Мониторинг изменений за период 13.12.21 - 19.12.21


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 13.12.2021 - 19.12.2021 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ФНС обновила формы документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес

Приказ содержит:
- Форму, порядок заполнения и формат заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;
- Форму, порядок заполнения и формат заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;
- форму свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
Приказ вступит в силу в установленном порядке, но не ранее дня признания утратившим силу приказа Минфина России от 22.12.2011 N 184н, которым утверждены аналогичные формы документов.
(Приказ ФНС России от 10.08.2021 N ЕД-7-3/740@ "Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, порядков их заполнения и форматов их представления в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2021 N 66339)
Источник: КонсультантПлюс, 16.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72471.html/

Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов

Приказом, в частности, изложены в новой редакции:
- Раздел IX приложения N 1 к Унифицированному формату;
- Разделы 2 и 3 приложения N 12 к Унифицированному формату;
- Таблица 16.5 приложения N 16 к Унифицированному формату.
Приказ вступает в силу с 01.01.2022.
(Приказ ФНС России от 10.12.2021 N ЕД-7-26/1075@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@")
Источник: КонсультантПлюс, 16.12.2021, http://www.consultant.ru/law/review/208131588.html

Сведения о доходах и расходах предоставляются в организациях Минфина по новым правилам

Граждане, претендующие на определенные должности в организациях Минфина и замещающие их, обязаны отчитываться о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Утвержден новый порядок предоставления сведений.
Так, работники отчитываются о расходах в т. ч. на приобретение цифровых финансовых активов, цифровой валюты. По-прежнему подготавливается справка о доходах и расходах установленной формы с использованием специального программного обеспечения "Справки БК".
Прежний порядок признан утратившим силу.
(Приказ Минфина России от 7 сентября 2021 г. N 123н "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей")
Источник: ГАРАНТ, 15.12.2021, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1508669/

Госслужащие Минфина отчитываются о доходах и расходах по новым правилам

Минфин обновил порядок предоставления сведений о доходах и расходах. Госслужащие отчитываются в т. ч. о расходах на приобретение цифровых активов, цифровой валюты.
Подготавливается справка о доходах и расходах установленной формы с использованием специального программного обеспечения "Справки БК".
Прежний порядок признан утратившим силу.
(Приказ Минфина России от 7 сентября 2021 г. № 122н "Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральными государственными гражданскими служащими в Министерство финансов Российской Федерации")
Источник: ГАРАНТ, 16.12.2021, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1509096/

СТАТИСТИКА

С отчета за 2021 год вводятся в действие актуализированные Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации"

С введением данных указаний признается утратившим силу Приказ Росстата от 13 января 2020 г. N 2, которым утверждены аналогичные указания.
Первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" предоставляют все юридические лица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций). Некоммерческие организации предоставляют форму при осуществлении производства товаров и оказании услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.
Форма предоставляется в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности юридического лица (при отсутствии обособленных подразделений) или его головного подразделения (при наличии у юридического лица обособленных подразделений).
(Приказ Росстата от 14.12.2021 N 901 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации")
Источник: КонсультантПлюс, 16.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72485.html/

Обновлена форма для организации федерального статистического наблюдения за тарифами на грузовые перевозки внутренним водным транспортом

Утверждена форма ФСН N 1-ТАРИФ (внутр. вод.) "Сведения о тарифах на перевозку тонны грузов организациями внутреннего водного транспорта" с указаниями по ее заполнению и введена в действие с отчета за январь 2022 года.
С введением в действие указанной формы признана утратившей силу аналогичная форма, утвержденная Приказом Росстата от 30.07.2021 N 460.
(Приказ Росстата от 20.10.2021 N 725 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за тарифами на грузовые перевозки внутренним водным транспортом")
Источник: КонсультантПлюс, 11.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72390.html/

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Ключевая ставка повышена до 8,50%

