Мониторинг изменений за период 30.08.21 - 05.09.21


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 30.08.2021 - 05.09.2021 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Обновлены формы заявлений, связанных с аккредитацией филиала, представительства иностранного юрлица

Новым приказом утверждены формы заявлений об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц, о прекращении действия аккредитации, а также форма 15ЗФП "Информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц".
Приказ содержит также форматы указанных заявлений и требования к их оформлению.
Признан утратившим силу приказ ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/681@.
(Приказ ФНС России от 05.07.2021 N ЕД-7-14/633@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, а также требований к их оформлению", зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2021 N 64827)
Источник: КонсультантПлюс, 02.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70814.html

Утверждена форма заявления российской организации о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество

Приказ также содержит порядок заполнения данной формы заявления и формат его направления в электронном виде.
Кроме того, утверждены форма уведомления о предоставлении налоговой льготы и форма сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций.
Приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.
(Приказ ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@ "Об утверждении формы заявления налогоплательщика - российской организации о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме, а также формы уведомления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций", зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2021 N 64802)
Источник: КонсультантПлюс, 31.08.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70794.html/

Отменена форма N А-7 "Квитанция на получение страховой премии (взноса)"

Утрачивает силу форма бланка строгой отчетности, применяемого при оказании населению услуг по страхованию, - "Квитанция на получение страховой премии (взноса)" (форма N А-7).
При расчетах со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или ИП и действующих от имени и за счет страховщика, страховщик применяет ККТ при получении денежных средств от страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.
(Приказ Минфина России от 24 мая 2021 г. № 70н “О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 мая 2006 г. N 80н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности - "Квитанция на получение страховой премии (взноса)" (документ не вступил в силу)
Источник: ГАРАНТ, 31.08.2021, http://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1481833/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Порядок назначения и выплаты госпособий гражданам, имеющим детей, приведен в соответствие с действующим законодательством

Вносимые уточнения связаны с тем, что Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 151-ФЗ предусмотрена замена единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, на ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
(Приказ Минтруда России от 29.07.2021 N 522н "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам, связанным с предоставлением государственных пособий гражданам, имеющим детей", зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2021 N 64803)
Источник: КонсультантПлюс, 01.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70807.html

СТАТИСТИКА

Утверждена форма ФСН N 1-ТОРГ (МО) "Сведения об объектах розничной торговли и общественного питания" с указаниями по ее заполнению

Форма введена в действие с отчета за I квартал 2022 года.
Ее предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу.
(Приказ Росстата от 30.08.2021 N 527 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ (МО) "Сведения об объектах розничной торговли и общественного питания")
Источник: КонсультантПлюс, 02.09.2021, http://www.consultant.ru/law/review/208032154.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Разработана новая форма РСВ

Федеральная налоговая служба опубликовала проект приказа, которым утверждается новая форма расчета по страховым взносам (РСВ), порядок ее заполнения и электронный формат. Предполагается, что сдавать отчет по новой форме нужно будет начиная с отчетности за первый квартал 2022 года.
Новая форма РСВ разработана в связи с переходом всех регионов на прямые выплаты больничных и иных пособий.
Среди планируемых в форме РСВ изменений отметим следующие:
- В новой редакции излагается титульный лист расчета. В нем убрано поле для указания кода по ОКВЭД.
- Изменился состав раздела 1 РСВ. Из него исчезли: приложение 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ", приложение 4 "Выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета" и приложение 5 "Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками", указанными в подпункте 3 пункта 1 статьи 427 НК РФ к разделу 1".
- В приложении 2 к разделу 1 убрано поле 002, где указывался признак выплат (1 - прямые выплаты, 2 - зачетная система).
Источник: Бухонлайн, 02.09.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/9/16878_razrabotana-novaya-forma-rsv

Иностранцам будет легче получить российский СНИЛС

Законопроект, упрощающий оформление СНИЛС для граждан других государств, был представлен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Схема получения СНИЛС будет следующей.
Часть миграционных процедур, необходимых для начала работы в России, иностранные граждане смогут пройти до въезда на территорию страны. Для этого они должны будут зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ФГИС ЕСИА). После этого заявление в ПФР об открытии индивидуального лицевого счета будет подано автоматически после пересечения границы России. При этом будет использоваться Единый портал госуслуг.
Таким образом, иностранцы и лица без гражданства смогут получить СНИЛС сразу после въезда в Россию, что упростит и ускорит начало их трудовой деятельности на территории страны, а также будет способствовать сокращению нелегального трудоустройства.
Планируется, что изменения вступят в силу с 1 января 2022 года.
Поправки могут быть внесены в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Напомним, что с 1 апреля 2019 года привычный СНИЛС (то есть страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования на бумаге) больше не оформляется (Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. № 48-ФЗ). Вместо этого застрахованные граждане получают уведомление о постановке на учет, в том числе в электронной форме.
Источник: ГАРАНТ, 31.08.2021, http://www.garant.ru/news/1481726/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Юрлицо-участника убрали из ЕГРЮЛ: доля в "дочке" не переходит к ней самой

