Мониторинг изменений за период 28.05.18 - 03.06.18

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Определена процедура зачета налоговыми органами суммы денежных средств, перечисленных в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ

Статьями 198 - 199.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Перечисленные денежные средства подлежат зачету в счет исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и т.д. на основании письменного заявления налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента и пр.) и копий платежных документов, или сведений о возмещении ущерба, полученных от органа предварительного следствия.
Решение о проведении зачета принимается налоговым органом в установленный срок после проверки представленных документов.
(Приказ ФНС России от 19.03.2018 N ММВ-7-8/153@ «Об утверждении Порядка зачета суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в счет возмещения ущерба, причиненного в результате преступлений, за совершение которых статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, в счет исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа», зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2018 N 51222)

Утвержден перечень услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ, реализация которых не подлежит обложению НДС

В указанный перечень включены услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности, обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и его хранению, услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов и аэронавигационному обслуживанию воздушных судов в районе аэродрома.
Настоящее Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
(Постановление Правительства РФ от 23.05.2018 N 588 «Об утверждении перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость»)

ФНС России обновила унифицированный формат транспортного контейнера, используемого при взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами

В новой редакции изложены раздел IX приложения N 1 и Таблица 16.5 приложения N 16 к Унифицированному формату.
Необходимость внесения корректировок связана с утверждением формата странового отчета международной группы компаний, а также формата уведомления об участии в международной группе компаний (приказы ФНС России от 06.03.2018 N ММВ-7-17/123@ и от 06.03.2018 N ММВ-7-17/124@).
(Приказ ФНС России от 25.05.2018 N ММВ-7-6/353@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@»)

Рекомендован формат направления в налоговый орган уведомления о земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет

Если у физлица несколько земельных участков, то уведомить налоговый орган о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, необходимо по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 26.03.2018 N ММВ-7-21/167@ (вычет предоставляется льготным категориям налогоплательщиков в размере кадастровой стоимости 6 соток).
В соответствии с данной формой разработан формат направления данного уведомления в электронном виде.
(Приказ ФНС России от 23.05.2018 N ММВ-7-21/329@ «Об утверждении Рекомендуемого формата представления уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу»)

Период проведения пилотного проекта по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через сайт ФНС России продлен до 1 июля 2019 года

Ранее проведение пилотного проекта по эксплуатации программного обеспечения, обеспечивающего представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через сайт ФНС России на базе Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, управлений ФНС России по субъектам РФ, предусматривалось до 1 июля 2018 года.
(Приказ ФНС России от 25.05.2018 N ММВ-7-6/354@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@»)

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФНС России определила правила признания безнадежной к взысканию и порядок списания задолженности по страховым взносам

Речь идет о признании безнадежными в связи с истечением установленного срока взыскания и списании налоговыми органами:

  • переданных органами ПФР и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года;
  • сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Установление факта утраты возможности взыскания указанных сумм в связи с истечением установленного срока в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи осуществляется специальной комиссией.
Положение о комиссии и ее состав утверждаются руководителем налогового органа. Заседания комиссии проводятся на постоянной основе не реже 1 раза в квартал.
(Приказ ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ «Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи», зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 N 51201)

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО



Определены таможенные органы, обладающие компетенцией по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и иных определенных товаров

В Приказе приводятся, в числе прочего:

  • перечень таможенных органов, осуществляющих обеспечение импортеров акцизными марками;
  • перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в РФ подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию и (или) которые подлежат маркировке акцизными марками, неподакцизной спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, оборот которой подлежит лицензированию, а также пива (в том числе безалкогольного), сидра, пуаре (грушевого сидра) и медовухи (медового напитка);
  • перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в РФ товаров, на которые подлежат выдаче паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств и паспорта самоходных машин;
  • перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в РФ транспортных средств специального назначения, классифицируемых в товарной группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС, помещаемых под специальную таможенную процедуру и предназначенных для организации проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
(Приказ Минфина России от 12.04.2018 N 78н «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров», зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2018 N 51180)

Установлен порядок действий декларанта по представлению документов, подтверждающих происхождение товаров, и разрешительных документов

