Мониторинг изменений за период 7.05.18 - 13.05.18
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Расширен перечень субъектов РФ, в которых в 2018 году будет осуществляться реализация пилотного проекта по внедрению системы «tax free»
Согласно настоящему постановлению реализация пилотного проекта по компенсации гражданам иностранных государств суммы НДС при вывозе товаров за пределы ЕАЭС осуществляется не только на территории Краснодарского края, Московской области, Москвы и Санкт-Петербурга, но и на территориях Республики Мордовия, Республики Татарстан, Волгоградской области, Калининградской области, Нижегородской области, Ростовской области, Самарской области, Свердловской области.
Также установлено, что одним из критериев, которым должна соответствовать организация розничной торговли, желающая участвовать в пилотном проекте, является отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, подтвержденное справкой налогового органа, выданной на любую дату в пределах 30 календарных дней до дня подачи в Минпромторг России заявления о включении в перечень таких организаций.
В приложении приводится перечень мест, где такие организации должны размещаться (составлен перечень адресов их размещения на территориях указанных выше субъектов РФ).
(Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 N 557 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 105»)
Уточнен перечень море- и рыбопродуктов, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации и ввозе
В утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, включены следующие позиции:
- «03.11.63.120 Водоросли бурые»;
- «03.21.43.000 Водоросли морские, являющиеся продукцией рыбоводства
- 03.21.44 Моллюски и водные беспозвоночные прочие живые, свежие или охлажденные, являющиеся продукцией рыбоводства».
Кроме того, перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ, утвержденный указанным Постановлением, дополнен позицией следующего содержания:
«Морские и прочие водоросли, пригодные для употребления в пищу 1212 21 000 0».
(Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 N 552 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908»)
Уточнены требования к банкам в целях принятия их банковских гарантий налоговыми органами для обеспечения уплаты налогов
Скорректированы критерии определения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий в зависимости от участия банка в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, нахождения под прямым или косвенным контролем Банка России, наличия определенного уровня кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале для РФ АО «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство» или АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Исключен критерий определения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий в зависимости от величины собственных средств (капитала) банка.
Напомним, что в силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и пеней.
(Постановление Правительства РФ от 03.05.2018 N 539 «О внесении изменения в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. N 874»)
ФНС России утвержден формат странового отчета, представляемого налогоплательщиками - участниками международных групп компаний в электронной форме
Страновой отчет международной группы компаний по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний, должен заполняться налогоплательщиком, являющимся участником международной группы компаний (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в статье 309 НК РФ). В состав отчета включаются общие сведения об отчете, сведения об участнике международной группы, представившем отчет, сведения о деятельности участников международной группы в государствах (на территориях).
Страновой отчет представляется в ФНС России в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Отчет считается принятым ФНС России, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
(Приказ ФНС России от 06.03.2018 N ММВ-7-17/123@ «Об утверждении формата странового отчета международной группы компаний по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний, порядка его заполнения и представления в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2018 N 50994)
В новой редакции изложен ряд позиций Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы
В частности, изменения затронули подраздел «Сооружения и передаточные устройства» разделов «Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)» - «Десятая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно)».
Кроме того, внесено дополнение в подраздел «Машины и оборудование» раздела «Вторая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно)».
Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
(Постановление Правительства РФ от 28.04.2018 N 526 «О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы»)
Внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений
В частности, включены новые строки, некоторые строки признаны утратившими силу, а отдельные строки изложены в новой редакции. Также ряд изменений внесен в Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года.
(Приказ Минфина России от 31.03.2018 N 67н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению», зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2018 N 50923)
Информацию, предоставляемую платежным агентом по запросам налоговых органов, заверять печатью необязательно
В связи с отменой обязательности печати для хозяйственных обществ скорректирован порядок предоставления оператором по приему платежей физлиц информации по запросам налоговых органов.
Требование о заверении информации, предоставляемой на бумажном носителе, печатью оператора должно применяться лишь при наличии печати.
