Мониторинг изменений за период 01.08.22 - 07.08.22
Скачать полный мониторинг законодательства за период 01.08.2022 - 07.08.2022 г.
Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Утвержден перечень электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения льготного налогообложенияОрганизации, которые специализируются на разработке и производстве такой продукции, вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль в размере 3%, а также льготный тариф страховых взносов - 7,6%.
(Постановление Правительства РФ от 22.07.2022 N 1310 "Об утверждении перечня электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов")
Источник: КонсультантПлюс, 01.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76564.html/
Правительство утвердило перечень материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей)
Разработчики соответствующих материалов и технологий смогут воспользоваться льготами по страховым взносам и налогу на прибыль.
В перечень вошли:
- 59 позиций технологий, в том числе: технологии сборки полупроводниковых изделий и кристаллов микросхем интегральных в корпус, в том числе в чип-модуль, производство корпусов для полупроводниковых изделий и микросхем интегральных, создание волоконно-оптических кабелей, технологии лазерной сварки кварцевого стекла и пьезоэлектрических генераторов;
- более 30 видов материалов, среди которых: кварц, кварцит, рутений в виде порошка, золотые и серебряные припои.
(Постановление Правительства РФ от 22.07.2022 N 1311 "Об утверждении перечня материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов")
Источник: КонсультантПлюс, 01.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76563.html/
Скорректирован порядок формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, для снижения налоговой нагрузки на указанные организации
Так, уточнены требования, которым должны соответствовать компании, включаемые в указанный реестр. В частности, организация не может быть иностранным юридическим лицом, а также находиться под контролем иностранного государства, международной организации, иностранных лиц.
Установлено, что до 3 марта 2023 года в реестр будут автоматически включены организации, числившиеся в реестре организаций, оказывающих услуги по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции. С 3 марта 2023 года в реестре останутся те компании, которые будут отобраны Минпромторгом России в порядке, установленном новыми правилами.
Кроме того, документом на Минпромторг России возложена обязанность ежеквартально направлять перечень организаций, включенных в реестр, в ФНС России.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Постановление Правительства РФ от 23.07.2022 N 1321 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2392")
Источник: КонсультантПлюс, 01.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76574.html/
СТАТИСТИКА
Установлены новые формы для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средойВ частности, утверждены следующие формы с указаниями по их заполнению и введены в действие:
для отчета в 2022 году:
- N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур";
годовые с отчета за 2022 год:
- N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды";
- N 2-ТП (охота) "Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве";
- N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении";
- N 9-СХ "Сведения о внесении удобрений и проведении работ по химической мелиорации земель";
- N 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур";
месячная с отчета за январь 2023 года:
- N П-1 (СХ) "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции".
С введением в действие указанных форм признаны утратившими силу некоторые приказы Росстата и их отдельные положения.
(Приказ Росстата от 29.07.2022 N 530 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой")
Источник: КонсультантПлюс, 04.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76611.html
Утверждена новая квартальная форма федерального статистического наблюдения N 1-П (рыба) "Сведения об улове рыбы и добыче других водных биоресурсов" с указаниями по ее заполнению
Форму предоставляют юрлица и ИП (кроме субъектов малого предпринимательства), занимающиеся выловом рыбы и добычей других водных биоресурсов.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 27.06.2019 N 362.
(Приказ Росстата от 19.07.2022 N 508 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации Федеральным агентством по рыболовству федерального статистического наблюдения за уловом рыбы и добычей других водных биоресурсов")
Источник: КонсультантПлюс, 04.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76615.html
Обновлены формы для организации федерального статистического наблюдения в сфере туризма
Утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие:
- годовые с отчета за 2022 год (N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения", N 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы");
- месячная с отчета за январь 2023 года (N 1-КСР (основные индикаторы) "Сведения о деятельности коллективного средства размещения").
С введением в действие указанных форм признаны утратившими силу некоторые приказы Росстата и их отдельные положения.