Попытка оставшегося участника-физлица экспроприировать долю ликвидированной фирмы не удалась - воспрепятствовали как регорган, так и суды.
Участниками ООО "А" были ООО "Б" и физлицо К.
ООО "Б", не подававшее признаков жизни, в один прекрасный момент было исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Тогда К. оформила решение участника (теперь - единственного) о том, что доля, принадлежавшая ООО "Б", переходит в самому ООО "А".
Однако попытка зафиксировать это в ЕГРЮЛ не удалась - регорган отказался регистрировать такой переход доли. Поддержали инспекторов и суды - вопреки всем надеждам К.
Дело в том, что у ООО "Б" имелись свои участники - физлица, и ни одним из них не была К. Суды отметили, что в силу закона имущество ликвидированной фирмы, в том числе принадлежащая ей доля, переходит к участникам ликвидированной фирмы, но ни в коем случае ни к ее "дочке".
Не меняет этого правила также и бездействие указанных участников. Так что решение регистрирующего органа оставлено в силе (окружной суд Ф06-4604/2021). Информация об этом споре содержится также в обзоре судебной практики по вопросам госрегистрации N 2 (2021), который разослан письмом ФНС от 30.07.2021 N КВ-4-14/10747@.
Ранее мы рассказали о другом споре из обзора - нельзя отказать фирме в регистрации адреса только из-за его подозрительного использования предыдущими "арендаторами". В том споре неправым оказался регорган.
(дело А49-11877/2019)
Источник: Audit-it.ru, 01.09.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1044228.html

На те же грабли: штраф не заменить предупреждением, если нарушение повторилось через день

Кассовые чеки не пробиты два дня подряд, и это - два отдельных нарушения, и второе не считается совершенным впервые.
Два дня подряд (а может и более, но это не известно) в один ресторан захаживал один гражданин, причем, примерно в одно и то же время. Время было обеденное, но гражданин ничего не ел, а заказывал оба раза только 650 мл чая с имбирем. 16 марта гражданин отдал за напиток 195 рублей, а 17 марта - 168. Рассчитывался по безналу, но получал лишь слип с терминала, а кассового чека не получал.
После этого гражданин взял и "накапал" в налоговую на данный ресторан. Налоговики очень обрадовались, и в тот же день составили протоколы. Возможно, что и сам гражданин был налоговиком "под прикрытием".
Со своей стороны, организация представила два кассовых чека, пробитых каждый раз минут на 20-25 позднее времени расчета и на суммы, на неполный рубль меньшие. В результате выписаны два штрафа по 30 тысяч рублей за неприменение ККТ, которые фирма принялась обжаловать в суде.
Указанные чеки не произвели впечатления ни на налоговиков, ни на судей, так как не совпали ни суммы, ни время. Факт нарушения, таким образом, наличествует безо всяких сомнений.
Поскольку 16 марта организация поймана на бескассовых расчетах была впервые, суд заменил штраф предупреждением (дело А56-48107/2020). Второй штраф - за "косяк" 17 марта - обжаловался в рамках отдельного производства (дело А56-48105/2020), причем, исковое по штрафу за 17 марта фирма подала раньше, чем по штрафу за 16-е. В первой инстанции дело также рассмотрено раньше, и суд на эту маленькую хитрость "купился" - этот штраф тоже был заменен предупреждением. По инерции это прошло и в апелляции.
Однако налоговики пожаловались в кассацию, и там все встало на свои места. Окружной суд увидел, что нарушение от 17 марта не было совершенным впервые. Значит, замена штрафа предупреждением не положена (Ф07-2219/2021).
Данное дело ФНС включила в свой обзор по спорам насчет ККТ, оформленный письмом от 24 августа 2021 г. N АБ-4-20/11905@.
(дело А56-48107/2020, дело А56-48105/2020)
Источник: Audit-it.ru, 01.09.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1044241.html

