Мониторинг изменений за период 16.12.19 - 22.12.19


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 16.12.2019 - 22.12.2019 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

С 1 января 2020 года к эксперименту по уплате самозанятыми лицами налога на профессиональный доход присоединятся еще 19 субъектов РФ

Сейчас эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" проходит в четырех субъектах РФ: Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан.
Согласно принятому Закону с 1 января 2020 года к эксперименту присоединятся: Санкт-Петербург, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан.
Напомним, что специальный налоговый режим (НПД) вправе применять физлица, в том числе ИП, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент, при условии соблюдения ограничений, предусмотренных НК РФ. При этом встать на налоговый учет и уплачивать налог можно с помощью бесплатного мобильного приложения "Мой налог".
(Федеральный закон от 15.12.2019 N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)")
Источник: КонсультантПлюс, 16.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60083.html/

Для получения уведомления на уплату налогов на бумажном носителе необходимо направить в инспекцию заявление по утвержденной форме

ФНС России утвердила форму заявления о выдаче налогового уведомления (рекомендуемая форма заявления, ранее направленная письмом ФНС России от 01.10.2019 N БС-4-21/19983@, теперь не применяется).
В заявлении указываются сведения:
- о налогоплательщике - физическом лице (заявление вправе направить физлицо, не имеющее доступа к личному кабинету налогоплательщика, либо направившее в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе);
- о документе, удостоверяющем личность;
- о способе информирования о результатах рассмотрения заявления (способ выдачи налогового уведомления).
(Приказ ФНС России от 11.11.2019 N ММВ-7-21/560@ "Об утверждении формы заявления о выдаче налогового уведомления", зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2019 N 56778)
Источник: КонсультантПлюс, 13.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60074.html/

С 1 января 2020 года вводятся в действие форматы представления экземпляров годовой бухгалтерской (финансовой) и упрощенной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о них в виде электронных документов

Форматы описывают требования к XML файлам передачи отчетности и аудиторского заключения в налоговые органы.
Аудиторское заключение представляется в виде электронного документа в формате PDF.
Отмечается, что аудиторское заключение, представляемое после представления в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляется с применением формата документа, утвержденного Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@.
Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.
(Приказ ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@ "Об утверждении форматов представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности", зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2019 N 56836)
Источник: КонсультантПлюс, 12.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60063.html/

Утвержден новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика, который применяется в отношении заявлений, представляемых в налоговый орган, начиная с 01.02.2020

Формат (версия 5.08) описывает требования к XML файлам передачи сведений заявления.
Признан утратившим силу с 01.02.2020 приказ ФНС России от 19.11.2014 N ММВ-7-6/590@ "Об утверждении формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика".
(Приказ ФНС России от 13.12.2019 N ММВ-7-6/634@ "Об утверждении Формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика")
Источник: КонсультантПлюс, 18.12.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207477064.html/

Для организаций бюджетной сферы утвержден стандарт по учету нематериальных активов

Стандарт применяется в отношении активов, классифицируемых как нематериальные активы (НМА с определенным сроком полезного использования и НМА с неопределенным сроком использования).
Стандарт не применяется в отношении таких объектов учета, как, например: финансовые активы; права пользования активом, возникающие по договорам аренды; права использования геральдических знаков; расходы на создание активов, не имеющих материально-вещественной формы, предназначенных для отчуждения.
Стандарт применяется с 1 января 2021 года.
(Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 181н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2019 N 56822)
Источник: КонсультантПлюс, 18.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60140.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

С 1 января 2020 года вступает в силу закон, обязывающий работодателей передавать в ПФР сведения о трудовой деятельности работников

Индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета дополняется разделом, содержащим сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица, в котором указывается информация в том числе о приеме на работу с отражением сведений о выполняемых трудовых функциях, переводах на другую постоянную работу и увольнении, а также информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном виде в соответствии со статьей 66 ТК РФ.
Подробно прописываются порядок и сроки предоставления сведений в соответствующих случаях, а также при отсутствии таких случаев в отношении зарегистрированного лица у данного работодателя.
Если численность зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный месяц составляет 25 и более лиц, формирование сведений о трудовой деятельности осуществляется в форме электронного документа с применением программно-технических средств страхователя или электронного сервиса, предоставляемого ПФР. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем, численность зарегистрированных лиц у которого составляет менее 25.
За непредставление сведений в установленный срок либо за представление неполных или недостоверных сведений законом предусматривается наступление административной ответственности.
(Федеральный закон от 16.12.2019 N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования")
Источник: КонсультантПлюс, 17.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60105.html

