Мониторинг изменений за период 20.07.20 - 26.07.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 20.07.2020 - 26.07.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Для целей налогообложения не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг

Данная поправка включена в пункт 2 статьи 38 НК РФ в связи с новой редакцией статьи 128 ГК РФ, изменившей видовую принадлежность таких объектов гражданских прав, как безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги.
Ранее они относились к имуществу, а с 1 октября 2019 года - к имущественным правам.
Чтобы сохранить действующий порядок налогообложения, указанные объекты гражданских прав для целей НК РФ по-прежнему будут относиться к имуществу.
Действие указанных положений Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 года.
(Федеральный закон от 20.07.2020 N 219-ФЗ "О внесении изменения в статью 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 20.07.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63673.html/

В системе tax free вводится электронный документооборот

В настоящее время документооборот в системе tax free реализован только в бумажном виде.
Согласно принятому закону при приобретении товаров иностранными гражданами может формироваться документ (чек) для компенсации суммы налога в электронной форме. Чек для компенсации суммы налога оформляется на основании одного или нескольких кассовых чеков, отпечатанных в течение одного календарного дня с применением ККТ.
Чек в электронном виде будет передаваться в информационную систему таможенных органов.
После этого чек с отметкой таможенного органа в электронном виде будет передаваться оператору, и оператор будет осуществлять возмещение НДС иностранному гражданину.
Закон вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 20.07.2020 N 220-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, оформленных физическим лицам - гражданам иностранных государств при реализации им товаров")
Источник: КонсультантПлюс, 20.07.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63674.html/

Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган о нарушении им требований законодательства о применении ККТ, может быть освобождено от административной ответственности

Статья 14.5 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому освобождается от административной ответственности по части 2, 4 или 6 данной статьи (при соблюдении ряда условий) лицо:
- добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме, в частности о неприменении ККТ, либо о применении ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении ККТ с нарушением установленных порядка регистрации (перерегистрации) ККТ;
- добровольно (до вынесения постановления) исполнившее соответствующую обязанность;
- направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции).
Освобождение от ответственности возможно, если:
- на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
- представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.
(Федеральный закон от 20.07.2020 N 240-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
Источник: КонсультантПлюс, 20.07.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63666.html/

Актуализирован перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемого при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Одним из оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, предусмотренным пунктом 2 статьи 64 НК РФ, является сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг заинтересованным лицом.
Настоящим постановлением уточнены виды деятельности, относящиеся к сельскому хозяйству, производству пищевых продуктов, а также к рыболовству и рыбоводству.
Актуализация Перечня позволит налогоплательщикам, имеющим сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг, испытывающих временные финансовые затруднения, стабилизировать свою деятельность и уплатить налоги по согласованному графику.
(Постановление Правительства РФ от 15.07.2020 N 1045 "О внесении изменений в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога")
Источник: КонсультантПлюс, 21.07.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63713.html/

С 1 января 2021 дополняется перечень товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев

В указанный перечень включены новые позиции, касающиеся в том числе производства строительных работ, а также деятельности в области архитектуры и инженерных изысканий (41 "Строительство зданий"; 43.12.2 "Производство дренажных работ на сельскохозяйственных землях, землях лесных территорий, а также на строительных площадках"; 71.1 "Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях".
(Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 N 1031 "О внесении изменений в раздел 2 перечня товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев")
Источник: КонсультантПлюс, 18.07.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63643.html/

Уточнены полномочия ФНС России по осуществлению контроля и надзора за исполнением требований законодательства организаторами азартных игр и операторами лотерей

Согласно новой редакции пункта 5.1.10. ФНС России осуществляет контроль (надзор) за исполнением организаторами азартных игр и операторами лотерей Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.
(Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 N 1046 "О внесении изменения в подпункт 5.1.10 Положения о Федеральной налоговой службе")
Источник: КонсультантПлюс, 20.07.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207662969.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Взыскание органами ПФР финансовых санкций в судебном порядке будет осуществляться при их превышении 3000 рублей

Законом в целях оптимизации работы территориальных органов ПФР и судов предусматривается возможность обращения в суд за взысканием со страхователя финансовых санкций только после того, как общая их сумма, подлежащая взысканию, превысит 3 000 рублей.
Предлагаемое суммирование размеров финансовых санкций позволит исключить необходимость обращения в суд по каждой незначительной сумме финансовых санкций.
(Федеральный закон от 20.07.2020 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования")
Источник: КонсультантПлюс, 20.07.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63663.html

