Мониторинг изменений за период 16.09.19 - 22.09.19


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 16.09.2019 - 22.09.2019 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Обновлен административный регламент ФНС России по бесплатному информированию, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)

Согласно регламенту, предоставление указанных госуслуг осуществляется в следующие сроки:
1) индивидуальное информирование на основании устных запросов - в день обращения; письменных и электронных запросов - в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (срок может быть продлен);
2) индивидуальное информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на основании запросов в письменной и электронной форме - в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса;
3) индивидуальное информирование об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании запросов в письменной и электронной форме - в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса;
4) прием налоговой декларации (расчета), представленной: на бумажном носителе лично в налоговый орган - в день представления; на бумажном носителе по почте - в день получения декларации налоговым органом; в электронной форме - в течение одного рабочего дня со дня получения декларации налоговым органом;
5) прием налоговой декларации по НДФЛ, представленной через МФЦ, - в день ее получения МФЦ.
Госуслуги предоставляются без взимания госпошлины или иной платы.
Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минфина России от 02.07.2012 N 99н, которым был утвержден действующий регламент.
(Приказ ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)", зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019 N 55942)
Источник: КонсультантПлюс, 18.09.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59234.html/

Обновлена форма извещения о контролируемых сделках

В случае обнаружения факта совершения налогоплательщиком контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, налоговый орган, проводящий проверку, самостоятельно извещает ФНС России о данном факте.
Настоящим приказом форма извещения о контролируемых сделках приведена в соответствие с действующими положениями Налогового кодекса РФ (с учетом изменений в части признания сделок контролируемыми).
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 10.10.2012 N ММВ-7-13/704@, которым утверждена ранее применявшаяся форма извещения.
(Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-13/421@ "Об утверждении формы извещения о контролируемых сделках и порядка направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и признании утратившим силу Приказа ФНС России от 10.10.2012 N ММВ-7-13/704@", зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2019 N 55964)
Источник: КонсультантПлюс, 21.09.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207397357.html

Вводится в действие новая форма уведомления о КИК

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о контролируемых ими иностранных компаниях.
В связи с внесенными в НК РФ изменениями утверждена новая форма (формат) уведомления и порядок ее заполнения.
Согласно новому порядку заполнению подлежат только те листы уведомления, в отношении которых имеются основания для их заполнения (ранее все разделы и поля подлежали обязательному заполнению).
Установлен порядок заполнения уведомления при его представлении организацией-правопреемником и уточненных уведомлений за реорганизованную организацию. Для этих целей предусмотрены также коды форм реорганизации и код ликвидации организации.
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@, которым были утверждены аналогичные форма и формат уведомления.
(Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-13/422@ "Об утверждении формы и формата представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме, а также порядка заполнения формы и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме и признании утратившим силу Приказа ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@", зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2019 N 55963)
Источник: КонсультантПлюс, 20.09.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207397358.html

Утвержден формат заявления о зачете госпошлины, уплаченной за "алкогольную" лицензию

Сумма госпошлины, уплаченной в связи с лицензированием деятельности в сфере производства и оборота алкоголя (за исключением госпошлины за предоставление и продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), может быть зачтена в счет уплаты госпошлины за совершение аналогичного действия, в случаях, установленных НК РФ.
Форма заявления о зачете госпошлины утверждена Приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2018 N 426.
В целях направления данного заявления в электронной форме утвержден формат, содержащий описание требований к XML файлу передачи заявления в форме электронного документа.
(Приказ Росалкогольрегулирования от 29.05.2019 N 132 "Об утверждении формата заявления о зачете суммы уплаченной государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением государственной пошлины, уплаченной за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)", зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2019 N 55899)
Источник: КонсультантПлюс, 16.09.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207391787.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Определен порядок оформления ПФ РФ электронного документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета

Порядком устанавливается, что электронный документ формируется в автоматическом режиме на основании сведений, хранящихся на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, по запросу зарегистрированного лица, обратившегося лично либо через своего представителя непосредственно в территориальный орган ПФ РФ, в МФЦ, а также путем направления запроса в электронной форме.
Электронный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица территориального органа ПФ РФ. В электронном документе проставляется отметка, содержащая информацию об уполномоченном должностном лице территориального органа ПФ РФ, подписавшего документ.
(Постановление Правления ПФ РФ от 13.06.2019 N 335п "Об утверждении формы документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и порядка его оформления в форме электронного документа", зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2019 N 55951)
Источник: КонсультантПлюс, 19.09.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59241.html/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

