Мониторинг изменений за период 29.01.18 - 4.02.18
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- СТАТИСТИКА
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ
- СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
- ПРОЧЕЕ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В новой редакции изложена форма сведений о доходах физических лиц «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ)
В частности, в раздел 1 справки «Данные о налоговом агенте» включены поля «Форма реорганизации (ликвидации) (код)» и «ИНН/КПП реорганизованной организации»; из раздела 2 справки «Данные о физическом лице - получателе дохода» исключены сведения, касающиеся его места жительства, включая почтовый индекс, а также код страны проживания и адрес.
Соответствующие изменения внесены также в порядок ее заполнения (в числе прочего, включено приложение «Коды форм реорганизации (ликвидации) организации» и формат представления в электронном виде.
Настоящий приказ вступает в силу начиная с представления сведений о доходах физических лиц за налоговый период 2017 года.
(Приказ ФНС России от 17.01.2018 N ММВ-7-11/19@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@», зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2018 N 49816)
Минэкономразвития России утвердило коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на I квартал 2018 года
Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:
на антрацит - 0,977;
на уголь коксующийся - 1,142;
на уголь бурый - 1,016;
на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,070.
Коэффициенты-дефляторы ежеквартально устанавливаются по каждому виду угля с учетом изменения цен на уголь в Российской Федерации.
(Приказ Минэкономразвития России от 22.01.2018 N 18 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля», зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2018 N 49814)
Внесены уточнения в методические рекомендации по ведению ФНС России информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам
В частности:
установлено, что заявки, оформленные на основании решения органов ПФ РФ, ФСС РФ о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, подлежат направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством РФ в течение трех дней с момента получения соответствующего решения фонда;
в случае поступления заявления налогоплательщика (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) о зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в налоговый орган не по месту его учета налоговым органом выносится решение об отказе в осуществлении такого зачета (возврата) с сообщением налогоплательщику о принятом решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия решения;
сообщение о факте излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (направляется по форме согласно приложению N 2 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@), сообщение о принятом решении о зачете (возврате, об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (направляется по форме согласно приложению N 4 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@), решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (приложение N 5 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@), решение об отмене решения о возврате (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащей возмещению (приложение N 6 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@), сообщение об отмене решения о возврате (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащей возмещению (направляется по форме согласно приложению N 7 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@) решение об отмене решения о возврате (полностью или частично) суммы акциза, заявленной к возмещению, и (или) решения о зачете суммы акциза, заявленной к возмещению, в части суммы акциза, не подлежащей возмещению (приложение N 10 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@), сообщение об отмене решения о возврате (полностью или частично) суммы акциза, заявленной к возмещению, и (или) решения о зачете суммы акциза, заявленной к возмещению, в части суммы акциза, не подлежащей возмещению (направляется по форме согласно Приложению N 11 к приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@), могут быть переданы руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. В случае если лицо уклоняется от получения сообщения, оно направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления сообщения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи оно считается полученным с даты формирования протокола о доставке. В случае направления сообщения через личный кабинет налогоплательщика датой получения сообщения налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения сообщений в личном кабинете налогоплательщика;
приложение N 11 дополнено разделом VI «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды до 01.01.2017 по решениям ПФР и ФСС России».
(Приказ ФНС России от 25.01.2018 N ММВ-7-8/43@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам»)
С 1 января 2019 года утрачивает силу «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования кредитными организациями»
Положение Банка России от 28 декабря 2015 года N 525-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования кредитными организациями» утрачивает силу в связи с утверждением Банком России 21.11.2017 нового Положения N 617-П, регламентирующего порядок отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями хеджирования, которое в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Указание Банка России от 21.11.2017 N 4614-У «О признании утратившим силу Положения Банка России от 28 декабря 2015 года N 525-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования кредитными организациями», зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2018 N 49709)
ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Уточнен порядок предоставления ФСС РФ госуслуги по назначению единовременной и ежемесячной страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Определено, в частности, что для предоставления госуслуги при отсутствии справки о среднем месячном заработке застрахованного необходимы сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, или по желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания - за последний календарный год работы, повлекшей такое заболевание, которые предоставляются территориальным органом ПФР.
