Мониторинг изменений за период 12.10.20 - 18.10.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 12.10.2020 - 18.10.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В целях защиты имущественных интересов кредиторов устранена неопределенность при налогообложении НДС операций по реализации товаров (работ, услуг) в рамках текущей хозяйственной деятельности, совершаемых лицом, признанным банкротом

В настоящее время в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами).
Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 декабря 2019 года N 41-П, неопределенность в истолковании и применении подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса возникает в случае, когда должник, признанный несостоятельным (банкротом), продолжает осуществлять текущую хозяйственную деятельность, в процессе которой реализует произведенную им продукцию.
В этой связи настоящим Федеральным законом установлено, что объектом налогообложения НДС не признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе операции, совершаемые после признания должников несостоятельными (банкротами).
Кроме того, уточнены условия освобождения от исполнения обязанностей по уплате отдельных налогов и авансовых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции и включенных в единый реестр субъектов МСП.
В настоящее время Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ предусматривается освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по ним и сборов, в том числе, в отношении организаций, включенных в реестр МСП на основании налоговой отчетности за 2018 год.
Внесенными изменениями такое освобождение предоставляется также организациям, включенным в реестр МСП в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 г. по 29 февраля 2020 г.
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 320-ФЗ "О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65195.html

Подписан закон об индексации ставок акцизов на все подакцизные товары на период 2021 - 2023 г., а также о стимулировании развития нефтегазохимического комплекса

В частности:
- уточнен порядок расчета коэффициента, применяемого при определении размеров вычета сумм акциза, исчисленного в случаях использования винограда для производства вина, виноматериалов, виноградного сусла и спиртных напитков по технологии полного цикла;
- вводятся меры, направленные на поддержку производителей спиртосодержащей продукции, используемой для уничтожения микроорганизмов, способных вызывать инфекционные заболевания, и недопущение ее удорожания. Предусматривается, что производители данной продукции вправе получить свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции, что позволит применять "нулевую" ставку акциза;
- пересмотрены в сторону увеличения ставки акцизов в отношении табачной продукции и товаров, связанных с курением. Так, например, ставки акциза предлагается установить в следующих размерах:
на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный: на 2021 год - 3 806 рублей за 1 кг (вместо 3299 руб.); на 2022 год - 3 958 рублей за 1 кг (вместо 3431 руб.); на 2023 год - 4 116 рублей за 1 кг;
на сигареты, папиросы: на 2021 год - 2 359 рублей за 1 000 штук плюс 16 процентов расчетной стоимости, но не менее 3 205 рублей за 1 000 штук (сейчас - 2 045 рублей за 1 000 штук плюс 14,5 процентов расчетной стоимости, но не менее 2778 рублей за 1 000 штук);
электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака: на 2021 год - 60 рублей за 1 штуку (сейчас - 52 руб.); на 2022 год - 62 рубля за 1 штуку (сейчас 54 руб.); на 2023 год - 64 рубля за 1 штуку.
В рамках создания льготных налоговых условий для переработчиков этана и сжиженного углеводородного газа (СУГ) предусматривается, в числе прочего:
- введение механизма "обратного акциза" для стимулирования увеличения глубины переработки нефти;
- отнесение с 1 января 2022 г. этана и сжиженных углеводородных газов (СУГ) к подакцизным товарам. Переработчикам этана или СУГ предоставляется право на применение налогового вычета по акцизам с повышающим коэффициентом, равного 2.
Также право на вычет может применяться при условии обязательных инвестиций в объекты основных средств, которые будут введены в эксплуатацию с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2027 г. в размере не менее 65 млрд рублей. При этом в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд. рублей предусмотрена ежегодная индексация ставки акциза на СУГ;
- исключение возможности применения отрицательной ставки НДПИ в отношении нефти (за исключением добытой нефти, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья), а также отрицательного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Если указанные величины приобретают отрицательное значение, они принимаются равными нулю.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2022 года.
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье")
Источник: КонсультантПлюс, 16.10.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207742876.html

Скорректированы отдельные параметры исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых

