Мониторинг изменений за период 24.05.21 - 30.05.21


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 24.05.2021 - 30.05.2021 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Принят закон о денонсации соглашения с Нидерландами об избежании двойного налогообложения

Налоговое двухстороннее соглашение предусматривает достаточно привлекательные налоговые условия и позволяет выводить прибыль из России (в России соответствующая ставка для юрлиц - 15% по дивидендам и 20% по процентам).
В ходе переговоров стороны не смогли договориться о пересмотре Соглашения, в этой связи принято решение о его денонсации.
Действие Соглашения прекращается с 1 января 2022 года при условии, что Российская Федерация направит уведомление о денонсации Соглашения в срок до 30 июня 2021 года.
(Федеральный закон от 26.05.2021 N 139-ФЗ "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество")
Источник: КонсультантПлюс, 26.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69198.html/

Упрощена процедура госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Закон обязывает нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи на заявлении о госрегистрации юрлица или ИП, самостоятельно направить такое заявление и иные необходимые документы в регистрирующий орган не позднее окончания рабочего дня в форме электронных документов.
Нотариальное удостоверение подлинности подписи на заявлении, а также передача документов в регистрирующий орган осуществляются нотариусами в рамках одного нотариального действия.
(Федеральный закон от 26.05.2021 N 143-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате")
Источник: КонсультантПлюс, 26.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69196.html/

Постановка на учет в налоговых органах регламентируется новым порядком

Обновление порядка обусловлено изменениями, внесенными в НК РФ по вопросам постановки на учет граждан, организаций и ИП.
Более детально прописан порядок постановки на учет российских организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Установлены особенности постановки на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также в качестве участника договора инвестиционного товарищества.
Определены особенности постановки на учет нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков и патентных поверенных.
Предусмотрена также, в частности, процедура постановки на учет медиаторов, физлиц в качестве плательщиков страховых взносов, а также физлиц, не являющихся ИП, оказывающих без привлечения наемных работников услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
Признан утратившим силу применявшийся ранее Приказ Минфина России от 05.11.2009 N 114н.
(Приказ Минфина России от 29.12.2020 N 329н "Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей", зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2021 N 63622)
Источник: КонсультантПлюс, 26.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69195.html

Утверждены новые перечни услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью (электронная очередь)

Приказом ФНС России в новой редакции изложены:
- перечень услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в территориальные налоговые органы;
- перечень услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в территориальные налоговые органы (Единые регистрационные центры).
(Приказ ФНС России от 20.05.2021 N ЕД-7-19/504@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 12.11.2012 N ММВ-7-12/838@")
Источник: КонсультантПлюс, 25.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69179.html/

Утверждена форма направления в налоговые органы сведений о земельных участках, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд

Пунктом 20 статьи 396 НК РФ установлена обязанность представления сведений о кадастровых номерах таких земельных участков госорганами, в которых предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, а также федеральным органом, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.
Приказом утверждена форма, формат представления сведений и порядок заполнения данной формы.
Согласно общему правилу форма заполняется в электронной форме либо на бумажном носителе.
Если сведения отнесены к государственной тайне, соответствующий гриф секретности указывается на страницах Формы. При этом Форма заполняется на бумажном носителе.
При необходимости представления сведений о нескольких земельных участках раздел "Содержание сведений" с листом N 1 и (или) листом N 2 Формы заполняется по каждому земельному участку отдельно.
(Приказ ФНС России от 23.03.2021 N ЕД-7-21/215@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области таможенного дела, и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд", зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2021 N 63565)
Источник: КонсультантПлюс, 24.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69170.html/

На территории РФ вводится в действие новый МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования"

Одновременно прекращается применение МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования" (в части пунктов 1 - 132, Приложения А, Приложения В, Приложения С), введенного в действие Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 125н.
(Приказ Минфина России от 20.04.2021 N 65н "О введении Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 17 "Договоры страхования" в действие на территории Российской Федерации и о прекращении действия отдельных положений приказов Министерства финансов Российской Федерации на территории Российской Федерации" зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2021 N 63562)
Источник: КонсультантПлюс, 25.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69178.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Подписан закон о пониженных тарифах страховых взносов для IT-компаний и пособиях на детей и беременным женщинам