(Приказ ФНС России от 10 апреля 2018 г. N ММВ-7-20/211@ «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 13.02.2014 N ММВ-7-2/49@»)
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Утвержден порядок действий должностных лиц таможенных органов при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции
Приводятся:
- форма и порядок заполнения, учета и хранения актов (протоколов) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции;
- форма журнала регистрации актов (протоколов) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции;
- форма и порядок заполнения, учета и хранения актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции;
- форма журнала регистрации актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции.
(Приказ ФТС России от 08.12.2017 N 1943 «Об утверждении Порядка действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов при изъятии и уничтожении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2018 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778, а также об утверждении формы и порядка заполнения, учета и хранения актов (протоколов) о факте изъятия и актов об уничтожении указанных продукции, сырья и продовольствия, форм журналов регистрации таких актов», зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2018 N 50998)
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Готовы показатели по видам деятельности для скидок и надбавок к тарифам ФСС
ФСС разработал значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2019 год. Проект будущего приказа опубликован на федеральном портале проектов НПА.
Поясним, значения основных показателей по видам деятельности применяются для расчета скидок и надбавок к тарифам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Расчет скидки (надбавки) производится исходя из следующих показателей:
- отношения суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
- количества страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;
- количества дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай (исключая случаи со смертельным исходом).
Данные берутся за три предшествующих года.
Скидка (надбавка) устанавливается в случае, если все указанные показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) утвержденных ФСС аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Суд обязал учесть уточненки, сданные после составления акта, но до вынесения решения
Предприниматель занимался оптовой торговлей и являлся плательщиком НДС.
В первичной декларации по НДС за 1 квартал 2015 года он заявил налог к возмещению. После составления акта камеральной проверки, но до вынесения решения ИП представил уточненные декларации (корректировки 1, 2) с суммой налога к уплате (вычеты заявлены не были).
По результатам камеральной проверки первичной декларации без учета уточненных ИФНС отказала в вычетах, доначислила налог, пени и штраф.
Суды трех инстанций установили, что разница в исчисленном предпринимателем налоге в первичной декларации и уточненке №2 возникла в результате учета ошибочно перечисленных контрагентом средств на счет предпринимателя. В остальной части суммы НДС, исчисленные инспекцией по результатам камералки первичной декларации и указанные самим предпринимателем в уточненной декларации (корректировка 2), совпадают.
Суды (постановление кассации Ф08-2223/2018 от 17.04.2018) разъяснили, что сведения, полученные в рамках камеральной проверки первичной декларации, могут быть использованы при проверке уточненных. При этом уточненная декларация, представленная до вынесения инспекцией решения, может быть формой информирования налогоплательщиком инспекции о возражениях относительно выводов по материалам проверки. Суды признали незаконным решение инспекции, указав, что инспекция должна была установить действительные обязательства налогоплательщика и при вынесении решения учесть данные уточненных деклараций.
(дело № А15-1660/2017)
Неуплата пеней при нарушении сроков оплаты навела на мысль о фиктивности сделки
ООО «А» занималось нанесением дорожной разметки и отразило в учете приобретение материалов (краски, стеклошариков, ленты трафаретной химостойкой, термопластика) у ООО «Э», «Е» и «О» и транспортных услуг у ООО «У» и «С».
По результатам выездной проверки ИФНС признала сделки формальными, доначислила НДС, пени и штраф. Установлено, что у контрагентов отсутствовали необходимые материальные ресурсы, транспортные средства, штатная численность, имущество, контрагенты по адресам регистрации не находились, документы по сделке не представили, налоги ими исчислены в минимальных размерах, доля вычетов составляла более 99%.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что товары были приобретены напрямую у производителей по более низкой цене со всеми сертификатами на продукцию и гарантией. При этом ТТН, подтверждающие доставку товаров от ООО «Э», «Е» и «О», налогоплательщиком не представлены.
Суды обратили внимание, что в отличие от договоров с реальными поставщиками договоры поставки со спорными контрагентами не обязывают продавца подтверждать качество товара паспортами и сертификатами соответствия. Цена товара фиксируется в заявке, которая при проверке представлена не была. Сроки оплаты поставленного товара налогоплательщиком неоднократно нарушались, при этом пени и неустойки за нарушение условий договора контрагентами не предъявлялись и не взыскивались.