Совет директоров Банка России в ходе состоявшегося заседания принял решение повысить ключевую ставку на 100 б.п. до 8,50% годовых. Вновь определенный размер ставки начнет применяться с 20 декабря.
Напомним, прежний размер ключевой ставки 7,50% применялся с 25 октября текущего года. В прошлый раз регулятор повысил ее на 75 б.п. Повышение ключевой ставки регулятор проводит с 22 марта текущего года - до этого, начиная с июня 2019 года, данный показатель стабильно снижался. Проследить изменение показателя ключевой ставки можно в нашей бизнес-справке.
Следующее заседание по данному вопросу Совет директоров проведет 11 февраля 2022 года.
Напомним, ключевая ставка выступает в качестве основного индикатора денежно-кредитной политики и имеет значение для реализации гражданско-правовых, а также трудовых отношений. Она используется при расчете процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, законных процентов по денежным обязательствам в соответствии со ст. 317.1 ГК РФ, налоговой пени, компенсации за задержку работодателем заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, а также в иных случаях.
(Информационное сообщение Банка России от 17 декабря 2021 г.)
Источник: ГАРАНТ, 17.12.2021, https://www.garant.ru/news/1509239/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Требование получено по окончании "камералки": Верховный суд решил, обязан ли налогоплательщик его исполнить

Требование о даче пояснений составлено в пределах трехмесячного срока камеральной проверки, но получено налогоплательщиком уже после истечения этого срока. Обязан ли он исполнить данное требование? Да, обязан. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд в определении от 19.11.21 № 304-ЭС21-21121.
Организация направила в инспекцию декларацию по УСН 22 марта. Срок проведения камеральной проверки составляет три месяца - с 22 марта по 24 июня. В ходе ревизии контролеры выявили ошибки, и потребовали дать пояснения или внести соответствующие исправления. Требование было направлено 21 июня. Организация получила его 1 июля, то есть уже после истечения трехмесячного срока, отведенного на "камералку". Налогоплательщик решил: раз требование вручено ему несвоевременно, то исполнять его не обязательно. Налоговики не согласились с такой позицией и оштрафовали организацию на основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ.
Компания обратилась в суд, но проиграла. Суды всех инстанций, включая Верховный суд, поддержали налоговиков, обратив внимание на следующее. В данном случае требование о даче пояснений было составлено 21 июня, то есть в пределах срока камеральной проверки. То, что требование направлено налогоплательщику в последние дни "камералки", получено за пределами установленного срока проверки и срок его исполнения истек после окончания ревизии, не является основанием для отказа от исполнения этого требования. Налогоплательщик должен предоставить документы и сведения, даже если своевременно составленное требование получено после завершения камеральной проверки.
(дело № А27-24135/2020)
Источник: Бухонлайн, 15.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17475_trebovanie-polucheno-po-okonchanii-kameralki-verxovnyj-sud-reshil-obyazan-li-nalogoplatelshhik-ego-ispolnit

Схема вскрыта - лишние налоги, уплаченные участниками, не вернуть из-за формальностей

ВС высказался против возврата, поддержав мнение о пропуске срока, который отсчитывается с момента, когда налогоплательщик узнал о своем участии в "дроблении" чужого бизнеса. А не с момента доначисления налогов главному организатору схемы.
ИП П., владеющая собственным бизнесом в виде небольшой торговой сети, создала нехитрую схемку: уговорила других "физиков" (возможно, своих работников, друзей или родственников) зарегистрироваться в качестве ИП. Посредством "левых" агентских договоров на них переводилась часть выручки ИП П., что позволяло ей применять УСН. Одной из таких "прокладок" с октября 2013-го до конца 2014 года была ИП Д.
По результатам выездной проверки за 2014-2016 годы, проведенной в отношении "главной" ИП П., ей были доначислены налоги по общей системе. То есть - без учета существования ИП-сателлитов, и у них как бы возникла налоговая переплата.
За возвратом денег ИП Д. обратилась в суд. Поскольку лично ей ничто не инкриминировалось, и в отношении нее налоговых проверок не проводилось, в суде изначально не стоял вопрос о ее вине. Суды рассматривали перспективу возврата с позиций пропуска/непропуска срока - ведь на обращение за возвратом отведено три года с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате.
Суд первой инстанции деньги возвращать не стал, а апелляция поддержала малый бизнес, отметив, что ИП Д. узнала о переплате только тогда, когда налоги были доначислены ИП П. Следовательно, на момент обращения в суд срок не истек.
Однако кассация решила иначе. Ведь ИП Д. с самого начала знала, что не ведет своего реального бизнеса и просто участвует в схеме. То есть, срок на возврат надо отсчитывать с момента, когда были подведены итоги 2014 года. Заплатив налог по УСН за 2014 год, в течение трехлетнего срока после подачи декларации ИП Д. за возвратом не обратилась, хотя уже тогда знала, что реальной налоговой обязанности не имела.
Так что, хоть ИП Д. напрямую в нарушениях не обвинялась, но все же именно ее сознательная и умышленная "помощь" коллеге стала решающим фактом проигрыша в судах. ВС поддержал выводы окружного суда (определение 309-ЭС21-16426).
(дело № А60-29792/2020)
Источник: Audit-it.ru, 17.12.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1051740.html