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусматриваются, в частности:
- право на ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), со сроком беременности шесть и более недель, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ;
- право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет единственному родителю такого ребенка или родителю (законному представителю) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ.
Для IT-компаний с 2021 года бессрочно установлен более низкий тариф страховых взносов на ОПС в размере 6,0%.
Право на применение пониженного тарифа предусматривается:
- для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных;
- для российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
(Федеральный закон от 26.05.2021 N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 26.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69225.html

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Уточнен порядок обмена информацией между таможенными органами государств - членов ЕАЭС в процессе контроля перевозок товаров

Установлено, в частности, что в случае если центральным таможенным органом отправления был установлен маршрут перевозки товаров или в отношении товаров предполагается совершение грузовых операций и в его национальном информационном ресурсе отсутствует информация о проследовании товаров или совершении грузовых операций, такой таможенный орган направляет в центральный промежуточный таможенный орган запрос о проследовании товаров, связанный с определением места нахождения товаров.
В ответ на указанный запрос центральный промежуточный таможенный орган направляет одно из следующих сообщений, содержащее:
- информацию о проследовании товаров (совершении грузовых операций);
- информацию об отсутствии сведений о проследовании (совершении грузовых операций).
Также Правила реализации общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля перевозок товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.10.2019 N 185 дополнены приложением 2.1 "Состав сведений в сообщениях, которыми обмениваются таможенные органы при применении таможенной процедуры таможенного транзита".
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.05.2021 N 56 "О внесении изменений в Правила реализации общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля перевозок товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита")
Источник: КонсультантПлюс, 25.05.2021, http://www.consultant.ru/law/review/207945787.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

КС РФ: руководитель ликвидированного ООО несет ответственность перед кредиторами даже после исключения из ЕГРЮЛ

Конституционный Суд Российской Федерации проверил на соответствие Конституции РФ п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон № 14-ФЗ).
В КС РФ обратилась гражданка, которая в 2017 году заказала у организации межкомнатные двери, заплатив при этом аванс. Однако, Общество доставило ей не тот товар и отказалось вернуть уплаченную сумму.
Гражданка обратилась в суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи. Суд поддержал истицу и удовлетворил ее требования. Однако, компенсировать свои убытки гражданке не удалось, так как к моменту вынесения судебного решения Общество было уже исключено из ЕГРЮЛ, как недействующее.
Последующие инстанции отказали истице в привлечении руководителей ликвидированной организации к субсидиарной ответственности по долгам общества, так как не усмотрели недобросовестности в их деятельности.
Гражданка обратилась в КС РФ, так как считает, что закон позволяет участникам исключенного из ЕГРЮЛ общества избегать ответственности по его обязательствам перед кредиторами, чем нарушает их право на судебную защиту.
КС РФ указал на свои ранее сформированные выводы о том, что наличие доли участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не только означает принадлежность ее обладателю совокупности прав, но и связывает его определенными обязанностями (Определение от 3 июля 2014 года № 1564-О). А в случае недостаточности имущества организации для удовлетворения всех требований кредиторов ликвидация юридического лица должна осуществляться только в порядке процедуры банкротства.
Суд особо отметил, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не позволяет кредиторам в полной мере защитить свои нарушенные права и законные интересы. Такой факт не может служить полноценной заменой исполнению участниками организации обязанностей по ее ликвидации, в том числе в целях исполнения организацией обязательств перед своими кредиторами.
Отправляя дело на пересмотр, Суд указал о том, что оспоримая гражданской норма не противоречит Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, она должна применяться судами, исходя из того, что именно бездействие лиц, в частности руководителя, членов коллегиальных органов управления (п.1-3 ст. 53.1 Гражданского кодекса), контролирующих исключенное из ЕГРЮЛ общество, привело к невозможности исполнения обязательств перед физическим лицом – кредитором ООО.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 21 мая 2021 года № 20-П)
Источник: ГАРАНТ, 26.05.2021, http://www.garant.ru/news/1465226/

