Мониторинг изменений за период 27.12.21 - 09.01.22


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 27.12.2021 - 09.01.2022 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Подписан закон, направленный на усовершенствование порядка включения сведений в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО)

Принятым законом, в частности:
- ограничены случаи освобождения от представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО (в части, касающейся перечня случаев, определяемых Правительством РФ);
- установлено полномочие Правительства РФ по определению случаев, в которых доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен (информация, доступ к которой ограничен, может быть предоставлена исключительно государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и Банку России);
- установлен единый срок для представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО - не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. Для тех случаев, когда утверждение отчетности осуществлено после этой даты и утвержденная отчетность отличается от отчетности, ранее представленной в ГИРБО, такая отчетность представляется в ГИРБО в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Законом также внесены изменения, предусматривающие уточнение состава сведений, подлежащих размещению в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.
(Федеральный закон от 30.12.2021 N 435-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 6 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности")
Источник: КонсультантПлюс, 30.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72821.html

Обновлена форма сообщения об участниках иностранной организации, представляемого в налоговый орган

Документом также утверждены формат представления сообщения об участниках иностранной организации в электронной форме и порядок заполнения соответствующей формы.
Указанный порядок применяется иностранными организациями, а также иностранными структурами без образования юридического лица, состоящими на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ), при представлении ими сведений об участниках таких иностранных организаций в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре) превышает 5 процентов.
Форма заполняется рукописным способом чернилами черного либо синего цвета или с использованием соответствующего программного обеспечения в одном экземпляре.
Признан утратившим силу аналогичный приказ ФНС России от 28.01.2016 N ММВ-7-14/41@.
(Приказ ФНС России от 01.12.2021 N ЕД-7-13/1046@ "Об утверждении формы и формата представления в электронной форме сообщения об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), а также порядка заполнения формы", зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66718)
Источник: КонсультантПлюс, 03.01.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72948.html/

На 2022 год утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении видов государственного контроля (надзора), относящихся к компетенции ФНС России

Программа направлена на обеспечение соблюдения контролируемыми лицами всех обязательных требований, недопущение случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, снижение количества контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц.
Приводится перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения.
Оценка результативности и эффективности профилактических мероприятий осуществляется ФНС России на основе ключевого показателя, отражающего уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в отношении каждого из видов контроля (надзора).
Ключевым показателем является соотношение общего количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц к общему количеству профилактических мероприятий, проведенных в рамках программы профилактики.
(Приказ ФНС России от 16.12.2021 N ЕД-7-2/1106@ "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год")
Источник: КонсультантПлюс, 28.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72734.html/

Утверждена форма уведомления о наступлении обстоятельств, влекущих изменение сведений, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана или операции по переработке сжиженных углеводородных газов

Приводится порядок заполнения уведомления, а также формат его представления в электронной форме.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу приказа ФНС России "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, и формы решения о приостановлении (возобновлении) действия, о неполном устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия, об аннулировании свидетельства (дубликата свидетельства) о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана" и приказа ФНС России "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов, и формы решения о приостановлении (возобновлении) действия, о неполном устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия, об аннулировании свидетельства (дубликата свидетельства) о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов".
(Приказ ФНС России от 23.11.2021 N ЕД-7-15/1013@ "Об утверждении формы и формата представления уведомления о наступлении обстоятельств, влекущих изменение сведений, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, или в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов, в электронной форме, порядка его заполнения и представления в налоговые органы", зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2021 N 66583)
Источник: КонсультантПлюс, 28.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72735.html/

Утверждены на IV квартал 2021 года коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:
- на антрацит - 1,138;
- на уголь коксующийся - 1,397;
- на уголь бурый - 1,214;
- на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,233.
(Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 650 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля", зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2021 N 66600)
Источник: КонсультантПлюс, 29.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72791.html/

С 1 января 2022 г. на территории РФ применяются новые международные стандарты аудита