Заявителю в качестве результата предоставления госуслуги обеспечивается по его выбору возможность получения как электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписи, так и документа на бумажном носителе.
Определено также, что территориальные органы ФСС РФ не вправе требовать от заявителя:
повторного предоставления заявления и документов, необходимых для предоставления госуслуги, на бумажном носителе в случае их направления в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью заявителя;
при осуществлении записи на прием с портала госуслуг совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации и указания цели приема.
Территориальные органы ФСС РФ также не вправе:
отказывать в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления госуслуги, в случае, если они поданы с соблюдением сроков и порядка, информация о которых размещена на портале госуслуг;
отказывать в предоставлении госуслуги в случае, если заявление и документы, необходимые для ее предоставления, поданы с соблюдением сроков и порядка, информация о которых размещена на портале госуслуг.
Кроме того, обновлена контактная информация территориальных органов ФСС РФ.
(Приказ Минтруда России от 22.11.2017 N 798н «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 577н», зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2018 N 49819)
СТАТИСТИКА
Росстатом утверждены новые указания по заполнению статистической формы N ПМ, по которой подаются сведения об основных показателях деятельности малого предприятия
Указанную форму предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями в соответствии с законом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ.
Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности. Данные предприятия предоставляют форму на общих основаниях.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также микропредприятия данную форму не предоставляют.
В форму включаются сведения в целом по юридическому лицу, то есть с учетом данных по всем филиалам и структурным подразделениям данного малого предприятия независимо от их местонахождения.
Признан утратившим силу Приказ Росстата от 25.01.2017 N 37, которым были утверждены ранее действовавшие указания по заполнению данной формы.
(Приказ Росстата от 19.01.2018 N 20 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»)
Росстатом утверждены обновленные статистические формы N 2-соцподдержка и N 1-СК, по которым подаются сведения о средствах на реализацию мер соцподдержки и о деятельности страховщика
Новая полугодовая форма N 2-соцподдержка действует с отчета за январь - декабрь 2017 года и предоставляется территориальному органу Росстата в субъекте РФ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Сроки предоставления: I полугодие - 15-й день после отчетного периода; год - 12 февраля.
Квартальная форма N 1-СК действует с отчета за январь - март 2018 года и предоставляется юридическими лицами, осуществляющими страховую деятельность в территориальный орган Росстата в субъекте РФ. Сроки предоставления: на 35-й день после отчетного периода; за январь - декабрь - 10 апреля.
(Приказ Росстата от 23.01.2018 N 23 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за государственными финансами и деятельностью страховщика»)
Росстатом утверждены положения по проведению в 2018 году федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников в организациях социальной сферы и науки
Задачей проведения такого наблюдения является формирование официальной статистической информации о численности и уровне средней заработной платы определенных категорий работников.
Наблюдение проводится в 2018 году - за январь, январь - февраль, январь - март, январь - июнь, январь - сентябрь и январь - декабрь.
Наблюдению подлежат юридические лица (и их обособленные подразделения) государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и науки (по определенному перечню видов экономической деятельности).
Сбор первичных статистических данных при проведении наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами посредством:
заполнения бланков форм федерального статистического наблюдения, утвержденных Росстатом;
заполнения XML-шаблонов, размещенных на сайте Росстата;
передачи данных через спецоператоров (клиент web-сбора);
выгрузки данных из комплекса 1С-предприятие.
Признан утратившим силу Приказ Росстата от 12.03.2014 N 171 «О методологических и организационных положениях по проведению федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
(Приказ Росстата от 24.01.2018 N 29 «О методологических и организационных положениях по проведению федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки в 2018 году»)
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Президент внес в Госдуму законопроект о повышении МРОТ с 1 мая 2018 года
Президент РФ внес в Госдуму законопроект № 374313-7 о внесении изменения в статью 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Предложено установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц. Это составляет 100% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года.
Напомним, что федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ с 1 января 2018 года МРОТ установлен в сумме 9489 рублей в месяц, что составляет 85% от прожиточного минимума за II квартал 2017 года. Кроме того, законом 421-ФЗ введен механизм ежегодного установления МРОТ в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года.
За II квартал 2017 года указанная величина определена в размере 11163 рубля.
