Мониторинг изменений за период 26.11.18 - 02.12.18


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 26.11.2018 - 02.12.2018 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

С 1 января 2019 года для самозанятых лиц вводится налог на профессиональный доход

Эксперимент по применению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" будет проводиться в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Период проведения - до 31 декабря 2028 года.
Применять специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе ИП и получающие доходы от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников.
Законом определен ряд ограничений для применения данного спецрежима. Это, в том числе: реализация подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке; добыча и (или) реализация полезных ископаемых; получение доходов, превышающих в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
Постановка на налоговый учет и уплата налога могут производиться с помощью бесплатного мобильного приложения "Мой налог".
Налоговым периодом признается календарный месяц. Ставки - 4 процента, если реализация осуществляется физлицам, и 6 процентов, если реализация осуществляется ИП и ЮЛ.
Налоговая декларация по данному налогу не представляется.
(Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)")
Источник: КонсультантПлюс, 28.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55771.html

В законодательных актах закреплены условия ведения деятельности самозанятыми лицами

В связи с проведением эксперимента по введению специального налогового режима для самозанятых лиц внесены поправки в ряд законодательных актов, в том числе в НК РФ, Закон о ККТ и Закон об обязательном пенсионном страховании.
Законом, в частности, в НК РФ установлена ответственность в виде штрафа за нарушение сроков передачи в налоговый орган сведений о расчетах, связанных с получением дохода, в отношении которого уплачивается налог на профессиональный доход.
Уточнены положения НК РФ, касающиеся предоставления имущественного налогового вычета при продаже недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности.
В Законе о ККТ предусматривается возможность не применять контрольно-кассовую технику индивидуальными предпринимателями в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.
Устанавливаются особенности уплаты налогоплательщиками, применяющими данный налоговый режим, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке.
Кроме того, законом продлевается на 2019 год освобождение самозанятых граждан от уплаты НДФЛ в отношении услуг репетиторов, помощников по хозяйству и пр.
(Федеральный закон от 27.11.2018 N 425-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 28.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55772.html

Подписан закон, вносящий многочисленные поправки в Налоговый кодекс РФ

Закон направлен на устранение неопределенностей и формирование единообразного подхода к налогообложению некоторых операций.
Изменениями, вносимыми в Налоговый кодекс РФ, в частности:
  • конкретизирован перечень случаев, когда лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации;
  • к доходам в сумме, превышающей взнос участника (акционера), полученным при его выходе из организации (при распределении имущества ликвидируемой организации), подлежат применению правила налогообложения, предусмотренные для дивидендов;
  • уточнен порядок признания убытков акционерами (участниками, пайщиками) при ликвидации хозяйственных обществ;
  • скорректированы правила признания физических лиц и отдельных категорий организаций фактическими получателями дохода.

Законом ограничивается сумма начисленной пени размером недоимки.
В части уплаты конкретных налогов внесены, в частности, следующие поправки.
НДС: к операциям, не подлежащим налогообложению НДС, отнесена реализация услуг по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания, оказываемых иностранным лицам; уточнен порядок определения налоговой базы по НДС при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры; в новой редакции изложены положения, касающиеся применения налоговых вычетов по НДС при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
Налог на прибыль: уточнены правила применения пониженных ставок, установленных субъектами РФ, а также скорректированы некоторые положения о налогообложении прибыли иностранных организаций.
НДФЛ: исключено условие о налоговом резидентстве РФ при освобождении от НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества; скорректированы правила получения имущественного налогового вычета.
Акцизы: дополнены условия, при соблюдении которых осуществляется выдача свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.
НДПИ: уточнен порядок налогообложения в отношении участков недр, расположенных полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, а также введен особый порядок применения положений налогового законодательства, изменяющих условия налогообложения в отношении организаций, участвующих в реализации инвестиционных проектов.
(Федеральный закон от 27.11.2018 N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах")
Источник: КонсультантПлюс, 28.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55770.html

Принят закон о льготах для лиц, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры

В случае осуществления пожертвований учреждениям культуры и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области культуры, законами субъектов РФ предельный размер социального налогового вычета по НДФЛ может быть увеличен с 25 до 30 процентов суммы дохода, подлежащего налогообложению.
Для организаций предусматривается возможность уменьшения налога на прибыль на сумму инвестиционного налогового вычета в сумме расходов в виде пожертвований. Размер такого вычета не должен быть более 100% суммы расходов на пожертвования, перечисленной указанным выше организациям.
Право на применение инвестиционного налогового вычета, предельные суммы расходов на пожертвования и категории учреждений культуры и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым учитываются при определении вычета, устанавливаются законами субъектов РФ.
(Федеральный закон от 27.11.2018 N 426-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 28.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55774.html