В целях обеспечения информационного взаимодействия при реализации общих процессов в рамках ЕАЭС утвержден классификатор языков

Классификатор предназначен для унификации буквенных и цифровых обозначений наименований языков в кодированной форме, используемых в различных системах обработки информации.
Классификатор включен в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации ЕАЭС.
Установлено, что:
- классификатор применяется с даты вступления настоящего Решения в силу;
- использование кодовых обозначений классификатора является обязательным при реализации общих процессов в рамках ЕАЭС.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2019 N 152 "О классификаторе языков")
Источник: КонсультантПлюс, 17.09.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207392214.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Депутаты освобождают от НДФЛ доходы, полученные в связи с чрезвычайными ситуациями

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, освобождающий от НДФЛ денежные средства, которые были получены россиянами в связи со стихийными бедствиями или чрезвычайными обстоятельствами.
Документ уточняет, что не подлежат обложению НДФЛ доходы в денежной и натуральной формах, а также в виде материальной выгоды (включая доходы в связи с прощением долга), которые были получены налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории РФ, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, а также гражданами, которые являются членами семей таких пострадавших. Сейчас предусмотрен закрытый список доходов в натуральной форме, которые освобождаются от НДФЛ в связи с соответствующими событиями, но не предусматривается освобождение от налога материальной выгоды, полученной пострадавшими.
Кроме того, в список не облагаемых НДФЛ доходов включатся доходы, полученные в качестве платы за наем жилых помещений от физлиц, которые пострадали от террористических актов на территории России, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, если такая оплата произведена ими в пределах сумм, полученных на цели аренды жилого помещения из бюджетных денег.
Если закон будет принят, то вступит в силу со дня официального опубликования и будет распространяться на правоотношения, которые возникли с 1 января 2019 г.
Источник: Российский налоговый портал, 20.09.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-422843-deputatyi_osvobojdayut_ot_ndfl_dohodyi_poluchennyie_v_svyazi_s_chrezvyichaynyimi_situatsiyami

Госдума запретила использовать ЕНВД и патент при продаже маркируемых товаров

Депутаты Госдумы России приняла в третьем чтении блок правительственных поправок в НК РФ, которые, в частности, запрещают продавцам использовать режим ЕНВД и патент в розничной торговле товарами, которые подлежат обязательной маркировке.
Поправки внесены в статьи Налогового кодекса, где прописаны исключения и виды товаров, при реализации которых запрещено использовать режим ЕНВД и патент. Документ исключает из этого списка продажу лекарственных препаратов, обувных товаров и предметов одежды, продажу изделий из натурального меха.
Счетная палата России в своем отзыве на проект закона говорила о возможных рисках. "Полагаем, что такое ограничение потенциально несет в себе риски увеличения налоговой нагрузки на ряд предпринимателей, поскольку потребует от них перехода на иные режимы налогообложения, что, в свою очередь, не согласуется с политикой государства по поддержке малого и среднего предпринимательства", — отмечалось в отзыве.
Стоит отметить, что законопроект вступит в силу с 1 января 2020 г.
Источник: Российский налоговый портал, 20.09.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-422846-gosduma_zapretila_ispolzovat_envd_i_patent_pri_prodaje_markiruemyih_tovarov

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Налоговиков нельзя насильно заставить вынести решение по выездной проверке

