Мониторинг изменений за период 03.06.19 - 09.06.19


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 03.06.2019 - 09.06.2019 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Внутренние воздушные перевозки в обход Москвы и Московской области облагаются НДС по ставке 0 процентов

Соответствующее дополнение внесено в пункт 1 статьи 164 НК РФ.
Льготная ставка применяется к услугам по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, назначения, а также все промежуточные пункты маршрута расположены вне территории Москвы и Московской области.
Законом предусмотрены документы, обосновывающие право на применение налоговой ставки НДС в размере 0 процентов при реализации указанных услуг.
(Федеральный закон от 06.06.2019 N 123-ФЗ "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 07.06.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58049.html

Доходы в виде процентов, формирующие фонд капитального ремонта, не облагаются налогом на прибыль организаций

Указанные средства согласно части 3 статьи 179 Жилищного кодекса РФ учитываются на отдельных счетах, открытых для формирования фондов капитального ремонта, и могут использоваться только на финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Учитывая целевой характер указанных средств, доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, а также доходы, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, настоящим Законом отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
(Федеральный закон от 06.06.2019 N 137-ФЗ "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 07.06.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58050.html

Урегулированы вопросы налогообложения отдельных сделок по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований)

Согласно принятому Закону, если сделка осуществляется в рамках реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка или в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то:
- такая сделка не признается контролируемой;
- для целей налогообложения цена, применяемая в сделке, признается рыночной.
Кроме того, в целях поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, отнесены суммы прекращенных обязательств налогоплательщика, определяемые актом Правительства РФ, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ.
Также уточнен круг лиц, которые уполномочены на предоставление предварительного согласия на передачу компетентным органам иностранных государств, в рамках автоматического обмена страновыми отчетами, сведений об участниках международной группы компаний, включенных в соответствии с российским законодательством в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (к таким лицам отнесена государственная корпорация, осуществляющая полномочия собственника имущества указанных участников).
(Федеральный закон от 06.06.2019 N 125-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 07.06.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58044.html

До 1 января 2023 года от уплаты госпошлины освобождена регистрация ранее приобретенных прав на объекты недвижимости на территории Крыма и Севастополя

Законом продлено действие подпункта 31 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ, предусматривающего освобождение от уплаты госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших на территориях Крыма и Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Внесение данных изменений обусловлено необходимостью продления мероприятий по интеграции Крымского региона в экономическую и правовую системы Российской Федерации.
(Федеральный закон от 06.06.2019 N 128-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 07.06.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58057.html

Уточнены требования к формированию налогоплательщиками некоторых запросов при осуществлении налоговыми органами информационного обслуживания

Внесено дополнение в Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков, касающееся формирования запросов на предоставление:
- выписки операций по расчетам с бюджетом;
- перечня налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году.
Установлено, что в случае если в запросе на предоставление выписки или перечня указан, соответственно, отчетный год либо период времени, свыше периода трех лет назад от текущей даты, то налогоплательщику (представителю) формируется и направляется соответствующее сообщение в уведомлении об отказе.
Кроме того, в новой редакции изложена форма запроса о предоставлении данных в рамках информационного обслуживания налогоплательщиков.
(Приказ ФНС России от 03.06.2019 N ММВ-7-19/277@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@")
Источник: КонсультантПлюс, 05.06.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58015.html/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО



Государствами - членами ЕАЭС заключено соглашение о функционировании механизма прослеживаемости

Согласно соглашению механизм прослеживаемости представляет собой систему, функционирующую на основе обмена сведениями из национальных систем прослеживаемости и обеспечивающую контроль за оборотом товаров.
Прослеживаемость осуществляется в отношении следующих товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС:
- товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- товары, не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые конфискованы или обращены в собственность (доход) государства иным способом;
- товары, не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- товары, задержанные таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС и не востребованные в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров.
В рамках механизма прослеживаемости государства-члены обеспечивают обмен сведениями из национальных систем прослеживаемости на регулярной основе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС.
Соглашение является международным договором, заключенным в рамках ЕАЭС, и входит в право ЕАЭС.
("Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза", заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019)
Источник: КонсультантПлюс, 03.06.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207307446.html/

