Мониторинг изменений за период 14.10.19 - 20.10.19


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 14.10.2019 - 20.10.2019 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Регламентирован порядок применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года

Приводится, в частности, перечень заинтересованных организаций, устанавливаются представляемые в налоговый орган документы, необходимые для подтверждения обоснованности возмещения налога на добавленную стоимость в отношении приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяется порядок проведения налоговой проверки обоснованности заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость.
Настоящие Правила применяются к правоотношениям, возникшим с 1 мая 2019 года.
(Постановление Правительства РФ от 10.10.2019 N 1308 "Об утверждении Правил применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года UEFA (Union of European Football Associations), дочерним организациям UEFA, коммерческим партнерам UEFA, поставщикам товаров (работ, услуг) UEFA и вещателям UEFA, Российскому футбольному союзу, локальной организационной структуре, определенным Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.10.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207419306.html

Уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам в целях их налогового администрирования

Установлено, в частности, что к организациям, подлежащим налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов (для российских организаций, а также филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, ведущих бухгалтерский учет, форма по ОКУД 0710002 "Отчет о финансовых результатах" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340; для филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, не ведущих бухгалтерский учет, раздел 5 налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, код строки 010 (символ строки А) или лист 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, коды строк 010, 020) превышает 35 миллиардов рублей.
К организациям, подлежащим налоговому администрированию в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов (для российских организаций, а также филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, ведущих бухгалтерский учет, форма по ОКУД 0710002 "Отчет о финансовых результатах" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340; для филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, не ведущих бухгалтерский учет, раздел 5 налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, код строки 010 (символ строки А) или лист 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, коды строк 010, 020) находится в пределах от 10 до 35 миллиардов рублей включительно.
Кроме того, к организациям, подлежащим налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, может быть отнесена организация, не подпадающая под установленные критерии, но в отношении которой налоговым органом принято решение о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 Налогового кодекса РФ, за исключением тех организаций, которые подлежат администрированию в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
(Приказ ФНС России от 27.09.2019 N ММВ-7-22/487@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и Приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@")
Источник: КонсультантПлюс, 14.10.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59478.html/

Скорректирован срок рассмотрения заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ

Установлено, что в случае подачи заявления в электронной форме через официальный сайт ФНС России в сети "Интернет" срок его рассмотрения составляет 10 календарных дней. В случае подачи заявления лично или по почте срок рассмотрения составляет 20 календарных дней со дня поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.
Также приводится новая редакция формы документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ.
(Приказ ФНС России от 06.08.2019 N СА-7-17/397@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@", зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2019 N 56192)
Источник: КонсультантПлюс, 14.10.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59477.html

ФНС обновила форму декларации по налогу на прибыль

В связи с изменениями законодательства утверждены новые форма, порядок заполнения и формат представления декларации по налогу на прибыль.
С 2017 г. по 2020 г. ограничен перенос убытков, полученных в предыдущих периодах.
Введен инвестиционный вычет, уменьшающий налог на сумму инвестиций в строительство, покупку и модернизацию оборудования, а также на сумму пожертвований, перечисленных учреждениям культуры и некоммерческим фондам. Для расчета вычета введен новый раздел.
Расширен раздел, посвященный доходам и расходам участников КГН, сформировавших консолидированную налоговую базу в целом по группе.
В листе 08 "Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку" теперь указываются сведения о сделке, по которой прошла корректировка. Это реквизиты договора, наименование предмета сделки, тип и коды предмета сделки.
Новая форма применяется с отчетности за 2019 г. Прежние форма, порядок заполнения и формат признаны утратившими силу.
(Приказ ФНС России от 23 сентября 2019 г. № ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме” (не вступил в силу))
Источник: ГАРАНТ, 16.10.2019, http://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1299134/

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Установлены дополнительные условия исполнения резидентами обязанности по репатриации валютной выручки при осуществлении внешнеторговой деятельности

Резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового договора признается исполнившим эту обязанность в случае, если он обеспечил в установленные договором сроки получение иностранной валюты и/или валюты РФ на счета в уполномоченных банках.
Установлен перечень документов, подтверждающих осуществление расчетов с использованием переводного аккредитива, которые вправе запрашивать агенты валютного контроля.
Резидент также признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки, если он обеспечил в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором или договором займа, получение на банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями таких договоров (или возврат денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары), за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
(Федеральный закон от 16.10.2019 N 341-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов")
Источник: КонсультантПлюс, 16.10.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59513.html/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В неполучении почты, отправленной ИФНС по юрадресу, может не быть вины фирмы

Летом 2018 года налоговая, проводя какие-то свои контрольные мероприятия, обнаружила, что ООО "Ф" в предыдущем году совершало сделки с фирмой из Гонконга (то есть, из офшора), сумма доходов по этим сделкам превысила 60 млн рублей, однако уведомление о контролируемых сделках ООО "Ф" в срок - до 21 мая - не подало. Источником информации послужили паспорта сделок, а факт поступления выручки подтвердили выписки.
15 августа налоговая по ТКС направила организации приглашение в налоговый орган, в ответ на которое фирма послала объяснения и копии документов, а чуть позднее - 22 августа - фирма сдала и само уведомление о контролируемых сделках. Поскольку срок нарушен, налоговая выписала штраф в 5 тысяч рублей, платить который фирма не стала, в связи с чем деньги налоговая списала со счета компании по инкассовому поручению.
Но - не все так просто. Между запоздалой сдачей нужного отчетика и штрафом производятся некоторые процессуальные действия: по факту нарушения срока был составлен акт, который должен был быть рассмотрен в присутствии представителей фирмы. Сам акт и извещение о дате и времени его рассмотрения были направлены на юридический адрес фирмы посредством частной почтовой службы. Фирма, хоть и находилась фактически по своему юрадресу, эти документы не получила, почтовое отправление вернулось в налоговую. Акт о нарушении по контролируемым сделкам рассмотрен без налогоплательщика.
Так что налогоплательщик решил, что на этой стадии налоговая умудрилась ущемить его права, и появился вполне прозрачный повод оспорить штраф в суде. И - не зря: штраф отменен в трех инстанциях, даже несмотря на то, что ответственность за неполучение корреспонденции несет обладатель юрадреса.
Оказалось, что ООО "Ф" находится на режимной территории, принадлежащей ОАО "В". Заявки на разовый пропуск подаются в бюро пропусков не менее чем за 24 часа до планируемого посещения. Почтальон этого не сделала. В актах об отказе в получении корреспонденции почтальон указала, что "на территорию здания охранник не пустил, извещение брать отказывается".
Кроме того, обычным способом обмена сообщениями между ООО "Ф" и налоговой был телекоммуникационный канал. И, более того, для получения бумажной корреспонденции фирма арендовала абонентский ящик на "Почте России". Таким образом, суды решили, что ООО "Ф" намеренно не избегало получения писем (постановление кассации Ф03-4020/2019). Налоговая же заранее не уведомила налогоплательщика о том, что выбрало конкретную частную курьерскую службу, тогда как в городе работает около 80 организаций частной почтовой связи.
(дело № А51-24/2019)
Источник: Audit-it.ru, 14.10.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/998122.html

