Мониторинг изменений за период 09.12.19 - 15.12.19
Скачать полный мониторинг законодательства за период 09.12.2019 - 15.12.2019 г.
Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
С 1 января 2020 года вводятся правила представления в налоговый орган обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о нейОбязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются в виде электронных документов, за исключением субъектов МСП в отношении отчетности за 2019 год, которая может быть представлена на бумажном носителе.
Представление обязательного экземпляра осуществляется при обязательном применении сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации, совместимых со средствами криптографической защиты информации, используемыми в налоговом органе.
Определены перечень технологических электронных документов, применяемых в целях обеспечения электронного документооборота, основания для отказа в приеме обязательного экземпляра отчетности, а также особенности представления обязательного экземпляра отчетности за 2019 год и аудиторского заключения о ней субъектами МСП на бумажных носителях.
(Приказ ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@ "Об утверждении Порядка представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности", зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2019 N 56754)
Источник: КонсультантПлюс, 12.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60063.html/
Утвержден стандарт бухучета для организаций госсектора "Совместная деятельность"
Субъекты учета применяют настоящий Стандарт при отражении в бухгалтерском учете совместной деятельности без объединения имущества, совместной деятельности по договору простого товарищества, а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об участии в совместной деятельности.
Установленные правила нужно применять при ведении учета с 1 января 2021 года и при составлении отчетности начиная с отчетности 2021 года.
Представление сопоставимой сравнительной информации об участии в совместной деятельности за 2019 год в отчетности за 2020 год не осуществляется.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 183н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность")
Источник: КонсультантПлюс, 09.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60034.html/
С 2021 года вводится в действие ФСБУ госфинансов "Выплаты персоналу"
Стандарт устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и (или) обязательств перед работниками бюджетной сферы по осуществлению выплат, обусловленных их статусом, а также порядок раскрытия указанной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Выплаты персоналу подразделяются на 2 основные группы: текущие и отложенные.
Устанавливаются правила признания, оценки и выбытия объектов учета.
В годовой отчетности раскрывается информация: о суммах задолженности по текущим выплатам на начало и конец отчетного периода; о сумме резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду обязанностей; о суммах корректировок величины резерва предстоящих расходов (отложенных выплат) по каждому виду.
Дополнительно раскрывается информация о пенсионных и иных аналогичных выплатах на плановый период.
Раскрытие сопоставимой информации за предыдущие отчетные периоды по отложенным выплатам персоналу в части пенсионных и иных аналогичных выплат в отчетности за 2019 год не осуществляется.
Стандарт применяется при ведении учета с 01.01.2021, представлении отчетности учреждений начиная с отчетности 2021 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 184н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу")
Источник: КонсультантПлюс, 11.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60054.html
Скорректированы формы отчетности страховщиков
Формы дополнены информацией о кодах по ОКУД.
В некоторых формах отчетности в новой редакции изложены наименования граф и добавлены новые строки, включены новые таблицы.
Большая часть поправок связана с необходимостью обеспечения выполнения требований, предусмотренных МСФО (IFRS) 16 "Аренда".
Изменены сроки представления в Банк России отчетности в порядке надзора, статистической отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Установлено при этом, что страховщик не должен исправлять отчетность в порядке надзора, составляемую по состоянию на 31 декабря отчетного года и представляемую в срок, равный 10 рабочим дням, в случае, если в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика будут отражены корректирующие события, влияющие на значения показателей указанной отчетности в порядке надзора.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Указание Банка России от 26.11.2019 N 5331-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 25 октября 2017 года N 4584-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков")
Источник: КонсультантПлюс, 09.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60033.html/
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
Снова снижена ключевая ставка ЦБСовет директоров ЦБ в пятый раз подряд снизил ключевую ставку. Ставка снижена на 25 п.п., до 6,25 % годовых, говорится в сообщении на сайте Центробанка.
Замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось, сообщает регулятор.
По итогам 2019 года Банк России прогнозирует инфляцию в интервале 2,9—3,2 %. По итогам 2020 года инфляция составит 3,5-4,0 % и останется вблизи 4 % в дальнейшем.