(Приказ Росстата от 28.07.2022 N 524 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения в сфере туризма")
Источник: КонсультантПлюс, 30.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76554.html/
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
ФНС разработала следующую версию обновленной декларации по налогу на имуществоФНС опять собирается обновить форму декларации по налогу на имущество организаций - проект вынесен на обсуждение. При этом заявлено, что поводом стали:
- закон 305-ФЗ, принятый в середине прошлого года, которым отменено декларирование "кадастровой" недвижимости;
- 382-ФЗ, подписанный в конце 2021 года, которым введено обложение арендного имущества налогом у арендодателя в связи с началом действия ФСБУ;
- 225-ФЗ этого года, касающийся соглашений о защите и поощрении капиталовложений. В частности, для участников этой программы вводится налоговый вычет для уменьшения суммы налога в отношении имущества, созданного (построенного), модернизированного, реконструированного в рамках реализации инвестиционного проекта.
Надо отметить, что уже существует форма декларации, принятая во исполнение 305-ФЗ и пока что не используемая - она должна начать применяться с 2023 года. ФНС даже выпустила к ней разъяснения. Так что, видимо, основная часть новых изменений в декларации коснется СЗПК.
Кстати, новый вычет для участников СЗПК вводится и по земельному налогу, так что, наверное, скоро ФНС выдаст проект и этой декларации.
Источник: Audit-it.ru 03.08.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1063920.html
Разработана новая форма декларации о плате за НВОС
Минприроды опубликовало проект приказа, который вносит изменения в форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Предполагается, что обновленный бланк нужно будет применять с 1 марта 2023 года.
Напомним, что действующая форма декларации о плате за НВОС утверждена приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043.
Обновление формы связано с поправками, внесенными в Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Так, с 1 марта 2023 года данный закон будет дополнен новой статьей 51.1 о требованиях при обращении с побочными продуктами производства. Это вещества и предметы, которые образуются в производственной деятельности, но не являются целью данного производства. При этом они могут использоваться в качестве сырья или как готовая продукция. Организации и ИП будут самостоятельно относить такие вещества к отходам или побочным продуктам (на основании критериев, установленных п. 8 - 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ).
Одновременно с этим уточнено, что плата за НВОС будет взиматься, в том числе, за складирование побочных продуктов производства, признанных отходами (новая редакция ст. 16 Закона № 7-ФЗ). Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов являются юрлица и ИП, в деятельности которых образовались такие побочные продукты (новый п. 4.1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).
В связи с указанными изменениями Минприроды подготовило поправки в форму декларации о плате за НВОС. В частности, отчет будет дополнен новым разделом 3.2 "Расчет суммы платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами".
Помимо этого, будут устранены неточности в строках 010 и 011 раздела об авансовых платежах декларации о плате за НВОС.
Источник: Бухонлайн, 03.08.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/8/18619_razrabotana-novaya-forma-deklaracii-o-plate-za-nvos
Подготовлен проект новых правил оформления путевых листов
С 1 марта 2023 года путевой лист может быть оформлен на бумажном носителе или сформирован в форме электронного документа. Минтранс России подготовил проект приказа, которым предусмотрен обновленный порядок оформления или формирования путевого листа (Проект Приказа Министерства транспорта РФ (ID проекта 02/08/07-22/00129866).
Состав реквизитов, которые должен будет содержать путевой лист с 1 марта 2023 года, приведен в ч. 3 ст. 6 Устава автомобильного транспорта. Принципиально он не изменился. На что стоит обратить внимание:
- исключена информация о наименовании и номере путевого листа;
- вместо сведений о собственнике (владельце) ТС необходимо указывать сведения о лице, оформившем путевой лист ПЛ. Поправка обусловлена тем, что ПЛ смогут оформлять не только собственники ТС, но и арендодатели (в случае, если ТС предоставлено во временное владение и пользование за плату по договору аренды транспортного средства с экипажем);
- в раздел "сведения о ТС" добавлены показания одометра при приеме-сдаче ТС последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно ТС);
- в разделе "сведения о водителе (водителях) ТС" будет необходимо указывать данные водительского удостоверения, а также информацию о проведении предсменного и послесменного медосмотра. Медосмотр может проходить с личным присутствием медработника или дистанционно - с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья водителя посредством дистанционного контроля состояния его здоровья. Даты, время, результат и условия проведения медосмотра должны быть проставлены медработником, проводившим соответствующий осмотр, и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью;
- добавлены сведения о виде сообщений, а также расшифрованы виды перевозок.
Скорректированы и иные правила оформления ПЛ. Кроме того, отменена необходимость ведения журнала регистрации путевых листов.
