретил осматривать жилое помещение и производить фотосъемку.
Инспекция отказала в регистрации изменений, указав, что перечисленные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе и отсутствии намерения использовать его для связи. К тому же, руководитель фирмы является «массовым», что исключает возможность управления им компанией в должном объеме.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на право регистрирующего органа на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 закона № 129-ФЗ отказать в регистрации при наличии информации о недостоверности сведений об адресе.
Перечень обстоятельств, при которых сведения об адресе могут быть признаны недостоверными, приведен в пункте 2 постановления ВАС № 61. К ним относится массовость адреса при отсутствии возможности связаться с большей частью зарегистрированных по нему фирм (например, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения»).
Согласно приказу ФНС от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ основанием для проверки достоверности адреса является регистрация по нему пяти и более юрлиц. Сведения считаются недостоверными, если в регистрирующий орган не представлены опровергающие данное обстоятельство документы.
Как мы ранее отмечали, критерии ФНС строже, чем критерии ВАС. Суды до сих пор упоминают позицию ВАС, в том числе и по данному делу. Однако в данном случае определяющую роль сыграла именно массовость адреса (вне зависимости от наличия или отсутствия связи), также суды учли, что собственник квартиры в осмотре помещения отказал.
Суды решили, что компанией представлены заведомо недостоверные сведения об адресе, отказ в регистрации изменений законен. При этом суды отклонили довод руководителя фирмы о том, что осмотр жилого помещения возможен только с согласия собственника. Участник истца изначально должен был предвидеть возможность проверки его адреса регистрации на предмет связи и обязан был обеспечить надлежащий доступ. Отказ представителям инспекции в осмотре помещения препятствует проверке.
Судья ВС (306-КГ17-21112 от 23.01.2018) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
(дело № А65-17822/2016)
Компенсация работникам занятий спортом взносами не облагается, согласился ВС
Компания на основании колдоговора частично компенсировала работникам занятия физкультурой и спортом. По результатам выездной проверки ФСС указал на занижение базы для начисления взносов, доначислил взносы, пени и штраф.
Суды трех инстанций отменили решение фонда, посчитав, что спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления взносов.
Колдоговор был заключен в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий. Таким образом, несмотря на то, что выплаты произведены в рамках трудовых отношений, обложению взносами они не подлежат.
Судья ВС (307-КГ17-21635 от 30.01.2018) отказал фонду в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
(дело № А21-9840/2016)
ПРОЧЕЕ
Договор о КГН: можно ли вносить изменения сразу по нескольким основаниям
Минфин РФ в своем недавнем письме уточнил, как изменяется договор о создании КГН в случае ликвидации одного из участников КГН и реорганизации двух других участников.
Ведомство напоминает, что порядок изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продления срока его действия установлен статьей 25.4 НК РФ.
Так, участники КГН обязаны внести изменения в указанный договор в случае:
- принятия решения о ликвидации одной или нескольких организаций - участников КГН;
- принятия решения о реорганизации (в форме слияния, присоединения, выделения и разделения) одной или нескольких организаций - участников КГН.
Соглашение об изменении договора о создании КГН представляется в налоговый орган в течение месяца со дня возникновения обстоятельств для его изменения, то есть со дня принятия решения о ликвидации или реорганизации участников КГН.
При этом, если в течение месяца принимается несколько решений (о ликвидации, реорганизации участников), в соглашении о внесении изменений в договор о КГН можно учитывать изменения сразу по нескольким основаниям.
(Письмо Минфина России от 31.01.2018 N 03-12-11/3/5406)
Нюансы уплаты налогов иными лицами
Разъяснено, что юрлица могут перечислять налоги со своего счета за другие организации, а руководители вправе погашать налоговые обязательства компании за свой счет.
Данная норма применяется в отношении сборов, пеней, штрафов, страховых взносов и распространяется также на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника КГН.
Для достоверного ведения учета платежей в налоговых органах важно, чтобы расчетный документ был заполнен плательщиком правильно и можно было четко определить, чья обязанность исполняется.
ФНС России рекомендует пользоваться сервисом «Заполнить платежное поручение». При уплате налогов иным лицом в полях документа «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП лица, за которого уплачивается налог.
Поле «КПП» плательщика заполняется при уплате налога за юрлицо. При исполнении обязанности за физлицо в этом поле указывается «О».
При заполнении поля «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение.
Денежные средства за юрлицо должны перечисляться физлицом в безналичной форме.
В настоящее время ФНС России проводятся мероприятия по дополнению электронного сервиса «Заплати налоги» интернет-сервисом «Иные лица», предусматривающим возможность уплаты за третьих лиц.
(Письмо ФНС России от 2 февраля 2018 г. № ЗН-3-22/653@ «О рассмотрении обращения»)
Как рассчитывать НДС, когда покупатель получает премию от поставщика
Премии, которые поставщик товаров выплачивает за выполнение определенных условий договора поставки, не увеличивают налоговую базу по НДС у покупателя. Исключение составляют те случаи, когда договор поставки товаров содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые выплачиваются премии. Об этом сообщил Минфин России в своем недавнем письме.
Как известно, объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. В свою очередь, в подпункте 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ оговорено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
На этом основании в Минфине делают следующий вывод. Упомянутые выше премии включаются в налоговую базу по НДС у покупателя в случае, если договор поставки предусматривает оказание покупателем продавцу каких-либо дополнительных услуг, за которые продавцом выплачиваются премии. В то же время, денежные средства, которые не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС включаться не должны.