Разработан порядок признания долгов по страховым взносам безнадежными к взысканию территориальными органами ФСС России
ФСС России подготовил соответствующий проект приказа. Документ вынесен на независимую антикоррупционную экспертизу.
Так, определены правила признания территориальными органами ФСС России безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, и их списания.
В качестве оснований для признания безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам указываются:
истечение до 1 января 2017 года срока их взыскания;
отсутствие акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность их взыскания в связи с истечением срока взыскания, в т.ч. определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
При наличии указанных оснований для признания сумм недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и для их списания территориальные органы ФСС России должны оформить справку о суммах недоимки и задолженности по каждому плательщику страховых взносов.
Экспертиза проекта продлится до 12 февраля.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Счет в проблемном банке был единственным: суды решили считать налог уплаченным
11 декабря 2016 года компания направила в банк платежные поручения по уплате НДФЛ. Денежные средства были списаны со счета компании, но в бюджет не поступили. ИФНС не признала обязанность по перечислению налога исполненной. Затем у банка была отозвана лицензия. Инспекция ссылается на недобросовестность компании, поскольку спорное платежное поручение направлено при наличии с 7 по 12 декабря зависших платежей.
Суды трех инстанций отменили решение налоговой, установив наличие на расчетном счете компании достаточного количества денег и наличие у компании как налогового агента обязанности по перечислению налога. Из представленной инспекцией банковской выписки не следует, что платежные поручения с 7 по 12 декабря не исполнены. Их исполнение банком подтверждено СМС-сообщениями.
Суды (постановление кассации Ф06-28363/2017 от 17.01.2018) учли, что на момент направления поручения у компании был открыт один единственный расчетный счет, по которому проходили все расчеты как с контрагентами, так и с бюджетом. Счет в другом банке был открыт только 14 декабря.
Доказательств осведомленности компании о нестабильном положении банка инспекцией не представлено, как и не доказана возможность исполнения обязанности по перечислению НДФЛ иным способом. При этом непоступление в бюджет уплаченных налогов по причине отзыва у банка лицензии не должно влиять на признание исполненной обязанности по уплате этих платежей, пояснили суды.
(дело № А65-13747/2017)
Суды: уставный капитал в 1 млн рублей опровергает номинальность контрагента
ООО «Е» (заказчик) и ООО «С» (подрядчик) заключили договор строительного подряда, в рамках которого ООО «Е» заявило НДС к вычету.
По результатам выездной проверки за 2012-2014 годы ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, отказав в вычетах по сделкам с ООО «С». Инспекция ссылается на номинальность контрагента, поскольку у него отсутствуют необходимые ресурсы, декларации представляются с минимальными суммами налогов к уплате, контрагент отсутствует по месту регистрации. Налоговая указывает на непроявление ООО «Е» должной осмотрительности при заключении сделок с контрагентом.
Суды трех инстанций с решением налоговой не согласились, установив соответствие документов по сделке, в том числе счетов-фактур, необходимым требованиям. Контрагент зарегистрирован в 2008 году с уставным капиталом в 1 млн рублей и работал с налогоплательщиком с 2010 года в рамках выполнения строительных и ремонтных работ. Наличие уставного капитала в 1 млн рублей, по мнению судов, не свидетельствует о номинальности контрагента.
В качестве доказательств реальности сделки суды учли представленные налогоплательщиком документы: проекты, акты-допуски передачи территории для производства работ, наряды-допуски, список работников, занимавшихся поиском судподрядчиков и ответственных за контроль работ. Эти документы не были учтены налоговой. Наличие у контрагента работников в 2012 году подтверждено сведениями персучета. При выборе контрагента в 2010 году налогоплательщиком были запрошены копии учредительных, регистрационных, технологических, налоговых, бухгалтерских документов, сведения о юридическом адресе. Пакет документов состоял из 64 листов.
К тому же, доля контрагента в расходах налогоплательщика составляла лишь 2,8%, следовательно, сделки не являлись значительными для ООО «Е» (постановление кассации Ф09-8684/2017 от 17.01.2018).
(дело № А60-13439/2017)
Клининговая фирма находится в другом регионе – суды против вычета НДС по уборке
ООО «Б», занимавшееся выращиванием птицы, заключило договор по уборке производственных помещений с ООО «А» и заявило вычет НДС в декларации.
