Мониторинг изменений за период 17.02.20 - 23.02.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 17.02.2020 - 23.02.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Обесценение активов в бухучете госсектора: поправки

Минфин скорректировал федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Обесценение активов". Поправками актуализирован ссылочный аппарат, а также уточнены внешние признаки обесценения актива.
(Приказ Минфина России от 13 декабря 2019 г. № 229н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов")
Источник: ГАРАНТ, 21.02.2020, http://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1328578/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Установлена процедура таможенного контроля при ввозе в РФ либо вывозе из РФ товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в международном грузовом сообщении

Предметом государственного контроля является таможенный контроль за соблюдением перевозчиком положений актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства РФ о таможенном регулировании.
Предусмотрены в том числе права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля.
Срок контроля в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, не может превышать 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии (в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, - не более 2 часов с момента представления таможенному органу необходимых документов и сведений, если иной срок не установлен правом ЕАЭС и законодательством в отношении отдельных категорий товаров).
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
(Приказ ФТС России от 09.01.2020 N 1, "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной таможенной службой таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении", зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2020 N 57499)
Источник: КонсультантПлюс, 17.02.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207523454.html/

Регламентирован порядок осуществления ФТС России таможенного контроля при ввозе и вывозе товаров, перемещаемых водным транспортом, в международном грузовом сообщении

Предметом контроля является соблюдение перевозчиком положений актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства РФ о таможенном регулировании.
В регламенте приводятся, в числе прочего, права и обязанности должностных лиц при осуществлении контроля, права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, исчерпывающий перечень необходимых документов и (или) информации, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.
(Приказ ФТС России от 30.08.2019 N 1377 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной таможенной службой таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении", зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2020 N 57503)
Источник: КонсультантПлюс, 18.02.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207529822.html

Минпромторг России является органом, уполномоченным на выдачу заключений о подтверждении признания промышленного товара совместно произведенным государствами - членами ЕАЭС

Напомним, что согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.06.2019 N 93 промышленный товар признается совместно произведенным товаром в случае, если в его производстве участвуют производители 2 и более государств - членов ЕАЭС, которые, в числе прочего:
- являются налоговыми резидентами соответствующих государств-членов и осуществляют на территориях таких государств-членов технологические операции по производству товара и (или) его составляющих (компонентов);
- не осуществляют одни и те же технологические операции по производству товара;
- основной производитель осуществляет на территории субсидирующего государства-члена необходимые технологические операции в случае, если законодательством субсидирующего государства-члена установлено требование к получателям субсидии о выполнении на территории субсидирующего государства-члена технологических операций по производству товара.
(Постановление Правительства РФ от 15.02.2020 N 151 "Об определении уполномоченного органа, ответственного за выдачу заключений, указанных в пунктах 4 и 7 Порядка признания промышленного товара совместно произведенным государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 июня 2019 г. N 93")
Источник: КонсультантПлюс, 19.02.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60778.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Росархивом разработана инструкция по применению актуализированного перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций

Перечень типовых управленческих архивных документов с указанием сроков их хранения был утвержден Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236. Перечень включает виды документов, образующихся при документировании однотипных (общих для большинства организаций) управленческих функций, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Настоящая Инструкция регламентирует структуру перечня, устанавливает порядок его применения, определяет сроки хранения документов.
В частности, приводится порядок исчисления сроков хранения документов, разъясняются особенности хранения документов с установленными сроками (1 год, 3 года, 5 лет, 6 лет, 10 лет, 15 лет, 45 лет, 50 лет и 75 лет), документов с пометками "Постоянно", "До ликвидации организации", "До минования надобности", "До замены новыми", документов по личному составу.
Отмечается, что снижение сроков хранения, установленных Перечнем, запрещается. Организации вправе продлевать сроки временного хранения документов при проведении экспертизы их ценности. Повышение установленных Перечнем сроков хранения допускается в тех случаях, когда это обусловлено особенностями работы конкретной организации и ее практическими потребностями.
(Приказ Росархива от 20.12.2019 N 237 "Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения", зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2020 N 57488)
Источник: КонсультантПлюс, 14.02.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60740.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

В первом чтении приняты законопроекты, облегчающие жизнь "упрощенцам"