Речь идет о международном стандарте аудита 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" и международном стандарте аудита 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении".
Указанные международные стандарты вступают в силу на территории РФ со дня их официального опубликования и применяются начиная с 1 января 2022 г.
С 1 января 2022 г. признаются утратившими силу подпункты 30 и 31 пункта 1 Приказа Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации" с изменениями, внесенными Приказом Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 335н.
(Приказ Минфина России от 09.11.2021 N 172н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 2н", зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2021 N 66597)
Источник: КонсультантПлюс, 29.12.2021, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/72790.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

С 1 сентября 2022 г. вступает в силу новый порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда

Обучение осуществляется в ходе проведения: инструктажей по охране труда; стажировки на рабочем месте; обучения по оказанию первой помощи пострадавшим; обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.
Организации и ИП, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны быть аккредитованы и соответствовать установленным требованиям.
Документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные до введения в действие нового порядка, действительны до окончания срока их действия.
Постановление действует до 1 сентября 2026 г.
(Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда")
Источник: КонсультантПлюс, 29.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72807.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд ответил, зависит ли охватываемый проверкой период от даты вручения решения о ее назначении

Во время выездной налоговой проверки инспекторы могут изучить трехлетний период деятельности организации, предшествующий году вынесения решения о ревизии. Дата получения налогоплательщиком этого решения или дата фактического начала проверки не влияют на проверяемый период. На это указал Арбитражный суд Уральского округа.
30 декабря 2020 года инспекция приняла решение о проведении выездной проверки ООО за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года. Организация получила соответствующее решение 15 января 2021 года.
По мнению налогоплательщика, днем начала выездной налоговой проверки является дата вручения решения. Организация получила его в 2021 году. Следовательно, осуществление ревизии за 2017 год неправомерно, так как в этом случае нарушается правило о трехлетнем проверяемом периоде.
Однако суд указал: отсчет проверяемого периода не зависит от даты получения налогоплательщиком решения или от даты фактического начала проверки.
В пункте 4 статьи 89 НК РФ сказано: в рамках выездной проверки может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об организации ревизии.
Срок проведения ревизии исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
В данном случае оспариваемое решение вынесено 30 декабря 2020 года. Соответственно, именно с этой даты (то есть с 2020 года) отсчитываются три предыдущих календарных года, которые могут быть охвачены выездной проверкой. Таким образом, проведение ревизии за 2017 - 2019 годы правомерно.
(дело № А60-18979/2021)
Источник: Бухонлайн, 29.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17608_sud-otvetil-zavisit-li-oxvatyvaemyj-proverkoj-period-ot-daty-vrucheniya-resheniya-o-ee-naznachenii

Директор стал управляющим ИП: суды согласились с доначислениями НДФЛ и взносов

Гражданин Д. возглавлял организацию с 1991 года. В один прекрасный день 2015 года Д. подал заявление на имя участников с просьбой уволить его по собственному желанию в связи с достижением пенсионного возраста, нежеланием работать директором и многочисленными конфликтами с участниками. Через несколько дней Д. был уже свободен.
Но - ненадолго: через месяц он зарегистрировался в качестве ИП с основным видом деятельности - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. И тут же вернулся в "родную" фирму, но уже в новом качестве - управляющего ИП, который несет функции единоличного исполнительного органа. ИП Д. применял УСН с объектом "доходы", то есть платил 6% со своего дохода вместо 13% НДФЛ, а на страховые взносы организация тоже не тратилась.
И все это было замечательно, но только - до ближайшей выездной проверки. Ее результатом стало доначисление более 7,5 млн рублей взносов, 14,5 млн рублей НДФЛ, более 8,5 млн рублей пеней, а также назначение соответствующих штрафов.
В суде организация попыталась оспорить это, утверждая, что в данном случае трудовых отношений не было, а были гражданско-правовые. Но суды с этим не согласились. В данном случае имели место длящиеся отношения, не прекращающиеся с выполнением какой-либо операции или объема работ. К тому же, все права и функции управляющего ИП были идентичны его же функциям в роли директора-физика - действие без доверенности, прием и увольнение сотрудников и так далее.
Так что все штрафы и доначисления оставлены в силе (постановление окружного суда Ф04-6957/2021).
(дело А46-5115/2021)
Источник: Audit-it.ru, 29.12.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1052517.html

