Мониторинг изменений за период 08.03.21 - 14.03.21


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 08.03.2021 - 14.03.2021 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Московским работодателям рекомендуется оставить на "удаленке" граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих хронические заболевания

Ранее требование о переводе указанных категорий граждан на дистанционный режим работы являлось обязательным, за исключением организаций, определенных Штабом по мероприятиям по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV в городе Москве.
Также установлено, что с 8 марта 2021 г. для лиц старше 65 лет, а также лиц, имеющих хронические заболевания, возобновляется возможность использования для бесплатного проезда социальных карт, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти города Москвы.
При этом таким гражданам рекомендуется не покидать место проживания (пребывания), в том числе жилые и садовые дома. Лица, соблюдающие рекомендацию не покидать место проживания (пребывания), вправе в установленном порядке оформить листок нетрудоспособности.
(Указ Мэра Москвы от 05.03.2021 N 13-УМ "О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ")
Источник: КонсультантПлюс, 05.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/67958.html/

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Изменены сроки хранения документов, полученных (составленных) при оказании аудиторских услуг

Согласно закону документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов) и внесенные в базы данных, подлежат хранению в течение следующих сроков:
- не менее пяти лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании аудиторских услуг;
- не менее трех лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.
Кроме того, вводится положение, согласно которому запрещается хранить документы (копии документов), а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов), и размещать базы этих данных за пределами территории Российской Федерации.
(Федеральный закон от 09.03.2021 N 41-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности")
Источник: КонсультантПлюс, 10.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68000.html/

Россией ратифицирован протокол, вносящий изменения в Конвенцию между правительствами России и Мальты об избежании двойного налогообложения

Протокол предусматривает увеличение ставки налога до 15% у источника доходов в виде дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для институциональных инвестиций, а также публичных компаний.
(Федеральный закон от 09.03.2021 N 32-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года")
Источник: КонсультантПлюс, 10.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68015.html

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

С 1 апреля 2021 г. утратят силу Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше

Работодателям рекомендовано, исходя из складывающейся обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, осуществлять в приоритетном порядке перевод работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу в соответствии с трудовым законодательством РФ.
(Постановление Правительства РФ от 02.03.2021 N 300 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и рекомендации работодателям по переводу работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу")
Источник: КонсультантПлюс, 06.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/67974.html/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС по договору аренды или финансовой аренды (лизинга)

В связи с тем, что при ввозе товаров, являющихся предметом аренды или лизинга, не осуществляется их продажа для вывоза на таможенную территорию Союза, как это необходимо для целей применения статьи 39 ТК ЕАЭС, метод по стоимости сделки (метод 1) не применяется, даже если договор аренды или договор лизинга предусматривает возможность последующего выкупа товаров.
Если имеются документально подтвержденные сведения о продаже для вывоза на таможенную территорию Союза идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость товаров, являющихся предметом аренды или лизинга, определяется по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) или по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) в соответствии со статьями 41 или 42 ТК ЕАЭС соответственно.
В связи с тем, что товары, являющиеся предметом аренды или лизинга, передаются во временное владение и (или) пользование арендатору или лизингополучателю и сведения об их продажах на таможенной территории Союза отсутствуют, метод вычитания (метод 4) может применяться только при наличии документально подтвержденных сведений о продажах на таможенной территории Союза ранее ввезенных идентичных или однородных товаров.
Метод сложения (метод 5) основывается на сведениях о производстве оцениваемых товаров, подтвержденных коммерческими документами, представляемыми производителем товаров. Учитывая, что документы и сведения о расходах на производство товаров, как правило, носят конфиденциальный характер и производителем не разглашаются, использование метода 5 будет возможно только в тех случаях, когда производитель согласен предоставить документы и сведения об издержках производства арендатору или лизингополучателю.
При этом необходимо принимать во внимание, что предмет аренды может предоставляться арендатору непосредственно производителем такого товара, в то время как лизингодатель, как правило, не является производителем предмета лизинга.
При применении резервного метода (метод 6) таможенная стоимость товаров, являющихся предметом аренды или лизинга, определяется путем использования разумных способов, совместимых с принципами и общими положениями главы 5 ТК ЕАЭС, при условии, что они не противоречат положениям пункта 5 статьи 45 ТК ЕАЭС и при ее определении допускается разумная гибкость при применении методов определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 39, 41 - 44 ТК ЕАЭС, как это установлено Правилами применения резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 г. N 138.
При определении таможенной стоимости товаров, являющихся предметом аренды или лизинга, при применении резервного метода (метод 6) могут использоваться сведения о суммах уплачиваемых арендных плат или лизинговых платежей.
В случае если договором аренды или лизинга не предусматривается переход права собственности, определение таможенной стоимости товаров также может основываться на сумме арендных плат или лизинговых платежей. Например, основой может служить совокупность предполагаемых арендных плат или лизинговых платежей за период экономической жизни товаров (срок полезного использования). При этом должны быть учтены различия, касающиеся срока экономической жизни (срока полезного использования) новых и подержанных товаров, при определении которого для новых товаров используется "весь срок экономической жизни", а для бывших в употреблении - "срок оставшейся экономической жизни".
При определении таможенной стоимости товаров, являющихся предметом аренды или лизинга, необходимо произвести поправки в виде добавлений или вычитаний в зависимости от условий договора и с учетом положений главы 5 ТК ЕАЭС.
В таможенную стоимость товаров не должны включаться расходы, не являющиеся частью таможенной стоимости, например, предусмотренные пунктом 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, и процентные платежи при соблюдении условий, предусмотренных Правилами учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 118.
В приложении приведены примеры расчета таможенной стоимости товаров, являющихся предметом аренды или лизинга.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.03.2021 N 23 "Об утверждении Положения об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза по договору аренды или финансовой аренды (лизинга)")
Источник: КонсультантПлюс, 06.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/67964.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Депутаты одобрили налоговые льготы для перенесенного на 2021 год ЧЕ по футболу

