Мониторинг изменений за период 25.06.18 - 01.07.18



БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Ставка НДС 0 процентов может применяться при производстве драгметаллов из лома и отходов без лицензии на пользование недрами

Соответствующее положение содержится в новой редакции подпункта 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Уточнен также перечень документов, необходимых для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в перечень включены документы, подтверждающие передачу драгоценных металлов и драгоценных камней в фонды субъектов РФ).
(Федеральный закон от 27.06.2018 N 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, по умолчанию будут выдаваться ФНС России в электронном виде

Такое положение предусмотрено поправками в административный регламент регистрации ФНС России юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Установлено, что результаты предоставления данной госуслуги оформляются в форме электронных документов. При наличии в налоговой инспекции соответствующего запроса заявителя инспекцией составляются на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов.
Кроме того, уточнено, что результатом предоставления данной госуслуги является, в том числе, документ о постановке на учет в налоговом органе (в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах государственная регистрация является основанием для постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе).
В случае принятия решения об отказе в регистрации из-за непредставления заявителем необходимых документов или представления документов, оформленных с нарушением установленных требований, заявитель после устранения указанных причин в течение трех месяцев со дня принятия инспекцией решения об отказе вправе дополнительно однократно представить необходимые документы без повторной уплаты госпошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у инспекции.
Кроме того, определено, что размеры госпошлины в отношении физических лиц применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления и уплаты госпошлины с использованием портала госуслуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.
Установлено также, что представленные в МФЦ документы на госрегистрацию не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, направляются многофункциональным центром в налоговую инспекцию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
(Приказ Минфина России от 20.04.2018 N 86н "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 169н", зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2018 N 51407)

ФНС России утвердила перечень иностранных государств (территорий) для целей осуществления автоматического обмена страновыми отчетами

В связи с присоединением России к международному автоматическому обмену информацией для целей налогового контроля в НК РФ закреплены правила представления документов по международным группам компаний ее участниками и регламентирован порядок автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий), а также порядок обмена страновыми отчетами в соответствии с международными обязательствами.
В целях реализации положений НК РФ ФНС России утвердила перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами. В него вошли 49 государств и 2 территории.
(Приказ ФНС России от 30.05.2018 N ММВ-7-17/359@ "Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами", зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2018 N 51419)

62 государства и 11 территорий вошли в перечень, утвержденный ФНС России в целях осуществления автоматического обмена финансовой информацией

В целях реализации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам Налоговый кодекс РФ дополнен новыми положениями, регламентирующими вопросы автоматического обмена финансовой информацией.
ФНС России в рамках соответствующих международных договоров будет в автоматическом режиме осуществлять обмен финансовой информацией с компетентными органами иностранных юрисдикций.
Согласно Приказу, утвержденному ФНС России, в перечень таких юрисдикций вошли 62 государства и 11 территорий.
(Приказ ФНС России от 30.05.2018 N ММВ-7-17/360@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией", зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2018 N 51418)

На территории РФ вводится в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 17 "Договоры страхования"

Документ вступает в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения - со дня его официального опубликования; для обязательного применения - в сроки, определенные в этом документе.
Организация должна применять МСФО (IFRS) 17 к:
  • выпущенным договорам страхования, включая договоры перестрахования;
  • удерживаемым договорам перестрахования;
  • выпущенным ею инвестиционным договорам с условиями дискреционного участия при условии, что организация также выпускает договоры страхования.

