Мониторинг изменений за период 21.12.20 - 27.12.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 21.12.2020 - 27.12.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Внесены уточнения в перечень медицинских товаров, реализация и ввоз которых не подлежат обложению НДС

Актуализирован Перечень медицинских товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.08.2020 N 549-ст, утвердившего изменение 46/2020 ОКПД2 и отсутствием в перечне кодов ОКПД2 для ряда товаров.
В перечень включены в числе прочего:
- части протезов 93 9700 (в том числе функциональные, регулировочные узлы протезов, отделочные (косметические) элементы протезов);
- обувь ортопедическая сложная и малосложная для детей, обувь ортопедическая малосложная для взрослых, вкладные корригирующие элементы для ортопедической обуви (в том числе стельки, полустельки).
(Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2157 "О внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость")
Источник: КонсультантПлюс, 22.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66596.html

При составлении бухгалтерской отчетности учреждений за 2020 год необходимо учитывать новые требования

Внесены изменения в Инструкцию, утвержденную Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
Так, на основании дополнения, внесенного в пункт 13 Инструкции при составлении баланса государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730) в кодовой зоне заголовочной части необходимо указывать код вида экономической деятельности по ОКВЭД по основному виду деятельности, осуществляемого субъектом отчетности на отчетную дату, на который приходится наибольший объем расходов по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда в общем объеме фактических расходов за отчетный год.
Дополнен состав показателей на основании которых формируется Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (Справка в составе Баланса (ф. 0503730)).
Установлено, что головное учреждение составляет консолидированный отчет (ф. 0503723) на основании отчетов головного учреждения и обособленных подразделений в соответствии с установленным порядком суммирования показателей.
Уточнен состав и порядок формирования отдельных сведений к пояснительной записке при формировании квартальной бухгалтерской отчетности (ф. 0503760).
Скорректирован порядок составления формы Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).
Большинство изменений подлежит применению при составлении бухгалтерской отчетности учреждений, начиная с отчетности за 2020 год. Для отдельных положений установлены более поздние сроки начала их применения.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Приказ Минфина России от 30.11.2020 N 292н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н")
Источник: КонсультантПлюс, 18.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66514.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На период 2021 - 2023 годов сохранены действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания

Согласно закону в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (всего предусмотрено 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска).
Кроме того, в целях стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс законом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
(Федеральный закон от 22.12.2020 N 434-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов")
Источник: КонсультантПлюс, 22.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66585.html/

Минтруд обновил порядок выплаты пособий при рождении детей

Приказом устанавливаются правила назначения и выплаты следующих государственных пособий:
- пособия по беременности и родам;
- единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременного пособия при рождении ребенка;
- единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью;
- ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Определены категории лиц, которым выплачиваются данные пособия, также случаи, при которых пособия не выплачиваются (например, если дети находятся на полном гособеспечении, некоторые пособия не назначаются лицам лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах, а также гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ).
Основные нововведения касаются процедурных вопросов (порядка обращения за выплатой пособия, предоставления документов и их рассмотрения.
В частности, устанавливается порядок направления заявлений и документов для получения пособий, в том числе в электронной форме, посредством личного обращения в орган или организацию, назначающие пособия, через МФЦ, Единый портал госуслуг и иными способами.
Установлено, что представление заявления и документов приравнивается к согласию заявителя с обработкой его персональных данных.
Признан утратившими силу ранее применявшийся аналогичный приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1012н, а также приказы, вносящие в него изменения.
(Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2020 N 61741)
Источник: КонсультантПлюс, 24.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66665.html/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Расширены полномочия Правительства РФ в сфере таможенного регулирования

В частности, на уровень Правительства РФ передаются полномочия по подтверждению наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 ТК ЕАЭС, а также оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов. При этом определено, что такое подтверждение производится по представлению (заключению) федеральных органов исполнительной власти в порядке и по форме, определенным Правительством РФ.
В целях исключения представления участниками внешнеэкономической деятельности двойной отчетности в таможенные органы Правительство РФ будет определять категории товаров, в отношении которых отсутствует обязанность по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Также установлено, что, если плательщиком таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней является таможенный орган, взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не производится.
Изменениями в числе прочего уточняются полномочия Минфина России в сфере таможенного дела, в новой редакции излагаются некоторые статьи и положения Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", признаются утратившими силу статьи и нормы, утратившие свою актуальность.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
(Федеральный закон от 22.12.2020 N 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 22.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66582.html/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Участник связан с другими - "нечистыми" - фирмами: нельзя отказать в смене адреса