Госдума приняла в первом чтении проект закона о переносе на 2021 год действия налоговых льгот, которые связаны с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA-2020. Документ был инициирован правительством России, передает ТАСС.
В 2019 году Госдума приняла закон, который направлен на реализацию гарантий, касающихся освобождения от уплаты налогов и сборов в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года. Он предполагал действие соответствующих льгот до 31 декабря 2020 года.
Пандемия коронавируса послужила основанием переноса чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года на 2021 год. При этом название турнира решено сохранить. Правительство РФ 6 мая 2020 года направило в адрес UEFA письменную гарантию, которая подтверждает, что все ранее предоставленные гарантии России распространяются на перенесенные на 2021 год мероприятия чемпионата Европы по футболу.
Налоговые льготы предоставляются в отношении НДС, НДФЛ, налога на прибыль, госпошлин, транспортного налога, налога на имущество организаций, а также уплаты страховых взносов.
Источник: Российский налоговый портал, 11.03.2021, http://taxpravo.ru/novosti/statya-442037-deputatyi_odobrili_nalogovyie_lgotyi_dlya_perenesennogo_na_2021_god_che_po_futbolu

Разработан проект поправок в форму налоговой декларации по НДС

С 1 июля 2021 года будет введена национальная система прослеживаемости товаров. Налоговое законодательство дополнено нормами, регламентирующими сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и об обороте таких товаров (ст. 2 Федерального закона от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ). Внесены изменения и в порядок выставления счетов-фактур, а сами счета фактуры дополнены новыми реквизитами. Так, в частности, в них будет указываться регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
В связи с этим налоговая служба начала разработку обновленной декларации по НДС, в частности в разделы 8-11, а также в формы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, а также в порядок их заполнения. Также журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж дополнены показателем "стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без налога в рублях".
Предполагается, что обновленные документы вступят в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования соответствующего приказа и будут применяться начиная с представления налоговой декларации по НДС за III квартал 2021 года.
Источник: ГАРАНТ, 11.03.2021, http://www.garant.ru/news/1450039/

