Мониторинг изменений за период 22.01.18 - 28.01.18

Бухгалтерский учет и налогообложение

Внесены уточнения в перечень технологического оборудования, при ввозе которого НДС не взимается

В частности, в новой редакции излагаются позиции, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8428 39 900 9 и 8465 91 200 0.

Кроме того, скорректированы формулировки позиций, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8422 40 000 8, 8474 20 000 9, 8477 80 990 0 и 8479 89 970 8.

(Постановление Правительства РФ от 16.01.2018 N 13 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»)

Обновлен перечень кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов

Новый перечень содержит коды медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

Внесены изменения также в перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.

Отдельные позиции изложены в новой редакции, и включены новые позиции.

(Постановление Правительства РФ от 23.01.2018 N 50 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688»)

Органы ФНС России наделены полномочиями по передаче в финансовые органы субъектов РФ и местные администрации информации о суммах налоговых льгот

Информация представляется в отношении льгот по региональным и местным налогам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы соответствующих бюджетов, с разбивкой по категориям налогоплательщиков и (или) видам налоговых льгот.

Данные сведения позволят формировать обобщенную информацию об объемах выпадающих доходов в связи с установлением законодательством о налогах и сборах налоговых льгот.

(Постановление Правительства РФ от 18.01.2018 N 18 «О внесении изменений в Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов»)

Со 2 апреля 2018 года изменяются критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам

Применительно к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне:

  • из перечня критериев исключен суммарный объем начислений федеральных налогов, а также показатель размера активов организации;
  • суммарный объем полученных доходов увеличен с 20 до 35 миллиардов рублей.

Исключены критерии, предусмотренные для организаций оборонно-промышленного комплекса и стратегических предприятий.

Предусмотрено при этом, что к организациям, подлежащим администрированию на федеральном уровне, которые не подпадают под установленные критерии, могут быть отнесены организации, в отношении которых ФНС России принято соответствующее решение.

Также увеличен суммарный объем полученных доходов до 35 миллиардов рублей в отношении организаций, подлежащих налоговому администрированию на региональном уровне.

Исключено положение, предусматривающее сохранение в течение двух лет статуса крупнейшего налогоплательщика после того, как организация перестала удовлетворять установленным критериям.

(Приказ ФНС России от 25.12.2017 N ММВ-7-7/1083@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и Приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@»)

Обновленная форма 6-НДФЛ обеспечивает возможность подать сведения организацией-правопреемником

С 2018 года правопреемник будет обязан подать в т. ч. 6-НДФЛ за реорганизованное юрлицо, если оно само не успеет это сделать.

В связи с этим внесены изменения в форму расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), а также в порядок ее заполнения и предоставления.

Организация-правопреемник представляет расчет за последний период направления и уточненные расчеты за реорганизованную организацию. На титульном листе отображается код реорганизации (ликвидации) юрлица (который был присвоен до реорганизации), а также ИНН/КПП правопреемника. Приведены коды форм реорганизации/ликвидации.

Если 6-НДФЛ представляется налоговым агентом за самого себя, а не в порядке правопреемства, в графе «ИНН/КПП реорганизованной организации» проставляются прочерки.

Скорректирован электронный формат расчета.

Крупнейшие налогоплательщики ИНН и КПП по месту нахождения организации указывают как в свидетельстве о постановке на учет в ИФНС по месту нахождения (5 и 6 разряд КПП - «01»).

В поле «налоговый агент» указывается наименование реорганизованной организации или ее обособленного подразделения.

Приказ вступает в силу начиная с отчетной кампании за 2017 г., но не ранее чем через 2 месяца после его опубликования.

(Приказ ФНС России от 17 января 2018 г. № ММВ-7-11/18@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@»)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Актуализирован порядок представления банками информации о счетах организаций и ИП по запросам ФСС РФ

В соответствии с действующим законодательством банки в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса обязаны выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов:

  • справки о наличии счетов в банках;
  • справки об остатках денежных средств на счетах;
  • выписки по операциям на счетах.

В целях реализации данных положений обновлены формы соответствующих справок (выписок), а также порядок их представления (установлены правила исчисления сроков направления сведений, определены требования к отражению информации при формировании справок (выписок).

Признан утратившим силу аналогичный Приказ ФСС РФ от 08.02.2016 N 33.