В случае использования электронного путевого листа при приеме груза для перевозки перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. Подтверждение формирования электронного путевого листа перевозчиком должно осуществляться посредством направления грузоотправителю файла обмена путевого листа, подписанного УКЭП или УНЭП, через операторов информационных систем электронных перевозных документов перевозчика и грузоотправителя.
Предполагается, что приказ вступит в силу с 1 марта 2023 года. Также отметим, что формат электронного ПЛ утвердит ФНС России.
Источник: ГАРАНТ, 03.08.2022, https://www.garant.ru/news/1558182/
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Штраф по итогам проверки нельзя обжаловать со ссылкой на пороки доказательств правонарушения, если сама проверка не была предметом досудебного обжалованияДоводы о нарушении административным органом периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, - поскольку они не прошли обязательную процедуру досудебного обжалования в установленном законодательством порядке, - не могут быть рассмотрены в деле об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенном по итогам такого планового КНМ.
На это указал суд в деле об оспаривании административного штрафа в 300 тыс. руб., наложенного по ч. 2 ст. 14.43 КоАП по материалам плановой выездной "санитарной" проверки магазина.
Магазин, не оспаривая нарушения по существу, указал на то, что доказательства события правонарушения добыты надзорным органом незаконным путем: якобы Роспотребнадзор провел плановую выездную проверку магазина вопреки установленной периодичности плановых КНМ (чаще одной проверки в год), а это является грубым нарушением, влекущим за собой признание недействительными результатов проверки.
Суд отклонил этот довод в связи со следующим:
- согласно ч. 13 ст. 98 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон № 248-ФЗ) Правительство РФ определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. Одним из таких видов контроля определен федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль;
- согласно ч. 1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ такая досудебная жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием ЕПГУ. Иной порядок подачи жалобы действующим законодательством не предусмотрен. Обязательность процедуры подачи жалобы с использованием ГИС "ТОР по автоматизации КНД", обусловлена положениями ст. 19 Закона № 248-ФЗ и Правилами формирования и ведения ЕРКНМ;
- таким образом, жалоба магазина на нарушение процедуры проведения проверки в отношении его должна была быть подана в порядке, установленном законодательством, а именно, в электронном виде с использованием ЕПГУ и пройти обязательную процедуру досудебного обжалования. Отсутствие жалобы в системе досудебного обжалования практически исключает возможность рассмотрения контрольно-надзорным органом жалобы в порядке, предусмотренном статьей 43 Закона № 248-ФЗ;
- вместе с тем магазин решение о проведении выездной проверки в досудебном порядке не обжаловал;
- учитывая изложенное, доводы о нарушении Роспотребнадзором периодичности проведения плановых КНМ в отношении объектов контроля общества, не прошедшие обязательную процедуру досудебного обжалования в установленном законодательством порядке, не могут быть рассмотрены в данном деле.
(Постановление Семнадцатого ААС от 18 июля 2022 г. № 17АП-6664/22)
Источник: ГАРАНТ, 02.08.2022, https://www.garant.ru/news/1557750/
Суды против переноса первоначальной стоимости одного (недостроенного) объекта на другой
Отменено решение инспекции об уменьшении убытков на 284 млн рублей, основанное на завершении строительства второго завода на том же участке, что и несостоявшийся первый. Также суды освободили организацию от почти 90 млн рублей к уплате в бюджет.
В 2012-2014 годах организация, являющаяся совместным с японцами предприятием, строила автосборочный завод. На тот момент такое приветствовалось российскими властями, в частности, фирма как резидент ОЭЗ получала право на таможенные льготы. Однако рыночная ситуация поменялась, и в 2015 году компания свернула строительство и учла расходы на него единовременно. По этому поводу налоговики сразу же прибежали с выездной проверкой, в результате которой пришли к выводу, что всё законно, и подтвердили право компании показать убытки в 2015 году (а проверка была за 2012-2014 годы).
Через два с половиной года фирма начала строить другой завод - для сборки двигателей - на том же месте. Это было уже в рамках других преференций - специального инвестконтракта. Налоговая опять встрепенулась. Новая выездная проверка за 2015-2017 годы дала противоположный результат - инспекторы решили, что затраты на строительство первого завода надо перенести на первоначальную стоимость объектов ОС, возникающих в результате строительства второго завода, соответственно, уменьшить убыток за 2015 год на 284 млн рублей. Доначислили 58 млн рублей налога на прибыль, 18 млн рублей пеней, 11,7 млн рублей штрафов.