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С 1 марта 2021 г. при совершении таможенных операций в электронном виде дополнительно отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе не проставляются

Исключениями из данного решения являются следующие случаи:
- оформление разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с пунктом 9 статьи 92 Таможенного кодекса ЕАЭС;
- оформление изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации таможенным органом в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 341 Таможенного кодекса ЕАЭС;
- совершение таможенных операций, связанных с соблюдением маршрута перевозки товаров, установленного в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;
- отсутствие у таможенного органа возможности обеспечить совершение лицом таможенных операций в электронном виде в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), отключением электроэнергии, а также в иных случаях, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС;
- поступление в таможенный орган мотивированного обращения лица о проставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе, в том числе в связи с необходимостью соблюдения положений иных отраслей законодательства государств - членов ЕАЭС, помимо законодательства в сфере таможенного регулирования.
Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
(Решение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 N 5 "О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде")
Источник: КонсультантПлюс, 22.07.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63729.html/

Уточнены основания и порядок применения непреференциальных правил определения происхождения товаров

Установлено, в частности, что указанные правила, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, не применяются в отношении товаров, происхождение которых подтверждено в соответствии с международным договором государства - члена ЕАЭС с третьей стороной или международным договором, участниками которого являются все государства-члены, заключенными до 1 января 2015 г. и предусматривающими предоставление преференций в торговле с такой третьей стороной, за исключением товаров, аналогичных тем, в отношении которых в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года применяются меры защиты внутреннего рынка, обусловленные происхождением товара.
В случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в рамках международных договоров, с представлением при их таможенном декларировании сертификата о происхождении товара, применяемого в рамках преференциальной торговли, дополнительно подтверждается сертификатом о происхождении товара или в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов, декларацией о происхождении товара (без обязательного представления сертификата о происхождении товара).
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57 "О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)")
Источник: КонсультантПлюс, 22.07 http://www.consultant.ru/law/review/207669248.html/

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Ключевая ставка снижена до 4,25%

Решение о снижении ключевой ставки на 25 б.п. – с 4,50% до 4,25% годовых принято на заседании Совета директоров Банка России, о чем сообщила пресс-служба регулятора. Напомним, показатель ключевой ставки в текущем году снижался, начиная с февраля (с 10 февраля снижена с 6,25% до 6,00%, с 27 апреля – до 5,50%, с 22 июня – до 4,50%).
"Дезинфляционные факторы продолжают оказывать значительное влияние на инфляцию. После снижения в мае – июне инфляционные ожидания населения и бизнеса в целом стабилизировались. Хотя смягчение ограничительных мер способствует оживлению экономической активности, восстановление мировой и российской экономики будет постепенным. В этих условиях сохраняется риск отклонения инфляции вниз от 4% в 2021 году", – отмечается в сообщении.
Регулятор прогнозирует, что с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,7% – 4,2% в 2020 году, 3,5% – 4,0% в 2021 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Сообщается, что Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
Следующее заседание Совета директоров Банка России по данному вопросу состоится 18 сентября 2020 года.
Источник: ГАРАНТ, 24.07.2020, http://www.garant.ru/news/1402494/

Подписан закон о смягчении административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении ими внешнеторговой деятельности

Поправками, в частности, предусмотрена дифференциация размеров штрафов за нарушения резидентами частей 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ в случае нерепатриации ими денежных средств в российской и иностранной валюте.
Также, в том числе установлена административная ответственность в отношении резидентов, включенных в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, за:
- невыполнение в срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ (повлечет предупреждение или наложение штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, и юрлиц в размере от 3 до 5 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей);
- невыполнение в срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (повлечет предупреждение или наложение штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, и юрлиц в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей).
(Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
Источник: КонсультантПлюс, 20.07.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63672.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Госдума приняла закон о налоговом манёвре в IT-отрасли

