Мониторинг изменений за период 14.09.20 - 20.09.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 14.09.2020 - 20.09.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Формы документов, используемых налоговыми органами при выявлении недоимки, применении обеспечительных мер и взыскании обязательных платежей, приведены в соответствие с НК РФ

Изменения, предусматривающие новый порядок информирования налогоплательщиков о недоимке и взыскания задолженности, внесены в НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
С учетом данных изменений обновлены формы, в частности:
- документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
- требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов;
- решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств и многие другие.
Одновременно утрачивают силу приказы ФНС России, которыми были утверждены аналогичные формы документов.
(Приказ ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам", зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59814)
Источник: КонсультантПлюс, 15.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64574.html

Формы документов, используемых налоговыми органами при проведении налоговых проверок, приведены в соответствие с НК РФ

Вносимыми изменениями изложены в новой редакции некоторые формы документов, в том числе:
- "Постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов";

- "Постановление о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов";
- "Протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов";
- "Требование о представлении документов (информации)";
- "Поручение об истребовании документов (информации)";
- "Требование о предоставлении странового отчета".
Кроме того, с 01.01.2021 вступят в силу уточнения, внесенные в приложения NN 25, 27, 29 - 37 (это в том числе "Акт налоговой проверки", "Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки"), предусматривающие замену слов "дата представления или день истечения срока представления" словами "дата представления, или день истечения срока представления, или день истечения срока уплаты налога".
(Приказ ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-2/609@ "О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)", зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59845)
Источник: КонсультантПлюс, 17.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64626.html

Обновлена форма (формат) налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию

В новой форме налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию учтены изменения в порядке налогообложения подакцизных товаров, внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 326-ФЗ.
В частности, расширен перечень подакцизных товаров (в том числе включены виноград, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло), внесены изменения в размеры налоговых ставок, а также в порядок применения налоговых вычетов.
Декларация представляется за налоговый период, следующий за месяцем вступления в силу настоящего Приказа.
Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 21.09.2018 N ММВ-7-3/544@, которым утверждены действующая в настоящее время форма и порядок ее представления.
(Приказ ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-3/610@ "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также на виноград в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59819)
Источник: КонсультантПлюс, 15.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64562.html

В новой декларации по налогу на прибыль учтены многочисленные изменения, внесенные в главу 25 НК РФ

Необходимость обновления налоговой декларации связана с принятием в 2019 - 2020 годах ряда федеральных законов.
Изменениями в числе прочего: введена корректировка налоговых обязательств по результатам взаимосогласительной процедуры; установлены особенности налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов, установлен льготный порядок налогообложения резидентов Арктической зоны и многое другое.
Вносимыми поправками, в частности: изменены штрихкоды; в новой редакции изложены Лист 02 "Расчет налога", а также приложение 4 и приложение 5 к Листу 02; Лист 04 "Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ; внесены изменения в приложение 7 к Листу 02 "Расчет инвестиционного налогового вычета".
В новой редакции изложен порядок заполнения налоговой декларации и формат ее представления в электронном виде.
Изменения применяются начиная с отчетности за 2020 год, но не ранее 1 января 2021 года.
(Приказ ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59876)
Источник: КонсультантПлюс, 17.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64617.html

Для декларирования доходов начиная с 2020 года применяется новая налоговая декларация 3-НДФЛ

Утвержден приказ с новой формой налоговой декларации 3-НДФЛ, который заменит собой действующий Приказ ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@.
Приказом изменена структура декларации и состав приложений. Форма декларации будет состоять: из титульного листа, раздела 1, приложения к разделу 1, раздела 2, приложений 1 - 8, а также расчета к приложению 1 "Расчет дохода от продажи объектов недвижимого имущества", расчета к приложению 3 "Расчет авансовых платежей, уплачиваемых в соответствии с пунктом 7 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации" и расчета к приложению 5 "Расчет социальных налоговых вычетов, установленных подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации".
Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2021 и применяется начиная с представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 года.
(Приказ ФНС России от 28.08.2020 N ЕД-7-11/615@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59857)
Источник: КонсультантПлюс, 16.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64592.htmlи