Камералка затянулась на три года - не повод для отмены решения налоговой

В конце марта 2015 года фирма сдала декларацию по УСН (доходы минус расходы) за предыдущий год. Акт камеральной проверки был составлен через 2,5 года после получения декларации, то есть в ноябре 2017 года. После чего ИФНС решила еще немножко подумать (провести допмероприятия), и вынесла решение еще через полгода - в марте 2018 года, то есть, ровно через три года после получения декларации.
Решением фирме было доначислено 84 тысячи рублей налога, 31 тысяча рублей пени и 16 тысяч - штрафа. Оказалось, что доходов в декларации было отражено на полтора млн рублей меньше, чем поступило выручки на расчетный счет. Налоговая квалифицировала это как злостное занижение дохода.
Организация же в суде пояснила, что 2014 год был совершенно особенным, так что учет в целях УСН она вела по методу начисления. В том числе, по первым 750 тысячам из названных 1,5 млн акт подписан в конце декабря 2013 года, а оплата пришла в 2014-м, и фирма отразила этот доход в 2013 году. Суды напомнили, что так не делается - при УСН возможен только кассовый метод.
Еще 750 тысяч организация вернула банковскими векселями третьему лицу. Причина - неисполнение истцом договора с другим контрагентом. При этом не было ни документов, подтверждающих отношения контрагента и третьего лица, ни других. Фирма утверждала, что подлинный акт передачи векселей был направлен по почте налоговикам и утерян ими, но суды не поверили: опись вложения, представленная фирмой, не совпала с описью, которую принесла в суд ИФНС.
Суды также отметили, что даже если бы акт нашелся, он не мог бы служить доказательством уменьшения доходов, так как не хватает и других "концов" - так, третье лицо невозможно идентифицировать из-за отсутствия у фирмы его ИНН/КПП.
Так что по существу истец проигрывал, поэтому решил надавить на заметный пропуск срока вынесения решения по камералке - три года вместо положенных трех месяцев. Но суды решили, что это - не нарушение существенных условий, и что затягивание срока не мешает вынести адекватное решение. Поэтому из-за такого процессуального нарушения со стороны ИФНС ее решение отменено быть не может.
Кстати, не все суды были едины во мнении. Апелляционный суд указал, что "инспекция нарушила принцип недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. Столь длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности".
Так что апелляция отменила решение инспекции, вынесенное с таким нарушением, однако этим везение истца исчерпалось: кассация с этим не согласилась, решение налоговой осталось в силе. Подход окружного суда поддержал и ВС (определение 308-ЭС19-13627). К тому же, суды решили, что и срок давности для уплаты налога на момент вынесения решения не прошел.
Еще один неудачный аргумент истца - рассмотрение материалов проверки состоялось в отсутствие налогоплательщика. Но суды установили, что извещение фирме на ее юрадрес было вовремя направлено, но вернулось с пометкой "неудачная попытка вручения". Суды решили, что тут - вина налогоплательщика, и в этом случае почта считается полученной на шестой день после отправки. Кстати, по таким поводам суды не всегда подходят к вопросу формально, и у налогоплательщиков есть шансы доказать факт ненадлежащего уведомления.
(дело № А53-24714/2018)
Источник: Audit-it.ru, 16.10.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/997693.html

ВС: для возврата старой переплаты надо правильно назвать суду свои требования

Чиновники, как всегда, отличились - отменили свои старые методички. И это сказалось на финансах одной из организаций: сначала она подала уточненки и доплатила налог на прибыль. Но затем фирма спохватилась, так как, вычисляя недоимку, не учла связанную с нею расходную часть, и теперь по новым расчетам "вылезла" переплата.
Налоговая вернуть деньги отказалась из-за истечения срока давности, и фирма отправилась в суд, чтобы обжаловать решение ИФНС. Но этот способ защиты истцом своих прав оказался неверным. Суды решили, что у налоговой были все основания для отказа. При этом есть и другой путь (которым фирма, к сожалению, не пошла): можно через суд восстановить срок давности, посчитав его с того момента, когда стало известно о новых обстоятельствах.
Но требования итсца не включали ни возврата переплаты, ни восстановления срока, а содержали лишь жалобу на действия налоговиков. Об этих выводах судов трех инстанций мы в свое время сообщили.
После описанных событий истец решил не сдаваться и подал жалобу в ВС. И - тоже безрезультатно. ВС подтвердил, что налогоплательщик не лишен возможности обратиться непосредственно в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета переплаты в течение трех лет с того момента, когда узнал о нарушении своих прав (определение 310-ЭС19-15589). Так что суды были правы, когда отказали в обжаловании решения налоговой.
(дело № А09-6204/2018)
Источник: Audit-it.ru, 15.10.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/998202.html