По результатам выездной проверки ИФНС в вычете отказала, установив отсутствие компании по адресу регистрации (там расположен многоэтажный жилой дом) и высокий удельный вес налоговых вычетов. По требованию инспекции не представлены ни акты приема с приложением дефектных ведомостей, ни журналы регистрации уборки помещений, мойки и дезинфекции оборудования. Компания пояснила, что они не составлялись. Документы, подтверждающие допуск работников контрагента на объекты, выписки из журнала регистрации проведения инструктажа по технике безопасности также отсутствуют. Налоговая решила, что компанией не доказано выполнение работ по уборке помещений силами контрагента.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив наличие у налогоплательщика работников, в должностные обязанности которых входит уборка помещений.
Представитель контрагента пояснил, что трудовые договоры с работниками не заключались, и они самостоятельно добирались до объекта за свой счет на собственном транспорте. Однако названные им работники, якобы привлеченные для уборки, в ходе допросов сделку не подтвердили, местонахождение цехов по выращиванию птицы им не известно, уборку и дезинфекцию объектов налогоплательщика не производили. При этом они работают в компании, которая является основным покупателем продукции ООО «Б» и проживают на территории другого субъекта РФ. Контрагент никакие транспортные, командировочные расходы не нес и обособленных подразделений по месту нахождения ООО «Б» не имеет.
Таким образом, налогоплательщик конкретных сведений об обстоятельствах заключения и исполнения спорных сделок не представил, выбор данного контрагента, находящегося в другом регионе, не обосновал. Кассация (Ф08-10927/2017 от 19.01.2018) указала на недобросовестность налогоплательщика, претендующего на получение налоговой выгоды.
(дело № А53-7426/2017)
ВС против учета курсовых разниц по золоту на обезличенном металлическом счете
В 2012-2013 годах компания производила переоценку золота по обезличенному металлическому счету по рыночному курсу стоимости золота и учла курсовую разницу во внереализационных доходах (расходах).
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав, что результаты такой переоценки не учитываются при исчислении налога на прибыль.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на подпункт 11 пункта 2 статьи 250 и подпункт 5 пункта 1 статьи 265 НК. Внереализационными доходами (расходами) признаются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы от переоценки валютных ценностей и требований (обязательств) в иностранной валюте, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ.
В определении судьи ВС (303-КГ17-9519 от 07.11.2017) указано: «драгоценные металлы, находящиеся на обезличенном металлическом счете, не относятся к валютным ценностям и не являются требованием (обязательством) налогоплательщика, следовательно, у заявителя не возникло доходов (расходов) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы». Компании отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
Дело приведено в обзоре ФНС от 23 января 2018 года по правовым позициям КС и ВС, принятым в 4 квартале 2017 года по вопросам налогообложения.
Напомним, что федзаконом от 28 ноября 2015 года N 328-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2016 года, внесены поправки в главу 25 НК о том, что на последнее число текущего месяца наравне с курсовыми разницами признаются внереализационные доходы и расходы в виде переоценки требований (обязательств), выраженных в драгметаллах, проводимой в порядке, установленном ЦБ.
(дело № А24-925/2016)
ВС не помог вернуть деньги ИП, по незнанию уплатившему два налога с одной сделки
В 2005 году ИП, применявший УСН с объектом «доходы», приобрел акции ОАО. В 2011 году он продал их. Денежные средства на счет предпринимателя поступили в январе 2011 года. Считая, что доход от продажи акций подлежит обложению по УСН, предприниматель в апреле 2011 года перечислил налог в бюджет.
Однако налог не был отражен в декларации по УСН. Вместо этого сделка указана в 3-НДФЛ за 2011 год, поскольку, проанализировав письма Минфина, ИП решил, что с полученного дохода должен исчислить НДФЛ, который был затем уплачен в бюджет в апреле 2012 года. Таким образом, имело место двойное налогообложение.
В декабре 2014 года ИП обратился в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по УСН или НДФЛ, поскольку ИП окончательно не знал, какой реально налог он должен был уплатить с дохода от продажи акций. В возврате налога было отказано со ссылкой на пропуск трехлетнего срока для обращения с таким заявлением.
Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд разъяснили, что деятельность предпринимателя не была связана с куплей-продажей ценных бумаг, поэтому с дохода от продажи акций он должен исчислить НДФЛ. Суды признали законным решение налоговой, указав, что в налоговые органы за разъяснениями налогоплательщик не обращался. Срок на возврат налога по УСН предпринимателем пропущен. Учитывая, что в декларации по УСН за 2011 год сумма налога не отражена, оснований к определению начала течения срока с подачи декларации за 2011 год (в 2012 году) не имеется.
Судья ВС (306-КГ17-20329 от 15.01.2018) оставил в силе решение судов, указав, что о наличии переплаты по УСН предприниматель должен был знать с момента уплаты налога в апреле 2011 года, и с заявлением о возврате он обратился с пропуском трехлетнего срока. Предпринимателю отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
(дело № А57-23937/2016)
Реорганизация перед переходом на УСН не помогла избежать восстановления НДС
20 ноября 2013 года ООО «М», применявшее общий режим налогообложения, реорганизовано в форме присоединения к ООО «А», применявшему УСН. Правопреемнику было передано имущество. В феврале 2014 года ООО «А» представило за правопредшественника декларацию по НДС за 4 квартал 2013 года с вычетами по счетам-фактурам подрядчиков, проводивших ремонт имущества.
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав ООО «А» на необходимость восстановления налога, поскольку имущество не будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС.
К тому же, установлена взаимозависимость фирм, а значит, умысел в их объединении. Участниками учредителя ООО «М» являются взаимозависимые лица – муж, жена, дочь и сын. При этом директором ООО «А» является жена, участниками – жена и дочь. Компании находятся по одному и тому же адресу, обслуживаются в одном и том же банке.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на положения подпункта 2 пункта 3 статьи 170, пункта 2 статьи 346.11 НК. При переходе налогоплательщика на спецрежимы суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
НК не освобождает фирму от восстановления НДС при переходе на УСН, если перед ним юрлицо провело реорганизацию. В противном случае, в целях избежания восстановления НДС при переходе на УСН налогоплательщику достаточно было бы провести реорганизацию путем преобразования.
Суды также учли, что переданное имущество осталось во владении одних и тех же лиц. Судья ВС (305-КГ16-7109 от 09.10.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
Дело приведено в обзоре правовых позиций ВС и КС за 4 квартал 2017 года, который ФНС составила 23 января 2017 года.
(дело № А40-61102/2015)
ВС против льготной ставки земельного налога с дачных участков, купленных для продажи
ИП скупал земельные участки для продажи их физлицам. В 2014 году в его собственности находились 137 участков. В декларации по земельному налогу он применил пониженную налоговую ставку – 0,3%.
По результатам камеральной проверки ИФНС установила, что земли сельхозназначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства» приобретались не для использования под дачи, а в коммерческих целях. Инспекция указала на неправомерность применения ставки 0,3%, доначислила налог, исходя из ставки 1,5%, пени и штраф.
Предприниматель считает, что пониженная ставка применяется ко всем землям сельхозназначения, используемым для сельскохозпроизводства. Ставка налога не зависит от целей и видов деятельности, как то коммерческая или предпринимательская деятельность, считает ИП.
Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд признали законным решение инспекции, разъяснив, что пониженная ставка налога устанавливается для некоммерческих организаций и физлиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства. Отсутствие ограничения на продажу участков под дачи не дает право лицам, занимающимся их перепродажей, на применение пониженной ставки земельного налога. Таким образом, ИП, целью которого является извлечение прибыли, права на льготу не имеет, указали суды.
Судья ВС (305-КГ17-20424 от 15.01.2018) отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
(дело № А41-90821/2016)
ВС: пособия при выходе на пенсию, выплаченные по колдоговору, взносами не облагаются
На основании колдоговора компания выплачивала выходные пособия работникам, увольняющимся в связи с выходом на пенсию. С пособий взносы не исчислялись.
По результатам выездной проверки ФСС доначислил взносы, пени и штраф, полагая, что поощрения за добросовестный труд напрямую зависят от выполнения трудовых обязанностей, являются стимулирующими, зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы.
Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав на положения колдоговора, согласно которым выплаты при увольнении в связи с выходом на пенсию носят социальный характер, не являются оплатой за труд, не влияют на достижение положительного результата труда, они не зависят от трудовых успехов работника и не носят систематический характер. Доказательств обратного фондом не представлено. Суды признали выплату социальной и не подлежащей обложению взносами.