Скорректирован перечень премий за выдающиеся заслуги, суммы которых не подлежат налогообложению

Внесены изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения, в частности в области науки, культуры, искусства, туризма, средств массовой информации, суммы которых на основании п. 7 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения НДФЛ.
В частности, из перечня исключен ряд премий, прекративших свое существование.
Уточнены наименования некоторых премий и включены новые, в том числе:
- премия имени А.А. Баева за выдающиеся работы в области геномики и геноинформатики;
- премия имени А.А. Бочвара за выдающиеся работы в области металлургии, общего и радиационного материаловедения цветных, радиоактивных материалов и сталей;
- премия имени В.А. Коптюга за выдающиеся работы по химии в интересах сохранения окружающей среды и развития;
- премия имени Д.С. Лихачева за выдающийся вклад в исследование литературы и культуры Древней Руси;
- Литературная премия Александра Солженицына;
- Премия Кандинского.
(Постановление Правительства РФ от 09.09.2020 N 1376 "О внесении изменений в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 12.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64540.html

Определен порядок направления заявления о проведении процедуры разрешения споров в связи с применением международных договоров по вопросам налогообложения

С заявлением в Минфин России могут обратиться лица, указанные в пункте 2 статьи 142.8 НК РФ.
Заявление может быть представлено налогоплательщиком в срок до истечения трех лет со дня вручения акта налоговой проверки, мотивированного мнения налогового органа в рамках налогового мониторинга, а также акта, составленного по решению налогового органа иностранного государства, являющегося стороной применимого международного договора.
Заявление подается в Минфин России в свободной форме с приложением документов и сведений, подтверждающих доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении.
Документы и сведения представляются на русском или английском языке, если иное не предусмотрено применимым международным Договором.
В течение 90 дней с даты получения заявления Минфин России по результатам рассмотрения документов и их проверки на соответствие установленным требованиям, принимает решение о проведении взаимосогласительной процедуры или решение о мотивированном отказе в ее проведении.
(Приказ Минфина России от 11.06.2020 N 102н "Об утверждении Порядка и сроков представления и рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения", зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 N 59747)
Источник: КонсультантПлюс, 12.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64547.html

Правительством одобрен проект изменений в российско-мальтийскую конвенцию об увеличения налога на дивиденды (проценты)

Протоколом предусматривается повышение ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов до 15%
В некоторых случаях налог может составлять не более 5%. Определен перечень таких случаев.
Минфину России поручено провести переговоры с мальтийской стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства Российской Федерации указанный протокол.
(Распоряжение Правительства РФ от 09.09.2020 N 2291-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 г.")
Источник: КонсультантПлюс, 11.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64518.html

Россия и Кипр подписали протокол об изменении налогообложения дивидендов и процентов

Протокол вносит изменения в российско-кипрское соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, предусматривающие:
- увеличение налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов;
- применение льготного режима с размером ставки налога не более 5% в отношении институциональных инвестиций, а также для публичных компаний, не менее 15% акций которых находятся в свободном обращении и владеющих не менее 15% капитала компании, выплачивающей указанные доходы, в течение года.
("Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года", подписан в г. Никосии 08.09.2020)
Источник: КонсультантПлюс, 11.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64517.html

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Уточнены сроки приостановления плановых и внеплановых выездных таможенных проверок

Установлено, что в 2020 году внеплановые выездные таможенные проверки не назначаются до 30 сентября 2020 г. включительно, за исключением внеплановых выездных таможенных проверок, назначаемых по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 8 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса ЕАЭС, а также внеплановых выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ранее назначенные плановые выездные таможенные проверки подлежат приостановлению до 31 декабря 2020 г. включительно, а внеплановые выездные таможенные проверки - до 30 сентября 2020 г. включительно.
(Постановление Правительства РФ от 14.09.2020 N 1422 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438")
Источник: КонсультантПлюс, 17.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64633.html