Обновлен порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета

Порядок определяет правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части:
- сведений о страховом стаже застрахованного лица;
- сведений о заработке за периоды до 1 января 2002 года.
Признано утратившим силу Постановление Правления ПФР от 14 декабря 2005 г. N 246п, которым был утвержден ранее применявшийся порядок.
(Постановление Правления ПФ РФ от 15.10.2019 N 519п "Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет", зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2019 N 56821)
Источник: КонсультантПлюс, 18.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60142.html/

СТАТИСТИКА

Росстатом утверждена обновленная статистическая форма N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления"

Годовую форму представляют в территориальный орган Росприроднадзора юрлица и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (в т.ч. региональные).
Признан утратившим силу Приказ Росстата от 19.08.2019 N 459, которым была утверждена ранее действовавшая форма.
(Приказ Росстата от 12.12.2019 N 766 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления")
Источник: КонсультантПлюс, 19.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60156.html

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Обновлена форма реестра таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также порядок ее заполнения и представления в электронном виде

Приводятся: форма реестра, порядок заполнения реестра, формат представления реестра в электронной форме, порядок представления реестра в электронной форме.
Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 27.12.2016 N ММВ-7-15/720@ "Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных подпунктом 3 пункта 7, подпунктом 2 пункта 7.2 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме".
Настоящий Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
(Приказ ФНС России от 24.07.2019 N ММВ-7-15/375@ "Об утверждении формы и порядка заполнения реестра таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктом 3 пункта 7, подпунктом 2 пункта 7.2 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, формата и порядка его представления в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2019 N 56783)
Источник: КонсультантПлюс, 17.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60116.html/

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Подписан закон об "электронных трудовых книжках"

Регламентирован порядок формирования с 1 января 2020 года сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Согласно внесенной в Трудовой кодекс РФ статье 66.1, работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ.
В сведения о трудовой деятельности включается в числе прочего информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора.
Устанавливаются способы получения работником сведений о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме: у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в Пенсионном фонде РФ, а также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Работодатель обязан письменно уведомить по 30 июня 2020 года включительно каждого работника об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор между "бумажной" и "электронной" трудовой книжкой.
До конца 2020 года работники подают работодателям заявления о продолжении ведения трудовых книжек или о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде (во втором случае работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение). Если же работник не подаст никакого заявления, то работодатель продолжит вести трудовую книжку.
Для лиц, впервые поступающих на работу после 1 января 2021 года, предусмотрено ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Трудовая книжка указанным работникам оформляться не будет.
(Федеральный закон от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде")
Источник: КонсультантПлюс, 17.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60104.html/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА



Работы оформлены отдельно - вычеты НДС не ждут постройки конечного объекта

Маслосырзавод строил очистные и канализационные сооружения, привлекая подрядчика. Часть работ - берегоукрепление, постройка фундамента - была выполнена и сдана в 2011 году. За них тогда же выставлены счета-фактуры, подписаны акты КС-2, сформированы справки КС-3. Однако на тот момент это не было конечным результатом работ, которого завод дождался аж в 2015 году. Тогда готовые сооружения были приняты на учет, введены в эксплуатацию, и тогда же завод заявил вычеты НДС по работам, сделанным в 2011 году.
Более того: организация и по проектным работам, выполненным в 2009 году, заявила вычеты тоже в 2015-м - связав их также с готовностью объекта.
Налоговая оказалась против всего этого, по итогам выездной проверки доначислила НДС (881 тысяча рублей), пени (233 тысячи) и штраф (88 тысяч), и суды ее поддержали. В 2015 году трехлетний срок на заявление вычетов по счетам-фактурам, выставленным в 2011 году, истек. Тот факт, что работы были лишь частью глобального плана, не важен. Стоимость работ была сразу принята на учет: в бухучете - отнесена на 08 счет, в целях налога на прибыль заявлены расходы.
Момент возникновения права на вычет не связывается с готовностью всего объекта и вводом его в эксплуатацию, указали суды (постановление кассации Ф07-13268/2019). "Для вычетов важен сам факт оприходования работ, безотносительно к моменту окончания строительства объекта ... и принятия его к учету в качестве основного средства", - говорится в решении суда первой инстанции. С этими событиями право на вычеты связывалось лишь по нормам НК, действовавшим до 2006 года, внял суд аргументам налоговой. С 2006 года это изменилось.
Можно было бы сделать так, как поступил истец, только если бы вся документация оформлялась лишь на конечный готовый объект, а спорные работы являлись бы промежуточными, не определенными в договоре как результат его исполнения. В данном же случае по всем бумагам работы выглядели как самостоятельные, приобретенные у подрядчика отдельно.
Организация также хотела срезать штраф с 88 тысяч до 1 тысячи рублей. Суды оказались против - ведь налоговики и так учли смягчающие обстоятельства и снизили штраф вдвое (без этого фирме грозило бы уплатить 176 тысяч).
(дело № А52-100/2019)
Источник: Audit-it.ru, 19.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1003374.html