Непредоставленные налоговикам документы можно отдать прямо в суде

При рассмотрении спора в суде первой инстанции, налогоплательщик представил счета-фактуры и иные документы, подтверждающие его взаимоотношения с контрагентами и право на вычет. По мнению налоговиков, суд был не вправе принимать документы у налогоплательщика, ведь они не были представлены в рамках налоговой проверки.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела удовлетворил заявление налогоплательщика частично. Апелляция и округ подтвердили правильность выводов суда первой инстанции.
В части представленных налогоплательщиком документов, суды всех трех единогласно высказались в пользу налогоплательщика. Суд округа отдельно напомнил о подходе Конституционного суда в вопросе представления документов при рассмотрении налогового спора в суде.
Суд округа при рассмотрении кассационной жалобы налоговой напомнил, что её позиция о том, что суд первой инстанции не вправе был оценивать и принимать во внимание представленные в судебное заседание обществом документы в подтверждение права на налоговые вычеты, противоречат пункту 3.3 определения Конституционного Суда от 12.07.2006 № 267-О, согласно которому "налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы".
Налогоплательщика нельзя лишить права представлять в суд документы, которые подтверждают вычет, и которые не были представлены при проведении в отношении налогоплательщика налоговой проверки, не зависимо от того, были ли они истребованы налоговиками или нет.
Суд не вправе отказать в их принятии и обязан исследовать их, и дать представленным документам надлежащую оценку.
(дело № А41-69561/2020)
Источник: "Клерк", 27.12.2021, https://www.klerk.ru/blogs/komplaens/523418/

Налоговики хотели от компании ОСВ и карточки счетов. Суды объяснили, что так нельзя

По пункту 2 статьи 93.1 НК инспекторы могут требовать только информацию о контрагенте, а не о самом налогоплательщике. Поэтому требовать оборотно-сальдовые ведомости и карточки бухгалтерских счетов налоговики не имеют права.
Компания выиграла дело уже во второй инстанции.
Налоговики запрашивали у компании со ссылкой на п. 2 ст. 93.1 НК документы по двум контрагентам. В том числе оборотно-сальдовые ведомости. В компании на эти требования ответили отказом: их слишком много, да еще и период три года. Столько можно запрашивать только при выездной проверке.
Налоговики в ответ оштрафовали компанию, по 10 тыс. руб. за каждое требование. Пришлось судиться.
Суд объяснил налоговикам, что по п. 2 ст. 93.1 НК инспекторы могут запрашивать информацию или документы по сделкам, но не у самого налогоплательщика, а у его контрагентов, или иных лиц, у которых они могут быть.
Апелляция решение первой инстанции оставила в силе, а налоговикам по жалобе отказала.
(дело № А40-105384/2021)
Источник: "Клерк", 29.12.2021, https://www.klerk.ru/buh/news/523524/