Настоящий Порядок определяет действия декларанта по представлению до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документов, подтверждающих сведения о происхождении товаров, и документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС.
Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Приказ Минфина России от 06.03.2018 N 40н «Об определении Порядка представления декларантом до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документов, подтверждающих сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений», зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2018 N 51214)

Внесены уточнения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных документов

Речь идет о классификаторе особенностей перемещения товаров, классификаторе льгот по уплате таможенных платежей, классификаторе видов документов и сведений, классификаторе видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, классификаторе валют, которые дополняются новыми позициями, при этом некоторые позиции исключаются или излагаются в новой редакции.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Предусматривается, что отдельные положения, внесенные в классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, распространяются на правоотношения, возникшие с 14 марта 2018 года.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 81 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378»)

Обновлено положение об особенностях определения таможенной стоимости отходов

Положение устанавливает особенности определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС, операций по переработке для внутреннего потребления и подлежащих помещению под таможенные процедуры в соответствии с пунктом 1 статьи 170 и пунктом 1 статьи 195 ТК ЕАЭС, а также отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров и подлежащих помещению под таможенные процедуры в соответствии с пунктом 4 статьи 250 ТК ЕАЭС.
Признано утратившим силу Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 512 «О Положении об особенностях определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров».
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 82 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов»)

Установлены особенности определения величины дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров

Предусматривается, в частности, что:

  • в случае, если дополнительные начисления, указанные в подпунктах 1 - 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления;
  • в случае, если дополнительные начисления, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением веса брутто каждого наименования товара к общему весу брутто товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления;
  • в случае, если перевозка (транспортировка) товаров осуществлялась безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя (получателя) товаров, величина расходов на перевозку (транспортировку) товаров, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, рассчитывается на основании тарифов на перевозку (транспортировку) товаров соответствующим видом транспорта, действующих в период перевозки (транспортировки) товаров или в соответствующий период времени (сезонность перевозки). При отсутствии сведений о тарифах на перевозку (транспортировку) товаров данным видом транспорта для расчета расходов на перевозку (транспортировку) товаров используются данные бухгалтерского учета по калькулированию расходов на перевозку (транспортировку) товаров с включением всех необходимых статей или элементов затрат.


Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров»)

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

На представление истребованных бумаг надо 22 месяца – суды снизили штраф в 35 раз

Для подстраховки от многомиллионного штрафа можно заранее предупредить налоговую о сложностях копирования двухсот тысяч документов.
В ходе выездной проверки 21 апреля 2016 года ИФНС выставила компании требование о представлении документов (копий актов о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей и актов о списании товаров). Истребование документов было необходимо для определения базы по налогу на прибыль – нужны были сведения о списании непригодного товара и о лицах, ответственных за это.
В ответ на требование компания сообщила, что объем запрашиваемой документации превышает 200 тысяч документов или 400 тысяч листов, а сами документы находятся на хранении в архиве контрагента. Для предоставления ксерокопий необходимо время – 22 месяца или 480 рабочих дней. Компания просила продлить срок представления документов на указанный период. 16 июня инспекция сообщила о продлении срока до 1 июля.
Документы в полном объеме представлены не были, в результате чего компания была оштрафована по пункту 1 статьи 126 НК почти на 35 млн рублей (174 900 документов x 200 рублей).
Суды трех инстанций учли большой объем запрошенной документации, оперативное информирование налогоплательщиком инспекции о невозможности предоставления документов в кратчайшие сроки, наличие иных требований о представлении документов, отсутствие претензий по итогам выездной проверки к правомерности учета затрат, а также ведение компанией активной благотворительной деятельности.
Суды (постановление кассации Ф05-5771/2018 от 17.05.2018) признали приведенные обстоятельства смягчающими ответственность и согласились со снижением размера штрафа до 1 млн рублей.
(дело № А40-107645/2017)

