Мониторинг изменений за период 27.01.20 - 02.02.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 27.01.2020 - 02.02.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

С 1 февраля 2020 года уточняется порядок отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам

Утрачивает силу пункт 4 критериев, предусмотренных приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ (далее - Критерии), на основании которого к крупнейшим налогоплательщикам могут быть отнесены кредитная, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, НПФ, которые имеют соответствующие лицензии.
Кроме того, исключается императивность отнесения организаций к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности, предусмотренная пунктом 8 Критериев. Теперь организации, соответствующие данному критерию, "могут быть" отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков.
Также установлено, что налоговое администрирование в отношении организаций, основным видом экономической деятельности которых является финансовая и страховая деятельность, а также деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации, возлагается на МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 и на МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 13 (при постановке на учет организаций в данные инспекции не учитываются показатели размера суммарного объема полученных доходов).
(Приказ ФНС России от 21.01.2020 N ЕД-7-22/39@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и Приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@")
Источник: КонсультантПлюс, 27.01.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60524.html/

Начиная с 2020 года применяется обновленная форма расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

В пункт 1 статьи 310 НК РФ были внесены изменения (дополнения), предусматривающие распространение обязанностей налогового агента по налогу на прибыль организаций на индивидуальных предпринимателей.
В этой связи в форму (формат) расчета внесены изменения, касающиеся отражения данных о налоговом агенте (в части сведений об индивидуальном предпринимателе), а также уточнен порядок заполнения расчета.
Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования и применяется, начиная с представления за налоговый (отчетный) периоды 2020 года.
(Приказ ФНС России от 19.12.2019 N ММВ-7-3/639@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ "Об утверждении формы налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, порядка ее заполнения, а также формата представления налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2020 N 57302)
Источник: КонсультантПлюс, 31.01.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60593.html

Установлен порядок расчета отдельных показателей для определения суммы вычетов по акцизам

В соответствии с пунктами 21 и 27 статьи 200 НК РФ устанавливается порядок расчета налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации РФ и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта:
- показателей (Ц-АБрт, Ц-ДТрт, Т-АБм, Т-ДТм, Ц-КЕРрт), применяемых при определении величины КДЕМП и ВАВИА;
- средних за налоговый период оптовых цен реализации в РФ и на базисах поставки, расположенных в ДФО, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива 5 класса.
(Приказ ФАС России от 30.10.2019 N 1443/19 "Об утверждении порядка расчета показателей ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦКЕРрт, а также расчетов средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации и на базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива 5 класса", зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2020 N 57247)
Источник: КонсультантПлюс, 27.12.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/56247.html/

Внесены технические поправки в ФСБУ для организаций госсектора "Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции"

Актуализированы реквизиты нормативных правовых актов, содержащиеся в тексте документа, в связи с внесением в них изменений, в том числе в ФСБУ для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора".
(Приказ Минфина России от 13.12.2019 N 228н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 305н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции", зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2020 N 57275)
Источник: КонсультантПлюс, 28.01.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207508687.html

В ФСБУ для организаций госсектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" закреплено определение последнего отчетного года при реорганизации и ликвидации

Так, для реорганизуемого субъекта отчетности последним отчетным годом (за исключением случаев присоединения) будет период с 1 января года, в котором произведена госрегистрация последнего из возникших юрлиц, до даты такой госрегистрации.
При реорганизации в форме присоединения последним отчетным годом для присоединенного субъекта будет период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности, до даты внесения такой записи.
При ликвидации казенного учреждения (упразднении государственного органа, органа местного самоуправления) последним отчетным годом является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации юридического лица, до даты внесения такой записи.
(Приказ Минфина России от 13.12.2019 N 231н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2020 N 57276)
Источник: КонсультантПлюс, 28.01.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60546.html/

Скорректированы положения ФСБУ для госсектора "Долгосрочные договоры"

В разделе "Признание доходов и расходов по долгосрочным договорам строительного подряда" упоминание способа "красное сторно" заменено на обратную корреспонденцию.
Закреплена необходимость отражения отдельных правила учета в единой учетной политике при централизации учета.
Признаны утратившими силу положения подпунктов "б" и "в" пункта 15, устанавливающих требование раскрытия в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности по видам выполненных работ (оказанных услуг) за отчетный период величины себестоимости выполненных работ (оказания услуг), а также величины финансового результата, с выделением суммы, не входящей в себестоимость выполненных работ (оказанных услуг).
(Приказ Минфина России от 16.12.2019 N 235н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 145н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры", зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2020 N 57312)
Источник: КонсультантПлюс, 31.01.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60600.html/