(Приказ ФСС РФ от 02.11.2017 N 539 «Об утверждении Порядка представления банками (иными кредитными организациями) информации о наличии счетов в банке (иной кредитной организации) и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей по запросам территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также формы справки о наличии счетов, формы справки об остатках денежных средств на счетах, формы выписки по операциям на счетах», зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2018 N 49691)

Статистика

Обновлены указания по заполнению статистической формы С-1, по которой подаются сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений, действующие с отчета за январь 2018 года

Данную форму организации-застройщики, которым выдано разрешение на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, а также юридические лица, имеющие на балансе предприятий объекты, не завершенные строительством, представляют в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

При наличии обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Признан утратившим силу приказ Росстата от 12.01.2017 N 9, которым были утверждены ранее действовавшие указания.

(Приказ Росстата от 12.01.2018 N 5 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений»)

Таможенное дело

Утвержден порядок заполнения формы предварительного решения о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС, в виде документа на бумажном носителе

В форме предварительного решения подлежат указанию сведения о товарах одного наименования.

В качестве товаров одного наименования рассматриваются товары одного коммерческого (фирменного) наименования, происходящие из одной страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны), в отношении которых выдан сертификат о происхождении товара.

В случае если в сертификате о происхождении товара указаны сведения о нескольких наименованиях товаров, на каждое указанное в этом сертификате о происхождении товара наименование товара, в отношении которого подано заявление о принятии предварительного решения, заполняется отдельная форма предварительного решения.

При заполнении формы предварительного решения применяются справочники и классификаторы, входящие в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации ЕАЭС, а также справочники и классификаторы, используемые для таможенных целей, формируемые и подлежащие применению в соответствии с законодательством государств-членов.

Предварительное решение оформляется на листах бумаги формата A4 в 2 экземплярах, один из которых предназначен для таможенного органа государства-члена, принявшего предварительное решение, а другой - для лица, подавшего заявление о принятии предварительного решения.

Приводится образец формы предварительного решения о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС, а также правила ее заполнения.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 N 7 «Об утверждении формы предварительного решения о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в предварительное решение о происхождении товара»)

Законопроекты

Скоро будет конкретно известно, как спишут долги по взносам

ФНС готовит приказ с Порядком списания налоговыми органами недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам. Речь идет об амнистии, обещанной Владимиром Путиным и утвержденной Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ.

Текста приказа пока не приводится, на портале проектов НПА размещено только уведомление о разработке. Однако с учетом того, что амнистия инициирована Президентом РФ, можно рассчитывать на скорейшее принятие этого Порядка.

Напомним, что под амнистию попадают недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года, т.е. признанные безнадежными к взысканию. Касается это как недоимок организаций, так и недоимок ИП.

ФНС подготовила формы уведомлений о счетах в иностранных банках

ФНС РФ подготовила формы уведомлений резидентов о счетах в иностранных банках. Текст соответствующего проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

В налоговой службе напоминают, что с 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.‎2017 № 427-ФЗ с поправками в порядок валютного регулирования и валютного контроля.

Так, новые поправки предусматривают представление резидентом уведомлений в налоговый орган о счетах в банках за пределами России.

Такие уведомления могут быть представлены в территориальный налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В связи с этим проект приказа ФНС содержит:

  • форму уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;
  • форму уведомления об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;
  • форму уведомления о наличии счета в банке за пределами территории РФ, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось.

Кроме того, проект приказа содержит электронные форматы перечисленных уведомлений.

Форму СЗВ-СТАЖ и порядок её заполнения откорректируют

Пенсионный фонд подготовил поправки в форму «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)» и в её формат, а также в порядок её заполнения.

В саму форму изменения незначительные: изменится название графы 14, она будет называться «Сведения об увольнении застрахованного лица / сведения о периодах, засчитываемых в страховой стаж безработным».

Измененный Порядок заполнения формы даст возможность одновременно отразить в сведениях застрахованных лиц периода замещения ими государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, и периодов, включаемых в страховой стаж, за которые не начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (например, периоды временной нетрудоспособности).

Электронный формат тоже меняется, в него внесены дополнения в части проверок на достоверность отражения в сведениях для ведения индивидуального (персонифицированного) учета периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии.

Когда именно будет официально опубликовано новое постановление Пенсионного фонда неизвестно. На сайте ПФР документ значится направленным на регистрацию в Минюст. Однако Министерство юстиции 14 декабря вернуло фонду постановление, отказавшись его регистрировать. Отправил ли ПФР документ на регистрацию повторно неизвестно.