Добровольная передача налоговикам документов выемке не препятствует, решили суды

В рамках выездной проверки налоговая произвела выемку документов у юрлица. Инспекция решила, что оригиналы документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, сославшись на участие налогоплательщика в сделках с контрагентами, имеющими признаки фирм – «однодневок» и заключение формальных сделок с взаимозависимыми лицами. Выемка произведена с участием представителя компании в присутствии понятых.
Фирма же считает, что не было оснований для выемки, поскольку документы представлены добровольно, и нет доказательств угрозы уничтожения, сокрытия, исправления подлинников документов.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что изъятие документов произведено при наличии достаточных оснований для вынесения постановления и с соблюдением требований НК. Злоупотреблений должностными лицами налоговой своими правами не установлено.
Кассация (Ф04-1193/2018 от 22.05.2018) отметила: «добровольная передача налогоплательщиком налоговому органу документов не препятствует их выемке, поскольку только в случае выемки налоговый орган сможет обеспечить их сохранность от каких-либо неправомерных действий налогоплательщика».
(дело № А70-7423/2017)

Неуплата контрагентом НДС не является самостоятельной причиной для отказа в вычете

Для выполнения работ на объектах заказчика компания привлекла субподрядчика и заявила вычеты в декларациях по НДС за 3 и 4 кварталы 2015 года.
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, указав на отсутствие у контрагента ресурсов для выполнения работ и неуплату им НДС. К тому же, установлено, что контрагент уплачивает налоги в минимальных размерах, обналичивает поступающие на его счет денежные средства, документы от имени контрагента подписаны неустановленным лицом. Налоговая также указывает, что контрагент применяет УСН и плательщиком НДС не является. Декларация по УСН за 2015 год представлена с нулевыми показателями. По мнению инспекции, отсутствие источника возмещения НДС указывает на непроявление налогоплательщиком должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Компания ссылается на представление всех надлежащим образом оформленных документов при наличии реального исполнения сделки.
Суды трех инстанций отменили решение налоговой, указав на отсутствие достаточных доказательств, бесспорно свидетельствующих о формальности сделки. При этом действительное исполнение договора субподряда подтверждается, в частности, представленными контрагентом по требованию инспекции первичными документами, а также пропусками на объекты заказчиков, оформленными на имя директора контрагента и ряда работников. Оплата по сделке произведена в полном объеме, факт ее возврата налогоплательщику не установлен.
Кассация (Ф09-2000/2018 от 17.05.2018) отметила: «отсутствие в бюджете сформированного источника возмещения НДС в связи с неуплатой данного налога контрагентом, в соответствии с п. 10 постановления № 53 не является самостоятельным и безусловным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной» (имеется в виду, скорее всего, постановление пленума ВАС от 12.10.2006 N 53).
(дело № А76-23348/2017)

Привлечение через ряд фирм временного трудового коллектива не мешает вычету НДС

ООО «К» (заказчик) и ООО «Р» (подрядчик) заключили договоры подряда на выполнение строительно-монтажных работ. В рамках этого договора подрядчик привлек ООО «Г», которое, в свою очередь, для выполнения работ заключило договор с временным трудовым коллективом (ВТК) в составе 24 человек в лице бригадира А.
ООО «К» заявило вычет в декларации по НДС.
По результатам камеральной проверки налоговая отказала в вычетах, указав, что акты выполненных работ представлены ООО «Р» и ООО «Г», которые фактически их не выполняли. Первичных документов, подтверждающих выполнение работ ВТК, не представлено. Руководители ООО «Р» и ООО «Г» дали противоречивые показания относительно оплаты работ, времени их проведения, численности и состава работников ВТК, способах их доставки на объект и места проживания.
Суд первой инстанции поддержал решение налоговиков. Апелляция и кассация с ним не согласились, указав, что допрос лиц, фактически выполнявших работы на объекте, не проводился, доказательства того, что работы были выполнены силами налогоплательщика, не представлены, движение денежных средств по расчетным счетам контрагентов не анализировалось. Взаимозависимость, либо согласованность действий налогоплательщика и контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, не установлены. При этом достоверность документов не опровергнута, счета-фактуры составлены в соответствии со статьей 169 НК, отметила кассация (Ф01-1663/2018 от 17.05.2018).
(дело № А11-4239/2017)