Установлена процедура принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС

При поступлении заявления о принятии предварительного решения и документов, прилагаемых к нему, уполномоченный таможенный орган осуществляет следующие действия:
- проверяет соответствие заявления о принятии предварительного решения и документов, прилагаемых к нему, установленным требованиям;
- определяет отнесение товара к группе или разделу ТН ВЭД ЕАЭС, по которым уполномоченному таможенному органу предоставлено право принимать предварительные решения;
- устанавливает факт уплаты государственной пошлины.
При подготовке проекта предварительного решения уполномоченный таможенный орган изучает, в числе прочего:
- тексты товарных позиций, субпозиций, подсубпозиций, примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям, положения Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС;
- алфавитный указатель Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС;
- материалы сессий Всемирной таможенной организации по вопросам классификации товаров;
- международные стандарты (ISO, Codex alimentarius, технические регламенты);
- национальные стандарты, технические регламенты, технические условия;
- соглашения, включая соглашения по промышленной сборке моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов;
- документы, подтверждающие целевое использование товара;
- описание товара;
- характеристики товара;
- предварительные решения, опубликованные на официальном сайте Евразийской экономической комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- решения и разъяснения о классификации товаров ФТС России и Евразийской экономической комиссии.
После изучения представленных заявителем документов и сведений, а также результатов экспертизы товаров (в случае ее проведения) уполномоченный таможенный орган относит товар к определенной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС на уровне десятизначного кодового обозначения.
Настоящий Приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
(Приказ Минфина России от 01.09.2020 N 181н "Об определении Порядка принятия предварительного решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59788)
Источник: КонсультантПлюс, 15.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64582.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Госдуме приняла законопроект о правилах налогообложения КИК

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект закона, который уточняет ряд норм НК РФ о порядке уплаты налогов с прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Документ был разработан группой депутатов Госдумы во главе с председателем комитета Андреем Макаровым, пишет ТАСС.
Проектом предлагается исключить доход в виде дивидендов и соответствующую сумму налога у источника из расчета эффективной ставки налогообложения прибыли КИК для случаев, когда фактическим получателем дивидендов является контролирующее лицо - российский налоговый резидент, так как в этом случае КИК не имеет права распоряжаться такими дивидендами при осуществлении своей хозяйственной деятельности и не несет налогового бремени в связи с их получением. Также предлагается уточнить понятия иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании, а также упорядочить критерии для освобождения прибыли КИК от налогообложения в случае, если зарубежная холдинговая (субхолдинговая) компания признается активной холдинговой (субхолдинговой) компанией.
Источник: Российский налоговый портал, 16.09.2020, http://taxpravo.ru/novosti/statya-436079-gosdume_prinyala_zakonoproekt_o_pravilah_nalogooblojeniya_kik

Депутаты отменили НДС при продаже товаров банкротами

Госдума приняла в первом чтении проект закона, который исключает из объектов налогообложения НДС операции при осуществлении хозяйственной деятельности должниками, признанными несостоятельными (банкротами), сообщает ТАСС.
Сейчас в НК РФ указано, что НДС не облагается реализация банкротами имущества и (или) имущественных прав. Нет прямого указания на то, что это касается продажи банкротом результатов его текущей деятельности. Неопределенность возникает в случае, когда должник, который признан банкротом, продолжает осуществлять текущую хозяйственную деятельность, в процессе которой реализует произведенную им продукцию, говорится в пояснительной записке к документу. Речь идет о том, может ли покупатель этих услуг применять вычеты по НДС.
Этот вопрос был рассмотрен 19 декабря 2019 года КС РФ, который вынес предписание устранить правовую неопределенность по вычетам. Согласно проекту закона, НДС не будет облагаться реализация товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными, в частности, товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания банкротства.
Источник: Российский налоговый портал, 16.09.2020, http://taxpravo.ru/novosti/statya-436067-deputatyi_otmenili_nds_pri_prodaje_tovarov_bankrotami