Верховный суд запретил блокировать личные счета ИП

Налоговая инспекция не вправе принять решение о приостановке операций по текущим счетам индивидуального предпринимателя, которые открыты для целей, не связанных с ведением бизнеса. К такому выводу пришел Верховный суд.
Инспекция направила в банк решение о приостановлении операций по всем счетам индивидуального предпринимателя.
Однако банк заблокировал только расчетные счета ИП, а личные счета физлица "замораживать" не стал. В кредитной организации заявили, что физлицо вправе распоряжаться своими денежными средствами, находящимися на счетах, открытых не для осуществления предпринимательской деятельности.
За неисполнение требования о приостановлении операций по всем счетам налогоплательщика инспекция привлекла банк к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 134 НК РФ.
Суды трех инстанций согласились с проверяющими. Они отметили, что юридически имущество ИП, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим гражданин отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Однако Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, указав на следующее.
Налоговое законодательство устанавливает различные правила взыскания задолженности с "обычных" физлиц и с субъектов предпринимательской деятельности (ст. 46 и 48 НК РФ). Так, в отношении организаций и ИП действует принудительный (внесудебный) порядок взыскания налоговой задолженности, а в отношении физлиц - исключительно судебный порядок. Взыскания с физлиц задолженности в бесспорном порядке не допускается.
Кроме того, обращение взыскания на денежные средства гражданина, находящиеся на счете, не предназначенном для осуществления предпринимательской деятельности (в том числе в случае, если владелец счета имеет статус ИП), приводит к вмешательству в права личности. Ведь фактически это означает уменьшение объема денежных средств, за счет которых гражданин обеспечивает себя и лиц, находящихся на его иждивении (оплачивает приобретение продуктов питания, одежды, лекарственных средств, медицинских услуг, иных необходимых для жизни потребностей).
В связи с этим принудительный порядок взыскания задолженности, предусмотренный статьей 46 НК РФ, может применяться к ИП в ограниченном объеме:
- в отношении задолженности по налогам, уплачиваемым в связи с ведением предпринимательской деятельности;
- и применительно к счетам, открытым для ведения предпринимательской деятельности.
Применение внесудебного взыскания средств со счетов, открытых гражданином не для ведения бизнеса и не предназначенных для осуществления расчетов с контрагентами, неправомерно.
Отсутствие на расчетном счете ИП денежных средств в объеме, достаточном для погашения налоговой задолженности, не является основанием для обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете гражданина, открытом для удовлетворения личных нужд (даже если выручка зачислена на текущий счет физлица вместо расчетного счета ИП). В таком случае налоговики могут требовать взыскания задолженности в судебном порядке. Также возможно принятие мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве (наложение ареста на имущество должника, установление временного ограничения на выезд из России и проч.) и процессуальным законодательством (обеспечительные меры).
На этом основании Верховный суд признал решение инспекции недействительным.
(Определение Верховного суда РФ от 23.08.21 № 307-ЭС21-6593)
Источник: Бухонлайн, 01.09.2021, https://www.buhonline.ru/pub/judge/2021/9/16870_verxovnyj-sud-zapretil-blokirovat-lichnye-scheta-ip

Техническая ошибка в СЗВ-М: суд решил, полагается ли штраф за неверное указание типа формы

Если страхователь указал неверный тип формы СЗВ-М, но исправил эту техническую ошибку до того, как ее обнаружил фонд, оснований для штрафа нет.
Организация 17 августа, в последний день срока, направила в ПФР отчет по форме СЗВ-М за июль 2020 года. При этом в отчетности был указан неправильный тип формы: вместо "исхд" (исходный) написано "отмн" (отменяющий). Самостоятельно выявив эту ошибку, страхователь исправил наименование формы и отправил отчет повторно. Но сделано это было уже за пределами срока сдачи отчетности - 18 августа.
В итоге организация была оштрафована на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ за несвоевременную подачу СЗВ-М. Штраф составил 31 500 рублей.
Суды трех инстанций отменили решение о штрафе, указав следующее. Первоначальные сведения за июль 2020 года с ошибочным наименованием типа формы были направлены с соблюдением установленного срока. Указание в этом отчете типа "отмн" вместо "исхд" является технической опечаткой.
Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ, страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Организация воспользовалась этим правом и исправила опечатку в указании типа формы.
Таким образом, оснований для привлечения страхователя к ответственности нет.
(дело №А14-18054/2020)
Источник: Бухонлайн, 30.08.2021, https://www.buhonline.ru/pub/judge/2021/8/16859_texnicheskaya-oshibka-v-szv-m-sud-reshil-polagaetsya-li-shtraf-za-nevernoe-ukazanie-tipa-formy

