Мониторинг изменений за период 9.04.18 - 15.04.18

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Правительством РФ определен порядок передачи и получения сведений в рамках автоматического обмена финансовой информацией и страновыми отчетами с иностранными государствами

Определено, что ФНС России осуществляет автоматический обмен указанной информацией в сроки, установленные многосторонними Соглашениями компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года и от 27 января 2016 года, а также иными двусторонними и многосторонними международными соглашениями, заключенные от имени РФ ФНС России.

Форматы электронных документов, передаваемых в рамках автоматического обмена информацией в формате XML, устанавливаются ФНС России и размещаются на ее сайте.

Автоматический обмен информацией осуществляется посредством использования автономного рабочего места, не имеющего подключения к государственным информационным системам РФ, в соответствии с технической документацией оператора автоматического обмена информацией.

Обрабатываемая информация передается между автономным рабочим местом и автоматизированным рабочим местом ФНС России с использованием отчуждаемых (внешних) носителей, предназначенных для обработки информации ограниченного доступа.

Постановление вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 09.04.2018 N 428 «О порядке передачи финансовой информации и страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой службой, а также требования к защите передаваемой информации»)

Дополнен перечень технологического оборудования, при ввозе которого на территорию РФ НДС не взимается

В перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, включены новые позиции:

8464 20 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Автоматическая линия по обработке поверхностей бетонных изделий, модель Р-1915, производитель SR-Schindler Maschinen-Anlagentechnik GmbH (Германия)»;

8465 92 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Станок фрезерный с ЧПУ, модель FZ ECO-Plus, производитель GEISS AG».

Помимо этого скорректированы позиции, классифицируемые кодами: 8474 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, 8439 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

(Постановление Правительства РФ от 04.04.2018 N 408 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»)

Расширен перечень технологического оборудования, в отношении которого с 1 января 2019 года к основной норме амортизации применяется повышающий коэффициент

Согласно пункту 1 статьи 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню основного технологического оборудования. В целях реализации данных положений Правительством РФ был утвержден перечень такого оборудования, который актуализируется по мере создания информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2014 N 2178-р.

(Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2018 N 622-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р»)

Оператор фискальных данных обязан обеспечить круглосуточный доступ налоговых органов к фискальным данным, содержащимся в базе фискальных данных

Такой доступ обеспечивается в рамках исполнения протокола информационного обмена между техническими средствами оператора фискальных данных и автоматизированной информационной системой налоговых органов.

Оператор фискальных данных обязан представить по запросу налогового органа следующие фискальные данные:

  • сведения о расчетах, включая сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, переданные пользователем ККТ;
  • сведения о ККТ, применяемой при осуществлении расчетов, переданные оператору фискальных данных ее пользователем;
  • иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или техническими средствами оператора фискальных данных.

Оператор фискальных данных обязан представить запрашиваемые налоговым органом фискальные данные в следующие сроки:

  • не позднее 24 часов с момента получения запроса в электронном виде;
  • не позднее 3 календарных дней со дня получения запроса на бумажном носителе.

(Приказ ФНС России от 14.12.2017 N ММВ-7-20/1061@ «Об утверждении порядка обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа», зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2018 N 50674)

Скорректирован План счетов бюджетного учета

Поправки в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению вносятся в связи с вступлением в силу новых федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций госсектора.

Вносимыми изменениями предусматривается исключение некоторых счетов (в том числе для учета предметов лизинга), введение новых (например, счета для учета имущества в концессии, отдельных непроизводственных активов и др.), изложение ряда счетов бюджетного учета в новой редакции.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 31.03.2018 N 65н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» и признании утратившими силу отдельных положений приказов Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 174н, от 17 августа 2015 г. N 127н»)

Уведомить Федеральное казначейство о начале оказания услуг обязательного аудита необходимо в течение 20 рабочих дней

Установлены правила уведомления аудиторской организацией Федерального казначейства о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита.

Уведомление направляется однократно в течение 20 рабочих дней, следующих за датой после заключения первого договора на проведение обязательного аудита.

Уведомление оформляется в форме электронного документа или в письменной форме.

В приложении к приказу приведена форма уведомления.

(Приказ Минфина России от 08.02.2018 N 20н «Об утверждении порядка и формы уведомления Федерального казначейства о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2018 N 50706)

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Утверждена форма уведомления о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей, пошлин

Форма уведомления утверждена в целях реализации отдельных положений Таможенного кодекса ЕАЭС.