Источник: Клерк, 13.12.2019, https://www.klerk.ru/buh/news/493632/
Обновлен административный регламент осуществления ФНС России надзора за соблюдением валютного законодательства
Предмет надзора - соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом о Банке России) и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в иностранных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.
Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;
- применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней.
Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минфина России от 04.10.2011 N 123н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами".
(Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)", зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2019 N 56704)
Источник: КонсультантПлюс, 10.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60047.html/
Утвержден новый административный регламент осуществления Рострудом надзора за соблюдением порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей
Предмет надзора - соблюдение работодателями требований трудового законодательства, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обеспечения ими назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
Надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки материалов о привлечении виновных к ответственности.
Продолжительность каждой проверки, в общем случае, не должна превышать 20 рабочих дней.
Плановые проверки проводятся в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска: для категории высокого риска - раз в 2 года; значительного - раз в 3 года; среднего - не чаще чем раз в 5 лет; умеренного риска - не чаще чем раз в 6 лет. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории деятельность считается отнесенной к категории низкого риска, при этом плановые проверки не проводятся.
(Приказ Роструда от 23.08.2019 N 234 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей", зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2019 N 56706)
Источник: КонсультантПлюс, 11.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60059.html/
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Сенаторы одобрили закон о введении налога для самозанятых еще в 19 субъектах РФСовет Федерации одобрил закон о введении налога на самозанятых еще в 19 субъектах РФ, начиная с 1 января 2020 г. Документ был разработан группой депутатов и сенаторов во главе с руководителем налогового комитета Госдумы Андреем Макаровым, пишет ТАСС.
Сейчас налог на самозанятых действует только в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. Он предусматривает, что физлица, которые оказывают платные услуги без привлечения наемных сотрудников, обязаны отчислять в казну 4% от суммы своего дохода при работе с физлицами и 6% — при работе с юрлицами.
По замыслу разработчиков законопроекта, мониторинг, которые был проведен ФНС, показал, что особенности этого налогового режима — более простой порядок регистрации, освобождение от использования ККТ, отсутствие какой-либо отчетности перед госорганами и комфортные размеры налоговых ставок — оказались востребованы налогоплательщиками, ранее не платившими налоги.
"Первые итоги эксперимента позволяют утверждать, что на сегодняшний день данный налоговый режим обеспечивает решение основной задачи его введения — создание стимулов для выхода людей из тени", — отмечается в пояснительной записке документа.
Источник: Российский налоговый портал, 12.12.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-425280-senatoryi_odobrili_zakon_o_vvedenii_naloga_dlya_samozanyatyih_esche_v_19_subyektah_rf
Депутаты приняли налоговые и бюджетные поправки, которые связаны с реформой ФССП
Госдума приняла во втором чтении два проекта закона о внесении в НК РФ и БК РФ поправок, которые связаны с проведением реформы Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Инициированные правительством России документы освобождают от налогов некоторые выплаты сотрудникам ФССП и установление особенностей перераспределения средств на ФССП в рамках федеральной казны, пишет ТАСС.
В частности, предусматривается дополнение списка сумм денежных средств плательщиков, не подлежащих обложению страховыми взносами, денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением и иными выплатами, которые получают сотрудники ФССП.
С 1 января 2020 г. ФССП будет приравнена по статусу к правоохранительным органам. Реформа предполагает внесение поправок в Бюджетный, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях.
Источник: Российский налоговый портал, 12.12.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-425274-deputatyi_prinyali_nalogovyie_i_byudjetnyie_popravki_kotoryie_svyazanyi_s_reformoy_fssp
Депутаты приняли налоговые поправки к законопроекту о поощрении и защите капвложений
Госдума России приняла в первом чтении изменения в Налоговый кодекс России, которые разработаны в рамках подготовки проекта закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации". Законопроект был инициирован правительством, он является сопутствующим базовому проекту закону о защите и поощрении капиталовложений, пишет ТАСС.
