Мониторинг изменений за период 10.05.21 - 16.05.21


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 10.05.2021 - 16.05.2021 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Анализирует эффективность преференциальных налоговых режимов специальный департамент в Минфине

Минфин утвердил положение о Департаменте анализа эффективности преференциальных налоговых режимов.
Департамент обеспечивает осуществление функций Минфина по проведению анализа эффективности налоговых льгот (за исключением страховых взносов):
- в рамках инвестиционных проектов;
- для резидентов или участников ОЭЗ, СЭЗ, РИП, СПИК.
Департамент также занимается вопросами в сфере применения ККТ и в области контроля за исполнением соглашений о разделе продукции.
(Приказ Минфина России от 15 марта 2021 г. N 126 "Об утверждении Положения о Департаменте анализа эффективности преференциальных налоговых режимов")
Источник: ГАРАНТ, 11.05.2021, http://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1462554/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Актуализирован порядок назначения таможенной экспертизы в иную экспертную организацию (иному эксперту)

Порядком устанавливаются, в числе прочего, правила взаимодействия таможенного органа с экспертной организацией (экспертом), перечень информации и перечень документов, запрашиваемых таможенным органом у экспертной организации (эксперта) (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему приказу), порядок их согласования таможенным органом.
Признается утратившим силу приказ ФТС России от 28 июля 2011 г. N 1541, которым регулируются аналогичные правоотношения, с внесенными в него изменениями.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
(Приказ ФТС России от 05.02.2021 N 100 "Об утверждении Порядка назначения таможенной экспертизы в иную экспертную организацию (иному эксперту)", зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2021 N 63386)
Источник: КонсультантПлюс, 13.05.2021, http://www.consultant.ru/law/review/207934208.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Госдума отменила НДС для тарифа на ЖКХ концессионерам в малых городах

Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона, который отменяет НДС на тариф на коммунальный ресурс в отношении концессионеров в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в малых населенных пунктах (менее 50 тысяч человек), пишет ТАСС.
Сейчас тариф на коммунальный ресурс устанавливается концессионеру для группы потребителей "население" с учетом НДС, а для иных групп потребителей - без НДС в целях исполнения им обязанности налогоплательщика по данному налогу.
В результате принятия документа тариф на коммунальный ресурс будет устанавливаться концессионеру для всех групп потребителей без выделения НДС (то есть НДС облагаться не будет). Величина тарифа будет формироваться исходя из необходимой валовой выручки, которая учитывает отдельные расходы, а также включает "входящий" НДС, и применяемую систему налогообложения.
Источник: Российский налоговый портал, 12.05.2021, http://taxpravo.ru/novosti/statya-444485-gosduma_otmenila_nds_dlya_tarifa_na_jkh_kontsessioneram_v_malyih_gorodah

