Мониторинг изменений за период 08.06.20 - 14.06.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 08.06.2020 - 14.06.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Подписан закон о мерах по снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации

Законом предусматривается, в частности:
- освобождение от НДС безвозмездной передачи имущества, используемого для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавирусной инфекции, при этом ранее принятый к вычету налог восстанавливать не потребуется;
- возможность признания в расходах затрат на приобретение указанного выше имущества и переданного безвозмездно;
- освобождение от налогообложения доходов в виде списанной задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и начисленных по ним процентов;
- освобождение от НДФЛ доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в условиях COVID-19, а также доходов в виде субсидии (гранта) в размере, соответствующем сумме уплаченного налога на профессиональный доход за 2019 год;
- снижение фиксированного размера страховых взносов на ОПС за 2020 год до 20 318 руб., а также снижение до 0% тарифов страховых взносов по соответствующему виду страхования в отношении выплат в пользу физлиц, начисленных за апрель - июнь 2020 года;
- освобождение ряда налогоплательщиков из пострадавших отраслей экономики от уплаты некоторых налогов (авансовых платежей) и страховых взносов за установленные периоды.
Положения закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, за исключением статьи 2, положения которой распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
(Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 08.06.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62869.html

Принят закон о мерах, направленных на поддержку населения и обеспечение устойчивости российской экономики

Закон предусматривает, в частности:
- увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 6752 рублей;
- условия одностороннего расторжения договоров аренды без взимания штрафных санкций;
- возможность по решению Правительства РФ изменять сроки перечисления, уменьшать размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности;
- право Правительства РФ устанавливать особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира и порядок возврата провозной платы при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
- в период действия моратория на признание банкротом право должника обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки;
- предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- возможность предоставления субъекту МСП отсрочки уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок от шести до двенадцати месяцев по договорам купли-продажи арендуемого имущества, заключенного с органом госвласти субъекта РФ (органом местного самоуправления);
- возможность изменения маршрута регулярных перевозок и прекращение осуществления регулярных перевозок в отдельных случаях;
- особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, государственной итоговой аттестации, вступительных испытаний;
- право арендатора отказаться от договора аренды, без уплаты штрафных санкций, в случае недостижения соглашения об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора;
- возможность отсрочки по уплате начисленных в 2020 г. административных штрафов до 180 дней;
- предоставление Правительству РФ дополнительных правомочий в условиях ЧС (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
(Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции")
Источник: КонсультантПлюс, 08.06.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62855.html

Самозанятые граждане вправе претендовать на меры поддержки, предусмотренные для субъектов МСП

Внесены поправки в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которым отдельные меры господдержки субъектов МСП, а также меры поддержки, предоставляемые АО "Корпорация "МСП" и его дочерними обществами, распространяются на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Законом предусматривается включение положений об оказании поддержки самозанятым гражданам в госпрограммы (подпрограммы) РФ, субъектов РФ и муниципальные программы (подпрограммы).
Органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления наряду с формами поддержки, предусмотренными законодательством, вправе самостоятельно оказывать самозанятым лицам иные формы поддержки за счет средств соответствующих бюджетов.
Оказание информационной поддержки, необходимой для развития деятельности самозанятых граждан, будет осуществляться посредством размещения в информационных системах, на официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП в сети Интернет.
Также законом определен перечень сведений в отношении поддержки, оказанной самозанятым лицам, включаемой в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Федеральный закон от 08.06.2020 N 169-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки")
Источник: КонсультантПлюс, 08.06.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62857.html/

С 9 июня 2020 г. в Москве начинается снятие ограничений, введенных в целях недопущения распространения коронавируса