Верховный суд запретил возвращать переплату ИП, который участвовал в дроблении

Налоговики раскрыли схему по дроблению: собственник продуктовой сети заключал агентские договоры с работниками, которые формально регистрировались в статусе ИП. Таким образом распределялась выручка торговой сети, чтобы не потерять право на УСН.
Среди доводов налоговиков были:
- у этих ИП не было своих основных средств и трудовых ресурсов (сведения о среднесписочной численности, 2-НДФЛ не представлялись);
- 99,5% выручки - по агентскому договору;
- когда выручка приближалась к пределу для сохранения УСН, ИП прекращали статус.
Одна из ИП, которая при этом работала бухгалтером во взаимозависимой компании, попыталась вернуть переплату по УСН в сумме 581 612 рублей за 2014 год.
Первая инстанция указала, что ИП знала, что такой обязанности у нее нет, но все равно платила. Срок на возврат переплаты она пропустила, и восстанавливать его не нужно. Апелляция стала на ее сторону, но кассация, а следом и Верховный суд подтвердили, что в первой инстанции позиция была верная.
(Определение ВС от 18.11.2021 № 309-ЭС21-16426 по делу № А60-29792/2020)
Источник: "Клерк", 15.12.2021, https://www.klerk.ru/buh/news/522941/

Излишне взысканные взносы уплачены добровольно: суд разъяснил, обязан ли ФСС выплатить проценты

Даже если страхователь уплатил незаконно доначисленные взносы добровольно, ФСС обязан вернуть сумму с процентами. Об этом напомнил Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 30.11.21.
По итогам выездной проверки ФСС доначислил организации страховые взносы в размере 7 млн рублей. Страхователь перечислил эту недоимку добровольно. Но позднее суд признал решение фонда недействительным и обязал вернуть неправомерно доначисленную сумму.
ФСС вернул организации 7 млн рублей, однако выплачивать проценты отказался. Проверяющие заявили, что организация самостоятельно исполнила обязанность по уплате взносов. Значит, денежные средства являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными. А проценты начисляются только в случае возврата излишне взысканных взносов (ч. 9 ст. 26.13 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).
Суд с позицией фонда не согласился, указав на следующее. Компания заплатила страховые взносы на основании решения фонда, вынесенного по результатам проверки. Соответственно, денежные средства не являются суммами, исчисленными страхователем самостоятельно, равно как и не являются суммами, перечисленными ошибочно.
Таким образом, довод фонда о том, что уплаченные страховые взносы являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными, ошибочен.
Установив факт излишнего взыскания средств, суд пришел к выводу, что ФСС должен начислить на излишне взысканную сумму проценты.
(дело № № А45-5882/2021)
Источник: Бухонлайн, 17.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17521_izlishne-vzyskannye-vznosy-uplacheny-dobrovolno-sud-razyasnil-obyazan-li-fss-vyplatit-procenty