ИФНС пыталась отказать в вычете из-за слухов о ликвидации иностранного покупателя

Компания заявила вычет в декларации по НДС за 2 квартал 2015 года в связи с отгрузкой на экспорт пиломатериалов в адрес иностранного партнера (Великобритания).
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, установив, что по данным другой британской фирмы контрагент ликвидирован в 2010 году. Инспекция указала на невозможность заключения налогоплательщиком контракта с ликвидированным контрагентом.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на отсутствие доказательств, что информация фирмы, использованная налоговой, является официальным источником информации о регистрации компаний на территории Великобритании. Сведения об иностранном покупателе от уполномоченного органа иностранного государства не представлены.
Суды (постановление кассации Ф02-1726/2018 от 21.05.2018) учли, что налогоплательщиком представлен полный пакет необходимых документов, вывоз товара и получение валютной выручки не оспаривается, наименование плательщика по экспортному контракту соответствует наименованию лица, указанного в свифт-сообщении. При этом лица, фактически подписавшие контракт и дополнения к нему, установлены, их полномочия подтверждены, почерковедческая экспертиза подтвердила факт подписания контракта соответствующими лицами.
(дело № А33-9649/2017)

Локальная сеть, единый товарный знак и общие учредители – не всегда дробление бизнеса

В 2012 - 2013 годах ООО «А» занималось розничной торговлей медицинскими товарами и применяло общую систему налогообложения. В январе 2014 года учредители компании создали ООО «Б» и «И» и перевели в них часть работников ООО «А». Офисы компаний располагались по одному адресу. Все фирмы использовали единую систему лояльности покупателей (единые дисконтные карты, подарочные сертификаты, единую базу клиентов). Компьютеры фирм были соединены в одну локальную сеть с единым сервером, при дистанционном банковском обслуживании использовался один IP-адрес и номер телефона для принятия смс-оповещений от банка. Вновь созданные компании применяли спецрежимы – ЕНВД и УСН.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, указав на неправомерное разделение аптечного бизнеса на три фирмы. Инспекция считает, что увеличение в 2014 году чистой прибыли от аптечного бизнеса и дивидендов произведено за счет снижения налогового бремени, то есть налоговой выгоды.
Суды трех инстанций отменили решение налоговиков, установив, что не весь штат спорного контрагента был сформирован из переведенных работников налогоплательщика. Все компании независимо друг от друга несли налоговое бремя, исполняли принятые перед физическими и юридическими лицами обязательства. Целью разделения бизнеса являлась его подготовка к продаже по частям, необходимость улучшения управления бизнесом по ряду причин, в том числе в связи с ухудшившимся состоянием здоровьем основного учредителя.
Суды разъяснили, что наличие одной локальной сети не является доказательством того, что компании имели доступ к сведениям о деятельности друг друга. Вновь созданные фирмы использовали бренд налогоплательщика на основании лицензионного договора. Целью использования одного сайта являлось получение наибольшего дохода от продажи товара в аптеках, экономии расходов по созданию и эксплуатации сайта. Компании совместно участвовали в программах лояльности на основании заключенных договоров.
Суды (постановление кассации Ф02-1906/2018 от 22.05.2018) признали, что действия по созданию новых фирм имели разумные экономические и деловые цели, были направлены на получение экономического эффекта в результате реальной предпринимательской деятельности.
(дело № А19-6999/2017)