Депутаты одобрили закон о налоговой поддержке издательств

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении правительственный проект закона, который предусматривает налоговую поддержку компаний, выпускающих периодическую печатную и книжную продукцию, передает ТАСС.
Сейчас в НК РФ потери в виде стоимости бракованной, которая утратила товарный вид, и нереализованной книжной продукции, а также продукции средств СМИ, списываемой налогоплательщиками, относятся к так называемым прочим расходам и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Документ предполагают увеличение максимально допустимого объема потерь до 30% от стоимости тиража, в то время как нынешнее законодательство допускает не более 10%.
Законопроект был подготовлен во исполнение поручения главы государства от 25 сентября 2019 года.
Источник: Российский налоговый портал, 16.09.2020, http://taxpravo.ru/novosti/statya-436061-deputatyi_odobrili_zakon_o_nalogovoy_podderjke_izdatelstv

Порядок ведения кассовых операций поменяют. Обособки освободят от кассовых книг

В Указание ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" внесут изменения.
Проект опубликован на федеральном портале.
Пропишут, что юрлицо и ИП могут вести кассовые операции с применением автоматических устройств, функционирующих в автоматическом режиме без участия работника.
Автоматические устройства, конструкция которых предусматривает прием и или выдачу денежных банкнот, должны иметь функцию распознавания на всей площади банкноты не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот.
Сейчас в указании говорится о 3-дневном сроке представления авансового отчета за полученные деньги. В новом варианте будет сказано, что этот срок устанавливается руководителем организации или ИП.
Также в новой версии Указания ЦБ изменили норму о кассовой книге в обособке.
В случае если обособленное подразделение не осуществляет хранение наличных денег и по окончании проведения кассовых операций сдает наличные деньги в кассу юрлица, кассовую книгу такому обособленному подразделению допускается не вести.
Источник: Клерк, 16.09.2020, https://www.klerk.ru/buh/news/504486/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Займы между взаимозависимыми лицами: ВС РФ признал неправомерным применение налоговым органом нормы НК РФ о противодействии злоупотреблению правом без учета иных обстоятельств дела

Согласно материалам дела в проверяемом периоде налогоплательщиком был заключен ряд договоров займа. Начисленные по займам проценты были учтены в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль организаций.
В ходе налоговой проверки было установлено, что налогоплательщик (заемщик) и заимодавец являются взаимозависимыми лицами, поскольку у них единый учредитель (ООО). В свою очередь, учредителем этого ООО являлось иностранное юридическое лицо.
Инспекция пришла к выводу о наличии оснований для применения пункта 2 статьи 269 НК РФ, в связи с чем исключила начисленные по спорным займам проценты из состава расходов налогоплательщика, учитываемых для целей налогообложения, что повлекло начисление недоимки, пени и штрафа.
ВС РФ не согласился с выводами судов трех инстанций и направил дело на новое рассмотрение, указав при этом на следующее.
Судебная практика допускает возможность применения пункта 2 статьи 269 НК РФ к ситуациям, представляющим собой случаи обхода закона в противоправных целях.
Установление того факта, что заем предоставлен иностранной организацией, удовлетворяющей указанным в пункте 2 статьи 269 НК РФ условиям, а также факта недостаточности капитализации российской организации - заемщика освобождает налоговый орган от необходимости доказывания иных обстоятельств, касающихся наличия злоупотребления правом, и по общему правилу признается достаточным для ограничения вычета процентов при исчислении налога на прибыль.
Вместе с тем налогоплательщик, признавая формальное соответствие "правилам недостаточной капитализации" спорных договоров займа, одновременно настаивал на отсутствии возможности возникновения злоупотребления правом в данной конкретной ситуации, указывая, что с точки зрения действительного содержания сложившихся отношений имеет место лишь возникновение долговых обязательств между двумя российскими организациями.
При этом обстоятельства, которые позволяли бы утверждать о том, что предоставление займов в рассматриваемой ситуации обусловлено не целями делового характера, а намерением перераспределить налоговую нагрузку между обществом (заимодавцем) и налогоплательщиком, судами не установлены.
ВС РФ обратил внимание на то, что природа пункта 2 статьи 269 НК РФ как нормы, направленной на противодействие злоупотреблению правом, предполагает необходимость достоверного (содержательного) установления фактов хозяйственной деятельности, которые образуют основания для отнесения задолженности налогоплательщика по долговым обязательствам к контролируемой задолженности. Иной подход к толкованию и применению указанной нормы не отвечал бы таким основным началам законодательства о налогах и сборах, как равенство и экономическая обоснованность налогообложения, поскольку может приводить к невозможности учета экономически оправданных расходов (процентов по долговым обязательствам) российскими организациями в связи с самим фактом наличия иностранного элемента в корпоративной структуре налогоплательщика, а не наличием вышеназванных рисков злоупотребления правом и наступления потерь бюджета.
(Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2020 N 309-ЭС20-7376 по делу N А60-29234/2019)
Источник: КонсультантПлюс, 16.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64594.html