Госдума приняла в первом чтении сразу два законопроекта с поправками в главу 26.2 НК об УСН.
Первый предоставит возможность обойтись без налоговой декларации "доходным упрощенцам", использующим контрольно-кассовую технику (№ 875583-7).
Чтобы получить такое освобождение, надо будет подать в налоговую уведомление о расчете налога налоговым органом. Это будет возможно лишь при применении УСН с объектом "доходы". Информацию о доходах налоговики будут брать с онлайн-касс, сведения о каждом расчете будет попадать в личный кабинет налогоплательщика.
Вместо ведения книги учета доходов налогоплательщик сможет фиксировать сведения о своих доходах (которые не обязательно проводить через ККТ) или в личном кабинете, или все же по кассе (по выбору самого налогоплательщика). Кроме того, в ЛК можно будет сообщить о суммах взносов и торгового сбора, на которые налоговики должны будут уменьшать налог по УСН.
По итогам налогового (отчетного) периода налогоплательщик через личный кабинет будет получать сведения о налоговой базе и суммах, на которые налог уменьшен (не позднее 12-го числа следующего месяца), а также уведомление о сумме налога (авансовых платежей), которые надо уплатить (приходить уведомление будет не позднее 20 числа). Заплатить "авансы" надо будет (как и сейчас) не позднее 25-го числа, а налог за год - до 1 марта. Сейчас у организаций есть время до 31 марта, а у ИП - до конца апреля.
Закон в случае принятия может вступить в силу уже с 1 июля 2020 года. Подробнее о законопроекте можно прочесть здесь.
Второй законопроект - о мягком слете с УСН (№ 875580-7). Наиболее вероятный срок вступления в силу - 2021 год. Предполагается ввести переходный налоговый режим для тех, кто балансирует на грани лимитов, допустимых при УСН.
Сейчас для УСН существуют лимиты по доходам - 150 млн рублей, по численности - 100 человек. Если в каком-то квартале годовой доход превысил эту сумму, или работающих стало больше 100, или допущено несоответствие еще какому-то из других многочисленных требований, то право на УСН утрачивается начиная с того квартала, в котором имело место несоответствие или превышение.
Согласно предлагаемым поправкам условия для безоговорочного слета с УСН составят 131 человек и более 200 млн рублей (при этом пределы для перехода на УСН останутся прежними - исходя из ныне установленных).
Для случаев, когда доходы превысили 150 млн, но не более чем на 50 млн, а численность - 100 человек, но не более чем на 30 человек, планируется повысить налоговую ставку. Для УСН с объектом "доходы" она составит 8%, для "доходы минус расходы" - 20%. Повышенные ставки останутся актуальны также и на предстоящий год (при расчете авансовых платежей). Однако, если по итогам следующего года доходы/численность "ушли в пике" (опустились до 150 млн/100 человек или ниже), то налог за такой год и далее можно будет вновь считать по "обычным" ставкам (6% или 15%).
Источник: Audit-it.ru, 21.02.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1007381.html

Депутаты одобрили электронные чеки в системе tax free

Госдума приняла в первом чтении правительственный проект закона, который позволит оформлять электронные чеки в системе tax free, сообщает ТАСС.
Документ предусматривает возможность организации электронного документооборота между всеми участниками системы компенсации НДС физлицам - гражданам зарубежных стран. В документообороте будут участвовать компании розничной торговли, которые реализуют товары иностранным гражданам, организации, оказывающие услуги по компенсации НДС, а также ФНС и ФТС России. Участники электронной системы смогут обмениваться электронными чеками или информацией из чеков, а также данными об отметках таможенных органов, которые подтверждают факт вывоза товара за пределы таможенной территории ЕАЭС.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 апреля 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.
Источник: Российский налоговый портал, 19.02.2020, http://taxpravo.ru/novosti/statya-428168-deputatyi_odobrili_elektronnyie_cheki_v_sisteme_tax_free

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Директор контрагента - на учете в наркодиспансере: вычеты НДС невозможны

Строительная фирма в ходе выездной проверки получила доначисления по НДС и налогу на прибыль по трем контрагентам - взаимодействие с ними показалось налоговикам подозрительным. После этого организация обратилась в суд.
Первая инстанция решила, что права ИФНС, однако апелляция с этим не согласилась, отметив: документы по сделкам оформлены как полагается, комплект первички предъявлен полный. Списки реквизитов счетов-фактур, выставлявшихся от имени каждого из этих контрагентов, занимают в судебных решениях по несколько страниц. Но окружной суд все же указал, что этого недостаточно. Ведь сделки должны быть реальными.
Каждый из двух первых контрагентов не имел ни работников, ни имущества, существовал год или менее: вскоре после создания присоединялся к другим фирмам. У одного период "жизни" вообще не совпал с периодом, в котором засветились сделки с этим подрядчиком. Деньги ему истец перечислил также в то время, когда контрагента не было в ЕГРЮЛ.
Третий поставщик еще более колоритен: оказалось, что его директор вообще не помнит, чем занимается ни возглавляемая им фирма, ни ее заказчик (истец). Амнезия затронула также сведения о собственных учредителях. Зато этот директор - постоянный "клиент" вытрезвителей и "обезъянников", имеет неоднократные приводы. Кроме того, состоит на учете в местной наркоклинике.
По первым двум контрагентам "срезаны" как расходы, так и вычеты, по третьему - только вычеты (сведений о заявленных по нему расходах в материалах дела нет). ВС подтвердил правомерность этого определением 310-ЭС19-28047.
(дело № А35-12731/2017)
Источник: Audit-it.ru, 19.02.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1007112.html