Опубликован проект нового ФСБУ для коммерческих организаций

Минфин опубликовал доработанный проект нового Федерального стандарта бухучета для коммерческих организаций "Документы и документооборот в бухгалтерском учете".
Первый вариант ФСБУ был опубликован в 2018 году. После обсуждения в него были внесены поправки. Перечень замечаний, которые были направлены в министерство, приводится вместе с текстом проекта. Часть из них были учтены при разработке стандарта.
ФСБУ состоит из пяти разделов:
- Общие положения;
- Требования к документам бухгалтерского учета;
- Подписание и исправление документов бухгалтерского учета;
- Хранение документов бухгалтерского учета;
- Документооборот в бухгалтерском учете.
Дата начала применения стандарта пока неизвестна. Согласно программе Минфина, утвержденной приказом от 05.06.2019 № 83н, ФСБУ "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" должен был вступить в силу с 2021 года, но в заявленный срок министерство не уложилось.
Источник: "Клерк", 10.03.2021, https://www.klerk.ru/buh/news/511291/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ВС одобрил отказ в вычетах НДС из-за сомнительности контрагентов второго звена

В ходе выездной проверки налоговики забраковали организации вычеты НДС по нескольким эпизодам, цена вопроса - пара сот миллионов рублей. Проверяемая фирма (ЗАО "У") является частью группы, относящейся к птицефабрике. "Прощать" государству названные деньги организация не хотела и обратилась в суд. В первых двух инстанциях истцу категорически не везло, затем "луч света" блеснул в кассации, однако ВС в итоге все равно поддержал налоговиков по двум эпизодам из трех, выигранных налогоплательщиком в окружном суде.
Сначала расскажем о совсем провальной истории, по которой даже благосклонный к налогоплательщику окружной суд согласился с налоговой. Организация закупила оборудование у трех фирм (одна из которых с иностранными корнями, судя по названию). Однако все эти поставки были "прокручены" через посредника. Налоговики раскопали, что он никакого реального участия в закупках не принимал - зарегистрирован был по решению участников ЗАО "У", а после поставок ликвидирован; тендеры объявляло само ЗАО "У", его работники вели все переговоры, составляли спецификации (что подтвердили свидетели - сотрудники всех участников сделки); оборудование транспортировалось напрямую, а посредник ни в этом, ни в приемке не принимал участия.
В офисе проверяемой фирмы были найдены первоначальные комплекты документов, по которым второй стороной договоров был каждый из поставщиков. Однако затем бумаги были переоформлены, и стороной сделки стал посредник. Стоимость за счет этого выросла на треть, а источник возмещения НДС посредник не сформировал.
Налоговики, если верить материалам дела, применили налоговую реконструкцию - упразднили вычеты лишь в объеме, приходящемся на наценку посредника. Такой вариант поддержали все суды.
Второй эпизод связан с услугами по монтажу оборудования, в цену которого входили шеф-монтаж и пусконаладочные работы. Однако организация отдельно заказала и оплатила также и еще какие-то работы по монтажу, которые выполняли третьи лица (не поставщики). Налоговики отказали в вычетах, решив, что в обоих случаях речь идет об одних и тех же работах. Окружной суд в этой части отменил решение нижестоящих инстанций, отметив, что работы могли быть все-таки разными. Этому решению способствовало и то, что налоговики не изучили процесс монтажа и не смогли доказать свою точку зрения.
Следующий "несчастливый" канал - это закупки кормов и ветпрепаратов у ООО "К", которое было членом той же группы, то есть - у "своих". Налоговики не подвергли сомнению реальность данных взаимоотношений, но придрались к нескольким контрагентам второго звена.
Из банковских выписок проверяющие узнали, что не все поступающие от ЗАО "У" деньги ООО "К" направляло за закуп товара (почему, по мнению налоговой, оно должно было работать "в ноль", не понятно, но это другой вопрос). ООО "К" перечисляло деньги в том числе трем однодневкам (назовем их ООО "А" - "В" - по алфавиту). Деньги через них шли транзитом, затем по цепочке подконтрольных лиц и возвращались обратно в ЗАО "У" в виде займов. Причем, контрагенты второго и третьего звена, перечисляя деньги, указывали в назначении "за корма".
Аргументом для исключения из вычетов НДС по объемам товара, которые ООО "К" могло лишь на бумаге получить от ООО "А" - "В", стало также отсутствие у ООО "У" документации (в том числе счетов-фактур), выставлявшихся данными сомнительными поставщиками в адрес ООО "К". Как ни странно, этот аргумент суды приняли.
Окружной же суд отметил, что вообще не факт, что товар, оформленный от однодневок, затем прошел по документам как поставленный в адрес ООО "У" - ООО "К" вполне могло "отгружать" спорные объемы другим покупателям. Кроме того, ИФНС могла бы потрудиться доказать, что ЗАО "У" фактически не получало тот объем, по которому отказано в вычетах (а это поставки на 234 млн рублей, тогда как общий объем операций между ЗАО "У" и ООО "К" за проверяемый период составил 5,4 млрд). Налоговая не свела товарный баланс - не выяснила, соответствуют ли полученные объемы (с учетом остатков) использованным, проданным и утилизированным.
В схеме движения денег через ООО "А" - "В" обратно в ЗАО "У" окружной суд увидел недобросовестность налогоплательщика, однако это обстоятельство само по себе - при недоказанности нереальности поставок от ООО "К" - не может говорить о фиктивности сделок и не может лишать ЗАО "У" вычетов НДС.
Аналогичная ситуация сложилась с подрядчиком, у которого фирма заказала некоторые строительные работы (ООО "Э"). От него деньги шли другим однодневкам (назовем их ООО "Г" - "Ж"), а от них - организациям, подконтрольным проверяемой. Невыполнение работ доказано не было, а прегрешения контрагентов второго звена не могут служит доказательством формального документооборота, указал окружной суд.
НДС - налог косвенный, и перекладывается на покупателя по цепочке, возразил на это ВС. В данном случае проверяемый налогоплательщик был осведомлен о нарушениях, допускаемых контрагентами, даже несмотря на то, что это контрагенты второго звена, а не первого. Схема же в целом выстроена так, что источника для возмещения НДС в бюджете не возникает (контрагенты второго звена его не платили).
Истец возражал в том духе, что расплачиваться за "грехи" должен не он, а его непосредственные контрагенты ООО "К" и ООО "Э", обладающие правосубъектностью и экономической самостоятельностью.
ВС счел такой подход "необоснованным, поскольку его применение означало бы установление очередности в удовлетворении требований государства относительно уплаты налога среди лиц, причастных по сути к одному правонарушению, и позволяло бы некоторым из этих лиц продолжать извлекать выгоду из своего совместного с иными лицами противоправного поведения за счет казны" (определение 309-ЭС20-17277).
Деньги, прокрутившиеся по кругу и вернувшиеся в виде займов, из-под контроля налогоплательщика не выходили и не были направлены на приобретение товаров или работ. В рамках другого дела было установлено, что и однодневки на самом деле были связаны с холдингом, хотя эти связи были хорошо спрятаны.
Решения по остальным эпизодам дела в ВС отменить никто не пытался: ни истец - в отношении поставки оборудования через посредника, ни налоговый орган - в отношении вычетов по монтажу оборудования.
(дело № А76-2493/2017)
Источник: Audit-it.ru, 09.03.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1030370.html