Суд разъяснил, когда за профпереподготовку сотрудник заплатит из своего кармана

Компания обратилась в суд, чтобы взыскать с сотрудницы 11,7 тысяч рублей за обучение в рамках ученического договора, по условиям которого:
- фирма обязалась обеспечить и оплатить работнице переподготовку;
- работница - отработать в фирме не менее 5 лет.
Однако, отработав чуть больше двух лет, сотрудница соскочила "по собственному", тем самым нарушив договорные обязательства.
Дело дошло до суда:
- суд первой инстанции поддержал работодателя;
- апелляция - заняла сторону работницы.
Основной аргумент апелляции основывался на том, что в рамках обучения гражданка:
- не получила новой профессии, специальности или квалификации;
- не получила документ об окончании учебного заведения (диплом).
Следовательно, имело место не профобучение, а повышение квалификации, которое в соответствии со статьями 196 и 198 ТК оплачивается работодателем и не может являться предметом ученического договора.
Условия подготовки работников и необходимость дополнительного профобразования определяются колдоговорами, соглашениями, трудовыми договорами, отметила кассация.
Работодатель вправе требовать от сотрудника возмещение затрат на обучение (в том числе, профподготовку и повышение квалификации), при одновременном выполнении следующих условий:
- при наличии соглашения о сроке, в течение которого работник обязуется проработать в данной организации после окончания учебы;
- увольнение работника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении.
В рассматриваемом деле соглашение о пятилетнем сроке работы после переподготовки было заключено, на вынужденность своего увольнения сотрудница не ссылалась. Решение апелляции было отменено, а суда первой инстанции оставлено в силе.
Минтруд в своё время разъяснял, что оценка причины увольнения работника, "задолжавшего" за обучение, возлагается на работодателя. При отсутствии важных причин суды, как правило, встают на сторону работодателя. При этом они могут посчитать несерьезной причиной, к примеру, даже службу в армии. А также тот случай, когда работник имел шанс применить новые знания даже при отсутствии ученического договора.
Уволившемуся досрочно из-за простоя суд, тем не менее, позволил снизить возмещение за оплату его обучения.
Есть случаи, когда работника освобождают от возмещения расходов - например, он не должен платить за курсы повышения его квалификации (так как это - не обучение). Уволившаяся "досрочно" из-за ухудшения здоровья не должна возмещать стоимость обучения; не нужно этого делать и в том случае, когда обученный работник трудился не по специальности; не обязана этого делать и работница, которая уволилась из-за потери жилья; наконец, работник, который "не прошёл" по личностным качествам после обучения, также не должен возвращать деньги за учёбу.
(Определение 3-го КСОЮ от 6.10.2021 N 88-17330/2021)
Источник: Audit-it.ru, 29.12.2021, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1051817.html

ПРОЧЕЕ

ИП-продавец вписывает в счет-фактуру свои ФИО, не сопровождая статусом (ИП)

Такой вывод можно сделать из письма Минфина. Вместе с тем, надо помнить, что ошибки, не мешающие идентификации, в том числе, продавца, негативных последствий не имеют.
По общему правилу в строке 2 "Продавец" счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование продавца - юрлица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя.
Таким образом, ИП в графе 2 "Продавец" счетов-фактур указывает свою фамилию, имя и отчество.
Из разъяснений Минфина можно сделать вывод, что ИП не обязан вписывать свой статус - ни в виде аббревиатуры "ИП", ни в виде слов "индивидуальный предприниматель". Хотя прямо Минфин об этом не сказал. Кстати, счет-фактура должен содержать еще и ИНН и адрес продавца, так что сведений для идентификации достаточно. И, кстати, ошибки, не препятствующие такой идентификации, никаких негативных последствий не повлекут, в том числе, покупателю не грозит отказ в вычетах. Так что на самом деле не принципиально, вписаны буквы "ИП" или нет.
(Письмо Минфина России от 16 ноября 2021 года N 03-07-11/92466)
Источник: Audit-it.ru, 29.12.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1052486.html

ФНС разъясняет, какие коды указывать при заполнении раздела 2 налоговой декларации по акцизам

Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ в пункт 1 статьи 181 НК РФ вносятся изменения в перечень подакцизных товаров, налоговые ставки по которым установлены пунктом 1 статьи 193 НК РФ. Так, с 01.01.2022 перечень подакцизных товаров будет содержать, в частности:
- плодовое сусло;
- плодовые сброженные материалы;
- плодовая алкогольная продукция;
- вина, игристые вина, фруктовые вина;
- виноматериалы, кроме крепленого вина;
- алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% и свыше 9%.
Учитывая то, что в действующем порядке заполнения налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также на виноград, утвержденной Приказом ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-3/610@, отсутствуют коды видов подакцизных товаров, необходимые для отражения налоговых обязательств налогоплательщиков в отношении новых видов подакцизных товаров, до внесения соответствующих изменений в порядок заполнения налоговой декларации по акцизам ФНС России рекомендует при заполнении раздела 2 налоговой декларации по акцизам отражать следующие коды:
- "255" - плодовое сусло;
- "256" - плодовые сброженные материалы;
- "289" - плодовая алкогольная продукция.
Также приведены изменения по некоторым наименованиям кодов видов подакцизных товаров.
(Письмо ФНС России от 22.12.2021 N СД-4-3/18028@ "О кодах, необходимых для заполнения налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию")
Источник: КонсультантПлюс, 25.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72706.html/

ФНС напоминает, что с 01.01.2022 банки, находящихся на территории РФ, обязаны предоставлять в налоговые органы информацию о суммах выплаченных физическим лицам процентов (за исключением процентов по вкладам (остаткам на счетах), ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода

Информацию необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения банка (головной организацией в целом по всем филиалам) не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Форма и формат представления информации утверждены Приказом ФНС России от 19.05.2021 N ЕД-7-11/497@. Утвержденный формат представления банками информации в электронной форме предполагает взаимодействие банков и налоговых органов посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
В продуктивной среде СМЭВ 3.0 зарегистрирован соответствующий сервис - "Предоставление банками информации о суммах выплаченных физическому лицу процентов по вкладам (остаткам на счетах)" (подробные данные о сервисе доступны по ссылке https://smev3.gosuslugi.ru/portal/inquirytype_one.jsp?id=257460&zone=fed&page=1&dTest=false).
Также ФНС России разработан Приказ от 10.12.2021 N ЕД-7-11/1067@ "Об утверждении формы и формата представления банками информации о суммах выплаченных физическому лицу процентов по вкладам (остаткам на счетах) в электронной форме, порядка заполнения формы и порядка представления информации в электронной форме, а также формата представления запроса об уточнении представленной банком информации в электронной форме" (далее - Приказ), регламентирующий в том числе правила информационного взаимодействия между банками и налоговыми органами в электронной форме.
Приказ содержит актуализированный формат представления банками информации и формат запроса Федеральной налоговой службой банка об уточнении представленных сведений.
Соответствующий сервис СМЭВ 3.0 для уточнения информации банка о суммах выплаченных физическому лицу процентов по вкладам (остаткам на счетах) - "Запрос на уточнение информации о суммах выплаченных физическому лицу процентов по вкладам (остаткам на счетах)" зарегистрирован в продуктивной среде СМЭВ 3.0 (https://smev3.gosuslugi.ru/portal/inquirytype_one.jsp?id=332382&zone=fed&page=1&dTest=false).
В настоящее время Приказ проходит процедуру государственной регистрации в Минюсте России.
(Письмо ФНС России от 15.12.2021 N БС-4-11/17607@ "Об обязанности банков в соответствии со статьей 214.2 НК РФ")
Источник: КонсультантПлюс, 25.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72704.html/

Может ли ИП на УСН учесть расходы на недвижимость, купленную до регистрации: позиция Минфина