Выплата материнской фирме аванса из заемных средств не позволила получить вычет

ООО «Б» (покупатель) и ООО «А» (поставщик) заключили договор на изготовление и поставку плит. Согласно договору товар поставляется на условиях стопроцентной предоплаты по факту готовности товара к отгрузке. ООО «Б» перечислило продавцу деньги с назначением платежа «за плиты» за счет средств, полученных в кредит в банке, и заявило вычет в декларации по НДС.
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в возмещении налога, установив взаимозависимость компаний и направленность их действий на получение необоснованной налоговой выгоды в виде вычетов с авансов при отсутствии поставки. При этом перечисленные денежные средства фактически являлись займом.
Компания считает, что оплата приобретенных товаров за счет заемных средств не исключает применение налоговых вычетов. Факт передачи товара подтвержден представленными актами сверки, налоговыми декларациями и прочими документами. Приобретенная продукция реализована в адрес ООО «М» и ИП.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что ООО «Б» арендовало офис у ООО «А», однако за аренду не платило. Генеральный директор ООО «Б» получал доход в ООО «А» по договору подряда. Расчетные счета компаний находятся в одном банке, а бухучет в ООО «Б» вел главный бухгалтер ООО «А».
Установлено, что товар в адрес ООО «М» и ИП реализовывало ООО «А». Так, счет-фактура, выставленный ООО «Б» на дальнейшую реализацию, датирован ранее счета-фактуры, представленного налогоплательщиком в подтверждение приобретения товара у ООО «А». После совершения разовой сделки с ООО «Б» предприниматель продолжила приобретать товар у ООО «А».
Суды (постановление кассации Ф01-1677/2018 от 17.05.2018) признали, что согласованные действия компаний были направлены на необоснованное получение налоговой выгоды в виде получения вычетов НДС.
(дело № А11-267/2017)

Суды не против возврата налом 4,8 млн рублей аванса, полученного от «своих» по безналу

Между ООО «А» (продавец) и ООО «Р» (покупатель) заключен договор купли-продажи продукции. В 2014 году покупатель перечислил продавцу 4,8 млн рублей. Затем ООО «А» письмом сообщило покупателю о невозможности продажи товара по согласованным ценам и срокам в связи с существенно изменившейся конъюнктурой рынка и экономической ситуацией в стране и обязалось вернуть излишне уплаченные средства. Директор ООО «А» внес их в кассу покупателя.
По результатам камеральной проверки декларации по УСН, представленной ООО «А», инспекция доначислила налог по УСН, пени и штраф. Налоговая указала на формальный возврат средств, поскольку компании взаимозависимы и управляются единолично М. Инспекция считает, что денежные средства возвращены только в целях уменьшения налоговой базы по УСН.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что наличие в кассе налогоплательщика и выдача средств под отчет М. подтверждается кассовой книгой, расходными кассовыми ордерами. При этом возврат спорных сумм ООО «Р» отражен в книге учета доходов и расходов. Кроме того, в акте сверки компании подтвердили указанные расчеты. Контрагент представил документы, подтверждающие расходование наличных средств, полученных от налогоплательщика, с приложением первичных документов.
Суды (постановление кассации Ф07-4930/2018 от 21.05.2018) учли, что договором поставки предусмотрена предоплата. Таким образом, в отсутствие доказательств поставки товаров компания правомерно вернула покупателю излишне перечисленные средства и уменьшила налогооблагаемую базу по УСН.
(дело № А42-5449/2016)

Обнальная фирма сдала своего клиента – суды одобрили доначисление ему налогов

По результатам выездной проверки ИФНС признала сделки с рядом контрагентов формальными, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.
Инспекция установила, что контрагенты имеют признаки номинальных организаций, не обладают необходимыми ресурсами и не несут расходов, присущих реальной деятельности. Средства, полученные контрагентами от налогоплательщика, обналичивались определенной группой лиц. Информация о том, что налогоплательщик являлся клиентом обналичивающей фирмы, поступила от следственного комитета.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, приняв во внимание показания учредителя контрагентов Ч. Он пояснил, что к нему обращались знакомые и партнеры по бизнесу, которым были необходимы свободные денежные средства. Он оказывал им эти услуги за вознаграждение в виде процента от обналиченных денег.
В его фирмах была своя бухгалтерия, которая составляла документооборот по оказанным услугам, реализованным товарам, по фирмам, участвующим в цепочке по обналичке. В основном, документы (договоры, счета-фактуры, товарные накладные) изготавливались и привозились Ч. клиентами самостоятельно. Это была отлаженная схема, а в реальности данные фирмы деятельности не вели.
Денежные средства перечислялись контрагентам, после чего кассиры звонили клиенту и сообщали, что можно забрать деньги. Клиентов встречала секретарь и выдавала денежные средства за минусом вознаграждения. Она подтвердила, что налогоплательщик являлся клиентом фирмы, в которой она работала. При этом представителем налогоплательщика, который привозил документы и впоследствии забирал наличку, являлся И., являющийся заместителем директора налогоплательщика.
Из показаний Ч. также следовало, что без инициативы клиента договоры с номинальными фирмами заключить было невозможно. Следовательно, руководитель налогоплательщика, заключая сделки с такими контрагентами, действовал сознательно и с определенной целью, указала кассация (Ф06-31768/2018 от 21.05.2018).
(дело № А49-5717/2017)