Фирма существовала с 2013 года, а весной 2019-го ее единственным участником и директором стал гражданин В. Через пару месяцев он попытался сменить юрадрес фирмы на адрес своего места жительства, и ему это не удалось.
Во-первых, регистрирующий орган указал, что по этому адресу находится еще несколько юрлиц, связь с которыми невозможна. Сославшись на пункт 2 постановления пленума ВАС от 30.07.2013 № 61 о достоверности адресов, налоговики отметили, что адрес является массовым, используемым без намерения обеспечить связь с организацией. Во-вторых, адрес оканчивался номером дома и не содержал более никаких уточняющих элементов, указывавших бы на конкретное строение, офис, квартиру. То есть, сами по себе сведения об адресе недостоверны.
В-третьих, гражданину В. принадлежали и другие фирмы (причем, не те же самые, что зарегистрированы по спорному адресу), которые не сдавали налоговую отчетность, не вели реальной деятельности. Сам гражданин, согласно выводам налоговиков, был замечен в участии в схемах по уходу от налогообложения. И новую фирму В. приобрел без намерения вести реальный бизнес.
Истцом в суде выступил сам гражданин В. (не фирма), и в двух инстанциях сумел доказать неправоту инспекции. Сам он прописан по спорному адресу, это - жилой дом площадью 35 кв метров, принадлежащий его супруге. Ее согласие на регистрацию фирмы имеется. Адрес соответствует прописке, и никакого деления на квартиры или другие объекты адресации там быть не может.
Налоговики отмахивались - на 35 квадратах не может размещаться 5 фирм (три из них там уже числились, а на две поданы документы). Аргументом истца оказалось наличие пристройки к дому - на нее имелся техпаспорт, также В. заверил суд в намерении зарегистрировать реконструкцию дома. Это в суде сработало.
Фирмы, которые "висели" на В. - в прошлом. Одну он продал аж в 2009 году, до этого она работала без нарушений, а что с нею стало после продажи - не его вина. Вторую он намеревался закрыть и поэтому не сдавал отчетность - чтобы инспекция ликвидировала фирму сама. Третья фирма оказалась на нем после дисквалификации его жены.
Суды отметили, что налоговые нарушения директора и участника организации не являются основаниями для отказа в госрегистрации адреса. За налоговые "грешки" В. должен отвечать по налоговому же законодательству, с которым не следует путать вопросы госрегистрации. Другие аргументы ИФНС в судах тоже были разбиты.
Это дело попало в очередной обзор судебной практики с участием регистрирующих органов, составленный ФНС (обзор № 2 за 2020 год, письмо от 31.07.2020 № КВ-4-14/12315@).
(дело № А74-12137/2019)
Источник: Audit-it.ru, 18.12.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1025864.html

Просрочка перечисления НДФЛ в один рабочий день: штраф 1,5 млн срезан в 100 раз

При камералке 6-НДФЛ за 3 квартал 2018 года налоговая обнаружила, что удержанный в июле налог в сумме 7,7 млн рублей перечислен в бюджет 10 июля вместо 6-го. Кроме того, в августе тысяча рублей налога уплачена в бюджет 20-го вместо 6-го. Штраф составил 1,545 млн рублей.
Суды трех инстанций указали, что штраф правомерен. Сумма, как и положено, составляет 20%. К тому же, штрафа можно было бы избежать, заплатив пени до того, как налоговая обнаружила нарушение, а этого организация не сделала.
Но после этого следовало "но". Просрочка июльской суммы составила всего лишь один рабочий день. За период задержки в итоге были уплачены пени - значит, свои потери бюджет компенсировал. Сумма штрафа в 180 раз превышает сумму пени и вообще выглядит несоразмерной. Так что по этому эпизоду суд нашел смягчающие обстоятельства - незначительность нарушения и совершение его впервые - и снизил сумму штрафа в 100 раз. Получилось 15,45 тысяч. Это поддержано в апелляции и кассации (Ф05-16164/2020).
Что же касается августовской просрочки при уплате тысячи рублей - то опоздания вообще не было, обнаружили суды. Ведь это был налог, удержанный с увольняемого работника, а не с получающих зарплату в регулярном режиме.
(дело № А40-203159/2019)
Источник: Audit-it.ru, 18.12.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1025872.html

