Мониторинг изменений за период 23.11.20 - 29.11.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 23.11.2020 - 29.11.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Москва продлевает ограничительные меры до 15 января 2021 года

Таким образом, до 15 января 2021 г. включительно:
- гражданам в возрасте старше 65 лет, а также гражданам, имеющим хронические заболевания, надлежит без настоятельной необходимости не покидать место проживания (пребывания), в том числе жилые и садовые дома. Также для указанных категорий граждан продлены ограничения по использованию для льготного и бесплатного проезда социальных карт;
- сохраняется требование для работодателей о переводе не менее 30 процентов работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) на дистанционный режим работы;
- продлевается запрет на посещение детских досуговых организаций, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы.
(Указ Мэра Москвы от 26.11.2020 N 114-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ")
Источник: КонсультантПлюс, 27.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65970.html/

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В России вводится прогрессивное налогообложение доходов, превышающих 5 млн рублей

Законом предусматривается специальный порядок применения налоговых ставок по НДФЛ в зависимости от величины и вида дохода, а также вводится понятие "основная налоговая база", "совокупность налоговых баз", устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается различными ставками НДФЛ.
Законом предусматриваются следующие размеры налоговой ставки НДФЛ:
- 13 процентов - если сумма доходов за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;
- 650 тысяч рублей и 15 процентов суммы доходов, превышающих 5 миллионов рублей, - если сумма соответствующих доходов за налоговый период превышает 5 миллионов рублей.
В отношении некоторых видов доходов налоговые ставки останутся неизменными.
Например, доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг), а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по 13% независимо от величины полученных средств.
Устанавливается алгоритм уплаты налога, если на момент уплаты авансового платежа в бюджет сумма авансового платежа, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превышает 650 тысяч рублей.
Предполагается, что процесс администрирования указанных доходов будет автоматизирован и не увеличит административную нагрузку на налогоплательщиков.
(Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65902.html/

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых законами субъектов РФ может вводиться ПСН

Принятым законом в НК РФ установлен примерный перечень видов деятельности для применения ПСН и определены те виды деятельности, в отношении которых ПСН применять запрещено. Таких позиций всего 7, это в том числе: деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом; производство подакцизных товаров, добыча и реализация полезных ископаемых; оптовая торговля; операции с ценными бумагами, кредитные и финансовые услуги.
В числе важных поправок - увеличение с 50 до 150 кв. метров площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) при осуществлении розничной торговли (услуг общественного питания). При превышении данных ограничений применять ПСН будет нельзя.
Кроме того, налогоплательщики будут вправе при соблюдении установленных условий уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет средств работодателя, а также на суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.
Исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности (сейчас максимальный размер не может превышать 1 млн рублей с учетом его возможного увеличения в отдельных случаях).
При этом вносится важное уточнение относительно определения размера потенциально возможного к получению годового дохода в 2020 году (с применением уменьшающего коэффициента), а также установлены величины месячной базовой доходности в отношении отдельных видов деятельности.
(Федеральный закон от 23.11.2020 N 373-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65903.html/

На 2021 - 2022 годы продлено освобождение от НДС племенной животноводческой продукции

На 2 года продлен льготный период, в течение которого действует освобождение от налогообложения НДС операций, предусмотренных положениями подпункта 35 пункта 3 статьи 149 и подпункта 19 статьи 150 НК РФ.
Льгота установлена в отношении ввоза и реализации (передачи для собственных нужд) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и т.д. по перечню кодов видов продукции, утверждаемому Правительством РФ.
(Федеральный закон от 23.11.2020 N 375-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65905.html/