Пострадавший или нет: сколько цифр должен содержать ОКВЭД, решали суды

Дело завершено в апелляции на ноте, неблагоприятной для организации. Ее основной ОКВЭД был немного более общим, чем те, которые отнесены к пострадавшим.
Организация занимается розничной продажей автомобилей через автосалоны. При этом ее основным видом деятельности по состоянию на 1 марта 2020 года в ЕГРЮЛ был указан или 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", или 45.11 "Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности" - материалы судебного дела на этот счет неоднозначны, хотя не исключено, что судейские работники просто допустили опечатку. Но это в данном случае и не очень принципиально.
Фирма попыталась получить субсидию по постановлению 576 - из тех, что выплачивались малому или среднему бизнесу в пострадавших отраслях. И получила отказ, так как, по мнению налоговиков, не относится к пострадавшим.
В их списке, включающем непродовольственную розницу, утвержденном постановлением 434, нет ни кода 45.1, ни 45.11. Но зато есть 45.11.3 и 45.11.2 - это конкретно розничная торговля легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами (в специализированных магазинах и прочая).
Суд первой инстанции принял сторону истца - ведь фактически наличествовал автосалон, то есть торговля была именно розничной. К тому же, в справке, поданной в ФСС для подтверждения основного вида деятельности, значилось, что доля доходов от розничной торговли автомобилями составляет 91%, доля доходов от техобслуживания и ремонта - 9%. К тому же, указанный по фирме в ЕГРЮЛ код включает в себя "пострадавшие" подклассы, ведь классификатор имеет иерархическую структуру, где "этажи" взаимосвязаны.
Однако апелляция не согласилась с такой трактовкой. Код 45.11 (входящий в 45.1) включает не только две названных пострадавших розничных подгруппы, но и 45.11.1 - это оптовая торговля транспортом, которая по замыслу властей никак от пандемии не пострадала. Вдруг фирма на самом деле торговала оптом? Так что суд решил, что ее ОКВЭД к получателям субсидии не относится, значит, отказ был правомерным.
Возражения истца о том, что он не обязан указывать в ЕГРЮЛ более точные (более многозначные) коды, не возымели действия. В окружной суд для обжалования решения апелляции фирма обращаться не стала.
(дело № А82-10193/2020)
Источник: Audit-it.ru, 10.03.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1030894.html

Необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения само по себе не может считаться представляющим достаточную для криминализации общественную опасность

Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 159 УК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает возложения уголовной ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на получение имущественного налогового вычета в связи с приобретением им жилого помещения, в случае когда налоговым органом подтверждено, а в дальнейшем опровергнуто у него право на такой вычет, если налогоплательщик представил в налоговый орган предусмотренные законодательством документы, не содержащие признаков подделки или подлога, достаточные при обычной внимательности и осмотрительности сотрудников налогового органа для отказа в предоставлении соответствующего налогового вычета, и не совершил каких-либо других действий (бездействия), специально направленных на создание условий для принятия налоговым органом неверного решения в пользу налогоплательщика.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что предоставление вычета должно быть в такой ситуации исключено действиями сотрудников налогового органа, которые принимают решение по результатам камеральной налоговой проверки о действительном размере налоговой обязанности лица за конкретный налоговый период. Тем более что Налоговый кодекс РФ предполагает возможность отмены или изменения решений нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах вышестоящим налоговым органом, что имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов; размер налоговых обязательств налогоплательщика также может быть пересмотрен в рамках выездной налоговой проверки с вынесением нового решения. Привлечение же лица к уголовной ответственности за невиновные (в уголовно-правовом смысле) действия нарушает принципы законности, вины и справедливости.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.2021 N 5-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Калугарова")
Источник: КонсультантПлюс, 09.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/67993.html/

ПРОЧЕЕ

ФНС России разъяснила применение ст. 54.1 НК РФ о пределах прав при уменьшении налоговой базы, сумм налогов и страховых взносов

ФНС России разработала рекомендации для применения при доказывании и юридической квалификации обстоятельств, выявленных при проведении налоговых проверок, и для обоснования позиций налоговых органов при рассмотрении судебных споров по применению ст. 54.1 Налогового кодекса.
Документ содержит анализ соотношения положений ст. 54.1 НК РФ с иными предписаниями налогового законодательства. Разъяснены вопросы исполнения обязательства надлежащим лицом, а также по установлению и оценке умышленных действий налогоплательщиков, направленных на использование ими формального документооборота с участием "технических" компаний. В частности, ФНС России пояснила, каким образом следует провести оценку обстоятельств, характеризующих выбор контрагента, в силу которых налогоплательщик должен быть знать о формальном документообороте с участием "технических" компаний.
Письмо налоговой службы содержит также позиции судов по вопросу наличия у контрагента цели неправомерного уменьшения налоговой обязанности по НДС в связи с операциями, совершенными с налогоплательщиком. Для правильной квалификации действий контрагента следует учитывать, что налоговая обязанность может неправомерно уменьшаться путем искажения правовой квалификации операций в целях налогообложения по сравнению с их подлинной квалификацией путем совершения притворных сделок.
Даны рекомендации, как проводить оценку бизнес-моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, часть из которых применяют специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности).
Рекомендации направлены для непосредственного использования налоговыми органами в работе.
(Письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: ГАРАНТ, 11.03.2021, http://www.garant.ru/news/1450048/

Продление сроков представления отчетности не распространяется на декларации, обязанность по представлению которых установлена законодательством о государственном регулировании алкогольной продукции

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 409 продлены сроки представления налоговой и бухгалтерской отчетности.
Сообщается, что Постановление N 409 не регулирует вопросы, связанные с продлением срока представления деклараций, обязанность по представлению которых установлена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
(Письмо Минфина России от 25.02.2021 N 27-04-16/12875 "По вопросу распространения пункта 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" на сроки представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи")
Источник: КонсультантПлюс, 06.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/67969.html/