Страхователь "завис" перед исправлением СЗВ-М - отсутствие акта не спасает

Организация сдала СЗВ-М за март 2017 года вовремя, но по единственному сотруднику "промахнулась" со СНИЛСом. Довольно оперативно ПФ направил уведомление о необходимости исправить ошибку, но фирма не спешила этого делать. Опомнилась она аж через год и два месяца - в июне 2018 года, подав корректирующую форму.
Когда ПФ выписал штраф в 500 рублей, фирма платить не стала, и ПФ обратился в суд. В суде ответчик пытался "отмазаться" тем, что акт об обнаруженном нарушении ПФ составил аж в июле 2018 года, то есть - после состоявшегося уточнения СЗВ-М. С учетом этого, по логике страхователя, исправленная им ошибка квалифицируется как самостоятельно найденная.
В первых двух инстанциях такая логика прокатила - оснований для штрафа суды не нашли. Кассация же резонно заметила - ПФ еще в апреле 2017 года послал уведомление о необходимости исправить ошибку, значит, она не является ликвидированной страхователем самостоятельно. Закон и инструкция о персучете отводят пять дней на исправление недочетов, выявленных ПФ, - только уложившись в этот срок, можно избежать штрафа. Несоставление акта тут ни при чем, решил окружной суд (Ф10-5442/2019).
Не влияет на обстоятельства дела и тот факт, что первоначальная форма была подана в установленный срок. Так что штраф фирме придется заплатить.
Выигрывать подобные дела страхователям удается, когда ПФ, например, пренебрег уведомлением, или - сильно припозднился со взысканием штрафа, или - ошибся, внося в акт дату его рассмотрения. Несоставление фондом акта на момент исправления ошибки играет роль только в том случае, если страхователь уложился в упомянутый пятидневный срок с момента уведомления. Этот "безопасный" срок у страхователя есть, даже если ПФ обнаружил несоответствие через полгода после подачи формы.
(дело № А36-3517/2019)
Источник: Audit-it.ru, 17.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1002422.html

ВС: недоимка по "старым" взносам - не повод для ПФ не возвращать переплату

ИП применял УСН, получив в 2014 году около 7 млн рублей дохода и в 2015 году - 57 млн. Страховые взносы в ПФ за себя предприниматель частично платил самостоятельно - небольшими порциями и с опозданием, а частично взносы списал ПФ инкассовыми поручениями. В общей сложности за эти два года вышло около 363 тысяч - это меньше, чем фиксированный взнос плюс 1% с превышения валового дохода над суммой в 300 тысяч в год, но больше, чем если 1% считать с учетом расходов ИП.
Когда пошла мода считать взносы при УСН, учитывая расходы, ИП обратился в ПФ насчет возврата переплаты, но ПФ отказал, так как у ИП имелась недоимка по взносам за другие периоды до 2017 года - около 600 рублей.
Фонд при этом не отрицал, что при расчете взносов следует учесть расходы, то есть - с наличием и суммой переплаты не спорил. ПФ видел препятствие для ее возврата в том, что законом 250-ФЗ (принимавшимся при передаче администрирования взносов налоговикам) предусмотрен возврат переплаты за периоды до 2017 года только при отсутствии недоимки (часть 3 статьи 21 упомянутого закона).
Тогда ИП направился к бизнес-омбудсмену, который в пользу ИП подал судебный иск. Суды отметили, что упомянутая норма не предусматривает запрета на возврат всей суммы переплаты, в том числе - превышающей недоимку.
Так что суды постановили лишнее вернуть, тем более, что недоимку ИП позднее оплатил. ВС это решение поддержал (определение 310-ЭС19-21428).
Напомним, что ни НК, ни ранее действовавшим законом 212-ФЗ прямо не предусмотрен учет расходов при исчислении взносов ИП на УСН. Не был он установлен и для ИП на общем режиме, однако КС в постановлении 27-П в конце 2016 года узаконил учет расходов в этих целях. Затем этот подход ВС распространил и на УСН.
Сомнений в том, что это касается правоприменительной практики в бытность закона 212-ФЗ - то есть периода, когда взносами занимался ПФ, давно уже нет, а более поздняя судебная практика подтвердила, что данный подход распространяется и на взносы, собираемые налоговыми органами начиная с 2017 года.
(дело № А48-8929/2018)
Источник: Audit-it.ru, 16.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1002130.html