ВС против расчетного метода по налоговым расходам для создателей схем

До 2014 года фирма (ООО "М") держала логистический отдел и самостоятельно занималась поставками своей продукции – хлеба – в торговые точки. Затем руководство решило, что выгоднее поступать иначе. Через несколько подконтрольных фирм услугу транспортировки стали приобретать у физлиц. По бумагам же проходило, что доставкой занимались другие организации, на счета которых перечислялись деньги за перевозку. С этих счетов средства обналичивались, что позволяло расплачиваться с физлицами-водителями и себя не забывать – часть денег возвращалась учредителям ООО "М".
Придя с выездной проверкой, налоговики доначислили 43 млн рублей НДС, 48 млн – налога на прибыль, а также около 46 млн рублей пеней и штрафов по обоим налогам. ООО "М" направилось в суд.
В первых двух инстанциях не везло, но сравнительно крупная победа ожидала истца в окружном суде. Последний решил, что, поскольку затраты на транспортировку были реально понесены, налоговики должны были применить расчетный метод – определить сумму расходов, учитываемых для налогообложения прибыли. В отношении НДС решение инспекции осталось неизменным, а все доначисления по налогу на прибыль окрсуд отменил, потому что инспекторы не сделали свою работу – не применили расчетный метод, и этим лишили налогоплательщика права на адекватное установление налоговых обязательств.
Однако налоговиков это не убедило, и они обратились в ВС, где склонили судей на свою сторону. Это удалось, главным образом, потому, что схему организовало именно ООО "М". Эта фирма не стала жертвой чьих-то чужих махинаций, а сама шла на них осознанно. ВС указал: последствия участия налогоплательщика в формальном документообороте должны определяться с учетом его роли в причинении потерь казне
Расчетный метод можно было бы применить, если бы налогоплательщик просто не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента, то есть – стал бы жертвой махинаторов и своей безалаберности. Если же раздавать такую поблажку направо и налево – это уравнивало бы в правах организаторов схем и тех, кто был втянут в "оптимизацию" по неведению, и чья оплошность проявилась всего лишь в необеспечении должного документального подтверждения.
Второй вариант подсчета налоговой обязанности – налоговую реконструкцию – ВС допускает в тех случаях, когда пойманный налогоплательщик сотрудничает с налоговиками, "содействует в устранении потерь казны". То есть – предоставляет документы, позволяющие определить реального исполнителя по сделке – того, кто со своих "теневых" доходов впоследствии заплатит налог. Иными словами, реконструкция доступна тем, кто, условно говоря, сдал подельников.
В случае с ООО "М" нет оснований ни для расчетного метода, ни для реконструкции – и авторство истца в отношении схемы установлено, и бумаг, где содержались бы сведения о реальных расходах и исполнителях, фирма не предоставила. Решение окружного суда отменено, а решение налоговой оставлено в силе в полном объеме (определение 309-ЭС20-23981).
Выстраивая мотивировку своего решения, ВС ссылался как на постановление пленума ВАС № 53 от 2006 года, так и на статью 54.1 НК, найдя там и там общие мысли. При этом утверждения ВС очень похожи на то, что сравнительно недавно излагала ФНС, давая подчиненным советы насчет применения статьи 54.1 НК и налоговой реконструкции: сильно виноватым она не светит, но допускается для тех, кто раскрыл реальные параметры сделки.
(дело № А76-46624/2019)
Источник: Audit-it.ru, 24.05.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1036529.html

ВС РФ: право на "налоговую реконструкцию" может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны

Суть налоговой реконструкции заключается в том, что при обнаружении налоговыми органами сделок с использованием формального документооборота, организуемого с участием компаний, не ведущих реальной экономической деятельности ("технические" компании), налоговые обязательства рассчитываются с учетом фактических расходов налогоплательщика.
В Верховном Суде РФ рассматривалось дело по кассационной жалобе налогового органа.
По результатам налоговой проверки организация была привлечена к налоговой ответственности за уменьшение налоговых обязательств посредством заключения фиктивных договоров на перевозку товаров с контрагентами-"однодневками".
Судами было установлено, что формальный документооборот с участием "технических" компаний был организован самим налогоплательщиком, который перестал содержать собственный штат водителей и парк грузового транспорта, приобретая услуги перевозки у "технических" компаний. При этом фактическая перевозка готовой продукции осуществлялась физическими лицами (водителями) в отсутствие договорных отношений с налогоплательщиком.
В ходе проведения налоговой проверки, а также при рассмотрении дела в суде налогоплательщиком не были раскрыты сведения и доказательства, позволяющие установить, какая часть из зачисленных на счета физлиц денежных средств имела отношение к оплате осуществленных перевозок.
ВС РФ указал, что, если цель уменьшения налоговой обязанности за счет организации формального документооборота с участием "технических" компаний преследовалась непосредственно налогоплательщиком или по крайней мере при известности налогоплательщику об обстоятельствах, характеризующих его контрагента как "техническую" компанию, применение расчетного способа определения налоговой обязанности в такой ситуации не отвечало бы предназначению данного института, по сути уравнивая в налоговых последствиях субъектов, чье поведение и положение со всей очевидностью не является одинаковым: налогоплательщиков, допустивших причинение потерь казне для получения собственной налоговой выгоды, и налогоплательщиков, не обеспечивших должное документальное подтверждение осуществленных ими операций.
В то же время право на вычет фактически понесенных расходов при исчислении налога на прибыль может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны - раскрывшим в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 54 НК РФ сведения и документы, позволяющие установить лицо, осуществившее фактическое исполнение по сделке, осуществить его налогообложение и таким образом вывести фактически совершенные хозяйственные операции из "теневого" (не облагаемого налогами) оборота.
Однако в рассматриваемой ситуации обществом не были предоставлены соответствующие сведения и подтверждающие документы по спорным сделкам, в связи с чем суд признал правомерным доначисление налогов без учета понесенных обществом расходов.
(Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2021 N 309-ЭС20-23981, А76-46624/2019)
Источник: КонсультантПлюс, 21.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69130.html/

Факты говорят: суд переквалифицировал договоры ГПХ в трудовые и доначислил взносы