Госдума приняла в первом чтении единый налоговый платеж для бизнеса

Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении единого налогового платежа для бизнеса (№ 1141868-7). Такой инструмент, по замыслу авторов, будет доступен не только налогоплательщикам и плательщикам взносов, но и налоговым агентам.
За счет ЕНП будут сначала списываться имеющиеся недоимки (сначала – с более ранней датой возникновения), во вторую очередь – предстоящие платежи (которым теперь даже дано определение) по налогам и взносам, и только в третью очередь – долги по пеням, штрафам, процентам.
Зачет предстоящих платежей налоговики будут производить на позднее 10 рабочих дней с даты наступления срока уплаты. Если денег ЕНП меньше, чем сумма предстоящих платежей, сначала засчитываются меньшие начисления, если есть равные суммы – пропорционально. Также вводится правило, что зачесть налог инспекторы смогут, только если зачет не приведет к возникновению недоимки или другой задолженности, "известной налоговому органу на основе имеющихся у него документов (информации) о таком налогоплательщике".
Насчет предстоящих платежей высказался профильный комитет ГД в своем заключении на законопроект – если списание происходит после установленного срока уплаты, то это уже не может называться предстоящим платежом. Таковым не может быть и тот, срок уплаты которого совпадает со сроком подачи декларации – например, по НДС.
Кроме того, комитет подчеркнул, что не существует авансов по страхвзносам и некоторым другим видам платежей, хотя в законопроекте такие авансовые платежи фигурируют. Это, а также другие нюансы технического характера, комитет предлагает подправить ко второму чтению.
Вместе с тем, у комитета не возникло никаких сомнений насчет ЕНП с налогового агента. После принятия законопроекта получится, что НДФЛ с выплат работникам налоговики также смогут списывать с ЕНП, а ведь это противоречит природе НДФЛ, который должен быть удержан, а не уплачен за счет средств налогового агента. Также комитет не сделал никаких шагов в направлении применимости ЕНП для малого бизнеса – ведь в случае уплаты налогов, уменьшаемых на взносы или другие платежи, ЕНП может оказаться даже вредным.
Напомним, что ещё принесёт принятие законопроекта. Можно будет подать заявление на зачет имеющейся переплаты (а также излишне взысканного налога, взносов) в счет пополнения суммы ЕНП. Можно будет вернуть перечисленный ЕНП, и если налоговики нарушили сроки – то с процентами, которые будут считаться по ставке рефинансирования (не предусмотрено оговорки насчет того, что проценты считаются как 1/300 ставки рефинансирования в день).
Переплату по налогам можно будет зачесть в счет уплаты страховых взносов (подробнее читайте здесь). Сейчас возможен зачет лишь в счет налогов – как будущих платежей, так и в погашение недоимок. Причем, в счет взносов можно будет учесть переплату лишь по налогам. Что делать с переплатой по взносам – законопроект вообще не проясняет. Более того: упраздняется действующая норма о том, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему внебюджетному фонду либо возврату (пункт 1.1 статьи 78 НК). Комитет этого тоже не заметил.
Источник: Audit-it.ru, 11.05.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1035488.html

Закон о разрыве налогового соглашения с Нидерландами принят Госдумой

Закон о денонсации соглашения России с Нидерландами об избежании двойного налогообложения принят Госдумой. Если уведомление о денонсации направят до 30 июня 2021 года, то соглашение прекратит своё действие с 1 января 2022 года.
Действующее соглашение с Нидерландами позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке в 2-3 процента. При этом соответствующая ставка в России в разы выше. В частности, для юрлиц - 15 процентов по дивидендам и 20 - по процентам.
К сожалению, переговоры не увенчались успехом, заявил на заседании Госдумы замминистра финансов Алексей Сазанов. Подход к изменению соглашения, предложенный Нидерландами, не был поддержан российской стороной, так как предусматривал сохранение отдельных каналов для вывода средств из страны.
Нидерландам были предложены те же условия, что и Кипру, Люксембургу и Мальте. Эти страны согласились на них, а Нидерланды отказались их принять.
Источник: "Клерк", 11.05.2021, https://www.klerk.ru/buh/news/513739/

Порядок передачи документов через кабинет ККТ планируют обновить

Проект приказа подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Проект Приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении случаев, порядка и сроков предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники").
Проектом утверждаются случаи, порядок и сроки предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники.
Предполагается, что приказ вступит в силу 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Ранее действующий приказ утратит силу.
Источник: ГАРАНТ, 13.05.2021, http://www.garant.ru/news/1462869/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

КС РФ: если в судебном акте действия налогового агента, обусловленные соответствующими действиями его должностного лица, не получили правовую квалификацию в качестве налогового правонарушения, правоприменительные органы обязаны специально обосновать возможность применения норм КоАП РФ в отношении такого должностного лица

В Конституционном Суде РФ оспаривалась конституционность положений КоАП РФ, предусматривающих наступление ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
ОАО, будучи налоговым агентом, не выполнило обязанность по представлению в установленный срок сведений о доходах физического лица за 2017 год, чем допустило правонарушение, которое не позволило налоговому органу эффективно осуществить контроль за соблюдением налогового законодательства.
Работника бухгалтерии суд признал виновным в административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.
Конституционный Суд указал, что, устанавливая административную ответственность, государство должно исходить из того, что в силу статьи 54 Конституции РФ юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Конституционный Суд РФ полагал бы двусмысленным в конституционно-правовом отношении, если бы из решения налогового органа о привлечении к ответственности организации - налогового агента, притом что оно признано недействительным, следовал бы вывод о совершении ее должностным лицом административного правонарушения, которое заключается в совершении деяния, состоявшегося при тех же обстоятельствах (признаках) объективной стороны и противоправности (неисполнении той же обязанности), какие установлены были названным решением.
Конституционный Суд РФ полагает возможным при истолковании и применении части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в отношении ответственных должностных лиц организаций, имеющих статус налоговых агентов, обеспечивать надлежащую оценку и учет всех обстоятельств конкретного дела, поскольку из них может следовать отсутствие достаточных оснований для привлечения такого лица к административной ответственности. Это предполагает, что, если во вступившем в законную силу судебном акте действия (бездействие) организации - налогового агента, обусловленные соответствующими действиями (бездействием) ее должностного лица, не получили правовую квалификацию в качестве налогового правонарушения в соответствии с НК РФ, правоприменительные органы обязаны при наличии на то причин специально обосновать возможность применения этой нормы - с учетом указанного обстоятельства - в отношении такого должностного лица.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2021 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 1.5, части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 15.6, пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 и примечания к этой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Н.Н. Корецкой")
Источник: КонсультантПлюс, 13.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69000.html/

