Мониторинг изменений за период 04.03.19 - 10.03.19


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 04.03.2019 - 10.03.2019 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ



Россией ратифицирован протокол об изменениях в заключенную со Швецией конвенцию об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанный 24 мая 2018 года в Санкт-Петербурге

Протокол, в частности, заменяет существующую преамбулу конвенции новой преамбулой, содержащей общее намерение договаривающихся государств устранять двойное налогообложение, не создавая возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов, в том числе через использование резидентами третьих государств преимуществ, предоставляемых конвенцией.
Кроме того, устанавливается правило определения резидентства для лица, не являющегося физическим, в случаях, когда такое лицо признается лицом с постоянным местопребыванием в обоих договаривающихся государствах, посредством проведения взаимосогласительной процедуры компетентными органами договаривающихся государств.
Внесены изменения, направленные на совершенствование механизма разрешения споров, связанных с осуществлением корректировки прибыли предприятия в рамках статьи конвенции, регулирующей налогообложение прибыли ассоциированных предприятий.
Протокол вносит изменения в статью конвенции, регулирующую вопросы проведения компетентными органами двух договаривающихся государств взаимосогласительной процедуры с целью разрешения вопроса о налогообложении лица не в соответствии с положениями конвенции, в части предоставления налогоплательщику возможности обращения в компетентный орган любого договаривающегося государства для рассмотрения его вопроса и возбуждения взаимосогласительной процедуры.
(Федеральный закон от 06.03.2019 N 14-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы")
Источник: КонсультантПлюс, 07.03.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57087.html/

Уточнены некоторые позиции перечня технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В новой редакции изложены позиции, классифицируемые кодами:
ТН ВЭД ЕАЭС 8438 80 990 0 (включена установка OFP 168/OFP 336 по переработке сортов жирной рыбы и рыбных отходов в рыбную муку с системой для получения рыбьего жира и упаковки рыбной муки в мешки, производитель A and S Thai Works Co., Ltd);
ТН ВЭД ЕАЭС 8439 10 000 9 (включена технологическая линия по производству нитроцеллюлозы, производитель Bowas-Induplan Chemie Ges.m.b.H., Австрия).
(Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 N 202 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")
Источник: КонсультантПлюс, 05.03.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207237965.html/

СТАТИСТИКА



Росстатом утверждены требования к формированию статинформации о численности и уровне средней заработной платы работников социальной сферы и науки

Наблюдению подлежат юрлица государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и науки.
Наблюдение проводится с квартальной периодичностью.
Сбор первичных статистических данных осуществляется посредством: заполнения бланков утвержденных форм федерального статнаблюдения; заполнения XML-шаблонов, размещенных на официальном сайте Росстата; передачи данных через спецоператоров (клиент web-сбора); выгрузки данных из комплекса 1С-предприятие.
Функции обработки наблюдения распределены на территориальном и федеральном уровнях.
По итогам наблюдения формируются сводные (агрегированные) данные, в частности по показателям: уровень средней заработной платы работников соответствующей категории; отношение средней заработной платы категорий работников к оценке среднемесячной начисленной заработной платы по субъекту РФ; численность работников соответствующей категории в организациях государственной и муниципальной форм собственности; фонд начисленной заработной платы.
(Приказ Росстата от 25.02.2019 N 93 "О методологических и организационных положениях по проведению федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки")
Источник: КонсультантПлюс, 05.03.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207237969.html

Обновлена форма федерального статистического наблюдения N 2-наука (ИНВ), по которой подаются сведения об организациях сектора исследований и разработок

Форму предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), выполняющие научные исследования и разработки в адрес, установленный Минобрнауки России, не позднее 16 сентября после отчетного периода, 1 раз в 3 года.
Утратившим силу признается Приказ Росстата от 01.12.2015 N 596 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций сектора исследований и разработок".
(Приказ Росстата от 28.02.2019 N 112 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством науки и высшего образования Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций сектора исследований и разработок")
Источник: КонсультантПлюс, 05.03.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207237970.html/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО



Обновлена форма акта проверки наличия системы учета товаров и ведения учета товаров, а также порядок ее заполнения

Признан утратившим силу Приказ ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2522 "Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности" с внесенными в него изменениями.
Настоящий Приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
(Приказ ФТС России от 28.01.2019 N 104 "Об утверждении формы акта проверки наличия системы учета товаров и ведения учета товаров, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в такой акт", зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2019 N 53914)
Источник: КонсультантПлюс, 04.03.2019, http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2019-03-04.html/

Утверждены формы документов, применяемых с 1 июля 2019 года в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада

Речь идет о формах:
- заявления владельца свободного склада о вывозе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без завершения действия таможенной процедуры свободного склада;
- разрешения таможенного органа о вывозе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без завершения действия таможенной процедуры свободного склада или отказа таможенного органа от выдачи такого разрешения;
- мотивированного заявления владельца свободного склада о продлении срока вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без завершения действия таможенной процедуры свободного склада;
- решения таможенного органа о продлении срока вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без завершения действия таможенной процедуры свободного склада.
Настоящий Приказ вступает в силу с 1 июля 2019 года.
(Приказ ФТС России от 04.02.2019 N 169 "О формах документов, предусмотренных статьей 158 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза без завершения действия таможенной процедуры свободного склада", зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2019 N 53927)
Источник: КонсультантПлюс, 04.03.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207232074.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ



Услуги негосударственных организаций в социальной сфере освободили от НДС

Правительственный проект закона об освобождении от НДС государственных услуг в социальной сфере был принят в первом чтении Госдумы, пишет ГАРАНТ.
Согласно документу, новый подпункт дополнит п. 2 ст. 149 НК РФ. Эта инициатива позволит создать равные условия налогообложения НДС при оказании государственных (муниципальных) услуг для госучреждений и для негосударственных социально ориентированных организаций.
Правительство отмечает, что сейчас государственные учреждения и негосударственные организации находятся в неравных условиях при оказании госуслуг в социальной сфере. А именно, не признаются объектом налогообложения НДС оказание услуг (работ) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета. Но освобождение от НДС не распространяется на организации другой организационно-правовой формы при выполнении вышеупомянутых услуг.
По словам авторов документа, их инициатива направлена на улучшение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. И на выравнивание условий в части финансового обеспечения оказания этих услуг для государственных и негосударственных организаций.
Если законопроект будет принят, то он вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее очередного налогового периода по НДС.
Источник: Российский налоговый портал, 06.03.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-416146-uslugi_negosudarstvennyih_organizatsiy_v_sotsialnoy_sfere_osvobodili_ot_nds

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА



При наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств налогоплательщик смог в суде снизить штраф в четыре раза

По результатам камеральной налоговой проверки представленного налоговым агентом расчета по форме 6-НДФЛ за девять месяцев инспекция оштрафовала организацию по ст. 123 Налогового кодекса на сумму более 1,6 млн руб. за неперечисление в бюджет НДФЛ более 8 млн руб. Штраф был увеличен в два раза в связи с тем, что предприятие ранее привлекалось к ответственности за совершение аналогичного правонарушения. И в то же время налоговая санкция снижена в два раза с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Однако суды трех инстанций пришли к выводу о возможности снижения штрафа до 400 тыс. руб., что меньше в четыре раза по сравнению с первоначальной суммой (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2019 г. № Ф03-181/19). Принимая такое решение, суды учли характер и обстоятельства совершенного правонарушения, социально значимый характер деятельности организации, требования справедливости и соразмерности наказания.
Кроме того, суды обратили внимание на тяжелое финансовое положение предприятия и необходимость подготовки им объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов на территории субъекта Федерации к отопительному сезону 2018-2019 года. По результатам рассмотрения дела кассационный суд оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силе, а кассационную жалобу инспекции – без удовлетворения. Напомним, что суды не могут снизить размер штрафа до нуля.
(дело № А51-14441/2018)
Источник: ГАРАНТ, 05.03.2019, http://www.garant.ru/news/1262089/