Помимо этого, авторы письма обращают внимание на положения пункта 2.1 статьи 154 НК РФ. В нем сказано, что премия, выплаченная продавцом за выполнение покупателем определенных условий договора поставки, не уменьшает стоимость отгруженных товаров. Соответственно, сумма премии не уменьшает базу по НДС у продавца и не включается в налогооблагаемую базу покупателя. Это справедливо для тех случаев, когда уменьшение цены товаров за счет премии не предусмотрено условиями договора поставки.
(Письмо Минфина России от 08.02.18 № 03-07-11/7487)
В счете-фактуре допускается замена слова «помещение» на слово «офис» в адресах
Минфин ответил на вопрос, насколько критично при оформлении счета-фактуры указать адрес в соответствии с ЕГРЮЛ, но с заменой слова «помещение» на слово «офис».
Обновленным постановлением 1137 – в редакции, действующей с 1 октября 2017 года - установлено, что в строках 2а и 6а «Адрес» счета-фактуры указываются адрес юрлица, указанный в ЕГРЮЛ, в пределах места нахождения юрлица и адрес места жительства ИП, указанный в ЕГРИП.
Ошибки в счетах-фактурах, не мешающие идентифицировать продавца и покупателя, не являются основанием для отказа в принятии к вычету НДС.
Таким образом, написание в вышеуказанных строках счета-фактуры, адресов продавца или покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с сокращениями или заменой слова «помещение» на «офис» не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.
(Письмо Минфина России от 29.01.18 № 03-07-09/4554)
Выплаты по договору ГПХ, который заключен с физлицом без статуса ИП, уменьшают налогооблагаемую прибыль
Организация заключила с физлицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, договора гражданско-правового характера об оказании услуг за рубежом. Можно ли затраты в виде вознаграждения исполнителю учесть в составе расходов на оплату труда при исчислении налога на прибыль? Да, можно, ответил Минфин.
Объяснение довольно простое. Пункт 21 статьи 255 НК РФ позволяет учитывать расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда). Исключение составляют физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, если организация заключила гражданско-правовой договор с физлицом, не являющимся ИП, она вправе списать выплаты в его пользу в расходах на оплату труда.
В этом же письме специалисты Минфина напомнили, что в отношении вознаграждения физлица, выполняющего работы по гражданско-правовому договору за пределами РФ, организация не признается налоговым агентом по НДФЛ. В связи с этим она не обязана сообщать в инспекцию о невозможности удержать налог и представлять справку 2-НДФЛ.
(Письмо Минфина России от 05.02.18 № 03-04-06/7082)
Иностранный гражданин, получивший в дар от матери квартиру в РФ, не платит НДФЛ
Минфин рассказал о налогообложении НДФЛ доходов нерезидента в виде стоимости подаренной матерью квартиры.
Согласно пункту 18.1 статьи 217 НК от налогообложения освобождаются доходы, получаемые от физлиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей паев. При этом такие доходы освобождаются от налогообложения, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом (супругами, родителями или детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами).
Возможность применения пункта 18.1 статьи 217 НК не обуславливается наличием у одаряемого физлица статуса налогового резидента РФ.
Гражданство дарителя и одаряемого также значения не имеет, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 3 НК не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физлиц или места происхождения капитала.
Таким образом, доход физлица - гражданина иностранного государства, не являющегося налоговым резидентом РФ, в виде стоимости полученной от матери в порядке дарения квартиры не подлежит налогообложению в РФ.
(Письмо Минфина России от 5 февраля 2018 г. N 03-04-05/6634)
Как определить размер пособия, которое выплачивается при постановке на учет в ранние сроки беременности
Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, зависит от даты наступления страхового случая. Он, в свою очередь, подтверждается листком нетрудоспособности по беременности и родам, который выдается на 30 неделе беременности (в общем случае). А вот дата выдачи справки о ранней постановке на учет, как и дата самой этой постановки на учет, на размер пособия не влияют. Такие разъяснения дал ФСС России.
Напомним, что выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, производится за счет средств Фонда социального страхования. Право на данное пособие (оно выплачивается дополнительно к пособию по беременности и родам) имеют женщины, которые встали на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). Для назначения пособия нужно представить работодателю справку из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности.
Как поясняют авторы письма, постановка на учет в ранние сроки беременности не является самостоятельным страховым случаем. В данной ситуации страховым случаем является беременность и роды. Наступление этого страхового случая подтверждается выдачей листка нетрудоспособности на сроке 30 недель беременности (или 28 недель беременности — при многоплодной беременности). Другими словами, ранняя постановка беременной женщины на учет и беременность и роды — это не два страховых случая, а один. Поэтому дата выдачи справки о ранней постановке на учет, как и дата самой этой постановки на размер единовременного пособия не влияют. Не зависит размер пособия и от даты фактического предоставления «декретного» отпуска, отметили авторы письма.
На основании сказанного выше, специалисты ФСС пришли к следующему выводу. Если страховой случай (беременность и роды) наступил до 1 февраля 2018 года, то единовременное пособие должно быть выплачено в размере 613,14 рублей. Если страховой случай наступил после 1 февраля 2018 года, то размер пособия будет составлять 628,47 рублей.
(Письмо ФСС России от 13.02.18 № 02-09-14/17-04-561)
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.