"Раздвоение" поставщика помешало получению вычетов - суды поддержали ИФНС

Поставки были реальными, а поставщики, указанные в договорах, задекларировали реализацию. Картинку подпортили сотрудницы контрагента, подписывавшие бумаги от имени фирм, в которых не работали.
Кооператив закупал сырье у двух ООО, которые, как выяснилось, были "скованы одной цепью" с ЗАО. Товар везли на адрес кооператива непосредственно со склада ЗАО. И, хотя бумаги по взаимоотношениям с обоими ООО у кооператива были оформлены как положено, налоговая по результатам выездной проверки отказала ему в вычетах НДС.
Кооператив направился в суд, но в конечном итоге ничего не добился. Истцу временно повезло в первой инстанции - суд отметил реальность поставок, а также принял во внимание, что оба ООО задекларировали реализацию в адрес кооператива, таким образом, в бюджете был сформирован источник возмещения НДС. Тот факт, что сумма НДС к уплате у контрагентов практически полностью компенсировалась суммами вычетов, суд счел не имеющим отношения к делу, поскольку истец не может нести ответственность за декларирование контрагентами доходов и расходов.
Однако апелляция отменила решение первой инстанции, и дальнейшие суды поддержали именно этот невыгодный для налогоплательщика вариант. Судьи приняли во внимание показания двух сотрудниц ЗАО, допрошенных инспекторами в ходе проверки. Первая была начальникам комплекса, вторая - лаборантом. И, несмотря на то, что обе были оформлены только в ЗАО, первая подписывала товарно-транспортные накладные от имени первого ООО, а вторая - от имени второго.
Причём, налоговики не нашли следов договорных отношений между ЗАО и обоими ООО, хотя истец утверждал, что эти договора существовали, и ООО выполняли роль вполне законных посредников. Аргументацию инспекции дополнило отсутствие у ООО основных средств, других активов и персонала.
Истец пытался настоять на том, что проявлял должную осмотрительность при заключении договоров. Однако суды нашли его действия несерьезными, поскольку кооператив ограничился лишь проверкой регистрационных данных юрлиц. Так что, несмотря на то, что факт поставки сам по себе не опровергнут, в вычетах кооперативу отказали. Данное решение поддержал Верховный суд (определение 307-ЭС20-12557).
(дело № А13-7358/2018)
Источник: Audit-it.ru, 15.09.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1019673.html