ООО «У» и «С», заявленные налогоплательщиком в качестве контрагентов, оказывающих транспортные услуги, в собственности транспортных средств не имеют. Фактически налогоплательщиком использовалась техника учредителя компании.
Суды (постановление кассации Ф09-1544/2018 от 19.04.2018) учли, что руководители и учредители контрагентов являлись номинальными, причастность и руководство деятельностью фирм не подтвердили, вели асоциальный образ жизни.
(дело № А50-11933/2017)
ВС сменил курс -– теперь возможен вычет по счету-фактуре c НДС по ставке 18% вместо 0%
ООО «А» оплатило исполнителю услуги по комплексной перевалке груза. На основании выставленного исполнителем счета-фактуры ООО «А» заявило возмещение НДС. По результатам камеральной проверки налоговая отказала, поскольку товар реализован на экспорт, следовательно, услуги оказаны в рамках международной перевозки товаров и облагаются по ставке 0%.
Суд первой инстанции согласился с инспекцией, указав, что услуги носят характер транспортно-экспедиционных в рамках международной перевозки.
Апелляция отменила решение суда, указав на обязанность продавца уплатить НДС в бюджет при выделении налога в счете-фактуре отдельной строкой и соблюдение налогоплательщиком всех условий для получения вычета. Инспекция не доказала, что действия компании и ее контрагента являлись согласованными и были направлены на неуплату НДС.
Окружной согласился с налоговой, полагая, что нельзя произвольно менять ставку НДС.
Однако судебная коллегия по экономическим спорам ВС (308-КГ17-20263 от 25/04/2018) оставила в силе решение апелляции. В данном случае из договора перевозки не следует, что товар поставляется на экспорт. Транспортные накладные также не подтверждают, что контрагент привлекался для выполнения отдельного этапа международной перевозки экспортных товаров. При этом оказание и оплата услуг не оспорены, услуги использованы в деятельности налогоплательщика. Документы оформлены надлежащим образом, признаков неполноты, недостоверности и противоречивости не имеют, условия и порядок вычетов соблюдены.
Ранее суды разрешали вычет только по необлагаемым операциям при наличии счета-фактуры (№ А56-42572/2016, № А26-3613/2015), однако всегда были против вычета налога при нулевой ставке НДС. Например, по делу № А26-3613/2015 суды указали, что налоговая ставка, в том числе нулевая, является обязательным элементом налогообложения и налогоплательщик не может произвольно ее изменить в большую или меньшую сторону или отказаться от ее применения.
(дело № А53-30316/2016)
Налоговая не учла пояснения фирмы, исчислившей НДС заранее – суды отменили штраф
В марте 2015 года АО (заказчик) и ООО (поставщик) заключили договоры поставки оборудования. В 1 и 2 кварталах поставщику перечислена частичная предоплата за оборудование, с которой исчислен НДС. В октябре оформлены счет-фактура и товарная накладная. В декларации за 4 квартал ООО отразило полную стоимость оборудования, исчислив налог к уплате, а в сумму вычетов включило НДС с полученных в 1 и 2 кварталах авансов.
Когда компания отчиталась по НДС за 1 квартал 2016 года, в ходе анализа этой декларации и декларации по налогу на прибыль за 3 месяца 2016 года налоговая поняла, что оборудование частично отгружено в 4 квартале 2015 года, а частично – в 1 квартале 2016 года.
Так что при камералке за 1 квартал 2016 года инспекция доначислила НДС, пени и штраф, поскольку компания не включила в налоговую базу стоимость продукции, отгруженной в этот период.
В возражениях на акт проверки компания пояснила, что доначисления приведут к двойному налогообложению одной и той же сделки, поскольку налог исчислен и полностью уплачен в 4 квартале 2015 года.
Инспекция настаивала, считая, что до вынесения решения компания могла представить уточненку за 4 квартал 2015 года.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что налогоплательщик освобождается от штрафа при наличии переплаты на дату уплаты налога, которая не зачтена в счет иных платежей. В данном случае, несмотря на пояснения налогоплательщика, инспекция лишь констатировала неполную уплату налога. Факт перечисления НДС с реализации кварталом ранее инспекция при вынесении решения не учла.