Судья ВС (303-КГ17-20493 от 16.01.2018) отказал фонду в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
(дело № А73-12960/2016)
Суды не против анализа налоговых деклараций в целях проверки исчисления взносов
IT-компания применяла пониженные тарифы страховых взносов. По результатам выездной проверки ФСС, изучив налоговые декларации фирмы (по НДС, по налогу на прибыль), установил, что основной доход компания получала не от реализации собственного ПО, а от перепродажи приобретенного ПО, в отношении которого страхователь не является автором (правообладателем исключительного права).
Компания обратилась в суд, поясняя, что занималась разработкой, адаптацией, модификацией программ для ЭВМ, баз данных и передавала права на программное обеспечение своему заказчику. Работа компании заключалась в создании информационных систем, что подтверждается техническими заданиями, приказами о создании рабочих групп, протоколами или письмами согласования сроков работ – именно эти документы подтверждают сущность работ. Налоговые декларации, по мнению истца, не могут опровергнуть право на пониженный тариф. Они составляются по правилам НК и не отражают сущность, содержание и экономический смысл сделок. Фактически компания не перепродавала покупное ПО, а использовала его для разработки, внедрения, модификации и сопровождения автоматизированных систем.
Однако суды трех инстанций признали законным решение ФСС, установив, что в рамках лицензионных договоров компания передавала права на приобретенные программные продукты, оформляя с покупателями сублицензионные договоры, договоры поставки, купли-продажи экземпляров ПО. При этом доходы от «реализации ПО с технической поддержкой» в 2013 году составляли около 74%, в 2014 – 83%, в 2015 – 62%. Таким образом, перепродажа - основная деятельность фирмы, не дающая право на пониженный тариф. Чтобы истец мог иметь такое право, доходы от продажи самостоятельно разработанных программ должны были составлять не менее 90% в сумме всех доходов компании.
Судья ВС (309-КГ17-20243 от 15.01.2018) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
(дело № А50-23100/2016)
ПРОЧЕЕ
Заплатить налоги за компанию можно только в безналичной форме
Уплата налогов физическим лицом за юридическое должна осуществляться только в безналичной форме. Налоговое ведомство отмечает, что статья 45 НК РФ допускает уплату налога за налогоплательщика иным лицом.
Так, юридические лица могут перечислять налоги со своего счета за другие организации, а руководители вправе погашать налоговые обязательства компании за счет своих средств.
Данная норма применяется в отношении сборов, пеней, штрафов, страховых взносов и распространяется на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
При этом при уплате налогов иным лицом и оформлении платежных документов в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП лица, за которое уплачивается налог. Так, при уплате налога за организацию указываются ИНН и КПП этой компании.
Вместе с тем, законом о банковской деятельности (от 02.12.1990 N 395-1) установлено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц.
Соответственно, перечисление денежных средств физическим лицом за компанию должно осуществляться только в безналичной денежной форме.
(Письмо ФНС России от 25.01.2018 N ЗН-3-22/478@)
Торговля в рамках ЕАЭС: нюансы уплаты НДС
Рассмотрена следующая ситуация. Продавец намерен заключить договоры с резидентами Эстонской Республики и Кыргызской Республики о поставке товаров. Последняя будет производиться грузополучателю - юрлицу, зарегистрированному в Республике Беларусь. Предполагается, что поставка товара будет совершаться во исполнение договоров заключенных резидентами Эстонской Республики и Республики Кыргызстан с белорусским покупателем.
Указано, что белорусский грузополучатель, являющийся собственником товара, приобретенного одновременно на основании договора с резидентом Эстонской Республики или Республики Кыргызстан и импортируемого с территории России на территорию Республики Беларусь, обязан исчислить и уплатить косвенные налоги, а также заполнить и предоставить в налоговый орган одновременно с декларацией документы, в т. ч. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и информационное сообщение.
В разделе 1 заявления в строке 01 указывается наименование организации Эстонской Республики (Кыргызской Республики), в строке 02 - наименование организации Республики Беларусь, в строке 05 - реквизиты договора, заключенного между организациями Эстонской Республики (Кыргызской Республики) и Республики Беларусь.