Работающая на полставки мама нашла подработку на дому - суд разрешил пособие

П. трудилась в двух местах - в ООО "А" главбухом "по полной" и в частной медклинике ООО "Б" кем-то вроде маркетолога на полставки. Уходя в декрет, в первую контору П. принесла больничный, а во второй взяла отпуск за свой счет. Затем - после родов - из ООО "А" женщина уволилась, а в ООО "Б" вернулась на работу на те же полставки. То есть, основного места работы лишилась, и таковым стало то, где молодая мама ранее трудилась по совместительству.
"Полставочный" рабочий день теперь превратился в "условия неполного рабочего времени" - оно продолжалось 3,5 часа в день (если из установленной длительности вычесть все перерывы). ООО "Б", помимо зарплаты, стало платить работнице пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 13 тысяч рублей в месяц.
Когда "набежало" около 150 тысяч, ФСС, который компенсировал это пособие, провел проверку и решил все вернуть себе. Фонд раскопал, что ООО "Б" было не единственным работодателем П. Уже пребывая в упомянутом отпуске, она нашла себе аналогичную работу еще в трех медцентрах, находящихся в разных городах, дистанционно и на 0,1 ставки в каждом.
ФСС провел свои подсчеты и обнаружил две вещи. Во-первых, по деньгам П. ничего не потеряла, а даже наоборот, стала зарабатывать больше, чем до беременности. То есть - пособие, по мнению ФСС, не возмещало утраченный заработок, а играло роль дополнительного дохода, чего быть не должно. Во-вторых, исходя из количества рабочих часов на ставку в каждой фирме, фонд вычислил, что П. трудилась по 8, а иногда и по 9 часов в день. Значит, за ребенком ухаживала не она, а другой член семьи, решили проверяющие.
В ответ на требование фонда вернуть деньги фирма обратилась в суд. Но в двух инстанциях ждало сплошное разочарование - суды согласились с ФСС.
Окружной суд взглянул на дело под другим углом. Во-первых, доказывать неуход за ребенком должен фонд, но он этого не сделал. Наоборот, нашлись свидетели - соседи П. - которые показали в суде, что именно она сидела с ребенком, и, в частности, с ним гуляла. Во-вторых, дистанционный характер работы позволял женщине самой распределять свое время, уделяя его и труду, и ребенку.
В-третьих, тот факт, что П. стала зарабатывать больше, не отменяет компенсационного характера пособия, поскольку работы на полный день после родов П. действительно лишилась. Пособие исчислено исходя из суммы именно утраченного заработка - того, что П. имела в ООО "А".
И, наконец, в-четвертых, ООО "Б" как страхователь, назначив пособие, не могло учитывать обстоятельства, возникшие после наступления страхового случая - то есть, подработку, найденную П. Так что решение ФСС признано необоснованным (Ф04-4271/2020).
Если фонд обратится в ВС, исход дела может оказаться и другим. Уже известны случаи, когда суды, включая ВС, отказывали в пособии дистанционщикам, трудившимся по 7 часов в день. Правда, в том случае, в отличие от рассматриваемого, почти не было утраты заработка.
С 1 января 2021 года вся страна подключится к "пилотному" проекту ФСС по прямым выплатам - пособия, включая по уходу за ребенком, будет платить непосредственно фонд. В 77 регионах страны такая схема уже работает.
Закон скоро будет позволять фонду требовать возврата пособия непосредственно с получателя, и тогда гражданам самим придется отстаивать в суде свои права. Также не исключен вариант, когда фонд сразу откажет в выплате. Например, если решит, что рабочий день недостаточно неполон - ведь огромный пласт судебных споров о пособиях по уходу за ребенком всегда крутился вокруг вопроса о том, хватает ли работнице времени "сидеть" с ребенком.
(дело № А03-13771/2019)
Источник: Audit-it.ru, 21.12.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1025963.html

ПРОЧЕЕ

ФНС: необходимость и объем истребуемых документов для камеральной налоговой проверки определяются в каждом случае отдельно и зависят от конкретных обстоятельств