Конкретизированы доходы профессиональных объединений страховщиков, не учитываемые при исчислении налога на прибыль

Поправками детализируется перечень средств, относящихся к целевым поступлениям, которые получены профессиональными объединениями страховщиков, созданных в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования.
Законом, в частности, установлено, что средства, которые получены для компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля, признаются целевыми поступлениями и не облагаются налогом на прибыль.
(Федеральный закон от 27.11.2018 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части отнесения средств, которые получены профессиональными объединениями страховщиков, созданными в соответствии с федеральными законами об обязательных видах страхования, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности")
Источник: КонсультантПлюс, 28.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55773.html

Скорректирован порядок представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности

В налоговый орган по месту нахождения представляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, у которой отсутствует обязанность ее представления в государственный информационный ресурс в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Исключения предусмотрены для случаев, когда организация:
  • не обязана вести бухгалтерский учет;
  • является религиозной организацией;
  • является организацией, представляющей в Банк России годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Закон вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 28.11.2018 N 447-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 29.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55794.html

Усовершенствован порядок формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности

Совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, составляет государственный информационный ресурс.
Обязанность по формированию и ведению ресурса возложена на ФНС России.
От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:
  • организации государственного сектора;
  • Банк России;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;
  • организации в случаях, установленных Правительством РФ.

За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, будет взиматься плата, размер и порядок взимания которой установит Правительство РФ.
Росстат с 1 января 2020 года прекратит осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.
(Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете")
Источник: КонсультантПлюс, 29.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55802.html/

Принята программа разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора на 2019-2021 годы

Соответствующий приказ Минфина России опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Документ содержит перечень новых федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора (далее – Стандарты), планируемых1 к применению в ближайшие годы, а также действующих актов по учету, отчетности и оформлению документов, которые предполагается скорректировать.
Так, приказом предусмотрена разработка новых Стандартов, подлежащих применению с:
  • 2020 года ("Совместная деятельность", "Нематериальные активы", "Выплаты персоналу", "Порядок составления и представления казначейской отчетности по операциям в системе бюджетных платежей");
  • 2021 года ("Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам", "Биологические активы, "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность", "Метод долевого участия, "Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов", "Затраты по заимствованиям", "Финансовые инструменты").

Некоторые Стандарты уже разработаны и представлены на экспертизу в Совет по стандартам бухучета.
Кроме того, планируется внести изменения в некоторые действующие нормативные правовые акты. Согласно программе, уже в феврале 2019 года будут приняты поправки в Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора" – они начнут действовать с марта следующего года. Очередная корректировка этого Стандарта будет произведена в июле 2020 года – соответствующие изменения вступят в силу с 1 января 2021 года.
Также в 2020 и в 2021 годах будут скорректированы Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению, План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению, Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета и т. д.
Программа разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора на 2019-2021 годы заменит действующую программу на 2018-2020 гг.
(Приказ Минфина России от 31 октября 2018 г. № 223н)
Источник: ГАРАНТ, 27.11.2018, http://www.garant.ru/news/1230691/

В заявлении о регистрации ККТ предусмотрены разделы для отражения дополнительных сведений

Новая редакция Закона о ККТ предусматривает возможность применения одной ККТ на несколько автоматических устройств для расчетов (пункт 5.1 статьи 2.1 Закона о ККТ, введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ).
В этой связи форма заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники дополнена разделом 2.1 "Сведения об автоматических устройствах для расчетов".
При заполнении заявлений и карточки регистрации контрольно-кассовой техники необходимо будет указать адрес и место установки (применения) автоматических устройств (в случае осуществления торговли через торговый объект указывается местонахождение этого торгового объекта).
Кроме того, в заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и в заявление о снятии ККТ с регистрационного учета включен раздел 4 "Сведения о сформированных фискальных документах".
Также установлены правила заполнения данных разделов.
(Приказ ФНС России от 07.09.2018 N ММВ-7-20/527@ "О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@", зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2018 N 52764)
Источник: КонсультантПлюс, 26.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55753.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Снижен минимальный размер взносов на обязательное пенсионное страхование для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Минимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России для лиц, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, будет исчисляться исходя из однократной величины минимального размера оплаты труда, а не двукратной его величины, как предусмотрено действующим законодательством.
Также предусматривается внесение изменений, уточняющих порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исчисление суммы производится плательщиками самостоятельно, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года.
(Федеральный закон от 28.11.2018 N 441-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 29.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55801.html

СТАТИСТИКА



Уточнен порядок заполнения статистических форм N 11 и N 11 (краткая), по которым подаются сведения о наличии и движении основных фондов (средств)

В частности, определено, что в кодовой части титульного листа форм на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на портале Росстата по адресу: http://websbor.gks.ru/online/#!/gs/statistic-codes, организация проставляет:
  • код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) - для юридического лица, не имеющего территориально обособленных подразделений,
  • идентификационный номер - для территориально обособленного подразделения юридического лица и для головного подразделения юридического лица.