Налогоплательщик приобрел объект недвижимости. Позднее он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и стал применять УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Вправе ли он учесть затраты на покупку указанного объекта недвижимости при расчете единого "упрощенного" налога? Нет, не вправе, ответил Минфин в своем недавнем письме.
При исчислении единого налога "упрощенщик", выбравший объект "доходы минус расходы", может уменьшать полученные доходы на расходы, указанные в статье 346.16 НК РФ. При этом необходимо соблюдать общие критерии признания затрат в налоговом учете: расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В статье 346.25 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе предпринимателя на УСН с иных режимов налогообложения, а также при переходе с "упрощенки" на иные режимы налогообложения. Порядок учета расходов, произведенных физлицом до его регистрации в качестве ИП и начала применения УСН, положениями Налогового кодекса не регулируется.
В связи с этим расходы на покупку недвижимости, понесенные до "открытия ИП", не уменьшают единый налог по УСН.
(Письмо Минфина России от 08.12.21 № 03-11-11/99609)
Источник: КонсультантПлюс, 28.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17604_mozhet-li-ip-na-usn-uchest-rasxody-na-nedvizhimost-kuplennuyu-do-registracii-poziciya-minfina

Даны разъяснения по срокам выдачи патентов на право применения ПСН или уведомлений об отказе в выдаче патента

Сообщается, в частности, что пунктом 4 статьи 346.45 НК РФ установлен перечень оснований для отказа налоговым органом в выдаче ИП патента. При этом указанный перечень не предусматривает такого основания для отказа в выдаче патента как нарушение срока подачи заявления на получение патента в налоговый орган.
В случае если заявление на получение патента подано менее чем за 10 дней до даты начала действия патента и это заявление поступило в налоговый орган до даты начала действия патента, налоговый орган вправе рассмотреть возможность выдачи ИП патента с указанием в нем даты начала действия патента согласно заявлению на получение патента.
(Письмо ФНС России от 23.12.2021 N СД-4-3/18113@ "О соблюдении сроков выдачи (направления) патентов")
Источник: КонсультантПлюс, 31.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72919.html

Как ИП на патенте платить налоги на вознаграждение от банка за продажу товаров в кредит

Предприниматель на ПСН, занимающийся розничной торговлей, получает вознаграждение от банка за розничную продажу товаров в кредит. Какой налог нужно заплатить с полученного дохода - "патентный" или налог на доходы физлиц? Ответ на этот вопрос содержится в недавнем письме Минфина.
Объяснение такое. Как известно, патентная система налогообложения может применяться в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой, имеющие торговые залы, через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (подп. 45 и 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
Под розничной торговлей понимается деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
Вознаграждение от банка за объемы розничных продаж с привлечением кредитных средств не относится к доходам от розничной торговли. В связи с этим полученная из банка премия не учитывается в составе доходов от ПСН-деятельности, а облагается НДФЛ.
(Письмо Минфина России от 01.12.21 № 03-11-11/97566)
Источник: Бухонлайн, 27.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17594_kak-ip-na-patente-platit-nalogi-na-voznagrazhdenie-ot-banka-za-prodazhu-tovarov-v-kredit

ИП‑работодатель совмещает "упрошенку" и патент: Минфин напомнил, куда перечислять НДФЛ

В отношении работников, занятых в УСН-деятельности, НДФЛ нужно платить в бюджет по месту жительства ИП, а в отношении работников, занятых в "патентной" деятельности, - по месту ведения такой деятельности. Об этом напомнил Минфин в своем новом письме.
По общему правилу, исчисленная и удержанная сумма НДФЛ уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента (п. 7 ст. 226 НК РФ). Что касается предпринимателей на ПСН, то для них предусмотрен особый порядок. Они перечисляют НДФЛ с доходов работников по месту своего учета в связи с ведением "патентной" деятельности.
Следовательно, если предприниматель совмещает УСН и ПСН, то налог с доходов работников нужно перечислять следующим образом:
- с доходов работников, занятых в "упрощенной" деятельности, - в бюджет по месту жительства ИП;
- с доходов работников, занятых в "патентной" деятельности, - в бюджет по месту учета предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.
Добавим, что аналогичный порядок применяется при сдаче 6-НДФЛ. В отношении работников, занятых в деятельности, облагаемой по УСН, расчет подается в инспекцию по месту жительства ИП. А в отношении работников, занятых в "патентной" деятельности, - в инспекцию по месту ведения такой деятельности.
(Письмо Минфина России от 07.12.21 № 03-04-05/99172)
Источник: Бухонлайн, 27.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17598_ip-rabotodatel-sovmeshhaet-uproshenku-i-patent-minfin-napomnil-kuda-perechislyat-ndfl