Суды, включая ВС, решили, что невозвращенный подотчет облагается НДФЛ

Выездная проверка показала: за три года из кассы директор фирмы получил почти 27 млн рублей. При этом авансовых отчетов он оформил всего на 351 тысячу. На разницу налоговая доначислила фирме НДФЛ в сумме 3,4 млн рублей. Организация как налоговый агент, не удержавший этот налог, теперь будет вынуждена выплатить его из своих средств.
Полагая, что все 27 млн - средства, выданные под отчет, организация попыталась оспорить решение в суде. Но не вышло, и в оценке ситуации суды были лаконичны: не подтверждено расходование денег на нужды фирмы - значит, спорные средства засчитываются в налогооблагаемый доход физлица. Не высказал иных выводов также и ВС (определение 310-ЭС19-28047). В третьей инстанции решение вынес АС Центрального округа.
ФНС на своем сайте уже похвасталась победой налоговиков.
Суды не впервые придерживаются такого подхода, причем, не помогает даже имитация дальнейшего движения средств в виде займов (дело было завершено в АС Уральского округа).
Однако есть и другая позиция, обозначившаяся в судебной системе в 2016 году: выдаваемые под отчет средства не передаются в собственность работника, а образуют его задолженность и подлежат возврату. Только по истечении срока исковой давности эти средства могут быть признаны доходом физлица. В пользу налогоплательщиков был решен не один спор. Упомянутые два дела рассматривались тем же АС Центрального округа, но не дошли до ВС.
С учетом результатов нового спора, видимо, можно говорить о смене позиции судебной системы в сторону, невыгодную для налогоплательщиков (налоговых агентов). Учли ли суды срок давности? - в судебных документах он вообще не упоминается. Решение налоговиков вынесено в середине 2017 года, тогда как проверяемый период охватывал 2013-2015 годы. Первая инстанция указала, что деньги выводились "в течение длительного промежутка времени с 12.11.2013 по 31.12.2013". Так что указание на год может быть и опечаткой, и с получения какой-то части средств срок исковой давности мог истечь, а с какой-то - не истечь.
Отметим, что в 2018 году мнение о возможности начислить налог с невозвращенного подотчета не ранее истечения срока исковой давности высказывало московское УФНС.
(дело № А35-12731/2017)
Источник: Audit-it.ru, 19.02.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1007117.html

Суд обязал налоговиков вернуть предпринимателю переплату по взносам, рассчитанным без учета расходов

Индивидуальный предприниматель на УСН, выбравший в качестве объекта налогообложения "доходы минус расходы, при расчете "личных" пенсионных взносов может определять годовой доход с учетом расходов. Если же инспекция рассчитала и взыскала взносы исходя из всей суммы доходов, она обязана вернуть переплату с процентами. К такому выводу пришел арбитражный суд в постановлении от 31.01.2020 № Ф06-56791/2019.
Предприниматель, совмещающий ЕНВД и УСН с объектом "доходы минус расходы", исчислил и уплатил взносы за 2017 год исходя из дохода, уменьшенного на расходы. Однако в ИФНС заявили: "упрощенщики" обязаны рассчитывать взносы исходя из полной суммы полученного дохода. Учитывая сумму дохода за 2017 год, предприниматель не доплатил более 100 тыс. рублей.
Поскольку ИП отказался добровольно уплатить взносы, денежные средства были взысканы в принудительном порядке. Предприниматель обратился в инспекцию с заявлением о возврате переплаты. Но инспекторы ответили отказом. Контролеры привели уже стандартные аргументы. Вычет расходов при определении размера взносов на обязательное пенсионное страхование предусмотрен только для тех ИП, которые применяют общую систему налогообложения и платят НДФЛ. Что же касается тех ИП, которые применяют иные налоговые режимы, то Налоговый кодекс не распространил на них возможность учета расходов при расчете взносов.
Суды трех инстанций с позицией инспекции не согласились. Судьи напомнили, что "упрощенщики" с объектом "доходы минус расходы" при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы. Принцип определения объекта налогообложения плательщиками единого налога по УСН с объектом "доходы минус расходы", аналогичен принципу определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ. В связи с этим позиция, изложенная в постановлении Конституционного суда от 30.11.16 № 27-П, распространяется и на предпринимателей-"упрощенщиков".
Таким образом, предприниматель правомерно рассчитал сумму личных пенсионных взносов с учетом как доходов, так и расходов.
В итоге суд обязал инспекцию возвратить предпринимателю излишне взысканные страховые взносы с процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 3 статьи 79 НК РФ.
(дело № А49-6482/2019)
Источник: Бухонлайн, 18.02.2020, https://www.buhonline.ru/pub/news/2020/2/15443

Компенсация за спорт не облагается взносами. Суд так решил

АС Северо-Западного округа в Постановлении от 16.01.2020 пришел к выводу о необоснованности претензий органов ПФР, которые посчитали, что компенсация расходов работников на занятия спортом, должна включаться в базу по страховым взносам.
В постановлении было отмечено, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, не обладают признаками заработной платы по смыслу статьи 129 ТК РФ.
Таковые не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы.
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, основанные на Коллективном договоре, производятся в соответствии с трудовым законодательством, в связи с чем их следует рассматривать как выплаты, установленные законодательством РФ, а потому подлежащие освобождению от обложения страховыми взносами.
(дело № А56-11777/2019)
Источник: Клерк, 17.02.2020, https://www.klerk.ru/blogs/bryzgalin/495857/