В частности:
- уточнен порядок определения минимальной цены на газ в случае отсутствия цены на газ для соответствующего региона добычи;
- в случае реорганизации юридическому лицу - правопреемнику, ранее не являвшемуся плательщиком НДД, предоставляется право учесть не перенесенные (исторические) убытки реорганизуемого юридического лица, которое являлось до реорганизации плательщиком НДД;
- расширен перечень участков недр "3 группы", при добыче углеводородного сырья на которых применяется НДД, за счет выработанных месторождений и месторождений, расположенных на территории субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и на территории Сахалинской области;
- предусматривается, что для налоговых периодов, дата начала которых приходится на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно, налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков (исторических убытков), полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов;
- уточнен порядок определения значения удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД, согласно которому значение удельных расходов устанавливается в размере 7 140 рублей до 31 декабря 2023 г. и 8 600 рублей с 1 января 2024 г.;
- для отдельных видов твердых полезных ископаемых (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней) вводится повышающий рентный коэффициент равный 3,5, который не применяется в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых, реализуемых в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 16.10.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207742883.html

В целях поддержки средств массовой информации и полиграфических предприятий увеличен максимально допустимый объем потерь в виде стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции

Согласно внесенным изменениям, налогоплательщики, которые осуществляют производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, могут учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в Налоговом кодексе РФ (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции в пределах не более 30% (в настоящее время пороговое значение составляет не более 10%) стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 323-ФЗ "О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65193.html

Состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, дополнен расходами в виде стоимости безвозмездно передаваемого в государственную и муниципальную собственность имущества, созданного за счет субсидий

Также определено, что в случае безвозмездной передачи в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), доходы налогоплательщиков в виде субсидий не учитываются в составе внереализационных доходов при расчете 90-процентного значения доли доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в составе всех доходов, учитываемых налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом действие положений подпункта 19.7 пункта 1 статьи 265, пункта 1 статьи 284.3 и пункта 1 статьи 284.3-1 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения по безвозмездной передаче имущества (имущественных прав) в государственную и (или) муниципальную собственность, возникшие с 1 января 2020 года.
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 335-ФЗ "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 16.10.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207742881.html

Закреплены полномочия Федеральной пробирной палаты по сбору государственных пошлин в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и использования и обращения драгоценных камней

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 октября 2019 г. N 529 на базе федерального казенного учреждения "Российская государственная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" образована Федеральная пробирная палата с приданием ей статуса федеральной службы и передачей функций учреждения.
В этой связи в статьи 333.31 и 333.32 Налогового кодекса РФ внесены изменения, предусматривающие наделение Федеральной пробирной палаты полномочиями по сбору государственных пошлин в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 324-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.31 и 333.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 16.10.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207742879.html

На 2021-2023 годы установлены фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для категорий лиц, признаваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Внесенными изменениями предусмотрены следующие размеры страховых взносов:
- на ОПС: в случае если величина дохода плательщика не превышает 300 тыс. рублей, то размер взносов за расчетный период составит: в 2021 году - 32 448 рублей; в 2022 году - 34 445 рублей; в 2023 году - 36 723 рубля. В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превысит 300 000 рублей, к указанной сумме необходимо будет доплатить 1,0% с суммы превышения;
- на ОМС: размер взносов за расчетный период 2021 года составит 8 426 рублей, 2022 года - 8 766 рублей, 2023 года - 9 119 рублей.
Такие же размеры страховых взносов установлены для уплаты в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам.
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 322-ФЗ "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.10.2020,http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65188.html

Льготная ставка 10% по налогу на добавленную стоимость распространена на электронные и аудиокниги, связанные с образованием, наукой и культурой

Согласно внесенным изменениям перечень указанных видов периодических печатных изданий и книжной продукции, облагаемых при их реализации НДС по ставке 10 процентов, дополнен позициями:
- книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, в электронном виде, в том числе в аудиоформате, распространяемая, в частности, на магнитных носителях, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по каналам спутниковой связи:
- книги на дисках, лентах или прочих физических носителях;
- книги электронные.
(Постановление Правительства РФ от 09.10.2020 N 1643 "О внесении изменений в перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов")
Источник: КонсультантПлюс, 12.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65116.html/

Утверждена форма заявления о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по их уплате, а также формат представления в налоговый орган заявления в электронном виде

Формат описывает требования к XML файлам представления в налоговые органы заявления. Номер версии настоящего формата 5.01, часть CCXXV.
(Приказ ФНС России от 03.09.2020 N ЕД-7-19/631@ "Об утверждении формы заявления о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и формата его представления в налоговый орган в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2020 N 60302)
Источник: КонсультантПлюс, 10.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65102.html/

Актуализирован формат представления заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения в электронной форме

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 04.09.2019 N ММВ-7-3/441@, которым утвержден аналогичный формат.
Настоящий приказ вступает в силу со дня его издания.
(Приказ ФНС России от 23.09.2020 N ЕД-7-3/689@ "Об утверждении формата представления заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения в электронной форме и о признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 04.09.2019 N ММВ-7-3/441@")
Источник: КонсультантПлюс, 13.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65138.html