Суды (постановление кассации Ф07-2993/2018 от 19.04.2018) признали, что допущенные налогоплательщиком нарушения не повлекли неуплату или неполную уплату налога, основания для штрафа отсутствовали.
(дело № А52-790/2017)
Одной фирме – доходы, другой – расходы и вычеты: суды против таких схем
ООО «С» применяло общую систему налогообложения и занималось онлайн-бронированием туристических услуг (билетов и гостиниц) на территории России с использованием сайта. В этих целях были заключены договоры с ООО «Б» о поиске клиентов для размещения их информации на сайте - менеджеры ООО «С» находят таких клиентов и заключают договоры от имени и в интересах ООО «Б», что подтверждается допросами работников компании. Таким образом, доходы от размещения информации и бронирования получает ООО «Б», а расходы по поиску клиентов и содержанию сайта несет ООО «С».
По результатам камеральной проверки декларации по НДС, представленной ООО «С», инспекция отказала в возмещении НДС по счетам-фактурам на обслуживание сайта. Налоговая указала на необоснованность схемы, при которой ООО «С» несет все расходы по разработке и сопровождению сайта. При этом ООО «С» является 100% учредителем ООО «Б».
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, поскольку ни генеральный директор ООО «С», ни другие руководящие работники не смогли пояснить, в связи с чем принято решение создать ООО «Б». При этом ликвидировать ООО «Б» не планируется.
Суды учли, что на начало проведения камеральной проверки ООО «С» сдало 12 уточненных деклараций по НДС за 2012-2014 годы, в которых заявило к возмещению из бюджета более 4 млн рублей и к уплате – менее 1,5 тысяч рублей.
Суды (постановление кассации Ф08-2083/2018 от 16.04.2018) решили, что компаниями создана модель бизнеса, при которой налогоплательщик несет все расходы, а доход поступает ООО «Б», при этом ООО «С» формально получает право на вычеты НДС.
(дело № А32-2458/2016)
Фирме не удалось списать дебиторку, по которой договор не позволяет взыскать пени
В 2012 году ООО создало резерв по сомнительным долгам, включив в него задолженность ЗАО.
По результатам выездной проверки инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф, обнаружив взаимозависимость компаний -– учредителем ЗАО является ООО с долей 95,5%. Проанализировав договор поставки товара от ООО в адрес ЗАО (покупателя), налоговики установили, что сторонами не определен момент наступления штрафных санкций в случае неоплаты за товар в срок.
Пени начисляются в размере 0,01% с момента письменного признания претензии виновной стороной или с момента вступления в силу решения суда. То есть, поставщику будет достаточно сложно воспользоваться правом на взыскание пени. При этом согласно обычаям делового оборота пени начисляется периодически с момента, когда платеж должен был быть совершен, и до момента, когда он был фактически произведен.
Суды трех инстанций согласились с налоговой, что договор поставки не соответствует обычаям делового оборота, поскольку в данном случае пени могут быть взысканы поставщиком только в случае добровольного их признания покупателем - взаимозависимым лицом.
Суды также учли, что договором не определен момент поступления денежных средств за поставку, претензии в адрес покупателя не направлялись, в судебном порядке вопрос взыскания задолженности не решался. Таким образом, продавец не предпринимал меры по истребованию денег, а действовал исключительно с целью получения налоговой выгоды с помощью резерва по сомнительным долгам и отнесения дебиторки в расходы. Судья ВС (309-КГ18-3160 от 20.04.2018) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
(дело № А76-26765/2016)
Суды прикрыли выплату роялти зависимому «упрощенцу» за промышленные образцы вагонов
АО, применяющее общую систему налогообложения, и ООО, применяющее УСН, заключили лицензионный договор на право использования АО промышленного образца «Вагон крытый грузовой». АО изготовило и продало вагоны, выплатило роялти в адрес лицензиара и учло в косвенных расходах почти 110 млн рублей.
По результатам выездной проверки АО инспекция установила, что первоначально исключительные права были зарегистрированы за АО. В 2010 году они были переданы ООО «К» за 390 тысяч рублей, которое передало их ОАО за 425 тысяч рублей, а последнее продало их вышеупомянутому ООО за 426 тысяч рублей. Инспекция установила взаимозависимость компаний и указала на создание формальной передачи патента для незаконной схемы минимизации налогообложения, позволившей применять более низкую налоговую ставку - по УСН вместо налога на прибыль.