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Упрощен порядок применения ККТ при осуществлении отдельных видов деятельности

В Закон о применении ККТ внесены многочисленные поправки.
Так, например, ИП, реализующие работы, услуги и товары собственного производства, не имеющие наемных работников, освобождены от применения ККТ до 1 июля 2021 года.
Законом предусмотрен также ряд случаев, когда ККТ может не применяться (в том числе ТСН, ЖСК и иными специализированными потребительскими кооперативами при оказании услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также в некоторых случаях при расчетах за услуги населению в сфере образования, спорта и культуры).
Устанавливается возможность использования одного кассового аппарата, расположенного удаленно, например, при разносной торговле, дистанционном способе продажи товаров и в некоторых иных случаях.
При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физлицами за услуги в сфере ЖКХ, образования, за услуги охраны, может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в течение календарного месяца. При этом срок формирования чека ККТ увеличен до 10 календарных дней.
Отдельные поправки направлены на упрощение порядка исполнения обязанности по выдаче кассового чека (БСО). В ряде случаев продавец вправе обеспечить покупателю возможность считать QR-код, позволяющий идентифицировать чек ККТ (БСО), с использованием мобильного телефона, смартфона и иного компьютерного устройства.
При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне ТС обязанность по выдаче чека ККТ может быть исполнена путем предоставления проездных документов (билетов, талонов для проезда в общественном транспорте) на бумажном носителе с указанием сведений для идентификации и бесплатного получения чека ККТ (БСО).
При расчетах в сфере ЖКХ обязанность по формированию чека ККТ и направлению сведений в налоговые органы должна исполняться в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя ККТ. При этом клиенту, вносящему денежные средства, для получения чека ККТ необходимо будет направить запрос, содержащий наименование услуги, дату и сумму расчета.
(Федеральный закон от 06.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 07.06.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58041.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Разработаны поправки в порядок выдачи листков нетрудоспособности

Соответствующий проект документа, подготовленный Минздравом России, вынесен на общественное обсуждение (оно продлится до 14 июня). Часть изменений связана с реализаций утвержденных Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ поправок, касающихся возможности оформления с 1 июля 2017 года электронных больничных наряду с бумажными листками нетрудоспособности.
Так, в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздрава России от 29 июня 2011 г. № 624н, планируется внести изменения, устанавливающие процедуру выдачи листка нетрудоспособности, сформированного и размещенного в информационной системе страховщика, в форме электронного документа. В частности, указано, что допускается оформление листка нетрудоспособности, являющегося продолжением электронного листка нетрудоспособности, а также формирование электронного листка нетрудоспособности, являющегося продолжением листка нетрудоспособности.
Кроме того, перечислены нормы, действие которых предполагается распространить на порядок формирования электронного листка нетрудоспособности. Однако оговорено, что после принятия Минздравом России порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа общие нормы о порядке выдачи листков нетрудоспособности будут распространяться на электронные больничные лишь в части, не противоречащей специальному порядку.
Также в числе проектируемых поправок:
- уточнение порядка выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам;
- включение в перечень случаев оформления дубликата листка нетрудоспособности случаев порчи или утери больничного и изменения причины нетрудоспособности по решению врачебной комиссии;
- корректировка правил выдачи листка нетрудоспособности в случае необходимости подтверждения периода временной нетрудоспособности и наличия уважительных причин неявки в службу занятости.
Одновременно подготовлен проект Порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа. Он определяет процедуру формирования электронного больничного и особенности его заполнения. В частности, предусмотрено, что электронный больничный формируется с письменного согласия пациента при предъявлении СНИЛС. Если работник занят у нескольких работодателей, то формируется один электронный листок нетрудоспособности для представления его номера по каждому месту работы (по одному из последних мест работы по выбору гражданина). Номера электронных больничных регистрируются в первичной медицинской документации с указанием даты их формирования, выписки гражданина на работу, сведений о направлении в другую медорганизацию или в учреждение медико-социальной экспертизы. Начало формирования электронного листка нетрудоспособности осуществляется в день обращения гражданина (с его письменного согласия).
Источник: ГАРАНТ, 03.06.2019, http://www.garant.ru/news/1275011/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суды признали ГПД с бухгалтером, ушедшей в декрет, трудовым договором

