Мониторинг изменений за период 01.01.19 - 13.01.19


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 01.01.2019 - 13.01.2019 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Пилотный проект по компенсации НДС при вывозе иностранными гражданами товаров (система "tax free") продлен до конца 2019 года

Соответствующее изменение внесено в Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2018 г. N 105 "О реализации пилотного проекта...".
Кроме того, значительно расширен перечень мест размещения организаций розничной торговли, участвующих в системе "tax free": в Московской области предусматривается 5 новых адресов, в том числе в г. Химки; в Свердловской области в г. Екатеринбурге 5 магазинов "tax free"; в Москве 21 и Санкт-Петербурге 9 новых розничных магазинов.
(Постановление Правительства РФ от 27.12.2018 N 1699 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 105")
Источник: КонсультантПлюс, 05.01.2019, http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2019-01-05.html

Для возврата и зачета переплаты по налогам, сборам и другим обязательным платежам применяются обновленные формы заявлений

В новой редакции изложены соответствующие приложения к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.
Так, в частности, в форме заявления о возврате сумм переплаты добавлено поле для указания статуса плательщика (1 - налогоплательщик, 2 - плательщик сбора, 3 - плательщик страховых взносов, 4 - налоговый агент); вместо наименования счета включено поле для указания вида счета (кода); в сведениях о физлице, не являющемся ИП, исключены поля для отражения адреса места жительства (места пребывания) в РФ.
Кроме того, форма сообщения налогового органа о принятом решении дополнена строкой "Причина отказа в зачете (возврате)".
(Приказ ФНС России от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@ "О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@", зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2018 N 53210)
Источник: КонсультантПлюс, 05.01.2019, http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2019-01-05.html

СТАТИСТИКА

Обновлен статистический инструментарий для организации наблюдения за деятельностью микропредприятий

С отчета за 2018 год вводится в действие обновленная форма федерального статистического наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия". Форма предоставляется юридическими лицами, являющимися микропредприятиями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в том числе микропредприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения. Индивидуальные предприниматели форму не предоставляют.
В форму включаются сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям данного микропредприятия независимо от их местонахождения.
Заполненная форма предоставляется юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту регистрации юридического лица. Временно неработающие микропредприятия, на которых в течение части отчетного года имели место производство товаров и услуг или инвестиционная деятельность, предоставляют форму на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по форме. Организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации.
Сведения по форме предоставляются за отчетный год.
С введением Указаний утратившим силу признается Приказ Росстата от 07.11.2017 N 723 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия".
(Приказ Росстата от 02.11.2018 N 654 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия")
Источник: КонсультантПлюс, 09.01.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/56398.html/

Обновлены указания по заполнению статформы N 1-предприяие "Основные сведения о деятельности организации"

Уточняются, в частности:
  • порядок подачи формы филиалами организаций;
  • круг информации, подлежащей внесению в некоторые строки формы (строки 502, 507 и др.);
  • особенности предоставления форм организациями, осуществляющими строительство жилых домов и нежилых зданий собственными силами с целью их дальнейшей продажи;
  • особенности представления информации по указанной форме некоторыми видами юридических лиц (организациями, осуществляющими продажу товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам), строительными организациями и др.);
  • порядок отражения в отчетности затрат на инвестиции в основной капитал юридического лица;
  • адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещаются уведомления о кодах по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ), необходимых для заполнения формы.

(Приказ Росстата от 26.12.2018 N 778 "Об утверждении изменений и дополнений в Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", утвержденные Приказом Росстата от 30.01.2018 N 39")
Источник: КонсультантПлюс, 05.01.2019, http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2019-01-05.html/

Росстат обновил статистический инструментарий для организации наблюдения за численностью и заработной платой работников по категориям в организациях социальной сферы и науки

Приказом утверждены и введены в действие, начиная с отчета за январь - март 2019 года, формы федерального статистического наблюдения:
  • N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала";
  • N ЗП-наука "Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала";
  • N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала";
  • N ЗП-соц "Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала";
  • N ЗП-культура "Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала".

