Мониторинг изменений за период 23.03.20 - 29.03.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 23.03.2020 - 29.03.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

До 1 мая 2020 года приостанавливается ряд мероприятий налогового, валютного контроля и контроля за соблюдением законодательства о ККТ

В целях минимизации рисков возникновения и распространения коронавирусной инфекции поручено, в частности:
- приостановить до 1 мая 2020 года вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение, исключить нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.; обеспечить проведение процедур, предусмотренных статьями 101, 101.4 НК РФ, по телекоммуникационным каналам связи (каналов видео-конференц-связи);
- приостановить до 1 мая 2020 года инициирование и проведение проверок за соблюдением требований законодательства о применении ККТ, а также за соблюдением платежными агентами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков наличных денежных средств;
- приостановить до 1 мая 2020 года инициирование и проведение проверок соблюдения валютного законодательства, за исключением случаев, когда по начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020.
(Приказ ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции")
Источник: КонсультантПлюс, 23.03.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61079.html/

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год применяется новый ФСБУ 5/2019 "Запасы"

Стандарт не применяется организациями бюджетной сферы.
Стандарт может не применяться микропредприятием, за исключением микропредприятия, которое не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд.
С 1 января 2021 г. утрачивают силу, в частности: ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н); Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. Приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 135н).
(Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы", зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2020 N 57837)
Источник: КонсультантПлюс, 27.03.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61200.html

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

С 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно

Выплата предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Размер выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
(Указ Президента РФ от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей")
Источник: КонсультантПлюс, 23.03.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61087.html/

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

С 30 марта по 3 апреля 2020 года для основной части населения установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы

Нерабочая неделя объявлена в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Данный указ не распространяется на работников:
- непрерывно действующих организаций;
- медицинских и аптечных организаций;
- организаций, обеспечивающих продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организаций, выполняющих неотложные работы в условиях ЧС;
- организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
(Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней")
Источник: КонсультантПлюс, 26.03.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61144.html/

Малому и среднему бизнесу предоставят отсрочку по арендным платежам в 2020 году

Росимуществу по договорам аренды, заключенным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2010 N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества", поручено обеспечить в течение 3 рабочих дней со дня обращения субъекта малого и среднего предпринимательства заключение дополнительного соглашения, предусматривающего отсрочку арендной платы, предусмотренной в 2020 году, и ее уплату равными частями в сроки, предусмотренные договором аренды в 2021 году, или на иных условиях, предложенных арендатором, по согласованию сторон.
(Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства")
Источник: КонсультантПлюс, 20.03.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61072.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

ФНС России разработала новую форму декларации 3-НДФЛ, а также порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде1. В обновленной декларации учтены изменения, внесенные в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Так, например в Раздел 1 "Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет / возврату из бюджета" добавился новый блок для отражения сведений о суммах налога или авансового платежа, уплачиваемого в соответствии с п. 7 ст. 227 НК РФ. Для расчета таких авансовых платежей в декларации предусмотрено специальное приложение. В нем нужно отразить доход, полученный от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики. Рассчитывается он нарастающим итогом на первый квартал, полугодие и девять месяцев. Аналогично указывается и сумма профессиональных и стандартных налоговых вычетов, учитываемых при расчете авансовых платежей. Далее идет расчет налоговой базы и суммы авансового платежа.
Напомним, заполнять вышеуказанные раздел и приложение нужно следующим категориям налогоплательщиков:
- физлицами, зарегистрированными в качестве ИП и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юрлица, в том числе являющимися главами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- адвокатами, учредившими адвокатский кабинет;
- нотариусами;
- арбитражными управляющими;
- оценщиками, занимающимися частной практикой;
- патентными поверенными, занимающимися частной практикой;
- медиаторами;
- иными лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.
Еще одно изменение в декларации - добавление приложения с заявлениями о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога. В них указывается сведения о налоговом органе, принимающем на учет поступления или реквизиты счета на который должны быть перечислены деньги. При этом, если налогоплательщик хочет зачесть налог в счет погашения недоимки по нескольким налогам, то нужно заполнить соответствующее количество разделов заявления о зачете налога.
Источник: ГАРАНТ, 23.03.2020, http://www.garant.ru/news/1332973/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ВС согласен: принимая работы, не надо тянуть с вычетом до сдачи всего объекта