ФНС разъяснила вопросы, касающиеся определения документов, которые налоговые органы вправе истребовать у индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН.
В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган устанавливает соблюдение налогоплательщиками ЕСХН, являющихся плательщиками НДС с 01.01.2019 года, общих условий для применения вычетов по НДС, в т.ч. устанавливает факт принятия товаров (работ, услуг, имущественных прав) к учету (оприходования).
Оприходованными считаются покупки, которые налогоплательщик отразил на соответствующих счетах бухгалтерского учета (в регистрах бухгалтерского учета).
У индивидуальных предпринимателей отсутствует законодательно установленная обязанность по ведению бухгалтерского учета.
Согласно разъяснению, налоговый орган, выставляя в адрес индивидуального предпринимателя требование о представлении регистров бухгалтерского учета, не нарушил его права.
В том случае, если индивидуальный предприниматель бухгалтерский учет не ведет, то на основании пункта 3 статьи 93 НК РФ он письменно уведомляет налоговый орган о невозможности представления запрашиваемых документов (регистров бухгалтерского учета) с указанием причин, по которым они не могут быть представлены.
(Письмо ФНС России от 23.07.2020 N СД-4-15/11877@ "О рассмотрении писем Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.05.2020 N 16/197, от 01.06.2020 N 16/226, от 09.07.2020 N 16/280")
Источник: КонсультантПлюс, 19.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66550.html

Минфин разъяснил условия применения налоговых льгот IT-компаниями

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, предусматривающие ряд налоговых преференций для IT-отрасли.
НДС (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ): от налогообложения освобождаются операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также реализация прав на использование этих программ и баз данных. Освобождение не применяется, если права состоят в получении возможности: распространять рекламу в Интернете или получать доступ к ней; размещать в Интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав; искать информацию о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.
Налог на прибыль (пункт 1.15 статьи 284 НК РФ): для отдельных категорий организаций и при соблюдении ряда условий предусматриваются льготные налоговые ставки в размере 3% по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет; 0% по налогу в бюджет субъекта РФ (в частности, для применения льготы необходимо наличие документа о госаккредитации (включение в реестр), доля доходов от IT-деятельности должна составлять не менее 90% в общем объеме доходов, среднесписочная численность - не менее 7 человек).
Страховые взносы (подпункт 3 пункта 1, пункт 5 статьи 427 НК РФ): установлены пониженные тарифы в совокупном размере 7,6%, которые применяются при соблюдении условий, аналогичных условиям применения льготных ставок по налогу на прибыль.
Разъяснен порядок определения доли доходов. В приложении к письму приведены примеры применения налоговых льгот.
(Письмо Минфина России от 18.12.2020 N 03-07-07/111669)
Источник: КонсультантПлюс, 22.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66587.html

ФНС разъяснила порядок получения налогового вычета по акцизам при совершении операций с этиловым спиртом

Подакцизным товаром признается этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты, предусмотренные законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта.
Объектом налогообложения акцизами признается операция по получению (оприходованию) этилового спирта организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом.
Лица, имеющие свидетельство, обязаны представлять в налоговые органы налоговую декларацию по акцизам в срок не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.
Право на применение налоговых вычетов возникает у налогоплательщиков при представлении документов, перечисленных в пункте 11 статьи 201 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщики имеют право в любой день, следующий за отчетным налоговым периодом, представить в налоговый орган декларацию по акцизам, отражающую как совершенные в этом налоговом периоде операции по получению (оприходованию) этилового спирта, так и документально подтвержденные налоговые вычеты сумм акциза, начисленных по указанной операции.
В случае отпуска в производство этилового спирта в более поздние налоговые периоды по сравнению с периодами их получения (оприходования), но до наступления установленного НК РФ срока представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам, налогоплательщики вправе отразить вышеуказанные налоговые вычеты в налоговой декларации по акцизам, представляемой за тот налоговый период, в котором этиловый спирт был получен (оприходован).
(Письмо ФНС России от 10.12.2020 N СД-4-3/20340 "Об акцизах")
Источник: КонсультантПлюс, 19.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66529.html

Разъяснены вопросы определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении учтенного на балансе лизингополучателя предмета лизинга

В соответствии со статьей 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, соответствующее имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Сообщается, что стоимость, по которой лизинговое имущество приходуется лизингополучателем на его баланс, определяется лизингополучателем как общая стоимость лизинговых платежей по договору лизинга, а в случае, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю - выкупная цена предмета лизинга (включающая лизинговые платежи).
(Письмо ФНС России от 14.12.2020 N БС-4-21/20578@ "О порядке исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении лизингового имущества")
Источник: КонсультантПлюс, 19.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66531.html