Разъяснены правила учета региональных грантов в целях НДС и налога на прибыль

Нормами налогового законодательства установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов спецназначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются. Поэтому, как указываем Минфин России средства, полученные в виде субсидий из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), не учитываются при исчислении НДС. При этом, стоит учесть, что не подлежат вычету и суммы НДС уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) за счет субсидий. В случае получения субсидий на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.
Однако, как указывает Министерство, если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС, то налогоплательщик может принять к вычету (не восстанавливать) суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет таких субсидий, полученных с 1 января 2019 года.
Если же субсидии были получены налогоплательщиком не на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), а в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету.
Что касается налога на прибыль, то полученные бюджетные субсидии учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов. Также они могут учитываться единовременно, если к моменту их получения они будут произведены и признаны в налоговом учете.
Для того, чтобы не учитывать гранты при определении налога на прибыль они должны быть отнесены к средствам целевого финансирования и должны представляться безвозмездной и безвозвратной основах НКО или иностранными и международными организациями и объединениями по утверждаемому перечню. Они должны быть направлены на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физкультуры и спорта (кроме профессионального), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина и прочее. Также грант должен быть представлен на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании средств. При невыполнении вышеуказанных условий полученные денежные средства или иное имущество не будут признаваться грантами для целей налога на прибыль.
Те налогоплательщики, которые получили такие гранты обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета, средства должны быть учтены для целей налогообложения с даты их получения.
(Письмо Минфина России от 24 февраля 2021 г. № 03-03-06/1/12530)
Источник: ГАРАНТ, 12.03.2021, http://www.garant.ru/news/1450225/

ФНС России разъяснила особенности налогообложения электронных услуг иностранной организации

Налоговая служба дала разъяснения по вопросу налогообложения НДС и применения ККТ при оказании иностранной компанией услуг по размещению в Интернете предложений о приобретении или реализации товаров.
Так, в частности, указывается, что иностранной организации необходимо встать на учет в налоговом органе, если оказываемые ею услуги по размещению информации в Интернете предоставляются покупателям-российским лицам (п. 4.6 ст. 83 Налогового кодекса). Обязанность по постановке иностранной организации на учет корреспондирует с соответствующей обязанностью иностранной организации по уплате НДС в отношении оказываемых услуг в электронной форме на территории РФ.
Что касается применения ККТ, то по общему правилу кассовая техника должна применяться на территории России в обязательном порядке всеми организациями и предпринимателями при осуществлении ими расчетов (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). При этом, если иностранная организация не зарегистрирована в установленном порядке и не имеет представительства на территории РФ, то нормы законодательства о применении кассовой техники на нее не распространяются.
Налоговая служба напоминает, что с 1 июля 2021 года вступят в силу поправки в законодательство о валютном регулировании и национальной платежной системе которым устанавливается порядок осуществления резидентами операций с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 499-ФЗ). Этим же документом устанавливаются ограничения на прием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории России в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности (за исключением платежных карт, предоставленных в соответствии с правилами иностранной платежной системы) и для операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности.
(Письмо ФНС России от 3 марта 2021 г. № КВ-4-14/2725@)
Источник: ГАРАНТ, 11.03.2021, http://www.garant.ru/news/1450036/

Товары, купленные подотчетником, идут в расходы при УСН

Фирма находится на УСН. Товары для дальнейшей реализации приобретены подотчетным лицом. В вопросе отражения в расходах такой покупки разбирался Минфин в своем недавнем письме.
В документе сделан вывод, что принять в расходы покупки через авансовый отчет можно, но должны быть оформлены правильные первичные документы - кассовый чек, товарный чек, чек об оплате через платежный терминал, выписки банка по операциям на расчетном счете и т.д.,
В частности, надо иметь в виду, что кассовый чек должен соответствовать требованиям, предусмотренными статьей 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Также Минфин напомнил, что в соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У для выдачи наличных денег работнику под отчет расходный кассовый ордер 0310002 должен оформляться согласно распорядительному документу юрлица, ИП либо письменному заявлению подотчетного лица. Затем подотчетник должен в срок, установленный руководителем компании, предъявить в бухгалтерию авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
(Письмо Минфина России от 11.02.2021 № 03-11-11/9094)
Источник: "Клерк", 09.03.2021, https://www.klerk.ru/buh/news/511222/