Судебная практика

Отсутствие в договоре телефона и адреса контрагента суды сочли неосмотрительностью

ООО «С» (покупатель) заключило с ООО «М» (поставщик) договор поставки металлопродукции, в рамках которого покупатель заявил вычет в декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки инспекция в вычете отказала, доначислила НДС, пени и штраф, признав сделку формальной. Установлено, что контрагент не имеет работников, транспортных средств, недвижимого имущества.

Руководитель ООО «С» пояснил, что лично директора ООО «М» не знает, в офис поступали уже подписанные документы, товар привозился транспортом поставщика. В подтверждение выгрузки металла представлен договор с ИП. В доказательство того, что на момент сделки контрагент являлся действующим юрлицом, представлены выписки операций по расчетному счету и скриншоты о численности работников ООО «М».

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что договор с ИП на выгрузку товара не подтверждает исполнение обязательств по его поставке. Выписки операций по расчетному счету и скриншоты страниц интернета о штате контрагента суды сочли ничтожными доказательствами, установив, что они созданы в мае 2017 года и хронологически не имеют отношения к решению инспекции, принятого в июне 2016 года. При этом выписки банком не заверены.

Суды (постановление кассации Ф04-5848/2017 от 17.01.2018) обратили внимание, что в оспариваемом договоре не указана контактная информация ООО «М», в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, что исключает возможность ведения переписки, обмена документами, оперативного решения вопросов при исполнении сделки. При этом компанией не представлено доказательств в обоснование выбора контрагента с точки зрения его деловой репутации, платежеспособности, коммерческой привлекательности.

(дело № А75-4353/2017)

Несвоевременное снятие инспекцией ИП с учета помогло отменить выездную проверку

Предприниматель поменял место жительства. 17 декабря 2016 года он представил в миграционный пункт по новому адресу заявление о регистрации и заявление о снятии с регистрационного учета по предыдущему месту жительства. 28 декабря инспекцией по прежнему адресу вынесено решение о выездной проверке ИП. Запись о снятии предпринимателя с учета внесена только 30 января 2017 года.

Налогоплательщик обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в нарушении сроков постановки на учет, а также о признании решения о назначении выездной проверки незаконным.

Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Апелляция отменила его решение, разъяснив, что гражданин вправе сняться с регистрационного учета путем подачи заявления как по прежнему, так и по новому месту жительства. В последнем случае орган миграционного учета в трехдневный срок обязан направить уведомление по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.

17 декабря в паспорте истца проставлены отметки как о снятии с регистрационного учета, так и о постановке на учет. Следовательно, согласно пункту 2 статьи 89 НК с указанной даты у ИФНС по прежнему адресу отсутствовали полномочия для проведения проверки.

Суд также указал на нарушение инспекцией сроков снятия предпринимателя с налогового учета. ИФНС должна была сделать это в течение 5 дней со дня получения сведений о факте регистрации. Орган миграционного учета направил в ИФНС информацию о регистрации предпринимателя по новому месту жительства 19 декабря. Налоговые органы сняли предпринимателя с учета только 30 января – с опозданием больше, чем на месяц.

Кассация (Ф09-7643/2017 от 16.01.2017) поддержала выводы апелляции, указав: «решение о проведении выездной налоговой проверки от 28.12.2016 вынесено неуполномоченным налоговым органом по вине самих налоговых органов... По вине какого именно налогового органа произошла несвоевременная передача информации... не имеет значения».

(дело № А60-16013/2017, А60-16008/2017)

ИП не смогла доказать, что в обналичку втянута обманом – доначисления законны

Предприниматель Ф. занималась предоставлением секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу.

В ходе выездной проверки ИФНС установила поступление на счет ИП около 30 млн рублей от ряда фирм с назначением платежей за упомянутые услуги, а затем снятие денег по чекам или вывод на личные счета предпринимателя. Установлено, что контрагенты предпринимателя имеют признаки проблемных компаний: у них отсутствуют имущество и работники, фирмы не располагаются по юрадресам, представляют отчетность с минимальными показателями налогов к уплате, денежные средства с их счетов списывались в течение одного-двух дней. Руководители и учредители контрагентов являются взаимозависимыми лицами в силу наличия родственных связей и одного места жительства.