Приказ Росстата от 22.11.2018 N 685 "О внесении изменений и дополнений в Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций", утвержденные Приказом Росстата от 30 ноября 2017 г. N 799"
Источник: КонсультантПлюс, 29.11.2018, http://www.consultant.ru/law/review/207150819.html

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО



С 1 июля 2019 года вводится в действие форма документа об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов

В приложении к настоящему Решению приводятся указанная форма, а также порядок ее заполнения в виде электронного документа и в виде документа на бумажном носителе.
Предусматривется, что в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2018 г. N 158, таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, таможенные сборы за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском указанных товаров (если такие таможенные сборы установлены законодательством государства - члена Евразийского экономического союза), и пени, начисляемые на указанные таможенные платежи, уплачиваются на основании документа об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов.
Настоящее Решение вступает в силу с 1 июля 2019 года.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.11.2018 N 185 "О документе об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов")
Источник: КонсультантПлюс, 26.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55751.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ



Пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах

К числу наиболее важных и заметных поправок, внесенных данным законом, можно отнести следующие:
  • в кодексах, а также в некоторых федеральных законах термин "подведомственность" заменен термином "компетенция" применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов (также разрешены отдельные спорные проблемы, связанные с определением надлежащего суда для рассмотрения некоторых категорий дел);
  • термин "место нахождения", использующийся в т.ч. при подаче иска, заявления в суд, заменен термином "адрес";
  • уточнена компетенция мирового судьи при рассмотрении гражданских дел (в т.ч. к его компетенции при рассмотрении дел в первой инстанции отнесены дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей);
  • увеличены размеры судебных штрафов, налагаемых арбитражным судом;
  • уточнены особенности рассмотрения судом общей юрисдикции, арбитражным судом дел в порядке упрощенного производства, а также арбитражным судом дел приказного производства, апелляционных жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции;
  • пересмотрен порядок подачи кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • скорректированы требования к лицам, которые могут быть представителями в суде по гражданскому делу;
  • установлен порядок разрешения вопроса о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенного при рассмотрении дела в соответствующем суде;
  • уточнены положения ГПК РФ, касающиеся восстановления процессуальных сроков, судебных извещений и вызовов, скорректированы перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, порядок оставления искового заявления без движения, а также введена новая глава, регулирующая примирительные процедуры и мировое соглашение;
  • установлены порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших в суд апелляционной инстанции после рассмотрения дела, срок подачи кассационных жалобы, представления, порядок принятия кассационных жалобы, представления к производству суда, оставления их без движения, обжалования определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы, представления, а также порядок рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции;
  • в ГПК РФ включен новый параграф "Производство в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации";
  • в Кодексе административного судопроизводства РФ закреплен порядок рассмотрения и разрешения судами дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено, и о признании информационных материалов экстремистскими;
  • предусмотрены особенности кассационного производства, связанные с пересмотром вступивших в законную силу судебного приказа, судебного акта по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которым не оканчивается производство по административному делу.

Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.
(Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 29.11.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55795.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА



Суд приостановил действие решения ИФНС – пеней за этот период не избежать

ИФНС выставила компании требование об уплате задолженности и пени. Фирма не согласилась с начислением пени в период приостановления решения инспекции судом.
Суды трех инстанций разъяснили, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. Пени не начисляются, только если применение к должнику обеспечительных мер препятствует ему самостоятельно погасить недоимку (например, при аресте счетов и имущества).
Если налогоплательщик продолжает получать доход, совершать операции по счетам, арест на которые не наложен, и операции по которым не приостановлены, то нет связи между обеспечительными мерами и невозможностью погасить недоимку.
В данном случае налогоплательщик не доказал намерение своевременно уплатить задолженность в период действия обеспечительных мер. Требование инспекции суды (постановление кассации Ф02-4617/2018 от 19.11.2018) признали законным, а размер пени правильным.
(дело № А69-3699/2017)
Источник: Audit-it.ru, 27.11.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/970918.html