В результате проверяемой компании доначислен налог на прибыль, пени и штраф, со ссылкой на нарушение пунктов 1, 2 статьи 252, подпункта 37 пункта 1 статьи 264 НК – неправомерный учет в расходах лицензионных платежей.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что в период с 2010 по 2014 года (после передачи патента) выручка от продажи вагонов составила от 16% до 54% общей выручки АО. При этом ни один из правообладателей не занимался производством вагонов, а единственным получателем дохода от сделок являлся Ф. – единственный учредитель ООО и председатель совета директоров налогоплательщика.
Судья ВС (307-КГ18-3827 от 20.04.2018) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
(дело № А56-24148/2017)
Оплата превращена в аванс, возвращенный взаимозачетом – это не спасло от прекращения УСН
ООО «О» занималось оптовой и розничной торговлей продуктами питания, домашней утварью, сдачей недвижимости в аренду и применяло УСН с объектом «доходы, уменьшенные на расходы».
По результатам выездной проверки ИФНС установила превышение компанией лимита для применения УСН в 2013 году, указала на утрату права на УСН, доначислила налоги по общей системе.
Компания пояснила, что предварительно оплаченный товар реализован не был, а предоплата возращена покупателю путем подписания акта взаимозачета. С учетом этого лимит по доходам на применение УСН не превышен. Компания настаивает на применении статьи 487 ГК исходя из буквального ее толкования – продавец обязан вернуть предоплату в случае отсутствия поставки.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что деньги были перечислены в рамках договора поставки, которым предоплата не предусмотрена. Кроме того, согласно данным расчетного счета от спорного контрагента поступала только оплата за товар, перечислений в счет предоплаты не производилось. К тому же, по состоянию на конец 2013 года именно покупатель являлся должником налогоплательщика.
Суды (постановление кассации Ф09-1678/2018 от 19.04.2018) также учли, что взаимозачет не был отражен в бухгалтерском или налоговом учете. Данный акт составлен формально в отсутствие деловых причин с целью избежания доначислений по общей системе налогообложения. При этом взаимозависимость компаний (покупатель является 100% участником налогоплательщика) явилась гарантией успешности таких маневров без предпринимательских рисков.
(дело № А71-8882/2017)
ПРОЧЕЕ
О недопущении использования схем необоснованной налоговой оптимизации в сфере оборота с/х продукции
Приведена информация, касающаяся Хартии в сфере оборота с/х продукции.
Хартия - это инициатива участников с/х рынка, направленная на восстановление добросовестной конкуренции и формирование прозрачной и экономически обоснованной системы закупки сырья, исключающей налоговые риски.
Список участников Хартии не ограничивается только компаниями зерновой отрасли, а является открытым и представлен более 2 700 организациями, в составе которых присутствуют экспортеры с/х продукции, крахмалопаточные, мукомольные, молочные, сахарные, маслоэкстракционные, и прочие заводы-переработчики, в т. ч. птицефабрики и свиноводческие комплексы, реализующие продукцию на внутреннем рынке. Сайт Хартии доступен по адресу: https://хартия-апк.рф.
Участие в Хартии является добровольным волеизъявлением, не дает преференций над компаниями, которые не являются подписантами, а также не запрещает любые виды договорных взаимоотношений на зерновом рынке.
Администрирование Хартии, основанное на подходах поддержания добропорядочной конкуренции и полном соблюдении законодательства, осуществляется Общественной палатой РФ.
ФНС России участником Хартии не является. Вместе с тем отмечается, что проводимая на с/х рынке работа приводит к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет, не влияя при этом на объем экспортной и внутренней выручки участников рынка. В случае выявления схем необоснованной налоговой оптимизации ФНС России будет применять к нарушителям меры реагирования, предусмотренные НК РФ.