Суд разъяснил, в каком периоде ИП на ЕНВД может уменьшить налог на уплаченные за себя взносы

Может ли индивидуальный предприниматель на ЕНВД, не имеющий наемных работников, уменьшить налог на сумму страховых взносов, уплаченных в следующем квартале? Да, может, но при условии, если взносы перечислены до подачи декларации по ЕНВД. На это указал Верховный суд РФ в определении от 11.10.19 № 303-ЭС19-17084.
Предприниматель на ЕНВД 14 апреля 2018 года представил декларацию по единому налогу за I квартал 2018 года, уменьшив сумму налога на сумму личных страховых взносов. При этом фактически взносы были уплачены только 14 мая 2018 года.
В инспекции заявили: поскольку взносы перечислены уже после подачи декларации, а также после установленного срока представления отчетности за I квартал 2018 года, то оснований для уменьшения суммы налога нет.
Суды всех инстанций, включая Верховный суд, поддержали ИФНС, указав на следующее. Обязательным условием уменьшения ЕНВД на страховые взносы является фактическая уплата взносов в соответствующем налоговом периоде. Из буквального толкования статьи 346.32 НК РФ следует, что ИП может уменьшить ЕНВД в случае уплаты взносов в фиксированном размере после окончания квартала, за который представляется декларация, но до момента подачи этой декларации.
Между тем, в рассматриваемой ситуации сумма взносов, указанная в декларации за I квартал, не была уплачена ни в период с января по март 2018 года, ни на момент окончания квартала, ни на момент подачи декларации. Фактически ИП перечислил взносы 14 мая, то есть в следующем налоговом периоде. Следовательно, у него не было оснований для уменьшения суммы ЕНВД за I квартал 2018 года на страховые взносы, перечисленные в мае того же года.
(дело А51-903/2019)
Источник: Бухонлайн, 18.10.2019, https://www.buhonline.ru/pub/news/2019/10/15132

Суд не дал ПФР взыскать штраф за ошибку в отчетности

Пенсионный фонд оштрафовал на 3 тыс. рублей детский сад за предоставление неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ в отношении шести работников. СЗВ-М на этих работников сдавались, а вот в СЗВ-СТАЖ их включить забыли.
Фонд составил акт сразу после выявления ошибки и оштрафовал страхователя. Уведомления об устранении ошибки ПФР не направлял. Поскольку добровольно штраф не был уплачен, фонд обратился в суд.
Однако суды трех инстанций не согласились с требованиями ПФР. По действующим правилам, когда фонд находит ошибки или несоответствия в представленных сведениях, он должен направить страхователю уведомление об их устранении. У работодателя есть пять дней на то, чтобы исправить отчетность без штрафа. Однако ПФР уведомление не направлял и, по мнению организации, лишил её права своевременно устранить допущенные ошибки без штрафных санкций.
Фонд пытался сослаться на то, что он не обязан информировать работодателей о каждом факте обнаруженных в отчетности ошибок и несоответствий. Но суды сочли этот довод необоснованным. ПФР обязан уведомлять работодателей о допущенных ими ошибках в персонифицированной отчетности. Уведомление о необходимости устранения ошибок вручается работодателю лично под расписку, направляется по почте или передается в электронном виде.
Суды при это сослались и на мнение Верховного суда. В определении от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 суд отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым, поскольку не стимулирует страхователей самостоятельно и своевременно устранять ошибки.
Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 20.08.2019 № Ф10-3437/2019 поддержал решение нижестоящих судов, так что ПФР не удалось отобрать у детского сада 3 тыс. рублей.
(дело N А48-108/2019)
Источник: Клерк, 18.10.2019, https://www.klerk.ru/buh/news/491346/