ВС: налог за сельхозземлю может быть доначислен и без резолюции земнадзора

Организация (в наименовании которой присутствует буквосочетание "авиа") владеет некоторым количеством участков сельхозназначения. В отношении нее была проведена выездная налоговая проверка за 2014-2016 годы, в ходе которой был доначислен земельный налог. Налоговая ставка, которую применяла фирма, составляла 0,3%. Однако ИФНС решила, что земли не использовались по их целевому назначению, и применила ставку 1,5%.
Компания попыталась это оспорить в суде, аргументируя свою позицию тем, что в проверяемом периоде не имела замечаний от органов Россельхознадзора по поводу использования земель, к ответственности по статье 8.8 КоАП за неиспользование сельхозземель по назначению оштрафована ни разу не была.
Фирма считает, что налоговый орган не может проверять соблюдение требований земельного законодательства и делать выводы о характере использования участков. Всё это - вотчина земельного надзора или муниципального земельного контроля.
В качестве доказательств целевого использования земли фирма предъявила в суде заключение об административном обследовании одного из участков, а также акты планового рейдового осмотра. Однако бумаги эти были оформлены только в 2018 и в 2019 годах, то есть за пределами проверяемого периода.
Компания настаивала, что на земле производились такие сельхозработы как сенокошение. Тем не менее, суды отметили, что организация не несла расходов и не получала доходов, связанных с этим видом деятельности. Кроме того, в суд был принесён некий договор на выполнение работ по вспашке, культивации земель и севу многолетних трав. Но суды решили, что из документов по этой сделке не прослеживается связь с конкретными участками.
Налоговая же доказала, что спорные участки использовались под грунтовые взлетно-посадочные полосы, а также сдавались в аренду под хранение воздушных транспортных средств. Фирма пыталась утверждать, что в таком ключе участки использовались крайне редко, но на судей этот аргумент впечатления не произвёл.
Суды напомнили, что пониженная ставка в 0,3%, по сути является льготой, и условием для её применения является не только вид разрешенного использования земель, связанный с сельским хозяйством, но и фактическое использование земель в этой сфере. Доначисления остались в силе, в том числе, Верховный суд подтвердил правоту налогового органа (определение 307-ЭС20-11724).
(дело № А66-14963/2018)
Источник: Audit-it.ru, 14.09.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1019566.html

"Пострадавший" ОКВЭД - не основной: опровергается в суде подтверждением для ФСС

Фирме удалось доказать в суде, что она имела право на субсидию как среднее пострадавшее предприятие общепита.
ООО обратилось в налоговую за получением субсидии, которую выдавали в мае и июне малым и средним предприятиям, деятельность которых относится к списку пострадавших.
Инспекция отказала, назвав целых три причины. Первая состоит в том, что основной ОКВЭД не относится к списку пострадавших, вторая - в отношении фирмы открыто дело о банкротстве, и третья - фирма потеряла более 10% штата.
С двумя последними аргументами в суде удалось справиться очень легко. Во-первых, обычный арифметический подсчет (на основании отчетов СЗВ-М) показал, что количество работающих в апреле превысило 92% от мартовского, что не даёт сокращение более чем на 10%. Во-вторых, дело о банкротстве закончилось заключением мирового соглашения.
Что касается сферы деятельности - действительно, по состоянию на 1 марта основным в ЕГРЮЛ было вписано управление эксплуатацией жилфонда. В апреле основным ОКВЭДом было назначено общественное питание. То есть, формально фирма не подходила под критерии для получателей субсидии, поскольку пострадавший ОКВЭД должен был быть основным по состоянию на 1 марта текущего года.
Однако фирма доказала, что на самом деле главным ее бизнесом был именно общепит. Во-первых, об этом виде деятельности организация ежегодно отчитывалась в ФСС в порядке подтверждения основного ОКВЭД. Во-вторых, управление жилфондом требуют наличия лицензии, которой у фирмы никогда не было.
Таким образом, суд первой инстанции признал отказ налоговой в выдаче субсидии неправомерным. Дальше первой инстанции дело не пошло - его рассмотрение завершено, то есть, налоговая не стала обжаловать решение в апелляции.
Напомним, субсидии выплачивались фирмам и ИП, присутствующим в реестре МСП и имеющим "пострадавший" ОКВЭД в качестве основного на 1 марта, в размере по одному МРОТ на каждого работника. Деньги выдавались за апрель и за май, для этого надо было удовлетворять ряду условий, главное - сохранить не менее 90% численности работников на тот месяц, за который платят субсидию. Всё это было регламентировано постановлением правительства № 576.
(дело № А40-134982/2020)
Источник: Audit-it.ru, 14.09.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1019591.html