В отношении данного уведомления применяются порядок и срок его направления и исполнения, установленные статьей 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

(Приказ Минфина России от 15.02.2018 N 27н «Об утверждении формы уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени», зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2018 N 50673)

Для участников внешнеэкономической деятельности установлена возможность оформления в электронной форме документов в области экспортного контроля

Речь идет об одноразовой лицензии ФСТЭК России на вывоз/ввоз контролируемых товаров и технологий; разрешениях Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на вывоз контролируемых товаров и технологий; уведомлениях, направляемых участнику внешнеэкономической деятельности, о готовности лицензии или разрешения, о продлении срока действия лицензии или разрешения, об аннулировании или приостановлении или возобновлении их действия; отчете участника внешнеэкономической деятельности о поставке продукции по лицензиям; уведомлении, направляемом участнику внешнеэкономической деятельности, о согласовании или отказе в согласовании реэкспорта (передачи третьему лицу) контролируемых товаров и технологий.

Также в электронной форме предусматривается возможность приостановления действия или аннулирования выданных разрешений.

(Постановление Правительства РФ от 04.04.2018 N 407 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля»)

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Утверждены новые формы отчетности об иностранных работниках

МВД своим приказом утвердило формы уведомления об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ. Текст документа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации и вступит в силу с 20 апреля 2018 года.

Напомним, по закону о правовом положении иностранных граждан в России (от 25.07.2002 N 115-ФЗ) работодатели, использующие труд иностранцев, а также компании, оказывающие услуги по трудоустройству иностранцев, регулярно обязаны представлять сведения в ведомство по контролю за миграцией (МВД).

В связи с этим приказом МВД утверждены:

  • форма ходатайства иностранца о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста;
  • форма уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранцев в РФ.
  • форма уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы иностранному гражданину - высококвалифицированному специалисту;
  • форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), обучающимся в РФ по очной форме;
  • форма уведомления о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), обучающимся в РФ по очной форме;
  • форма уведомления о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранному гражданину, обучающемуся в РФ по очной форме;
  • форма уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), осуществляющего трудовую деятельность в РФ и обучавшегося по очной форме;
  • форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства);
  • форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).

Новые формы заменят прежние, утвержденные приказом ФМС от 28.06.2010 N 147.

Разработка новых бланков документов связана с наделением МВД полномочиями, которыми ранее была наделена Федеральная миграционная служба РФ.

(Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11)

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

В третьем чтении приняты налоговые послабления для проблемных банков

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 398002-7 о внесении изменения в статью 292 НК «Расходы на формирование резервов банков».

Предлагается установить, что в случае отзыва у банка лицензии суммы резервов на возможные потери по ссудам, не полностью использованные банком на покрытие соответствующих убытков, не восстанавливаются в доходах банка. Сумма резерва фиксируется и после отзыва лицензии используется в порядке, установленном ЦБ.

При внесении законопроекта авторы – сенаторы СФ – объясняли свое предложение наличием неопределенности с указаниями в НК на судьбу резерва (который при обычной деятельности переносится на следующие периоды) в случае, если работа банка прервана. Налоговики пользуются этим и доначисляют банкам налог на прибыль по итогам камералок, восстанавливая резерв в доходах. Это увеличивает налоговые обязательства бывшего банка и в итоге способствует ущемлению интересов его кредиторов.

Кроме того, для банков, в отношении которых ЦБ или АСВ проводят меры по предупреждению банкротства, вводятся некоторые другие налоговые послабления – в отношении прекращения обязательств банка по договорам субординированного займа (облигационного займа). В связи с этим вносятся изменения в статью 282.1 НК «Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами», в пункт 1 статьи 251 НК (о неучитываемых доходах). Данные поправки были введены в законопроект ко второму чтению.

Выплаты на первого и второго ребёнка освободили от НДФЛ

Госдума приняла в третьем чтении закон с поправками в главу 23 Налогового кодекса. Выплаты на первого и второго ребенка освобождены от НДФЛ.

Речь идет о ежемесячных выплатах семьям в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка и ежемесячной выплаты из средств материнского капитала в связи с рождением или усыновлением второго ребёнка. Закон о таких пособиях был принят Госдумой в конце 2017 года, инициатива исходила от Президента РФ Владимира Путина. Торопясь принять закон, депутаты забыли о налогах. Поэтому пришлось исправлять это сейчас.