При этом в составе расходов (убытков) разрешили оставить лишь стоимость проектной документации на первый завод, которая точно не использована при возведении второго, и еще кое-что "по мелочи".
Проверяющие исходили из того, что:
- техническая документация на новый завод готовилась уже в 2015 году;
- новый проект реализован, завод ведет свою деятельность;
- ликвидацию строительства первого завода фактически проводили уже во время подготовки строительства второго;
- земельный участок - один и тот же, при строительстве нового завода использованы инженерные изыскания 2013 года, касающиеся участка.
Организация обратилась в суд, где встретила понимание. Суды учли, что:
- строительство завода по сборке двигателей началось более чем через 2.5 года после сворачивания первого строительства. Такой длительный временной разрыв не дает возможности экономически обоснованно "перенести" расходы с одного объекта на другой;
- заводы имеют существенные различия в технических характеристиках, к тому же, новый завод занимал меньшую площадь, чем планировалось отвести под первый;
- при строительстве нового завода производились новые подготовительные работы, аналогичные произведенным при строительстве первого;
- нет экономической связи между двумя проектами;
- если принять позицию инспекции, то получается, что при ликвидации строительства у организаций нет права учесть расходы, а вместо этого есть обязанность ждать начала нового строительства, а это не так;
- оснований для консервации первого завода у предприятия не было, так как имелась полная уверенность, что автосборка не состоится;
- налоговая база формируется на основании фактов, имеющихся на текущий момент, а не на основании каких-то планов и предположений о будущем;
- ранее - при предыдущей налоговой проверке - уже доказано право фирмы учесть расходы единовременно, что и привело к возникновению спорного убытка;
- НК не предусматривает возможность перенести расходы на создание одного ОС на другое.
Так что суды трех инстанций полностью отменили решение инспекции.
(дело А40-94776/2021, кассация Ф05-14345/2022)
Источник: Audit-it.ru, 02.08.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1063855.html
Суд разрешил принять НДС к вычету на основании кассовых чеков за бензин
Счет-фактура не является единственным документом, на основании которого можно заявить вычет НДС. Право на вычет по товарам, приобретенным за наличный расчет в розничном магазине или на АЗС, можно подтвердить кассовым чеком с выделенной суммой налога. На это указал Арбитражный суд Поволжского округа.
Организация приобрела за наличный расчет бензин на АЗС, а также товарно-материальные ценности в розничных магазинах (очистители, держатели для туалетной бумаги, пластиковые кресла, пену, пистолет для монтажной пены, лоток для обуви и проч.). Работники компании, которые купили эти ТМЦ, составили авансовые отчеты, а организация оприходовала товары.
Суммы НДС, которые были включены в стоимость ГСМ и прочих товаров, организация заявила к вычету. В качестве подтверждающих документов налогоплательщик предъявил кассовые чеки с выделенной суммой налога.
Инспекция отказалась возмещать налог. Причина - отсутствуют счета-фактуры, а кассовые чеки не подтверждают правомерность вычета. Отметим, что проверяющие действовали в соответствии с разъяснениями Минфина. Чиновники не раз заявляли, что вычет по товарам, приобретенным в розницу за наличный расчет, предоставляется по общим правилам, то есть на основании счетов-фактур.
Однако апелляционная и кассационная инстанции поддержали налогоплательщика, указав на следующее. Счет-фактура - это не единственный документ, на основании которого предоставляется вычет НДС. При розничной реализации товаров за наличный расчет требования по оформлению расчетных документов и выставления счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).
В рассматриваемом случае оплата товаров подтверждена кассовыми чеками с выделенной суммой НДС. Данные товары были приобретены для осуществления предпринимательской деятельности: бензин - для стрижки травы на закрепленной территории, а остальные ТМЦ - для хозяйственных нужд и обслуживания автомобилей. Доказательств того, что эти товары использовались для иных целей, инспекция не представила. На этом основании суд признал отказ в вычете неправомерным.
(Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.22 № Ф06-20227/2022)
Источник: Бухонлайн, 05.08.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/8/18629_sud-razreshil-prinyat-nds-k-vychetu-na-osnovanii-kassovyx-chekov-za-benzin
Суд: прогул учебной командировки - основание для увольнения
Работник фирмы вовремя не явился на обучение, проходившее в другом городе - опоздал на 4 дня. В итоге, пропустил квалификационный экзамен и был уволен за прогул. По мнению сотрудника, такое увольнение незаконно, так как фирма задержала на несколько дней выплату командировочных, соответственно, причины несвоевременного прибытия напрямую связаны с действиями работодателя, и не могут служить основанием для увольнения.
