Мониторинг изменений за период 18.11.19 - 24.11.19


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 18.11.2019 - 24.11.2019 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Обновлена форма и формат уведомления о контролируемых сделках

Изменяются штрих-коды в приложении N 1 "Уведомления о контролируемых сделках", а также в новой редакции излагаются:
- раздел 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)" (исключены поля 139 и 140 для отражения кода основания отнесения сделки к контролируемой в связи с новой редакцией таких кодов);
- таблица "Код основания отнесения сделки к контролируемой" приложение N 1;
- приложение 2 "Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме".
Установлено, что уведомление о контролируемых сделках с учетом внесенных изменений представляется в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после вступления в силу настоящего приказа.
(Приказ ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@ "О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@", зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2019 N 56510)
Источник: КонсультантПлюс, 18.11.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59816.html

Обновлен перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией с Россией для целей налогообложения

Теперь перечень содержит 98 государств и 18 территорий (из перечня исключены Панама и Сан Марино, уточнены отдельные наименования).
ФНС России пересматривает данный перечень с учетом изменения международной нормативно-правовой базы и практики обмена налоговой информацией с конкретными странами.
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/786@, которым был утвержден аналогичный перечень.
(Приказ ФНС России от 11.10.2019 N ММВ-7-17/511@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и о признании утратившим силу Приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/786@", зарегистрировано в Минюсте России 15.11.2019 N 56522).
Источник: КонсультантПлюс, 19.11.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59835.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В актах Правительства РФ по вопросам соцобеспечения исключено упоминание страхового свидетельства (СНИЛС)

Это связано с тем, что с 1 апреля 2019 года вместо страхового свидетельства выдается документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Уточняющие поправки внесены, в частности, в правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 708); правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153) и ряд других актов.
(Постановление Правительства РФ от 15.11.2019 N 1458 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 21.11.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207448443.html

СТАТИСТИКА

Обновленные указания по заполнению статистической формы N 2-ТП (водхоз), по которой предоставляются сведения об использовании воды, действуют с отчета за 2019 год

Форму ежегодно, 22 января после отчетного периода, предоставляют в территориальные органы Росводресурсов все юридические лица и индивидуальные предприниматели:
- осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
- осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
- получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
- получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
- имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.
(Приказ Росстата от 14.11.2019 N 663 "О внесении изменения в указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", утвержденной Приказом Росстата от 19 октября 2009 г. N 230")
Источник: КонсультантПлюс, 18.11.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207442008.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Через портал gosuslugi.ru можно будет подавать обращения в госорганы, а также совершать сделки в электронной форме

Определено, что портал должен обеспечивать, в том числе, возможность:
- направления в госорганы, государственные и муниципальные учреждения и их должностным лицам сообщений, обращений заявителей;
- осуществления мониторинга и анализа результатов их рассмотрения вместе с информацией об удовлетворенности заявителей полученным ответом, в том числе посредством проведения опросов и голосований;
- возможность осуществления юридически значимых действий, в том числе совершения сделок, путем создания электронных документов, их подписания с использованием электронной подписи и направления третьим лицам.
Кроме того, предусмотрена возможность оповещения через портал лиц, зарегистрированных в ЕСИА, о возможности подачи заявления на получение госуслуг в электронной форме с использованием единого портала.
(Постановление Правительства РФ от 18.11.2019 N 1467 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)")
Источник: КонсультантПлюс, 19.11.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59827.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Депутаты одобрили введение налога для самозанятых еще в 19 регионах

Госдума России приняла в первом чтении проект закона о введении налога на самозанятых еще в 19 субъектах РФ, начиная с 1 января 2020 г. Документ был разработан группой депутатов и сенаторов во главе с руководителем налогового комитета Госдумы Андреем Макаровым, пишет ТАСС.
Сейчас налог на самозанятых действует только в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. Он предусматривает, что физлица, которые оказывают платные услуги без привлечения наемных сотрудников, обязаны отчислять в казну 4% от суммы своего дохода при работе с физлицами и 6% - при работе с юрлицами.
По замыслу разработчиков законопроекта, мониторинг, которые был проведен ФНС, показал, что особенности этого налогового режима - более простой порядок регистрации, освобождение от использования ККТ, отсутствие какой-либо отчетности перед госорганами и комфортные размеры налоговых ставок - оказались востребованы налогоплательщиками, ранее не платившими налоги.
"Первые итоги эксперимента позволяют утверждать, что на сегодняшний день данный налоговый режим обеспечивает решение основной задачи его введения - создание стимулов для выхода людей из тени", - отмечается в пояснительной записке документа.
Источник: Российский налоговый портал, 22.11.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-424638-deputatyi_odobrili_vvedenie_naloga_dlya_samozanyatyih_esche_v_19_regionah