По мнению налоговой, документооборот был формальным и использовался для обналичивания. Инспекция признала полученные ИП денежные средства доходом, доначислила НДФЛ, пени и штраф.

При обращении в суд предприниматель отрицала отношение поступивших на ее счет средств к ее деятельности, указывала на наличие договоров с контрагентами, которые фактически не исполнялись. Она пояснила, что все полученные деньги передавала своему гражданскому мужу Е., однако расписок о получении средств с него не брала, какого-либо дохода или процентов не получала. В схему по обналичиванию истица втянута гражданским мужем путем злоупотребления доверием и обмана. Соответствующее заявление Ф. подала в МВД.

Однако суды трех инстанций (постановление кассации Ф02-6245/2017 от 17.01.2018) признали законным решение инспекции, указав, что снятие наличных и их передача третьим лицам является волеизъявлением налогоплательщика и не опровергает получение дохода, облагаемого по НДФЛ. Документального подтверждения передачи денег Е. не представлено. То, каким образом получатель дохода использует полученные средства, не имеет правового значения для налогообложения. Факт подачи ИП заявления в органы МВД, по мнению судов, не доказывает введение налогоплательщика в заблуждение и наличие у Е. статуса выгодоприобретателя.

(дело № А33-24998/2016)

Налоговая не определилась, как отразить вычет: это не должно вредить налогоплательщику

Во 2 квартале 2011 года ОАО продало товар ЗАО и, получив предоплату в размере 206 млн рублей, исчислило НДС. В 4 квартале 2013 года решением суда сделка была признана ничтожной, и ОАО представило уточненку по НДС за 2 квартал 2011 года с суммой налога к уменьшению в связи с применением последствий недействительности сделки. В декабре 2013 года по результатам камеральной проверки инспекция возвратила компании налог.

Вместе с тем, по результатам выездной проверки, начатой до завершения камеральной, инспекция приняла другое решение, указав, что имел место возврат товара при расторжении договора. Налоговая указала на пункт 4 статьи 172 НК - вычеты должны быть заявлены в декларации за 4 квартал 2013 года и не позднее года с даты возврата товара. На момент окончания проверки указанный срок истек. В вычете отказано, НДС был доначислен.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на нарушение инспекцией права фирмы на возврат налога.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, признав реституцию новой операцией, которая подлежит учету на дату ее совершения. Апелляция удовлетворила требование компании, не согласившись с формальным подходом налоговой. Право налогоплательщика на возврат НДС, уплаченного по недействительной сделке, не оспаривается, а применение отличного от предлагаемого налоговиками способа возмещения НДС не повлекло отрицательных последствий для бюджета. Окружной суд оставил в силе решение суда первой инстанции.

В кассационной жалобе, поданной в ВС, компания настаивала, что имеет право на возврат налога по недействительной сделке. Инспекция ссылается на то, что налогоплательщик заявил вычеты не в том периоде, в котором должен был заявить.

Судья ВС установил, что ни в ходе камеральной проверки уточненной декларации, ни при проведении выездной инспекция об ошибках налогоплательщику не сообщала, внесения изменений в документы не требовала. До подачи уточненной декларации за 2 квартал 2011 года компания обращалась в УФНС с просьбой разъяснить порядок обложения налогом данных операций. Однако управление ограничилось разъяснением вопросов налогообложения при расторжении договора без связи с оспариваемой сделкой. После этого налог был возвращен компании, а затем инспекция изменила свое решение, лишив фирму права на вычет ввиду истечения срока на его заявление.

Инспекция указывала на отсутствие объективных препятствий для своевременной реализации права на вычеты в декларации за 4 квартал 2013 года. Однако именно налоговики не определились в вопросе отражения сделки в учете, и это привело к необоснованному отказу в вычете налога. Налогоплательщик, в свою очередь, предпринимал все возможные меры для правильного отражения операции.

В ВС указали на недопустимость формального подхода при разрешении спора о праве на налоговые вычеты по НДС, напомним об определении ВС от 10.09.2014 № 305-КГ14-1428, определениях КС от 24.09.2013 № 1275-О, от 22.01.2014 № 63-О, от 27.10.2015 № 2428-О.

Судья ВС (302-КГ17-16602 от 11.01.2017) передал дело на рассмотрение в судебную коллегию по экономическим спорам ВС.