Подача деклараций по общему режиму без заявления об уходе с УСН не помогла вычету

Компания занималась оптовой торговлей и организацией перевозок грузов. 4 июля 2014 года компания направила в инспекцию уведомление о переходе на УСН с объектом налогообложения «доходы» в отношении оптовой торговли. В отношении вида деятельности по перевозке компания применяет ЕНВД.
В ноябре 2016 года компания представила в инспекцию декларацию по НДС за 3 квартал, согласно которой НДС к уплате составил 32 тысячи рублей (исчисленный налог – 2121 тысяч рублей, вычеты – 2089 тысяч).
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, указав на неправомерную неуплату двух млн рублей налога, доначислила пени и штраф. Инспекция сослалась на отсутствие уведомления о переходе на общую систему налогообложения, указала, что компания плательщиком НДС не является, и на нее возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, отраженный в счете-фактуре, выставленном покупателю (пункт 5 статьи 175 НК).
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что возникновение на основании пункта 5 статьи 175 НК обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает статус налогоплательщика НДС, в том числе получает право на вычеты.
Суды отклонили довод налогоплательщика о фактическом ведении деятельности по общему режиму, предоставление деклараций по общей системе и уведомительный характер заявления о применении (отказе от применения) УСН. Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 80 НК налоговая не вправе отказать в принятии декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме.
Кассация (Ф06-30384/2018 от 17.05.2018) отметила: «действия налогового органа по приему у налогоплательщика представляемых им с октября 2015 года деклараций по общей системе налогообложения (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль) не изменяют действующего порядка перехода на иной режим налогообложения и не освобождают налогоплательщика от обязанности соблюдать такой порядок».
(дело № А72-11632/2017)

ПРОЧЕЕ

Неналоговые платежи (арендная плата, штрафы и т.д.), перечисленные в бюджет третьими лицами, подлежат возврату

Порядок уплаты третьими лицами неналоговых платежей в бюджет за лицо, обязанность которого состоит в уплате данных платежей, действующим законодательством не предусмотрена.
По мнению Минфина России, администратор доходов бюджета не вправе принимать к учету платежные документы от иных лиц и должен осуществить возврат данного платежа, как излишне (ошибочно) уплаченного в бюджет, плательщику (иному лицу) в порядке, установленном приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
(Письмо Минфина России от 21.05.2018 N 23-01-06/34205 «По вопросу о правомерности осуществления возвратов администраторами доходов бюджетов излишне или ошибочно уплаченных сумм неналоговых платежей плательщикам - третьим лицам»)
Если счет заблокирован налоговым органом, нельзя уплатить налог за иное лицо

Минфин указал, что приостановление налоговыми органами операций по счетам в банках означает прекращение всех расходных операций по таким счетам. Исключение составляют платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует уплате налогов, а также списания в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, взносов, пеней и штрафов в бюджет.
НК не предусмотрена возможность уплаты платежей, регулируемых НК, налогоплательщиком, операции по счету которого приостановлены на основании решения налогового органа, за иное лицо.
(Письмо Минфина России от 16.04.18 № 03-02-08/26061)

НДС при уступке прав требования рассчитывается с превышения суммы полученного банком дохода над размером денежного требования