При камералке по НДС налоговая вправе требовать только первичку и счета-фактуры

Проводя камералку по НДС, налоговая "выкатила" организации пространное требование о представлении документов и информации. Половину списка фирме удалось обжаловать в УФНС, а вторая половина – тоже довольно увесистая – была вынесена на рассмотрение арбитражного суда. Каким было содержимое отмененной в УФНС части, история умалчивает, так что о пределах фантазии налоговиков остается только догадываться. Кстати, это уже далеко не первый случай, когда УФНС помогает одёрнуть сотрудников ИФНС, выставляющих слишком обширные требования.
Но – остановимся на той части, которая дошла до суда. Первая инстанция была весьма лояльна к налоговикам, и, оставляя в силе их требование пункт за пунктом, с обоснованием не очень сильно напрягалась, хотя по нескольким видам бумаг судьи высказали нечто похожее на позицию:
- акты сверок с отражением сведений (в том числе печатей и подписей) обеих сторон, акты о зачете взаимных требований. По мнению суда (с подачи налоговиков), истребование этого обосновывает статья 54.1 НК, которая оговаривает такое условие для вычета как "обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора ... и (или) лицом, которому обязательство ... передано по договору или закону";
- оборотно-сальдовые ведомости (общие и по всем счетам бухгалтерского и налогового учета в разрезе субсчетов и контрагентов) при том, что фирма относится к малому бизнесу и вправе применять упрощенные методы бухучета, не обязана вести счета 03, 04, 08, 62, 66, 67, 91. Суд отметил, что типовые рекомендации по бухучету для субъектов малого предпринимательства носят рекомендательный характер, не снимают с налогоплательщика обязанностей, с которыми закон связывает реализацию и подтверждение права на применение вычетов по НДС;
- анализ счетов и карточки счетов: 01, 02, 03, 08, 10, 19, 41, 60, 62, 68, 76, 90, 91 в разрезе субсчетов, контрагентов и договоров. На это суд отреагировал буквально так: "оборотно-сальдовые ведомости, в том числе по счетам № 10 "Материалы", № 41 "Товары", № 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" как регистры синтетического и аналитического учета являются документами, свидетельствующими о принятии налогоплательщиком товаров (работ, услуг) к учету";
- лицензии, инвентарные описи и карточки учёта объектов основных средств, ПТС, свидетельство о регистрации транспортных средств в Гостехнадзоре, свидетельство о собственности, страховые свидетельства. Суд: "Поскольку в силу статьи 54 НК налоговая база определяется ... на основе иных документально подтверждённых данных об объектах ... указанные документы, как связанные с исчислением и уплатой налогов, подлежат проверке налоговым органом. Кроме того, иные документы, содержащие информацию о показателях хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые могут быть использованы налоговым органом при проведении проверки ..., подлежат представлению при их истребовании";
- учётная политика и документы, связанные с её утверждением. Это, по мнению суда, не противоречит статьям НК 88 (о камералках) и 93 (об истребовании документов);
- доверенности за период с 1 января по 31 марта (то есть, за проверяемый квартал). Суд отметил важность наличия доверенностей на подписание счетов-фактур, однако судей не смутило, что истребовались вообще любые доверенности.
И, конечно, никаких сомнений у суда не вызвала необходимость истребования договоров и счетов-фактур.
В апелляции все лишнее отмели, указав, что обжалуемое требование не содержит ссылки на пункт 8 статьи 88 НК и существенно выходит за пределы данной нормы. В этом пункте, в частности, указано, что налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК правомерность вычетов. Это значит, что право на истребование документов ограничено определенным кругом документов – истребованию подлежат лишь те, которые поименованы в статье 172 НК как основания для вычетов.
В итоге законным требование признано лишь в части первички и счетов-фактур. Остальное – в том числе, договоры и регистры бухучета – с вычетами не связано, в статье 172 НК не указано. К тому же, согласно пункту 7 статьи 88 НК при проведении камералки налоговый орган не вправе истребовать дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК.
Кроме того, налоговая все-таки была обязана учитывать, что истец – это представитель малого бизнеса, бухучет у которого ведется упрощенно. Окружной суд полностью поддержал такой подход (постановление № Ф07-15509/2020).
Статья 54.1, в возможность "прикрутить" которую поверил суд первой инстанции, в данном случае вообще ни при чем – эта статья не отменяет ограничений, установленных статьей 88 НК, отметила кассация.
Напомним, что статья 54.1 НК – сравнительно нова, она была внесена в НК с 19 августа 2017 года. В свое время она проходила под кодовым названием "статья о необоснованной налоговой выгоде": определяет действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением, и условия, которые должны быть соблюдены для возможности учесть расходы и заявить вычеты.
Как видим, налоговики стремятся увидеть в ней новые для себя возможности. Тенденция эта – нехорошая, ведь так любую камералку можно превратить в аналог выездной проверки. И, хотя для камералок по НДС разрешены некоторые методы, установленные для выездных проверок, с целью отсечь фиктивные сделки, решение окружного суда по этому поводу нельзя переоценить.
Кстати, пару месяцев назад ФНС выпустила большой "труд", где выдала новые инструкции по применению статьи 54.1, разрешив при определенных условиях налоговую реконструкцию, в том числе, по НДС. При этом "копать" налоговики должны весьма старательно – чтобы не выдать привилегий тем, кто виновен. В том письме не говорится, каких именно проверок эти подходы должны касаться, но, видимо, с учетом позиций судей – только выездных. Остается дождаться еще и мнения ВС по этому вопросу (в рамках описанного дела в ВС пока ничего не обжалуется).
(дело № А56-38742/2020)
Источник: Audit-it.ru, 12.05.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1035502.html