В разделе 3 Заявления в строке 08 указывается наименование российского налогоплательщика, в строке 09 - наименование организации Эстонской Республики (Кыргызской Республики), в строке 12 - реквизиты договора, заключенного между российским налогоплательщиком и организацией Эстонской Республики (Кыргызской Республики).
(Письмо ФНС России от 23 января 2018 г. № СД-4-3/1068@ «О налоге на добавленную стоимость»)
ФНС России сообщила коды видов подакцизных товаров в отношении автомобилей легковых
В отношении легковых автомобилей с 01.01.2018 установлены новые ставки акцизов в зависимости от мощности двигателя.
До внесения изменений в приказы ФНС России, которым утверждены формы налоговых деклараций по акцизам, рекомендуется при их заполнении применять следующие коды видов подакцизных товаров:
531 - в отношении автомобилей с мощностью свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 147 кВт (200 л. с.) включительно;
533 - в отношении автомобилей с мощностью свыше 147 кВт (200 л. с.) и до 220 кВт (300 л. с.) включительно;
534 - в отношении автомобилей с мощностью свыше 220 кВт (300 л. с.) и до 294 кВт (400 л. с.) включительно;
535 - в отношении автомобилей с мощностью свыше 294 кВт (400 л. с.) и до 367 кВт (500 л. с.) включительно;
536 - в отношении автомобилей легковых с мощностью свыше 367 кВт (500 л. с.).
(Письмо ФНС России от 23.01.2018 N СД-4-3/1012@ «О новых кодах видов подакцизных товаров»)
Разъяснены особенности регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес
Сообщается, что в настоящее время разрабатывается соответствующий проект приказа ФНС России «Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес».
До вступления в силу указанного приказа, для обеспечения возможности регистрации таких объектов налогообложения налогом на игорный бизнес как процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора и (или) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы, ФНС России сообщает о необходимости руководствоваться действующими формами с учетом следующих особенностей: при заполнении поля «Код вида объекта налогообложения» в Листе В «Сведения об объектах налогообложения: процессинговый центр тотализатора (букмекерской конторы), пункт приема ставок тотализатора (букмекерской конторы)» Заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (КНД 1110008) указывается код: «05» - процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора; «06» - процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы.
Аналогичный порядок заполнения следует применять при заполнении Заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (КНД 1110007).
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 354-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») налоговые органы в течение пяти дней с даты получения от налогоплательщика заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) при условии его надлежащего оформления выдают свидетельство или вносят изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Форма свидетельства, утвержденная Приказом Минфина России от 22.12.2011 N 184н «Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес», не предусматривает отражение объектов налогообложения налогом на игорный бизнес: процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора, процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы.
В этой связи ФНС России направляет для использования в работе рекомендуемую форму свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (приложение к настоящему Письму).
Налоговым органам до внесения изменений в программное обеспечение при осуществлении регистрационных действий в отношении таких объектов, как процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора и процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы надлежит обеспечить выдачу свидетельства по рекомендуемой форме в сроки, установленные пунктом 6 статьи 366 НК РФ, а также обеспечить учет выданных свидетельств.
(Письмо ФНС России от 26.12.2017 N СД-4-3/26437@ «О налоге на игорный бизнес»)
Минфин рассказал, какие налоги должен заплатить ИП на ЕНВД при продаже транспорта
Эксперты Минфина уточнили, какие налоги должен заплатить ИП при продаже транспорта, если он оказывает автотранспортные услуги и применяет ЕНВД.
Напомним, по нормам статьи 346.26 НК РФ, система ЕНВД может применяться организациями и ИП в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, при условии наличия не более 20 транспортных средств.
Вместе с тем, деятельность по продаже автотранспортных средств не подпадает под ЕНВД.
Таким образом, с дохода от реализации автотранспортного средства ИП должен уплатить НДФЛ.
(Письмо Минфина России 19.01.2018 N 03-11-11/2453)
ФНС России подготовлен план мероприятий и информационные материалы для проведения налоговой компании по налогообложению имущества физлиц в 2018 году
Физические лица - владельцы налогооблагаемого имущества должны быть проинформированы об установленных налоговых льготах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на налоговый период 2017 года, а также об изменениях в применении налоговых льгот для налоговых периодов 2017 и 2018 годов.