(дело № А33-17038/2015)

Суды против исчисления срока на вычет с даты расторжения договора поставки

В марте 2012 года ООО «О» получило от ООО «Т» предоплату по договору поставки в размере 200 млн рублей, исчислило и уплатило в бюджет НДС. В сентябре 2014 года договор был расторгнут, и ООО «О» было обязано до 31 марта 2015 года вернуть оставшуюся предоплату – 90 млн рублей. Деньги были возвращены в январе 2016 года. Вычет НДС заявлен в декларации за 1 квартал 2016 года.

По результатам камеральной проверки ИФНС в вычете отказала, сославшись на нарушение положений пункта 4 статьи 172 НК – компания пропустила срок для заявления права на вычет – один год с момента расторжения договора поставки.

Суды трех инстанций отменили решение налоговой, разъяснив, что для получения вычета при расторжении договора поставки необходимо выполнение следующих условий: уплата в бюджет НДС с аванса, изменение условий или расторжение договора, возврат аванса, отражение операций в учете. Эти условиях компанией соблюдены только в 1 квартале 2016 года.

Суды отклонили довод налоговиков о пропуске срока на вычет. Кассация (Ф10-5690/2017 от 17.01.2018) указала: «данный срок следует исчислять не с момента заключения сторонами соглашения о расторжении договора, а с момента возврата оставшейся суммы аванса – данный срок Обществом не пропущен». Следовательно, вычет заявлен правомерно.

(дело № А48-2802/2017)

Приобретение автомобиля для ведения убыточной деятельности вычету не мешает

Предприниматель Ш. приобрел автомобиль TОYOTA CAMRY за 1,7 млн рублей для деловых поездок при заключении договоров и заявил вычет в декларации по НДС за 4 квартал 2015 года. В подтверждение сделки представлены договор купли-продажи, счет-фактура, товарная накладная, акт приема-передачи и платежное поручение.

По результатам камеральной проверки инспекция отказала в вычете, сославшись на нецелесообразность приобретения машины для ведения убыточной деятельности при наличии других автомобилей. Всего на Ш. зарегистрировано 8 авто, а убыток в 2015 году составил 4,7 млн рублей.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на факт приобретения автомобиля и принятия его на учет, а также уплату НДС поставщику. В подтверждение использования автомобиля в деятельности суды приняли представленные ИП документы: путевые листы и журнал учета путевых листов. Также налогоплательщик пояснил, что авто используется в деятельности, в том числе для командировок при проведении переговоров и заключении контрактов.

Доказательств того, что автомобиль выбывал из распоряжения истца, использовался в интересах третьих лиц, или в интересах, не связанных с предпринимательской деятельностью, налоговой не представлено, отметили суды (постановление кассации Ф08-10068/2017 от 16.01.2017).

(дело № А20-279/2017)

Отсутствие расшифровки подписи покупателя в счете-фактуре – не повод для отказа в вычете

Предприниматель (покупатель) заключил с ООО (продавец) договор поставки кирпича, перечислил продавцу оплату и заявил вычет в декларации по НДС. В подтверждение сделки представлены счета-фактуры, товарные накладные, а также доверенности на получение товара. Частично товар был поставлен.

По результатам камеральной проверки налоговая в вычете НДС отказала, сославшись на отсутствие в счете-фактуре расшифровки подписи грузополучателя и покупателя, что является нарушением статьи 169 НК. Кроме того, полученный кирпич в последующем не реализован и не используется в предпринимательской деятельности.

Предприниматель пояснил, что кирпич хранился на производственной площадке по договору ответственного хранения, в строительстве не использовался, так как строительство в зимнее время не ведется.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что сделка отражена в учете покупателя, подтверждена актом сверки. Участники сделки признают и подтверждают ее совершение.

В решении кассации (Ф08-10068/2017 от 16.01.2017) указано: «отсутствие расшифровки подписи руководителя в счете-фактуре не препятствует налоговому органу идентифицировать продавца или покупателя товаров (работ, услуг) и не является безусловным основанием к отказу в вычете по НДС».

(дело № А20-279/2017)

Новация аванса в заем и перевод долга на третье лицо освободили аванс от НДС

В 4 квартале 2015 года предприниматель (продавец) заключил с ООО (покупатель) договор на поставку стройматериалов (кирпича) на сумму 28 млн рублей и сроком на 1 год. На счет предпринимателя поступила предоплата. НДС налогоплательщиком с указанной суммы не исчислен.

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила налог, пени и штраф.