ВС не против отражения дохода и начисления НДС по односторонним актам КС-2

Строительной организации не повезло с заказчиком – на стадии половинной готовности двух объектов он по неизвестным причинам прекратил подписывать ежемесячные акты КС-2 (было это в 2016 году), а позднее и вовсе обанкротился. Стройфирма работы прекратила, и, имея односторонне подписанные акты, через суд добилась включения в реестр требований кредиторов, поскольку до этого из 54,4 млн рублей (сумма по актам) оплачено было лишь 37,3 млн. Суд требования удовлетворил в части разницы между этими суммами. Это имело место уже в 2018 году.
Когда налоговики нагрянули с выездной проверкой, они с интересом обнаружили, что в 2015-2016 годах ряд актов не нашел своего отражения при исчислении налога на прибыль и НДС. Фирма мотивировала это отказом заказчика от подписания актов и настаивала, что соответствующие реализация и доход должны быть отражены в 2018 году. Но, кстати, этого не сделала (проверка проходила как раз в 2018 году).
Примерно тогда же как минимум один из "несчастливых" объектов был достроен (возможно, другими организациями) и сдан в эксплуатацию. Это лишний раз доказало, что свою часть работ проверяемая организация действительно выполнила, тем более, что заказчик не предъявил никаких претензий к ним. А это является условием для отражения дохода по методу начисления. К тому же фирма учла связанные со строительством расходы и вычеты, а про доходы и исходящий НДС "забыла" (НДС был ранее исчислен лишь с авансов). Так что налоговики доначислили недостающее 2015-м и 2016-м годами.
Фирма обратилась в суд, настаивая на более позднем отражении доходов и реализации, а также утверждая, что поэтапной сдачи работ договором предусмотрено не было, значит, промежуточные ежемесячные акты не говорят о сдаче работ как основании для их налогового учета. К тому же фирма упоминала некий загадочный "мотивированный отказ" заказчика от подписания актов, который суды не сочли достойным хоть какого-то внимания.
Суды пришли к выводу, что одностороннее подписание актов – это вполне нормальная практика, защищающая подрядчиков от капризов заказчиков на случай, если те отказываются принимать работы без причин. Следовательно, такие акты подлежат отражению в налоговом учете наравне с теми, которые заказчик подписал. Тем более, что в данном случае установлены такие обстоятельства, как банкротство заказчика и последующее взыскание оплаты за спорные работы.
Тот факт, что поэтапной сдачи предусмотрено не было, в данном случае значения не имеет. ВС одобрил решение арбитражных судов трех инстанций (определение ВС 307-ЭС20-23792).
(дело № А66-6506/2019)
Источник: Audit-it.ru, 12.05.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1035560.html