Заявление на патент ФНС рекомендует подать по новой форме

Чтобы применять ПСН с 1 января 2021 года, индивидуальный предприниматель должен подать в инспекцию соответствующее заявление. Рекомендуемая форма такого заявления, а также электронный формат и порядок заполнения приведены в недавнем письме ФНС.
Напомним, что со следующего года вступят в силу изменения в Налоговый кодекс, внесенные Федеральным законом от 23.11.20 № 373-ФЗ. В частности, будет расширен перечень видов деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, и скорректированы названия "патентных" видов бизнеса. Появятся дополнительные ограничения на применение ПСН и проч.
Действующая форма заявления на патент (утв. приказом ФНС от 11.07.17 № ММВ-7-3/544@), данные изменения не учитывает. В связи с этим ФНС готовит соответствующие поправки в приказ № ММВ-7-3/544@. А до тех пор, пока новый бланк не утвержден, налоговики рекомендуют использовать форму и формат заявления, приведенные в комментируемом письме. Об этом ФНС сообщила на своем сайте.
При этом индивидуальные предприниматели по-прежнему вправе подать заявление по форме, утвержденной приказом № ММВ-7-3/544@.
Также напомним, что срок направления заявления для перехода на ПСН с начала 2021 году продлен до 31 декабря 2020 года включительно.
(Письмо ФНС России от 11.12.20 № СД-4-3/20508
Источник: Бухонлайн, 21.12.2020, https://www.buhonline.ru/pub/news/2020/12/16220

Разъяснен порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, полученного в лизинг

Минфин России дал разъяснения по вопросу исчисления лизингополучателем налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении учтенного на балансе в качестве основных средств предмета лизинга (объекта недвижимого имущества), полученного по договору финансовой аренды (лизинга).
Нормами законодательства о финансовой аренде установлено, что лизингополучатель обязуется уплачивать лизингодателю лизинговые платежи, под которыми понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ). В общую сумму договора лизинга может также включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Определяя налоговую базу по налогу на имущество организаций, налогоплательщик учитывает среднегодовую стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, которое отражается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (ст. 375 Налогового кодекса).
Согласно правилам формирования в бухучете информации об основных средствах, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (Положение по бухучету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). При этом установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю в сумме затрат, связанных с получением лизингового имущества, и стоимости поступившего лизингового имущества отражается на счете 01 "Основные средства".
Как поясняет Минфин России, стоимость, по которой лизинговое имущество приходуется лизингополучателем на его баланс, определяется лизингополучателем как общая стоимость лизинговых платежей по договору лизинга, а в случае, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю - выкупная цена предмета лизинга (включающая лизинговые платежи).
(Письмо Минфина России от 11 декабря 2020 г. № 03-05-04-01/108908)
Источник: ГАРАНТ, 21.12.2020, http://www.garant.ru/news/1429082/

Разъяснены особенности налогообложения доходов физических лиц, полученных при реализации (погашении) доли участия в уставном капитале общества

Сообщено, в частности, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать, в частности, порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование общества в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью или производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство.
Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона N 208-ФЗ уставом непубличного общества в отношении определенных категорий (типов) акций могут быть предусмотрены порядок (в том числе непропорциональность) их конвертации в акции другого общества, создаваемого в результате реорганизации общества, и (или) порядок (в том числе непропорциональность) их обмена на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, доли или вклады в складочном капитале хозяйственного товарищества либо паи членов производственного кооператива, создаваемых в результате реорганизации общества.
Положения, предусмотренные пунктом 8 статьи 15 Федерального закона N 208-ФЗ, могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.
Учитывая изложенное, если доля участия в уставном капитале общества приобретена в результате обмена акций общества при его реорганизации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 208-ФЗ, то при соблюдении условий, установленных пунктом 17.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ, доходы от реализации (погашении) такой доли участия освобождаются от налогообложения.
Следует иметь в виду, что положения, предусмотренные пунктом 8 статьи 15 Федерального закона N 208-ФЗ, могут быть предусмотрены уставами отдельных конкретных акционерных обществ, в связи с чем в настоящем разъяснении не учитываются конкретные условия, которые могут быть предусмотрены такими уставами.
(Письмо ФНС России от 22.12.2020 N БС-4-11/21123@ "О налогообложении доходов физических лиц")
Источник: КонсультантПлюс, 24.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66689.html/

ФНС России пояснила какие доходы можно учитывать для применения пониженных тарифов страховых взносов IT-компаниями