Работники заказчика числились и у подрядчика: сделки формальны, решили суды

ООО "П" (заказчик) и ООО "А" (подрядчик) в период с июня 2011 года по апрель 2014 года заключили 106 договоров на выполнение работ (геодезических, проектно-изыскательских, топографических), а также на поставку товара для выполнения этих работ. Заказчик учел расходы и заявил вычеты НДС.
По результатам выездной проверки ИФНС признала взаимоотношения формальными из-за взаимозависимости компаний – один учредитель, одинаковые виды деятельности, руководит ООО "А" главбух ООО "П". При этом ООО "А" в отчетности отражало минимальные суммы налогов к уплате, не соответствующие стоимости услуг, оказанным ООО "П", а 80% работников были оформлены сразу в двух фирмах – и у налогоплательщика, и у контрагента.
Суд первой инстанции отменил решение инспекции, полагая, что доводы налоговой основаны лишь на выборочном использовании косвенных доказательств.
Апелляция признала правомерным решение инспекции, установив из анализа командировочных удостоверений, табелей учета рабочего времени, что от 75% до 80% сотрудников одновременно находились в командировках от имени ООО "А" и на рабочем месте в ООО "П". При допросе работники отрицали свою причастность к деятельности подрядчика, утверждая, что работали у налогоплательщика, денежные средства получали только от ООО "П", в командировки не ездили, о записи о работе в ООО "А" в трудовой книжке узнали только при увольнении. Суд решил, что спорные работы были выполнены силами работников налогоплательщика. Кассация (Ф09-7135/2018 от 21.11.2018) оставила в силе решение апелляции.
(дело № А60-3146/2018)
Источник: Audit-it.ru, 27.11.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/971074.html

Фирма не доказала реальность приобретения собственного ПО у "своего" дилера

ООО "П" приобрело у ООО "Д" программное обеспечение стоимостью более 13,5 млн рублей и заявило вычет в декларации по НДС.
В ходе выездной проверки ИФНС отказала в вычетах, поскольку правообладателем ПО является ООО "П". При этом фирмы взаимозависимы – учредителем ООО "Д" является ООО "А", которое организовал главбух налогоплательщика, а директором ООО "Д" является другой его работник. Инспекция решила, что сделка не имеет экономического смысла.
Компания обратилась в суд, поясняя, что код указанной программы хранился на сервере компании. В результате выхода из строя жесткого диска сервера исходные коды ПО и баз данных утрачены. Для того, чтобы в полном объеме восстановить программу, было принято решение выкупить ее экземпляр у дистрибьютора – ООО "Д".
В доказательство налогоплательщик представил письмо сервисного центра, подтверждающее поступление жесткого диска и невозможность его восстановления.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, отклонив письмо сервисного центра – он располагался по адресу массовой регистрации, а им руководил массовый директор. В силу отсутствия персонала, основных средств эта фирма не имела технической возможности для восстановления жесткого диска.
Суды учли, что испорченное ПО не списано со счетов бухучета в связи с выходом из строя жесткого диска, что свидетельствует о формальности доводов налогоплательщика.
Суды (постановление кассации Ф09-7135/2018 от 21.11.2018) отметили, что программные продукты являются объектом интеллектуальной собственности, поэтому могут продаваться только на основании лицензионного договора с правообладателем. Свидетельство на программу имеет сам правообладатель, а документы, подтверждающие наличие дилерского соглашения (лицензионного соглашения) с ООО "Д", не представлены.
(дело № А60-3146/2018)
Источник: Audit-it.ru, 28.11.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/971076.html

Суды отказали в вычете НДС по товару, принятому неоформленным работником

АО приобрело товар у ООО и заявило вычет в декларации по НДС. В подтверждение сделки представлены договор, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, сертификаты качества на поставляемый товар.
По результатам камеральной проверки декларации по НДС за 2 квартал 2016 года ИФНС отказала в вычетах, сославшись на отсутствие у контрагента возможности для поставки товара. Установлено, что фирма не находилась по месту регистрации, перечисления с ее счета за товар отсутствовали. Представленные контрагентом документы (счета-фактуры и ТТН) содержат расхождения с документами налогоплательщика в количестве поставляемого товара и его стоимости. При этом контрагент налог по сделке не исчислил, не уплатил, декларацию не представил.
Настаивая на реальности сделки, налогоплательщик сослался на привлечение перевозчика ООО "Т". При этом факт перемещения транспортных средств подтверждается данными "ГЛОНАСС".
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив отсутствие оплаты перевозчику, о чем свидетельствует выписка по расчетному счету. Ссылка на данные системы "ГЛОНАСС" также отклонена, поскольку в ТТН данные об автомобиле и госномере не указаны – установить, на каком автомобиле перевозился груз, невозможно.
Суды (постановление кассации Ф06-39067/2018 от 21.11.2018) обратили внимание, что согласно накладным товар приняла Х. Однако согласно справкам о доходах 2-НДФЛ за 2016 год она доход у налогоплательщика не получала. Приказ о ее приеме на работу не представлен. Таким образом, в момент составления накладных она не являлась работником компании и не могла их подписать.
(дело № А65-42135/2017)
Источник: Audit-it.ru, 28.11.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/971077.html