(Письмо ФНС России от 11 апреля 2018 г. № ЕД-2-2/747@ «О рассмотрении обращения»)
ФНС России информирует о порядке отмены мер взыскания, а также обеспечительных мер, принимаемых в отношении недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам индивидуального предпринимателя
Сообщается, что после принятия решения о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам индивидуального предпринимателя, территориальным налоговым органам необходимо:
- в соответствии с пунктом 4.1 статьи 46 НК РФ отозвать поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) или поручение на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ (приложение N 10);
- в соответствии с пунктом 8 статьи 76 НК РФ отменить решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, в обеспечение взыскания которой они были приняты, при формировании решения об отмене приостановления действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 9 к приказу ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@) в качестве основания его принятия указывается «иные документы»;
- в случае списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в полном объеме по принятому в соответствии со статьей 47 НК РФ постановлению о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в адрес ФССП России в соответствии с форматами обмена информацией в электронном виде по исполнительному производству между ФНС России и ФССП России (ФССП ИСП) направляются сведения из решения об отмене решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества должника;
- в случае частичного списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по принятому в соответствии со статьей 47 НК РФ постановлению о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в адрес ФССП России в соответствии с форматами обмена информацией в электронном виде по исполнительному производству между ФНС России и ФССП России (ФССП ИСП) направляются сведения об уточнении суммы задолженности.
(Письмо ФНС России от 16.04.2018 N КЧ-4-8/7146 «По вопросу отмены мер взыскания, а также обеспечительных мер, принимаемых в отношении недоимки по налогам и задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, а также штрафам индивидуальных предпринимателей, которые списаны в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ»)
В счете-фактуре не надо указывать, каким постановлением утверждена его форма
Минфин напомнил, что реквизиты счета-фактуры, выставляемого при реализации или получении предоплаты установлены пунктами 5 и 5.1 статьи 169 НК.
Указание в счете-фактуре реквизитов (дата, номер и наименование) нормативного правового акта, которым утверждена форма счета-фактуры, указанными нормами не предусмотрено.
Таким образом, заполнение счетов-фактур по форме, в которой отсутствуют реквизиты вышеуказанного нормативного правового акта, нормам НК не противоречит.
(Письмо Минфина России от 16.04.2018 г. N 03-07-09/25153)
НДС по строительным работам и товарам для стройки можно принимать к вычету три года
ФНС ответила на вопрос о вычетах НДС, предъявленного подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, а также сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг) для выполнения налогоплательщиком строительно-монтажных работ, принятых затем в течение трех лет.
Такие суммы НДС подлежат вычетам на основании пункта 6 статьи 171 НК.
Согласно пункту 1.1 статьи 172 НК налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных в РФ.
Минфин сделал вывод, что принятие к вычету названных сумм налога в течение трех лет после принятия на учет этих работ (товаров, услуг) НК не противоречит.
(Письмо ФНС России от 11 апреля 2018 г. N СД-4-3/6893@)
Налог на прибыль: как учесть расходы на страховую премию
Минфин разъяснил, как в целях налога на прибыль вести учет расходов на выплату страховой премии, выплачиваемой в рассрочку. Ведомство напоминает, что расходы по обязательному и добровольному страхованию учитываются в том отчетном и налоговом периоде, в котором по условию договора были перечислены денежные средства на оплату страховых взносов. Это предусмотрено нормами статьи 272 НК РФ.
Если договор заключен на срок более года, а уплата страхового взноса осуществляется разовым платежом, то расходы учитываются равномерно в течение всего срока действия договора. Они распределяются пропорционально количеству дней действия договора в отчетном периоде.
Если уплата страховой премии по договору осуществляется в рассрочку, то расходы по каждому платежу учитывают равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу). Их распределяют пропорционально количеству календарных дней действия договора в каждом отчетном периоде (месяц, квартал).
Вместе с тем, уплата страховой премии может осуществляться в рассрочку, но период, к которому относится каждая часть платежа, в договоре не указан. В этом случае страховой взнос учитывается на конец каждого отчетного периода исходя из количества дней в таком отчетном периоде и соответствующей части страхового взноса.
(Письмо Минфина России от 13.04.2018 N 03-03-06/1/24595)
Когда иностранная фирма признается налоговым резидентом РФ в целях налога на прибыль
Налоговыми резидентами РФ в целях НК в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 246.2 НК признаются иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.
При этом наличие обособленного подразделения, через которое иностранная организация осуществляет деятельность в РФ, является обязательным требованием для самостоятельного признания такой иностранной организации налоговым резидентом РФ.