Закон о мерах налоговой поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий был принят Госдумой в среду, 22 июля.
Документ подготовлен Правительством во исполнение поручения президента о поддержке IT-индустрии. Условием для получения преференций будет доля выручки от IT-услуг. В результате применения предлагаемых мер налог на прибыль снизится с нынешних 20 процентов до 3 процентов. Кроме того, IT-компании будут платить в государственные внебюджетные фонды не 14, а 7,6 процента. 6 процентов от этой суммы будет отчисляться в Пенсионный фонд, 1,5 процента - в Фонд соцстрахования и 0,1 процента - в бюджет ОМС. Новая льгота по страховым взносам будет бессрочной.
Власти надеются, что налоговый манёвр сделает российскую юрисдикцию привлекательнее для IT-бизнеса и будет способствовать развитию этой высокотехнологичной отрасли.
Источник: Клерк, 22.07.2020, https://www.klerk.ru/buh/news/502226/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

"Копая" под дробление, ИФНС вправе требовать у вмененщика кассовые документы

Налоговая пришла с выездной проверкой в организацию, занимавшуюся розничной торговлей и применявшую ЕНВД. В этой связи ИФНС запросила ряд документов, в том числе кассовые отчеты, приходные и расходные кассовые ордера – каждых по 822 штуки. Кроме того, истребовались расходные накладные, выданные покупателям – 54 штуки, и должностные инструкции на директора, кладовщика, кассира, менеджера и грузчика.
Не известно, были ли все эти документы в наличии, но налогоплательщик их проверяющим не выдал. В итоге был оштрафован на сумму 505600 рублей. В суде удалось отбить только 600 рублей по трём документам, которые не были включены в требования.
Организация утверждала, что цифра 822 взята с потолка, и сумма штрафа сформирована расчетным методом, что недопустимо. Более того: за каждый кассовый отчет нельзя было выписывать по 200 рублей штрафа, потому что кассовый отчёт не является самостоятельным документом, а считается лишь частью кассовой книги. К тому же, кассовые документы не относятся к первичке, а относятся к регистрам бухучёта, и это делает их наличие необязательным для целей налогообложения. И, наконец, самый убойный аргумент истца – истребованы документы, не относящиеся к правильности исчисления налога по вмененке, что совершенно незаконно.
В суде выяснилось, что магазин работал 6 дней в неделю. В проверяемом периоде имели место неполные три года работы магазина. Факт его функционирования в каждый из упомянутых 822 дней был подтвержден договорами аренды, инкассацией и оприходованием выручки на расчетный счет. Таким образом, количество запрошенных кассовых документов обоснованно и не носит предположительного характера.
В наличии у организации они должны были быть. Суды разъяснили, что за каждый день, когда велась торговля, должны были оформляться один кассовый отчет, один приходный и один расходный ордера. Тот факт, что налогоплательщик использовал ККТ, не освобождает его от необходимости оформлять кассовые документы.
Помимо расчетов с покупателями, фирма производила проводила множество других операций с наличными деньгами, например, наличкой выдавалась зарплата, из наличных денег оплачивался закуп товара, различные хозяйственные расходы, в том числе ремонт помещений.
Запрошенные должностные инструкции были упомянуты в трудовых договорах, поэтому в целях истребования не являются отсутствующими документами. Информацию о расходных накладных, выданных покупателям, налоговая почерпнула от этих самых покупателей.
Что касается законности истребования этих бумаг как таковой, суды отметили, что ФНС заподозрила истца в участии в схеме минимизации налогообложения. На той же ниве трудилась и ещё одна организация, которой, если бы не истец на ЕНВД, грозила бы более существенная налоговая нагрузка по общей системе.
Вместе с тем, поскольку в рамках данного дела исследовался лишь вопрос представления документов, суды применили принцип соразмерности и справедливости наказания – снизили штраф в два раза. Пока схема не доказана, можно считать, что невыдача документов по требованию не принесла бюджету вреда – это стало одним из смягчающих обстоятельств.
Решение поддержал ВС (определение 304-ЭС20-4710).
(дело № А27-1951/2019)
Источник: Audit-it.ru, 20.07.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1016460.html

Суд разъяснил, как ИП на ЕНВД учесть личные взносы, заплаченные за весь год сразу