Для обеспечения стабильных условий ведения инвестиционной деятельности документом устанавливается отсрочка вступления в силу законодательных поправок, которые предусматривают рост налоговых ставок (в частности, пониженных) или отмену пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, транспортному налогу и (или) земельному налогу, уплачиваемым компаниями и ИП.
В том числе предусматривается, что данные нормы будут вступать в силу не ранее, чем по истечении 3 лет со дня официального опубликования актов и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Источник: Российский налоговый портал, 11.12.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-425247-deputatyi_prinyali_nalogovyie_popravki_k_zakonoproektu_o_pooschrenii_i_zaschite_kapvlojeniy
Госдума приняла закон о повышении МРОТ на следующий год на 850 рублей
Госдума приняла в окончательном третьем чтении законопроект о МРОТ на следующий год (№ 802508-7).
Этот показатель с 1 января 2020 года будет равен 12 130 рублям в месяц - то есть, как и положено, прожиточному минимуму трудоспособного населения за второй квартал 2019 года. Напомним, этот "минимум" был утвержден в августе.
В этом году МРОТ равен 11 280 рублям. Таким образом, "минималка" в 2020 году увеличится на 7,54% по сравнению с этим годом или на 850 рублей.
Кроме того, законопроект содержит интригу на будущее - с 2021 года власти смогут устанавливать МРОТ и выше прожиточного минимума за второй квартал. В частности, вносится изменение во второй абзац первой статьи закона о МРОТ. Данный абзац отражает связь МРОТ и "минимума", сейчас она выглядит так: МРОТ устанавливается "в размере" прожиточного минимума. Слова "в размере" заменят словами "не ниже".
Источник: Audit-it.ru, 12.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1002823.html
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Суд против "чистой" справки о долгах на фоне доначислений по итогам проверкиВ ходе выездной проверки ИФНС доначислила организации НДС, налог на прибыль, пени - все это вместе со штрафами составило почти 125 млн рублей. Поскольку фирма занимается производством алкоголя, а в этой сфере требования к отсутствию долгов перед бюджетом весьма строги, организация сразу же подала в суд ходатайство о приостановлении действия решения вплоть до вердикта суда о законности сделанных доначислений.
В том числе истец просил запретить налоговому органу, выдавая справки о состоянии расчетов с бюджетом, указывать названную недоимку. В противном случае предприятию грозит остановка деятельности - оно не может получить ни акцизные марки, ни положенное освобождение от уплаты акциза. Вместе с тем, если суд признает доначисления правомерными, фирма сразу же их оплатит - на это у нее хватает ресурсов, что, по ее утверждению, доказывают данные представленного в суд баланса.
В двух инстанциях суды поверили. Однако в кассации истца ждал провал. Во-первых, проблема с акцизными марками решается и другим путем - при помощи банковских гарантий и залогов. Во-вторых, как выяснилось с подачи налоговиков, организация скрыла часть своей кредиторки, которая делает баланс не таким убедительным, а часть дебиторки сформирована взаимозависимым лицом - сыном директора (возможно, "нарисована", читается между строк).
И, наконец, самое главное - налоговики просто обязаны выдавать справки, отражающие реальное состояние дел с недоимками, и неисполнение этой обязанности грозит сотрудникам ИФНС штрафами. "Указание в справке инспекции достоверных сведений о результатах проведения контрольных мероприятий никак не нарушает закон, а неудобная с точки зрения репутационных или каких-либо экономических последствий информация ... к числу охраняемых законом прав и интересов налогоплательщика не относится", - отметил окружной суд (Ф08-10130/2019).
До того момента, как доначисления отменит суд, они должны присутствовать в справке, добавил суд, и такая справка не может считаться недостоверной.
(дело № А63-12612/2019)
Источник: Audit-it.ru, 12.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1002715.html
Убрав директора, получившего акт налоговой проверки, фирма ничего не выиграла
Организация пережила выездную проверку и перед самым последним "боем" сменила директора. Прежний директор успел лично в руки получить акт проверки и подать возражения на него, а на долю нового выпало рассмотрение материалов проверки и получение решения. Также новый начальник дополнил возражения на акт в последний день перед назначенным рассмотрением.