Однако суды трех инстанций нарушений при увольнении не выявили и заняли сторону компании: отсутствие на занятиях в течение нескольких дней является прогулом, то есть отсутствием на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности. Все требования ТК при увольнении сотрудника были соблюдены.
Задержка с выплатой составила два дня, а причины пропуска остальных дней суды уважительными не сочли.
Отметим, в соответствии с разъяснениями Минтруда, до применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения у "командировочного" прогульщика нужно затребовать письменное объяснение проступка. Факт прогула документально подтверждается актом об отсутствии на рабочем месте и докладной запиской, которые вправе составить непосредственный начальник сотрудника на основании документов, полученных от принимающей стороны.
Если причины отсутствия работника окажутся неуважительными, работодатель вправе уволить прогульщика по подпункту "а" пункта 6 части 1 статьи 81 ТК. Днем увольнения будет день, предшествующий прогулу.
(Определение 5-го КСОЮ от 31.05.2022 N 88-5074/2022)
Источник: Audit-it.ru, 04.08.2022, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1063836.html
ПРОЧЕЕ
ФНС даны рекомендации по получению согласия на признание общедоступными сведений, составляющих налоговую тайну, организациями, реализующими новые инвестпроектыВ частности, в целях реализации правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2021 N 1740, ФНС направляет:
- шаблон по форме согласия юридических лиц на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (период, за который сведения признаются общедоступными, рекомендуется указывать с 01.01.2020 по 01.01.2025. В единичных случаях, согласованных с Минфином России и Минэкономразвития России, "базовый" период может быть ранее 2020 года, но не ранее 2017 года);
- шаблон формата представления органом госвласти субъекта РФ данных об объеме уплаченных налогов и сборов в результате реализации нового инвестиционного проекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2021 N 1740.
(Письмо ФНС России от 21.06.2022 N 1-1-08/0054@ "О направлении рекомендаций по порядку исполнения Постановления Правительства РФ от 12.10.2021 N 1740")
Источник: КонсультантПлюс, 01.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76572.html/
Даны разъяснения по заполнению разделов 4 и 5 налоговой декларации по НДПИ в связи с изменением законодательства
Федеральным законом от 28.05.2022 N 142-ФЗ "О внесении изменений в статью 11.1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 142-ФЗ) изменен порядок налогообложения углеводородного сырья, добываемого из нового морского месторождения, расположенного в границах российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) в подпункте 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ выделен новый вид добытого полезного ископаемого "щебень", а также предусмотрено предоставление налоговых вычетов при добыче железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области, и при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Республики Хакасия.
Учитывая то, что форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых утверждена приказом ФНС России от 08.12.2020 N КЧ-7-3/887@ (далее - налоговая декларация по НДПИ) и не предусматривает отражение налоговых обязательств налогоплательщиков с учетом изменений, внесенных Федеральными законами N 142-ФЗ и N 323-ФЗ, до внесения соответствующих изменений в указанный приказ ФНС России рекомендуется:
- при заполнении раздела 5 налоговой декларации по НДПИ за налоговые периоды с 01.09.2022 при добыче щебня по строке 010 код вида добытых полезных ископаемых отражать - 10017;
- при заполнении раздела 5 налоговой декларации по НДПИ в случае применения налоговых вычетов при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, за налоговые периоды с 01.08.2022 или при добыче железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) за налоговые периоды с 01.09.2022 указывать сумму налогового вычета по строке 165 подраздела 5.1 раздела 5 налоговой декларации по НДПИ;
- при заполнении раздела 4 налоговой декларации по НДПИ за налоговые периоды с 01.01.2022 в отношении полезного ископаемого, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, указанного в абзаце втором подпункта 5 пункта 1 статьи 11.1 НК РФ, в графе 1 указанного раздела проставляется код основания налогообложения добытых полезных ископаемых - 7000.