ИФНС провела выездную проверку фирмы и составила акт в феврале 2018 года. Подумав еще "немного" - примерно 2,5 месяца - налоговая в мае вынесла решение о проведении допмероприятий налогового контроля, длиться которые должны были 1 месяц.
Но по его истечении фирма не дождалась "приговора". Более того - все лето налоговики гоняли свидетелей на допросы, и в организацию поступали лишь протоколы допросов (последний пришел аж в ноябре).
А в сентябре фирма уже подала в суд, попросив признать незаконным бездействие налоговой, выразившееся в непринятии решения по проверке, и обязать инспекцию исправить это. Первая инстанция под Новый год отказала в удовлетворении требований, далее то же самое сделали апелляция и окружной суд, а в конце августа этого года истец получил "отворот-поворот" и от ВС (определение 305-ЭС19-13947). Кстати, ни одна инстанция не указала, что спорное решение к моменту рассмотрения уже вынесено - возможно, его не существует и по сей день.
Аргументируя свою позицию, суды отмечали, что срок на вынесение налоговой решения, хоть и установлен НК, но не является пресекательным. Нарушение этого срока не влечет изменения порядка исчисления сроков на взыскание налога, пеней и штрафа, что "гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика".
Налоговая тянет время не просто так, а в надежде составить адекватную картину нарушений, отметили суды. Истец вправе ознакомиться с результатами допмероприятий и подать возражения. Ранее этого момента решение не может быть вынесено, также подчеркнули суды. Иное привело бы к нарушению прав налогоплательщика. История умалчивает, что же там на самом деле произошло - налоговая не назначила рассмотрение материалов? Или руководство инспекции признало обязательным присуствие налогоплательщика, а тот уклоняется? В противном случае его неявка на рассмотрение не мешала бы налоговикам принять решение.
Уже в первой инстанции истец жаловался, что подвешенное состояние сказывается на его деловой репутации - контрагенты отказываются от сделок или требуют дополнительных гарантий. В том числе потому, что на допросах свидетелей налоговики высказываются об истце как о сомнительной фирме. Суд с полным непониманием отнесся к этому, поскольку согласно нормам НК все налогоплательщики "обязаны претерпевать мероприятия налогового контроля", а отказы контрагентов, по мнению судп, противоречат закону и обычаям делового оборота.
Также не приняты во внимание жалобы на то, что налоговики загружают сотрудников организации лишней работой - ведь, опять же, подвергаться проверкам - это святая обязанность налогоплательщиков.
(дело № А40-222695/2018)
Источник: Audit-it.ru, 18.09.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/996076.html

ВС постановил уплатить НДС с задатка, полученного по сделке, которая не состоялась

Организация намеревалась продать проект кролиководческого комплекса и получила задаток. Тем не менее, продажа так и не состоялась - договор купли-продажи заключен не был. Задаток был не авансом, а носил обеспечительную функцию, считала фирма, поэтому не исчислила НДС с задатка.
С этим в корне не согласились налоговики - выездная проверка оказалась урожайной. Суды также не порадовали. Как ИФНС, так и суды обратились к пункту 1 статьи 167 НК: моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат - день отгрузки или дата предоплаты.
Стороны успели заключить договор о задатке, который нужен был "для подготовки имущества к продаже" и составил 30% от стоимости продаваемых активов (среди которых был названный проект, включая разрешительные и изыскательные документы, а также "имущественные и материальные активы"). Деньги на расчетный счет истца поступили двумя порциями с назначением "частичная оплата задатка" и "окончательная оплата задатка".
Суды решили, что это все же была предоплата, и задаток носил не обеспечительную, а платежную функцию, поэтому поддержали позицию налоговиков, с чем согласился и ВС, отметив, что налоговая база фиксируется в периоде, когда задаток получен (определение 301-ЭС19-10310).
Дело имело и другой эпизод, который, правда, не дошел до кассации - налоговики смирились со своим проигрышем на стадии апелляции. В ходе проверки они обнаружили, что истец выступил покупателем различной спецтехники и прозводственного оборудования, но решили, что ничего этого в реальности приобретено не было. К такому выводу проверяющих привели нестыковки в документах и "сомнительность" поставщиков. Результат - отказ в вычетах НДС.
В ряде случаев в договорах и накладных не совпадали даты поставки (причем, отличались они на несколько лет) или предмет договора (в накладной значился один вид техники, в договоре - другой). Но суды решили, что это - результат технических ошибок: неаккуратный составитель документов забывал из "рыбы" убирать реквизиты старых договоров. А технические ошибки не лишают покупателя права на вычет НДС, отметили суды, как и подписание счетов-фактур неуполномоченными лицами (этот фактор тоже повлиял на выводы налоговой).
Кроме того, все претензии к поставщикам зафиксированы в момент проверки в 2017 году, что не доказывает их недобросовестность в проверяемом периоде (2013-2015 годах). Также истец сумел убедить суды, что в 2013 году (на момент заключения спорных сделок) ФНС еще не обнародовала признаки, по которым выявляет фирмы-однодневки. И организация проверила своих контрагентов как смогла.
Суды учли также, что фактическое наличие спорной техники подтверждено актом осмотра объектов, составленным инспекцией технадзора. "Инспекцией не доказано, что сделки по поставке оборудования являются мнимыми, не указано, какая иная организация могла поставить спорное оборудование", - отметил суд, отменяя отказ в вычетах.
(дело № А82-20708/2017)
Источник: Audit-it.ru, 18.09.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/996051.html