ВС отнёс к доходам неотоваренный подотчет, поддержав начисление НДФЛ и взносов

Налоговая провела выездную проверку организации, работы выполнялись, и даже оплата за них взыскана, но фирма не отразила их ни в доходах, ни в реализации из-за того, что заказчик (впоследствии обанкротившийся) акты не подписал. Суды, включая ВС, указали, что так делать нельзя.
Дело имело и второй эпизод: из выписок по расчетному счету фирмы и ее кассовых документов инспекция обнаружила систематическую выдачу из кассы и перечисление со счета денег на личные карточные счета директора и главного бухгалтера. Якобы – в подотчет. За 2016 –2017 годы "набежало" 35 млн и 9 млн рублей соответственно.
Деньги "капали" ежедневно без оформления приказов и заявлений на подотчет, выдавались по расходно-кассовым ордерам. По авансовым отчетам и первичным документам подтверждены расходы только в общей сложности на 5 млн.
Остальное ИФНС включила в доход директора и главбуха, доначислила НДФЛ и страховые взносы. Суды трех инстанций, а затем и ВС с таким подходом согласились (определение ВС 307-ЭС20-23792).
Документов, подтверждающих приобретение, оплату товарно-материальных ценностей за счет подотчетных сумм и их оприходование, нет. Фирма попыталась заявить об уничтожении значительной части первичной документации и даже затеяла служебное расследование по этому поводу. Однако суды учли, что такие действия имели место уже в течение выездной проверки.
К авансовым отчетам не приложены командировочные удостоверения и приказы на командировки. Других доказательств расходования денег на производственные нужды тоже нет. Более того, по ряду авансовых отчетов истец представил одни и те же первичные документы.
Зато фирма принесла в суд кассовую книгу за 2017 год, в которой отражены возвраты подотчетов и выдача этих же сумм как зарплаты другим работникам. Суды нашли этот документ неубедительным – там не указаны ни даты и номера платежных ведомостей, ни информация о получателях в привязке к периоду, за который платилась зарплата. Не поверили и показаниям главного бухгалтера.
В 6-НДФЛ фирма включала только суммы зарплаты, перечисленной на карточки сотрудников. Выплата наличкой из подотчета в расчете отражения не нашла.
По некоторым физлицам, которым с банковской карты директора перечислялись средства, недостаточно сведений, чтобы этих лиц идентифицировать. Налоговая сверила 2-НДФД с переводами и поняла, что из 48 получателей работниками организации являются только 22. Но даже и их доходы, указанные в справке 2-НДФЛ, значительно меньше сумм переводов. Не найдено также доказательств того, что директор выдавал деньги гражданам на условиях возвратности.
Фирма попыталась настаивать на том, что деньги, зависшие в подотчетах, это долги физлиц, а не их доход. Но суды такому аргументу не вняли. И это уже не впервые, в том числе, в практике ВС.
Таким образом, можно смело утверждать, что канула в лету позиция, обозначившаяся в судебной системе в 2016 году: выдаваемые под отчет средства не передаются в собственность работника, а образуют его задолженность и подлежат возврату. Только по истечении срока исковой давности эти средства могут быть признаны доходом физлица. Тогда в пользу налогоплательщиков был решен не один спор. Теперь, видимо, такого не будет.
В данном случае можно смело утверждать, что срок исковой давности на момент проверки не истек, потому что она проводилась в 2018 году, а средства выдавались в 2016 и 2017-м.
(дело № А66-6506/2019)
Источник: Audit-it.ru, 12.05.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1035587.html