Переплату по налогу на прибыль можно вернуть, если разногласия с контрагентами урегулированы спустя три года

В 2017 году налогоплательщик представил уточненную декларацию по налогу на прибыль организаций за 2013 год и подал заявление в налоговую инспекцию о возврате излишне уплаченного налога. Налоговики отказали в возврате, указав, что три года со дня уплаты налога истекли (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса). Однако суды трех инстанций отклонили эти доводы и поддержали налогоплательщика (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 февраля 2019 г. № Ф10-6024/18).
Суды установили, что переплата по налогу возникла в связи с уменьшением ранее заявленного размера доходов по причинам урегулирования разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке, получением возмещения убытков, возвратом государственной пошлины, а также в связи с увеличением заявленного ранее размера расходов по причине неучета расходов за услуги сторонних организаций. Эти обстоятельства стали известны обществу после подачи первоначальной декларации. Кроме того, по результатам камеральной проверки последней декларации по налогу на прибыль инспекция не приняла решение о привлечении юрлица к ответственности за неполную сумму уплаты налога или о его доначислении.
По результатам рассмотрения дела кассационный суд оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силе, а кассационную жалобу инспекции – без удовлетворения. Напомним, что признание права собственности в силу приобретательной давности увеличит налог на прибыль.
(дело № А48-2866/2018)
Источник: ГАРАНТ, 07.03.2019, http://www.garant.ru/news/1262401/

Рецептура продукции – не первичка и не содержит данных для налогообложения

ИФНС пыталась истребовать данные о рецептуре 133 видов вино-водочных изделий. Суды решили, что для решения задач налоговой проверки эти сведения избыточны.
Налоговая, проводя проверку ООО-производителя крепких напитков, истребовала ряд бумаг с описанием рецептуры производимой налогоплательщиком алкогольной продукции. Выждав 10 дней и не получив ответа, инспекция оштрафовала фирму на 6 650 рублей за непредставление документов в установленный срок.
Суды трёх инстанций, рассмотрев дело, приняли сторону фирмы. Основным доводом явилось то, что рецептура изготавливаемых напитков не содержит в себе сведений, необходимых для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, и к тому же, является информацией, не подлежащей распространению.
Суды признали, что рецептура напитков не относится ни к первичным учётным документам, ни к аналитическим регистрам налогового учёта, а также не содержит расчёта налоговой базы. Налоговая напирала на то, что истребуемые документы необходимы ей для проверки обоснованности закупки ингредиентов и, соответственно, расходов по налогу на прибыль по видам алкогольной продукции.
Суды, однако, эти доводы отклонили, признав, что для решения этой задачи достаточно представленных налогоплательщиком налоговых регистров, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам бухучёта, производственных отчётов о движении спирта, отчётов по выпуску готовой продукции, инвентаризационных описей сырья, материалов и готовой продукции. Суды отметили, что в этих документах содержатся исчерпывающие сведения о понесенных истцом расходах. К тому же, налоговая отразила эти сведения в акте проверки (постановление кассации от 01.02.2019 № Ф06-42680/2018).
(дело № А49-4970/2018)
Источник: Audit-it.ru, 04.03.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/979317.html

Фирма взыскала налоговый штраф с директора, оформившего фальшивые сделки

Суды поддержали требования о компенсации пеней и штрафов, однако попытка взыскать с экс-директора еще и саму недоимку потерпела крах в кассации.
Фирма обанкротилась, и конкурсный управляющий решил взыскать часть ее убытков с бывшего гендиректора. Предметом иска стали недоимки по НДС и налогу на прибыль в сумме более 15 млн, а также пени и штрафы – 5 млн рублей. Этой суммой налоговая наказала фирму за фиктивный документооборот, привлечение "левых" контрагентов (которые не платили НДС, вследствие чего не был сформирован источник его возмещения) и участие в схемах по уходу от налогов.
По итогам прохождения дела в первых двух инстанциях требования были удовлетворены в полном объеме. С учетом пункта 1 статьи 53.1 ГК убытки подлежат возмещению руководителем, по вине которого они допущены.
Но в кассации (постановление Ф04-6016/2018) участь экс-директора была облегчена. Сами доначисления по налогам суд исключил из суммы убытков, ведь недоимки должен платить налогоплательщик, то есть – сама фирма. Это ее налоговая обязанность, которая не может квалифицироваться в качестве убытков.
Однако пени и штрафы все же легли на плечи бывшего директора. В том числе его вина в том, что не проверил контрагентов. Следственный комитет "записал" руководителя в число обвиняемых в декларировании ложных сведений по фиктивным хозоперациям, что также сыграло в судах против него.
(дело № A75-14978/2016)
Источник: Audit-it.ru, 05.03.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/979387.html