Предприниматель обратился в суд, ссылаясь на расторжение договора поставки по причине невозможности его исполнения. Произведена новация долга в заем.

Суд первой инстанции поддержал решение налоговой. Апелляция с ним не согласилась, указав на подпункт 15 пункта 3 статьи 149 НК – операции займа от НДС освобождаются. Доначисляя НДС с авансов, инспекция не учла изменений, произошедших в проверяемом периоде. Договор поставки расторгнут, продавец обязался вернуть аванс до 31 декабря 2015 года. Однако в тот же период было заключено соглашение о переводе долга предпринимателя на третье лицо, а затем - 30 декабря 2015 года - новация обязательств в заем со сроком погашения до 31 декабря 2016 года.

Таким образом, в течение одного периода денежные средства, полученные в качестве предоплаты, приобрели характер заемного обязательства, следовательно, основания для исчисления НДС отсутствовали, указала кассация (Ф08-10068/2017 от 16.01.2018).

(дело № А20-279/2017)

В целях ЕНВД учитывается транспорт, находящийся на консервации и в личном пользовании

Предприниматель занимался оказанием транспортных услуг по перевозке грузов, применяя ЕНВД.

По результатам выездной проверки ИФНС установила занижение физического показателя (количества автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов). ИП использовал транспортные средства других лиц (предпринимателей и ООО), которые не учитывал при исчислении налога. Также им не учтены транспортные средства на консервации и в ремонте. Инспекция указала на неправомерность применения ЕНВД по причине превышения лимита транспортных средств, доначислила НДФЛ, НДС, пени и штраф.

Предприниматель обратился в суд, утверждая, что транспортные средства третьих лиц привлекались в рамках договоров транспортной экспедиции, а посреднические услуги должны облагаться НДФЛ только с суммы агентского вознаграждения. Предприниматель также не согласен с учетом в целях ЕНВД транспортных средств, находящихся на консервации, в ремонте либо используемых для собственных нужд.

Суды трех инстанций признали законным решение налоговой, указав на подпункт 5 пункта 2 статьи 346.26 НК – ЕНВД применяется при оказании автотранспортных услуг фирмами и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве не более 20 транспортных средств. Применение ЕНВД связано не с эксплуатацией, а с правом собственности или иным правом на транспортные средства, пояснили суды. Таким образом, инспекция правомерно учла все упомянутые транспортные средства.

Также налоговая установила, что арендодатели транспортных средств являлись взаимозависимыми по отношению друг к другу лицами, действовали как единый субъект, использовали имущество друг друга, как посредством заключения договоров аренды, так и в рамках устной договоренности по мере производственной необходимости. Фактически ИП арендовал транспортные средства с экипажем, а не оказывал услуги по перевозке грузов по договору транспортной экспедиции.

Судья ВС (302-КГ17-19445 от 25.12.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А74-9092/2016)


Прочее

Положения НК РФ о бремени доказывания налоговыми органами наличия обстоятельств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды применимы к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года

В налоговые органы направлены решения судебных органов, в которых сделаны выводы о невозможности применения положений статьи 54.1 НК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений налоговых органов по налоговым проверкам, решения о назначении которых вынесены до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ, т.е. до 19 августа 2017 года.

Напомним, что указанным федеральным законом часть первая НК РФ дополнена статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Данной статьей определены действия налогоплательщиков, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по совершенным сделкам (операциям). Доказывание наличия соответствующих обстоятельств возложено на налоговые органы.

(Письмо ФНС России от 27.11.2017 N СА-4-7/23972@ «О направлении для использования в работе постановления Арбитражного суда Уральского округа от 15.11.2017 по делу N А60-49834/2016, постановления Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2017 по делу N А40-235036/2016, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2017 по делу N А676-2131/2017 и постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2017 по делу N А56-3105/2017»)

Нельзя применять вычет НДС по кассовым чекам

Товары приобретены в розницу. Продавец выдал кассовый чек с выделенной там суммой НДС. Может ли покупатель применять вычет? Нет, ответил Минфин.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК.

Указанными пунктами статьи 171 Кодекса предусмотрены особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

Таким образом, вычет сумм налога на добавленную стоимость в отношении товаров, приобретенных в розничной торговле, без наличия счетов-фактур Налоговым Кодексом не предусмотрен.