ВС опять запретил банкам повышать комиссии за сомнительные операции клиента

Организация возвращала физлицам займы, и в результате в течение 5 рабочих дней на счета физлиц в другом банке было перечислено более 600 тысяч рублей, а точнее - примерно 1,9 млн рублей.
В этой связи банк, где обслуживается организация, применил антиотмывочный заградительный тариф - 9%. Таким образом, в пользу банка была списана комиссия в сумме почти 172 тысячи рублей.
Представители фирмы не то, чтобы обрадовались, поэтому обратились в суд, чтобы взыскать с банка неосновательное обогащение. Но в первых трех инстанциях истец ничего не добился.
Причем, банк провел перечисления физлицам без проволочек и без вопросов, не запрашивая никаких документов, то есть, никак не навел на мысль, что считает эти операции чем-то предосудительным. Сами займы тоже совсем не были криминальными - учредители выдали их организации весной 2020 года (во время начала пандемии и первого локдауна) на выплату зарплаты сотрудникам.
Тем не менее, как оказалось, спорный тариф банка не должен был стать сюрпризом для фирмы - он был прописан типовыми тарифами, введенным в действие в апреле 2020 года. Фирма могла от них отказаться и расторгнуть договор, но продолжила обслуживаться в этом банке. Что означало молчаливое согласие с тарифами.
Согласно антиотмывочному закону операции с физлицами на подобные суммы подлежат обязательному контролю. Погашение займов было досрочным, договоры займа - одинаковыми, а характер операций - нетипичным для фирмы. Так что арбитражные суды согласились с банком в том, что операции были подозрительными. А в том, что деньги перечислялись не одной партией, а по мере поступления выручки, суды увидели намеренное дробление платежей, чтобы обойти суммовой критерий, при котором операция подлежит контролю.
ВС же отметил, что ни банк, ни суды на самом деле не нашли, в чем же именно состоит подозрительность этих перечислений, которая давала бы хоть какие-то основания полагать, что имеет место отмывание денег или финансирование терроризма. По сути, операции отнесены к сомнительным по формальному признаку.
При этом закон не дает права банку наживаться на операциях, подлежащих обязательному контролю. Взимание банком повышенной комиссии по сравнению с тарифами за иные аналогичные по виду операции фактически является платой за проведение транзакции, обладающей признаками сомнительности, и получение такой платы не соответствует целям правового механизма противодействия легализации, отметил ВС.
Дело направлено на новое рассмотрение (определение 304-ЭС21-14940). Весной этого года ВС уже высказывался против "штрафных" комиссий, которые фактически делают банк соучастником в проведении сомнительной операции. В частности, тогда речь шла о взимании платы за "антиотмывочное" закрытие счета.
(дело № А45-20530/2020)
Источник: Audit-it.ru, 15.12.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1051502.html

ПРОЧЕЕ

Налоговая инспекция не может передавать данные из налоговой декларации, полученные в ходе мероприятий налогового контроля

ФНС России указала, что в соответствии с нормами налогового законодательства, налоговые органы не вправе предоставлять заявителям информацию, отраженную в налоговых декларациях и ставшую известной по результатам налогового контроля (подп. 8 п. 1 ст. 32, п. 4 ст. 82, ст. 102 Налогового кодекса). Поскольку сведения, имеющиеся в распоряжении налогового органа, а также информация, полученная налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля, относятся к налоговой тайне.
В рассматриваемой ситуации организация была признана несостоятельной (банкротом). В отношении нее проводится конкурсное производство. Задолженность налогоплательщика, образовавшаяся по результатам неуплаты (несвоевременной уплаты) налогов и сборов, подлежит взысканию в порядке, установленном законодательством о банкротстве.
Восстановление нарушенных прав кредитора в деле о банкротстве осуществляется в судебном порядке. Участие налогового органа в судебном заседании, в качестве представителя третьего лица, равно как и оказание правовой поддержки участнику гражданско-правового спора, действующим законодательством не предусмотрено.
(Письмо ФНС России от 12 ноября 2021 г. № СД-19-2/388@)
Источник: ГАРАНТ, 13.12.2021, https://www.garant.ru/news/1508215/