С 9 июня 2020 года:
- отменяются ограничения для граждан, в том числе граждан в возрасте старше 65 лет, на покидание мест проживания (пребывания) в любых целях, включая прогулки и занятия физической культурой и спортом;
- возобновляется доступ посетителей и работников в здания, строения, сооружения (помещения в них), на территории:
салонов красоты, косметических салонов, организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих фотоуслуги;
многофункционального миграционного центра города Москвы;
организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих ветеринарные услуги (в полном объеме);
общественных организаций, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по трудоустройству и подбору персонала;
городских кладбищ;
- возобновляется доступ работников в театральные и концертные организации, цирки в целях проведения без участия зрителей репетиций творческих коллективов;
- организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство кинофильмов, видеофильмов, издание звукозаписей и нот, деятельность профессиональную, научную и техническую;
- возобновляется деятельность образовательных организаций;
- возобновляется оказание услуг по краткосрочной аренде автомобилей (услуг каршеринга), услуг по перевозке пассажиров по заказу, такси (в полном объеме);
- отменяется требование об оформлении цифрового пропуска, буквенно-числового кода для передвижения с использованием транспортных средств;
- возобновляется проведение официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти.
С 16 июня 2020 года:
- возобновляется работа сезонных летних кафе при стационарных предприятиях общественного питания;
- возобновляется работа учреждений библиотечной, музеев, выставочных залов и зоопарков при условии посещения по электронным билетам и соблюдения ограничения по одновременному количеству посетителей;
- возобновляется работа медицинских организаций для оказания стоматологических услуг (в полном объеме);
- возобновляется работа организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, деятельность в области аренды, лизинга, права, бухгалтерского учета, консультирования по вопросам управления, рекламы, исследований конъюнктуры рынка, технической инвентаризации недвижимого имущества;
- возобновляется посещение спортивных мероприятий с количеством посетителей не более 10 процентов от общей вместимости спортивного сооружения.
С 23 июня 2020 года:
- возобновляется доступ посетителей и работников в физкультурно-оздоровительных комплексы, фитнес-клубы, бассейны;
- возобновляется работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, в том числе в парках культуры и отдыха, спа-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун;
- возобновляется деятельность водного транспорта;
- возобновляется возможность использования объектов городской инфраструктуры, в том числе детских, спортивных площадок, скамеек, беседок и иных объектов, предметов и оборудования, с которыми могли контактировать иные лица;
- возобновляется работа образовательных организаций, предоставляющих дошкольное образование, в полном объеме;
- возобновляется работа учреждений социальной защиты населения по оказанию социальных услуг и адресной помощи в обычном режиме.
Сроки снятия ограничений могут быть изменены в соответствии со складывающейся эпидемиологической ситуацией.
(Указ Мэра Москвы N 68-УМ от 08.06.2020 "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности")
Источник: КонсультантПлюс, 08.06.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62861.html/

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Обновлены формы (форматы) уведомления налогового органа о зарубежных счетах (вкладах)

Сообщать в налоговые органы теперь необходимо не только о счетах (вкладах), открытых в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ.
В связи с этим в приказе приводятся новые формы представления:
- уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;
- уведомления об изменении реквизитов счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;
- уведомления о наличии счета в банке за пределами территории РФ, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось.
Как и раньше, уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) могут быть представлены лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае если уведомления переданы по ТКС, то они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, а если через личный кабинет налогоплательщика - усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ ФНС России от 28.08.2018 N ММВ-7-14/507@.
(Приказ ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@ "Об утверждении форм, форматов уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось", зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2020 N 58591)
Источник: КонсультантПлюс, 06.06.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62837.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Скорректирован порядок расчета пособий по больничным листкам с учетом среднего заработка, равному МРОТ с учетом районных коэффициентов

Закон вносит изменения в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Указанной нормой предусмотрен порядок исчисления пособия для случаев, когда застрахованное лицо не имело заработка или если рассчитанный средний заработок ниже МРОТ, установленного на день наступления страхового случая.
Применение действующего порядка приводит к нарушению прав граждан, у которых средний дневной заработок выше МРОТ без учета районного коэффициента и пособие исчисляется (выплачивается) в меньшем размере, в отличие от лиц, у которых размер среднего заработка ниже чем МРОТ без учета районного коэффициента.
Принятие поправок позволит правильно исчислять и осуществлять выплаты пособий, а также не допускать нарушения имущественных прав застрахованных лиц.
(Федеральный закон от 08.06.2020 N 175-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")
Источник: КонсультантПлюс, 08.06.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62875.html/

Терминология отдельных законодательных актов приведена в соответствие с Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете

Изменениями, внесенными в закон об индивидуальном (персонифицированном) учете, отменена обязанность выдавать страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования (карточки СНИЛС). Вместо этого используется документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащий страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
В связи с этим необходимые изменения внесены в положения ряда федеральных законов. Так, например, в статье 4 Федерального закона "О кредитных историях" слова "в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования" заменены словами "в документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета".
(Федеральный закон от 08.06.2020 N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 08.06.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62864.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Отмена взыскания пенсфондом копеечных штрафов прошла первое чтение в ГД

Госдума приняла в первом чтении законопроект, вносящий поправки в закон о персучете (27-ФЗ). Статью 17 этого закона дополнят новыми частями (законопроект № 893775-7).
Будет предусмотрено, что ПФ имеет право обращаться в суд за взысканием санкций, только если их сумма более 3 000 рублей. Если штрафы меньше, то им дадут возможность накопиться в течение трех лет. В суд фонд сможет пойти в течение полугода со дня, когда сумма штрафов, относящихся к конкретному страхователю, превысила 3000. Если же три года прошло, а штрафы так и не достигли лимита, то ПФ получит право обратиться в суд в течение шести месяцев с момента, когда прошло три года с даты выставления первого неоплаченного требования.
Из пояснительной записки следует, что ПФ буквально заваливает суды 500-рублевыми штрафами, связанными с погрешностями в СЗВ-М (примеры чему есть и на нашей памяти), причем, дела рассматриваются в порядке приказного производства (хотя штрафы нередко бывают и реально спорными). Бывает, что и сам ПФ затягивает со взысканием "копеечного" штрафа - и проигрывает суд. По новым же правилам, заложенным в законопроект, ПФ получит нужную ему отсрочку. Причем, ВС уже рекомендовал арбитражным судам отказывать в принятии заявления на судебный приказ по штрафам до 3 000 рублей.
Источник: Audit-it.ru, 05.06.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1013793.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Государство не вернуло налоговую переплату - 5,6 млн взысканы с директора

ЗАО "И" подало декларацию по налогу на прибыль за 2013 год. Точнее, сделала это аутсорсинговая бухгалтерская фирма. В декларации был исчислен налог к уплате в сумме 5,6 млн рублей, который был уплачен в положенный срок.
Года примерно через два обнаружилось нечто до тех пор неизведанное, и существенная часть внереализационных доходов превратилась во внереализационные расходы. Таким образом, налог за 2013 год был выведен практически в ноль, возникла переплата. Однако заявление о возврате никто не подал.
Приблизительно в то же время состоялось преобразование налогоплательщика. Возвратом налога попытался заняться уже правопреемник - ООО "И", причём, уже в 2018 году.
Подано заявление, и налоговый орган запросил информацию - как получилось, что так сильно возросли внереализационные расходы, и упали доходы. Однако как налогоплательщик, так и всё та же аутсорсинговая фирма проигнорировали данное требование. Через некоторое время заявление на возврат снова было подано, и инспекция продублировала своё требование о пояснениях. Ответа инспектора так и не получили.
Налог возвращен не был, и отсудить его тоже не удалось, поскольку трехлетний срок с момента уплаты истек, и факт реорганизации не сдвигает точку отсчета для правопреемника, решил суд.
Вскоре один из кредиторов ООО "И" надумал эту организацию обанкротить. В ходе рассмотрения этого дела конкурсный управляющий потребовал возложить ответственность за наличие невозвращенный переплаты на директора фирмы.
Ответчик отбивался как мог: пытался доказать, что вина за несвоевременную подачу заявления на возврат лежит в принципе на бухфирме. Кроме того, налоговая также не сообщила о переплате вовремя и не предприняла никаких действий для того, чтобы вернуть компании её кровные. Сам же директор не имеет соответствующего образования.
Тем не менее, суды решили, что вина за данную дебиторку, ставшую невозвратной и превратившуюся в убыток, лежит на директоре организации-налогоплательщика.
Руководитель организации должен действовать добросовестно и разумно. Он несёт ответственность за организацию бухучета, в том числе - за выбор фирмы, которая им занимается. Если директор проявил недобросовестность или неразумность при выборе контрагента по гражданско-правовым договорам, при найме работников или неправильно организовал систему управления фирмой, он отвечает перед нею за причиненные в результате своих ошибок убытки.
Неразумность действий или бездействия директора считается доказанной, если он принял решение, не учитывая известную ему информацию, либо ничего не предпринял для получения такой информации, указали суды (постановление кассации Ф06-56305/2019). Так что требования конкурсного управляющего удовлетворены - 5,6 млн рублей взысканы с директора.
(дело № А65-28642/2018, дело № А65-13289/2017)
Источник: Audit-it.ru, 09.06.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1013899.html