ПРОЧЕЕ

ФНС обновила порядок обмена информацией в отношении заявлений налогоплательщиков о возврате сумм налогов

Установлены сроки и форма представления информации о заявлениях налогоплательщиков, касающихся возврата (зачета в иной налог) налога на прибыль организаций, НДФЛ, НДПИ, акцизов, имущественных налогов и др., зачисляемых в бюджет субъекта РФ.
Приведенный в письме порядок применяется с 16 августа 2021 года, письмо ФНС России от 27.09.2018 N БА-4-1/18819@ действует до 13 августа 2021 года.
(Письмо ФНС России от 04.08.2021 N КВ-4-1/10989@ "Об обмене информацией в части осуществления возвратов")
Источник: КонсультантПлюс, 03.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70836.html

ФНС разъяснила, заполнять ли строку 5а счета-фактуры при реализации товаров физлицам

При реализации товаров (работ, услуг) физлицам налогоплательщик вправе счета-фактуры не составлять.
Если налогоплательщик, реализующий товары (работы, услуги) физлицам, по итогам календарного месяца (квартала) составляет документ, содержащий суммарные (сводные) данные по совершенным операциям ("сводный" счет-фактуру), то строку 5а такого документа можно не заполнять.
(Письмо ФНС России от 24 августа 2021 г. № 3-1-11/0122@ "О заполнении строки 5а счета-фактуры")
Источник: ГАРАНТ, 30.08.2021, http://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1481647/

ФНС рекомендованы коды показателей, необходимые для отражения налоговых обязательств налогоплательщиков по операции, установленной подпунктом 24 пункта 1 статьи 183 НК РФ

С 1 сентября 2021 дополняется перечень операций с нефтепродуктами, не подлежащих налогообложению акцизами (пункт 1 статьи 183 НК РФ дополняется подпунктом 24). Если совершение указанных операций не будет подтверждено в установленный срок соответствующими документами, налогоплательщик обязан уплатить в бюджет суммы акциза (после представления документов данные суммы будут возмещены из бюджета).
До внесения необходимых изменений при заполнении налоговой декларации рекомендовано применять доведенные настоящим письмом коды операций, совершаемых с нефтепродуктами.
(Письмо ФНС России от 24.08.2021 N СД-4-3/11927@ "О кодах, необходимых для заполнения налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты")
Источник: КонсультантПлюс, 27.08.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70743.html/

ФНС разъяснила некоторые вопросы, касающиеся заявительного порядка возмещения налогов при проведении налогового мониторинга, для случаев представления налогоплательщиком уточненных деклараций

Сообщается о порядке определения сумм налогов, подлежащих возмещению из бюджета с учетом уточнения налогоплательщиком налоговых обязательств, а также начисления процентов, в случае если сумма налога, возмещенная в установленном порядке, превышает сумму налога, подлежащую возмещению в связи с составлением налоговым органом мотивированного мнения.
(Письмо ФНС России от 24.08.2021 N СД-4-23/11925@ "О порядке применения статей 176.1, 203.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)")
Источник: КонсультантПлюс, 27.08.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70742.html/

Налоговым инспекциям даны поручения об обмене информацией в отношении деклараций по налогу на прибыль организаций с суммой налога "к уменьшению" в размере свыше 10 млн. рублей

Информация должна направляться в соответствующее Управление ФНС России по субъекту РФ, а также в органы исполнительной власти субъекта РФ.
В письме сообщены сроки представления информации, приведена форма и порядок ее направления, а также сообщены особенности представления информации для случаев осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга.
(Письмо ФНС России от 26.07.2021 N КВ-4-1/10468@ "Об обмене информацией в части представления деклараций "к уменьшению")
Источник: КонсультантПлюс, 02.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70815.html

ФНС России рассказала о порядке налогообложения земельного участка для ИЖС

Нормами налогового законодательства определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (кроме земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса). Это значит, что земельные участки для ИЖС и используемые в предпринимательской деятельности облагаются по ставке в размере, не превышающем 1,5%.
При этом, как указывает налоговая служба, если регионом предусмотрено дифференцирование налоговых ставок в отношении земельного участка, предназначенного для ИЖС, в зависимости от его использования в предпринимательской деятельности, то налоговая ставка может быть иной. Так, поскольку основной целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то и земельный участок, находящийся в собственности такой организации, даже имеющий статус ИЖС будет считаться предусмотренным для извлечения прибыли. А значит он будет облагаться по ставке, установленной для участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Аналогичное мнение ранее высказывал и Минфин России в письме от 15 января 2020 г. № 03-05-06-02/1158.
(Письмо ФНС России от 24 августа 2021 г. № БС-4-21/11880@)
Источник: ГАРАНТ, 24.08.2021, http://www.garant.ru/news/1481542/