Утвержден ФСБУ ГФ "Отчетность по операциям системы казначейских платежей"

Стандартом определены требования к составлению и представлению Федеральным казначейством и его территориальными органами отчетности по операциям системы казначейских платежей.
Стандарт устанавливает формы и методологию составления казначейской отчетности.
Стандарт применяется начиная с отчетности 2021 года.
(Приказ Минфина России от 30.06.2020 N 126н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Отчетность по операциям системы казначейских платежей", зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2020 N 60328)
Источник: КонсультантПлюс, 13.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65136.html

Подписан протокол о внесении изменений в Конвенцию об избежании двойного налогообложения с Мальтой в части увеличения налога у источника в отношении дивидендов и процентов до 15%

Протоколом также определен перечень исключений, в соответствии с которыми в отношении доходов в виде дивидендов и процентов будет применяться льготный режим, взимаемый налог не должен превышать 5%.
Они будут действовать, в частности, в отношении институциональных инвестиций, а также для публичных компаний, не менее 15% акций которых находятся в свободном обращении и владеющих не менее 15% капитала компании, выплачивающей указанные доходы, в течение года. Кроме того, исключения распространяются на процентные доходы таких компаний, выплачиваемые по банковским кредитам, по обращающимся еврооблигационным займам, а также по долговым обязательствам перед правительствами, центральными банками, пенсионными фондами и страховыми компаниями стран - участниц конвенции.
Настоящий протокол временно применяется с 1 января 2021 года и вступает в силу с даты последнего из письменных уведомлений договаривающихся государств, направленных по дипломатическим каналам, о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего протокола.
("Протокол о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года", подписан в г. Москве 01.10.2020)
Источник: КонсультантПлюс, 12.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65115.html/

СТАТИСТИКА

Утверждена новая форма № 2‑ТП (отходы)

Организации и предприниматели, которые работают с отходами производства и потребления, должны будут сдать отчет № 2-ТП (отходы) за 2020 год по новой форме.
Напомним, что по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" отчитываются юрлица и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходам и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Форму № 2 -ТП отходы необходимо сдавать ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным (т.е. отчитаться за 2020 год нужно до 1 февраля 2021 года).
Как и прежде, форму № 2-ТП в обязательном порядке сдают крупные предприятия, то есть те, кто не включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Что касается малых предприятий, то они не должны сдавать этот отчет при одновременном соблюдении трех условий:
- образуют только твердые коммунальные отходы (ТКО) массой менее 0,1 тонны;
- имеют договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляют деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов).
Если у организации есть обособленные подразделения, то форма № 2-ТП заполняется по каждому из них. Отчет можно сдать как на бумаге, так и в электронном виде через интернет.
Новая форма № 2-ТП незначительно отличается от действующей (утв. приказом Росстата от 12.12.19 № 766). В новом бланке присутствуют три знакомых раздела:
- Раздел I "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления; сведения об образовании и передаче твердых коммунальных отходов региональному оператору, тонна". Его заполняют юрлица и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы, операторы по обращению с ТКО;
- Раздел II "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами, тонна"". Его заполняют региональные операторы; операторы в субъекте РФ, где региональный оператор не выбран или не осуществляет деятельность; юрлица, в результате деятельности которых образуются ТКО, не заключившие договор с региональным оператором;
- Раздел III "Сведения об эксплуатируемых объектах размещения отходов". Его заполняют юрлица и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы, операторы в субъекте РФ, операторы.
Содержание этих разделов в новой и действующей формах практически одинаково. Заметные изменения претерпел лишь Раздел III. В нем нужно будет указать более детальную информацию об эксплуатируемых объектах хранения и захоронения отходов (их размеры, объемы и площади).
(Приказ Росстата России от 09.10.20 № 627)
Источник: Бухонлайн, 16.10.2020, https://www.buhonline.ru/pub/news/2020/10/16061

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

На 2021 год предложены коэффициенты-дефляторы, необходимые для целей уплаты НДФЛ, ЕНВД, налога при УСН и ПСН, торгового сбора