Закон будет иметь обратную силу. Выплаты на детей не будут облагаться налогом, начиная с 1 января 2018 года.

Закон об освобождении доходов волонтеров от НДФЛ принят в третьем чтении

Речь идет о поправках в Налоговый кодекс, обеспечивающих выравнивание условий налогообложения при получении волонтерами и добровольцами доходов, как в случае их получения в виде возмещения понесенных расходов в рамках соответствующей деятельности, так и в случае получения доходов в натуральной форме.

Документ разработан в соответствии с поручением Президента РФ, предусматривающим исключение из налоговой базы добровольцев доходов, связанных с осуществлением ими благотворительной деятельности и полученных от организаций в натуральной форме (в виде найма жилого помещения, организации проезда, питания, обеспечения оборудованием).

В случае одобрения закона Советом Федерации и подписания Президентом РФ он вступит в силу через месяц после официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ. Ожидается, что его принятие создаст дополнительные условия для развития благотворительной деятельности.

ФНС подготовила форму уведомления об освобождении от налога на дополнительный доход

Соответствующий проект приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Разработка данной формы уведомления связано с подготовкой законопроекта № 325651-7, который должен внести в НК РФ новую главу 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».

Напомним, новый налог частично заменит НДПИ. В отличие от НДПИ расчет НДД будет осуществляться с учетом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности.

Новые нормы также предусматривают, что добывающие компании имеют право на освобождение от уплаты НДД. Для этого они должны будут представить в налоговый орган по месту постановки на учет соответствующее уведомление.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Продажа товара зависимому лицу на 52% дешевле – не повод для контроля цен ИФНС

Предприниматель занимался продажей товаров и применял общую систему налогообложения.

По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила НДФЛ, НДС, пени и штраф, установив взаимозависимость предпринимателя и одного из его контрагентов – ООО, в котором ИП являлся руководителем. Установлено, что ИП продавал товары ООО по ценам ниже, чем другим своим (не взаимозависимым) покупателям, при этом диапазон расхождений цен составлял от 11 до 52%. Указав на умышленное занижение налоговых баз по НДФЛ и НДС, инспекция исчислила налоги исходя из минимальной торговой наценки.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд поддержали решение инспекции, указав на основания для расчета налогов исходя из дохода от реализации товара по рыночным ценам.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС с решением судов не согласилась, указав на абзац 3 пункта 1 статьи 105.17 НК, запрещающий контроль цен по сделкам между взаимозависимыми лицами в рамках выездных и камеральных проверок. Право на это предоставлено только ФНС. По сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием контроля цен (статья 40 НК), сужен круг органов, которые вправе контролировать цены в сделках между взаимозависимыми лицами. Таким образом, доначисление предпринимателю НДС и НДФЛ исходя из рыночных цен товаров, реализованных взаимозависимому лицу, по результатам выездной проверки является незаконным.

Судебная коллегия (303-КГ17-19327 от 29.03.2018) пояснила, что отличие примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня однозначно не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. В определении ВС указано: «многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки (взаимозависимость сторон сделки, создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции, использование особых форм расчетов и сроков платежей и т.п.)». В данном случае отклонение цен от рыночных до 52% многократным не является.

(дело № А04-9989/2016)

Суды отменили доначисления с учетом письма ИП об изменении назначения платежа

В ходе выездной проверки ИФНС установила поступление на расчетный счет предпринимателя денег с назначением платежа «оплата за товар», которые не были учтены при исчислении НДФЛ. Предпринимателю доначислен налог, пени и штраф.

Налогоплательщик пояснил, что назначение платежа указано ошибочно, в подтверждение представлено письмо, адресованное контрагенту, об изменении назначения платежа.

Инспекция настаивала, что письму нельзя верить, поскольку доказательств отправки его в банк и внесения новых сведений в платежные поручения в графу «назначение платежа» не представлено.

Суд первой инстанции поддержал решение инспекции. Апелляция решила иначе, разъяснив, что указание в платежном поручении назначения платежа производится с целью идентификации денежных средств у получателя платежа. ГК не запрещает вносить изменения в назначение платежа. Закон о бухучете также допускает исправления в первичном документе. При этом исправление должно содержать дату, подписи лиц, составивших документ с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Изменение контрагентом назначения платежей по платежным поручениям означает перечисление средств, не связанных с поставками продукции. Установлено, что денежные средства носили заемный характер, что подтверждается их возвратом и отсутствием данных о неучтенных товарных запасах ИП.