Минфин информирует об изменении начала срока применения нормы ФСБУ 27/2021 о хранении документов бухгалтерского учета

Сообщается, что Минфином России принят Приказ от 23 декабря 2021 г. N 224н, которым срок вступления в силу абзаца первого пункта 25 ФСБУ 27/2021 перенесен с 1 января 2022 г. на 1 января 2024 г. Иными словами, норма ФСБУ 27/2021 о хранении документов бухгалтерского учета, а также данных, содержащихся в таких документах, и размещении баз указанных данных на территории РФ подлежит обязательному применению с 1 января 2024 г.
Приказ Минфина России от 23 декабря 2021 г. N 224н не вносит изменения в сам федеральный стандарт, не отменяет и не изменяет требование хранения документов бухгалтерского учета на территории РФ. Организации вправе принять самостоятельное решение о следовании данному требованию до 1 января 2024 г.
Приказ Минфина России от 23 декабря 2021 г. N 224н направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
(Информационное сообщение Минфина России от 24.12.2021 N ИС-учет-35 "Хранение документов бухгалтерского учета")
Источник: КонсультантПлюс, 28.12.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72724.html/

ФНС России рекомендованы актуализированные форматы представления Отчетов о движении средств и переводах электронных средств платежа

Сообщается, что в части представления отчетов по ТКС данные форматы отчетов применяются с 01.01.2022.
При этом с указанной даты письмо ФНС России от 02.03.2021 N ВД-4-17/2654@ в части рекомендованных форматов для представления отчетов по ТКС утрачивает силу.
(Письмо ФНС России от 21.12.2021 N ШЮ-4-17/17916@ "О форматах Отчетов о движении средств и переводах электронных средств платежа")
Источник: КонсультантПлюс, 29.12.2021, http://www.consultant.ru/law/review/208149883.html/

Приказы о приеме на работу не оформляются: Минтруд разъяснил, как заполнять трудовую

Если приказ (распоряжение) о приеме на работу не оформлялся, то в графе 4 трудовой книжки следует указать реквизиты трудового договора, в соответствии с которым сотрудник принят на работу. Об этом сообщил Минтруд в своем недавнем письме, тем самым подтвердив позицию Роструда по данному вопросу.
Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) или иного решения работодателя не позднее 5 рабочих дней, а об увольнении - в день увольнения. Об этом сказано в пункте 9 Порядка ведения трудовых книжек (утв. приказом Минтруда от 19.05.21 № 320н).
В графу 3 трудовой книжки заносятся сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а в графу 4 трудовой книжки - наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись в графу 3 (п. 10 Порядка).
Как известно, ранее прием сотрудника на работу нужно было оформлять приказом (распоряжением) работодателя по форме Т-1. Соответственно, в графе 4 трудовой книжки указывались дата и номер приказа.
С 22 ноября прием на работу оформляется трудовым договором. А на основании этого договора работодатель может, но не обязан издать приказ по форме Т-1 (ст. 68 ТК РФ).
В связи с этим, если работодатель решил больше не издавать приказы о приеме на работу, в графе 4 "Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись" трудовой книжки следует указывать реквизиты трудового договора, в соответствии с которым сотрудник принят на работу.
Напомним, что аналогичные разъяснения давали специалисты Роструда.
(Письмо Минтруда России от 13.12.21 № 14-2/ООГ-11865)
Источник: Бухонлайн, 27.12.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/12/17592_prikazy-o-prieme-na-rabotu-ne-oformlyayutsya-mintrud-razyasnil-kak-zapolnyat-trudovuyu