ФСС провел выездную проверку фирмы и доначислил взносы по ряду гражданско-правовых договоров, узрев в них прикрытие для трудовых, позволяющее сэкономить на взносах.
Несколько ГПД было заключено с водителями. Фонд утверждал, что специфика деятельности фирмы (перевозка опасных грузов) подразумевает обязательное наличие водителей в штате. К тому же, у них были рабочие места (гараж), для сторон договора был важен процесс труда, а не результат; водители выполняют работы по трудовой функции, а не по разовым заданиям.
Суды эти аргументы не приняли. Насчет необходимости включения водителей в штат по закону кассация (Ф09-2607/2019) отметила, что обязательным условием является лишь наличие у водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и свидетельства об их подготовке к такой перевозке. Так что ФСС тут передергивает.
Остальных признаков трудовых отношений суды тоже не увидели. В договорах был указал конкретный вид возмездного оказания услуг - "управление автомобилем заказчика по его заданию"; установлена фиксированная сумма вознаграждения за результат; оказание услуг постоянного характера не имело, водители привлекались к перевозке по мере необходимости (на один рейс), в случае отсутствия заказов какие-либо выплаты не производились.
Еще один эпизод дела касался ГПД с бухгалтером, которая ранее трудилась в штате фирмы, но ушла в декрет. И почти сразу же организация заключила с ней ГПД. Суды указали, что договор направлен на обеспечение деятельности фирмы, в частности, ведение бухгалтерского и налогового учета. Бухгалтер выполняла не какую-либо разовую работу, а определенные функции, входящие в обязанности бухгалтера, а вознаграждение было установлено фиксированное - 35 тысяч в месяц. В этом суды трех инстанций увидели признаки трудового договора, и в этой части доначисление взносов осталось в силе.
Суды не впервые "напрягаются", когда работник из штата переведен на договор (в том числе, оформившись как ИП). Установленное рабочее время также играет против работодателя. Он может проиграть также и дело по иску работника, желающего оказаться в штате, даже несмотря на привлечение на проект. Был также и случай, когда ВС не согласился, что работник сам виноват, подписав договор подряда вместо трудового.
Однако есть и противоположная практика. Например, суды указывали, что ГПД нельзя признать трудовым только на основании систематичности и повторности работ.
(дело № А47-6761/2018)
Источник: Audit-it.ru, 07.06.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/988624.html

Суды против начисления взносов по без-зарплатному директору исходя из МРОТ

С одной стороны, решение оставляет надежду на "прощение" взносов в таких ситуациях. С другой - содержит намек на букет иных нарушений, которыми должна заниматься другая структура.
Директор, он же учредитель фирмы, он же ее единственный сотрудник подал расчет по взносам не вовремя, да еще и с нулевыми показателями. Это напрягло налоговую инспекцию: она увидела сразу два повода для штрафов, а также повод для начисления пеней и взносов.
Оказалось, что зарплата директору не начислялась и не выплачивалась. Зато был выплачен заём в сумме 1,25 млн рублей. Это налоговики использовали как аргумент в пользу того, что труд директора оплачивался - по их мнению, договор займа был заключен лишь для вида. Однако базой для начисления взносов инспекция все же посчитала региональный МРОТ - так убедительнее.
Суды решение в части взносов отменили. Исходя из статьи 424 НК в облагаемую взносами базу включаются только фактически начисленные выплаты в рамках трудовых отношений, указала кассация (Ф04-1377/2019). При отсутствии начислений оплаты труда нет и базы по взносам. При этом не любые выплаты работникам относятся к оплате труда в целях взносов, напомнили также суды.
Заём - вообще не аргумент в пользу взносов, осадил проверяющих суд первой инстанции. Даже если заем будет прощен.
Однако решения судов имеют и другую грань. Несмотря на то, что трудового договора между фирмой и директором не заключалось, он является ее работником, отметил арбитражный суд. Назначение на должность приводит к трудовым отношениям. Директор является застрахованным лицом в системе обязательных видов соц- (мед-, пенс-) страхования и "относится к лицам, работающим по трудовому договору". "На начисленные в его пользу выплаты за выполненную трудовую функцию страхователем должны начисляться страховые взносы", - подчеркнул суд. ТК не содержит норм, запрещающих применение общих положений ТК к трудовым отношениям при совпадении статуса работника и работодателя в одном лице.
Конечно, прямо суды не сказали, что проблемой должна заняться сначала трудинспекция. Но, можно сказать, намекнули на это. Так что, видимо, налоговая просто пробежалась впереди паровоза, поэтому - неудачно.
Что касается штрафа за опоздание с РСВ, суды в этом инспекцию поддержали. "Нулевой" расчет нужен, и сдан он должен быть вовремя.
(дело № А81-7427/2018)
Источник: Audit-it.ru, 03.06.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/988175.html