В решении кассации (Ф09-992/2018 от 30.03.2018) указано: «факт получения предпринимателем денежных средств по платежным поручениям с указанием в графе основания платежа: «оплата по договору поставки за товар» не является основанием для доначисления НДФЛ и привлечения к налоговой ответственности».

Таким образом, изменение назначения платежа на основании письма, адресованного контрагенту, не противоречит закону.

(дело № А60-61086/2016)

Общий с контрагентом юрадрес без взаимозависимости не опровергает реальность сделки

ЗАО учло в расходах затраты по аренде дорожной техники и транспортных средств у ООО, представив в подтверждение договоры, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения об оплате услуг.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, установив, что контрагент имел общий с налогоплательщиком юрадрес. ООО и ЗАО проводили одинаковые работы с использованием одних и тех же работников и транспортных средств. По мнению инспекции, заключение договоров аренды было направлено на создание дополнительных расходов для ЗАО.

Налогоплательщик пояснил, что рассматривал коммерческие предложения ряда компаний по аренде техники. Наименьшую стоимость арендной платы предложило ООО. При этом всю необходимую технику для производства планируемого объема работ можно было арендовать только в ООО.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение дохода. Установлено, что ООО в тот же период участвовало в трех аукционах на право выполнения работ, но не выиграло их из-за высокого уровня конкуренции.

Использование транспорта и техники на правах аренды наиболее приемлемо для ЗАО, так как в этом случае ему не приходится уплачивать лизинговые платежи или проценты по займам на приобретение техники. ООО и ЗАО две юридически самостоятельные компании, с разным составом учредителей, неподконтрольные друг другу, указали суды (постановление кассации Ф10-255/2018 от 28.03.2018). Обратного инспекцией не доказано.

(дело № А62-2418/2017)

ИП распоряжается банковским счетом контрагента – «своего» ООО: доначисления одобрены

Предприниматель применял общую систему налогообложения и занимался реализацией ГСМ и предоставлением в аренду транспортных средств с экипажем ООО.

По результатам камеральной проверки ИФНС указала на получение необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения НДС путем целенаправленного формального «дробления» бизнеса. Предпринимателю доначислен НДС, пени и штраф. Установлено, что ООО применяет ЕНВД и занимается оказанием транспортных услуг. При этом ООО подконтрольно предпринимателю, поскольку его руководителем является работник ИП, а предприниматель в компании работает заместителем директора. ООО не имеет собственной производственной базы, использует исключительно производственные и трудовые ресурсы (автомобили и водителей), принадлежащие предпринимателю.

В карточке с образцами подписей ООО единственным владельцем расчетного счета является предприниматель, указан его мобильный телефон (аналогичный указанному в карточке с образцами подписей и оттиска печати предпринимателя). Счет управляется через систему дистанционного банковского обслуживания, сертификат ключа электронной цифровой подписи зарегистрирован на предпринимателя. Защищенные носители для ключей и пин-конверт с паролем и логином для доступа к системе получил ИП.

Все затраты, связанные с обеспечением деятельности ООО, несет предприниматель, который относит их на расходы. При этом доход от сдачи в аренду ООО транспортных средств не покрывает расходы ИП: лизинговые платежи за транспортные средства, расходы по обслуживанию (техобслуживание, заправка ГСМ), выплата зарплаты водителям. 

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на формальное руководство контрагента и контроля всей его деятельности предпринимателем. Суды указали на ведение единого бизнеса, искусственно разделенного с целью выведения доходной части в ООО, которое находится на ЕНВД, а расходной – предпринимателю, применяющему общий режим.

Суды (постановление кассации Ф06-31143/2018 от 04.04.2018) учли, что предприниматель, располагая всеми необходимыми ресурсами, мог самостоятельно оказывать транспортные услуги, без подконтрольного посредника. Деятельность по сдаче в аренду транспортных средств для ИП убыточна - расходы в 3,6 раза превышают доходы. На счет предпринимателя денежные средства от контрагента поступали как по договорам аренды, так и с назначением платежа «по договору займа», при этом возврат займов предприниматель не доказал.