На этом мероприятии проверяющие узнали о состоявшейся смене руководства фирмы и начали выяснять - передал ли "старый" директор новому акт проверки. Так и не узнав этого путем переписки, ИФНС вызвала прежнего директора на допрос, и только там узнала, что акт он своему преемнику не отдал.
Тогда налоговая снова отправила акт и назначила новую дату рассмотрения материалов проверки (через месяц после первого рассмотрения).
И все бы ничего, но на все эти действия установлены сроки. Поскольку ИФНС вынуждена была их нарушить, организация решила оспорить в суде повторное вручение акта и повторное рассмотрение материалов проверки. Истец требовал признать незаконными эти действия налоговиков.
Суды, конечно, проштудировали все сроки и убедились в их несоблюдении. Акт должен вручаться проверяемому лицу (или его представителю) в течение 5 рабочих дней с даты, указанной на акте. Затем налогоплательщик имеет один месяц на подачу возражений, а еще через 10 рабочих дней должно уже быть вынесено решение, необходимым условием для принятия которого является состоявшееся рассмотрение материалов проверки.
Действительно, переключив свое внимание на нового директора, ИФНС нарушила все эти сроки, отсчитываемые, по сути, от даты акта. Однако суды указали, что таким способом проверяющие не ущемили права истца, а наоборот - обеспечили их соблюдение. Так что действия налоговиков признаны законными, и ВС поддержал это решение (307-ЭС19-20073).
(дело № А13-14941/2018)
Источник: Audit-it.ru, 12.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1002712.html
Суды разрешили перечислять НДФЛ, удержанный при выплате аванса работникам
При каждой выплате работникам аванса ИП удерживал НДФЛ. Сотрудники ИФНС, проверив 6-НДФЛ за 2017 год, решили, что так делать нельзя. Ведь по нормам НК датой фактического получения дохода в виде зарплаты физлицом признается последний день месяца, за который она начислена. К тому же, Минфин в последнее время совсем не хочет видеть в бюджете платежи по НДФЛ во второй половине месяца.
В общем, налоговики назвали перечислявшийся предпринимателем с авансов налог чем угодно, только не НДФЛ, и решили, что "правильного" НДФЛ они недополучили. Если же считать спорные суммы НДФЛом, то, значит, ИП платил их за свой счет, что недопустимо. Поэтому ИП квалифицирован как неплательщик, за которым числится недоимка. Штраф составил около 6 тысяч рублей.
Суды не разделили такого мнения. Уплата НДФЛ за счет налогового агента будет иметь место, когда налог уплачивается не "за налогоплательщика", а "вместо налогоплательщика", то есть не удерживается из дохода физлица, указала кассация (Ф10-4640/2019).
В данном же случае удержание имело место, так как на сумму налога уменьшался выдаваемый аванс. Так что спорные суммы - это именно НДФЛ, решили суды, а перечисление их раньше времени нарушения не образует.
Суды также припомнили старое письмо ФНС от 2014 года, в котором служба заверяла в отсутствии штрафа при досрочной уплате НДФЛ в бюджет. Кстати, известен случай, когда суды не нашли криминала в уплате НДФЛ вообще до его удержания у физлиц.
(дело № А54-8727/2018)
Источник: Audit-it.ru, 10.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1002576.html
Суды: пенсфонд не может оштрафовать правопреемника за предшественника
Специалисты управления ПФ провели проверку в учреждении культуры "О" и обнаружили несвоевременную сдачу СЗВ-М за два месяца. Предприятию был выписан штраф в размере 2 тысяч рублей, которое оно не оплатило. ПФ пошёл в суд.
Суды установили, что "О" является правопреемником другого учреждения - дома культуры, который в своё время и сдал сведения с опозданием. В ПФ утверждали, что "О" должно ответить за предшественника, потому что к нему перешли все обязанности и права присоединенного юрлица.
Суд двух инстанций решили: нет оснований "награждать" учреждение штрафом, потому что "О" - ненадлежащий субъект ответственности.