При применении МСФО (IFRS) 17 организация должна учитывать свои действительные права и обязанности, независимо от того, обусловлены они договором, законом или нормативными актами.
МСФО (IFRS) 17 заменяет МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" с учетом поправок 2016 года.
В приложении документа описаны также поправки к другим стандартам, внесенные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности после завершения работы над МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования". Организация должна применять данные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 17.
(Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 125н "О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2018 N 51396)

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Особенности признания движимой вещи бесхозяйной и признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, установленные для г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, распространены на г. Севастополь

Речь идет об особенностях определения органа, уполномоченного обращаться с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной, или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; требованиях к содержанию соответствующего заявления и содержанию решения суда о признании права движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 27.06.2018 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации")

Подписан закон о блокировке "мошеннических" операций по банковским картам

В Законе о национальной платежной системе закреплено право оператора по переводу денежных средств на приостановление на срок до 2 рабочих дней исполнения распоряжения при выявлении признаков совершения операции без согласия клиента.
Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте.
Вводится обязанность оператора по переводу денежных средств при выявлении признаков совершения операции без согласия клиента незамедлительно запрашивать у него подтверждение возобновления исполнения распоряжения.
Законом также устанавливается порядок действий кредитных организаций по возврату денежных средств при получении от плательщика - юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
Согласно закону Банк России осуществляет формирование и ведение базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.
(Федеральный закон от 27.06.2018 N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств")

Правительством РФ увеличена на 2018 год потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Россию на основании визы

Потребность, изначально определенная в количестве 140423 человек, увеличена до 178454 человек.
Одновременно квоты на выдачу данной категории иностранных граждан приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу увеличены со 140423 до 178454 штук.
Кроме того, уточнено распределение потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих на основании визы, по приоритетным профессионально-квалификационным группам.
(Постановление Правительства РФ от 23.06.2018 N 721 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. N 1479")

ЗАКОНОПРОЕКТЫ


Депутатский законопроект об ограничении налоговых пеней принят в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 442400-7 о внесении изменений в обе части НК.
Во-первых, предлагается учесть намерения правительства ограничить размер налоговых пеней. Минфин ранее тоже разрабатывал соответствующий законопроект. В настоящее время согласно первому абзацу пункта 3 статьи 75 НК пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, если не предусмотрено иное.
Как минфиновским, так и депутатским законопроектом предлагается внести уточнение о том, что пеня начисляется по день фактической уплаты налога включительно. Кроме того, абзац дополнят таким правилом: сумма пеней, начисленных на недоимку, не должна превышать размер этой недоимки.
На этом депутаты решили не останавливаться. Так, внесенным законопроектом вводится такое правило: не начисляются пени на сумму недоимки, образовавшуюся в результате применения нерыночных условий контролируемых сделок, если в результате применения симметричных корректировок недоимка у одной стороны сделки равна сумме излишне уплаченного налога у другой стороны сделки. Если же есть превышение недоимки над переплатой, то пени начисляются на сумму такого превышения.
Аналогичный подход предлагается применить и к штрафам по статье 129.3 – за неполную уплаты налога по контролируемым сделкам, если они предусматривают условия, отличные от рыночных. При этом должно будет соблюдаться условие - симметричную корректировку понадобится применять до того, как налоговики узнали о нарушении (о чем стало известно налогоплательщику), или до того, как налоговая назначила проверку.
Во-вторых, предлагается дополнить перечень условий, при которых лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации: если его участие в этой иностранной фирме реализовано через участие в другой иностранной организации, акции которой допущены к обращению на фондовых биржах в странах ОЭСР, и если выполняется несколько условий (по доле участия - до 50% и по доле обыкновенных акций).
В-третьих, изменения ожидаются в статье 43 НК о дивидендах и процентах (в качестве объектов налогообложения). К дивидендам предлагается отнести доход в виде имущества, имущественных прав, который получен участником (акционером) организации при выходе (выбытии) из нее либо при распределении имущества ликвидируемой фирмы в размере, превышающем стоимость вклада. При этом в статью 275 НК вносится дополнение, исходя из которого к указанному виду дивидендов будут применяться ставки налога на прибыль, установленные пунктом 3 статьи 284 НК для дивидендов.
Далее, список не учитываемых в целях налога на прибыль доходов (часть 1 статьи 251 НК) предлагается дополнить доходом в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозобщества или товарищества, участником (акционером) которого такая организация является, в пределах суммы ее денежного вклада.
Пункт 2 статьи 265 НК (о приравниваемых к внереализационным расходам убытках) предлагается дополнить новым пунктом об убытке, возникающем у участника при ликвидации организации (в том числе после банкротства) и определяемом как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого участником имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной стоимости доли.
Вносится также ряд других поправок.