Подписан закон, вносящий многочисленные изменения в НК РФ

Законом предусматриваются меры по совершенствованию налогового администрирования, а также уточняются отдельные положения, затрагивающие вопросы уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ, госпошлины, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.
В числе основных изменений можно отметить, в частности, следующее:
- дополняется перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком через МФЦ;
- увеличено пороговое значение суммы задолженности с 3 до 10 тысяч рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании платежей с физических лиц, не являющихся ИП;
- определены случаи, при которых налоговая декларация (расчет) считаются непредставленными (например, если будет установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом или в случае обнаружения факта несоответствия показателей налоговой декларации контрольным соотношениям), устанавливаются особенности прекращения и возобновления камеральной проверки в указанных случаях;
- предусмотрено освобождение от НДС ряда услуг, оказываемых оператором финансовой платформы;
- за внесение сведений о юрлице в реестр операторов финансовых платформ размер госпошлины установлен в размере 35 000 рублей;
- уточнен порядок налогообложения дивидендов, а также доходов по операциям с ценными бумагами;
- уточнен перечень доходов и условия их освобождения от налогообложения НДФЛ (в т.ч. скорректирован перечень компенсационных выплат, полученных в связи с деятельностью в условиях пандемии, а также установлены особенности освобождения от НДФЛ доходов от продажи жилых помещений, приобретенных по договору долевого участия);
- внесены изменения, касающиеся уплаты налога на прибыль, включая уточнение правил применения инвестиционного налогового вычета, а также продление до конца 2021 года применение расширенных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам;
- уточнен порядок определения налоговой базы по НДПИ при добыче драгоценных камней;
- вносится ряд изменений, улучшающих положение физлиц - плательщиков имущественных налогов (например, налоговые льготы будут применяться с налогового периода, в котором возникло право на них, а не с момента, когда соответствующая информация поступила в налоговый орган; в случае гибели или уничтожения объекта исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца его гибели (уничтожения), уточнен порядок применения кадастровой стоимости при ее изменении);
- уточнены критерии о доле дохода для IT-компаний в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.
(Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65904.html/

Уточнены основания списания безнадежных долгов по страховым взносам

Уточнения коснулись случаев признания банкротом индивидуального предпринимателя, а также случая смерти физического лица или принятия судом решения об объявлении его умершим.
Так, например, установлено, что в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя решение о признании безнадежными к взысканию и списании задолженности по страховым взносам принимается на основании копии вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о завершении реализации имущества гражданина (заверенной в установленном порядке или полученной с использованием общедоступной автоматизированной информационной системы "Банк решений арбитражных судов" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://ras.arbitr.ru).
Кроме того, внесено дополнение, согласно которому в случае признания недействительным решения об исключении юрлица из ЕГРЮЛ задолженность ФСС РФ, ранее признанная безнадежной к взысканию, подлежит восстановлению.
(Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1919 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 108")
Источник: КонсультантПлюс, 27.11.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207781360.html

Обновлена процедура выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом

Заявителями в рамках соответствующей госуслуги являются организации, осуществляющие определенные виды деятельности, в том числе производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой (в процессе производства которой) используется денатурированный этиловый спирт.
Предоставление госуслуги осуществляется:
- Межрегиональной инспекцией, в которой заявитель, отнесенный к категории крупнейших налогоплательщиков, состоит на учете, или в ведении которой находится межрайонная инспекция, в которой состоит на учете заявитель;
- Управлением, в ведении которого находится налоговый орган, в котором заявитель, не отнесенный к категории крупнейших налогоплательщиков, состоит на учете по месту нахождения организации.
Срок предоставления госуслуги не должен превышать 30 календарных дней с даты представления заявления о выдаче свидетельства и документов.
За выдачу свидетельства взимается госпошлина в размере 3500 рублей.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-15/424@. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам.
(Приказ ФНС России от 30.09.2020 N СД-7-15/719@ "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, и формы решения о приостановлении (возобновлении) действия, об аннулировании свидетельства (дубликата свидетельства) о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом", зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2020 N 61078)
Источник: КонсультантПлюс, 25.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65947.html/

Установлен КБК для уплаты НДФЛ по ставке 15%

С 1 января 2021 года часть доходов, превышающая 5 млн руб. в год, будет облагаться НДФЛ по ставке 15%. При этом перечислять налог по повышенной ставке нужно будет по отдельному КБК.
Напомним, что в следующем году вступит в силу новая редакция пункта 1 статьи 224 НК РФ. Согласно этому пункту, к доходам от долевого участия, зарплате и некоторым другим видам доходов будут применяться следующие ставки НДФЛ:
- 13% - для доходов, которые за год составляют 5 млн руб. или менее;
- 15% - для доходов, которые за год составляют более 5 млн руб. (в части, превышающей 5 млн руб.).
В связи с изменениями в законодательстве Минфин скорректировал коды бюджетной классификации. Налог с той части доходов, которая будет облагаться по ставке 15%, потребуется перечислять по коду 182 1 01 02080 01 1000 110. Также комментируемым приказом введены отдельные КБК для уплаты пеней и штрафов за несвоевременную уплату 15%-го налога.
(Приказ Минфина России от 12.10.20 № 236н, зарегистрирован в Минюсте 20.11.20)
Источник: Бухонлайн, 27.11.2020, https://www.buhonline.ru/pub/news/2020/11/16162