Суды против учета расходов на рекламу товара фирмы в интересах дистрибьюторов

ООО "Л" и ООО "П" (управляющая компания) заключили договор оказания услуг по управлению, в том числе, маркетингу (рекламе). Это были услуги по разработке, планированию и размещению рекламы в СМИ, на уличных объектах, в интернете. Разрабатывались сценарии для рекламных роликов, планировались акции. Все это подтверждается актами, отчетами агентов, счетами и счетами-фактурами.
В ходе выездной проверки ИФНС установила, что 99% продукции ООО "Л" продавалось тому же ООО "П" (с которым был заключен и договор на распространение продукции) и другим дистрибьюторам. Товары проданы по фиксированным ценам – вдвое ниже цен дальнейшей оптовой реализации, а маркетинговые и рекламные услуги на цену не повлияли.
Установив снижение объема реализации и налога на прибыль, с учетом мнения привлеченных специалистов инспекция решила, что конечную выгоду от приобретенных маркетинговых и рекламных услуг получало ООО "П" и его "коллеги". Инспекция срезала расходы, понесенные в интересах третьих лиц, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.
ООО "Л" сослалось на разделение функций по развитию, а именно – ООО "Л" отвечало за стратегический маркетинг, а ООО "П" – за торговый маркетинг. И, как следствие, расходы на стратегический маркетинг нес производитель продукции и владелец товарного знака (ООО "Л").
Но суды трех инстанций признали законным решение инспекции, решив, что услуги в пользу третьих лиц не подлежали учету в расходах в силу пункта 49 статьи 270 НК – как иные необоснованные расходы. Поскольку услуги переданы безвозмездно, то и НДС следовало исчислять из стоимости приобретения данных услуг самим истцом.
Суды (постановление кассации Ф10-4252/2018 от 22.11.2018) сослались на отсутствие реальной экономической самостоятельности, поскольку налогоплательщик фактически своей продукцией не распоряжался, а действия по оплате рекламы за других носили умышленный характер.
(дело № А36-4222/2017)
Источник: Audit-it.ru, 30.11.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/971368.html

Сами не знают, что выставляют: налоговики путают ОСН с УСН и блокируют счета

Компания применяла УСН с момента регистрации, а в сентябре 2015 года и в феврале 2017-го в связи с изменением местонахождения меняла инспекции.
В августе 2017 года налоговая приостановила операции по счетам компании в банках в связи с непредставлением декларации по НДС за 1 квартал 2017 года, поскольку прежние ИФНС не подтвердили применение фирмой УСН.
Компания настаивала, что плательщиком НДС не является, декларации по этому налогу представлять не обязана. Налоговикам было известно об избранной системе налогообложения, поскольку в 2016, 2017 годах в адрес компании были направлены письма об уплате минимального налога по УСН. Кроме того, фирмой ежеквартально уплачивались авансы по УСН.
Суд первой инстанции и апелляция признали законным решение налоговой, сославшись на отсутствие доказательств направления уведомления, что в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК лишает права налогоплательщика на УСН.
Кассация отменила решение судов, поскольку компания уплачивала налоги по УСН, а также штрафы за просрочку деклараций по УСН, не встречая возражений со стороны инспекции. В отсутствие уведомления о применении УСН налоговики ранее не требовали отчетности по общей системе, а напротив – выставляли требования об уплате минимального налога и упомянутого штрафа.
Кассация (Ф05-17182/2018 от 14.11.2018) отметила: "своим поведением в течение предыдущих налоговых периодах налоговый орган фактически признал правомерность применения упрощенной системы налогообложения. Соответственно, инспекция утратила право ссылаться на положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК в обоснование изменения статуса налогоплательщика".
Налоговики не впервые ждут отчетности по общему режиму от фирм, с применением УСН которыми де-факто согласились, как следствие – блокируют счета. Однажды, сделав это из-за отсутствия деклараций по НДС и НДФЛ, налоговая направила в адрес ИП требование об уплате налога по УСН. В другом случае инспекция три года принимал декларации по УСН, но в какой-то момент что-то переклинило, и дело дошло до ареста счетов. В обеих ситуациях суды защитили налогоплательщиков, несмотря на отсутствие уведомлений о переходе на УСН.
(дело № А40-13318/2018)
Источник: Audit-it.ru, 27.11.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/970536.html