Подготовлена новая форма декларации по НДПИ

ФНС подготовила новую форму налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Действующая форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых утверждена приказом от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197@.
Проект приказа ФНС содержит новую форму декларации по НДПИ и порядок ее заполнения, а также электронный формат декларации.
Как поясняла ранее ФНС, новая форма декларации учитывает проведение налогового маневра в нефтяной отрасли и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Соответствующий законопроект № 325651-7 уже одобрен Госдумой в первом чтении.
Напомним, новый налог частично заменит НДПИ. В отличие от НДПИ расчет НДД будет осуществляться с учетом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности.
В связи с этим, в декларации по НДПИ изменится раздел 2. Он будет называться: "Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, за исключением добытой на новых морских месторождениях углеводородного сырья и на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья".
Также в декларации появится новый раздел 8 "Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья".

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суды против штрафа за устное уведомление налоговой об отсутствии сделок и бумаг

В рамках выездной проверки ООО инспекция направила в адрес ИП требование о представлении до 14 апреля 2017 года документов о взаимоотношениях с этим ООО (договоров, дополнений к ним, спецификаций, счетов-фактур, товарных и товарно-транспортных накладных, актов зачета встречных требований, кассовых книг, доверенностей, книг учета доходов и расходов и других). Получив требование, предприниматель в срок явился в инспекцию и устно пояснил инспектору, что в какие-либо отношения с данным ООО не вступал, поэтому истребуемых документов не имеет.
ИФНС оштрафовала предпринимателя по пункту 2 статьи 126 НК на 10 тысяч рублей, сославшись на отсутствие обещанных им письменных пояснений. Инспекция указывает на невозможность восприятия устных пояснений, что создает проблему в приобщении их к материалам проверки и дальнейшего применения.
Суды трех инстанций отменил решение инспекции, разъяснив, что пункт 6 статьи 93.1 НК предусматривает штраф за отказ лица от представления истребуемых документов или непредставление их в установленные сроки. Согласно статье 110 НК виновным признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В данном случае, получив требование, предприниматель явился в инспекцию в пределах установленного срока. Инспекция явку предпринимателя в инспекцию и дачу пояснений не оспаривает. Наличие истребуемых документов либо обязанность по их оформлению не доказана, также, как и взаимоотношения между ИП и ООО.
Суды (постановление кассации Ф06-33607/2018 от 08.06.2018) пояснили, что НК не установлена форма представления налогоплательщиками информации об отсутствии документов. Представление информации не в письменной, а в устной форме самостоятельного состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК, не образует.
(дело № А12-34808/2017)

Соглашение о сотрудничестве фирм, подписанное одним лицом за всех, выдало дробление

ООО "А" и еще ряд компаний одной группы (пользователи), применяющие УСН и ЕНВД, купили франшизу на приготовление, маркетинг и продажу продуктов питания под единой торговой маркой. Договоры были заключены с каждой из фирм.
В ходе выездной проверки ООО "А" установлено, что все компании группы располагаются по одному адресу, а при осмотре помещения найдены печати фирм и их электронные носители ключевой информации для системы "Банк-клиент". Система использовалась всеми с одного компьютера. В помещении находились бухгалтерские, кадровые и иные документы группы.
Бухучет всех фирм вело одно лицо, переписку с поставщиками - тоже. Учет входящей корреспонденции, адресованной всем компаниям группы, велся в едином журнале с единой сквозной регистрацией входящих номеров. Расчетные счета компаний были открыты в одних и тех же банках. При этом все компании регулярно оказывали друг другу финансовую помощь в виде беспроцентных займов. Также в группе было предусмотрено внутреннее перемещение остатков продукции, основных средств без оформления сделок купли-продажи. Аренда тоже не оформлялась.
Инспекция указала на дробление бизнеса с целью применения УСН и, объединив доходы компаний, доначислила налоги по общей системе. Налоги исчислены на основании первичных документов, изъятых правоохранительными органами, а также полученных от налогоплательщика и его контрагентов.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что новые фирмы регистрировались при приближении количества работников к 100 единицам. При этом значительное количество административных работников получали доходы в двух и более фирмах группы.
Суды (постановление кассации Ф08-3409/2018 от 07.06.2018) отклонили представленное налогоплательщиком соглашение о сотрудничестве компаний, которое устанавливает организационные и информационные связи. Документ подписан одним лицом от лица всех фирм. Суды решили, что группа управляется единым управленческим аппаратом, а на отдельные подразделения, зарегистрированные в качестве самостоятельных юрлиц, разделена формально.
(дело № А32-44581/2017)