Доходы в виде субсидий, полученные субъектами МСП в связи с распространением COVID-19, подлежат отражению в налоговой декларации по налогу на прибыль по коду "605"

Разъяснения связаны с внесением изменений в подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Рекомендуемый код используется при заполнении приложения N 1 к налоговой декларации "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы; расходы, учитываемые для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков".
Отмечено также, что действие подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ в новой редакции распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.
(Письмо ФНС России от 10.12.2021 N СД-4-3/17285@ "О заполнении декларации по налогу на прибыль организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 15.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72448.html

Минфин ответил, надо ли платить НДС при перепродаже продуктов через объекты общепита

С 1 января 2022 года услуги общественного питания будут освобождены от НДС. Организации, которые приобретают продукты питания у третьих лиц и реализуют их физлицам через объекты общепита, также смогут воспользоваться новой льготой. Об этом сообщили специалисты Минфина в своем новом письме.
Как известно, Федеральный закон от 02.07.21 № 305-ФЗ освободил от НДС услуги общепита, которые оказываются в ресторанах, кафе, барах, предприятиях быстрого обслуживания, а также в буфетах, кафетериях, столовых, закусочных, отделах кулинарии и иных аналогичных объектах. Кроме того, не будут облагаться НДС услуги общепита, которые оказываются по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
В 2022 году налог можно не платить, если по итогам 2021 года выполнены два условия:
- сумма доходов организации или ИП не превысила в совокупности 2 млрд руб.;
- удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов организации или ИП составил не менее 70%.
При этом в целях освобождения от НДС услугами общественного питания не признается:
- реализация продукции питания отделами кулинарии розницы;
- реализация продукции питания предприятиями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, если покупателями являются предприятия, которые не платят НДС по услугам общепита, или розница.
Других ограничений на 2022 год не установлено. Поэтому, как полагают в Минфине, организация, которая приобретает у третьих лиц продукцию общепита и продает ее через упомянутые объекты общественного питания, вправе применять освобождение от НДС с 1 января 2022 года.
(Письмо Минфина России от 25.11.21 № 03-07-07/95283)
Источник: Бухонлайн, 16.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17514_minfin-otvetil-nado-li-platit-nds-pri-pereprodazhe-produktov-cherez-obekty-obshhepita

При применении УСН индивидуальный предприниматель вправе в течение календарного года перейти на ПСН, при условии сохранения статуса налогоплательщика, применяющего УСН

Согласно НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года.
Вместе с тем сообщается, что НК РФ не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками УСН и ПСН.
Таким образом в течение календарного года:
- ИП вправе перейти по отдельному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом на УСН по остальным видам деятельности;
- при осуществлении только одного вида деятельности ИП вправе перейти по данному виду деятельности на ПСН, сохранив статус налогоплательщика, применяющего УСН. В этом случае остается обязанность по представлению налоговых деклараций по УСН (в том числе нулевых).
(Письмо ФНС России от 10.12.2021 N СД-4-3/17292@ "О возможности перехода в течение календарного года с УСН на ПСН")
Источник: КонсультантПлюс, 17.12.2021, http://www.consultant.ru/law/review/208131777.html

Совмещение УСН и ПСН: Минфин разъяснил, при каком условии можно потерять право на патент