Проектом устанавливаются следующие размеры коэффициентов-дефляторов:
- в целях применения НДФЛ - 1,864;
- в целях применения УСН - 1,032;
- в целях применения ЕНВД - 2,065;
- в целях применения ПСН - 1,637;
- в целях уплаты торгового сбора - 1,420.
Коэффициенты-дефляторы рассчитываются ежегодно исходя из величины коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.
(Проект Приказа Минэкономразвития России "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2021 год")
Источник: КонсультантПлюс, 14.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65171.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Неотделимые улучшения - недвижимость или "движка" в целях налога на имущество

Организация арендовала у города здание школы 1948 года постройки в непригодном для эксплуатации состоянии (последний капремонт производился более 20 лет назад) и надумала превратить здание в профилакторий для своих работников. Сначала вынесли всю "внутрянку" - вплоть до стен, не являющихся несущими. Позвали экспертов, и те пришли к выводу, что несущие конструкции вполне пригодны, и если "подправить-подмазать", и после этого вновь отстроить все, что внутри - экс-школа простоит еще лет 25.
В общем, предприятие провело перепланировку и капремонт. В результате изменилось назначение и увеличилась площадь здания - с 2964 до 3094 "квадратов". То есть, выгадать удалось в общей сложности 130 квадратных метров или 4% от первоначальных площадей. Следовательно, каких-либо существенных пристроек там не делали.
В бухучете фирмы появился объект "неотделимые улучшения", сама она налог с них не посчитала, но зато это исправили налоговики - стоимость улучшений была обложена налогом на имущество. С этим согласились и суды.
О его промежуточной стадии уже известно - ФНС упоминала в своем обзоре о решении по делу, вынесенном в апелляции, но на тот момент спор не был завершен. В сентябре же свой вердикт вынес окружной суд (Ф01-9871/2020), дальнейших кассационных жалоб не подавалось, так что решение по делу окончательное.
Примеряя эти выводы к себе, надо понимать, что не известно, как решили бы суды, если бы назначение здания не изменилось, и площадь не увеличилась. Остается открытым вопрос, будет ли исход таким же, если арендатор лишь поставит пару перегородок и покрасит стены.
Насчет площади кассация подчеркнула отдельно - это действительно один из аргументов, которые сыграли в пользу налоговой. Второй состоит в том, что улучшения носят капитальный характер, связаны с реконструкцией, достройкой. Перемещение улучшений, их демонтаж невозможны без несоразмерного ущерба зданию - этот последний аргумент "играет" даже в отношении совсем незначительных улучшений.

Если же ориентироваться на позицию фискальных органов - ФНС уверена: абсолютно любые капвложения в арендованное имущество - недвижимость, точнее, ее неотъемлемая составная часть. Соответственно, налогом улучшения облагаются. Минфин в свое время уточнял: если улучшена недвижимость (в том числе, облагаемая по кадастровой стоимости) - да, налог есть. Если - то, что к недвижимости не относится, то налога не будет.
Второй эпизод дела - тоже о налоге на имущество и тоже о квалификации "движка/недвижка". Еще одним поводом для доначислений стали газопоршневые теплоэлектростанции - предприятие считало их оборудование движимым имуществом, не облагаемым налогом.
Электростанция не является единым целым - состоит из зданий, сооружений и оборудования. Ряд технологических модулей, трансформаторы, пункты подготовки газа, здание-пристройка теплообменников, производственные площадки, внеплощадные сети и другие являются отдельными объектами движимого и недвижимого имущества, считает налогоплательщик. Оборудование имеет самостоятельное функциональное назначение, относится не к зданиям и сооружениям, а к отдельной группе ОС, в связи с чем их можно учесть в качестве самостоятельных объектов ОС.
Но налоговики и суды решили иначе. Каждая станция является единым производственным комплексом, состоящим из совокупности объектов, неразрывно связанных физически и технологически. Без какого-либо оборудования, входящего в состав теплоэлектростанции, ее функционирование невозможно. Также нереально изъятие и перемещение отдельных модулей без нанесения ущерба функциональному назначению станции - как минимум, потеряется установленная мощность. Не доказана возможность переноса станции без получения необходимой разрешительной документации и соблюдения градостроительных норм и правил. Такие аргументы учли суды.
Как объект недвижимости строилась именно электростанция, а не ее здание как таковое - и, видимо, поэтому суды не применили позицию ВС, озвученную ранее по другому делу в отношении производственного цеха. ВС тогда указал, что оборудование может относиться к недвижимости, только если предназначено для обслуживания здания. Даже если вынос техники, встроенной в отдельно стоящее здание, невозможен без вреда для него, это не делает ее недвижимой.
(дело № А29-14394/2018)
Источник: Audit-it.ru, 14.10.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1021523.html