В целях проведения информационной компании разработаны:
типовой план проведения информационной кампании;
типовое (рекомендуемое) информационное сообщение, используемое при проведении информационной кампании;
примерный информационный материал «Основные изменения (федеральный уровень) по вопросам налогообложения имущества физических лиц, применяющиеся для налоговых периодов 2017 и 2018 гг.»;
форма отчета о результатах информационной кампании.
(Письмо ФНС России от 10.01.2018 N БС-4-21/64@ «О проведении в 2018 году публичной информационной кампании по информированию о налоговых льготах при налогообложении имущества физических лиц»)
ФНС России информирует о позиции судебных инстанций по вопросу исчисления налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства из земель с/х назначения, принадлежащих индивидуальному предпринимателю
В письме приводятся копии судебных постановлений по делу N А41-90821/2016, включая Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 305-КГ17-20424.
ФНС России отдельно обращает внимание на следующие обстоятельства, использованные налоговыми органами и судебными инстанциями для вывода о применении налоговой ставки в отношении земельных участков в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости:
наличие множественности участков, принадлежащих одному лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в т.ч. создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), наличие фактов дальнейшей реализации участков, т.е. их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
(Письмо ФНС России от 26.01.2018 N БС-4-21/1390@ «О налоговой ставке в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям»)
При реструктуризации ипотечного кредита путем перевода из иностранной валюты в рубли по более низкому курсу обязанность уплатить НДФЛ не возникает
Сообщается, что при соблюдении условий, установленных пунктом 65 статьи 217 НК РФ, доходы в виде суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды при частичном прекращении обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу) освобождаются от налогообложения на основании указанной нормы.
(Письмо ФНС России от 23.01.2018 N ГД-4-11/1049@ «О применении положений пункта 65 статьи 217 Налогового кодекса РФ в случае реструктуризации ипотечного жилищного кредита, проводимой кредитной организацией не в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков»)
По состоянию на 1 января 2018 года Россия имеет договоры об избежании двойного налогообложения с 83 странами
Минфином России составлен список таких стран, с указанием даты подписания договора, даты его вступления в силу, а также даты, с которой договор применяется.
Нововведением, действующим с 1 января 2018 года, является применение договора об избежании двойного налогообложения с Бразилией, подписанного 22 ноября 2004 года.
(«Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих на 01.01.2018»)
Минфин России разъяснил, когда можно не применять отдельную автоматизированную систему для бланков строгой отчетности
Минфин Росси дал разъяснения по вопросам использования контрольно-кассовой техники (далее – ККТ). Они касаются, в частности, применения автоматизированной системы для бланков строгой отчетности, а также правил предоставления ИП, применяющим отдельные спецрежимы, налоговых вычетов на сумму расходов по приобретению ККТ.
Так, в недавнем письме отмечается, что если в ККТ предусмотрена функция формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях, то применение отдельной автоматизированной системы для бланков строгой отчетности не обязательно.
К такому выводу финансисты пришли, проанализировав соответствующие нормы Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон № 54-ФЗ). Согласно ст. 1.1 указанного закона автоматизированная система для бланков строгой отчетности – это ККТ, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.
В свою очередь, бланком строгой отчетности считается соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. Он содержит сведения о расчете и подтверждает факт его осуществления.
(Письмо Минфина России от 26 декабря 2017 г. № 03-01-15/87057)
Росстат напоминает, что письма об отсутствии показателей респондентам нужно отправлять каждый раз, когда наступает срок сдачи отчетности
Непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке является нарушением порядка и влечет за собой административную ответственность.
Кроме того, сообщается, что перечень форм федерального статистического наблюдения, подлежащих предоставлению респондентами, размещается в информационно-поисковой системе на портале statreg.gks.ru. Данный сервис актуализируется ежемесячно с учетом периодичности форм статистической отчетности (месячная, квартальная, полугодовая, годовая).
Респондент может направить письмо в соответствующий территориальный орган Росстата для уточнения перечня статистической отчетности, которую он должен предоставить. При направлении информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, или по адресу, указанному в письменном обращении респондента.
(Письмо Росстата от 22.01.2018 N 04-4-04-4/6-сми «О статистической отчетности»)
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.