При исчислении ЕНВД за налоговый период (квартал) индивидуальный предприниматель вправе учесть личные страховые взносы, уплаченные за текущий год в предыдущем квартале. Однако уменьшить налог можно только на ту часть взносов, которая приходится на квартал, за который предприниматель платит ЕНВД. К такому выводу пришел Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Во II квартале 2018 года предприниматель (без наемных работников) полностью заплатил фиксированные пенсионные и медицинские взносы за 2018 год (32 386 руб.). При расчете ЕНВД за III квартал он уменьшил налог на сумму взносов в размере 8 096 руб. - пропорционально размеру уплаченных взносов, приходящихся на один квартал 2018 года (32 835 руб.: 4). То есть учел ту часть взносов, которая приходилась на III квартал.
В инспекции заявили, что сумма фиксированного платежа уменьшает единый налог только за тот квартал, в котором этот платеж был внесен. Поскольку взносы уплачены во II квартале 2018 года (13.04.2018), то оснований для уменьшения суммы налога за III квартал нет.
В подкрепление своей позиции налоговики сослались на письмо Минфина от 24.10.18 № 03-11-11/76242. В нем сказано, что пункт 2 статьи 346.32 НК РФ ограничивает право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов только тем налоговым периодом, в котором они были перечислены в бюджет. Например, сумму налога за I квартал 2018 года можно уменьшить на сумму взносов, рассчитанных и уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в I квартале, за II квартал - на сумму взносов, рассчитанных и уплаченных (в пределах исчисленных сумм) во II квартале и т.д.
Суд первой инстанции согласился с проверяющими. Но апелляционный и окружной суды поддержали налогоплательщика, указав на следующее.
Из положений статьи 346.32 НК РФ не следует, что налогоплательщик не может уменьшить сумму налога за определенный период на сумму взносов, уплаченных не в этом периоде, а ранее - в предыдущих налоговых периодах.
В статье 346.32 НК РФ сказано: "уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде", что определяет налоговый период, за который были уплачены страховые взносы, но не фактическую дату платежа.
То обстоятельство, что страховые взносы за III квартал были фактически перечислены во II квартале, не лишает предпринимателя права учесть их при расчете ЕНВД за III квартал, так как ИП заплатил сразу всю сумму взносов за год. Соответственно, на дату подачи декларации по ЕНВД за III квартал страховые взносы за этот период были оплачены.
Учитывая отсутствие ущерба для бюджета, а также факт уплаты взносов ранее проверяемого квартала за весь год в целом, судьи решили, что ИП правомерно учел спорные взносы при расчете налога.
Ссылку инспекции на письмо Минфина арбитры отклонили. Обоснование - содержащиеся в письме разъяснения не являются обязательными для судов (ст. 13 АПК РФ).
(дело № А67-5761/2019)
Источник: Бухонлайн, 20.07.2020, https://www.buhonline.ru/pub/judge/2020/7/15841

Суд разъяснил, надо ли начислять повышенные взносы за вредные работы на выплаты в период простоя

Оплата сотрудникам, занятым на "вредных" работах, времени простоя по вине работодателя облагается страховыми взносами по дополнительным тарифам. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Работодатель объявил простой по своей вине. В этот период сотрудники, занятые на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, к работе не привлекались. В организации решили, что, поскольку сотрудники были освобождены от работы, то на оплату простоя (2/3 оклада) начислять дополнительные страховые взносы не нужно.
Однако в ПФР признали такой подход ошибочным. Во время простоя работники продолжали числиться на должностях, которые предусматривают работу с вредными или опасными условиями труда. Следовательно, такие работники считались занятыми на упомянутых видах работ. Поэтому с сумм оплаты времени простоя следовало заплатить пенсионные взносы по дополнительным тарифам. Поскольку это сделано не было, фонд доначислил взносы по доптарифу.
Судьи согласились с контролерами из ПФР, указав на следующее. Условием, при котором страховые взносы следует перечислять по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ, независимо от режима этой занятости (полной или частичной). Перечисление таких взносов дает работникам право на получение досрочной страховой пенсии по старости.
Кроме того, дополнительный тариф взносов имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
С выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ в режиме неполной занятости, работодатель обязан исчислять страховые взносы по дополнительным тарифам в общем порядке. Такая позиция выражена в определениях Верховного суда РФ от 07.09.18 № 309-КГ18-5069, от 01.11.18 № 310-КГ18-10562 и от 19.12.18 № 310-КГ18-13800.
Исходя из указанных норм, суд пришел к выводу о том, что фонд правомерно доначислил организации взносы по доптарифам на выплаты в период простоя.
(дело № А56-81675/2019)
Источник: Бухонлайн, 21.07.2020, https://www.buhonline.ru/pub/judge/2020/7/15845