По банковской гарантии кредитная организация по просьбе принципала принимает на себя обязательство уплатить третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму.
При передаче имущественных прав (уступке прав требования денежных средств, уплаченных бенефициару), НДС рассчитывается по правилам, установленным статьей 155 НК РФ.
Сообщается, что в случае если соглашением о выдаче банковской гарантии предусмотрено возмещение принципалом банку суммы денежных средств, уплаченных бенефициару, то при уступке банком прав требования денежных средств налоговая база по НДС определяется как сумма превышения полученного банком дохода при уступке права требования над размером денежного требования, права по которому уступлены.
Если же сумма полученного банком дохода не превышает размер денежного требования, права по которому уступлены, то налоговая база и сумма НДС равны нулю.
(Письмо ФНС России от 28.05.2018 N СД-4-3/10171@ «О направлении письма Минфина России от 15.05.2018 N 03-07-15/32532»)

Величина коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за апрель 2018 года определена в размере 12,5326

Коэффициент рассчитывался исходя из следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья в апреле 2018 года составил 69,10 долл. США за баррель;
  • среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода - 60,4623.
    (Письмо ФНС России от 16.05.2018 N СД-4-3/9271@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за апрель 2018 года»)

С 1 января 2018 года ИП, применяющие специальные налоговые режимы, документы, подтверждающие право на применение налоговой льготы по имуществу, не представляют

Это связано с тем, что Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, исключающие обязанность представления физлицами документов, подтверждающих их право на налоговые льготы по имущественным налогам.
Начиная с налогового периода 2018 года для предоставления льготы достаточно направления в налоговый орган соответствующего заявления, оформленного в установленном порядке.
(Письмо ФНС России от 22.05.2018 N БС-4-21/9663@ «О порядке освобождения от налогообложения имущества индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы»)

Имущество ИП, находящееся в ремонте, не означает, что оно не используется в предпринимательской деятельности

Применение ИП специальных режимов налогообложения (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН) предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности (за исключением объектов, включенных в перечень административно-деловых и торговых центров).
С учетом сложившейся судебной практики сообщается, что имущество может быть признано используемым в предпринимательской деятельности не только в случае и в период его фактического использования, но и в случае:

  • осуществления подготовительных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью (например, ремонт помещения);
  • если назначение объекта недвижимости исключает возможность его использования в личных, семейных и иных не связанных с предпринимательством целях.

(Письмо ФНС России от 26.04.2018 N БС-4-21/8106@ «О порядке освобождения индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, от налогообложения имущества, используемого для предпринимательской деятельности»)

ФНС России обновила контрольные соотношения показателей налоговой декларации по земельному налогу

Уточнение контрольных соотношений связано с внесением изменений приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ в форму налоговой декларации по земельному налогу.
В новой форме учтен установленный с 1 января 2018 года порядок исчисления земельного налога для случаев изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка.
(Письмо ФНС России от 07.05.2018 N БС-4-21/8648@ «О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по земельному налогу»)

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется за 2017 год в произвольной форме, а за 2018 год - по утвержденной форме

Для льготных категорий владельцев земельных участков предусмотрен налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м по одному земельному участку.
С уведомлением о выбранном участке, по которому применяется вычет, можно обратиться в налоговый орган до 1 ноября года, начиная с которого налоговый вычет применяется.
Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 26.03.2018 N ММВ-7-21/167@.
Для налогового периода 2017 года утвержденная форма уведомления может быть использована в качестве рекомендуемой и направлена в налоговый орган до 1 июля 2018 года.
Если уведомление не будет направлено, то вычет предоставляется автоматически в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога.
(Письмо ФНС России от 25.05.2018 N БС-3-21/3485@ «О рассмотрении обращения»)

Льгота по налогу на имущество в отношении магистральных трубопроводов и линий электропередачи применяется независимо от вида деятельности и статуса организации

Право на применение пониженных налоговых ставок, установленных пунктом 3 статьи 380 НК РФ, предусмотрено в отношении имущества, конкретизированного перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
Иных условий применения данной льготы, например, осуществление определенного вида экономической деятельности или статус организации, положениями НК РФ не предусмотрено.
(Письмо ФНС России от 16.05.2018 N БС-4-21/9256 «О применении пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации»)

ФНС России разъяснила полномочия представительных органов муниципальных образований по предоставлению налоговых вычетов по налогу на имущество физлиц