Получить патент на применение ПСН теперь можно в электронном виде, в том числе через "Личный кабинет ИП"

Получить "электронный" патент можно, направив заявление через "Личный кабинет ИП" или по ТКС.
ФНС также напоминает, что с 11 января 2021 года индивидуальные предприниматели подают заявление на получение патента по новой форме.
В заявлении не нужно заполнять адрес места жительства или пребывания.
Кроме того, патент может быть выдан с любого числа месяца на любое количество дней, но не менее чем на месяц в пределах календарного года. В заявлении должны быть указаны конкретные даты срока, на который ИП хочет получить патент.
(Информация ФНС России "ИП теперь могут получать патент в электронном виде")
Источник: КонсультантПлюс, 10.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68011.html/

ФНС рекомендована форма заявления о передаче сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов

Сообщается, что форму заявления целесообразно использовать для передачи налогоплательщикам-организациям сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога (КНД 1152006) и земельного налога (КНД 1153007).
Заявление может быть оформлено с соблюдением общих, установленных законодательством РФ и требований к оформлению обращений налогоплательщиков.
До реализации в АИС "Налог-3" режима ввода и обработки Заявления такие Заявления регистрируются налоговым органом в штатной системе электронного документооборота не позднее следующего рабочего дня со дня поступления в налоговый орган.
(Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БС-4-21/3006@ "О рекомендуемой форме заявления о передаче сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога")
Источник: КонсультантПлюс, 11.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68037.html

Опубликован Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для расчета транспортного налога за 2021 год

Налог на автомобили, вошедшие в перечень, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов от 1,1 до 3 в зависимости от года выпуска авто и его средней стоимости.
Определение порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей для исчисления налога относится к компетенции Минпромторга России.
(Информация ФНС России "Опубликован перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для расчета транспортного налога за 2021 год")
Источник: КонсультантПлюс, 12.03.2021, http://www.consultant.ru/law/review/207879713.html

ФНС напомнила, каким сферам позволены взаимозачеты по услугам нерезидентам

Мера направлена на господдержку экспорта образовательных услуг и услуг в сфере IT. Соответствующее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января.
ФНС напомнила, что резиденты, оказывающие некоторые услуги нерезидентам, с 2021 года могут применять взаимозачеты, не делая при этом денежных перечислений ради того, чтобы они "засветились" в уполномоченном банке. Закон об этом был принят весной 2020 года.
Это обусловлено необходимостью господдержки развития наиболее значимых направлений российского экспорта, в частности образовательных услуг и услуг в области информационных технологий, указала ФНС. Конкретный перечень услуг кабмин установил сентябрьским постановлением 1516. В список вошли услуги:
соответствующие кодам ОКВЭД 2:
- 58.2 издание программного обеспечения (к 58-му коду относится именно издательская деятельность);
- 62.01 разработка компьютерного программного обеспечения;
- 63.11 деятельность по обработке данных, предоставление услуг ‎по размещению информации и связанная с этим деятельность;
- 85.22 образование высшее;
- соответствующие кодам общероссийского классификатора продукции по видам деятельности (ОКП):
- 26.20.9 производство компьютеров и периферийного оборудования и отдельные операции такого производства;
- 26.30.9 услуги по производству оборудования коммуникационного;
- 58.29.5 услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение;
- 85.22 услуги в области высшего образования.
Положения постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, указала ФНС.
(Письмо ФНС России от 2 марта 2021 года № ВД-4-17/2581@)
Источник: Audit-it.ru, 12.03.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1031142.html

С 15 апреля 2021 применяются обновленные форматы отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов за пределами РФ

Разработаны новые форматы:
- Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов физического лица - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (КНД 1112520), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 (в редакции от 09.12.2020);
- Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов юридического лица - резидента и индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (КНД 1112521), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (в редакции от 09.12.2020).
С 15.04.2021 письмо ФНС России от 19.10.2020 N ВД-4-17/17065@ "О форматах отчетов о движении средств" утрачивает силу.
(Письмо ФНС России от 02.03.2021 N ВД-4-17/2654@ "О форматах отчетов о движении средств и иных финансовых активов")
Источник: КонсультантПлюс, 10.03.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68018.html