ПРОЧЕЕ

Минфин изменил позицию об использовании скан‑копий "первички" для целей бухучета

Электронные образы (скан-копии) первичных учетных документов нельзя использовать в бухгалтерском учете. Такой вывод следует из недавнего письма Минфина. Тем самым министерство изменило позицию по данному вопросу.
В апреле Минфин допустил использование электронных образов "первички" для целей бухучета. В письме от 22.04.20 № 03-01-10/32570 специалисты финансового ведомства говорили, что такие документы можно применять в исключительных случаях.
Однако авторы комментируемого письма высказали иное мнение. Чиновники напомнили, что в статье 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете установлено следующее: каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Такой документ составляется на бумаге и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Это означает следующее. Применяемая для целей бухучета электронная "первичка" должна соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью.
При этом Закон № 402-ФЗ не предусматривает возможность принятия к бухгалтерскому учету электронных образов первичных документов. Соответственно, использовать такие документы в бухучете нельзя.
(Письмо Минфина России от 02.10.20 № 03-03-06/1/86376)
Источник: Бухонлайн, 16.10.2020, https://www.buhonline.ru/pub/news/2020/10/16060

Коэффициент Кц, характеризующий динамику мировых цен на нефть, в сентябре 2020 года определен в размере 7,4618

Коэффициент рассчитан исходя из следующих показателей:
- средний уровень цен нефти сорта "Юралс" - 40,74 долл. США за баррель;
- среднее значение курса доллара США к рублю - 75,6621.
Также сообщается, что показатели ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦАБэксп и ЦДТэксп опубликованы на официальном сайте ФАС России.
Средняя цена 1 тонны сырой нефти марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья и ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.
(Информация ФНС России "Опубликованы данные для расчета НДПИ, НДД и акциза на нефтяное сырье за сентябрь 2020 года)
Источник: КонсультантПлюс, 14.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65166.html

Как исправить ошибку в уведомлении о переходе на УСН, если выбран не тот объект

Ведомство напомнило, что для перехода на УСН со следующего года в срок до 31 декабря текущего года необходимо подать в налоговый орган соответствующее уведомление, указав в нем выбранный объект налогообложения: "доходы" или "доходы-расходы".
НК не устанавливает каких-либо ограничений в возможности изменения объекта налогообложения. Поэтому, если уведомление о переходе на УСН уже подано, а объект необходимо сменить - можно подать уточнение такого уведомления, но не позднее 31 декабря года, в котором оно было подано.
Таким образом, организациям и ИП подавшим заявление о переходе на УСН, но решившим изменить объект необходимо:
- подать в налоговую новое уведомление о переходе на УСН по форме N 26.2-1, указав в нем иной объект налогообложения;
- письменно уведомить ФНС о том, что ранее поданное уведомление аннулируется.
Аналогичные инструкции недавно звучали для вновь созданных фирм и ИП.
Обращаем внимание, что при подаче уведомления в налоговую лично, штамп инспекции и подпись инспектора проставляются непосредственно на самом уведомлении, а не на сопроводительном письме. Иначе, даже в суде можно не доказать смену объекта налогообложения.
(Письмо Минфина России от 10.09.2020 № 03-11-06/2/79549)
Источник: Audit-it.ru, 13.10.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1021000.html

Организация оплачивает проезд исполнителя по договору ГПХ к месту работы: платить ли НДФЛ?

Организация компенсирует стоимость проезда к месту выполнения работ и обратно исполнителям по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). Нужно ли удерживать НДФЛ с таких компенсаций? На этот вопрос Минфин ответил в своем недавнем письме.
Разъяснения следующие. В пункте 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы физлица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Доходом же, как гласит статья 41 НК РФ, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
Перечень доходов, которые освобождаются от НДФЛ, содержится в статье 217 НК РФ. Суммы возмещения организацией физическим лицам-исполнителям по договорам ГПХ стоимости проезда к месту выполнения работ, питания и проживания в данном перечне не упомянуты. Следовательно, эти суммы облагаются НДФЛ в общем порядке.
При этом в Минфине напомнили, что расходы на проезд в целях выполнения работ по гражданско-правовым договорам можно включить в состав профессионального налогового вычета по НДФЛ. Правда, только в том случае, если расходы были оплачены самим исполнителем по договору.
(Письмо Минфина России от 28.09.20 № 03-04-06/84695)
Источник: Бухонлайн, 14.10.2020, https://www.buhonline.ru/pub/news/2020/10/16053