Поправками в налоговое законодательство установлено, что с 1 января 2021 года организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, могут применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% (подп. 2 п. 1 ст. 427, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса). Для применения льготной ставки, доходы IT-организации от основной деятельности должны составлять не менее 90% (п. 5 ст. 427 НК РФ).
ФНС России разъяснила, какие доходы нужно учитывать для определения вышеуказанного порога. Так, организация в доле доходов может учитывать:
- доходы от реализации программного обеспечения собственной разработки;
- доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программного обеспечения, в том числе программного обеспечения организаций-партнеров;
- доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению того программного обеспечения, разработку или адаптацию, или модификацию которого она осуществляла;
- доходы от предоставления прав использования программного обеспечения собственной разработки по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программному обеспечению собственной разработки, включая обновления к нему и дополнительные функциональные возможности, через Интернет.
Стоит отметить, что в последний вид доходов не включается доход за предоставление прав, состоящих в получении возможности распространять рекламную информацию в Интернете и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в Интернете и осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки).
Такая позиция налоговой службы была согласована с Минфином России.
(Письмо ФНС России от 14 декабря 2020 г. № БС-4-11/20560@)
Источник: ГАРАНТ, 22.12.2020, http://www.garant.ru/news/1429132/

С 2021 года обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности для формирования информресурса (ГИРБО) представляется только в электронном виде

ФНС напоминает, что отчетность за 2020 год принимается налоговыми органами только в электронном виде. Субъекты МСП, которые в прошлом году были вправе представить бумажные экземпляры отчетности, теперь обязаны сформировать отчет в форме электронного документа.
В информации также приведен перечень субъектов отчетности, освобожденных от представления в налоговый орган обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: организации бюджетной сферы; Центральный банк РФ; религиозные организации; организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ РФ; организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне; организации в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 22.01.2020 N 35.
(Письмо Минфина России N 07-04-07/110599, ФНС России N ВД-4-1/20793@ от 17.12.2020 "О представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде")
Источник: Бухонлайн, 22.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66594.html

Минфином даны рекомендации по проведению аудита годовой отчетности за 2020 год

Отмечено, что данные рекомендации следует использовать с учетом конкретных обстоятельств аудируемого лица и аудиторского задания.
Сообщается, что вероятность и масштаб потенциального влияния условий COVID-19 на бухгалтерскую отчетность аудируемого лица зависят от следующих факторов:
- относится ли отрасль осуществления деятельности аудируемого лица к наиболее пострадавшим отраслям экономики;
- насколько волатильность на рынках капитала, товарных и валютных рынках влияет на финансовое положение и результаты деятельности аудируемого лица.
Определен ряд вопросов, на которые необходимо обратить особое внимание при проведении аудита, в числе которых, например, оценка руководством способности аудируемого лица продолжать непрерывно деятельность в условиях COVID-19; обесценение нефинансовых активов; простои в использовании объектов основных средств и пр.
Аудитору необходимо обеспечить активное взаимодействие с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, с целью понимания характера и степени влияния условий COVID-19 на систему внутреннего контроля аудируемого лица.
В условиях COVID-19 могут усилиться факторы риска недобросовестных действий, указанные в МСА 240.
Особое значение приобретают кибер-риски. Возрастает количество кибератак на ИТ-системы аудируемых лиц. Кибер-преступники могут выдавать себя за ИТ-персонал аудируемого лица, перенаправлять получателей фишинговых сообщений на поддельные вэб-страницы, с которых якобы осуществляется удаленный доступ к внутренним сетям аудируемых лиц или доступ к учетным записям.
Также обращается внимание на возможность повышения рисков ОД/ФТ/ФРОМУ. Аудиторы обязаны уведомлять Росфинмониторинг о любых основаниях полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
("Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции", приложение N 2 к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 18.12.2020 N 56)
Источник: КонсультантПлюс, 23.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66646.html/

31 декабря в Москве рекомендовано сделать нерабочим днем

Мэр Москвы Сергей Собянин рекомендовал работодателям (представителям нанимателя), находящимся или использующим труд работников на территории г. Москвы установить 31 декабря 2020 года нерабочим днем с сохранением заработной платы.
Напомним, что на днях Владимир Путин на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам поддержал предложение установить 31 декабря выходным днем на всей территории страны, однако отметил, что в этом году такое решение уже не может быть принято на федеральном уровне. Поэтому тем субъектам, которые еще не установили последний день года нерабочим, было рекомендовано сделать это. В течение же 2021 года планируется закрепить этот день нерабочим уже на федеральном уровне.
В настоящее время 31 декабря в большинстве субъектов РФ объявлено выходным днем. Или же, как в Москве, выпущены рекомендации работодателям по установлению нерабочего дня.
(Распоряжение мэра Москвы от 24 декабря 2020 г. № 707-РМ)
Источник: ГАРАНТ, 24.12.2020, http://www.garant.ru/news/1429674/