В соответствии с пунктом 4.5 статьи 83 НК постановка на учет в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента РФ осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации.
Заявление представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (при наличии нескольких обособленных подразделений - в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору налогоплательщика) по утвержденной форме.
(Письмо Минфина России № 03-12-11/2/21740 от 04.04.2018)
Льгота по налогу на имущество организаций в отношении нежилых зданий, строений, сооружений: о применении энергетических паспортов
Вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергоэффективность или высокий класс энергоэффективности, освобождаются от налога на имущество организаций в течение 3 лет со дня постановки на учет.
Сообщается о позиции Верховного Суда РФ по вопросу применения этой льготы в отношении нежилых зданий, строений, сооружений (определение от 17.04.2018 N 305-КГ18-501).
Верховный Суд отмечает, в частности, что применение энергетических паспортов в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы при отсутствии критериев для определения классов энергоэффективности нежилых зданий, строений, сооружений неправомерно.
(Письмо ФНС России от 24 апреля 2018 г. № БС-4-21/7840@ «О применении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, в отношении нежилых зданий, строений, сооружений»)
ФНС сообщила, облагаются ли НДФЛ проценты, выплаченные за просрочку возврата налога
Проценты, которые налоговая инспекция выплачивает физлицу за нарушение срока возврата переплаты по НДФЛ, не должны учитываться при определении налоговой базы по этому налогу. Такой вывод следует из недавнего письма ФНС России.
Напомним, что пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса обязывает налоговиков возвращать излишне перечисленную сумму налога в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика. Если налоговики не укладываются в месячный срок, то на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
По мнению специалистов ФНС, суммы процентов, полученные физлицом из бюджета на основании статьи 78 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ. Обоснование — данные выплаты признаются компенсацией затрат, связанных с излишним удержанием налога налоговым агентом, и их получение не приводит к возникновению экономической выгоды.
Отметим, что Минфин высказывал противоположную позицию: с доходов в виде процентов за несвоевременный возврат переплаты необходимо заплатить НДФЛ. Аргументы следующие. Доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ, перечислены в статье 217 НК РФ. Проценты, полученные в соответствии с требованиями статьи 78 НК РФ, в данной норме не упомянуты. Следовательно, такие доходы облагаются НДФЛ в общем порядке
(Письмо ФНС России от 27.04.18 № БС-4-11/8228)
Пониженные тарифы страховых взносов для организаций и ИП, применяющих УСН: рассчитываем долю доходов от основного вида деятельности
Для организаций и ИП, применяющих УСН, основной вид деятельности которых специально поименован в НК РФ, установлены пониженные тарифы страховых взносов. При этом доходы таких плательщиков за налоговый период не должны превышать 79 млн руб.
Вид экономической деятельности признается основным, если доля доходов, связанных с ним, составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
При этом в общую сумму доходов включаются доходы от реализации, внереализационные доходы, а также доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Доходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли, также включаются в доходы от осуществления основного вида деятельности для исчисления их доли в общей сумме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.
(Письмо ФНС России от 26 апреля 2018 г. № БС-4-11/8096@ «О праве плательщиков страховых взносов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, на применение пониженных тарифов страховых взносов в течение расчетного (отчетного) периода»)
Выплаты организации в пользу физлица по договору о предоставлении в пользование доменного имени не облагаются взносами
Такие выплаты не относятся к объектам обложения страховыми взносами для организаций.
К такому выводу эксперты Минфина России пришли, проанализировав соответствующие нормы Налогового кодекса. В частности, п. 1 ст. 420 НК РФ относит к объектам обложения страховыми взносами для организаций выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах такого страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ):
- в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
- по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
- по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подп. 1-12 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.
В свою очередь, согласно п. 4 ст. 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.
Финансисты поясняют, что поскольку доменное имя не включено в перечень поименованных в подп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ результатов интеллектуальной деятельности, выплаты, производимые организацией в пользу физлица по договору о предоставлении в пользование (в аренду) доменного имени, не подлежат обложению страховыми взносами.
(Письмо Минфина России от 24 апреля 2018 г. № 03-15-07/27986)
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.