(Письмо Минфина России № 03-07-09/634 от 12.01.2018)

Разъяснено, как учитывать убытки прошлых лет при расчете налога на прибыль

Специалисты ФНС России рассмотрели вопрос об учете убытков прошлых налоговых периодов. В частности, налоговики разъяснили, когда применяется 50-процентное ограничение по уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль текущего налогового периода за счет учета убытков прошлых лет.

В статье 283 НК РФ оговорено, что организации, понесшие убыток в прошлых налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы. При этом в пункте 2.1 этой статьи сказано, что в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена за счет убытков прошлых лет, более чем на 50 процентов.

В ФНС отмечают, что указанное ограничение применяется при уменьшении на убытки прошлых налоговых периодов налоговой базы, сформированной за отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года. То есть при сдаче уточненных деклараций по налогу на прибыль за налоговые (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года указанное ограничение не применяется.

(Письмо ФНС России от 16.01.18 № СД-4-3/539@)

ФНС России рекомендованы к применению формы документов, используемых при предоставлении инвестиционных налоговых вычетов

Инвестиционный налоговый вычет по НДФЛ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ, в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, предоставляется при условии, если:

  • налогоплательщик не воспользовался правом на получение налогового вычета в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета (ИИС);
  • в течение срока действия договора налогоплательщик не имел других договоров на ведение ИИС, за исключением случаев перевода всех активов с одного счета на другой ИИС.

В целях реализации данных требований ФНС России разработаны рекомендуемые формы: справки, подтверждающей выполнение указанных условий, и уведомления об отказе в выдаче этой справки (в случае несоблюдения налогоплательщиком данных условий).

(Письмо ФНС России от 17.01.2018 N ГД-4-11/584@ «Об инвестиционных налоговых вычетах»)

Налогоплательщик вправе, но не обязан направить в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке для получения налогового вычета по земельному налогу

При исчислении земельного налога налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток площади земельного участка применяется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика, имеющего право на налоговую льготу.

Уведомление направляется в налоговый орган исключительно по волеизъявлению налогоплательщика.

При отсутствии уведомления налоговый вычет будет предоставлен в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога.

Кроме того, не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы, если у налогового органа имеются соответствующие сведения (если, например, ранее применялись налоговые льготы по земельному налогу).

(Письмо ФНС России от 17.01.2018 N БС-4-21/640@ «Об основаниях применения налогового вычета по земельному налогу»)

ФНС России разъяснила, как исчисляется налог на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении помещений в административно-деловом или торговом центре

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ определяет на налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.

Если кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение.

В случае исключения из Перечня здания, помещения в нем также исключаются из Перечня и не подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости при условии, что эти помещения не отнесены к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

Налоговая база при этом определяется каждым собственником исходя из среднегодовой стоимости здания (если собственником является одно лицо), помещения (если собственниками здания являются несколько лиц).

Обращено внимание на то, что налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение) не допускается.

(Письмо ФНС России от 11.01.2018 N БС-4-21/195 «О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»)

ФНС России разъяснен порядок согласования представления одной налоговой декларации (расчета) организацией, имеющей объекты недвижимости, находящиеся вне места ее нахождения

Представление одной налоговой декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, возможно в случае, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога без направления по нормативам в бюджеты муниципальных образований (данный порядок не распространяется на объекты, поименованные в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).

Согласие налогового органа должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется декларация (расчет авансовых платежей).

ФНС России полагает возможным проводить соответствующее согласование после начала налогового периода в отношении поступивших до начала налогового периода запросов налогоплательщиков в случаях, когда окончание установленного тридцатидневного срока информирования налогоплательщика приходится на налоговый период.

(Письмо ФНС России от 11.01.2018 N БС-4-21/199@ «О налоге на имущество организаций»)

ФНС России разъяснила порядок заполнения налоговой декларации по имуществу в отношении объектов основных средств, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью

Строки с кодами 010 - 050 раздела 2.1 налоговой декларации заполняются организациями в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается среднегодовая стоимость.

В случае наличия кадастровых номеров у каждого из нескольких объектов основных средств, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, организации следует заполнять несколько блоков строк 010 - 050, указав в каждом кадастровый номер объекта недвижимости.

В каждом из блоков следует указать остаточную стоимость объекта недвижимого имущества в строке 050, исчисленную расчетным путем исходя из доли площади объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке.