Трудовой кодекс запрещает заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Тем не менее, нередки ситуации, когда под видом, например, договора об оказании услуг, выстраиваются фактически трудовые отношения. До тех пор, пока они не попадут в поле зрения трудовой инспекции.
А вот у ФСС России свой взгляд на такие ситуации: уход от заключения трудового договора позволяет работодателю уходить и от уплаты части страховых взносов. Напомним, на выплаты по гражданско-правовым договорам начисляются только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в то время как взносы на "травматизм" и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством платить не надо.
И если при проверке ревизоры ФСС России установят, что при заключении договора гражданско-правового характера фактически все же имели место трудовые отношения, то высока вероятность, что они смогут переквалифицировать такой договор и взыскать неуплаченные взносы.
Так и произошло в двух случаях, ставших предметом рассмотрения судов.
В первом из них организация заключила с физлицом договор оказания услуг, по которому в обязанности исполнителя входило устное консультирование в офисе организации граждан по вопросам, связанным с деятельностью организации, заключение с ними договоров и прием оплаты. График работы исполнитель определял самостоятельно. Ежемесячно сторонами подписывались акты оказанных услуг и производилась оплата.
ФСС России сделал вывод о наличии трудовых отношений и доначислил страховые вносы. Судьи поддержали Фонд, подчеркнув, что такому решению вполне обоснованно способствовал ряд обстоятельств:
- содержание договора не предполагало выполнение работы на основании индивидуально-конкретного задания к оговоренному сроку за обусловленную в договоре плату;
- конкретный итоговый результат работ/услуг не оговаривался;
- оплата осуществлялась исходя из минимально установленного размера оплаты труда и количества дней выхода в офис;
- договор ГПХ был заключен на длительный период - календарный год.
Во втором случае организация дошла до кассационной инстанции, но на всех этапах рассмотрения дела судьи были согласны с ФСС и переквалифицировали гражданско-правовые договоры с рабочими в трудовые. Судьи исходили из того, что:
- работы по данным договорам выполнялись систематически;
- речь идет не о какой-либо конкретной разовой работе, а о ежедневном выполнении работы определенного рода, что, по сути, представляет собой постоянную трудовую функцию;
- для организации был важен сам процесс труда, а не результат работ;
- работы выполнялись под руководством сотрудников организации, то есть при ежедневном контроле со стороны работодателя;
- оплата производилась ежемесячно в зависимости от объема выполненных работ.
К аналогичным выводам при схожих обстоятельствах судьи Западно-Сибирского округа уже приходили в постановлении от 30 мая 2019 г. № Ф04-1699/19. А в прошлом году окружной суд Дальневосточного округа постановлением от 11 сентября 2020 г. по делу № А51-23858/2019 переквалифицировал договоры с учетом того, что:
- договоры ГПХ предусматривали выполнение конкретной трудовой функции в помещениях или на территории организации;
- в договорах закреплена трудовая функция - фактически выполнялись должностные обязанности в рамках основного вида деятельности организации;
- работы выполнялись систематически и только лично - без возможности привлечения соисполнителей или субподрядчиков;
- организация регулировала и контролировала рабочий процесс;
- исполнители находились в контакте с работниками организации и соблюдали установленные условия труда;
- оплата производилась регулярно в фиксированной сумме.
Однако есть примеры и противоположных решений, когда судьи не соглашаются с ФСС России в попытке признать гражданско-правовые договоры трудовыми. Так, Волго-Вятский окружной суд в недавнем постановлении от 5 апреля 2021 г. № Ф01-851/21 признал позицию Фонда несостоятельной, а доначисление взносов - незаконным. К такому выводу суд пришел исходя из условий договоров:
- оговорены характер работ, сроки и порядок их выполнения;
- правила внутреннего распорядка организации на исполнителей не распространяются;
- порядок и режим работы исполнителей не установлен;
- "договорники" не имели права на социальные гарантии, положенные работникам;
- услуги оплачивались на основании актов выполненных работ.
(Решение АС Кемеровской области от 12 апреля 2021 г. по делу № А27-26540/2020, Постановление АС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2021 г. № Ф01-851/21, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2021 г. № Ф04-6717/20)
Источник: ГАРАНТ, 27.05.2021, http://www.garant.ru/news/1465441/

ПРОЧЕЕ

В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращений налогоплательщиков ФНС рекомендует налоговым органам направлять в соответствующие органы запросы актуальных сведений об объектах налогообложения

ФНС напоминает, что в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган или должностное лицо:
- обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение обращения;
- запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
В связи с изложенным сообщается, что при поступлении в налоговый орган обращения, содержащего информацию о несоответствии сведений налоговых органов об объектах налогообложения сведениям, имеющимся у органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органов, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств, налоговый орган в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения направляет в соответствующий регистрирующий орган запрос актуальных сведений, за исключением случаев, когда налогообложение не зависит от содержания сведений.
(Письмо ФНС России от 20.05.2021 N БС-4-21/6978@ "Об обеспечении объективного и всестороннего рассмотрения обращений, касающихся сведений о налогооблагаемом имуществе")
Источник: КонсультантПлюс, 28.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69253.html

Минфин России разъяснил, как учесть в налоговом учете модернизацию полностью самортизированного основного средства

Нормами налогового законодательства установлено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса).
По мнению Минфина России такой порядок может быть распространен и на случаи, когда основное средство полностью самортизировано. Поэтому если основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, первоначальная стоимость такого основного средства в целях налога на прибыль организаций увеличивается на стоимость проведенной модернизации.
При этом если срок полезного использования такого основного средства налогоплательщиком не был увеличен (ст. 258 НК РФ), то начисление амортизации по нему должно производиться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию.
(Письмо Минфина России от 19 апреля 2021 г. № 03-03-06/1/29206)
Источник: ГАРАНТ, 24.05.2021, http://www.garant.ru/news/1464510/