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Появился проект новой формы 4-ФСС - в основном, в связи с прямыми выплатами

ФСС заявил о разработке проекта новой формы 4-ФСС. Она будет вводиться в действие с отчетности за 1 квартал 2021 года. Вся страна с нового года перейдет на прямые выплаты пособий, а из расчета исчезнут нынешние таблицы 2 и 3. Но изменения этим не исчерпываются.
На титульном листе появится графа "код подчиненности" - код органа ФСС, где страхователь состоит на учете. Таблица 1 будет называться не расчетом базы, а расчетом сумм взносов, туда добавится новая строка "исчислено страховых взносов".
В таблице 1.1 будет расшифровка сведений о базе и взносах для организаций с выделенными самостоятельными классификационными единицами (СКЕ) - у которых структурные подразделения были выделены в такие единицы. Расшифровка будет в разрезе видов деятельности. Причем, в первой строке "Основной ВЭД" надо будет указывать данные, относящиеся к той части производства (деятельности), которая не выделена в СКЕ.
Таблицей 2 будет нынешняя таблица 1.1 - для страхователей, временно направляющих своих работников по договору о предоставлении персонала. Те таблицы 2 и 3, которые присутствуют в действующей форме расчета, упраздняются за ненадобностью - ведь с нового года вся страна перейдет на прямые выплаты, работодатели перестанут выплачивать пособия, и не будет зачета пособий в счет взносов.
Таблицей 3 станет имеющаяся таблица 4 о пострадавших, а таблицей 4 - таблица 5 о спецоценке.
Утратят силу приказы, которым действующая форма утверждена, и которым в нее вносились изменения в 2017 году. Особенности заполнения 4-ФСС для регионов с прямыми выплатами, которые устанавливались отдельными приказами, среди утрачивающих силу не упоминаются.
Источник: Audit-it.ru, 27.11.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1024377.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд снизил штраф за несвоевременную уплату образовательным учреждением НДФЛ в 100 раз

Неперечисление налоговым агентом в установленный срок сумм удержанного НДФЛ влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. Эту норму Налогового кодекса применили инспекторы к образовательному учреждению, когда при проверке выявили, что удержанный с доходов работников и подлежащий уплате налог был перечислен в бюджет с просрочкой в один рабочий день. А поскольку помимо заработной платы в проверяемом периоде педагогам выплачивались еще и отпускные, сумма удержанного налога оказалась весьма существенной - более 7,5 млн рублей, соответственно, и штраф вышел немалый - 1,5 млн рублей.
Учреждение обратилось в суд с просьбой признать решение налоговой инспекции недействительным.
Суды трех инстанций посчитали, что привлечение учреждения к ответственности в данной ситуации правомерно. При этом указали, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий/ штрафов и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза, по сравнению с размером, установленном соответствующей статьей НК РФ. Одновременно с этим, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. № 11019/09, судьи отметили, что размер налоговой санкции должен отвечать требованиям справедливости и соразмерности ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
В ходе судебного разбирательства было установлено наличие следующих смягчающих обстоятельств:
- нарушение срока было минимальным - 1 рабочий день,
- правонарушение совершено впервые,
- фактически бюджету не был причинен ущерб, поскольку налог уплачен через 1 день после истечения срока, а за период просрочки уплачены пени,
- сумма штрафа в 1,5 млн рублей несоразмерна с суммой ущерба и в 180 раз превышает сумму начисленных и уплаченных пеней.
Указанные обстоятельства суд счет достаточным основанием для уменьшения штрафа в 100 раз - до 15 тыс. рублей
(Постановление АС Московского округа от 22 октября 2020 г. № Ф05-16164/20).
Источник: ГАРАНТ, 26.11.2020, http://www.garant.ru/news/1424170/

Верховный суд поменял мнение: оплату за время простоя надо облагать взносами по доптарифу