Договор с внештатным работником при наличии в штате вакансии суд признал правомерным

Учреждению пришлось пройти все уровни судебной системы, чтобы доказать обоснованность привлечения внештатного специалиста для оказания юридических услуг на договорной основе (Определение Верховного Суда РФ от 21 мая 2020 г. № 309-ЭС20-5101). Об этом деле мы рассказывали в прошлом году, когда его рассматривала апелляционная инстанция. Однако считаем уместным вернуться к нему снова, поскольку заключение учреждением гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг, которые входят в должностные обязанности штатных сотрудников, практически всегда вызывает вопросы проверяющих.
Напомним, ревизоры Казначейства признали неэффективным использованием бюджетных средств расходы учреждения по оплате внештатному сотруднику по договорам на оказание юридических услуг, входящих в обязанности штатных работников. На первом этапе судьи встали на сторону учреждения и признали выводы ревизоров незаконными.
Апелляционную жалобу Казначейства суд тогда не удовлетворил.
После этого проверяющие продолжали настаивать на своем решении, но и третий этап судебных слушаний окончился не в их пользу. Судьи единогласно пришли к заключению, что у учреждения были все основания для привлечения внештатного специалиста для оказания юридических услуг на договорной основе, тем более что спектр оказанных по договорам услуг шире, чем приведенный в должностной инструкции штатного юриста.
А совсем недавно дело дошло до Верховного Суда, который так же счёл, что говорить в такой ситуации о неэффективном расходовании бюджетных средств безосновательно, и потому отказался передавать жалобу Казначейства на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.
(дело № А07-39192/2018)
Источник: ГАРАНТ, 08.06.2020, http://www.garant.ru/news/1378858/

Работодатель компенсирует соискателям расходы на обязательный медосмотр: нужно ли начислять взносы?

Перед трудоустройством кандидаты самостоятельно проходят обязательные медосмотры, а работодатель компенсирует эти расходы. Нужно ли включить соответствующие суммы возмещения в базу для начисления страховых взносов "на травматизм"? Нет, не нужно. Такой вывод следует из постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.05.20 № Ф04-1498/2020.
Перед приемом на работу соискатели прошли обязательный предварительный медосмотр. В дальнейшем работодатель выплатил им компенсацию, равную стоимости медосмотра. При этом взносы на сумму выплат начислены не были.
Проверяющие из ФСС заявили, что организация занизила базу для начисления страховых взносов "на травматизм". Обоснование такое. Порядок проведения обязательных предварительных медосмотров сотрудников, занятых на "вредных" работах, утвержден приказом Минздравсоцразвития от 12.04.11 № 302н. Согласно этому документу, предварительные медосмотры проводятся на основании направления, выданного работодателем. Таким образом, прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра при устройстве человека на работу должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию, с которой оформлен договор, и за счет средств работодателя.
В данном случае работодатель не заключил с медицинским учреждением договор о проведении предварительных медосмотров. Вместо этого физлица после приема на работу получили компенсацию затрат на прохождение такого медосмотра. В связи с этим суммы выплат нужно было включить в базу для начисления взносов.
Суд поддержал организацию, указав на следующее. Последующее заключение с соискателями трудовых договоров и выплата им компенсации в период трудовых отношений не имеют правового значения, поскольку события, с которыми связана эта выплата, произошли до оформления трудовых отношений. Соответственно, компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не является выплатой по трудовому договору. Фактически перечисленные суммы не привели к возникновению дохода у граждан, а лишь компенсировали им понесенным расходы.
Также судьи добавили: хотя организация нарушила требования трудового законодательства, однако это не влияет на начисление взносов на "травматизм". Контроль за соблюдением трудового законодательства не входит в компетенцию фонда.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медосмотра не облагается страховыми взносами.
(дело № А45-35434/2019)
Источник: Бухонлайн, 10.06.2020, https://www.buhonline.ru/pub/judge/2020/6/15749