(Письмо ФНС России от 16.01.2018 N БС-4-21/530@ «О порядке заполнения разделов 2.1 форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»)

ФНС России разъяснила порядок заполнения заявления о предоставлении налоговой льготы в отношении «большегруза»

В заявлении в поле 4.5 «Право на налоговую льготу подтверждается следующим документом» указываются сведения о документе, подтверждающем право на льготу в отношении указанного в заявлении объекта налогообложения, а в поле 4.5.5 - серия и (или) номер документа (при наличии).

Если основанием для предоставления налоговой льготы по транспортному налогу являются положения п. п. 1, 2 ст. 361.1 НК РФ, в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (Реестр взимания платы), поле 4.5.5 не заполняется.

Разъяснено, что в поле 4.5.5 «Серия и номер документа» проставляется прочерк в случае, если в поле 4.5.1 такого заявления указаны слова «Запись в Реестре взимания платы».

(Письмо ФНС России от 19.01.2018 N БС-4-21/834@ «О реквизитах документов, подтверждающих право на налоговую льготу, в заявлении о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц»)

НДФЛ: надо ли иностранцу пересчитывать аванс при изменении коэффициента-дефлятора

ФНС пояснила, надо ли пересчитывать фиксированные авансовые платежи по НДФЛ, уплаченные иностранным работников в 2017 году, если срок действия его патента на работу истекает после 1 января 2018 года.

Напомним, по нормам статьи 227.1 НК РФ, фиксированный авансовый платеж по НДФЛ платится иностранцем по месту осуществления деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который он выдан (или продлен при переоформлении).

В ФНС отмечают, что при уплате фиксированных платежей для получения или продления патента, срок действия которого относится к разным годам, надо применять коэффициенты-дефляторы, действующие в год (на дату) совершения платежа.

Так, если иностранец уплатил аванс по НДФЛ в 2017 году с применением коэффициента-дефлятора, установленного на 2017 год, и ему выдали патент, срок действия которого истекает в 2018 году, то пересчитывать его платежи в 2018 году с учетом нового коэффициента-дефлятора не надо.

(Письмо ФНС России от 22.01.2018 N ГД-4-11/926@)

2-НДФЛ: за реорганизованную фирму должен отчитываться правопреемник

ФНС рассказала, как должен заполнять и представлять форму 2-НДФЛ правопреемник реорганизованной компании.

Ведомство напоминает, что Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ статья 230 НК РФ дополнена новым положением. Теперь правопреемник обязан представить сведения 2-НДФЛ за реорганизованную компанию, если она этого не сделала до завершения реорганизации.

В связи с этим ФНС отмечает, что при представлении в налоговый орган сведений о доходах физических лиц как налогового агента и как правопреемника, компания должна сдать отдельные справки по форме 2-НДФЛ.

При этом в справке 2-НДФЛ, представляемой в качестве правопреемника, необходимо указывать ОКТМО реорганизованной компании, либо ее обособленного подразделения.

Справка о доходах 2-НДФЛ в данном случае представляется в территориальный налоговый орган по месту учета правопреемника.

Кроме того, ФНС сообщает, что в настоящее время подготовлен проект приказа с поправками в форму 2-НДФЛ, учитывающие изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

(Письмо ФНС России от 17.01.2018 N ГД-4-11/582@)

Плата за НВОС: когда к ставкам применяется дополнительный коэффициент 2

Росприроднадзор уточнил, когда необходимо применить дополнительный коэффициент 2 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Напомним, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены правительственным постановлением от 13.09.2016 N 913.

При этом в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за НВОС применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

Так, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России отнесены законодательством к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.

Таким образом, при осуществлении деятельности на указанных территориях плата за негативное воздействие на окружающую среду считается с применением дополнительного коэффициента 2.

Ведомство также отмечает, что перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, утвержденный правительственным распоряжением от 08.05.2009 N 631-р, в данном случае не применяется.

(Письмо Росприроднадзора от 16.01.2018 N ВС-06-02-31/669)

Минфин России разъяснил, что делать, если произошел сбой в работе вашей ККТ

Если произошел сбой в работе ККТ нового типа (с функцией он-лайн передачи данных), ее пользователь не будет привлечен к административной ответственности за неприменение ККТ, если соблюдены требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 4.3 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники...».

Согласно данной норме при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Это означает, что после восстановления работы ККТ пользователю необходимо сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неотраженной выручки.

(Письмо Минфина России от 28.12.2017 N 03-01-15/88042)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.