Предприниматель, совмещающий УСН и ПСН, лишится права на патент, если его суммарный доход по обеим системам налогообложения с начала года превысит 60 млн рублей. При этом право на патентный спецрежим будет утеряно с даты, на которую был выдан патент. Об этом предупреждает Минфин.
Как известно, для предпринимателей на ПСН установлено ограничение по годовому размеру доходов от реализации - не более 60 млн рублей. Если доходы по всем видам "патентной" деятельности с начала календарного года превысили эту величину, налогоплательщик считает перешедшим на общий режим налогообложения (либо на УСН или ЕСХН - при совмещении патента с одним из данных спецрежимов) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. Если предприниматель применяет одновременно УСН и ПСН, то в целях определения величины доходов от реализации он должен учитывать доходы по обоим спецрежимам (п. 6 ст. 346.45 НК РФ).
Для наглядности специалисты Минфина привели пример. ИП получил патент со сроком действия с 1 января по 31 декабря 2021 года. Если в налоговом периоде действия патента (с 01.01.2021 по 31.12.2021) будет превышен предельный размер доходов от реализации, ИП "слетит" с ПСН. При будет считаться, что он перешел на общий режим налогообложения (на УСН или ЕСХН в случае применения одного из этих спецрежимов) с 1 января 2021 года.
(Письмо Минфина России от 26.11.21 № 03-11-11/95753)
Источник: Бухонлайн, 16.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17477_sovmeshhenie-usn-i-psn-minfin-razyasnil-pri-kakom-uslovii-mozhno-poteryat-pravo-na-patent

Минфин: ИП на патенте могут сдавать имущество в субаренду

Предприниматели на патентной системе налогообложения могут сдавать в аренду не только собственное, но и арендованное недвижимое имущество. Об этом сообщили специалисты Минфина в своем недавнем письме.
Авторы письма напоминают положения подпункта 19 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ. В нем сказано: ПСН может применяться в отношении деятельности по сдаче в аренду (внаем) собственных или арендованных жилых помещений, а также сдаче в аренду собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков. Соответственно, ИП на патенте вправе сдавать имущество в субаренду.
Отметим, что такая возможность у предпринимателей появилась с 1 января 2021 года. В этот день вступили в силу многочисленные поправки, внесенные в главу 26.5 "Патентная система налогообложения" Федеральным законом от 23.11.20 № 373-ФЗ
(Письмо Минфина России от 27.10.21 № 03-11-11/86908)
Источник: Бухонлайн, 14.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17463_minfin-ip-na-patente-mogut-sdavat-imushhestvo-v-subarendu

ФНС сообщены коды новых видов подакцизных товаров и операций с ними, необходимые для отражения в налоговых декларациях

С 01.01.2022 к подакцизным товарам отнесены: этан и СУГ (Федеральный закон от 15.10.2020 N 321-ФЗ); сталь жидкая (Федеральный закон от 29.11.2021 N 382-ФЗ). Одновременно соответствующими операциями с подакцизными товарами дополнен пункт 1 статьи 182 НК РФ, а также новыми положениями дополнена статья 200 НК РФ, предусматривающая применение налоговых вычетов по таким операциям.
Для отражения налоговых обязательств до внесения соответствующих изменений в порядок заполнения налоговой декларации по акцизам рекомендовано применять приведенные в письме коды.
(Письмо ФНС России от 10.12.2021 N СД-4-3/17278@ "О кодах, необходимых для заполнения налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты")
Источник: КонсультантПлюс, 15.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72450.html

ФНС направлен временный порядок по выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана

Свидетельство выдается управлениями ФНС России по субъектам РФ, на подведомственной территории которых заявители состоят на учете, или межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Для получения свидетельства необходимо представить заявление (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 к письму) и документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 179.8 НК РФ.
В приложениях к письму также приведены рекомендуемая форма решения о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства и рекомендуемая форма свидетельства.
(Письмо ФНС России от 10.12.2021 N ЕА-4-15/17204@ "О направлении рекомендаций по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана")
Источник: КонсультантПлюс, 11.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72401.html/

ФНС направлен временный порядок по выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов

Свидетельство выдается управлениями ФНС России по субъектам РФ, на подведомственной территории которых заявители состоят на учете, или межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Для получения свидетельства необходимо представить заявление (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 к письму) и документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 179.9 НК РФ.
В приложениях к письму также приведены рекомендуемая форма решения о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства и рекомендуемая форма свидетельства.
(Письмо ФНС России от 10.12.2021 N ЕД-4-15/17205@ "О направлении рекомендаций по выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции по переработке сжиженных углеводородных газов")
Источник: КонсультантПлюс, 11.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72402.html/