Формы подлежат представлению по адресам и в сроки, установленные в самих формах.
Утратившим силу признается Приказ Росстата от 25.12.2017 N 864 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
(Приказ Росстата от 27.12.2018 N 781 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для проведения федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки")
Источник: КонсультантПлюс, 05.01.2019, http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2019-01-05.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Не потрудившись составить список украденных бумаг, фирма лишилась вычетов

Единственная участница ООО приняла решение ликвидировать фирму, что вызвало выездную проверку ИФНС. Полного комплекта документов фирма не представила, сославшись на утрату части бумаг и жёстких дисков в результате кражи. Кроме этого, налоговая обнаружила сделки с двумя контрагентами-"однодневками" — и за все выявленные нарушения доначислила НДС на 15 млн рублей с соответствующими санкциями и пенями. Налогоплательщик оспорил решение в суде.
Суды трёх инстанций, рассмотрев дело, истцу отказали. Поскольку налогоплательщик не представил ни налоговой, ни суду первичных документов за два квартала проверяемого периода, и не представил свидетельств того, что предпринимались попытки их восстановления, подтвердить правомерность вычетов фирме оказалось нечем. Суды отдельно отметили, что налогоплательщик не представил даже перечня утраченных документов — ни УМВД, ни инспекции, ни самим судам.
Важную роль при принятии судами решения по эпизоду со спорными сделками сыграл представленный инспекцией судебный приговор по уголовному делу, в котором фигурировали обе "однодневки". Из содержания вступившего в законную силу приговора следует, что оба контрагента были в своё время зарегистрированы с целью "прокачки" денег через расчётные счета в оправдание фиктивных сделок и обналички средств.
Определением ВС от 25.12.2018 № 305-КГ18-21615 кассационная жалоба по данному делу отклонена.
(дело № А41-90695/2017)
Источник: Audit-it.ru, 10.01.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/974651.html

Восстание машин: НДС восстанавливать надо только в части проданного лома

В организации произошла катастрофа: все оборудование цеха и спецтехника в результате аварии в одночасье превратились в груду бесполезных обломков. Фирме ничего не оставалось, кроме как списать 109 объектов ОС и оприходовать 304 тонны металлолома и несколько десятков годных запчастей.
Остаточная стоимость бывших ОС перевалила за 177 млн рублей, а уменьшить убыток удалось лишь на 200 тысяч – именно столько фирма выручила от продажи части металлолома (33 тонн).
Но налоговикам этого хватило, чтобы предъявить фирме претензии: мол, необлагаемую НДС операцию произвели, бывшее оборудование в ней использовали? – Будьте добры, восстановите НДС, принятый ранее к вычету при приобретении имущества. Почти весь: имущество было почти новым, износ – процентов 10. Налога доначислено 20 млн с "хвостиком".
Каждая судебная инстанция отменяла решение предыдущей: областной арбитраж решил соблюсти интерес бюджета, апелляция сжалилась над налогоплательщиком и отменила доначисление полностью, а окружной суд был готов добить капиталиста. Но последний в поисках справедливости пошел дальше.
ВС в целом оправдал надежды фирмы-истца, обратившись к природе НДС – к принципу его нейтральности (налог косвенный – уплачен-возмещен), а также к сущности ОС – они используются долго, постепенно окупая свою стоимость, которая переносится на стоимость произведенных товаров не единовременно, а по мере эксплуатации. Это условие не выполняется, если ОС уничтожено, как в данном случае. Поэтому о восстановлении НДС со всей остаточной стоимости речи идти не может.
Но и совсем ничего не платить тоже не получится: НДС следует восстановить в части стоимости металлолома, принятого к учету по результатам ликвидации объектов ОС и реализованного. Так что ВС направил дело на новое рассмотрение, при котором облсуд должен будет посчитать восстанавливаемую сумму налога (определение 306-КГ18-13567 от 21.12.2018).
(дело № А57-9401/2017)
Источник: Audit-it.ru, 11.01.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/974960.html

Мэрии не удалось возложить НДС с продажи помещений на физлиц, "обозвав" их ИП

При камеральной проверке департамента муниципального имущества горадминистрации ИФНС обнаружила, что не был уплачен в бюджет НДС по ряду сделок продажи недвижимости физлицам, не являющимся ИП. Результат — доначисление НДС на общую сумму 2,4 млн рублей. Муниципалы попытались оспорить решение в суде.
Суды трёх инстанций, рассмотрев дело, встали на сторону налоговой. Суды исходили из того, что при продаже муниципального имущества НДС перечисляет покупатель, за исключением физлиц-не ИП (пункт 3 статьи 161 НК об определении налоговой базы по НДС налоговыми агентами). В постановлении пленума ВАС от 17.04.2012 № 16055/11 прямо указано на то, что НДС в данном случае должен платить продавец.
Истец отмахивался от налога также и под тем предлогом, что не является собственником реализованного имущества. Однако департамент распоряжается им на правах собственника. О том, что продажа имущества, не закреплённого за муниципальными предприятиями и учреждениями, облагается НДС, говорил ВС в определении по делу № А09-10032/2015, о котором мы в свое время сообщали.
Довод департамента о том, что спорные покупатели, не имея статуса ИП, фактически ведут предпринимательскую деятельность, суды также отклонили: "обычное" физлицо без статуса ИП налоговым агентом быть не может. То, что физлица вели бизнес без регистрации, суды сочли не относящимся к делу. При этом прописанные в спорных договорах условия, в которых департамент "повесил" уплату НДС на покупателей, по заключению судов, противоречат налоговому законодательству.
Определением от 26.12.2018 № 306-КГ18-21954 ВС отклонил кассационную жалобу по данному делу.
Надо отметить, что в вопросе "взаимоотношений" физлиц и НДС суды могут не всегда следовать букве закона, например, суды ранее признавали законным начисление НДС "обычным" физлицам, систематически (в качестве бизнеса) продававшим и сдававшим в аренду недвижимость.
(дело № А12-45874/2017)
Источник: Audit-it.ru, 10.01.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/974553.html