Суды по-прежнему против начисления взносов на непринятые ФСС "больничные"

Одна организация судилась с ПФ в Санкт-Петербурге, а вторая - в Кемерово, и обе по одному и тому же поводу. ФСС не принял к зачету пособия по больничным, выплаченные работникам, а ПФ в ходе проверки воспринял эти выплаты как обусловленные трудовыми отношениями, а значит - облагаемые взносами.
В Питере первая инстанция согласилась с ПФ, но в апелляции выиграл страхователь, и кассация в АС Северо-Западного округа результат не изменила. Для зачета пособий со стороны ФСС нужны два условия - и наступление страхового случая, и надлежащее оформление бумаг. Если суммы пособий выплачены по неправильно оформленным документам или с иным нарушением, то статус этих выплат как социальных пособий не утрачивается, отметил окружной суд (Ф07-4209/2019). Значит, спорные выплаты не связаны с оплатой труда и не должны облагаться пенсионными взносами.
В Сибири все три судебные инстанции были единодушны (дело № А27-25521/2018). Тут резолюция еще интереснее: "законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов непринятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения", подчеркнул АС Западно-Сибирского округа (Ф04-1433/2019). Впрочем, в решениях этого окрсуда такой аргумент звучит уже не в первый раз.
Надо отметить, что судебная практика уже давно ополчилась против фондов, начислявших взносы на "зависшие" пособия. Однако все это, в том числе упомянутые свежие решения - уже отголоски прошлого, так как с начала 2017 года такие начисления - проблема налоговиков.
(дело № А56-115566/2018)
Источник: Audit-it.ru, 05.06.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/988420.html

СЗВ-М надо сдавать даже на единственного сотрудника - директора без зарплаты

Один из учредителей некоммерческой организации пребывает в ней на должности директора. При этом он - единственный сотрудник и обходится без зарплаты. Учитывая это, он считал, что не должен сдавать в ПФ сведения персучета, включая СЗВ-М.
Так что, получив такой отчет за декабрь 2016 года с опозданием, ПФ оштрафовал организацию на 500 рублей, которые взыскивались через суд.
В судах ответчик просил освободить его от штрафа, так как, якобы, страхователем не является, взносы не платит. Однако суды отметили, что назначение на должность порождает трудовые отношения, и директор - застрахованное лицо. Так что, несмотря на неполучение им зарплаты, СЗВ-М организация сдавать должна.
Но, поскольку директор еще не достиг пенсионного возраста, и непоступление сведений не заставило ПФ раскошелиться на индексацию пенсии, суды снизили штраф вдвое, отметив, что негативных последствий нарушение не имело. Также суды учли некоммерческий статус плательщика (кассация Ф10-640/2019).
Надо сказать, организации дешевле бы вышло уплатить штраф сразу по требованию ПФ, так как теперь ей предстоит отдать 1000 рублей в виде госпошлины.
(дело № А14-1839/2018)
Источник: Audit-it.ru, 05.06.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/988377.html