Мониторинг изменений за период 27.05.19 - 02.06.19


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 27.05.2019 - 02.06.2019 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В Налоговом кодексе РФ закреплены гарантии для налогоплательщиков, предусмотренные в рамках третьего этапа "амнистии капитала"

Дополнение НК РФ новыми положениями обусловлено принятием закона, продлевающего до 1 марта 2020 года возможность добровольного декларирования физлицами зарубежных активов и счетов (третий этап "амнистии капитала").
При этом государство гарантирует декларантам освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности, если соответствующее нарушение связано с задекларированным имуществом и счетами.
Принятым законом предусмотрено освобождение от НДФЛ доходов в виде прибыли КИК, учитываемых при определении налоговой базы в 2019 году у налогоплательщика, являющегося ее контролирующим лицом, при условии, что налогоплательщик не признавался налоговым резидентом Российской Федерации по итогам налогового периода 2018 года.
Кроме того, представление специальной декларации в ходе третьего этапа декларирования (с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года) освобождает налогоплательщиков от взыскания налогов, если обязанность по их уплате возникла до 1 января 2019 года в результате операций, связанных с задекларированным имуществом или счетами (вкладами), за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества КИК.
(Федеральный закон от 29.05.2019 N 111-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 30.05.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57940.html

Терминология, используемая в нормах НК РФ, приведена в соответствие с профильными законами о силовых ведомствах

Уточнения внесены в положения, регулирующие взимание НДФЛ, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, земельного налога и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Закон вносит юридико-технические поправки, направленные на приведение норм НК РФ в соответствие, в частности, с Федеральным законом "О пожарной безопасности", Федеральным законом "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
(Федеральный закон от 29.05.2019 N 108-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 30.05.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207307075.html

Уведомление о невозможности представления в установленные сроки истребуемых документов необходимо направлять по новой форме

Должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы у проверяемого лица, у его контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, у аудиторской организации (индивидуального аудитора).
В случае невозможности представления документов (информации) в установленные в требовании сроки, в налоговый орган необходимо направить уведомление по форме (формату), утвержденным настоящим приказом ФНС России.
Обновление формы уведомления связано, в частности, с изменениями, внесенными в пункт 5 статьи 93 НК РФ, ограничивающими повторное истребование налоговыми органами документов.
Признан утратившим силу приказ ФНС России от 25.01.2017 N ММВ-7-2/34@, которым была утверждена "старая" форма уведомления.
(Приказ ФНС России от 24.04.2019 N ММВ-7-2/204@ "Об утверждении формы и формата представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2019 N 54746)
Источник: КонсультантПлюс, 30.05.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57938.html

Утверждена форма уведомления об отказе в уменьшении суммы налога, уплачиваемого при применении ПСН, на расходы по приобретению ККТ

Причиной такого отказа может являться представление индивидуальным предпринимателем уведомления, в котором указаны недостоверные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям пункта 1.1 статьи 346.51 НК РФ.
В числе выявленных налоговым органом недостоверных (несоответствующих установленным требованиям) сведений указано, в частности: наименование модели ККТ и заводской номер экземпляра; дата регистрации ККТ в налоговом органе; сроки уплаты уменьшаемых платежей; расходы по приобретению ККТ ранее учтены при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения.
Налогоплательщик вправе повторно представить уведомление об уменьшении суммы налога на сумму расходов по приобретению ККТ, с исправленными сведениями.
(Приказ ФНС России от 26.04.2019 N ММВ-7-3/220@ "Об утверждении формы уведомления об отказе в уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники", зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2019 N 54756)
Источник: КонсультантПлюс, 30.05.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57945.html/

Уведомить налоговый орган об уменьшении суммы налога при ПСН на расходы по приобретению ККТ необходимо по утвержденной форме

Налогоплательщики на ПСН вправе уменьшить исчисленный налог на сумму расходов по приобретению ККТ. Размер вычета - не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ при условии регистрации указанной техники в налоговых органах с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.
Об уменьшении суммы налога необходимо уведомить налоговый орган. Ранее применялась рекомендованная форма уведомления, доведенная письмом ФНС России от 04.04.2018 N СД-4-3/6343@.
Теперь необходимо применять форму уведомления, утвержденную настоящим приказом ФНС России.
(Приказ ФНС России от 18.03.2019 N ММВ-7-3/138@ "Об утверждении формы, формата и порядка представления уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники", зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2019 N 54768)
Источник: КонсультантПлюс, 31.05.2019, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/57974.html