Верховный суд сообщил, как ИП на УСН должен учесть доход от продажи нежилого помещения

Если предприниматель-"упрощенщик" продал имущество (например, нежилое помещение), которое на момент продажи по своему характеру и потребительским свойствам не было предназначено для использования в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательскими, целях, то выручку от его реализации он должен включить в налоговую базу по УСН. К такому выводу пришел Верховный суд в определении от 13.09.19 № 310-ЭС19-14756.
Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом "доходы", продал нежилое помещение. Инспекторы заявили, что реализованное здание было предназначено для использования его в предпринимательской деятельности. Кроме того, дополнительным видом деятельности ИП являлась сдача внаем собственного недвижимого имущества. Таким образом, доходы от продажи облагаются единым налогом в рамках УСН. Поскольку это сделано не было, проверяющие доначислили налог.
Налогоплательщик оспорил решение инспекции в суде. Главный аргумент — спорное помещение в аренду не сдавалось.
Однако суды всех инстанций, включая Верховный суд, согласились с налоговиками. Данный объект недвижимости был предназначен не для использования в личных целях, а для осуществления предпринимательской деятельности. То есть имущество было приобретено с целью последующего извлечения прибыли.
Кроме того, дополнительным видом деятельности ИП являлась сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Тот факт, что помещение не сдавалось в аренду, существенного значения не имеет, поскольку назначение помещения не изменилось. Нежилое помещение приобретено с целью получения прибыли. В данном случае доход получен от реализации спорного имущества. Это говорит о том, что доход от продажи нежилого помещения непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, а поэтому подлежит обложению налогом по УСН.
(дело А35-11947/2017)
Источник: Бухонлайн, 18.09.2019, https://www.buhonline.ru/pub/news/2019/9/15046

Компенсация за задержку зарплаты взносами не облагается

ФСС опять напал на страхователя: тот, конечно, тоже не без греха - задерживал работникам зарплату, но затем реабилитировался, выплатив им положенную компенсацию. ФСС решил, что это - выплата в рамках трудовых отношений, доначислил "несчастные" взносы и впаял штраф. Кроме того, ФСС захотел срубить взносы и с оплаты обязательных медосмотров, поскольку договоры на их проведение заключались на срок менее одного года, к тому же, предметом по некоторым договорам были "медицинские услуги".
Суды встали на сторону организации. Но не сразу - первая инстанция решила, что прав фонд. Но уже в апелляции его решение было отменено в полном объеме, поддержала такой поворот и кассация (Ф10-2816/2019).
Суды указали, что оплата медосмотров - это производственная необходимость предприятия, не связанная с появлением у работников экономической выгоды. Важно, что медосмотры обязательны в силу закона, а нюансы заключения договоров, в том числе их срок, не имеют значения. Взносов тут быть не должно. Кстати, недавно в том же регионе был другой https://www.audit-it.ru/news/account/995437.html спор - с ПФ - по такому же поводу и с тем же исходом.
Насчет компенсации за задержку зарплаты суды отметили, что положения закона о соцстраховании 125-ФЗ не содержат определения компенсационных выплат, так что этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство. Проценты за несвоевременную выплату зарплаты - это вид материальной ответственности работодателя, и выплачиваются в силу закона как обеспечительная мера защиты трудовых прав работника. Значит, эта компенсация также не включается в базу по взносам.
Напомним, что дискуссия о взносах с указанных компенсаций имеет давнюю историю.
(дело № А84-2112/2018)
Источник: Audit-it.ru, 16.09.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/995925.html