Организация - маслосырзавод - заказала проект и постройку очистных сооружений. Проект был готов в 2009 году, а часть работ - берегоукрепление, постройка фундамента - в 2011 году. За все это по факту выставлялись счета-фактуры, акты КС-2, справки КС-3. Стоимость работ была сразу принята на учет: в бухучете - отнесена на 08 счет, в целях налога на прибыль заявлены расходы. По всем бумагам работы выглядели как самостоятельные, приобретенные у подрядчика отдельно, а не как этапы постройки сооружений.
Однако завод ждал завершения строительства всего объекта, а произошло это только в 2015 году. Тогда готовые сооружения были приняты на учет, введены в эксплуатацию, и тогда же завод заявил вычеты НДС.
С таким подходом не согласились ни налоговики, ни суды - все сроки заявления вычетов по работам, принятым в 2009-2011 годах, прошли. Можно было бы сделать так, как поступил истец, только если бы вся документация оформлялась лишь на конечный готовый объект, а спорные работы являлись бы промежуточными, не определенными в договоре как результат его исполнения.
Теперь же с судами согласился и ВС (определение 307-ЭС19-28236).
(дело № А52-100/2019)
Источник: Audit-it.ru, 23.03.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1009718.html

Как доказать налоговикам и суду, что вы не можете выполнить работы сами

Компания производила изделия из недрагоценных металлов. Но изготовленным изделиям нужна была обработка. Чтобы обработать их, компания заключила договор с другой компанией, которая проводила фрезерную обработку, сварочные работы и т.д.
Инспекция заявила, что на самом деле налогоплательщик выполнял обработку и сварку полностью самостоятельно и отказала в вычете НДС и уменьшении налога на прибыль. Но компания отбилась в трёх судебных инстанциях. Вот её аргументы:
- директор контрагента подтвердил работы и рассказал, как именно они осуществлялись: что для нанесения покрытия использовались гаражные боксы, принадлежащие супруге, привлекались граждане по ГПД, деньги им платились наличными;
- у самого налогоплательщика в спорный период не было ни нужного числа работников, ни оборудования, чтобы выполнить спорные работы самостоятельно. У него был только один рабочий сварочный аппарат. Но даже если использовать его по полной, то выполнить все спорные работы не получилось бы;
- покупатель изделий подтвердил, что получил их с покрытием. Есть один момент. Налогоплательщик работал со спорным контрагентом не первый год. Это отмечено в решении суда. То есть инспекция может предъявить претензии даже по контрагенту, работы с которым она не отрицала в течение нескольких лет.
(дело № А50-4201/2019)
Источник: Клерк, 24.03.2020, https://www.klerk.ru/buh/news/497375/

Транспортные средства ошибочно оформлены не на то лицо - налога не избежать

Организация, занятая пассажирскими перевозками, взяла в лизинг автобусы, но - не самостоятельно, а посредством муниципалитета. Он значился лизингополучателем, а организация - пользователем. Однако зарегистрированы транспортные средства (кстати, вразрез с законом о лизинге), на организацию.
Этот факт дошел до прокуратуры, которая предписала устранить нарушение - регистрировать ТС на себя может лизингополучатель. Первым делом организация сдала уточненки по транспортному налогу, убрав налог с указанных автобусов. Но из этого ничего хорошего не вышло - налоговая воспротивилась, и судебные разбирательства тоже не принесли ожидаемого результата.
Само по себе предписание не дает права пересчитать налог. В техпаспортах организация значится лизингополучателем. Ни сделка, ни регистрационные записи отдельно не оспорены, недействительными не признаны. Фирма не доказала, что предпринимала попытки разобраться с ГИБДД и муниципальными властями.
Так что доначисление налога, который предприятие пыталось "срезать", признано законным. Та же судьба постигла и второй эпизод дела - кое-какое автомобильное старье организация давно продала, но - без переоформления госрегистрации. Поскольку эти транспортные средства числятся за предприятием до сих пор, именно оно должно платить транспортный налог (кассация Ф06-57347/2019).
(дело № А49-3734/2019)
Источник: Audit-it.ru, 23.03.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1009723.html