Определяем остаточную стоимость имущества для целей налогообложения по новому ФСБУ 6/2020

При определении налоговой базы по налогу как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
С 2022 года обязательным к применению является новый ФСБУ 6/2020 (вместо ПБУ 6/01). В соответствии с п. 24 ФСБУ 6/2020 первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта, в момент завершения таких капитальных вложений. Пунктом 25 ФСБУ 6/2020 установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения.
Разъяснено, что в целях налогообложения остаточная стоимость объектов недвижимости, учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств.
(Письмо ФНС России от 30 июля 2021 г. № БС-4-21/10776)
Источник: ГАРАНТ, 03.09.2021, http://www.garant.ru/news/1482655/

Минтруд разъяснил, как правильно разделить ежегодный оплачиваемый отпуск на части

Вопрос о том, каким образом "дробить" ежегодный оплачиваемый отпуск, решается по соглашению сторон трудового договора. Без согласия работника работодатель не может определить минимальную продолжительность части отпуска, ограничить количество таких частей или установить, что часть отпуска должна включать выходные дни. Такой вывод следует из недавнего письма Минтруда.
Авторы письма напоминают, что продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в общем случае составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). По соглашению между работником и работодателем отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из его частей должна быть не менее 14 календарных дней (ст. 125 ТК РФ).
Таким образом, Трудовой кодекс регламентирует продолжительность только одной части отпуска. Требований по количеству других частей отпуска и их продолжительности не установлено. Равно как и не предусмотрено норм, обязывающих либо запрещающих устанавливать день начала (окончания) отпуска в выходной день. Поэтому вопросы, касающиеся "дробления" отпуска, а также того, в какой день может начаться или закончиться отпуск (в выходной или рабочий день), могут быть разрешены по соглашению между работодателем и работником, - отметили в Минтруде.
В Минтруде считают, что начало отпуска может приходиться на выходной и (или) нерабочий праздничный день. Например, когда отпуск предоставляется с субботы по среду (то есть захватывает рабочие дни). Но если работник берет только два дня оплачиваемого отпуска, то эти дни не должны полностью совпадать с выходными. Предоставление отпуска исключительно в выходные дни является нарушением трудового законодательства.
(Письмо Минтруда России от 08.07.21 № 14-2/ООГ-6477)
Источник: Бухонлайн, 03.09.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/9/16886_mintrud-razyasnil-kak-pravilno-razdelit-ezhegodnyj-oplachivaemyj-otpusk-na-chasti

Нужно ли включать дистанционных работников в график отпусков: ответ Роструда

В график отпусков необходимо включать всех работников, в том числе тех, кто на постоянной основе трудится удаленно. В противном случае работодателю грозит штраф за нарушение трудового законодательства.
Как известно, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются на основании графика. Согласно статье 123 ТК РФ, такой график должен быть утвержден не позднее, чем за две недели до наступления нового календарного года. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ч. 2 ст. 123 ТК РФ).
Порядок предоставления отпусков работнику, выполняющему дистанционную работу на постоянной основе, определяется коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором и иными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 4 ст. 312.4 ТК РФ). При этом в части 4 статьи 312.1 ТК РФ сказано, что на дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (с учетом особенностей, установленных главой 49.1 ТК РФ).
Исходя из указанных положений, авторы письма пришли к следующему выводу. В график отпусков необходимо включить всех сотрудников, в том числе работающих дистанционно на постоянной основе.
За невыполнение этого требования работодатель может быть оштрафован в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Для юрлиц размер штрафа составляет от 30 000 до 50 000 руб., а для ИП - от 1 000 до 5 000 руб. При повторном нарушении штраф будет больше: до 70 000 руб. для юрлиц, и до 20 000 руб. для ИП.
(Письмо Минтруда России от 14.05.21 № ПГ/12255-6-1)
Источник: Бухонлайн, 02.09.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/9/16885_nuzhno-li-vklyuchat-distancionnyx-rabotnikov-v-grafik-otpuskov-otvet-rostruda