(Письмо ФНС России от 28.07.2022 N СД-4-3/9812@ "О заполнении налоговой декларации по НДПИ")
Источник: КонсультантПлюс, 30.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76561.html/
Земельный налог не будет исчисляться с даты госрегистрации прекращения права собственности на изъятый участок
По общему правилу плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса). Возникновение и прекращение вещных прав на земельные участки подлежат госрегистрации в ЕГРН. Именно госрегистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРН указано как обладающее вещным правом на земельный участок (Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54). А значит обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента госрегистрации за ним вещного права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о вещном праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (п. 2 ст. 237 Гражданского кодекса). Но поскольку в налоговом законодательстве не содержится норм, определяющих особенностей исчисления земельного налога в связи с принудительным изъятием у собственника земельного участка, ФНС России полагает, что такое изъятие будет являться основанием для прекращения его налогообложения. Налог не будет исчисляться с даты госрегистрации прекращения права собственности на земельный участок, определяемой на основании сведений, представленных из госреестра.
(Письмо ФНС России от 12 июля 2022 г. № БС-4-21/8879@)
Источник: ГАРАНТ, 01.08.2022, https://www.garant.ru/news/1557818/
Даны разъяснения по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества
Сообщается, в частности, что согласно пункту 2.1 статьи 217.1 НК РФ доход от продажи объекта недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, если одновременно соблюдаются установленные условия.
В частности, абзацем шестым пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ установлено, что для целей применения указанного пункта должно соблюдаться условие, которым предусмотрено, что налогоплательщику, его супругу (супруге), его детям (в том числе усыновленным), не достигшим возраста 18 лет, его родителям (если налогоплательщик является лицом, не достигшим возраста, указанного в абзаце втором настоящего пункта) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение не принадлежит в совокупности более 50 процентов в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь в приобретенном жилом помещении, независимо от размера приобретаемой доли налогоплательщика в соответствующем праве собственности.
Исходя из изложенного, в целях соблюдения указанного условия в собственности налогоплательщика, а также членов его семьи, указанных в абзаце шестом пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ, не может находиться, в частности, иное жилое помещение общей площадью большей, чем приобретаемое жилое помещение. Общая площадь жилых помещений не суммируется.
В случае если в собственности налогоплательщика, а также членов его семьи, указанных в абзаце шестом пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ, находится иное жилое помещение общей площадью большей, чем приобретаемое жилое помещение, то совокупная доля налогоплательщика, а также членов его семьи, указанных в абзаце шестом пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ, в праве собственности на это иное жилое помещение не должна превышать 50 процентов.
(Письмо ФНС России от 20.07.2022 N БС-4-11/9311 "О налогообложении доходов физических лиц")
Источник: КонсультантПлюс, 29.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76541.html/
Разъяснены вопросы привлечения резидентов к административной ответственности за нарушения валютного законодательства, совершенные в связи с введенными санкциями
Отмечено, что административная ответственность может применяться лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда резидентом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Лицо не может признаваться виновным в совершении административного правонарушения, если у него отсутствовала возможность для соблюдения требований валютного законодательства РФ, о чем может свидетельствовать применение ограничительных мер со стороны иностранных государств, и таким лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению таких требований.
Отсутствие вины резидента свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вопрос о наличии вины резидента в совершении административного правонарушения должен разрешаться налоговым органом в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств дела.
(Письмо ФНС России от 01.07.2022 N ШЮ-4-17/8337@ "По вопросам привлечения резидентов к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, совершенные в связи с введенными в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц санкциями")
Источник: КонсультантПлюс, 02.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76576.html
Налоговики уточнили, когда закончится мораторий на банкротство
Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов будет действовать по 1 октября 2022 года включительно. Такие разъяснения приводит ФНС своем новом письме.
Действующий мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов был установлен постановлением правительства РФ от 28.03.22 № 497. Он распространяется на граждан, индивидуальных предпринимателей, и на организации (за исключением должников-застройщиков домов, включенных в реестр проблемных объектов).
В налоговой службе напоминают, что постановление № 497 будет действовать в течение 6 месяцев со дня его официального опубликования, которое состоялось 1 апреля 2022 года. Соответственно, мораторий на банкротство продлится с 1 апреля по 1 октября 2022 года включительно. Ограничения, введенные постановлением № 497, не будут применяться со 2 октября 2022 года.
Такой вывод, как отмечают налоговики, подтверждается судебной практикой по делам о моратории на банкротство, который действовал в 2020 году.
(Письмо ФНС России от 18.07.22 № 18-2-05/0211@)
Источник: Бухонлайн, 04.08.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/8/18627_nalogoviki-utochnili-kogda-zakonchitsya-moratorij-na-bankrotstvo