ПРОЧЕЕ

Разъяснены требования к оформлению путевок в целях освобождения от НДС услуг санаторно-курортных организаций, а также организаций отдыха и оздоровления детей

Указанные услуги не подлежат обложению НДС при условии:
- выдачи билета в виде бланка строгой отчетности (БСО);
- одновременной выдачи билета установленной формы и кассового чека (БСО).
Обращено внимание на то, что отпечатанные типографским способом или на принтере путевка или абонемент не являются БСО.
При реализации таких услуг должны соблюдаться правила применения ККТ:
БСО может быть оформлен с помощью онлайн-кассы. При этом в нем могут быть указаны дополнительные реквизиты с учетом сферы деятельности, в которой ведутся расчеты. То есть содержимое туристской путевки погружается в БСО, сформированный ККТ;
- турпутевка может быть оформлена одновременно с выдачей кассового чека;
- БСО может быть оформлен в виде утвержденной формы бланка документа с нанесением на него QR-кода, сформированного ККТ.
Кассовый чек может быть выдан клиенту в виде документа с содержащимися на нем реквизитами чека (БСО): QR-кодом и (или) датой и временем расчета, порядковым номером фискального документа, признаком расчета, его суммой, заводским номером фискального накопителя и фискальным признаком документа.
(Информация ФНС России "Как оформлять путевки и абонементы для освобождения от обложения НДС")
Источник: КонсультантПлюс, 08.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68967.html/

Минфин: платежи по незарегистрированному договору аренды нельзя учесть в расходах

Организация заключила договор аренды помещения в торговом центре сроком на 5 лет. Этот договор не зарегистрирован в Росреестре. Можно ли учесть арендные платежи в расходах при расчете налога на прибыль? Нет, нельзя, ответил Минфин в своем недавнем письме.
Как известно, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). При этом пунктом 2 статьи 609 ГК РФ предусмотрено, что договор аренды недвижимого имущества подлежат государственной регистрации, если иное не установлено законом.
По общему правилу, расходы в виде арендных платежей могут уменьшать налог на прибыль. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ, они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Но тут нужно помнить основные критерии признания расходов, установленные статьей 252 НК РФ В ней сказано, что расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Сказанное означает, что обязательным условием для учета расходов в виде арендных платежей является наличие зарегистрированного в установленном порядке договора аренды. Если договор не зарегистрирован, то он не считается заключенным в соответствии с действующим законодательством. Соответственно, в этом случае учесть арендные платежи при налогообложении прибыли не получится.
Отметим, что в тексте письма отсутствуют отсылки к статье 651 ГК РФ. Именно эта статья позволяет не регистрировать договоры аренды зданий и сооружений, заключенные на срок менее года. Поэтому письмо можно трактовать по-разному. Одно из толкований может звучать так: Минфин не приравнивает аренду площади в торговом центре к аренде здания или сооружения. Соответственно, договор аренды такой площади должен быть зарегистрирован на основании п. 2 ст. 609 ГК РФ вне зависимости от срока, на который заключен договор.
(Письмо Минфина России от 19.04.21 № 03-03-06/1/29066)
Источник: Бухонлайн, 13.05.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/5/16545_minfin-platezhi-po-nezaregistrirovannomu-dogovoru-arendy-nelzya-uchest-v-rasxodax

Стоимость командировочного VIP-билета учитываем в расходах полностью

Стоимость железнодорожного билета с дополнительными сервисными услугами включаем в расходы при расчете налога на прибыль в полном объеме.
Направляя работника в командировку, компании на ОСНО могут учитывать в расходах полную стоимость РЖД-билета, если в него включено питание или дополнительные сервисные услуги. Главное - отсутствие в билете отдельной строки "надбавка за комфорт" или "питание", а включение стоимости допуслуг в общую стоимость билета.
Если стоимость питания выделена в железнодорожном билете отдельной строкой, то включить данную сумму в расходы при расчете налога на прибыль нельзя.
Данная позиция не новая. Аналогичное разъяснение было дано в письме Минфина РФ от 16.06.2017 № 03-03-РЗ/37488.
(Письмо ФНС России № СД-4-3/5943 от 29.04.2021)
Источник: "Клерк", 11.05.2021, https://www.klerk.ru/buh/news/513708/

Освобождение ИП, применяющих УСН, от уплаты налога на имущество предоставляется при наличии документированных оснований