ФНС России обобщила практику рассмотрения Конституционным и Верховным Судом РФ в IV квартале 2018 года споров по вопросам налогообложения

В Обзоре приводятся, в частности, следующие позиции высших судов:
  • положения НК РФ не предполагают обложения налогом на имущество организаций объектов движимого имущества, которые до совершения сделки между взаимозависимыми лицами, реорганизации или ликвидации юридических лиц не признавались объектом налогообложения у первоначального (предыдущего) собственника, только лишь в связи с принятием такого имущества на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами;
  • органы местного самоуправления вправе разъяснять налогоплательщикам положения только местных налоговых законов, но не актов федерального налогового законодательства;
  • вычеты сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), при этом не предполагается возможность изменения срока восстановления сумм НДС, принятого к вычету в отношении авансовых платежей, с переходом на налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором соответствующие гражданско-правовые обязательства были фактически исполнены;
  • пониженные ставки налога на прибыль иностранных организаций, предусмотренные Соглашением об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр в отношении дивидендов не применимы, если дивиденды транзитно перечисляются через подконтрольную кипрскую компанию в компанию, расположенную в иной юрисдикции;
  • в случае превышения порогового значения соотношения контролируемого заемного и собственного капиталов проценты, начисленные по кредитным договорам с иностранной организацией, могут быть переквалифицированы в дивиденды, выплаченные в адрес иностранной компании, владеющей капиталами заемщика и заимодавца;
  • контролирующая организация должна уведомлять о контролируемых иностранных компаниях даже в случае отсутствия у них доходов в виде прибыли;
  • ликвидация ОС не может считаться основанием для восстановления НДС, поскольку объекты физически перестают существовать, а не начинают использоваться в необлагаемой деятельности;
  • вменение арендодателю статуса предпринимателя по результатам налоговой проверки не должно приводить к исчислению налога на добавленную стоимость дополнительно к сумме арендных платежей, который невозможно предъявить к оплате арендатору;
  • реализация исправительными колониями товаров, произведенных с использованием труда осужденных, не облагается налогом на прибыль;
  • ограничение права на применение налоговой льготы не распространяется на ситуации, когда операции между взаимозависимыми лицами не могли повлечь неблагоприятные налоговые последствия, а именно не способны привести к выводу из-под налогообложения основных средств, принятых на учет до 1 января 2013 года;
  • если выплаченные гражданину - участнику организации денежные средства не превышают величину произведенного им в соответствующей части вложения, имущественное положение налогоплательщика не улучшается, а приводится в состояние, имевшее место до оплаты доли в уставном капитале, что свидетельствует об отсутствии дохода;
  • для целей уплаты земельного налога формулировки "ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц" и "ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем" являются равнозначными;
  • для целей признания подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 1 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.;
  • признание налоговым органом права налогоплательщика на налоговую льготу не освобождает налогоплательщика от доказывания права на льготу в судебном процессе;
  • из положений НК РФ не следует, что налогоплательщик, уплативший налог за один из предыдущих периодов в излишнем размере, ограничен в возможности производить уплату налога за текущий период с учетом остатка платежей по налогу, накопленного на его лицевом счете, задолженность перед бюджетом по конкретному виду налога в данном случае, с учетом накопленных сумм, объективно отсутствует;
  • правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты страховых взносов по итогам 2013 года считается совершенным в 2014 году, в связи с чем срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться с 1 января 2015 года;
  • с момента отзыва лицензии, а также с даты принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства банк-гарант утрачивает возможность осуществить выплату по гарантии непосредственно при предъявлении к нему бенефициаром требования о платеже, в связи с чем банковская гарантия по существу утрачивает обеспечительную функцию;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит привлечению к ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, в связи с чем сроки для привлечения к административной ответственности определяются в соответствии с редакцией КоАП РФ, действовавшей на дату совершения правонарушения.

("Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2018 года по вопросам налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 10.01.2019, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/56418.html