За ФНС России закреплены полномочия по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности

С 1 января 2020 г. вступят в силу изменения, внесенные в Закон "О бухгалтерском учете", касающиеся порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, отчетность не надо представлять в органы статистики (за исключением отдельных случаев), а достаточно представить ее в электронном виде в налоговые органы (от представления обязательного экземпляра отчетности в налоговые органы освобождены некоторые организации).
В этой связи к полномочиям ФНС России отнесено:
- ведение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете";
- утверждение форматов представления экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядка их представления, а также правил пользования государственным информационным ресурсом.
(Постановление Правительства РФ от 21.05.2019 N 631 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 28.05.2019, http://www.consultant.ru/law/review/207305663.html

Скорректированы требования к составлению форм бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

Изменения в Инструкцию подготовлены в связи с введением в действие отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора и применяются начиная с составления отчетности за 2019 год.
Уточнения коснулись порядка формирования раздела 2 Справки (ф. 0503710) к Балансу (ф. 0503730); Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721); Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) и др.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Приказ Минфина России от 16.05.2019 N 73н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н")
Источник: КонсультантПлюс, 28.05.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57911.html

Скорректирован порядок бухгалтерского учета в НФО

Внесены уточнения в порядок учета, в частности: финансовых инструментов; операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа (банковского вклада); операций по привлечению денежных средств по договорам займа (кредитным договорам), по выпуску и погашению облигаций и векселей.
Поправки коснулись также требований к отражению в бухгалтерском учете некоторых объектов учета (запасов, ОС, НМА, доходов, расходов и прочего совокупного дохода).
Указание вступает в силу с 1 января 2020 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Указание Банка России от 22.05.2019 N 5149-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 25 октября 2017 года N 612-П "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями")
Источник: КонсультантПлюс, 30.05.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57946.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

С 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года включительно будет проводиться третий этап "амнистии капиталов"

В рамках программы добровольного декларирования физические лица могут добровольно задекларировать свое имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), а также зарубежные счета и контролируемые иностранные компании.
В ходе третьего этапа декларирования сохраняются все гарантии, установленные ранее Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: в отношении указанных в декларации имущества, счетов и контролируемых иностранных компаний, а также в отношении связанных с ними доходов, операций и сделок, включая те из них, которые были связаны с формированием имущества контролируемых иностранных компаний, декларанты освобождаются от налоговой, административной и уголовной ответственности (в части ответственности за уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле).
При этом предусматривается, что в специальной декларации должны быть отражены, в числе прочего, сведения:
- о государственной регистрации международных компаний в порядке редомициляции в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях" применительно ко всем иностранным организациям (контролируемым иностранным компаниям), сведения о которых содержатся в декларации, в специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края;
- о переводе денежных средств со счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ, информация о которых содержится в декларации, на счета (вклады) декларанта в кредитных организациях РФ до даты представления декларации.
Также внесены изменения в утвержденную Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ форму специальной декларации и порядок ее заполнения.
(Федеральный закон от 29.05.2019 N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 30.05.2019, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/57941.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Закон с новыми льготами по применению ККТ прошел через Совет Федерации

Накануне Совет Федерации одобрил изменения в закон 54-ФЗ в части оптимизации порядка применения контрольно-кассовой техники.
Закон предусматривает упрощение порядка применения ККТ в сфере ЖКХ, включая услуги ресурсоснабжающих организаций, охраны и систем обеспечения безопасности, а также в сфере образования.
В частности, предусматривается формирование одного кассового чека, содержащего сведения о всех таких расчетах, совершенных в период, не превышающий календарного месяца, без выдачи клиенту кассового чека.
При этом при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги кассовый чек выдается клиенту по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.
В случае, если обязанность по предоставлению кассового чека обеспечивается путем отражения QR-кода на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа, то получение кассового чека осуществляется покупателем или клиентом самостоятельно с использованием информационного сервиса ФНС.
Пользователи вправе применять ККТ, расположенную вне места совершения расчетов, в следующих случаях: при осуществлении расчетов за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров, при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и оказания услуги, которые выполняются пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их части или земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ или оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях.
Продлевается срок неприменения ККТ ИП, не имеющими работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021.
Источник: Клерк, 30.05.2019, https://www.klerk.ru/buh/news/486095/