(дело № А57-7249/2017)

Условие договора о доставке товара продавцом не мешает привлечь иного перевозчика

В рамках исполнения договора подряда ООО «Т» заключило с субподрядчиком ООО «С» договор оказания интегрированных сервисных услуг по обеспечению строительства. ООО «Т» приобрело у ООО «С» товары, которые были доставлены перевозчиком ООО «А», и заявило вычеты в декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете по сделке с ООО «А», установив, что согласно договору с субподрядчиком обязанность по доставке материалов возложена на ООО «С», следовательно, оснований для заключения договора доставки с ООО «А» не имелось.

Суды трех инстанций отменили решение налоговой, установив фактическое оказание ООО «А» услуг по доставке грузов для налогоплательщика, а также использование данных услуг в рамках договора подряда с заказчиком, то есть в деятельности, облагаемой НДС.

Суды (постановление кассации Ф06-31132/2018 от 02.04.2018) разъяснили, что наличие в договоре с продавцом условия о доставке им товаров не означает запрет на оказание данных услуг иным лицом.

(дело № А12-11966/2017)

Суды не против найма беременной уборщицы при наличии договора с клининговой фирмой

А. трудоустроена в компанию по срочному трудовому договору уборщицей производственных и служебных помещений со 2 февраля по 31 марта 2015 года. В связи беременностью А. срок действия договора продлен до 8 сентября 2015 года согласно предоставленному больничному листу. После истечения этого срока договор был прекращен (расторгнут).

По результатам камеральной проверки ФСС отказал в возмещении средств на выплату пособия, сославшись на необоснованность трудоустройства работницы за 2 месяца до ухода в отпуск по беременности и родам, учитывая наличие у компании договора с клининговой фирмой.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав на соблюдение всех условий, необходимых для возмещения расходов, и наличие достаточных доказательств реальности трудовых отношений. К тому же, лист нетрудоспособности выдан без нарушения установленного порядка, расчет начисленного пособия произведен правильно.

Родственных отношений между руководителем или учредителем компании и работницей не выявлено, направленность их действий на незаконное получение средств фонда не доказана. Суды (постановление кассации Ф09-683/2018 от 28.03.2018) отметили, что в компетенцию фонда не входят полномочия по оценке целесообразности приема работника на работу и определению содержания его трудовых обязанностей.

(дело № А60-28754/2017)

ВС не против доначисления НДС по данным ККТ при отсутствии первички и сокрытии аванса

По результатам выездной проверки предпринимателя ИФНС установила поступление в кассу выручки, не отраженной в декларации по НДС.

ИП сообщил, что реализации товара не было. Инспекция сочла поступление неотраженным авансовым платежом, указала на сокрытие предоплаты, доначислила НДС, пени и штраф.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав на недоказанность того, что отраженные в отчете счетчика фискальной памяти денежные средства являлись авансами. Налоговая не установила, от кого поступили средства и во исполнение каких обязательств. По мнению суда, сведения, не подтвержденные первичными документами, доказательством наличия обязательств не являются. Выявление расхождений в данных декларации с показателями ККТ является основанием для выяснения причин этих расхождений, но не влечет безусловного начисления НДС при отсутствии доказательств сокрытия доходов, получения авансов.

Апелляция и окружной суд отменили решение суда, указав на получение денежных средств и отсутствие при этом у налогоплательщика каких-либо встречных обязательств в том же периоде (операций по отгрузке, реализации). Поскольку получение спорных денежных средств предприниматель скрыл от налогового учета, начисление НДС соответствует закону. Суды пояснили, что инспекция не должна доказывать наличие документов, которые налогоплательщик не составлял с целью сокрытия аванса, при документальном подтверждении инспекцией самого факта получения денежных средств (фискальная память ККТ).

Судья ВС (308-КГ18-1741 от 02.04.2018) отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А25-1925/2016)

Указав неверный объект налогообложения в заявлении на УСН, можно проиграть суд

В ноябре 2015 года компания представила в ИФНС уведомление о переходе с 1 января 2015 года на УСН с объектом обложения «доходы». В марте 2016 ода компания представила декларацию по УСН, в которой налог был исчислен исходя из разницы между доходами и расходами и указанием объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила налог, пени и штраф, указав на неправомерное изменение объекта обложения в течение налогового периода, что прямо запрещено пунктом 2 статьи 346.14 НК.