На 2020 год установлены ставки платы за НВОС и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В 2020 году применяются:
- ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08;
- ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 61 рубль за тонну.
Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
(Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 N 39 "О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду")
Источник: КонсультантПлюс, 27.01.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60523.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ



С 2021 года сведения о среднесписочной численности работников будут представляться в составе расчета по страховым взносам

Данное изменение, направленное на сокращение отчетности налогоплательщиков, вступает в силу с 1 января 2021 года, т.е. начиная с представления отчета за расчетный период 2020 года. В настоящее время такие сведения представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Кроме того, в НК РФ внесены поправки технического характера, связанные с принятием Закона, предусматривающего присоединение к эксперименту по уплате самозанятыми лицами налога на профессиональный доход (НПД), помимо Москвы, Московской и Калужской областей, а также Республики Татарстан, еще 19 субъектов РФ.
(Федеральный закон от 28.01.2020 N 5-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 28.01.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60553.html/

С 1 февраля 2020 года на 3 процента проиндексируют размеры выплат, пособий и компенсаций

Согласно Постановлению индексации подлежат выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные некоторыми законодательными актами, в том числе: Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации..."; Законом РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации...", Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О погребении и похоронном деле", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев...".
(Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году")
Источник: КонсультантПлюс, 30.01.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60575.html/

Утверждены форма "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)", порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде

Форма СЗВ-ТД заполняется на основании приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений между страхователем и зарегистрированным лицом, и содержит сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица, его приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении.
Форма заполняется и представляется страхователями в территориальный орган ПФР на всех зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе).
Форма представляется начиная с 1 января 2020 года не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведены кадровые мероприятия или подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ.
(Постановление Правления ПФ РФ от 25.12.2019 N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений", зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2020 N 57251)
Источник: КонсультантПлюс, 24.01.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60522.html/

СТАТИСТИКА



Росстатом обновлены указания по заполнению квартальной статистической формы N ПМ, по которой подаются сведения об основных показателях деятельности малого предприятия, действующие с отчета за январь - март 2020 года

Форму предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями (кроме микропредприятий). Форма N ПМ служит только для получения первичных статистических данных и не может быть предоставлена третьим лицам. Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (пункт 4 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ на общих основаниях. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также микропредприятия форму N ПМ не предоставляют.
Форма подлежит предоставлению в территориальный орган Росстата по месту регистрации юридического лица.
Признан утратившим силу Приказ Росстата от 23.01.2019 N 22, которым были утверждены ранее действовавшие указания.
(Приказ Росстата от 23.01.2020 N 22 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия")
Источник: КонсультантПлюс, 31.01.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207508884.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА



ВС РФ: ТОРГ-13 не доказывает факт передачи лекарств ПКУ в иное подразделение аптеки

Ростовская аптека оштрафована на 200 000 рублей по ч. 4 ст. 14.1 КоАП за нарушения правил оформления операций с лекарствами ПКУ, при том, что самих этих лекарств в аптеке и не было: ни Росздравнадзор, ни суд не "поверили" накладной ТОРГ-13 о внутреннем перемещении спорных лекарств (в другое подразделение аптеки, по иному адресу), целиком полагаясь на товарные накладные дистрибьютора, в которых адресом поставки лекарств было именно спорное подразделение (Определение Верховного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. № 308-ЭС19-22960).
Всего проверка Росздравнадзора нашла несколько нарушений, связанных с препаратами предметно-количественного учета:
- во-первых, отсутствуют сами лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету;
- во-вторых, журнал учета операций, связанных с обращением лекарств ПКУ, не заполнен, а еще нет товарных накладных и рецептов на эти препараты;
- в-третьих, уполномоченное на ведение этого журнала лицо так и не провело за проверяемый период (3 месяца) сверки фактического наличия лекарственных средств с их остатками, во всяком случае, записи в журнал учета не внесены;
- наконец, упомянутый журнал учета не хранится в металлическом сейфе, ключи от которого находятся у уполномоченного лица.
Заваптекой объяснила проверяющим, что лекарств нет. И документов на них нет, и журнал не заполняется по той же самой причине - аптека не закупает и не торгует препаратами ПКУ.
То же самое аптека утверждала и в суде. При этом на обозрение суду была представлена накладная ТОРГ-13 (на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары), из которой следовало, что спорные лекарства ПКУ, закупленные у поставщика и прибывшие на адрес проверенного ревизорами подразделения аптеки, были перемещены в другое.
Однако и надзорное ведомство, и суд были единодушны в том, что если документы от оптовика - товарные накладные на Лирику, Тропикамид, Терпинкод, Нурофен плюс, Тетралгин и другие препараты, - говорят о поставке лекарств именно в "проверенный" адрес, то довод о перемещении лекарств в другое структурное подразделение не должен приниматься.
В части хранения журнала вне запертого металлического сейфа и его незаполнения аптека попыталась переложить вину на фармацевта - дескать, работник действовал вопреки должностным инструкциям и был за это наказан, а значит, сама аптека не виновата, так приняла все зависящие от нее меры по недопущению нарушения закона.
Однако суд и тут не согласился, отметив, что фармацевт выполнял свои обязанности согласно трудовому договору с фармацевтической организацией, и объявление ему дисциплинарного взыскания не свидетельствуют о том, что сама аптека принимала необходимые и достаточные мер для соблюдения лицензионных требований.
Верховный Суд РФ отказал аптеке в пересмотре дела.
(дело №А53-12510/2019)
Источник: ГАРАНТ, 28.01.2020, http://www.garant.ru/news/1316143/