Предшественник действительно задержал представление сведений в ПФ: в январе 2018 года сдал с опозданием на два дня, в феврале - на три. А в июле этого же года прекратил свою деятельность, присоединившись к "О". Но акт проверки ПФ и решение о "выписке" штрафа за это нарушение приняты уже после завершения процедуры реорганизации.
На правопреемников реорганизованных юрлиц не возложено обязанностей по представлению в ПФ сведений по форме СЗВ-М за своих правопредшественников, гласит федзакон № 27-ФЗ. Подобная норма содержится и в НК, отметили суды: обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается на правопреемников лишь в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юрлицо до завершения его реорганизации (абзац "2" пункта 2 статьи 50 НК). Ссылку ПФ на нормы статьи 58 ГК об универсальном правопреемстве суд отклонил.
ПФ не согласился с решениями судов и подал кассационную жалобу. Однако и окружной суд оставил решения судов в силе, а жалобу - без удовлетворения (постановление кассации от 12.09.2019 № Ф02-4491/2019).
(дело № А78-1205/2019)
Источник: Audit-it.ru, 11.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1001895.html
ВС не заставил налоговую возмещать ИП моральный вред и упущенную прибыль
ИНФС требовала от ИП С. уплатить пени по страхвзносам в виде фиксированного платежа в ПФ в сумме 2,7 тысяч рублей. Поскольку С. этого не сделал, с его счетов принудительно списали 12 тысяч рублей (пени + проценты за их неуплату).
ИП отправился в суд, считая решения и действия налоговиков незаконными. Он требовал обязать их возвратить излишне взысканные пени (12 тысяч), а также - возместить имущественный вред (48 тысяч), моральный вред (50 тысяч) и судебные издержки (150 тысяч рублей). С. напирал на то, что судебные разбирательства отвлекали его от предпринимательской деятельности, что привело к дополнительным расходам и недополученной прибыли. Также ИП утверждал, что действия налоговиков принесли ему моральные страдания: ложная информация о неуплате страхвзносов повредила его деловой репутации.
Суды двух инстанций частично удовлетворили его требования. Решение налоговиков о взыскании денег было признано незаконным.
В случае неуплаты налога в срок требование должно содержать сведения, которые позволят налогоплательщику установить размер недоимки, на которую начислены пени, основания ее возникновения, а также правильность начисления пеней и период начисления.
В требованиях, выставленных бизнесмену С., было не всё из необходимого. Отсутствовала ссылка на документы, свидетельствующие о недоимке по страхвзносам, на которую начислены пени, расчёт пени к требованию не был приложен. А указанная в требовании недоимка не совпадала с той, что фигурирует в расчёте ИФНС.
Суды сделали вывод: у ИП не было возможности определить, на какую задолженность начислены пени, а также - проверить правильность начисления и обоснованность суммы. Суды обязали вернуть ИП 12 тысяч, а также компенсировать госпошлину (830 рублей) и судебные издержки (17 тысяч рублей).
В удовлетворении остальной части требований - то есть, в возмещении имущественного и морального вреда - ИП отказали. Суду не хватило доказательств того, что заявленные С. убытки из-за участия в судебных разбирательствах связаны с обжалуемыми решениями и действиями налоговиков.
В части морального вреда суды отметили, что справка из больницы о том, что С. состоит на диспансерном учете, не подтверждает, что его заболевания вызваны действиями налоговиков. Также они не распространяли об ИП негативной информации: сведения о задолженности фигурировали в рамках служебной деятельности налоговиков и банка, без доступа к ним третьих лиц.
К тому же, законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность возмещения налогоплательщику морального вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием налоговых органов.
Кассационная инстанция, куда пожаловался ИП, лишь немного скорректировала решения судов (Ф02-2449/2019): "повысила" сумму судебных издержек на 2 тысячи рублей и обязала вернуть ИП излишне уплаченную госпошлину в 7 тысяч. В остальном решения судов остались без изменений.
В передаче кассационной жалобы в ВС было отказано (определение ВС от 21.10.2019 № 302-ЭС19-18401).
(дело № А19-12125/2018)
Источник: Audit-it.ru, 11.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1001867.html