На выплаты за период простоя надо начислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа по этому вопросу поддержал Верховный суд.
Организация не начисляла страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, за время простоя. Объясняла она это тем, что в этот период работники не заняты на вредных и опасных работах. Пенсионный фонд (дело было до 2017 года) доначислил взносы, но компания с этим решением не согласилась.
Суды первой и второй инстанции встали на сторону работодателя, сославшись на то, что время, когда работник не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, не включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кассационная инстанция эти решения отменила. Судьи посчитали, что дополнительные тарифы имеют целью формирование государственного фонда для выплаты досрочных страховых пенсий и не связаны с индивидуальной трудовой деятельностью застрахованных лиц, в отношении которых они уплачиваются.
Отметим, что два года назад тот же Верховный суд не стал пересматривать решения по делу № А12-19335/2017, в которых содержался прямо противоположный вывод - выплаты во время простоя не облагаются допвзносами.
(Определение Верховного Суда России от 26.10.2020 № 307-ЭС20-15751)
Источник: Клерк, 23.11.2020, https://www.klerk.ru/buh/news/507409/

ПРОЧЕЕ

С 23 ноября 2020 года рекомендован новый формат представления реестра документов, подтверждающих налоговую льготу по НДС

Ранее письмом ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@ был установлен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС на основе риск-ориентированного подхода.
Взамен данного письма в целях повышения качества администрирования НДС при одновременном сокращении объема истребуемых документов ФНС России предложены новые рекомендуемые форма, формат представления реестра документов, а также порядок его заполнения.
При получении требования о представлении пояснений (документов) имеется возможность представить в электронном виде реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций.
На основании информации, содержащейся в реестре, налоговый орган истребует необходимые документы в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении N 2 к настоящему письму.
При непредставлении реестра документов или при представлении реестра документов на бумажном носителе истребование документов производится в полном объеме.
(Письмо ФНС России от 12.11.2020 N ЕА-4-15/18589 "О направлении формата реестра документов по льготе по НДС")
Источник: КонсультантПлюс, 24.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65923.html

Минфин признал: учредитель нескольких юрлиц - еще не нарушитель закона

На официальном сайте налоговиков размещен сервис "Прозрачный бизнес", доработанный этим летом, раздел которого "Участие в нескольких ЮЛ" заполняется автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ, доступ к которым не ограничен, разъяснило ведомство.
При этом, как отмечает Минфин, участие гражданина в нескольких юрлицах само по себе не говорит о нарушении законодательства, однако в совокупности с такими факторами как:
- отсутствие документального подтверждение полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя),
- отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей,
- отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора,
- наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг,
- может свидетельствовать об обратном.
Признание руководителя "массовым" и установление, например, отсутствия ресурсов у контрагента может стать причиной отказа в вычете НДС, кроме того повлечет за собой начисление пеней и штрафов. В то же время тщательная проверка контрагентов может избавить от неприятностей.
(Письмо Минфина России от 22 октября 2020 г. № 03-12-13/91957)
Источник: Audit-it.ru, 25.11.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1023957.html

Передача участнику ДДУ нежилых помещений в многоквартирном доме не подлежит налогообложению НДС

На основании подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождены услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве (ДДУ), за исключением услуг при строительстве объектов производственного назначения (это объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг)).
К объектам производственного назначения относятся именно объекты в вышеуказанном смысле, а многоквартирный дом (как здание в целом) является объектом непроизводственного (жилого) назначения независимо от наличия в нем нежилых помещений.
В этой связи услуги застройщика, оказываемые по ДДУ, предусматривающим передачу участнику ДДУ объекта по договору в виде нежилых помещений в многоквартирном доме, не подлежат налогообложению НДС.
(Письмо ФНС России от 18.11.2020 N СД-4-3/18980@ "О направлении письма Минфина России")
Источник: КонсультантПлюс, 21.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65888.html/

ФНС России рассказала о порядке учета расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами

Нормами налогового законодательства установлено, что налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период (п. 14 ст. 214.1 Налогового кодекса). Определяется он как доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде за вычетом соответствующих расходов (п. 12 ст. 214.1 НК РФ). Последними признаются только те расходы, которые были документально подтверждены и фактически осуществлены налогоплательщиком, и были связаны с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг (п. 10 ст. 214.1 НК РФ).
При этом, как подчеркивает налоговая служба, законодательством установлены и некоторые особенности определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (п. 13 ст. 214.1 НК РФ). Так, при реализации ценных бумаг расходы в виде стоимости приобретения ценных бумаг признаются по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
Кроме того, не подлежат налогообложению доходы, получаемые от реализации, в частности, акций, при условии, что на дату реализации таких акций они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет. По разъяснениям налоговой службы, условие о непрерывном владении на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет акциями российских организаций, связано с моментом возникновения у налогоплательщика прав собственности на такие акции в соответствии с гражданским законодательством.
(Письмо ФНС России от 11 сентября 2020 г. № БС-3-11/6365@)
Источник: ГАРАНТ, 24.11.2020, http://www.garant.ru/news/1423868/