В целях налога на прибыль и НДС приобретение смартфонов для работников необходимо обосновать

По результатам выездной налоговой проверки налоговая инспекция доначислила юрлицу налог на прибыль и НДС на том основании, что налогоплательщик неправомерно включил в состав расходов стоимость приобретенных смартфонов, которые не использовались в предпринимательской деятельности. Суд первой инстанции согласился с налоговым органом в том, что общество не представило документы, доказывающие экономическую оправданность затрат. А также, что смартфоны применялись в операциях, признаваемых объектом налогообложения НДС. Таким образом, юрлицо нарушило п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 171 Налогового кодекса).
А именно, организация не представила, например, документы, подтверждающие передачу смартфонов в пользование сотрудникам, договор о полной материальной ответственности работника, акт приема-передачи материальных ценностей работнику. Также не представлены документы, подтверждающие использование данных смартфонов в производственной деятельности организации. Суд отклонил доводы общества о том, что смартфоны использовались всеми сотрудниками, так как директор организации это не подтвердил.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Напомним, что НДС по приобретенным подаркам можно принять к вычету, если они переданы работникам в качестве премий.
(дело № А12-38082/2018)
Источник: ГАРАНТ, 07.03.2019, http://www.garant.ru/news/1262499/

Налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами

Конституционный Суд РФ признал пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ как не предполагающий возможности возложения на налогоплательщика-организацию, добросовестно осуществившего исчисление и уплату земельного налога на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости), предоставленных ему публичным субъектом с учетом решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, определившего кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени по земельному налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в названном реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
При построении системы исчисления и уплаты земельного налога именно на государстве лежит обязанность обеспечения достоверности предоставляемых налогоплательщику-организации сведений, необходимых ему для целей налогообложения.
То есть какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, притом что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.
Применительно к вопросам обложения земельным налогом Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на предпочтительность применения для целей налогообложения именно кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. При этом Конституционный Суд РФ обращал внимание на такое преимущество рыночной стоимости земельного участка, как ее большая точность, позволяющая наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости, по сравнению с государственной кадастровой оценкой, которая вместе с тем также не лишена экономических оснований.
Само по себе это, однако, не опровергает и достоверность установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, которая учитывает в том числе рыночную информацию, связанную с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Вместе с тем наличие актов, принятых на протяжении незначительного периода, по-разному, с существенными расхождениями по размеру, определяющих кадастровую стоимость одних и тех же объектов, свидетельствует о необходимости учета и данного обстоятельства при определении размера налогового обязательства налогоплательщика.
Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" устанавливает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости. В рамках подготовки к определению кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в установленном порядке.
Отсутствие соответствующих законоположений в законодательном регулировании, действовавшем в спорном налоговом периоде 2015 года, тем не менее не предполагает возможности игнорирования факта проведения оценки рыночной стоимости недвижимого имущества, притом что в государственном кадастре недвижимости на 1 января 2015 года содержались сведения именно о такой стоимости, которая не была оспорена (признана недействительной) и исключена из государственного кадастра недвижимости в установленном законом порядке. Между тем в соответствии с письмом Минфина России от 6 июля 2015 года N 03-05-04-02/38796 при администрировании земельного налога налоговые органы должны руководствоваться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, а в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Парус")
Источник: КонсультантПлюс, 01.03.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57004.html/