При обращении в суд компания ссылалась на ошибочное указание объекта налогообложения в уведомлении, представление декларации с правильным объектом обложения и уплату авансовых платежей исходя из объекта «доходы минус расходы».

Суды трех инстанций, включая АС Западно-Сибирского округа признали законным решение инспекции, разъяснив, что налоговая декларация не является источником информации о выбранном объекте.

Отклоняя довод компании об ошибочности указания объекта обложения в уведомлении, суды сослались на отсутствие доказательств обращения с заявлением об исправлении ошибки. Уплата авансовых платежей не свидетельствует о выборе объекта обложения. Зачисление таких платежей производится на КБК, указываемые налогоплательщиком в платежных поручениях. Проверить правильность исчисления и уплаты авансовых платежей инспекция может только после получения декларации за год.

Судья ВС (304-КГ18-1727 от 30.03.2018) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам, отметив: «представление налогоплательщиком декларации по УСН за 2015 год с указанием в ней объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» по существу является изменением ранее выбранного объекта налогообложения, что прямо запрещено пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса».

Ранее суды принимали противоположные решение при аналогичных обстоятельствах. По делу № А52-3830/2016 суды, включая АС Северо-Западного округа, сочли неверно указанный в уведомлении объект обложения опиской и признали объект «доходы минус расходы», указанный в декларации, надлежащим волеизъявлением налогоплательщика.

(дело № А45-298/2017)

Суды против применения ЕНВД к услугам по ремонту бытовой техники для юрлиц

При этом не важно, что в течение 10 лет налоговая без замечаний принимала у ИП неправильную отчетность.

Предприниматель применял ЕНВД в отношении услуг по ремонту бытовой техники и УСН в отношении остальной деятельности. За 2015 год он представил декларацию по УСН с нулевыми показателями.

По результатам камеральной проверки инспекция доначислила налог, пени и штраф, установив, что услуги по ремонту бытовой техники оказывались не только физлицам, но и организациям и ИП. Доходы, полученные от последних, инспекция признала налоговой базой по УСН.

Предприниматель обратился в суд, указывая, что отчетность по ЕНВД (подразумевающая в том числе работу в рамках ЕНВД с юрлицами) принималась налоговиками без замечаний в течение 10 лет. Отчеты по УСН с нулевыми показателями в течение 6 лет также не встречали сопротивления.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на статью 346.27 НК, согласно которой к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физлицам. Квалифицирующими признаками услуг в качестве бытовых являются их платность, оказание их гражданам, а также факт включения услуг в ОКУН.

В данном случае условия для применения ЕНВД предпринимателем не соблюдены, так как услуги оказывались юрлицам. Таким образом, денежные средства, полученные за ремонт техники от компаний и ИП, налогоплательщик обязан был включить в налогооблагаемую базу по УСН, указали суды (постановление кассации Ф06-30983/2018 от 03.04.2018).

(дело № А55-5666/2017)

Суды пояснили порядок расчета больничного лицам, работающим не полный рабочий день

Работникам компании (охранникам) была установлена продолжительность рабочего времени – 20 часов в неделю. На день наступления заболевания средний заработок застрахованных лиц оказывался ниже МРОТ. Пособия по временной нетрудоспособности выплачены исходя из МРОТ.

В ходе выездной проверки ФСС установил занижение компанией базы для исчисления страховых взносов на сумму излишне выплаченных работникам пособий. Фонд не согласен с исчислением пособий лицам, работавшим на условиях неполного рабочего дня, исходя из среднего заработка без учета продолжительности рабочего времени. 

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав на часть 1.1 статьи 14 закона № 255-ФЗ – если застрахованное лицо не имело заработка или он был ниже МРОТ, то больничное пособие принимается равным МРОТ. Аналогичные нормы содержатся и в положении об особенностях порядка исчисления пособий.

В решении кассации (Ф01-673/2018 от 27.03.2018) указано: «если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени, и работник работает полный рабочий день».

Таким образом, компания правомерно рассчитывала пособие по временной нетрудоспособности работникам исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени.

(дело № А43-1888/2017)

ПРОЧЕЕ

По решению налогового органа могут приостанавливаться операции по корпоративной карте клиента банка с предоставленной ему кредитной линией в форме овердрафта

По общему правилу приостановление налоговым органом операций по счету налогоплательщика означает прекращение банком всех расходных операций по указанному счету клиента.