Разъяснен порядок пересчета командировочных расходов в иностранной валюте для налогообложения прибыли

По общему правилу расходы на командировки, которые работодатель, в соответствии с нормами трудового законодательства, должен возмещать сотруднику, отправляя его в командировку, и связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), можно учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса, ст. 168 Трудового кодекса).
Если суточные были выплачены в иностранной валюте, то для целей налогообложения прибыли они должны быть пересчитаны в рубли (п. 10 ст. 272 НК РФ). Пересчет осуществляется по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего расхода, если иное не предусмотрено законодательством. Так, при перечислении аванса или задатка расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату перечисления аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).
Вместе с тем, как напоминает Минфин России, датой осуществления командировочных расходов признается дата утверждения авансового отчета (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). Поэтому и признаваться такие расходы будут на дату утверждения авансового отчета.
(Письмо Минфина России от 14 апреля 2021 г. № 03-03-06/1/27875)
Источник: ГАРАНТ, 26.05.2021, http://www.garant.ru/news/1465056/

Оплату услуг инкассаторов можно учесть в расходах при УСН, считает Минфин

Такая услуга относится к банковским операциям, к услугам банков, расходы на которые НК позволяет учесть при УСН.
При УСН можно учесть в расходах проценты, уплачиваемые по кредитам, займам, а также оплату услуг, оказываемых кредитными организациями. Это установлено подпунктом 9 пункта 1 статьи 346.16 НК.
Инкассация денег, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц относятся к банковским операциям. При инкассации денег банк проводит кассовую операцию по обработке наличных денег, включающую в себя пересчет банкнот и монет, их сортировку на годные к обращению и не подлежащие дальнейшей выдаче.
Исходя из этого Минфин решил, что расходы, связанные с оплатой услуг по инкассации денег и их обработке, учитываются при УСН.
(Письмо Минфина России от 14.04.2021 № 03-11-06/2/27898)
Источник: Audit-it.ru, 25.05.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1036706.html

При ПСН в средней численности работников не учитываются привлеченные по гражданским договорам самозанятые лица

В соответствии с п. 5 ст. 346.43 Налогового кодекса при применении ПСН индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым ИП, в отношении которых применяется ПСН.
Пунктом 81 Указаний по расчету средней численности предусмотрено, что в СЧ работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, не включаются, в том числе, физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Таким образом, предприниматель на ПСН, использующий по договорам ГПХ труд лиц, применяющих НПД, не учитывает их при определении средней численности наемных работников.
(Письмо Минфина России от 20 апреля 2021 г. № 03-11-11/29573)
Источник: ГАРАНТ, 26.05.2021, http://www.garant.ru/news/1465088/

ФНС даны разъяснения по вопросам определения объекта налогообложения по налогу на имущество в зависимости от отнесения к движимому/недвижимому имуществу

В целях поощрения инвестиций в новое оборудование движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объекта основных средств, не признавалось объектом налогообложения на основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, действовавшего до 01.01.2015, начиная с 01.01.2015 до 01.01.2019 - на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ.
С учетом сложившейся судебной практики по данному вопросу сообщается, в частности, следующее.
Сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, используемые гражданским законодательством, не позволяют однозначно решить вопрос о праве на применение льготы.
Кроме того, наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет доказательное значение, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы.
Судебная коллегия Верховного Суда исходит из необходимости использования в данном случае установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств на основе их классификации согласно ОК 013-2014 (СНС 2008) и ранее действовавшему ОК 013-94.
В соответствии названными классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).
Соответственно, по общему правилу исключения из объекта налогообложения применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.
(Письмо ФНС России от 21.05.2021 N БС-4-21/7027@ "О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 24.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69171.html/