Применение УСН предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).
Вышеуказанное освобождение от уплаты налога является льготой, применяющейся при условии подтверждения использования соответствующего имущества в предпринимательской деятельности.
Если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил заявление или не сообщил об отказе от ее применения, налоговая льгота предоставляется на основании полученных налоговым органом сведений.
При этом отмечено, что независимо от порядка применения налоговой льготы (по заявлению или без заявления) при предоставлении налоговой льготы налоговый орган должен располагать документированными основаниями (сведениями) для ее предоставления.
(Письмо ФНС России от 11.05.2021 N БС-4-21/6433@ "О беззаявительном порядке предоставления налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 13.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68997.html/

ФНС сообщает о преимуществах нового упрощенного порядка предоставления налоговых вычетов по НДФЛ

Новый порядок вступает в силу с 21 мая 2021 года и применяется к правоотношениям по предоставлению налоговых вычетов, право на которые возникло у налогоплательщика с 1 января 2020 года.
Речь идет о следующих налоговых вычетах, в частности:
- инвестиционных налоговых вычетах, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ;
- имущественных налоговых вычетах, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ.
Упрощенный порядок предусматривает сокращенные сроки их предоставления (срок камеральной проверки - месяц, на возврат налога - до 15 дней) для физлиц, имеющих личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, и отсутствие необходимости представления налоговой декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих документов.
Информация, необходимая для подтверждения права на вычет, будет поступать напрямую от банков/налоговых агентов - участников информационного обмена с ФНС России. Участие налоговых агентов (банков) в таком обмене информацией осуществляется в добровольном порядке.
Кроме того, с 01.01.2022 вступят в силу положения Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ, которыми также упрощается порядок получения имущественных и социальных налоговых вычетов у работодателя:
- заявителю не придется посещать налоговый орган в целях получения уведомления о подтверждении права на получение таких налоговых вычетов;
- налоговый орган по итогам рассмотрения заявления налогоплательщика самостоятельно направит соответствующее уведомление работодателю, указанному в заявлении, для предоставления налогового вычета.
(Письмо ФНС России от 05.05.2021 N ПА-4-11/6227@ "О предоставлении налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке")
Источник: КонсультантПлюс, 11.05.2021, http://www.consultant.ru/law/review/207933236.html

Налогообложение НДФЛ выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, участвующим в борьбе с COVID-19, зависит от правового статуса таких выплат

Распоряжением Правительства РФ N 3118-р предусмотрено выделение в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов РФ дотаций для осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
При решении вопроса о налогообложении производимых выплат необходимо учитывать их правовой статус, установленный соответствующими нормативными актами субъектов РФ, на основании которых производятся указанные выплаты.
Так, не подлежат обложению НДФЛ:
- на основании пункта 81 статьи 217 НК РФ доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения COVID-19, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования;
- на основании пункта 79 статьи 217 НК доходы, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами, актами Президента РФ, актами Правительства РФ, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов РФ.
(Письмо ФНС России от 30.04.2021 N БС-4-11/6156@)
Источник: КонсультантПлюс, 13.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68996.html

ФНС проинформировала об изменениях в порядке получения квалифицированной электронной подписи

С 1 января 2022 года заканчивается срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами.
С 1 июля 2021 года получить КЭП бесплатно можно будет в Удостоверяющем центре ФНС России (УЦ) с учетом следующего:
- УЦ выдает квалифицированные сертификаты только для юрлиц (лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности), ИП и нотариусов;
- квалифицированные сертификаты выпускаются по предварительной записи на основании заявления на выпуск КЭП при предъявлении паспорта, СНИЛС и после прохождения процедуры идентификации;
- для записи квалифицированного сертификата необходимо предоставить носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России (УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители определенного формата).
ФНС также напоминает, что с 1 января 2022 года:
- КЭП кредитных организаций, операторов платежных систем, НФО и индивидуальных предпринимателей можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;
- КЭП должностных лиц госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального казначейства;
- КЭП физлиц, а также лиц, действующих от имени юрлица по доверенности, можно будет получить в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.
(Информация ФНС России "ФНС разъяснила, кто и как может получить бесплатную КЭП с 1 июля")
Источник: КонсультантПлюс, 12.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68978.html/