В связи с отменой ЕНВД даны разъяснения о переходе на другой режим налогообложения, снятии с учета, особенностях налогового учета и прочее

Разъяснено, в частности, следующее:
- налогоплательщики вправе перейти на применение иных альтернативных специальных режимов налогообложения, например УСН, ПСН или НПД (подробная информация об особенностях каждого спецрежима размещена по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/envd2020/);
- снятие с учета в качестве налогоплательщиков ЕНВД будет осуществлено в автоматическом режиме;
- налоговую декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2020 года необходимо представить по месту учета не позднее 20.01.2021, уплатить налог - не позднее 25.01.2021;
- ИП, изъявивший желание получить с 1 января 2021 года патент на право применения ПСН, может представить заявление не позднее 17 декабря 2020 года;
- для перехода с 1 января 2021 года на УСН необходимо представить уведомление по месту нахождения ЮЛ (месту жительства ИП) не позднее 31.12.2020 (налогоплательщики, ранее совмещавшие ЕНВД и УСН, при переходе полностью на УСН уведомление не подают);
- если реализация товаров (работ, услуг) осуществлена в период применения ЕНВД, то доходы от реализации указанных товаров (работ, услуг), поступившие налогоплательщику в период применения УСН, при определении налоговой базы по УСН не учитываются;
- при переходе с 01.01.2021 с уплаты ЕНВД на общий режим налогообложения исчисление НДС производится при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021.
(Письмо ФНС России от 20.11.2020 N СД-4-3/19053@ "О направлении разъяснений в связи с отменой ЕНВД")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65907.html

Даны разъяснения по организации деятельности налоговых органов, касающейся предоставления физлицам льгот по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество

Предоставление налоговой льготы предусматривает, в частности:
- выявление налоговым органом оснований, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу;
- внесение в АИС "Налог-3" сведений о налоговой льготе;
- формирование в АИС "Налог-3" и направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы или сообщения об отказе от ее предоставления;
- проведение перерасчета налога в соответствии с уведомлением в случае, если налоговая льгота предоставлена за налоговый период, в отношении которого ранее было направлено налоговое уведомление без учета указанной налоговой льготы.
(Письмо ФНС России от 20.11.2020 N БС-4-21/19082@ "О предоставлении налоговых льгот по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, влекущих перерасчет этих налогов")
Источник: КонсультантПлюс, 21.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65889.html/

Проезд сотрудников до работы на такси облагается НДФЛ

Как учитывать такие траты в целях НДФЛ работника и налога на прибыль работодателя разъяснил Минфин в своем недавнем письме.
В документе отмечается, что в данном случае у сотрудников возникает доход.
Этот доход в виде сумм оплаты организацией стоимости аренды автомобилей или услуг такси, используемых сотрудниками для проезда от места жительства до места работы и обратно, подлежит обложению НДФД.
Что касается налога на прибыль, то в расходах не учитываются затраты на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.
Следовательно, в случае если расходы налогоплательщиком на оплату проезда к месту работы и обратно произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. В иных случаях расходы на оплату проезда к месту работы и обратно не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России № 03-04-06/96911 от 06.11.2020)
Источник: Клерк, 26.11.2020, https://www.klerk.ru/buh/news/507535/

ФНС разработаны формы уведомлений о переходе на уплату НДФЛ и об отказе от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК

Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ с налогового периода 2020 года предусматривается возможность перехода на уплату налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний.
Должностное лицо налогового органа по месту жительства налогоплательщика осуществляет их прием и хранение до передачи для обработки в филиал ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
Скан-образы представленных уведомлений подлежат направлению в адрес Управления трансфертного ценообразования ФНС России в течение 5 рабочих дней с момента их поступления.
(Письмо ФНС России от 18.11.2020 N ШЮ-4-13/18954@ "Направление рекомендуемых форм уведомления о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК и уведомления об отказе от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65908.html/