ФНС разработаны рекомендуемые формы документов для получения в упрощенном порядке налоговых вычетов по НДФЛ

В письме приведены следующие формы документов:
- Заявление о получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке;
- Сообщение о невозможности получения имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и (или) 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в упрощенном порядке;
- Сообщение о невозможности получения инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в упрощенном порядке.
В упрощенном порядке (без представления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих документов) можно получить налоговый вычет по расходам на приобретение жилья, уплату процентов по ипотеке, а также в сумме внесенных на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) средств.
(Письмо ФНС России от 21.05.2021 N БС-4-11/7032 "О направлении рекомендуемых форм документов")
Источник: КонсультантПлюс, 27.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69244.html/

Минфином разъяснен порядок применения ККТ при расчетах с адвокатами

Сообщается, в частности, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом, а адвокат, учредивший адвокатский кабинет, осуществляет свою профессиональную деятельность индивидуально.
При этом не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями.
Учитывая изложенное, в случае осуществления адвокатом, адвокатским кабинетом расчетов с организациями и (или) ИП за товары (работы, услуги), ККТ применяется такими организациями и (или) ИП в соответствии с требованиями законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
(Письмо Минфина России от 06.05.2021 N 30-01-15/34952 "О применении ККТ")
Источник: КонсультантПлюс, 22.05.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69152.html/

ФНС России указала, как в кассовом чеке отразить баллы при их использовании

Нормами законодательства о применении кассовой техники установлено, что пользователи ККТ обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) кассовые чеки или бланки строгой отчетности при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, далее Закон № 54-ФЗ).
Под расчетами понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Налоговая служба указала, что при осуществлении расчетов с использованием скидки в виде баллов пользователь ККТ дополнительно для покупателя может указать на кассовом чеке количество баллов и их стоимостный эквивалент. При этом, если условием получения "бонусов" является совершение участником определенных действий "программы лояльности" и скидка на товары (работы, услуги), размер которой определяется начисляемыми покупателю (клиенту) баллами, составляет 100%, то расчет будет осуществляться встречным предоставлением. При этом цена предмета расчета (тег 1079) и стоимость предмета расчета (тег 1043), сумма по чеку встречным предоставлением (тег 1217) указываются с учетом скидки, то есть "0 руб.".
Если же скидка на товары (работы, услуги), размер которой определяется начисляемыми покупателю (клиенту) баллами, составляет менее 100%, то расчет осуществляется иными способами, например, наличными или безналичными средствами.
(Письмо ФНС России от 30 апреля 2021 г. № АБ-4-20/6093)
Источник: ГАРАНТ, 27.05.2021, http://www.garant.ru/news/1465434/

Минтруд разъяснил, можно ли продлить срочный трудовой договор

Сотрудник отработал по срочному трудовому договору один год. Работодателю потребовалось продлить действие договора еще на восемь месяцев. Можно ли так поступить? Или нужно заключить новый срочный трудовой договор? Ответ — в недавнем письме Минтруда.
Авторы письма напоминают, что по общему правилу трудовой договор заключается на неопределенный срок. Срочный трудовой договор составляется в том случае, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
В Минтруде отмечают, что действующее трудовое законодательство не предусматривает возможности переоформления и продления "срочного" договора. Исключение составляют всего два случая, которые прямо оговорены в Трудовом кодексе:
- продление срочного трудового договора в период беременности женщины по ее заявлению до окончания беременности (ч. 2 ст. 261 ТК РФ);
- продление срочного трудового договора по соглашению сторон с педагогическими работниками, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, при повторном избрании по конкурсу (ч. 8 ст. 332 ТК РФ).
Из сказанного следует, что в общем случае продление срочного трудового договора не допускается. Но ничто не мешает работодателю заключить с нужным работником новый срочный трудовой договор, если для этого имеются необходимые основания.
(Письмо Роструда от 27.04.21 № 14-2/ООГ-3772)
Источник: Бухонлайн, 27.05.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/5/16575_mintrud-razyasnil-mozhno-li-prodlit-srochnyj-trudovoj-dogovor