Госдума приняла закон об уточнении уплаты налога на имущество организаций по кадастровой стоимости

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который уточняет круг объектов (имущества), налог по которым организации уплачивают по кадастровой, а не по балансовой стоимости, сообщает Интерфакс-Россия.
Ранее с просьбой принять соответствующие изменения в НК РФ обращались представители бизнеса. Обращение предпринимателей было связано с законом, который Госдума приняла в третьем чтении 29 сентября. Тогда в перечень объектов, по которым компании уплачивают налог на имущество по кадастровой (обычно более высокой), а не балансовой (обычно более низкой) стоимости, были включены "иные объекты".
"Получилось, что за счет тех самых “иных объектов” возник такой риск трактовки новых норм налога на имущество организаций, что теперь любые объекты имущества и организаций (...) будут также облагаться по кадастровой стоимости и у юридических лиц. На самом деле это не имелось в виду, и можно читать по-разному", - ранее говорил замглавы Минфина Илья Трунин. По его словам, его ведомство выпустило соответствующее разъяснение, но нужен закрытый список объектов, которые могут облагаться по кадастровой стоимости.
Согласно новым поправкам, налог по кадастровой стоимости должен будет уплачиваться на административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения (офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания), объекты недвижимого имущества зарубежных фирм, которые не осуществляют свою деятельность в России через постоянные представительства, а также объекты незавершенного строительства. Кроме того, по кадастровой стоимости должен уплачиваться налог на жилые помещения, гаражи, машино-места, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. Формулировка "иные объекты" из статьи про налог на имущество убирается. Закон вступает в силу с 1 января следующего года.
Источник: Российский налоговый портал, 20.11.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-424576-gosduma_prinyala_zakon_ob_utochnenii_uplatyi_naloga_na_imuschestvo_organizatsiy_po_kadastrovoy_stoimosti

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В составе лизинговых платежей в расходах не учесть элементы выкупной цены

Фирма, взявшая в лизинг суда "река-море", учитывала полные суммы платежей, которые перечислялись в адрес лизингодателя, единовременно (после уплаты каждого). Однако налоговики не одобрили такой подход, поскольку в составе этих платежей увидели элементы выкупной цены предметов лизинга, которая не может списываться единовременно, а должна приниматься в расходы через амортизацию.
Организация обратилась в суд, но безуспешно. Суды трех инстанций полностью поддержали позицию ИФНС.
В данном случае заключены договоры выкупного лизинга. При этом в качестве выкупной цены, оплачиваемой в конце срока действия договора, может быть указана символическая сумма, или же – вообще ноль. Действительная же величина выкупной цены определяется как остаточная стоимость предмета лизинга, рассчитанная на дату перехода права собственности, а при таких условиях договора реальная выкупная цена "спрятана" в лизинговые платежи.
Часть выкупной цены в составе этих платежей квалифицируется в качестве авансов в счет будущей передачи объекта в собственность лизингополучателю. Такие платежи можно учесть только после окончания договоров лизинга, перехода права собственности, и только через амортизацию, отметила кассация (Ф05-16463/2019).
(дело № А40-72107/2018)
Источник: Audit-it.ru, 19.11.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1000971.html

Суды не дали организации "повесить" свой админштраф на виновного работника

К. работала начальником почтового отделения. В отделение пришла международная посылка, находящаяся под таможенным оформлением. Её выдали адресату без разрешения таможни в нарушение статьи 312 Таможенного кодекса.
Таможня наложила на ФГУП штраф в 350 тысяч рублей, который позже по решению арбитража был снижен до 175 тысяч. Предприятие его оплатило и пошло в суд, чтобы возместить эти деньги с К. В иске работодатель указал на то, что К. на основании договора несёт полную индивидуальную материальную ответственность за недостачу вверенного ей имущества и за ущерб, возникший при возмещении ФГУП ущерба иным лицам.
Суд первой инстанции встал на сторону работника.
Работник обязан возместить работодателю лишь прямой действительный ущерб (статья 238 ТК). Под ним понимается, в частности, реальное уменьшение имущества или ухудшение его состояния, а также необходимость работодателя затратиться на покупку или восстановление имущества.
Выплата штрафа работодателем госорганам не направлена на возмещение ущерба.
Суд указал, что штраф – мера, применяемая к ФГУП за совершенное административное правонарушение (именно предприятие, а не К., признали нарушителем таможенного законодательства). Уплата штрафа – непосредственная обязанность предприятия.
Апелляция полностью поддержала решение райсуда (определение Волгоградского областного суда от 03.10.2019).
В определении судьи отметили: требования работодателя по возмещению штрафа с К. фактически направлены на освобождение от обязанности по уплате админштрафа, наложенного на ФГУП. Это противоречит целям административного наказания (статья 3.1 КоАП).
(дело № 33-12400/2019)
Источник: Audit-it.ru, 15.11.2019, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1000411.html

Оплатят ли ИП больничный, если взносы он заплатил за текущий год, а выписан был в следующем?