Фирма утратила право на один пониженный тариф взносов - может применить другой

Законом 102-ФЗ в апреле этого года был введен пониженный тариф страховых взносов для малого и среднего бизнеса - 10% в ПФ (как до годовой предельной базы, так и сверх нее), на "больничный" соцстрах 0%, на ОМС - 5%. Понижение действует на ту часть выплат в пользу физлиц, которая превышает МРОТ по итогам месяца.
Вместе с тем, для некоторых фирм и ИП и раньше имелись льготы, и их пока никто не отменял - для IT-организаций, для некоторых НКО на УСН, благотворительных организаций на УСН, для производителей анимационной аудиовизуальной продукции, для участников различных особых зон и территорий. Для них льготный тариф взносов установлен пунктом 2 статьи 427 НК.
Как быть, если у фирмы или ИП имеется оба основания для льгот? Свободны ли они в выборе? И главное - если применить новую льготу к части базы до МРОТ, то по какому тарифу следует исчислять взносы сверх МРОТ? - Применять в этой части общеустановленный суммарный тариф 30% закон 102-ФЗ, кстати, не обязывает - возможно, есть шанс воспользоваться еще и "старым" льготным тарифом. Если, конечно, не выгоднее вообще с него не слезать. Разъяснений со стороны фискальных властей на эту тему пока не было.
Нам известно лишь о паре писем, посвященных плательщикам, применяющим пониженные тарифы в соответствии с пунктом 2 статьи 427 НК, и написанных чиновниками после выхода 102-ФЗ. В первом ФНС лишь заверила: взносы на ОПС по тарифу 10% с выплат, превышающих предельную величину базы, такие страхователи не исчисляют и не уплачивают.
Недавно увидело свет еще одно письмо, упоминающее "двойных" льготников, в этот раз минфиновское. Но речь тут тоже лишь об одном аспекте. IT-фирма в середине года перестала удовлетворять критериям, по которым имела право на пониженный тариф 14% (по пункту 2 статьи 427), то есть - утратила право на эту льготу. Перерасчет по тарифам, дающим в сумме 30%, по общему правилу нужно было бы произвести с начала года.
Однако начиная с выплат за апрель такая фирма может воспользоваться льготой по 102-ФЗ. Если, конечно, она относится к малому или среднему бизнесу.
(Письмо Минфина России от 18 ноября 2020 г.№ 03-15-06/100334)
Источник: Audit-it.ru, 23.11.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1023961.html

ФНС России рассказала, что является основанием для проведения проверок ККТ

В соответствии с нормами налогового законодательства налоговые органы проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных предусмотренных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, - контрольные закупки (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Как поясняет налоговая служба, основанием для проведения контрольных мероприятий является в том числе наличие у налоговых органов информации, указывающей на неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Но, как указывает ФНС России одно лишь наличие такой информации без подтверждения факта осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники не является безусловным основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности.
Для подтверждения полученной информации налоговые органы проводят соответствующие контрольные мероприятия. При этом, проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ в 2020 году не проводятся.
(Письмо ФНС России от 30 октября 2020 г. № АБ-3-20/7287@)
Источник: ГАРАНТ, 26.11.2020, http://www.garant.ru/news/1424157/

Разъяснены особенности заполнения данных о среднесписочной численности работников организации

Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения NN П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м) (далее - Указания) разрабатываются и утверждаются приказом Росстата в целях заполнения респондентами данных о численности и начисленной заработной плате работников в форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" и других. Начиная с отчета за январь 2020 г., организации руководствуются Указаниями, утвержденными приказом Росстата от 27 ноября 2019 г. N 711.
В соответствии с пунктом 77 Указаний среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, в которую включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. При этом пунктом 78.7) Указаний предусмотрено, что собственники организации, не получающие заработную плату, в списочную численность работников не включаются.
(Письмо Росстата от 13.11.2020 N 2570/ОГ "О среднесписочной численности работников")
Источник: КонсультантПлюс, 25.11.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207781031.html/

После выхода дистанционных работников обратно в офис не надо проводить внеплановую СОУТ

Нужен ли инструктаж и СОУТ для сотрудников, которых вернули с удаленной работы в офис? Ответ на этот вопрос дал Минтруд в своем недавнем письме.
Там пояснили, что конкретный порядок проведения инструктажей по охране труда определяет работодатель в зависимости от производственной необходимости.
Основание - постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Работодатель обязан обеспечить проведение внеплановой СОУТ в случаях, установленных частью 1 статьи 17 закона № 426-ФЗ.
Иных оснований к проведению внеплановой СОУТ (в том числе после удаленной работы) законом не предусмотрено.
(Письмо Минтруда России № 15-2/ООГ-3040 от 15.10.2020)
Источник: Клерк, 23.11.2020, https://www.klerk.ru/buh/news/507371/