Депутаты освободили во втором чтении от налогообложения доходы от размещения денег на капремонт

Законопроект дополняет список доходов, которые не учитываются при определении базы по налогу на прибыль
Госдума России приняла во втором чтении проект закона, который предусматривает освобождение от налога на прибыль доходов в виде процентов, полученных региональным оператором от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта по договорам банковского вклада, пишет ТАСС.
Согласно налоговому законодательству, доходы компаний в виде процентов, которые получены по договорам займа, кредита, банковского счета и банковского вклада, признаются внереализационными доходами. Они облагаются налогом на прибыль. А значит, что в случае размещения региональным оператором в российских банках временно свободных средств фонда капитального ремонта, региональный оператор, как компания, будет иметь внереализационный доход в виде процентов по договору банковского вклада и будет обязан уплатить налог на прибыль, отмечается в пояснительной записке документу.
При этом эти средства являются целевыми. В таком случае целевые средства, которые поступают на счета специализированных НКО, осуществляющие деятельность, которая направлена на проведение капремонта общего имущества в многоквартирных домах, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Поэтому законопроект вносит поправки в Налоговый кодекс России, дополнив список доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по этому налогу, суммой доходов в виде процентов специализированной НКО, которая получена от размещения временно свободных средств фонда капремонта по договорам банковского вклада. Говорится об НКО, которая осуществляет деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Источник: Российский налоговый портал, 27.05.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-418918-deputatyi_osvobodili_vo_vtorom_chtenii_ot_nalogooblojeniya_dohodyi_ot_razmescheniya_deneg_na_kapremont

Депутаты приняли законопроекты о субсидиях и льготах по налогам в рамках СПИК

Соответствующие поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы инициированы правительством
Депутаты Госдумы РФ приняли в первом чтении пакет законопроектов, которые направлены на предоставление бюджетных субсидий и льгот по налогу на прибыль в рамках специнвестконтракта (СПИК). Соответствующие изменения в законодательство инициированы российским правительством, пишет ТАСС.
Первый проект закона вводит режим, при котором в рамках СПИК будут предоставляться бюджетные субсидии на долгосрочной основе (более чем на один бюджетный период). Такой же режим действует в отношении институтов, которые предусмотрены законодательством о государственно-частном партнерстве и о концессионных соглашениях. Это будет гарантировать спрос на продукцию, которая была произведены в соответствии с условиями СПИК, при госзакупках товаров, работ и услуг, а также при закупках в негосударственном секторе.
Вторым проектом закона закрепляется возможность применения льготы по налогу на прибыль для компаний, которые получили статус налогоплательщика — участника СПИК, в течение всего срока действия данного контракта. Также вводится возможность раздельного учета доходов и расходов, полученных или понесенных от деятельности по реализации проекта, в отношении которого заключен СПИК, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при другой деятельности, для целей получения льготы по налогу на прибыль.
Источник: Российский налоговый портал, 29.05.2019, http://taxpravo.ru/novosti/statya-419047-deputatyi_prinyali_zakonoproektyi_o_subsidiyah_i_lgotah_po_nalogam_v_ramkah_spik

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суды простили пени и штраф фирме, применявшей "чужое" письмо Минфина