Представительным органам муниципальных образований (законодательным органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.
Так, например, предусматривается возможность увеличения размеров налоговых вычетов, установленных пунктами 3 - 6 статьи 403 НК РФ.
В отношении видов объектов налогообложения, не указанных в пунктах 3 - 6 статьи 403 НК РФ, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено установление налоговых вычетов.
Также не предоставлено право представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливать такие налоговые вычеты.
(Письмо ФНС России от 28.04.2018 N БС-4-21/8326@ «Об установлении налоговых вычетов по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, не указанных в пп. 3 - 6 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации»)

Определение налогового статуса физлица: свидетельство о регистрации по месту жительства в России не подтверждает фактическое время нахождения в нашей стране

Налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Данный период не прерывается при выезде лица за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.
Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные на работу за рубеж.
Фактическое нахождение иностранных лиц на территории России может быть подтверждено на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания данного лица в нашем государстве.
Свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, документы о регистрации по месту жительства (пребывания) подтверждают регистрацию физлица в России, но не являются документами, подтверждающими фактическое время нахождения в нашей стране.
Ответственность за правильность определения налогового статуса физлица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом.
(Письмо ФНС России от 22 мая 2018 г. № БС-4-11/9701@ «О налоговом статусе физических лиц»)

ФНС России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся взыскания задолженности по страховым взносам за счет имущества плательщика

Исполнение в принудительном порядке обязанности по уплате страховых взносов может осуществляться путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика, а в случае их отсутствия (недостаточности) или отсутствия информации о счетах в банках, - за счет иного имущества плательщика страховых взносов.
ФНС России сообщает, что при отсутствии информации о расчетных счетах у плательщика страховых взносов не требуется представления в налоговые органы ранее принятого территориальными органами ПФР решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах плательщика.
Кроме того, не требуется направления иных документов, подтверждающих принятие мер взыскания такой задолженности, если:
представлен оригинал вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности, который может быть предъявлен к исполнению;
или подтвержден факт нахождения такого судебного акта на исполнении в территориальных органах ФССП России.
(Письмо ФНС России от 19.04.2018 N КЧ-4-8/7497@ «По вопросу направления территориальными органами ПФР документов, подтверждающих принятие мер взыскания задолженности по страховым взносам»)

С 27 мая 2018 года вступили в силу уточнения, касающиеся требований к составлению бухгалтерской отчетности

Речь идет об изменениях, внесенных в приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Сообщается, в частности, что в целях исключения несогласованности требований данного приказа и отдельных отраслевых стандартов бухгалтерского учета установлено ограничение сферы его применения.
Так, например:

  • формы бухгалтерской отчетности, установленные Приказом N 66н, применяются, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета;
  • действие данного приказа не распространяется на организации госсектора.

Помимо этого сообщается об уточнениях, внесенных в форму Отчета о целевом использовании средств.
(Информационное сообщение Минфина России от 28.05.2018 N ИС-учет-11 «Об изменениях, внесенных Приказом Минфина России от 06.03.2018 N 41н»)

Можно ли заменить «пустой» статотчет на письмо, подскажут указания по заполнению формы

Росстат напомнил, что в январе уже разъяснял, как сдавать статотчетность в случае отсутствия показателей или деятельности в отчетном периоде.
Постановлением правительства от 18.08.2008 N 620 закреплено предоставление первичных статистических данных по утвержденным формам в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В указаниях по заполнению статформ, которые являются их неотъемлемой частью, как правило, приводится порядок предоставления (или порядок непредоставления) отчета в случае отсутствия соответствующих явлений в деятельности юрлица, в том числе о возможности представления незаполненного отчета либо официального письма в орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде.
Мосгорстат обратился с просьбой к респондентам не заменять «пустой» отчет на информационные письма.
Вместе с тем, действия респондентов при направлении отчета с нулевыми показателями или информационного письма об отсутствии показателей в адрес органа Росстата законны, и респондент не может быть привлечен к административной ответственности, указал Росстат.
(Письмо Росстата от 17.05.2018 N 04-04-4/48-СМИ)