Минфин России указал при этом, что Положением Банка России от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии платежных карт...» не предусматриваются какие-либо изъятия в части порядка исполнения решения налогового органа о приостановлении операций по платежным картам клиентов.

В этой связи Минфин России сообщает, что операции по расходованию кредитных средств на карте клиента могут быть приостановлены в соответствии со статьей 76 НК РФ.

Если общая сумма денежных средств на счетах превышает указанную в решении налогового органа сумму, то налогоплательщик вправе подать заявление об отмене приостановления операций по счетам, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения налогового органа о взыскании налога.

Указано также, что кредитные организации при осуществлении эмиссии платежных карт могут предусматривать в договоре условие об осуществлении клиентом операций с использованием этих карт, сумма которых превышает:

  • остаток денежных средств на банковском счете клиента в случае невключения в договор банковского счета условия предоставления овердрафта;
  • лимит предоставления овердрафта;
  • лимит предоставления кредита, определенный в кредитном договоре.

Расчеты по указанным операциям могут осуществляться путем предоставления клиенту кредита в порядке и на условиях, предусмотренных кредитным договором или договором банковского счета.

(Письмо Минфина России от 16.03.2018 N 03-02-07/1/16533)

Суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет предоставленных субсидий, вычету не подлежат

В случае получения налогоплательщиками субсидий на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

В том случае, если налогоплательщиками получены субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, то суммы таких субсидий подлежат включению в налоговую базу по НДС, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 НК РФ.

При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 03.04.2018 N СД-4-3/6286@ «О направлении письма Минфина России от 02.04.2018 N 03-07-15/20870»)

ФНС России сообщены коды для отражения в налоговой декларации по НДС операций, освобожденных от налогообложения

Изменения, внесенные в статьи 146 и 149 НК РФ, и вступившие в силу с 1 января 2018 года, предусматривают следующие налоговые льготы:

  • не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе органам госвласти субъектов РФ и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и созданными им в указанных целях хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями ОЭЗ (данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года);
  • не подлежат налогообложению НДС операции по реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования.

При заполнении налоговой декларации рекомендовано в первом случае применять код 1010828, во втором - 1011201.

До официального утверждения указанных кодов использование налогоплательщиками иных кодов (1010800 и 1010200) не является нарушением.

(Письмо ФНС России от 09.04.2018 N СД-4-3/6748@ «О порядке заполнения раздела 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»)

ФНС России сообщила о новых возможностях при заполнении налоговой декларации по земельному налогу и случаях ее представления в течение 2018 года

Приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ в форму налоговой декларации и порядок ее заполнения внесены изменения.

В частности, Раздел 2 декларации дополнен строкой с кодом Ки, подлежащей заполнению в соответствии с пунктом 7.1 статьи 396 НК РФ при исчислении налога в случаях изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка.

Также предусматривается возможность исчисления налога в случае изменения в течение налогового периода размера коэффициента 2 на коэффициент 4, применяемых в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) на условиях осуществления на нем жилищного строительства.

Новая форма применяется начиная с отчета за 2018 год.

Сообщено также, что при ликвидации (реорганизации) организации в налоговом периоде 2018 года декларация может быть представлена по новой форме.

(Письмо ФНС России от 04.04.2018 N БС-4-21/6319@ «О Приказе ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@»)

ИП, применяющие ПСН, смогут уведомить инспекцию об уменьшении налога на расходы по приобретению ККТ по форме, рекомендованной ФНС России

Уведомление может быть направлено и в произвольной форме, с обязательным указанием сведений, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 349-ФЗ.

В случае применения рекомендуемой формы уведомления следует учитывать приведенные в письме рекомендации по ее заполнению.

В частности указано, что по коду строки 050 Листа А уведомления указывается сумма расходов по приобретению экземпляра ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, на выполнение сопутствующих работ и оказание услуг.

Сумма произведенных расходов по приобретению контрольно-кассовой техники не может превышать 18 000 рублей.

В случае заполнения нескольких листов Б значение показателя по коду строки 210 указывается на последней заполняемой странице Листа Б, в предыдущих страницах по данной строке проставляется прочерк.

(Письмо ФНС России от 04.04.2018 N СД-4-3/6343@ «О рекомендуемой форме уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники»)

Ошибочно перечисленная сумма по реквизитам уплаты НДФЛ не может быть зачтена в счет уплаты иных налогов

Это связано с тем, что статья 78 НК РФ не предусматривает зачет сумм излишне удержанных из доходов работников налогов в счет исполнения обязательств по уплате налогов, возникающих у этой организации в качестве налогоплательщика.