Организация, в учредителях которой числились иностранные фирмы, взяла кредиты в российском банке, по которым поручителями или залогодателями выступили эти "иностранцы". Спорным моментом оказалось - является ли задолженность контролируемой. ИФНС, естественно, ответила на этот вопрос положительно и убрала из расходов проценты. Поскольку нормы с тех пор менялись, не будем вдаваться в суть квалификации займа и процентов.
Интересно другое - учитывая спорные проценты, организация руководствовалась письмом Минфина, которое было направлено не ей, и не было адресовано неопределенному кругу лиц. То есть письмо было ответом на чей-то чужой вопрос. В суде, пытаясь доказать свою правоту, налогоплательщик ссылался на этот письмо.
Решая вопрос об учете в расходах процентов, суды согласились с налоговой. Но в отношении пеней и штрафа сработало упомянутое письмо, и организация сэкономила 4,5 млн рублей.
Суды отменили и штраф, поскольку сочли письмо обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика, и пени, применив пункт 8 статьи 75 НК об освобождении от пеней налогоплательщиков, поверивших разъяснениям фискальных органов. Правда, в этой норме идет речь об инструкциях, которые даны непосредственно проверяемому лицу или же неопределенному кругу лиц. Довод инспеции о том, что письмо, на которое ссылается истец, дано конкретным - другим - лицам, суды отклонили (кассация Ф08-1866/2019).
(дело № А32-1410/2018)
Источник: Audit-it.ru, 27.05.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/987502.html

ИФНС соврала в справке о долгах и не провела зачет - оплатит алкогоспошлину

Фирма, которой надо было продлить алкогольную лицензию, 4 августа получила "чистую" справку по расчетам с бюджетом. Выждав немного времени, организация уплатила госпошлину в сумме 325 тысяч рублей. И еще немного позже - 15 августа - подала заявление на продлении лицензии.
Отказ лицензирующего органа стал сюрпризом. Оказалось, что справка, которую налоговая выдала фирме, содержала сведения только по головному подразделению, потому что в запросе был указан только один КПП, и не включала сведения по обособкам, где "висели" небольшие недоимки по НДФЛ и одновременно - сопоставимые переплаты, немного большие, чем недоимки.
В судах организации пока везет - три инстанции решили, что ИФНС, которая не провела зачет переплаты в счет недоимки, виновна в возникновении ущерба, причиненного фирме. Так что суды взыскали с налоговой госпошлину, уплаченную истцом "вхолостую", а также расходы по ее уплате (9500 рублей - видимо, комиссия).
Суды отметили, что налоговики, обнаружив переплату, могут ее зачесть в счет недоимок самостоятельно, без заявления налогоплательщика (в данном случае - налогового агента). К тому же, указание в запросе на справку только КПП головной фирмы "не могло служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым обязательствам", указала кассация - АС Северо-Западного округа (Ф07-2027/2019).
Кстати, на днях проходила информация о решении ВС, который поддержал суды, спокойно отнесшиеся к тому, что налоговики не проводят зачет переплаты по НДФЛ в отношении налогового агента. Их аргумент - такая переплата не является НДФЛ, а представляет собой неопознанный платеж за счет средств фирмы. В том споре все это привело в конечном итоге к невозврату переплаты по НДФЛ. Решение, поддержанное ВС, вынес суд Центрального округа.
(дело № А05-1878/2018)
Источник: Audit-it.ru, 28.05.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/987654.html

Суды против штрафа за задержку СЗВ-М из-за ранней замены сертификата ЭЦП

Организация направила в ПФ через оператора СЗВ-М за октябрь 10 ноября, однако программное обеспечение ПФ отчет отвергло - "не понравился" сертификат ЭЦП. Недели за две до этого сертификат гендиректора фирмы сменился из-за предстоящего окончания срока действия. Но в ПФ еще числился действующим старый сертификат.
Ответственное лицо фирмы - кадровик - пыталась что-то сделать, но фонд был непробиваем; более того, и оператор, и работники ПФ ее заверили, что все нормально, и отчет пройдет 10-м числом.
Вторая попытка с аналогичным финалом имела место 13-го, а 15-го фирма принесла в ПФ отчет на бумаге, но сотрудники фонда такой отчет принимать отказались. В электронном виде СЗВ-М наконец-то прошел 17 числа.
ПФ тут же выписал штраф, который платить фирма не стала. Тогда ПФ попытался списать штраф при помощи судебного приказа, но не вышло, и открылось судебное разбирательство.
Суды трех инстанций встали на сторону страхователя. Как выяснилось, подзаконные акты допускают два определения даты приема отчета - по дате подтверждения, полученного от оператора, или - по дате подтверждения от фонда. К тому же, вины страхователя суды не нашли, так что штраф в пользу ПФ взыскивать с фирмы отказались (кассация Ф09-1882/2019).
(дело № А34-10957/2018)
Источник: Audit-it.ru, 27.05.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/987559.html