Представление в налоговые органы дополняющих сведений по форме СЗВ-М о численности сотрудников за март 2020 года после окончания срока по направлению заявлений на получение субсидии субъектами МСП, пострадавшими от коронавирусной инфекции, с целью формального исполнения установленных требований не является основанием для получения указанной субсидии

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ (далее - Правила).
Правилами определены условия для включения получателя субсидии в реестр для перечисления, формируемый ФНС России, в частности количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или быть снижено не более чем на 1 человека в марте 2020 года.
Правилами также установлено, что численность получателя субсидии определяется на основании переданной ПФР отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (форма СЗВ-М), представляемой организациями и индивидуальными предпринимателями в органы ПФР до 15-го числа каждого месяца.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, сократившие штат более чем на 10 процентов (на основании анализа отчетности СЗВ-М) или более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, не могут претендовать на получение субсидии.
В отчетности СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также ряд других видов договоров.
Таким образом, физические лица, уволенные с текущего места работы и с которыми заключены трудовые договоры в марте 2020 года, должны быть указаны в отчетности СЗВ-М за аналогичный период, что подтверждается сведениями из отчетности по форме "Расчет по страховым взносам" за 3 месяца 2020 года, представляемой в налоговые органы.
Учитывая изложенное, представление в налоговые органы дополняющих сведений по форме СЗВ-М о численности сотрудников за март 2020 года после окончания срока по направлению в налоговые органы РФ заявлений на получение субсидии, предусмотренной Постановлением N 576, с целью формального исполнения положений Правил не является основанием для получения субсидии.
(Письмо ФНС России от 01.10.2020 N БС-4-11/16017@)
Источник: КонсультантПлюс, 13.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65120.html/

Налоговики разъяснили, можно ли доначислить взносы физлицу без статуса ИП

По результатам налоговой проверки инспекторы выяснили, что гражданин ведет предпринимательскую деятельность, но при этом не зарегистрирован в качестве ИП. Вправе ли инспекция доначислить ему фиксированные пенсионные и медицинские взносы? Нет, не вправе ответили в ФНС.
Как известно, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Период осуществления предпринимательской деятельности в целях исчисления страховых взносов определяется с момента приобретения физлицом статуса ИП и до момента исключения его из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности (подп. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 430 НК РФ).
При этом решение о регистрации предпринимателя (и, соответственно, о внесении сведений о нем в ЕГРИП) принимается на основании заявления и иных необходимых документов, представленных физлицом при его регистрации в статусе индивидуального предпринимателя.
Внесение в ЕГРИП записи о регистрации физлица в качестве ИП, а также постановка его на учет в налоговом органе в этом качестве на основании решения, вынесенного по итогам выездной налоговой проверки, законодательством не предусмотрены.
Таким образом, даже если имеются неоспоримые факты, свидетельствующие о ведении физлицом предпринимательской деятельности без "открытия" ИП, инспекторы не вправе доначислять ему страховые взносы.
К тому же фиксированные взносы, доначисленные и уплаченные по результатам такой проверки, не будут учтены при реализации прав физлица на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
(Письмо ФНС России от 05.10.20 № БС-4-11/16209@)
Источник: Бухонлайн, 15.10.2020, https://www.buhonline.ru/pub/news/2020/10/16056

ФНС России рассказала, когда передача денег подотчетному лицу признается валютной операцией

Нормами валютного законодательства установлено, что в общих случаях расчеты при осуществлении валютных операций производятся организациями - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а их порядок открытия и ведения устанавливается Банком России (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, далее - Закон № 173-ФЗ).
Наличные расчеты (как в иностранной, так и в российской валюте) юрлица - резиденты могут осуществлять с нерезидентами за обслуживание воздушных судов в аэропортах, судов в речных и морских портах, иных транспортных средств во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов, связанных с обеспечением деятельности таких юрлиц.
А вот передача одним резидентом другому резиденту наличных подотчетных денежных средств, по мнению ФНС России, может признаваться валютной операцией в зависимости от условий документов, являющихся основанием передачи валютных ценностей и подтверждающих проведение таких операций (подп. 9 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
Также налоговая служба напоминает, что распорядительный документ оформляется на каждую выдачу наличных денег с указанием Ф. И. О. подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер документа (письмо Банка России от 6 сентября 2017 г. № 29-1-1-ОЭ/20642).
Для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юрлица или ИП, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно распорядительному документу либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату (подп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
(Письмо ФНС России от 18 августа 2020 г. № СД-4-3/13276@)
Источник: ГАРАНТ, 12.10.2020, http://www.garant.ru/news/1416047/