Индивидуальный предприниматель добровольно заплатил за себя взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а в конце того же года получил травму. Листок нетрудоспособности был открыт в декабре, а закрыт в январе. Полагается ли предпринимателю больничное пособие за период болезни после 1 января? Да, полагается. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд РФ в определении от 18.11.19 № 309-ЭС19-20697.
В октябре 2017 года предприниматель впервые вступил в правоотношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и заплатил взносы за 2017 год. В конце того же года ИП получил травму. Впоследствии он обратился в ФСС с просьбой возместить расходы на выплату больничного пособия самому себе за период с 1 по 25 января 2018 года. Для подтверждения страхового случая он представил листок нетрудоспособности, выданный за период с 22 декабря 2017 года по 25 января 2018 года.
Проверяющие ответили отказом. Обоснование такое. Согласно части 6 статьи 4.5 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ, лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию, могут получать страховое обеспечение при условии уплаты страховых взносов за календарный год, "предшествующий году, в котором наступил страховой случай".
В рассматриваемой ситуации ИП представил больничный за период с 23.12.2017 по 25.01.2018 по коду 02 "Травма" (выдан в продолжение бюллетеня за период с 10.11.2017 по 22.12.2017). Это говорит о том, что страховой случай наступил в 2017 году. Нетрудоспособность является единым страховым случаем, разделению на периоды не подлежит. Следовательно, пособие за период, приходящийся на 2018 год (с 1 по 25 января), не полагается.
Однако суды всех инстанций, включая Верховный суд, с позицией фонда не согласились. Судьи исходили из того, что право на получение пособия обусловлено уплатой страховых взносов за календарный год, предшествующий тому году, в котором наступил страховой случай, и наличием листка нетрудоспособности.
В рассматриваемой ситуации взносы за 2017 года были уплачены полностью, а страховой случай (травма), который длился с 1 по 25 января 2018 года, подтвержден больничным листом. Тот факт, что период временной нетрудоспособности отражен в бюллетене как переходящий с одного года на другой не лишает ИП права на получение пособия. В связи с этим судьи пришли к выводу, что оснований для отказа в выплате пособия за период с 1 января 2018 года не было.
(дело №А07-35124/2018)
Источник: Бухонлайн, 22.11.2019, https://www.buhonline.ru/pub/news/2019/11/15233

Верховный суд разъяснил, надо ли начислять взносы, если срок договора на проведение медосмотров меньше года

Даже если договор на проведение периодических медосмотров заключен на срок менее одного года, сумма платежей по такому договору не облагается страховыми взносами. К этому выводу пришел Верховный суд РФ в определении от 29.10.19 № 306-ЭС19-9697.
Организация заключила с медицинским учреждением договоры на проведение периодических медосмотров работников.
По мнению проверяющих из ПФР, выплаты по данным договорам следовало включить в базу для расчета страховых взносов. Обоснование такое. Исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержится в статье 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. В подпункте 5 пункта 1 этой статьи сказано, что суммы платежей по договорам на оказание медицинских услуг работникам не облагаются взносами при одновременном соблюдении следующих условий:
- договоры заключены на срок не менее одного года;
- у медицинской организации есть лицензия на осуществление медицинской деятельности. (Напомним, что в настоящее время аналогичные требования установлены в подп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации договоры на проведение медосмотров были заключены на срок менее одного года. Следовательно, одно из указанных выше условий не соблюдено. А раз так, то на спорные платежи надо было начислить взносы.
Нижестоящие суды согласились с проверяющими. Но Верховный суд принял решение в пользу организации, указав на следующее. Согласно статье 7 Закона № 212-ФЗ, объектом обложения взносами признаются выплаты, начисляемые в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг. (В настоящее время аналогичное определение приведено в п. 1 ст. 420 НК РФ). Из содержания пункта 5 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не следует, что суммы платежей по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок менее одного года, формируют объект обложения взносами, дополнительно к установленному в статье 7 Закона № 212-ФЗ.
В рассматриваемом случае не доказано, что спорные выплаты зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, конкретных условий выполнения самой работы. Соответственно, они не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и не включаются в объект обложения страховыми взносами.
(дело А12-24556/2018)
Источник: Бухонлайн, 18.11.2019, https://www.buhonline.ru/pub/news/2019/11/15217