Верховный суд высказался об НДФЛ с аванса, выплаченного в последний день месяца

При выплате аванса в последний день месяца работодатель обязан исчислить и удержать суммы НДФЛ с этого дохода, не дожидаясь выплаты второй части зарплаты. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд РФ в определении от 19.02.20 № 305-ЭС19-27749.
Организация выплачивала работникам зарплату два раза в месяц: аванс - 30-го числа текущего месяца, а вторую часть зарплаты - 15-го числа следующего месяца. При этом налоговый агент удерживал и перечислял в бюджет НДФЛ один раз - при выплате работникам второй части зарплаты.
Налоговые инспекторы заявили, что в тех случаях, когда 30-е число приходится на последний день месяца, работодатель должен удержать и перевести НДФЛ, не дожидаясь выплаты второй части зарплаты. Так как сроки удержания и перечисления НДФЛ были нарушены, проверяющие оштрафовали организацию на основании статьи 123 НК РФ, а также начислили пени.
Налоговый агент оспорил штраф в суде, заявив в свою защиту следующее. В последний день месяца у бухгалтерии еще нет информации о фактически отработанном сотрудниками времени ввиду отсутствия табеля учета рабочего времени. В связи с этим определить сумму дохода, облагаемую базу и величину налога невозможно.
Однако суды всех инстанций признали штраф правомерным. Обоснование такое. Датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который начислен доход (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Следовательно, если аванс выплачивается в последний день месяца, то налог исчисляется также в последний день месяца. Удержать исчисленную сумму НДФЛ нужно непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ), а перечислить налог - не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, в описанной ситуации налоговый агент обязан был удерживать и перечислять НДФЛ с каждой выплаты дохода, то есть и при выплате аванса в последний день месяца (30 числа), и при выплате второй части зарплаты (15 числа).
При этом суд отметил, что отсутствие в бухгалтерии 30 числа информации о фактически отработанном сотрудниками времени (по причине отсутствия табеля учета) не освобождает организацию от обязанности исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с сумм аванса, если это число приходится на последний день месяца.
(дело № А40-279664/2018)
Источник: Бухонлайн, 24.03.2020, https://www.buhonline.ru/pub/news/2020/3/15529

ВС постановил взыскать с фирмы, опоздавшей с СЗВ-М, индексацию пенсии работника

У организации "застряли" СЗВ-М, или же в них забыли внести одного работника. В любом случае сведения о нем за май, июнь и июль 2017-го пришли в пенсионный фонд с конкретным опозданием - в мае 2018 года. Судя по тому, что штраф назначен в сумме 1500 рублей, с задержкой поданы сведения лишь на одного сотрудника, но, как назло, он оказался пенсионером. За август, сентябрь и октябрь 2017 года пенсия была (о, ужас) проиндексирована.
Получив запоздалые отчеты, ПФ не удовлетворился штрафом - еще выставил фирме претензию с требованием вернуть в фонд деньги в виде излишне выплаченной пенсии - 5 669 рублей. Это желаемого эффекта не вызвало, тогда ПФ двинулся в суд.
И там ему удалось "стрясти" с организации переплату по пенсии. Ответчик полагал, что данные о том, что упомянутый пенсионер является работающим, фонд мог бы почерпнуть из других форм отчетности. Но, как выяснилось, суды так не считают - они видят прямую причинно-следственную связь между убытками, причиненными фонду, и несдачей СЗВ-М.
Надо отметить, что в данном случае злую шутку сыграл значительный период, на который фирма отсрочила сдачу отчетов. Были прецеденты, когда при менее существенном опоздании (примерно 1 месяц) суды отказывали фонду во взыскании переплаченной пенсии. Потому что, получив СЗВ-М, хоть и с опозданием, ПФ мог успеть отреагировать, ведь индексацию он выплачивает не сразу. Кроме того, раньше суды указывали, что отчеты за следующие месяцы, поступившие вовремя, даже при наличии "пробела" позволяют фонду успеть сообразить и не начислять индексацию в дальнейшем.
Что касается нового спора - история умалчивает, подал ли страхователь вовремя СЗВ-М за август (в сентябре). Если да, то, согласно логике судов по предыдущим делам, фонд мог бы успеть отменить индексацию хотя бы за октябрь. Но суды удовлетворили требования ПФ в полном объеме, и вопрос об уменьшении компенсируемого периода не поднимался. Возможно, имеет место изменение направленности судебной практики, тем более, что решение судов поддержал ВС (определение 301-ЭС19-27687 от 14.02.2020).
(дело № А29-15874/2018)
Источник: Audit-it.ru, 27.03.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1009172.html