ООО и ЗАО слились в спецрежиме: восстановить НДС надо и по прежним нормам

После слияния ООО "Б" и ЗАО "Б-А" образовалось новое ООО с именем из тех же букв (и слов). С момента создания новая фирма применяла УСН, при этом ЗАО до реорганизации существовало на общем режиме, а также имело основные средства и товарные запасы (в общей сложности почти на 60 млн рублей), по которым после их приобретения был принят к вычету НДС.
Налоговики и суды решили, что единственный учредитель и контролирующее лицо всей троицы (гражданин П.) произвел реорганизацию злонамеренно. Ведь реального смысла соединять ЗАО с первоначальным ООО "Б" не было, потому как ООО "Б" до слияния деятельности никакой не вело (хоть и применяло упрощенку).
При этом по сути ничего не изменилось - все сотрудники ЗАО перешли в "новую" фирму на те же должности и обязанности, прежними остались заказчики, а также условия и предмет договоров с ними, не сменилась даже компания, помогавшая ЗАО с бухучетом.
Не прокатил аргумент о том, что реорганизация затеяна ради "оптимизации бизнеса". Единственная цель всего маневра, как это видится представителям властей, - перевести активную фирму (то есть ЗАО) на спецрежим, при этом сэкономив на восстановлении НДС. И, хотя нормами, действовавшими до этого года, не было прямо предусмотрено восстановление НДС после реорганизации, и она сама по себе такой меры не требовала, однако из этого "не следует, что НДС не может быть восстановлен при наличии других (не связанных с реорганизацией) оснований", указал окружной суд.
Такие выводы поддержал и ВС (определение 304-ЭС19-22134). Это - не первое судебное решение подобного рода.
Напомним, с этого года такая практика узаконена - новшества были введены законом 325-ФЗ. Теперь прописаны правила выбора периода для восстановления НДС, сроки уплаты налога при реорганизации в зависимости от режима налогообложения у правопреемника и особенностей реорганизации. Разъяснения о том, что правопреемники теперь бесспорно обязаны восстанавливать НДС, если применяют спецрежим, недавно давала ФНС. Также предусмотрены ужесточения по части восстановления без реорганизации.
(дело № А46-17753/2018)
Источник: Audit-it.ru, 31.01.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1005626.html

ФНС России представлен обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам налогообложения за 4 квартал 2019 года

В обзоре приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
- арбитражные суды, признав наличие у общества переплаты по страховым взносам на ОПС, ошибочно полагали, что возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов невозможен, поскольку сведения о них учтены на индивидуальных счетах застрахованных лиц (работников общества). КС РФ указал, в частности, что до наступления страхового случая отсутствуют препятствия для возврата излишне уплаченных сумм безотносительно к тому, были ли они начислены по индивидуальной или солидарной части тарифа. Кроме того, поскольку на индивидуальном лицевом счете уплаченная по солидарной части тарифа сумма взносов не отражается, корректировка ее размера не может приводить к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц и после наступления страхового случая;
- покупатели продукции организации-банкрота имеют право на вычет по НДС, если не будет установлено, что конкурсный управляющий и покупатель продукции знали, что сумма налога при имеющемся объеме и структуре долгов организации не могла быть уплачена в бюджет;
- датой образования недоимки по налогу является дата, следующая за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты налога, независимо от даты направления налогоплательщику налогового уведомления.
("Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2019 года по вопросам налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 29.01.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60563.html/