В этом случае организация вправе:

  • обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ;
  • обратиться за зачетом ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет предстоящих платежей по этому налогу.

(Письмо Минфина России от 22.01.2018 N 03-02-07/1/3224)

Разъяснены вопросы заполнения расчетов по страховым взносам: при отсутствии показателей, при представлении расчетов дачными НКО, при ликвидации учреждения

Согласно общему правилу обязательными для заполнения всеми плательщиками страховых взносов являются: титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 к разделу 1, Приложение 2 к разделу 1 и раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета.

В случае отсутствия какого-либо показателя, количественные и суммовые показатели заполняются значением «0», в остальных случаях во всех знакоместах проставляется прочерк.

Далее сообщено, что поскольку председатели правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в силу положений законодательства признаются застрахованными лицами, к расчету следует приложить раздел 3 на председателя правления, заполнив соответствующие строки 010 - 180 подраздела 3.1 расчета.

Аналогичный порядок заполнения расчета по страховым взносам предусмотрен в отношении находящегося в стадии ликвидации муниципального бюджетного учреждения.

В случае отсутствия в течение расчетного периода выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, подлежащих ОСС, к представляемому расчету следует приложить раздел 3 на ликвидатора, осуществляющего полномочия по управлению делами ликвидируемого муниципального бюджетного учреждения, заполнив строки 010 - 180 подраздела 3.1 расчета.

(Письмо ФНС России от 02.04.2018 N ГД-4-11/6190@ «По вопросу заполнения расчета по страховым взносам»)

ФНС России разъяснены вопросы списания задолженности плательщиков страховых взносов, снятых с учета по причине смерти

Физические лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в установленном фиксированном размере при величине дохода, не превышающего 300 000 рублей, и, дополнительно, 1 процент от дохода, превышающего указанную величину.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок сумму страховых взносов, подлежащую уплате такими плательщиками, определяет налоговый орган.

Сообщается, что сформированные налоговыми органами обязательства упомянутых плательщиков, по которым в налоговом органе имеется информация о дате снятия с учета по причине смерти, будут признаны безнадежными к взысканию и списаны в установленном порядке.

(Письмо ФНС России от 09.04.2018 N БС-4-11/6731@ «По вопросу определения обязательств налогоплательщиков страховых взносов, по которым в налоговом органе имеется информация о дате снятия с учета по причине смерти»)

Налоговыми органами планируется проведение информационно-разъяснительной работы по переходу на новые ККТ (онлайн-кассы)

Разработана инструкция для работников налоговых органов в целях комфортного перехода на новые ККТ налогоплательщиками, ранее ее не применявшими.

Инструкция определяет последовательность действий сотрудников территориальных налоговых органов в целях проведения информационно-разъяснительной кампании с указанными налогоплательщиками.

С 1 июля 2018 года обязаны перейти на новый порядок применения ККТ:

  • индивидуальные предприниматели с наемными работниками на ЕНВД или ПСН и организации на ЕНВД в сфере торговли и общепита;
  • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающие услуги общественного питания;
  • индивидуальные предприниматели с наемными работниками и организации, которые занимаются вендингом (осуществление деятельности с применением торговых автоматов).

Отдельным налогоплательщикам предоставлена отсрочка перехода на онлайн-кассы до 1 июля 2019 года.

Инструкция предписывает утверждение плана мероприятий (дорожную карту) по реализации информационно-разъяснительной кампании.

Среди таких мероприятий, в частности:

  • направление в адрес налогоплательщиков уведомления о предстоящей обязанности применения ККТ с приложением памятки на бумажном носителе;
  • организация семинаров по вопросу применения ККТ;
  • разъяснительные работы относительно целесообразности заблаговременного перехода на новый порядок применения ККТ;
  • осуществление мониторинга цен на ККТ, фискальные накопители и связь в целях применения ККТ в целях недопущения злоупотреблений и завышения цен на них.

Обращается внимание на то, что налоговый вычет в связи с приобретением ККТ вправе получить только индивидуальные предприниматели.

(Письмо ФНС России от 03.04.2018 N ММВ-20-20/33@ «О направлении инструкции»)


Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.