ФНС напоминает об обязанности банков сообщить в налоговые органы о суммах выплаченных физлицам процентов по вкладам

Обязанность банков представлять данную информацию предусмотрена пунктом 4 статьи 214.2 НК РФ.
ФНС сообщает, что в продуктивной среде СМЭВ 3.0 зарегистрирован сервис "Предоставление банками информации о суммах выплаченных физическому лицу процентов по вкладам (остаткам на счетах)" версии 4.0.2. Форма, форматы и порядок заполнения информации размещены на сайте ФНС России.
На основе полученной информации налоговые органы рассчитают сумму налога, которую физлицо должно будет уплатить. Отмечено, что налогообложению подлежит не весь доход в виде полученных процентов, а только его часть, превышающая 42500 рублей (это размер необлагаемого процентного дохода в 2022 году).
(Информация ФНС России от 15.12.2021 "Банки должны отчитаться о выплаченных физическим лицам процентах до 1 февраля")
Источник: КонсультантПлюс, 15.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72433.html

Физлицо получило от разных работодателей свыше 5 млн рублей за год: по какой ставке платить НДФЛ?

Налогоплательщик работает в нескольких организациях. Каждый из налоговых агентов в течение 2021 года выплатил ему вознаграждение в размере менее 5 млн рублей, но в совокупности доход превысил эту сумму. Как работодателям рассчитать НДФЛ? Нужно ли учитывать доходы, источником которых являются другие налоговые агенты? На эти вопросы ответил Минфин в своем недавнем письме.
Напомним, что с 2021 года в отношении доходов (зарплаты, доходов от долевого участия и др.), превышающих 5 млн руб., действует повышенная ставка НДФЛ. По каждому виду доходов налоговую базу нужно считать отдельно. Налог следует платить по ставке:
- 13% - если сумма налоговых баз нарастающим итогам с начала года составляет 5 млн руб. или менее;
- 650 000 руб. и 15% от дохода, превышающего 5 млн руб. - если сумма баз составляет более 5 млн руб.
При этом в пункте 3 статьи 226 НК РФ сказано: налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
Таким образом, каждый из работодателей учитывает только свои выплаты. Если они не превышают 5 млн рублей, то НДФЛ исчисляется по ставке 13%, даже если совокупный доход физлица, полученный от всех налоговых агентов, оказался более 5 млн рублей.
В свою очередь налоговики на основании отчетности соберут информацию о всех доходах физлица. Если они в сумме превысят 5 млн рублей, и общая величина рассчитанного инспекторами налога на доходы окажется больше суммы налога, удержанной налоговыми агентами, налогоплательщику придется самому доплатить НДФЛ на основании налогового уведомления. Сделать это нужно будет не позднее 1 декабря следующего года (п. 6 ст. 228 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 19.11.21 № 03-04-06/93494)
Источник: Бухонлайн, 13.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17456_fizlico-poluchilo-ot-raznyx-rabotodatelej-svyshe-5-mln-rublej-za-god-po-kakoj-stavke-platit-ndfl

ФНС разъяснила, как посчитать налог на имущество в отношении "общей" квартиры

Налог исчисляется для каждого собственника исходя из кадастровой стоимости квартиры и соответствующей ей налоговой ставки, а также с учетом налогового вычета и размера доли.
В соответствии с НК, если квартира находится в общей собственности нескольких граждан - налог исчисляется для каждого из них пропорционально его доле, напомнило ведомство. При этом, налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на вычет - величину кадастровой стоимости 20 кв. метров общей площади этой квартиры.
Таким образом, в отношении "общей" квартиры налог для каждого собственника будет рассчитываться исходя из ее кадастровой стоимости и соответствующей ей налоговой ставки, с учетом налогового вычета, и размера доли.
Отметим, что вычет в размере 20 кв м предоставляется в целом по квартире, а не каждому владельцу.
(Письмо ФНС России от 1 декабря 2021 г. № БС-2-21/1686@)
Источник: Audit-it.ru, 14.12.2021, https://www.audit-it.ru/news/finance/1051129.html