Суды не хотят умерить аппетиты ИФНС при истребовании клиентских документов в банке

ИФНС направила банку требование о представлении документов в отношении ООО, а именно: договора с банком, заявления на открытие счета, карточки с образцами подписей и оттиска печати ООО, доверенности, документов из досье клиента, списков телефонов и IP-адресов, сведений о МАС-адресе, которому был сопоставлен IP-адрес, и других документов. Требование исполнено не было, и банк оштрафован по пункту 2 статьи 126 НК на 10 тысяч рублей.
Банк отметил, что документы в отношении ООО истребованы в рамках проверки ИП. Запрошены документы, представленные ООО при заключении договора банковского счета. Банк обращает внимание, что они никакого отношения к проверяемому налогоплательщику не имеют, не содержат какой-либо информации о расчетах с ИП и о нарушениях свидетельствовать не могут.
Суды трех инстанций признали штраф законным, разъяснив, что требование направлено на выяснение конкретных обстоятельств деятельности контрагента проверяемого налогоплательщика. То есть требование инспекции прямо направлено на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 93.1 НК. При этом требование содержит все необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемые документы.
Инспекция вправе истребовать документы, в том числе связанных с открытием и ведением счетов клиентов (договор, карточки образцов подписей). При этом получение указанных документов связано с возможностью их использования в качестве сравнительных образцов подписей уполномоченных лиц контрагента налогоплательщика в случае возникновения в ходе проведения проверки необходимости назначения почерковедческой экспертизы.
(дело № А60-45749/2017)

Привлечение бывших работников, ставших ИП, для перевозки - не повод для начислений

Компания, применявшая УСН с объектом обложения "доходы минус расходы", занималась оказанием транспортных услуг и отразила в учете расходы по приобретению услуг у предпринимателей.
По результатам выездной проверки ИФНС признала расходы необоснованными, доначислила налог, пени и штраф. Установлено, что предприниматели ранее работали у налогоплательщика, то есть являются взаимозависимыми с ним лицами. Бухучет предпринимателей ведет бухгалтер налогоплательщика. Согласно путевым листам предприниматели не оказывали транспортные услуги в объемах, указанных в актах.
Компания обратилась в суд, поясняя, что все услуги были оказаны своевременно и в полном объеме на основании заключенных договоров. Деньги были перечислены на расчетные счета предпринимателей, и претензий сторон как по объему выполненных работ, так и по суммам оплаты нет.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции. Часть работ компания отдала предпринимателям, а частично путевые листы были выписаны от имени самой фирмы, тем не менее, налоговая по всем путевым листам делает вывод об оказании услуг непосредственно налогоплательщиком, хотя транспорт, отраженный в данных путевых листах, не принадлежит ему ни на праве собственности, ни на праве аренды.
Суды (постановление кассации Ф09-2930/2018 от 14.06.2018) учли, что предприниматели подтвердили взаимоотношения с фирмой. Они представили документы, подтверждающие ведение деятельности (кассовые книги, налоговую отчетность) и собственный бухучет (договоры заключены с бухгалтером налогоплательщика, как с физлицом). ИП самостоятельно представляли отчетность и уплачивали платежи. Все отраженные в актах с ИП часы были перепредъявлены заказчикам налогоплательщика, проконтролированы, а также приняты и оплачены без каких-либо претензий.
(дело № А71-4965/2016)

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства